При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Альтернативы информатизации жизнедеятельности общества нет. Нет альтернативы автоматизации конструкторской, инженерной деятельности, в том числе и в области автоматики, телемеханики, вычислительной техники, радиоэлектроники. Информатизация образования также является жизненной потребностью развития общества и государства.
Информатизация инженерной деятельности, науки и образования позволяет:
- облегчить доступность знаний и информации для каждого члена общества;
- развивать индивидуальные и творческие способности личности;
- обеспечить устойчивое стремление личности к сотрудничеству, обмену знаниями и информацией, к солидарности в мотивации деятельности;
- повысить квалификацию или оперативно изменить сферу деятельности в течение активной жизни каждого члена общества;
- обеспечивать опережающее образование и повышение заочного и индивидуально-домашнего образования;
- активно применять в целях образования, самообразования и творчества средства и возможности дистанционного обучения и информационного обеспечения на базе инструментария современных информационных систем образования, используя для этого гигантские информационные возможности Интернет/Экстранет/Интранет-технологий.
Информатизация сближает и объединяет едиными интересами, выравнивает социальные возможности различных слоев и возрастных групп социума. Особенно нуждаются в поддержке средствами информатизации, социально ослабленные и малозащищенные слои и группы общества, в том числе больные и старые люди, но более всего молодежь. Молодежь весьма восприимчива к развитию информатизации. Через призму информатизации и благодаря информатизации современная молодежь во многом по-новому воспринимает мироустройство, обретает обновленную тягу к знаниям, образованию, культуре, творческой и трудовой деятельности. Именно учащаяся молодежь в первую очередь нуждается в компьютеризации своих учебных мест в учреждениях образования, в создании и развитии учреждений дополнительного образования и неформальных творческих объединениях профиля ИТТ. Для молодого человека становится абсолютной потребность в личном (семейном, домашнем) компьютере с выходом в глобальные сети. Неслучайно этому направлению ("Домашний компьютер") информационно-социальных технологий в документе "Государственная Информационная Политика РФ" посвящен соответствующий раздел государственной программы.
Особое место должно быть отведено решению проблемы информатизации дополнительного образования и выдвижению системы дополнительного образования в число ведущих форм и структур образовательной системы "школа-вуз" в аспекте реализуемой в высшей школе линии на усиление роли вузов в развитии системы непрерывного образования "школа - вуз". Система дополнительного образования изначально должна строиться на преобладающей компоненте творчества в учебно-творческом процессе разновозрастных школьно-студенческих и взрослых коллективов. Информатизация, средства ИТТ - наиболее популярная у молодежи и продвинутая предметная среда изучения в учреждениях дополнительного образования, прекрасная сфера молодежного поиска и творчества, среда стажерских площадок и обмена опытом для специалистов и, наконец, огромный неиссякаемый источник технологической поддержки и информационного обеспечения самого дополнительного образования. Дополнительное образование, как никакое другое индивидуализированно, восприимчиво к инноватике, собирает в свои ряды наиболее творчески активных, заинтересованных и способных участников всех категорий: от школьников до профессоров вузов и видных ученых с мировым именем.