Необходимость изменения технологии обучения обусловлена и противоречиями в высшем образовании. Одним из них является противоречие между многочисленным количеством выпускников высших учебных заведений и реальным небольшим числом достаточно квалифицированных специалистов-профессионалов. Это следствие традиционной системы обучения, где велик удельный вес лекционных занятий по сравнению с другими формами обучения, где игнорируется общеизвестная истина: «Готовые знания нельзя передать обучаемому как материальный объект. Они должны быть открыты им самостоятельно». Время, требуемое для этого, зависит от индивидуальных особенностей обучаемых. В средней и высшей школе в основном обучение основано парадигме Коменского, которая максимально эффективна для фронтального вида обучения. Теперь же она не очень отвечает новому времени. За три с половиной века работы этой системы выявился ряд её существенных недостатков. В этой системе одинаково обучаются все, что абсолютно неверно: обучающий не может передать обучаемому больше информации, чем тот в состоянии в данный момент принять.
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы. Далеко не последнее место среди них занимают индивидуально-психологические особенности обучаемых. Педагогам хорошо известно [1], что при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности одни студенты много и хорошо работают при овладении знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели. В то же время другие студенты всё делают словно из-под палки, а появление даже незначительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности. Именно в этой ситуации и требуется индивидуальный подход к каждому конкретному обучаемому, который невероятно сложно реализовать в большой группе, когда в центре учебной деятельности оказывается преподаватель.
Студент с той или иной индивидуальной особенностью наиболее эффективно работает при строго определённом сценарии приёма и переработки информации. Так представителям NT-типа темперамента, обладающим потенциально высоким уровнем творческого потенциала (их в группах примерно 3-5 %) требуется чётко структурированная информация. Однако, она с большим трудом воспринимается представителями консервативного SJ-типа темперамента (их в группах до 80 %). Ориентируясь в этой ситуации на абстрактного среднего обучаемого, мы тормозим работу сильных студентов и не обеспечиваем уровень изложения информации, достаточный для понимания её слабыми студентами. А из-за несовместимости по параметрам каналов передачи и приёма информации высшая школа теряет студентов с потенциально высоким уровнем креативности.
Поэтому, в рамках традиционной системы обучения вырастить творческую личность, способную в экстремальных ситуациях находить оптимальное управленческое решение практически невозможно. Следствием этого и является низкий КПД многих высших и средних специальных учебных заведений.
Для преодоления этих недостатков нами предложена педагогическая технология компьютерной экспертно-обучающей системы (ЭОС), которая решает проблему личностно ориентированного обучения, способствуя формированию творческого мышления обучаемого [2-4]. Она гармонично сочетается с традиционной формой вузовского обучения, значительно уменьшая удельный вес аудиторных занятий. Опираясь информацию об индивидуальных особенностях каждого обучаемого, методико-педагогическая компонента ЭОС генерирует оптимальный для данного обучаемого сценарий обучения, наполняемый далее конкретным содержанием при помощи предметной составляющей ЭОС. В результате каждый обучаемый имеет возможность работать с учебным материалом в соответствии с его возможностями и в экологически комфортном ритме, используя оптимальный для него способ представления информации. Преподаватель получает желанную обратную связь и возможность эффективно управлять процессом обучения, поднимая ученика на качественно более высокий уровень развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учёбы студентов вуза // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2004. № 1. С. 10-35.
- Швецова Н.А. Использование компьютерных экспертно-обучающих систем для профессиональной подготовки кадров // Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-28 марта 2003 г. Краснодар, 2003. С. 298-301.
- Швецова Н.А. Экспертно-обучающие системы в сфере повышения квалификации кадров. О психологической компоненте экспертно-обучающей системы // Интеграция методической (научно - методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы V всероссийской научно-практической конференции 18-20 февраля 2004 г. Часть 2. Челябинск, 2004. С. 149-152.
- Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы. - Киев: Наукова думка, 1992. - 158 с.