Важнейшим этапом в развитии преподавания является, конечно, переход к модульному построению курса, который широко используется в вузах США и Западной Европы, при котором студент может изучать его по отдельным структурным единицам, при необходимом методическом и иллюстративном материале. (Галкин В.А. 2000 г.)
В настоящее время подготовка педагогических кадров осуществляется изучением учебных дисциплин в каждом из блоков (предметном, общекультурном, психолого-педагогическом и общепрофессиональном). Предметы общепрофессионального блока (анатомия, физиология, гигиена, основы медицинских знаний) изучаются на первом и втором курсах в тот период, когда первокурсникам необходимо адаптироваться к совершенно новым условиям учебного процесса с обилием объемной и сложной информации.
Согласно новым учебным планам, количество аудиторных часов по дисциплинам медико-биологического блока, продолжает сокращаться. Основная тяжесть ложится на плечи неадаптированных студентов в виде самостоятельной работы, где приоритетным должно быть - умение работать с лекционным материалом, учебниками и дополнительной литературой. Изучение дисциплины идет неэффективно, сказываются как субъективные причины, так и объективные - объем и усвоение сложного материала, тяжелая адаптация студентов, низкий уровень стартовых знаний.
На наш взгляд именно стартовые показатели являются отправной точкой, фундамента будущих знаний. Тестовые задания были составлены на основе школьных программ по соответствующему разделу биологии. Контроль проводился на факультете математики и биологии: Результаты исследований позволили сделать следующий вывод. Со стартовыми знаниями справились 27,7%(15) студентов из 100%(54) факультета математики, биофака 34,6%(18) из 100%(52).
Такой уровень знаний, может быть, приемлем для факультета математики, но не для студентов факультета биологии, что говорит о слабой школьной подготовки и отсутствии у современной молодежи мотивации к повышению своих знаний.
Использование современных образовательных технологий ориентировано не только на обогащение процесса получения информации, но и правильной организации системы контроля, которую и призван обеспечить тест (Аванесов В.С.).
Учитывая требования государственного стандарта, нами тщательно был подобран лекционный материал (по возрастной анатомии, физиологии и гигиене) и, соответственно, к каждой лекции тестовые задания для поэтапного контроля знаний по изученным блокам. Тестовые задания содержали готовые элементы альтернативных ответов, и различались не только по структуре, но и по функциональным задачам. Чрезмерная сложность задания приводила к потере положительной мотивации у 30,1%(32) студентов из 100%(106). Отсюда возникла необходимость создания заданий средней сложности с переходом на более сложные, к последнему этапу контроля. На начальных этапах контроля лишь 45% студентов из 100%(106) справились с предложенной технологией обучения. По-видимому сказалась адаптация студентов к данной методике контроля. На завершающем этапе контроля справились с тестовыми заданиями 75-80% студентов.
Таким образом дидактически правильно составленный модуль с четкими рекомендациями по изучаемым блокам в комплексе с поэтапным тестовым контролем позволит студентам гораздо лучше освоить предметы медико-биологического блока. Для полного и содержательного выполнения своего функционального назначения, работа по совершенствованию обучающего комплекса продолжается.
Список литературы:
- Аванесов В.С. Композиция типовых заданий / Москва 1998 г.
- Болотов В.А., Новичков В.Б. Реформа педагогического образования // Педагогика 1992г. №78.
- Галкина В.А. Модульно-рейтинговая интенсивная технология обучения студентов - заочников // Образование в регионах России и ГНГ. 2000 г. №1 (9).