Внедрение новых технологий обучения привлекает все больший интерес к системам тестового контроля. Как контрольно-измерительный инструмент тестирование давно используется в большинстве стран мира и имеет неоспоримые положительные стороны. Между тем, научный уровень тестирования в нашей стране пока не соответствует международным стандартам. Отчасти это происходит из-за слабой информированности преподавательского состава в вопросах теории и методики тестового контроля и отсутствия необходимой литературы.
При разработке тестовых заданий необходимо обращать особое внимание на назначение контроля [1]. Так, тестовые задания, предназначенные для итоговой оценки знаний, не могут использоваться для проверки остаточных знаний. Ведь итоговый контроль после изучения всей дисциплины должен охватывать абсолютно все темы, в то время как проверка остаточных знаний должна включать лишь основные разделы учебной дисциплины, которые определены в ГОС.
Существуют 4 основные формы тестовых заданий: закрытой формы (необходимо выбрать правильный из нескольких вариантов ответов), открытой формы (необходимо дополнить недостающий элемент ответа), задания на соответствие (установить соответствие между элементами ответа) и на установление верной последовательности каких-либо фактов. Каждая из описанных выше форм оказывает свое психологическое воздействие на проверяемого. Как показывает опыт, наиболее предпочтительны для студентов задания закрытой формы, задания же открытой формы, требуют наличия конкретных знаний и менее всего ориентированы на догадку. В тесте рекомендуется использовать различные формы заданий. Он должен включать в себя задания различного уровня трудности, начиная с легких и заканчивая трудными, на которые смогут правильно ответить только несколько испытуемых.
Методически правильно разработанные задания позволяют как объективно и полно оценить знания студента, так и проанализировать полученные результаты для корректировки технологии обучения. Эффективность системы тестового контроля определяется не только творческим подходом составителей к разработке системы заданий, соответствующих конкретным целям тестирования, но и соблюдением требований и правил составления тестовых заданий. Только в этом случае системы тестового контроля являются качественным и объективным инструментом диагностирования уровня знаний студентов.
Литература
- Нохрина Н. журнал «Высшее образование в России», №1, 2002, с. 106-107.