Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЧЕВОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ

Федорова Н.Р. 1 Николаева Л.В. 1
1 Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
В статье раскрываются проблемы организации кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики. Подчеркивается актуальность решения данной проблемы для реализации равных прав всех детей на образование. Раскрываются понятия «кочевой образ жизни», «кочевое образование». Цель исследования – рассмотреть педагогические возможности организации кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики. В статье проведено исследование вопроса актуальности и необходимости организации кочевого детского сада в тундре. Проведено 5 диагностических исследований с родителями, педагогами и работниками управления образования Оленекского улуса РС (Якутия), где компактно проживают эвенки, ведущие кочевой образ жизни, изучено и проанализировано состояние дошкольного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока РФ в кочевых условиях. В статье описывается опыт создания кочевой дошкольной образовательной организации в родовой общине Оленекского улуса РС (Якутия), которую посещают 15 детей разного возраста. В кочевой группе создана развивающая предметно-пространственная среда по требованиям ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание основано на национальных традициях и традиционных занятиях рода. Создана экологическая тропа в тундре для наблюдений в природе.
дошкольное образование
кочевая семья
кочевой детский сад
малочисленные народы Севера
родная культура
традиции
1. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 года № 1660-3 N963-V «О кочевой семье» (в ред. Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2017 1863-З № 1283-V). [Электронный ресурс]. URL: http://extwprlegs1.fao.org/docs/pdf/rus175188.pdf (дата обращения: 15.10.2020).
2. Национальный состав и владение языками по итогам Всероссийской переписи населения в 2002 г. Т. 5: [данные ФГОС по РС (Я)] // Всероссийская перепись населения 2002 г. / Федер. служба гос. статистики. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.10.2020).
3. Томтосова Е.А. Реализация вариативных форм кочевого дошкольного образования в развивающемся воспитательном пространстве Республики Саха // Управление образованием: теория и практика. № 3 (31) 2018. С. 70–74.
4. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 15.10.2020).
5. Закон РС (Якутия) от 22 июля 2008 года № 5913 № 73-IV «О кочевых школах Республики Саха (Якутия) (в редакции Законов Республики Саха (Якутия) от 30.04.2014 1310-З № 177-V, от 27.11.2014 1372-З № 295-V, от 22.05.2018 2002-З № 1561-V, от 30.01.2019 2099-З № 109. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/819062058VI (дата обращения: 15.10.2020).
6. Семенова А.А. Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях оленеводства Якутии // Арктика XXI век. 2018 № 2 (16). С. 18–24.

В настоящее время в России происходят большие изменения в системе образования в рамках повышения качества образовательного процесса в свете новых ФГОС. По ФГОС дошкольного образования все дети, независимо от места проживания, должны иметь возможность посещать детский сад и пройти предшкольную подготовку. Но мы знаем, что не все дети имеют равные возможности. В этом плане существуют некоторые противоречия. Проблематичным остается образование для детей малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. Реалии сегодняшнего дня показывают проблемы в получении дошкольного образования детей малочисленного народа эвенков.

Кочевой образ жизни – уклад жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства, что обусловливает минимальные условия для жизнедеятельности человека [1].

В арктических улусах РС (Якутия) оленеводы ведут кочевой образ жизни в условиях тундры. Кочевая цивилизация – уникальный способ жизнедеятельности народов Севера, занимающихся оленеводством. Уникальный практический опыт выживания в условиях Арктики, духовное единение с природой, богатые традиции кочевников требуют сохранения и развития в современных условиях развития общества.

Проблема состоит в том, что дети кочевников не могут посещать дошкольные образовательные организации и получать дошкольное образование и подготовку к школе, так как стойбища оленеводов находятся далеко в тундре и суровые условия Севера не позволяют перемещаться по ней.

Второе противоречие связано с феноменом детства. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для становления человека и развития базовых духовно-нравственных ценностей и картины мира ребенка. Неслучайно все педагоги считали, что ребенок с самого рождения должен быть погружен в родной материнский язык и культуру родного народа и родного края. Но в условиях глобализации и урбанизации северным народам становится труднее сохранять родной язык и самобытную культуру, которые находятся на грани выживания и исчезновения. Из-за недостаточного функционирования родного языка молодые люди перестали говорить на родном языке, родным языком владеет только старшее поколение, утрачивается веками сохраняемая богатейшая культура Севера. Появляется опасность, что в будущем вместе со старым поколением исчезнут и языки, и уникальная культура малочисленных народов.

Выход из положения нам видится в организации кочевых дошкольных образовательных организаций в условиях кочевого образа жизни тундровиков.

По нашему мнению, кочевые ДОО являются хорошим решением для реализации рекомендаций ФГОС дошкольного образования. Дети будут получать полноценное семейное воспитание и в то же время квалифицированное дошкольное образование в условиях кочевья, подготовку к школе и социальное развитие в социуме. Основное требование нашей модели – наличие квалифицированного воспитателя и организация предметно-развивающей среды в кочевых условиях.

При такой модели кочевого детского сада дети развиваются в естественных условиях, в привычной среде, в семейном кругу, без отрыва от семьи. Такая гармонизация дошкольного детства детей тундровиков является наиболее приемлемой моделью дошкольного образования в условиях Арктики. Поэтому данная проблема очень актуальна в настоящее время и требует обоснования педагогических условий для ее реализации.

Цель исследования: рассмотреть педагогические возможности организации модели кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики.

Материалы и методы исследования

С целью изучения проблемы нами проведено 5 диагностических исследований. Ключевой вопрос исследования – насколько актуально и необходимо кочевое дошкольное образование (на примере Оленекского улуса РС (Якутия)).

В ходе эксперимента приняли участие специалисты отдела дошкольного образования, заведующие, воспитатели дошкольной образовательной организации и родители МБДОУ д/с «Кэнчээри» с. Харыялах.

1 диагностика. Анализ особенностей дошкольного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых условиях.

Исследование проводилось по следующим вопросам:

1. В каких субъектах проживают КМНС, Сибири и Дальнего Востока?

2. Наличие вариативных форм дошкольного образования в кочевых условиях?

3. Численность детей от 0 до 6 лет и 7–17 лет в Арктической зоне Республике Саха (Якутия).

Результаты исследования показали, что в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, «каждый из которых имеет свою многовековую историю, традиционную, материальную и духовную культуру. Согласно Всероссийской переписи населения РФ 2010 г., общая численность коренных малочисленных народов составляет 145 848 чел. Из них эвенков – 38 396, эвенов – 21 830, юкагиров – 1603, чукчей – 15 908, долган – 7885. причем около 65 % представителей малочисленных народов Севера в России проживают в сельской местности» [2].

Тенденции современного образования нашли отражение и в системе дошкольного образования. «Появились вариативные формы образовательных организаций, в том числе кочевые, которые ориентированы на обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей, вне зависимости от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса» [3].

В целях сохранения и развития традиционных промыслов северных территорий была утверждена программа «Арктическое образование», «задача которого – создание эффективной системы для обеспечения качественного образования в кочевнической среде, в пяти регионах России, таких как Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский край, Архангельская и Мурманская область, Республики Коми и Саха (Якутия)» [3]. Программа предусматривает организацию модели кочевых детских садов и начальных школ, которые позволили бы сохранять родные языки, культуру, традиционный уклад жизни малочисленных народов.

«Численность детей от 0 до 6 лет в рассматриваемом периоде выросла на 8,7 тыс. детей или 14,9 %; наибольшее число детей было зафиксировано в 2013 г., далее, в 2014–2017 гг., наметилось сокращение» [3].

Кроме того, «организована система кочевого образования для 70 детей дошкольного возраста в вариативных формах дошкольного кочевого образования в местах компактного проживания малочисленных народов Якутии, не относящихся к арктическим и северным районам республики» [3].

2 диагностика. Исследование количества детей дошкольного возраста «малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни» [1] в Оленекском улусе РС (Якутия).

Исследование проводилось по следующим вопросам:

1. Количество семей, ведущих кочевой образ жизни в Оленекском улусе.

2. Количество детей, проживающих в условиях кочевья в Оленекском улусе.

3. Возраст кочевых детей дошкольного возраста.

По результату данного исследования можно констатировать, что в Оленекском улусе в оленеводческих стадах МУП «Оленекское» постоянно проживает вместе с родителями от 8 до 15 детей дошкольного возраста. Группу присмотра с дежурством мам посещают 15 разновозрастных детей (от 10 месяцев до 7 лет).

3. диагностика. Анкетирование родителей детей дошкольного возраста КМНС.

1) Ведете ли вы кочевой образ жизни?

2) Кто присматривает за детьми?

3) Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?

4) Какие трудности испытываете в воспитании детей дошкольного возраста в условиях кочевья?

5) Считаете ли вы необходимым организацию дошкольного образования ваших детей в условиях кочевья?

Всего было опрошено 10 родителей. При анализе анкетирования выявлено следующее: 90 % родителей утверждают, что они ведут кочевой образ жизни. На вопрос «Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?» 40 % родителей ответили утвердительно, 60 % затрудняются ответить, так как имеется группа присмотра, молодые мамы дежурят, кормят, ухаживают, но обучения по образовательной программе дошкольного образования нет, так как нет профессионально подготовленных кадров для работы в кочевом детском саду.

Большинство родителей испытывают трудности в воспитании детей в условиях кочевья, им трудно совмещать бытовые работы с занятиями с детьми в образовательном и воспитательном плане. По результатам ответов на вопрос о необходимости организации дошкольного образования детей в условиях кочевья выявлено, что 90 % родителей заинтересованы в получении их детей дошкольного образования, 10 % родителей затруднились ответить на данный вопрос.

В целом большинство родителей считают, что организация кочевого дошкольного образования необходима для их детей. Таким образом, мы выявили, что в условиях Арктики необходим кочевой детский сад с профессионально подготовленным педагогом.

4 диагностика. Анкетирование педагогов ДОО Оленекского улуса РС (Якутия). Педагогам ДОО были предложены следующие вопросы:

1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе?

2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?

3) Готовы ли Вы работать в кочевой ДОО (посезонно, посменно, ваши предложения)?

Проанализировав ответы педагогов ДОО Оленекского улуса, мы пришли к выводу:

1. 100 % педагогов считают, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения ДО и профессиональной подготовки к обучению в школе.

2. 98 % педагогов считают, что возможно организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики. Есть опыт кочевой ДОО в д/с «Кэнчээри» с. Харыялах Оленекского улуса. 2 % уверены, что невозможно.

3. 40 % считают, что они готовы работать в кочевой ДОО. 40 % считают, что не готовы работать в кочевой ДОО. 20 % затруднились ответить на вопрос.

5 диагностика. Анкетирование специалистов отдела дошкольного образования и заведующих ДОО с. Оленек.

1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и профессиональной подготовки к обучению в школе?

2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?

3) Какой детский сад в улусе мог бы организовать в своей ДОО филиал для работы в условиях кочевья?

4) Как вы думаете, реальна ли необходимость организации модели кочевого ДОО в условиях села Оленек?

Данные анкет свидетельствуют, что специалисты отдела дошкольного образования и заведующие ДОО полностью согласны с тем, что дети кочевников должны получать равные возможности получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе. А также они считают, что вполне возможна организация модели кочевой ДОО в Оленекском улусе.

Специалисты и заведующие считают, что наиболее существенная проблема при организации модели кочевых ДОО – отсутствие квалифицированных педагогических кадров для работы в тундре.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ анкетирования родителей, педагогов ДОО, работников управления образования показал заинтересованность в организации кочевых дошкольных организаций на всех уровнях. Правительство РФ уделяет большое внимание сохранению национальных традиций многонационального народа Российской Федерации. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [4].

Якутия является поликультурным регионом, в котором проживают народы Севера – эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы, языки которых признаны официальными. В Законе РС (Якутия) «О кочевой семье» отражены цель и принципы государственной поддержки малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни. «Кочевое образование – это возможность для кочевого населения получить доступное и бесплатное образование. В Концепции модернизации системы образования одной из приоритетных задач ставится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения» [1].

В соответствии с Законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» [5] в целях сохранения оленеводства и культуры, защиты исконной среды обитания с февраля 2019 г. на базе МБДОУ д/с «Кэрэчээнэ» была создана кочевая дошкольная группа в родовой общине № 3, которая послужила опытом создания кочевых ДОО в Оленекском улусе РС (Якутия). В группе работает воспитатель с педагогическим образованием, сама имеет детей дошкольного возраста. Группу посещают 15 детей от 10 месяцев до 7 лет. В зимнее время живут на базе, где построены дома. Добираются на оленях, на вездеходе и на снегоходе «Буран». В летний период кочуют с места на место и к ним можно добраться только на вертолете.

Создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание основано на национальных традициях.

«Обязательная часть содержания программы предусматривает основные направления развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО» [6]. Программа обучения и развития детей предусматривает изучение эвенкийского языка, культуры родного народа, формирование в естественных условиях и на примере родителей любви к природе родной тундры, чувства ответственности за ее сохранение. Воспитанники кочевой группы учатся в условиях естественной среды. На экологической тропе по тундре наблюдают за окружающим миром, природой, при этом занимаются традиционными промыслами – рыбалкой и сбором дикоросов. Приобщение к культуре родного народа осуществляется во всех видах детской деятельности: дети поют эвенкийские народные и детские песни, учатся танцевать хороводный танец «сээдьэ», играют в народные игры, мальчики занимаются национальными видами спорта, девочки учатся вышивать бисером национальные орнаменты. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с творчеством художников Арктики, учатся рисовать родную природу. Маленькие оленеводы изготавливают своими руками различные сувениры из природных материалов: кожи, меха, кости, рога оленя, бусин и т.д.

Осуществляется подготовка к школе. Дети вместе с родителями участвуют в народных праздниках и соревнованиях.

Заключение

Актуальность проблемы дошкольного образования детей оленеводов в условиях кочевой жизни в Арктике вызвала необходимость изучения данного вопроса для реализации требований ФГОС дошкольного образования для всех категорий детей. Проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости организации кочевой дошкольной образовательной организации в условиях кочевого уклада жизни оленеводов Севера. Первый опыт реализации проекта кочевого детского сада показал возможности и потенциал дошкольного образования без отрыва от родителей, в условиях кочевья в Оленекском улусе РС (Якутия). Данный опыт может быть рекомендован для остальных регионов Севера.


Библиографическая ссылка

Федорова Н.Р., Николаева Л.В. К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЧЕВОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ АРКТИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 219-223;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38366 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674