Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF NOMADIC PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE ARCTIC CONDITIONS

Fedorova N.R. 1 Nikolaeva L.V. 1
1 Pedagogical Institute of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
The article reveals the problems of organizing a nomadic preschool educational organization in the Arctic. The urgency of solving this problem for the realization of the equal rights of all children to education is emphasized. The concepts of «nomadic way of life», «nomadic education» are revealed. The purpose of the study is to consider the pedagogical possibilities of organizing a nomadic preschool educational organization in the Arctic. The article studies the relevance and necessity of organizing a nomadic kindergarten in the tundra. Five diagnostic studies were carried out with parents, teachers and employees of the education department of the Oleneksky ulus of the RS (Yakutia), where Evenks, leading a nomadic lifestyle, live compactly, the state of preschool education of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation in nomadic conditions was studied and analyzed. The article describes the experience of creating a nomadic preschool educational organization in the tribal community of the Olenek ulus RS (Yakutia), which is attended by 15 children of different ages. In the nomadic group, a developing subject-spatial environment was created in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of preschool education. Education and upbringing is based on national traditions and traditional occupations of the clan. An ecological trail has been created in the tundra for observations in nature.
preschool education
nomadic family
nomadic kindergarten
small peoples of the North
native culture
traditions

В настоящее время в России происходят большие изменения в системе образования в рамках повышения качества образовательного процесса в свете новых ФГОС. По ФГОС дошкольного образования все дети, независимо от места проживания, должны иметь возможность посещать детский сад и пройти предшкольную подготовку. Но мы знаем, что не все дети имеют равные возможности. В этом плане существуют некоторые противоречия. Проблематичным остается образование для детей малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни. Реалии сегодняшнего дня показывают проблемы в получении дошкольного образования детей малочисленного народа эвенков.

Кочевой образ жизни – уклад жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства, что обусловливает минимальные условия для жизнедеятельности человека [1].

В арктических улусах РС (Якутия) оленеводы ведут кочевой образ жизни в условиях тундры. Кочевая цивилизация – уникальный способ жизнедеятельности народов Севера, занимающихся оленеводством. Уникальный практический опыт выживания в условиях Арктики, духовное единение с природой, богатые традиции кочевников требуют сохранения и развития в современных условиях развития общества.

Проблема состоит в том, что дети кочевников не могут посещать дошкольные образовательные организации и получать дошкольное образование и подготовку к школе, так как стойбища оленеводов находятся далеко в тундре и суровые условия Севера не позволяют перемещаться по ней.

Второе противоречие связано с феноменом детства. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для становления человека и развития базовых духовно-нравственных ценностей и картины мира ребенка. Неслучайно все педагоги считали, что ребенок с самого рождения должен быть погружен в родной материнский язык и культуру родного народа и родного края. Но в условиях глобализации и урбанизации северным народам становится труднее сохранять родной язык и самобытную культуру, которые находятся на грани выживания и исчезновения. Из-за недостаточного функционирования родного языка молодые люди перестали говорить на родном языке, родным языком владеет только старшее поколение, утрачивается веками сохраняемая богатейшая культура Севера. Появляется опасность, что в будущем вместе со старым поколением исчезнут и языки, и уникальная культура малочисленных народов.

Выход из положения нам видится в организации кочевых дошкольных образовательных организаций в условиях кочевого образа жизни тундровиков.

По нашему мнению, кочевые ДОО являются хорошим решением для реализации рекомендаций ФГОС дошкольного образования. Дети будут получать полноценное семейное воспитание и в то же время квалифицированное дошкольное образование в условиях кочевья, подготовку к школе и социальное развитие в социуме. Основное требование нашей модели – наличие квалифицированного воспитателя и организация предметно-развивающей среды в кочевых условиях.

При такой модели кочевого детского сада дети развиваются в естественных условиях, в привычной среде, в семейном кругу, без отрыва от семьи. Такая гармонизация дошкольного детства детей тундровиков является наиболее приемлемой моделью дошкольного образования в условиях Арктики. Поэтому данная проблема очень актуальна в настоящее время и требует обоснования педагогических условий для ее реализации.

Цель исследования: рассмотреть педагогические возможности организации модели кочевой дошкольной образовательной организации в условиях Арктики.

Материалы и методы исследования

С целью изучения проблемы нами проведено 5 диагностических исследований. Ключевой вопрос исследования – насколько актуально и необходимо кочевое дошкольное образование (на примере Оленекского улуса РС (Якутия)).

В ходе эксперимента приняли участие специалисты отдела дошкольного образования, заведующие, воспитатели дошкольной образовательной организации и родители МБДОУ д/с «Кэнчээри» с. Харыялах.

1 диагностика. Анализ особенностей дошкольного образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в кочевых условиях.

Исследование проводилось по следующим вопросам:

1. В каких субъектах проживают КМНС, Сибири и Дальнего Востока?

2. Наличие вариативных форм дошкольного образования в кочевых условиях?

3. Численность детей от 0 до 6 лет и 7–17 лет в Арктической зоне Республике Саха (Якутия).

Результаты исследования показали, что в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, «каждый из которых имеет свою многовековую историю, традиционную, материальную и духовную культуру. Согласно Всероссийской переписи населения РФ 2010 г., общая численность коренных малочисленных народов составляет 145 848 чел. Из них эвенков – 38 396, эвенов – 21 830, юкагиров – 1603, чукчей – 15 908, долган – 7885. причем около 65 % представителей малочисленных народов Севера в России проживают в сельской местности» [2].

Тенденции современного образования нашли отражение и в системе дошкольного образования. «Появились вариативные формы образовательных организаций, в том числе кочевые, которые ориентированы на обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей, вне зависимости от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса» [3].

В целях сохранения и развития традиционных промыслов северных территорий была утверждена программа «Арктическое образование», «задача которого – создание эффективной системы для обеспечения качественного образования в кочевнической среде, в пяти регионах России, таких как Ямало-Ненецкий, Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Красноярский край, Архангельская и Мурманская область, Республики Коми и Саха (Якутия)» [3]. Программа предусматривает организацию модели кочевых детских садов и начальных школ, которые позволили бы сохранять родные языки, культуру, традиционный уклад жизни малочисленных народов.

«Численность детей от 0 до 6 лет в рассматриваемом периоде выросла на 8,7 тыс. детей или 14,9 %; наибольшее число детей было зафиксировано в 2013 г., далее, в 2014–2017 гг., наметилось сокращение» [3].

Кроме того, «организована система кочевого образования для 70 детей дошкольного возраста в вариативных формах дошкольного кочевого образования в местах компактного проживания малочисленных народов Якутии, не относящихся к арктическим и северным районам республики» [3].

2 диагностика. Исследование количества детей дошкольного возраста «малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни» [1] в Оленекском улусе РС (Якутия).

Исследование проводилось по следующим вопросам:

1. Количество семей, ведущих кочевой образ жизни в Оленекском улусе.

2. Количество детей, проживающих в условиях кочевья в Оленекском улусе.

3. Возраст кочевых детей дошкольного возраста.

По результату данного исследования можно констатировать, что в Оленекском улусе в оленеводческих стадах МУП «Оленекское» постоянно проживает вместе с родителями от 8 до 15 детей дошкольного возраста. Группу присмотра с дежурством мам посещают 15 разновозрастных детей (от 10 месяцев до 7 лет).

3. диагностика. Анкетирование родителей детей дошкольного возраста КМНС.

1) Ведете ли вы кочевой образ жизни?

2) Кто присматривает за детьми?

3) Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?

4) Какие трудности испытываете в воспитании детей дошкольного возраста в условиях кочевья?

5) Считаете ли вы необходимым организацию дошкольного образования ваших детей в условиях кочевья?

Всего было опрошено 10 родителей. При анализе анкетирования выявлено следующее: 90 % родителей утверждают, что они ведут кочевой образ жизни. На вопрос «Охвачены ли ваши дети дошкольным образованием?» 40 % родителей ответили утвердительно, 60 % затрудняются ответить, так как имеется группа присмотра, молодые мамы дежурят, кормят, ухаживают, но обучения по образовательной программе дошкольного образования нет, так как нет профессионально подготовленных кадров для работы в кочевом детском саду.

Большинство родителей испытывают трудности в воспитании детей в условиях кочевья, им трудно совмещать бытовые работы с занятиями с детьми в образовательном и воспитательном плане. По результатам ответов на вопрос о необходимости организации дошкольного образования детей в условиях кочевья выявлено, что 90 % родителей заинтересованы в получении их детей дошкольного образования, 10 % родителей затруднились ответить на данный вопрос.

В целом большинство родителей считают, что организация кочевого дошкольного образования необходима для их детей. Таким образом, мы выявили, что в условиях Арктики необходим кочевой детский сад с профессионально подготовленным педагогом.

4 диагностика. Анкетирование педагогов ДОО Оленекского улуса РС (Якутия). Педагогам ДОО были предложены следующие вопросы:

1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе?

2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?

3) Готовы ли Вы работать в кочевой ДОО (посезонно, посменно, ваши предложения)?

Проанализировав ответы педагогов ДОО Оленекского улуса, мы пришли к выводу:

1. 100 % педагогов считают, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения ДО и профессиональной подготовки к обучению в школе.

2. 98 % педагогов считают, что возможно организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики. Есть опыт кочевой ДОО в д/с «Кэнчээри» с. Харыялах Оленекского улуса. 2 % уверены, что невозможно.

3. 40 % считают, что они готовы работать в кочевой ДОО. 40 % считают, что не готовы работать в кочевой ДОО. 20 % затруднились ответить на вопрос.

5 диагностика. Анкетирование специалистов отдела дошкольного образования и заведующих ДОО с. Оленек.

1) Считаете ли вы, что дети кочевников должны получать равные возможности для получения дошкольного образования и профессиональной подготовки к обучению в школе?

2) Как вы считаете, возможно ли организовать модель кочевой ДОО в условиях Арктики в нашем улусе?

3) Какой детский сад в улусе мог бы организовать в своей ДОО филиал для работы в условиях кочевья?

4) Как вы думаете, реальна ли необходимость организации модели кочевого ДОО в условиях села Оленек?

Данные анкет свидетельствуют, что специалисты отдела дошкольного образования и заведующие ДОО полностью согласны с тем, что дети кочевников должны получать равные возможности получения дошкольного образования и подготовки к обучению в школе. А также они считают, что вполне возможна организация модели кочевой ДОО в Оленекском улусе.

Специалисты и заведующие считают, что наиболее существенная проблема при организации модели кочевых ДОО – отсутствие квалифицированных педагогических кадров для работы в тундре.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенный анализ анкетирования родителей, педагогов ДОО, работников управления образования показал заинтересованность в организации кочевых дошкольных организаций на всех уровнях. Правительство РФ уделяет большое внимание сохранению национальных традиций многонационального народа Российской Федерации. В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [4].

Якутия является поликультурным регионом, в котором проживают народы Севера – эвенки, эвены, юкагиры, чукчи и долганы, языки которых признаны официальными. В Законе РС (Якутия) «О кочевой семье» отражены цель и принципы государственной поддержки малочисленных народов, ведущих кочевой образ жизни. «Кочевое образование – это возможность для кочевого населения получить доступное и бесплатное образование. В Концепции модернизации системы образования одной из приоритетных задач ставится обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения» [1].

В соответствии с Законом «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» [5] в целях сохранения оленеводства и культуры, защиты исконной среды обитания с февраля 2019 г. на базе МБДОУ д/с «Кэрэчээнэ» была создана кочевая дошкольная группа в родовой общине № 3, которая послужила опытом создания кочевых ДОО в Оленекском улусе РС (Якутия). В группе работает воспитатель с педагогическим образованием, сама имеет детей дошкольного возраста. Группу посещают 15 детей от 10 месяцев до 7 лет. В зимнее время живут на базе, где построены дома. Добираются на оленях, на вездеходе и на снегоходе «Буран». В летний период кочуют с места на место и к ним можно добраться только на вертолете.

Создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС дошкольного образования. Обучение и воспитание основано на национальных традициях.

«Обязательная часть содержания программы предусматривает основные направления развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО» [6]. Программа обучения и развития детей предусматривает изучение эвенкийского языка, культуры родного народа, формирование в естественных условиях и на примере родителей любви к природе родной тундры, чувства ответственности за ее сохранение. Воспитанники кочевой группы учатся в условиях естественной среды. На экологической тропе по тундре наблюдают за окружающим миром, природой, при этом занимаются традиционными промыслами – рыбалкой и сбором дикоросов. Приобщение к культуре родного народа осуществляется во всех видах детской деятельности: дети поют эвенкийские народные и детские песни, учатся танцевать хороводный танец «сээдьэ», играют в народные игры, мальчики занимаются национальными видами спорта, девочки учатся вышивать бисером национальные орнаменты. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с творчеством художников Арктики, учатся рисовать родную природу. Маленькие оленеводы изготавливают своими руками различные сувениры из природных материалов: кожи, меха, кости, рога оленя, бусин и т.д.

Осуществляется подготовка к школе. Дети вместе с родителями участвуют в народных праздниках и соревнованиях.

Заключение

Актуальность проблемы дошкольного образования детей оленеводов в условиях кочевой жизни в Арктике вызвала необходимость изучения данного вопроса для реализации требований ФГОС дошкольного образования для всех категорий детей. Проведенное исследование позволило прийти к выводу о необходимости организации кочевой дошкольной образовательной организации в условиях кочевого уклада жизни оленеводов Севера. Первый опыт реализации проекта кочевого детского сада показал возможности и потенциал дошкольного образования без отрыва от родителей, в условиях кочевья в Оленекском улусе РС (Якутия). Данный опыт может быть рекомендован для остальных регионов Севера.