Введение
Россия традиционно относится к числу стран с высоким уровнем этнокультурного разнообразия. На ее территории проживает около 190 народов, включая как крупные этнические общности, так и малочисленные коренные народы. Каждая этническая группа обладает своими уникальными характеристиками – языковыми, религиозными, культурными, ценностными и художественными традициями [1]. В условиях глобализации и расширении миграционных процессов подобное многообразие приобретает особую значимость, так как поликультурная среда является не только пространством для диалога культур, но и потенциальным источником конфликтов, что заметно прежде всего в образовательной сфере [2].
В таких условиях особенно важна подготовка специалистов (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования), для обеспечения продуктивного взаимодействия субъектов в полиэтнической образовательной среде [3; 4]. Для анализа взаимодействия мы отказались от категорий эффективности и результативности в пользу категории «продуктивность». Продуктивность является специфической характеристикой педагогической деятельности, так как она не дана изначально, а является отражением содержательных принципов самой апробируемой модели формирования указанной компетентности [5].
Целью исследования является определение сущности и структуры модели формирования этнокультурной компетентности в художественно-педагогическом образовании.
Материалы и методы исследования
Для достижения цели исследования были рассмотрены научные статьи, посвященные вопросам формирования этнокультурной компетентности за 2014–2024 гг. Поиск источников осуществлялся в научных базах данных eLIBRARY и Google Scholar. Ключевые слова, использованные для отбора публикаций: «этнокультурная компетентность», «этнокультурное воспитание и образование», «диалог культур». Было проанализировано 80 источников, из которых для изучения были отобраны 27 наиболее релевантных теме публикации. Основными методами являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования этнокультурной компетентности. Также в процессе проведения опытно-экспериментальной работы изучались состояние и проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». В опросе «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» принимали участие 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «этнокультурная компетентность» получил широкое распространение в трудах отечественных авторов в конце XX – начале XXI века, в то время как зарубежные исследователи продолжают оперировать понятиями «межкультурная», «мультикультурная» и даже «кросс-культурная» компетентность [6; 7]. Однако, несмотря на разницу в терминологии, значимость формирования указанной компетентности на современном этапе развития общества подчеркивается обеими сторонами [8].
Само понятие «этнокультурная компетентность» на данный момент еще не имеет устоявшейся трактовки, наблюдается некоторая разрозненность теоретических изысканий, посвященных раскрытию ее сущности и содержания [9; 10].
На старте исследования авторами был проведен опрос «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» среди 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).
Анализ ответов на вопрос «Как Вы понимаете термин «этнокультурная компетентность»?» показал, что в контрольной группе 70%, а в экспериментальной – 77% не смогли дать точного ответа. Частичный ответ, содержащий указание на то, что термин «этнокультурная компетентность» связан с культурой своего и других народов, способностью к межкультурному общению, разницей культур, дали 30% обучающихся контрольной группы и 23% – экспериментальной. Таким образом, существует необходимость анализа опыта исследователей данного феномена в определении терминологии, сущности и структуры этой компетентности.
Одним из первых отечественных исследователей, обратившихся к формированию этнокультурной компетентности, является доктор педагогических наук Т.В. Поштарева, в ее исследованиях этнокультурная компетентность представлена комплексным качеством личности, отражающим совокупность знаний об этнокультуре и способов их практического применения через поведенческие стратегии, направленные на обеспечение эффективной межэтнической коммуникации [11].
А.С. Андриенко трактует это понятие как интегративное качество личности, отражающее уровень готовности к межкультурному взаимодействию в условиях многонациональной среды [6]. Кроме того, автор связывает данное понятие с личной готовностью к деятельности в полиэтническом обществе, подчёркивая необходимость как взаимодействия с представителями других культур, так и стремление сохранить собственную идентичность [12].
Ж.Т. Заркенова под этнокультурной компетентностью понимает интегративное качество личности, проявляющееся в гуманистической направленности, системном восприятии и активной деятельности в этнокультурной среде, включающее способность понимать и проектировать этнокультурные процессы, интегрировать внешний опыт, формировать инновационные практики и творчески осваивать культурное разнообразие [13].
Отдельные авторы (Л.И. Боровиков, Т. Панько) отмечают, что эта компетентность направлена на формирование этносензитивности – ориентации на ценности, запросы и особенности национального характера [14].
М.В. Долгая под этнокультурной компетентностью подразумевает личностное качество, включающее знания, умения, установки и поведенческие модели для межэтнического взаимодействия [15].
Д.В. Петрухина определяет это понятие как комплекс личностных качеств (знания, умения, эмоционально-нравственные качества), целью которых является бесконфликтное и конструктивное межэтническое общение [16].
Б.А. Тахохов определяет данную компетентность как неизменное качество личности, обогащенной знаниями о духовных и материальных ценностях своего народа, транслирующей свой этнический код в повседневной жизни и способной передавать эти опыт и знания другим [17].
Наиболее полно суть этнокультурной компетентности раскрыта в трудах кандидата искусствоведения А.Б. Афанасьевой. Она рассматривает это свойство личности как сложное и интегративное качество субъекта, заключающееся в наличии сформированных представлений о родной и иных этнических системах, устойчивых мотивационно-ценностных ориентаций на культурное наследие, признании многообразия картин мира, а также овладении навыками осмысления, сопоставления и применения этнокультурных норм в практической деятельности. Указанная компетентность охватывает когнитивные, поведенческие и аксиологические компоненты, обеспечивая адекватное функционирование индивида в условиях межэтнического взаимодействия, культурной преемственности и диалога в рамках как моноэтничной, так и полиэтничной социальной среды [18].
Таким образом, можно определить этнокультурную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду успешно взаимодействовать с представителями различных этнических и культурных групп [19].
Что касается подготовки будущих педагогов, то сформированная этнокультурная компетентность является необходимым профессионально-личностным компонентом, играет важную роль в создании образовательной среды, которая формирует самобытность, способствует повышению уровня творческой активности, инклюзии и глобальному межэтническому взаимодействию [20-22].
Ввиду множества авторских трактовок данного понятия структуру этнокультурной компетентности также следует рассматривать с позиций разных авторов (таблица).
Структурные компоненты этнокультурной компетентности
|
Автор(ы) |
Компоненты (составляющие) |
Содержание компонента (составляющей) |
|
М.В. Долгая [15] |
мотивационный |
готовность субъекта к реализации компетентности; стремление к межкультурному взаимодействию |
|
когнитивный |
осведомленность об основах межкультурного взаимодействия; осмысление собственной культурной идентичности |
|
|
поведенческий |
практический опыт межкультурного взаимодействия |
|
|
ценностно- смысловой |
доброжелательное отношение к представителям любых этносов; приверженность гуманистическим идеалам |
|
|
эмоциональной-волевой |
толерантность и терпимость к этнической специфике партнера; культуросообразное поведение |
|
|
Г.В. Артаева, И.В. Кюнкрикова [23] |
когнитивный (понятийный) |
знания о различных этносах, их исторических особенностях; принятие культурного многообразия; взаимодействие с учетом допустимой дистанции |
|
поведенческий |
уважение и соблюдение норм, обычаев и традиций, характерных для конкретных сообществ |
|
|
аффективный (эмоционально-ценностный) |
позитивное отношение индивида к многонациональной и многокультурной среде |
|
|
А.А. Волков, Н.П. Клушина [24] |
мотивационно-ценностный |
совокупность мотивов и ценностных ориентаций, направленных на достижение целей и решение задач в педагогической деятельности |
|
интеллектуально-познавательный |
комплекс знаний, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности |
|
|
действенно- практический |
совокупность умений и навыков, связанных с решением задач, возникающих в процессе обучения и воспитания в многонациональной и многокультурной среде |
|
|
рефлексивно- оценочный |
способность прогнозировать, анализировать собственную деятельность |
|
|
А.С. Андриенко [12] |
культурная/ этнокультурная/ социокультурная |
осознание и принятие различий; понимание культурно-исторического контекста и особенностей других этнических групп |
|
коммуникативная/ информационная |
способность и готовность к общению на официальном языке страны проживания в письменной и устной формах, включая использование современных информационных технологий |
|
|
индивидуально- личностная/ персональная |
уважение к национальным ценностям и убеждениям других культур |
|
|
Г.Р. Даутова [25] |
мотивационный |
развитие этнического самосознания, основанного на гордости за достижения своего народа; понимание значимости дружбы и сотрудничества |
|
когнитивный |
знание родного языка, культурных традиций и обычаев своей родины; соблюдение правил этноэтикета |
|
|
деятельностно-практический |
демонстрация этнокультурных умений и навыков в повседневной жизни |
|
|
оценочно- поведенческий |
способность применять полученные этнокультурные знания в процессе обучения и общения; проявление толерантности и уважения к представителям других культур |
|
|
А.Б. Афанасьева [26] |
знаниевый |
система представлений и знаний о народах и их этнокультуре |
|
эмоционально-мотивационный |
положительная эмоциональная реакция, увлечённость многообразием этнических групп и явлений их этнокультуры, стремление углубить знания и освоить практические примеры |
|
|
аксиологический (ценностно- ориентационный) |
осознание и принятие ценностей этнокультуры; признание этнического многообразия |
|
|
художественно-операциональный |
наличие продуктивного опыта в сфере этнохудожественной культуры; владение арт-компетенциями |
|
|
поведенческий |
опыт культуросообразного поведения, знание этноэтикета; формирование объективного и толерантного отношения в ситуациях межнационального взаимодействия |
|
|
творческий |
опыт творческой деятельности в рамках этнокультурных традиций |
|
|
Т.В. Пойдина, А.В. Спесивцева [27] |
аксиологический |
система этнокультурных ценностей |
|
теоретический |
знания о формах бытования этнотрадиций в современном искусстве |
|
|
деятельностный (практический) |
умение анализировать и осуществлять рефлексию деятельности |
Анализ авторских концепций (таблица), касающихся структуры этнокультурной компетентности, свидетельствует о том, что, несмотря на вариативность терминологического аппарата, прослеживается ряд концептуально сходных положений. Это позволяет выделить компоненты, являющиеся системообразующими в структуре описываемой компетентности:
– когнитивный (знаниевый) компонент: у всех авторов прослеживается значимость когнитивной составляющей, предполагающей наличие знаний об этнических культурах, их традициях, ценностях и нормах. Данный компонент охватывает как академическую осведомлённость, так и способность к осмыслению различий в контексте межкультурного взаимодействия;
– мотивационно-ценностный (эмоциональный) компонент: существенным объединяющим элементом является ориентация на мотивационную готовность субъекта к межкультурной коммуникации, формирование устойчивого интереса к национальной проблематике, а также признание ценности культурного многообразия. Эмоционально-ценностная направленность проявляется в толерантности, уважении, гуманистической установке и эмпатии по отношению к представителям иных народов;
– поведенческий (деятельностно-практический) компонент: прослеживается необходимость включения поведенческого аспекта, отражающего умения и навыки продуктивного взаимодействия в межкультурной среде. Он включает как соблюдение норм этноэтикета, так и способности к культуросообразному поведению и адаптации в многонациональном пространстве;
– рефлексивно-оценочный компонент: ряд авторов подчёркивает значимость способности к рефлексии, самоанализу и критической оценке собственной этнокультурной позиции и поведения. Этот компонент обеспечивает осознанность, прогнозирование последствий взаимодействия и целенаправленную коррекцию стратегий межэтнической коммуникации;
– коммуникативный компонент: он не является универсальным элементом всех подходов, однако его наличие у ряда исследователей указывает на возрастающее внимание к языковой и информационной составляющей компетентности. Это включает способность к конструктивному диалогу и использованию современных средств коммуникации в процессе межкультурного взаимодействия.
Следует отметить, что выявленные сущность и структура этнокультурной компетентности носят общепедагогический характер и не специфичны исключительно для художественно-педагогического образования.
Заключение
Обзор современных исследований показал, что, несмотря на различие акцентов и терминологическую дифференциацию, исследователи сходятся в понимании этнокультурной компетентности как многоуровневого образования, включающего когнитивный, аффективно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Выявленная в ходе опроса респондентов разнородность трактовок указывает на необходимость уточнения понятийного аппарата и структуры исследуемой компетентности с учетом специфики художественно-педагогического образования для последующей разработки и внедрения моделей формирования этнокультурной компетентности.
Конфликт интересов
Финансирование
Библиографическая ссылка
Хазутдинова А.С., Поровский А.Г. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 273-278;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40559 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40559



