Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Хазутдинова А.С. ORCID ID 0009-0008-7288-2918 1 Поровский А.Г. ORCID ID 0009-0001-3571-4455 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Хазутдинова А.С. - разработка концепции, проведение исследования
Поровский А.Г. - разработка концепции, научное руководство
В статье рассматривается проблема межэтнического взаимодействия в условиях национального многообразия Российской Федерации. Особое внимание уделяется важности формирования у педагогов необходимой компетентности для успешной работы в поликультурной образовательной среде. Целью данного исследования является определение сущности и структуры так называемой этнокультурной компетентности в художественно-педагогическом образовании. В работе проведен систематический анализ 80 научных публикаций, посвященных вопросам формирования вышеназванной компетентности, с использованием открытых электронных баз данных за 2014–2024 гг., 27 из которых указаны в списке литературы, изучены состояние и проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». Рассматриваются различные трактовки понятия «этнокультурная компетентность», предложенные отечественными исследователями, анализируются её структурные компоненты. В работе выделены ключевые структурные элементы данной компетентности, такие как когнитивный (знания о традициях, ценностях, различиях), мотивационно-ценностный (готовность к взаимодействию и уважение к культурному многообразию), поведенческий (умения и навыки взаимодействия в межкультурной среде), рефлексивно-оценочный (способность к самоанализу и критической оценке) и коммуникативный (владение языковыми и информационными средствами) компоненты, которые обеспечивают продуктивное межкультурное взаимодействие. Результаты исследования способствуют формированию теоретико-методологических основ для дальнейшей разработки моделей развития этнокультурной компетентности в художественно-педагогическом образовании.
межкультурная коммуникация
этнокультурная компетентность
межэтническое взаимодействие
поликультурная образовательная среда
1. Хазутдинова А.С. Значение регионального компонента в изучении декоративно-прикладного искусства // Актуальные проблемы технологического образования: опыт, проблемы и перспективы. 2023. C. 211–214. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69208672&pff=1 (дата обращения: 01.06.2025).
2. Бритвин А.В. Конфликтологические подходы к предупреждению внешнего влияния на этнорелигиозный фактор (на примере Северного Кавказа) // Власть. 2024. Т. 32. № 5. С. 128–135. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskie-podhody-k-preduprezhdeniyu-vneshnego-vliyaniya-na-etnoreligioznyy-faktor-na-primere-severnogo-kavkaza (дата обращения: 17.08.2025).
3. Коренева В.В. Формирование этнокультурной компетенции педагогов, работающих в поликультурной образовательной среде // Ценностные ориентиры профессионального становления педагога. 2023. С. 256–259. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54035336 (дата обращения: 27.06.2025). ISBN: 978-5-93190-415-3.
4. Павлова О.С., Назранова Л.Ж. Этнокультурная компетентность педагога в условиях среды с полиэтническим составом воспитанников // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 2. С. 35–47. DOI: 10.17759/psyedu.2015070204.
5. Поровский А.Г. Процессный подход к подготовке будущих учителей изобразительного искусства в вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Великий Новгород: НовГУ, 2010. 23 с. URL: https://www.dissercat.com/content/protsessnyi-podkhod-k-podgotovke-budushchikh-uchitelei-izobrazitelnogo-iskusstva-v-vuze (дата обращения: 30.08.2025).
6. Андриенко А.С. Сущность понятия «этнокультурная компетентность» в контексте подготовки выпускников вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т 9. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/84PDMN621.pdf (дата обращения: 22.06.2025).
7. Мельникова Н.М. Межкультурная компетентность психологов: проблемы и перспективы изучения и формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 1. C. 79–100. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-1-79-100.
8. Trenchs-Parera M., Pastena A. Exploring transcultural competence in the internationalised university classroom: the role of intercultural friendships and plurilingualism in the construction of a transcultural identity // Journal of Multilingual and Multicultural Development, 2021. P. 1–15. URL: https://sci-hub.st/10.1080/01434632.2021.1874391 (дата обращения: 18.06.2025).
9. Владимирова Т.Е. Этнокультурная компетентность преподавателя как актуальная методическая проблема // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15. № 4. C. 573–583. DOI: 10.22363/2618-897X-2018-15-4-573-583.
10. Тавасиева А.Г., Парсиева Л.К. Этнокультурная компетентность в межэтническом взаимодействии обучающихся СПО // ЦИТИСЭ. 2024. № 3 (41). C. 7–14. URL: https://ma123.ru/ru/2024/07/id-0694-ru/ (дата обращения: 05.06.2025).
11. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Владикавказ, 2009. 41 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-etnokulturnoi-kompetentnosti-uchashchikhsya-v-polietnicheskoi-obrazovatelnoi-sr/read (дата обращения: 30.05.2025).
12. Андриенко А.С. Определение понятия «этнокультурная компетентность»: генезис и особенности развития в контексте образовательной среды высшей школы // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 252–258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50378438 (дата обращения: 25.06.2025). EDN: TOQXNA.
13. Заркенова Ж.Т. Характерные тенденции в современных исследованиях процесса формирования этнокультурной компетенции в профессиональной подготовке будущих педагогов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9 С. 137–140. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35139 (дата обращения: 23.06.2025).
14. Панько Т. Формирование этнопедагогической компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Traditions and Values in the Professional Training of Teaching Staff in Preschool and Primary Education: Proceedings of the International Scientific Conference Dedicated to the 55th Anniversary of the Founding of the Faculty of Educational Sciences, Psychology and Arts, October 29, 2015, Bălți. Bălți: “Alecu Russo” State University of Bălți, 2015. Р. 250–254. URL: https://ibn.idsi.md/en/vizualizare_articol/149704 (дата обращения: 18.06.2025).
15. Долгая М.В. Сущность и структура этнокультурной компетентности учащихся // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2023. № 23 (2). С. 218–224. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54677296 (дата обращения: 19.06.2025).
16. Петрухина Д.В. Место этнокультурной компетентности в формировании общероссийской гражданской идентичности // Вестник антропологии. 2020. № 1 (49). С. 225–230. DOI: 10.33876/2311-0546/2020-49-1/225-230.
17. Тахохов Б.А. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в контексте глобализации // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 73–92. DOI: 10.15293/2658‐6762.1904.05.
18. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля: монография. Министерство образования и науки РФ. СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД». 2014. 188 c. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/images/Stories/authors/afanasyeva-monografiya.pdf (дата обращения: 18.06.2025). ISBN: 978-5-7937-1012-1.
19. Султанова А.Я. Современные подходы формирования этнокультурной компетенции студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61 (3) С. 301–305. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-formirovaniya-enokulturnoy-kompetentsii-studentov-vuza/viewer (дата обращения: 09.06.2025).
20. Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Сучков М.А. Этнокультурные аспекты развития инклюзивного образования в призме глобализационных процессов и цифровизации // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16. № 2. С. 165–181 URL: https://eandsdjournal.kpfu.ru/ru/wp-content/uploads/sites/3/2021/07/162-Final.pdf.
21. Заркенова Ж.Т. Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 3. С. 14–17. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1614 (дата обращения: 09.06.2025).
22. Сиваев Е.Б., Крылов Д.А. Сущность и содержание этнокультурной компетентности будущего педагога // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 5. С. 140–144. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36684 (дата обращения: 09.06.2025).
23. Артаева Г. В., Кюнкрикова И.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в условиях современной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 1. С. 60–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-etnokulturnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-sovremennoy-shkoly/viewer (дата обращения: 12.06.2025).
24. Волков А.А., Клушина Н.П. Формирование этнокультурной компетенции в педагогической деятельности: социокультурный аспект исследования // Научный альманах стран Причерноморья. 2023. № 9 (2). С. 19–25. DOI: 10.23947/2414-1143-2023-9-2-19-25.
25. Даутова Г.Р. Формирование этнокультурной компетентности обучающихся пятого класса на уроках башкирского языка средствами родного фольклора. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова. 2024. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-etnokulturnoi-kompetentnosti-obuchayushchikhsya-pyatogo-klassa-na-urokakh-bashk (дата обращения: 30.05.2025)
26. Афанасьева А.Б. Этнокультурная компетентность личности: сущность, структура, диагностика // Педагогическая диагностика. 2015. № 4. С. 63–69. URL: https://narodnoe.org/journals/pedagogicheskaya-diagnostika/2015-4/etnokulturnaya-kompetentnost-lichnosti-sushnost-struktura-diagnostika (дата обращения: 18.06.2025). EDN: WJQFON.
27. Пойдина Т.В., Спесивцева А.В. Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе обучения по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Культурное наследие Сибири. 2021. Т. 1. № 25. С. 99–107. https://journal.asu.ru/knc/article/view/9475 (дата обращения: 25.06.2025).

Введение

Россия традиционно относится к числу стран с высоким уровнем этнокультурного разнообразия. На ее территории проживает около 190 народов, включая как крупные этнические общности, так и малочисленные коренные народы. Каждая этническая группа обладает своими уникальными характеристиками – языковыми, религиозными, культурными, ценностными и художественными традициями [1]. В условиях глобализации и расширении миграционных процессов подобное многообразие приобретает особую значимость, так как поликультурная среда является не только пространством для диалога культур, но и потенциальным источником конфликтов, что заметно прежде всего в образовательной сфере [2].

В таких условиях особенно важна подготовка специалистов (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования), для обеспечения продуктивного взаимодействия субъектов в полиэтнической образовательной среде [3; 4]. Для анализа взаимодействия мы отказались от категорий эффективности и результативности в пользу категории «продуктивность». Продуктивность является специфической характеристикой педагогической деятельности, так как она не дана изначально, а является отражением содержательных принципов самой апробируемой модели формирования указанной компетентности [5].

Целью исследования является определение сущности и структуры модели формирования этнокультурной компетентности в художественно-педагогическом образовании.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования были рассмотрены научные статьи, посвященные вопросам формирования этнокультурной компетентности за 2014–2024 гг. Поиск источников осуществлялся в научных базах данных eLIBRARY и Google Scholar. Ключевые слова, использованные для отбора публикаций: «этнокультурная компетентность», «этнокультурное воспитание и образование», «диалог культур». Было проанализировано 80 источников, из которых для изучения были отобраны 27 наиболее релевантных теме публикации. Основными методами являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования этнокультурной компетентности. Также в процессе проведения опытно-экспериментальной работы изучались состояние и проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». В опросе «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» принимали участие 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «этнокультурная компетентность» получил широкое распространение в трудах отечественных авторов в конце XX – начале XXI века, в то время как зарубежные исследователи продолжают оперировать понятиями «межкультурная», «мультикультурная» и даже «кросс-культурная» компетентность [6; 7]. Однако, несмотря на разницу в терминологии, значимость формирования указанной компетентности на современном этапе развития общества подчеркивается обеими сторонами [8].

Само понятие «этнокультурная компетентность» на данный момент еще не имеет устоявшейся трактовки, наблюдается некоторая разрозненность теоретических изысканий, посвященных раскрытию ее сущности и содержания [9; 10].

На старте исследования авторами был проведен опрос «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» среди 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).

Анализ ответов на вопрос «Как Вы понимаете термин «этнокультурная компетентность»?» показал, что в контрольной группе 70%, а в экспериментальной – 77% не смогли дать точного ответа. Частичный ответ, содержащий указание на то, что термин «этнокультурная компетентность» связан с культурой своего и других народов, способностью к межкультурному общению, разницей культур, дали 30% обучающихся контрольной группы и 23% – экспериментальной. Таким образом, существует необходимость анализа опыта исследователей данного феномена в определении терминологии, сущности и структуры этой компетентности.

Одним из первых отечественных исследователей, обратившихся к формированию этнокультурной компетентности, является доктор педагогических наук Т.В. Поштарева, в ее исследованиях этнокультурная компетентность представлена комплексным качеством личности, отражающим совокупность знаний об этнокультуре и способов их практического применения через поведенческие стратегии, направленные на обеспечение эффективной межэтнической коммуникации [11].

А.С. Андриенко трактует это понятие как интегративное качество личности, отражающее уровень готовности к межкультурному взаимодействию в условиях многонациональной среды [6]. Кроме того, автор связывает данное понятие с личной готовностью к деятельности в полиэтническом обществе, подчёркивая необходимость как взаимодействия с представителями других культур, так и стремление сохранить собственную идентичность [12].

Ж.Т. Заркенова под этнокультурной компетентностью понимает интегративное качество личности, проявляющееся в гуманистической направленности, системном восприятии и активной деятельности в этнокультурной среде, включающее способность понимать и проектировать этнокультурные процессы, интегрировать внешний опыт, формировать инновационные практики и творчески осваивать культурное разнообразие [13].

Отдельные авторы (Л.И. Боровиков, Т. Панько) отмечают, что эта компетентность направлена на формирование этносензитивности – ориентации на ценности, запросы и особенности национального характера [14].

М.В. Долгая под этнокультурной компетентностью подразумевает личностное качество, включающее знания, умения, установки и поведенческие модели для межэтнического взаимодействия [15].

Д.В. Петрухина определяет это понятие как комплекс личностных качеств (знания, умения, эмоционально-нравственные качества), целью которых является бесконфликтное и конструктивное межэтническое общение [16].

Б.А. Тахохов определяет данную компетентность как неизменное качество личности, обогащенной знаниями о духовных и материальных ценностях своего народа, транслирующей свой этнический код в повседневной жизни и способной передавать эти опыт и знания другим [17].

Наиболее полно суть этнокультурной компетентности раскрыта в трудах кандидата искусствоведения А.Б. Афанасьевой. Она рассматривает это свойство личности как сложное и интегративное качество субъекта, заключающееся в наличии сформированных представлений о родной и иных этнических системах, устойчивых мотивационно-ценностных ориентаций на культурное наследие, признании многообразия картин мира, а также овладении навыками осмысления, сопоставления и применения этнокультурных норм в практической деятельности. Указанная компетентность охватывает когнитивные, поведенческие и аксиологические компоненты, обеспечивая адекватное функционирование индивида в условиях межэтнического взаимодействия, культурной преемственности и диалога в рамках как моноэтничной, так и полиэтничной социальной среды [18].

Таким образом, можно определить этнокультурную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду успешно взаимодействовать с представителями различных этнических и культурных групп [19].

Что касается подготовки будущих педагогов, то сформированная этнокультурная компетентность является необходимым профессионально-личностным компонентом, играет важную роль в создании образовательной среды, которая формирует самобытность, способствует повышению уровня творческой активности, инклюзии и глобальному межэтническому взаимодействию [20-22].

Ввиду множества авторских трактовок данного понятия структуру этнокультурной компетентности также следует рассматривать с позиций разных авторов (таблица).

Структурные компоненты этнокультурной компетентности

Автор(ы)

Компоненты

(составляющие)

Содержание компонента (составляющей)

М.В. Долгая

[15]

мотивационный

готовность субъекта к реализации компетентности; стремление к межкультурному взаимодействию

когнитивный

осведомленность об основах межкультурного взаимодействия; осмысление собственной культурной идентичности

поведенческий

практический опыт межкультурного взаимодействия

ценностно- смысловой

доброжелательное отношение к представителям любых этносов; приверженность гуманистическим идеалам

эмоциональной-волевой

толерантность и терпимость к этнической специфике партнера; культуросообразное поведение

Г.В. Артаева,

И.В. Кюнкрикова [23]

когнитивный (понятийный)

знания о различных этносах, их исторических особенностях; принятие культурного многообразия; взаимодействие с учетом допустимой дистанции

поведенческий

уважение и соблюдение норм, обычаев и традиций, характерных для конкретных сообществ

аффективный (эмоционально-ценностный)

позитивное отношение индивида к многонациональной и многокультурной среде

А.А. Волков,

Н.П. Клушина [24]

мотивационно-ценностный

совокупность мотивов и ценностных ориентаций, направленных на достижение целей и решение задач в педагогической деятельности

интеллектуально-познавательный

комплекс знаний, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности

действенно- практический

совокупность умений и навыков, связанных с решением задач, возникающих в процессе обучения и воспитания в многонациональной и многокультурной среде

рефлексивно- оценочный

способность прогнозировать, анализировать собственную деятельность

А.С. Андриенко [12]

культурная/ этнокультурная/ социокультурная

осознание и принятие различий; понимание культурно-исторического контекста и особенностей других этнических групп

коммуникативная/ информационная

способность и готовность к общению на официальном языке страны проживания в письменной и устной формах, включая использование современных информационных технологий

индивидуально- личностная/ персональная

уважение к национальным ценностям и убеждениям других культур

Г.Р. Даутова

[25]

мотивационный

развитие этнического самосознания, основанного на гордости за достижения своего народа; понимание значимости дружбы и сотрудничества

когнитивный

знание родного языка, культурных традиций и обычаев своей родины; соблюдение правил этноэтикета

деятельностно-практический

демонстрация этнокультурных умений и навыков в повседневной жизни

оценочно- поведенческий

способность применять полученные этнокультурные знания в процессе обучения и общения; проявление толерантности и уважения к представителям других культур

А.Б. Афанасьева [26]

знаниевый

система представлений и знаний о народах и их этнокультуре

эмоционально-мотивационный

положительная эмоциональная реакция, увлечённость многообразием этнических групп и явлений их этнокультуры, стремление углубить знания и освоить практические примеры

аксиологический (ценностно- ориентационный)

осознание и принятие ценностей этнокультуры; признание этнического многообразия

художественно-операциональный

наличие продуктивного опыта в сфере этнохудожественной культуры; владение арт-компетенциями

поведенческий

опыт культуросообразного поведения, знание этноэтикета; формирование объективного и толерантного отношения в ситуациях межнационального взаимодействия

творческий

опыт творческой деятельности в рамках этнокультурных традиций

Т.В. Пойдина,

А.В. Спесивцева [27]

аксиологический

система этнокультурных ценностей

теоретический

знания о формах бытования этнотрадиций в современном искусстве

деятельностный (практический)

умение анализировать и осуществлять рефлексию деятельности

Анализ авторских концепций (таблица), касающихся структуры этнокультурной компетентности, свидетельствует о том, что, несмотря на вариативность терминологического аппарата, прослеживается ряд концептуально сходных положений. Это позволяет выделить компоненты, являющиеся системообразующими в структуре описываемой компетентности:

– когнитивный (знаниевый) компонент: у всех авторов прослеживается значимость когнитивной составляющей, предполагающей наличие знаний об этнических культурах, их традициях, ценностях и нормах. Данный компонент охватывает как академическую осведомлённость, так и способность к осмыслению различий в контексте межкультурного взаимодействия;

– мотивационно-ценностный (эмоциональный) компонент: существенным объединяющим элементом является ориентация на мотивационную готовность субъекта к межкультурной коммуникации, формирование устойчивого интереса к национальной проблематике, а также признание ценности культурного многообразия. Эмоционально-ценностная направленность проявляется в толерантности, уважении, гуманистической установке и эмпатии по отношению к представителям иных народов;

– поведенческий (деятельностно-практический) компонент: прослеживается необходимость включения поведенческого аспекта, отражающего умения и навыки продуктивного взаимодействия в межкультурной среде. Он включает как соблюдение норм этноэтикета, так и способности к культуросообразному поведению и адаптации в многонациональном пространстве;

– рефлексивно-оценочный компонент: ряд авторов подчёркивает значимость способности к рефлексии, самоанализу и критической оценке собственной этнокультурной позиции и поведения. Этот компонент обеспечивает осознанность, прогнозирование последствий взаимодействия и целенаправленную коррекцию стратегий межэтнической коммуникации;

– коммуникативный компонент: он не является универсальным элементом всех подходов, однако его наличие у ряда исследователей указывает на возрастающее внимание к языковой и информационной составляющей компетентности. Это включает способность к конструктивному диалогу и использованию современных средств коммуникации в процессе межкультурного взаимодействия.

Следует отметить, что выявленные сущность и структура этнокультурной компетентности носят общепедагогический характер и не специфичны исключительно для художественно-педагогического образования.

Заключение

Обзор современных исследований показал, что, несмотря на различие акцентов и терминологическую дифференциацию, исследователи сходятся в понимании этнокультурной компетентности как многоуровневого образования, включающего когнитивный, аффективно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Выявленная в ходе опроса респондентов разнородность трактовок указывает на необходимость уточнения понятийного аппарата и структуры исследуемой компетентности с учетом специфики художественно-педагогического образования для последующей разработки и внедрения моделей формирования этнокультурной компетентности.


Конфликт интересов
Конфликт интересов отсутствует

Финансирование
Финансирование осуществляется за счет личных средств автора

Библиографическая ссылка

Хазутдинова А.С., Поровский А.Г. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 273-278;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40559 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40559