Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

Personal portfolio
(submit article)

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE

Khazutdinova A.S. ORCID ID 0009-0008-7288-2918 1 Porovskiy A.G. ORCID ID 0009-0001-3571-4455 1
1 Yaroslav the Wise Novgorod State University
1705 KB
The article addresses the issue of interethnic interaction in the context of the Russian Federation’s national diversity. Particular attention is given to the importance of developing the requisite competence among teachers for effective work in a multicultural educational environment. The aim of this study is to define the essence and structure of the so-called “ethnocultural competence” in art-pedagogical education. The study presents a systematic analysis of 80 scholarly publications on the formation of this competence, using open electronic databases for 2014–2024, 27 of which are included in the reference list; it also examines the state and challenges of developing ethnocultural competence among students at Yaroslav-the-Wise Novgorod State University in the degree program 44.03.05 “Pedagogical Education (with two training profiles)”, profiles “Fine Arts” and “Decorative and Applied Arts.” Various interpretations of “ethnocultural competence” proposed by Russian researchers are considered, and its structural components are analyzed. The paper identifies the key structural elements of this competence-the cognitive (knowledge of traditions, values, differences), motivational–axiological (readiness for interaction and respect for cultural diversity), behavioral (skills for interaction in intercultural settings), reflexive–evaluative (capacity for self-analysis and critical appraisal), and communicative (command of linguistic and informational means) components-which together ensure productive intercultural interaction. The findings contribute to the theoretical and methodological foundations for the further development of models for cultivating ethnocultural competence in art-pedagogical education.
intercultural communication; ethnocultural competence; interethnic interaction; multicultural educational environment

Введение

Россия традиционно относится к числу стран с высоким уровнем этнокультурного разнообразия. На ее территории проживает около 190 народов, включая как крупные этнические общности, так и малочисленные коренные народы. Каждая этническая группа обладает своими уникальными характеристиками – языковыми, религиозными, культурными, ценностными и художественными традициями [1]. В условиях глобализации и расширении миграционных процессов подобное многообразие приобретает особую значимость, так как поликультурная среда является не только пространством для диалога культур, но и потенциальным источником конфликтов, что заметно прежде всего в образовательной сфере [2].

В таких условиях особенно важна подготовка специалистов (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования), для обеспечения продуктивного взаимодействия субъектов в полиэтнической образовательной среде [3; 4]. Для анализа взаимодействия мы отказались от категорий эффективности и результативности в пользу категории «продуктивность». Продуктивность является специфической характеристикой педагогической деятельности, так как она не дана изначально, а является отражением содержательных принципов самой апробируемой модели формирования указанной компетентности [5].

Целью исследования является определение сущности и структуры модели формирования этнокультурной компетентности в художественно-педагогическом образовании.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования были рассмотрены научные статьи, посвященные вопросам формирования этнокультурной компетентности за 2014–2024 гг. Поиск источников осуществлялся в научных базах данных eLIBRARY и Google Scholar. Ключевые слова, использованные для отбора публикаций: «этнокультурная компетентность», «этнокультурное воспитание и образование», «диалог культур». Было проанализировано 80 источников, из которых для изучения были отобраны 27 наиболее релевантных теме публикации. Основными методами являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам формирования этнокультурной компетентности. Также в процессе проведения опытно-экспериментальной работы изучались состояние и проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство». В опросе «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» принимали участие 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «этнокультурная компетентность» получил широкое распространение в трудах отечественных авторов в конце XX – начале XXI века, в то время как зарубежные исследователи продолжают оперировать понятиями «межкультурная», «мультикультурная» и даже «кросс-культурная» компетентность [6; 7]. Однако, несмотря на разницу в терминологии, значимость формирования указанной компетентности на современном этапе развития общества подчеркивается обеими сторонами [8].

Само понятие «этнокультурная компетентность» на данный момент еще не имеет устоявшейся трактовки, наблюдается некоторая разрозненность теоретических изысканий, посвященных раскрытию ее сущности и содержания [9; 10].

На старте исследования авторами был проведен опрос «Сущность понятия «этнокультурная компетентность»» среди 60 респондентов-студентов, распределенных на контрольную и экспериментальную группы с равным количеством обучающихся (по 30 человек).

Анализ ответов на вопрос «Как Вы понимаете термин «этнокультурная компетентность»?» показал, что в контрольной группе 70%, а в экспериментальной – 77% не смогли дать точного ответа. Частичный ответ, содержащий указание на то, что термин «этнокультурная компетентность» связан с культурой своего и других народов, способностью к межкультурному общению, разницей культур, дали 30% обучающихся контрольной группы и 23% – экспериментальной. Таким образом, существует необходимость анализа опыта исследователей данного феномена в определении терминологии, сущности и структуры этой компетентности.

Одним из первых отечественных исследователей, обратившихся к формированию этнокультурной компетентности, является доктор педагогических наук Т.В. Поштарева, в ее исследованиях этнокультурная компетентность представлена комплексным качеством личности, отражающим совокупность знаний об этнокультуре и способов их практического применения через поведенческие стратегии, направленные на обеспечение эффективной межэтнической коммуникации [11].

А.С. Андриенко трактует это понятие как интегративное качество личности, отражающее уровень готовности к межкультурному взаимодействию в условиях многонациональной среды [6]. Кроме того, автор связывает данное понятие с личной готовностью к деятельности в полиэтническом обществе, подчёркивая необходимость как взаимодействия с представителями других культур, так и стремление сохранить собственную идентичность [12].

Ж.Т. Заркенова под этнокультурной компетентностью понимает интегративное качество личности, проявляющееся в гуманистической направленности, системном восприятии и активной деятельности в этнокультурной среде, включающее способность понимать и проектировать этнокультурные процессы, интегрировать внешний опыт, формировать инновационные практики и творчески осваивать культурное разнообразие [13].

Отдельные авторы (Л.И. Боровиков, Т. Панько) отмечают, что эта компетентность направлена на формирование этносензитивности – ориентации на ценности, запросы и особенности национального характера [14].

М.В. Долгая под этнокультурной компетентностью подразумевает личностное качество, включающее знания, умения, установки и поведенческие модели для межэтнического взаимодействия [15].

Д.В. Петрухина определяет это понятие как комплекс личностных качеств (знания, умения, эмоционально-нравственные качества), целью которых является бесконфликтное и конструктивное межэтническое общение [16].

Б.А. Тахохов определяет данную компетентность как неизменное качество личности, обогащенной знаниями о духовных и материальных ценностях своего народа, транслирующей свой этнический код в повседневной жизни и способной передавать эти опыт и знания другим [17].

Наиболее полно суть этнокультурной компетентности раскрыта в трудах кандидата искусствоведения А.Б. Афанасьевой. Она рассматривает это свойство личности как сложное и интегративное качество субъекта, заключающееся в наличии сформированных представлений о родной и иных этнических системах, устойчивых мотивационно-ценностных ориентаций на культурное наследие, признании многообразия картин мира, а также овладении навыками осмысления, сопоставления и применения этнокультурных норм в практической деятельности. Указанная компетентность охватывает когнитивные, поведенческие и аксиологические компоненты, обеспечивая адекватное функционирование индивида в условиях межэтнического взаимодействия, культурной преемственности и диалога в рамках как моноэтничной, так и полиэтничной социальной среды [18].

Таким образом, можно определить этнокультурную компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду успешно взаимодействовать с представителями различных этнических и культурных групп [19].

Что касается подготовки будущих педагогов, то сформированная этнокультурная компетентность является необходимым профессионально-личностным компонентом, играет важную роль в создании образовательной среды, которая формирует самобытность, способствует повышению уровня творческой активности, инклюзии и глобальному межэтническому взаимодействию [20-22].

Ввиду множества авторских трактовок данного понятия структуру этнокультурной компетентности также следует рассматривать с позиций разных авторов (таблица).

Структурные компоненты этнокультурной компетентности

Автор(ы)

Компоненты

(составляющие)

Содержание компонента (составляющей)

М.В. Долгая

[15]

мотивационный

готовность субъекта к реализации компетентности; стремление к межкультурному взаимодействию

когнитивный

осведомленность об основах межкультурного взаимодействия; осмысление собственной культурной идентичности

поведенческий

практический опыт межкультурного взаимодействия

ценностно- смысловой

доброжелательное отношение к представителям любых этносов; приверженность гуманистическим идеалам

эмоциональной-волевой

толерантность и терпимость к этнической специфике партнера; культуросообразное поведение

Г.В. Артаева,

И.В. Кюнкрикова [23]

когнитивный (понятийный)

знания о различных этносах, их исторических особенностях; принятие культурного многообразия; взаимодействие с учетом допустимой дистанции

поведенческий

уважение и соблюдение норм, обычаев и традиций, характерных для конкретных сообществ

аффективный (эмоционально-ценностный)

позитивное отношение индивида к многонациональной и многокультурной среде

А.А. Волков,

Н.П. Клушина [24]

мотивационно-ценностный

совокупность мотивов и ценностных ориентаций, направленных на достижение целей и решение задач в педагогической деятельности

интеллектуально-познавательный

комплекс знаний, необходимых для успешного осуществления педагогической деятельности

действенно- практический

совокупность умений и навыков, связанных с решением задач, возникающих в процессе обучения и воспитания в многонациональной и многокультурной среде

рефлексивно- оценочный

способность прогнозировать, анализировать собственную деятельность

А.С. Андриенко [12]

культурная/ этнокультурная/ социокультурная

осознание и принятие различий; понимание культурно-исторического контекста и особенностей других этнических групп

коммуникативная/ информационная

способность и готовность к общению на официальном языке страны проживания в письменной и устной формах, включая использование современных информационных технологий

индивидуально- личностная/ персональная

уважение к национальным ценностям и убеждениям других культур

Г.Р. Даутова

[25]

мотивационный

развитие этнического самосознания, основанного на гордости за достижения своего народа; понимание значимости дружбы и сотрудничества

когнитивный

знание родного языка, культурных традиций и обычаев своей родины; соблюдение правил этноэтикета

деятельностно-практический

демонстрация этнокультурных умений и навыков в повседневной жизни

оценочно- поведенческий

способность применять полученные этнокультурные знания в процессе обучения и общения; проявление толерантности и уважения к представителям других культур

А.Б. Афанасьева [26]

знаниевый

система представлений и знаний о народах и их этнокультуре

эмоционально-мотивационный

положительная эмоциональная реакция, увлечённость многообразием этнических групп и явлений их этнокультуры, стремление углубить знания и освоить практические примеры

аксиологический (ценностно- ориентационный)

осознание и принятие ценностей этнокультуры; признание этнического многообразия

художественно-операциональный

наличие продуктивного опыта в сфере этнохудожественной культуры; владение арт-компетенциями

поведенческий

опыт культуросообразного поведения, знание этноэтикета; формирование объективного и толерантного отношения в ситуациях межнационального взаимодействия

творческий

опыт творческой деятельности в рамках этнокультурных традиций

Т.В. Пойдина,

А.В. Спесивцева [27]

аксиологический

система этнокультурных ценностей

теоретический

знания о формах бытования этнотрадиций в современном искусстве

деятельностный (практический)

умение анализировать и осуществлять рефлексию деятельности

Анализ авторских концепций (таблица), касающихся структуры этнокультурной компетентности, свидетельствует о том, что, несмотря на вариативность терминологического аппарата, прослеживается ряд концептуально сходных положений. Это позволяет выделить компоненты, являющиеся системообразующими в структуре описываемой компетентности:

– когнитивный (знаниевый) компонент: у всех авторов прослеживается значимость когнитивной составляющей, предполагающей наличие знаний об этнических культурах, их традициях, ценностях и нормах. Данный компонент охватывает как академическую осведомлённость, так и способность к осмыслению различий в контексте межкультурного взаимодействия;

– мотивационно-ценностный (эмоциональный) компонент: существенным объединяющим элементом является ориентация на мотивационную готовность субъекта к межкультурной коммуникации, формирование устойчивого интереса к национальной проблематике, а также признание ценности культурного многообразия. Эмоционально-ценностная направленность проявляется в толерантности, уважении, гуманистической установке и эмпатии по отношению к представителям иных народов;

– поведенческий (деятельностно-практический) компонент: прослеживается необходимость включения поведенческого аспекта, отражающего умения и навыки продуктивного взаимодействия в межкультурной среде. Он включает как соблюдение норм этноэтикета, так и способности к культуросообразному поведению и адаптации в многонациональном пространстве;

– рефлексивно-оценочный компонент: ряд авторов подчёркивает значимость способности к рефлексии, самоанализу и критической оценке собственной этнокультурной позиции и поведения. Этот компонент обеспечивает осознанность, прогнозирование последствий взаимодействия и целенаправленную коррекцию стратегий межэтнической коммуникации;

– коммуникативный компонент: он не является универсальным элементом всех подходов, однако его наличие у ряда исследователей указывает на возрастающее внимание к языковой и информационной составляющей компетентности. Это включает способность к конструктивному диалогу и использованию современных средств коммуникации в процессе межкультурного взаимодействия.

Следует отметить, что выявленные сущность и структура этнокультурной компетентности носят общепедагогический характер и не специфичны исключительно для художественно-педагогического образования.

Заключение

Обзор современных исследований показал, что, несмотря на различие акцентов и терминологическую дифференциацию, исследователи сходятся в понимании этнокультурной компетентности как многоуровневого образования, включающего когнитивный, аффективно-ценностный, деятельностный и рефлексивный компоненты. Выявленная в ходе опроса респондентов разнородность трактовок указывает на необходимость уточнения понятийного аппарата и структуры исследуемой компетентности с учетом специфики художественно-педагогического образования для последующей разработки и внедрения моделей формирования этнокультурной компетентности.