Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Морозова Е.Е. ORCID ID 0000-0003-4420-8156 1 Исаева О.А. 1 Блохина Л.П. 2
1 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Морозова Е.Е. - разработка концепции, проведение исследования, методология исследования, научное руководство, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Исаева О.А. - проведение исследования, методология исследования, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Блохина Л.П. - методология исследования, написание черновика рукописи
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования – осмысление сущности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и поиск путей освоения духовно-нравственных ориентиров младшими школьниками в ходе внеурочной деятельности. Исследование проводилось с сентября по ноябрь 2024 г. на базе МАОУ «Лицей № 37» г. Саратова с участием обучающихся 3 класса. Организованы: вводное занятие «С чего начинается Родина»; экскурсия в пространство г. Саратова; итоговое занятие «Моя родина – Россия». Описаны особенности формирования понятия «Родина» у младших школьников с помощью близких слов (малая родина, страна, общий дом) и опорой на предметные и символические характеристики объектов среды обитания. Представлены смысловые оттенки наполнения понятия «Родина» у младших школьников в ходе составления схемы «Образ Родины», включающей объекты окружающего пространства и их символические характеристики. Ребятами и педагогами сделан вывод о том, что понятие «Родина» может выступать в качестве важного общественного идеала, который воспринимается личностью и обществом с опорой на единые духовно-нравственные ориентиры.
духовно-нравственное развитие и воспитание
внеурочная деятельность
младшие школьники
экскурсия
краеведение
понятие «Родина»
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с. ISBN 978-5-09-022138- 2.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 10.08.2025).
3. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2024 № 206-р «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_469295/372f912d9be933f6514c707929c2 e48a187d1fbb/ (дата обращения: 10.08.2025).
4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 10.08.2025).
5. Новицкая М.Ю. Духовно-нравственное воспитание на основе традиционной отечественной культуры // Начальная школа. 2018. № 8. С. 3–8. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35624611_55429513.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
6. Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2018. № 4. С. 24–28. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35575324_23537576.pdf (дата обращения: 14.08.2025).
7. Журавель Д.А. Формирование духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте // Вестник науки. 2022. № 11 (56). Т. 2. С. 67–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 15.08.2025).
8. Челпаченко Т.В., Васильев В.В. Духовно-нравственный вектор современного образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29272 (дата обращения: 16.08.2025).
9. Хлызова И.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде // Ценности и смыслы. 2020. № 3 (67). С. 23–31. DOI: 10.24411/2071-6427-2020–10021.
10. Калинина Н.В. Духовно-нравственное самоопределение младших школьников: диагностика и условия обеспечения: методическое пособие. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. 48 с. ISBN 978-5-533-00307-0.
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 223 с. ISBN 9785090256728.
12. Андриевская Ж.В. В чем сила русского духа? Философия русского сердца. M.: Феникс, 2025. 143 с. ISBN 978-5-222-43209-9.
13. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Скиданова К.М. Духовно-нравственное развитие младших школьников средствами игры-стратегии «Портрет родного города» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. № 3 (44). С. 60–63. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_03_13.
14. Чикаева Т.А. Анализ подходов к дефиниции понятия «Родина» // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 2. С. 40–49. DOI: 10.25730/VSU.7606.18.007.
15. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с. ISBN 5-89357-063-4.

Введение

В условиях стремительных социальных и культурных изменений, влияния глобализации на сознание подрастающего поколения возрастает важность духовно-нравственного развития и воспитания молодежи. В рамках модернизации современного российского образования [1, с. 4–11; 2; 3] ключевое место отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения, которое формируется через становление ценностного отношения школьников к своей малой родине, городу, школе, дому и закладывает основы для организации процесса приобщения детей и подростков к определенной системе духовно-нравственных ценностей нашего государства. В указе президента РФ [4] отмечены 17 традиционных духовно-нравственных ценностей России как нравственные ориентиры, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Однако в ходе практической работы с обучающимися у педагогов системы начального образования возникают трудности с выбором духовно-нравственных ценностей, формированием категорий «добро и зло», «духовность и нравственность», с обеспечением преемственности современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным идеалам прошлых эпох, с использованием формальных и неформальных форм и методов работы в рамках внеурочной деятельности и др. В итоге каждому учителю предстоит решать, как избежать лозунговых программ и построить собственный путь духовно-нравственного развития детей в пространстве школы и города.

Актуальность и важность вопросов духовно-нравственного развития и воспитания школьников отмечают многие авторы. М.Ю. Новицкая [5] рассматривает духовно-нравственное воспитание ребенка как деятельный процесс бережной передачи (наследования) от старшего поколения к младшему жизненно необходимых ценностей в обществе традиционной отечественной культуры, предлагает обратиться за ответом к отечественному культурному наследию через правила любви, понимания, взаимной помощи и созидания.

Т.К. Меркулова [6] к основам нравственно-патриотического воспитания относит создание условий для формирования патриотичной и социально ответственной личности гражданина России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе образования и других сферах общественной жизни. Автор актуализирует возможность использования проектов в обучении младших школьников в целях развития системы национальной безопасности Российской Федерации, благополучия народа России и Российского государства в настоящее время и в будущем.

Д.А. Журавель [7], рассматривая духовно-нравственное воспитание младших школьников как целенаправленный процесс формирования ценностного отношения к жизни, гармонического и устойчивого развития человека, предполагает определенную систему форм, содержания, методов педагогической работы, где эффективным взаимодействием между семьей и школой является сотрудничество. Т.В. Челпаченко и В.В. Васильев [8], определяя духовно-нравственное воспитание как процесс формирования у подрастающего поколения системы моральных отношений к обществу, людям, Родине, труду и самому себе, отмечают, что в современной школе должна складываться целостная система мероприятий, обогащающих эмоциональный фон растущего человека, формирующих культуру отношений, закладывающих основы духовно богатой личности. Авторами разработана «Программа духовно-нравственного воспитания школьников», определены сущностные векторы духовно-нравственного воспитания молодежи: гуманность, милосердие, стремление жить по законам Добра, Истины и Красоты.

И.В. Хлызова [9] считает, что содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных, этических и социальных традициях: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; честь и достоинство; любовь; доверие; дружба; семья; человечность. Решающим фактором в нравственном воспитании молодежи является личный пример педагога. Н.В. Калинина [10, с. 6–12] дает характеристику духовно-нравственного самоопределения младших школьников как важнейшего личностного результата начального общего образования, при котором формируется их способность встраиваться во все возможные системы социальных отношений с опорой на усвоенные моральные нормы и нравственные идеалы. Д.В. Григорьев [11, с. 7–11], рассматривая внеурочную деятельность учащихся как процесс, в котором целесообразно решение задач их воспитания и социализации, подчеркивает необходимость получения школьниками опыта самостоятельного социального действия в ходе решения задач приобщения молодого поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям во взаимодействии с педагогами, семьей и научной общественностью.

Ж.В. Андриевская в книге «В чем сила русского духа» [12] рассматривает уникальность национального менталитета в категориях: державное сознание русского народа; система взаимосвязей в русском характере (доброта, милосердие; воля, свобода; храбрость, мужество, сила; верность, вера; справедливость, воля, правда); русскую философию сердца; феномен русской веры; святость русского духа; особенности русской рациональности; доблесть, честь и слава русского человека; делается вывод, что наличие душевного, сердечного в русском человеке – обязательно; русская душевность (сердечность) и русский рационализм – это два параллельно диалектичных понятия, которые должны быть рядом и транслироваться в системе образования.

Полученные в ходе работы авторов результаты [13] позволяют говорить о возможности внедрения игры-стратегии «Портрет родного города» как средства духовно-нравственного развития младших школьников в образовательный процесс, где итоговым воспитательным результатом можно считать способность учащихся идентифицировать себя с образом и идеей прагматической или духовно-нравственной стратегии развития города будущего и поиска своего назначения в социальной системе.

Таким образом, в работах отмеченных авторов подчеркивается целенаправленность процесса духовно-нравственного развития и воспитания школьников, акцентируется внимание на формирование у детей и подростков моральных и нравственных чувств, качеств, оценок, ориентиров, нравственного и ценностного отношения к миру, к жизни; способность встраиваться во все возможные системы социальных отношений с опорой на усвоенные моральные нормы и нравственные идеалы, гармоническое и устойчивое развитие человека. Педагоги высказывают важность духовно-нравственного взаимодействия между педагогом и учеником, обращения к отечественному культурному наследию через правила любви, понимания, взаимной помощи и созидания, подчеркивают роль учителя как наставника и проводника в мир духовных и нравственных ценностей, подчеркивают важность воспитывающей функции внеурочной деятельности школьников. Кроме того, педагоги-практики сходятся во мнении, что без развития конкретных научных категорий, связанных с понятиями «духовность и нравственность», построение системы духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном пространстве невозможно. Вместе с тем работа с понятиями, которые связаны с философскими размышлениями человека о природе, обществе и мышлении, вызывает трудности у учителя начальной школы; приходится работать с категориями, не имеющими однозначного определения для обучающихся. В связи с чем авторы статьи описали особенности формирования понятия «Родина» у младших школьников с помощью близких слов (малая родина, страна, общий дом) и опорой на предметные и символические характеристики объектов среды обитания.

Цель исследования – осмысление сущности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и поиск путей освоения духовно-нравственных ориентиров младшими школьниками в ходе внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

В работе использованы методы: теоретические (анализ нормативных документов, научной и справочно-энциклопедической литературы); эмпирические (работа с ассоциациями и схемами, организация бесед, наблюдений с младшими школьниками). Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей № 37» г. Саратова с участием обучающихся 3 класса (в количестве 21 чел.) в период с сентября по ноябрь 2024 г. Организованы: вводное занятие «С чего начинается Родина»; экскурсия в пространство г. Саратова; итоговое занятие «Моя родина – Россия». На вводном занятии младшие школьники отвечали на вопрос, с чем у них ассоциируется образ Родины. В ходе экскурсии обучающиеся посетили 9 культурно-исторических объектов пространства г. Саратова. Экскурсия рассматривалась как форма обучения, при которой знания (понятия) усваивались в ходе коллективного осмотра объектов городского пространства. На итоговом занятии, с целью оценки развития представлений учащихся о Родине, младшие школьники составляли схему «Образ Родины».

Результаты исследования и их обсуждение

На вводном занятии, отвечая на вопрос, с чем у них ассоциируется образ «Родина», младшие школьники ответили, что Родина – это: «мой дом» (9 упоминаний), «родная страна Россия» (7 упоминаний), «моя семья» (4 упоминания), «родная природа» (1 упоминание). Отношение к Родине – важная мировоззренческая проблема для личности [14]. Полученные ответы детей были неглубоки по уровню осмысления этой значимой темы. Для дальнейшего раскрытия понятия «Родина» организована беседа «Что значит для вас Родина?». Обучающиеся пришли к выводам, что понятия «малая родина», «родной край» могут ассоциироваться с местом (домом, улицей, деревней, городом), где человек провел детство, ходил в школу; где живут его семья, близкие, друзья. Понятие «родная страна» может ассоциироваться с природой, окружающей средой, с особенностями образа жизни и культуры русского народа, родным языком, страной, гражданином которой человек является. Понятие «Родина» может зависеть от личных предпочтений человека, оно связано с чувством любви, привязанности к месту, где человек вырос и сформировалась его личность, зависит от отношений между человеком и обществом, между индивидуумом и государством.

Организаторы экскурсии предложили ребятам поработать с понятием «Родина» и раскрыть его с помощью других близких слов. Обучающиеся наблюдали за объектами городского пространства, фиксировали наблюдения, выполняли творческие задания, отвечали на вопросы: «Что нового мы можем узнать о Родине, если будем рассматривать ее как “общий дом”? Какие объекты окружающей действительности являются значимыми для нас в пространстве родной страны?». Поиск ответов на сложные вопросы начался с обследования хорошо знакомого объекта – школы, где учатся ребята. Они вспомнили историю создания школы, годы ее основания и становления, выяснили, сколько детей учатся в школе, количество классных комнат, кружков; отметили важные мероприятия и праздники, проведенные в школе; рассказали о важности труда учителей и учащихся. Школа для большинства респондентов представляется значимым понятием, вбирающим в себя мир детства и учебы, является основой общего дома, научным потенциалом страны.

Природные образы решают важную задачу – установить сопричастность личности к родине, в связи с чем следующим объектом посещения был парк «Липки», расположенный в историческом центре Саратова. Обучающиеся сформулировали понимание родины и родной природы: «раскидистые липы, пахучие ели, голубое небо, иногда печальные дожди, яркие цветники, деревянные фигурки, фонтаны, кованая ограда и др.». Педагоги обратили внимание ребят на объекты живой природы как источников красоты, познания, общения, охраны, трудовой деятельности [15, с. 70–72], что, несомненно, расширило горизонт их взглядов на красоту родной страны и природы.

В парке респонденты посетили памятник юным морякам-саратовцам Соловецкой школы юнг, действовавшей в 1942–1944 гг. Постепенное уточнение понятия «память о Великой Отечественной войне» привело детей к размышлениям о том, какие исторические события заставляют нас гордиться своей Родиной; какие исторические герои вызывают особенное уважение; почему Родине можно и должно служить бескорыстно.

Посещение Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова позволило обсудить с ребятами образы Родины, создаваемые искусством. Распространяя музыкальные произведения, человеческое воображение наполняет пространство культурным смыслом, благодаря чему люди испытывают к Родине особые чувства любви, долга, патриотизма; создается культурное и языковое единство населения страны.

Понятие «Родина» в некоторых контекстах понимается как духовная сущность бытия нации, воплощение ее умственного и нравственного строя, системы ценностей. Возвышенные чувства, которые русский человек питает к Родине, основаны на вере. У храма иконы Божией Матери «Утоли Мои Печали» дети, услышав историю его существования, назвали храм символом веры русских людей, духовной святыней русского народа. Школьники узнали, что в советские годы в этом здании был открыт Саратовский планетарий. Сейчас планетарий имени Ю.А. Склярова находится на улице имени Н.Г. Чернышевского. Ребята вспомнили, как ходили в планетарий с классом и знакомились со звездным небом, космическими объектами. Многомерность пространства, ассоциированного с Родиной, может быть разным: от конкретного места, где человек родился и вырос (малая родина), до масштабов планеты Земля.

На площади имени П.А. Столыпина экскурсанты увидели скульптурную композицию, посвященную российскому реформатору, премьер-министру и саратовскому губернатору (1903–1906 гг.). На пьедестале дети прочитали знаменитый девиз «Нам нужна великая Россия!». Привлекли их внимание и окружающие памятник фигуры пахаря, священника, кузнеца и воина. Данные фигуры символизируют традиционность русской культуры и ее возможность гармонично развиваться в любых исторических условиях.

Родина – это место, где человек чувствует себя частью чего-то большего, где он ощущает связь с предками, с историей своей страны. Об этом говорили у Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, одного из наиболее значительных художественных музеев в России, первого общедоступного художественного музея в Российской империи.

Образы родины могут быть результатом осознанного конструирования в системе государственной власти. У здания Саратовской областной Думы школьники обсудили, какова ее роль в условиях города, области и страны. Экскурсанты узнали, что это орган власти, который решает важные для области дела: управляет финансами, контролирует безопасность, регулирует общение людей с властью и получение информации о том, что происходит в их городе и области. Областная Дума Саратова – основа единения общества.

На итоговом занятии младшие школьники составляли схему «Образ Родины» (предварительно заготовлены карточки с подходящими рисунками), где в пространстве родной страны ребята разместили объекты наблюдения и отметили их символические характеристики: школа – научный потенциал страны; парк «Липки» – красота родной природы; памятник морякам – бескорыстное служение Родине; консерватория – культурное и языковое единство народа; храм – духовная святыня русского народа; планетарий – многомерность пространства Родины; скульптурная группа «П.А. Столыпин» – возможность развиваться в любых исторических условиях; художественный музей – связь с предками, с историей страны; Дума – основы единения общества. Организована беседа по разбору содержания понятия «Родина», обсуждены смысловые оттенки его наполнения.

Организована беседа по разбору содержания понятия «Родина». Отвечая на вопрос, с чем у них ассоциируется образ «Родина», младшие школьники ответили: Родина – это «мой дом и семья» (2 упоминания), «родной край» (2 упоминания), «родная страна» (5 упоминаний), «общий дом» (12 упоминаний). Было много высказываний ребят, отражающих эмоциональные оттенки наполнения данного понятия: «русские люди умные и добрые; наши песни самые лучшие; мы первые в космосе; надо хорошо учиться и быть полезным родной стране; в моем городе много интересных исторических мест; мы – члены единого сообщества» и др.

Заключение

На завершающем этапе работы ребятами и педагогами сделаны совместные выводы: понятие «Родина» может выступать в качестве важного общественного идеала, который воспринимается личностью и обществом с опорой на единые духовно-нравственные ориентиры. Понятие «Родина» будет полным, если человек не соотносит идеи заботы о Родине с идеями сохранения и развития жизни на Земле во всем ее многообразии.

Возникает дальнейшая педагогическая задача по организации коллективного научного поиска содержания и структуры понятий (не имеющих однозначного определения для обучающихся), которые могут являться духовно-нравственными ориентирами для представителей молодого поколения и способствовать повышению качества образовательного процесса.


Конфликт интересов
конфликт интересов отсутствует

Библиографическая ссылка

Морозова Е.Е., Исаева О.А., Блохина Л.П. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 10. С. 214-218;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40550 (дата обращения: 15.11.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40550