Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,279

Personal portfolio
(submit article)

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Morozova E.E. ORCID ID 0000-0003-4420-8156 1 Isaeva O.A. 1 Blokhina L.P. 2
1 Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky
2 Penza State University
1208 KB
The article is devoted to the issues of spiritual and moral development and education of primary school students in extracurricular activities. The purpose of the study is to understand the essence of spiritual and moral development and education of primary school students and to search for ways of mastering spiritual and moral guidelines by primary school students in the course of extracurricular activities. The study was conducted from September to November 2024 on the basis of MAOU “Lyceum No. 37” in Saratov with the participation of 3rd grade students. The following were organized: an introductory lesson “Where the Motherland begins”; an excursion to the space of the city of Saratov; a final lesson “My Homeland is Russia”. The article describes the features of the formation of the concept of “Homeland” in primary school students with the help of related words (small homeland, country, common home) and reliance on the subject and symbolic characteristics of environmental objects. The semantic shades of filling the concept of “Homeland” in primary school students are presented in the course of drawing up the “Image of the Motherland” diagram, which includes objects of the surrounding space and their symbolic characteristics. The children and teachers came to the conclusion that the concept of “Motherland” can act as an important social ideal, which is perceived by the individual and society based on common spiritual and moral guidelines.
spiritual and moral development and upbringing
extracurricular activities
younger schoolchildren
field trip
local history
the concept of “Homeland”

Введение

В условиях стремительных социальных и культурных изменений, влияния глобализации на сознание подрастающего поколения возрастает важность духовно-нравственного развития и воспитания молодежи. В рамках модернизации современного российского образования [1, с. 4–11; 2; 3] ключевое место отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения, которое формируется через становление ценностного отношения школьников к своей малой родине, городу, школе, дому и закладывает основы для организации процесса приобщения детей и подростков к определенной системе духовно-нравственных ценностей нашего государства. В указе президента РФ [4] отмечены 17 традиционных духовно-нравственных ценностей России как нравственные ориентиры, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны. Однако в ходе практической работы с обучающимися у педагогов системы начального образования возникают трудности с выбором духовно-нравственных ценностей, формированием категорий «добро и зло», «духовность и нравственность», с обеспечением преемственности современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным идеалам прошлых эпох, с использованием формальных и неформальных форм и методов работы в рамках внеурочной деятельности и др. В итоге каждому учителю предстоит решать, как избежать лозунговых программ и построить собственный путь духовно-нравственного развития детей в пространстве школы и города.

Актуальность и важность вопросов духовно-нравственного развития и воспитания школьников отмечают многие авторы. М.Ю. Новицкая [5] рассматривает духовно-нравственное воспитание ребенка как деятельный процесс бережной передачи (наследования) от старшего поколения к младшему жизненно необходимых ценностей в обществе традиционной отечественной культуры, предлагает обратиться за ответом к отечественному культурному наследию через правила любви, понимания, взаимной помощи и созидания.

Т.К. Меркулова [6] к основам нравственно-патриотического воспитания относит создание условий для формирования патриотичной и социально ответственной личности гражданина России на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей в системе образования и других сферах общественной жизни. Автор актуализирует возможность использования проектов в обучении младших школьников в целях развития системы национальной безопасности Российской Федерации, благополучия народа России и Российского государства в настоящее время и в будущем.

Д.А. Журавель [7], рассматривая духовно-нравственное воспитание младших школьников как целенаправленный процесс формирования ценностного отношения к жизни, гармонического и устойчивого развития человека, предполагает определенную систему форм, содержания, методов педагогической работы, где эффективным взаимодействием между семьей и школой является сотрудничество. Т.В. Челпаченко и В.В. Васильев [8], определяя духовно-нравственное воспитание как процесс формирования у подрастающего поколения системы моральных отношений к обществу, людям, Родине, труду и самому себе, отмечают, что в современной школе должна складываться целостная система мероприятий, обогащающих эмоциональный фон растущего человека, формирующих культуру отношений, закладывающих основы духовно богатой личности. Авторами разработана «Программа духовно-нравственного воспитания школьников», определены сущностные векторы духовно-нравственного воспитания молодежи: гуманность, милосердие, стремление жить по законам Добра, Истины и Красоты.

И.В. Хлызова [9] считает, что содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в культурных, семейных, этических и социальных традициях: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; честь и достоинство; любовь; доверие; дружба; семья; человечность. Решающим фактором в нравственном воспитании молодежи является личный пример педагога. Н.В. Калинина [10, с. 6–12] дает характеристику духовно-нравственного самоопределения младших школьников как важнейшего личностного результата начального общего образования, при котором формируется их способность встраиваться во все возможные системы социальных отношений с опорой на усвоенные моральные нормы и нравственные идеалы. Д.В. Григорьев [11, с. 7–11], рассматривая внеурочную деятельность учащихся как процесс, в котором целесообразно решение задач их воспитания и социализации, подчеркивает необходимость получения школьниками опыта самостоятельного социального действия в ходе решения задач приобщения молодого поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям во взаимодействии с педагогами, семьей и научной общественностью.

Ж.В. Андриевская в книге «В чем сила русского духа» [12] рассматривает уникальность национального менталитета в категориях: державное сознание русского народа; система взаимосвязей в русском характере (доброта, милосердие; воля, свобода; храбрость, мужество, сила; верность, вера; справедливость, воля, правда); русскую философию сердца; феномен русской веры; святость русского духа; особенности русской рациональности; доблесть, честь и слава русского человека; делается вывод, что наличие душевного, сердечного в русском человеке – обязательно; русская душевность (сердечность) и русский рационализм – это два параллельно диалектичных понятия, которые должны быть рядом и транслироваться в системе образования.

Полученные в ходе работы авторов результаты [13] позволяют говорить о возможности внедрения игры-стратегии «Портрет родного города» как средства духовно-нравственного развития младших школьников в образовательный процесс, где итоговым воспитательным результатом можно считать способность учащихся идентифицировать себя с образом и идеей прагматической или духовно-нравственной стратегии развития города будущего и поиска своего назначения в социальной системе.

Таким образом, в работах отмеченных авторов подчеркивается целенаправленность процесса духовно-нравственного развития и воспитания школьников, акцентируется внимание на формирование у детей и подростков моральных и нравственных чувств, качеств, оценок, ориентиров, нравственного и ценностного отношения к миру, к жизни; способность встраиваться во все возможные системы социальных отношений с опорой на усвоенные моральные нормы и нравственные идеалы, гармоническое и устойчивое развитие человека. Педагоги высказывают важность духовно-нравственного взаимодействия между педагогом и учеником, обращения к отечественному культурному наследию через правила любви, понимания, взаимной помощи и созидания, подчеркивают роль учителя как наставника и проводника в мир духовных и нравственных ценностей, подчеркивают важность воспитывающей функции внеурочной деятельности школьников. Кроме того, педагоги-практики сходятся во мнении, что без развития конкретных научных категорий, связанных с понятиями «духовность и нравственность», построение системы духовно-нравственного развития и воспитания в образовательном пространстве невозможно. Вместе с тем работа с понятиями, которые связаны с философскими размышлениями человека о природе, обществе и мышлении, вызывает трудности у учителя начальной школы; приходится работать с категориями, не имеющими однозначного определения для обучающихся. В связи с чем авторы статьи описали особенности формирования понятия «Родина» у младших школьников с помощью близких слов (малая родина, страна, общий дом) и опорой на предметные и символические характеристики объектов среды обитания.

Цель исследования – осмысление сущности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников и поиск путей освоения духовно-нравственных ориентиров младшими школьниками в ходе внеурочной деятельности.

Материалы и методы исследования

В работе использованы методы: теоретические (анализ нормативных документов, научной и справочно-энциклопедической литературы); эмпирические (работа с ассоциациями и схемами, организация бесед, наблюдений с младшими школьниками). Исследование проводилось на базе МАОУ «Лицей № 37» г. Саратова с участием обучающихся 3 класса (в количестве 21 чел.) в период с сентября по ноябрь 2024 г. Организованы: вводное занятие «С чего начинается Родина»; экскурсия в пространство г. Саратова; итоговое занятие «Моя родина – Россия». На вводном занятии младшие школьники отвечали на вопрос, с чем у них ассоциируется образ Родины. В ходе экскурсии обучающиеся посетили 9 культурно-исторических объектов пространства г. Саратова. Экскурсия рассматривалась как форма обучения, при которой знания (понятия) усваивались в ходе коллективного осмотра объектов городского пространства. На итоговом занятии, с целью оценки развития представлений учащихся о Родине, младшие школьники составляли схему «Образ Родины».

Результаты исследования и их обсуждение

На вводном занятии, отвечая на вопрос, с чем у них ассоциируется образ «Родина», младшие школьники ответили, что Родина – это: «мой дом» (9 упоминаний), «родная страна Россия» (7 упоминаний), «моя семья» (4 упоминания), «родная природа» (1 упоминание). Отношение к Родине – важная мировоззренческая проблема для личности [14]. Полученные ответы детей были неглубоки по уровню осмысления этой значимой темы. Для дальнейшего раскрытия понятия «Родина» организована беседа «Что значит для вас Родина?». Обучающиеся пришли к выводам, что понятия «малая родина», «родной край» могут ассоциироваться с местом (домом, улицей, деревней, городом), где человек провел детство, ходил в школу; где живут его семья, близкие, друзья. Понятие «родная страна» может ассоциироваться с природой, окружающей средой, с особенностями образа жизни и культуры русского народа, родным языком, страной, гражданином которой человек является. Понятие «Родина» может зависеть от личных предпочтений человека, оно связано с чувством любви, привязанности к месту, где человек вырос и сформировалась его личность, зависит от отношений между человеком и обществом, между индивидуумом и государством.

Организаторы экскурсии предложили ребятам поработать с понятием «Родина» и раскрыть его с помощью других близких слов. Обучающиеся наблюдали за объектами городского пространства, фиксировали наблюдения, выполняли творческие задания, отвечали на вопросы: «Что нового мы можем узнать о Родине, если будем рассматривать ее как “общий дом”? Какие объекты окружающей действительности являются значимыми для нас в пространстве родной страны?». Поиск ответов на сложные вопросы начался с обследования хорошо знакомого объекта – школы, где учатся ребята. Они вспомнили историю создания школы, годы ее основания и становления, выяснили, сколько детей учатся в школе, количество классных комнат, кружков; отметили важные мероприятия и праздники, проведенные в школе; рассказали о важности труда учителей и учащихся. Школа для большинства респондентов представляется значимым понятием, вбирающим в себя мир детства и учебы, является основой общего дома, научным потенциалом страны.

Природные образы решают важную задачу – установить сопричастность личности к родине, в связи с чем следующим объектом посещения был парк «Липки», расположенный в историческом центре Саратова. Обучающиеся сформулировали понимание родины и родной природы: «раскидистые липы, пахучие ели, голубое небо, иногда печальные дожди, яркие цветники, деревянные фигурки, фонтаны, кованая ограда и др.». Педагоги обратили внимание ребят на объекты живой природы как источников красоты, познания, общения, охраны, трудовой деятельности [15, с. 70–72], что, несомненно, расширило горизонт их взглядов на красоту родной страны и природы.

В парке респонденты посетили памятник юным морякам-саратовцам Соловецкой школы юнг, действовавшей в 1942–1944 гг. Постепенное уточнение понятия «память о Великой Отечественной войне» привело детей к размышлениям о том, какие исторические события заставляют нас гордиться своей Родиной; какие исторические герои вызывают особенное уважение; почему Родине можно и должно служить бескорыстно.

Посещение Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова позволило обсудить с ребятами образы Родины, создаваемые искусством. Распространяя музыкальные произведения, человеческое воображение наполняет пространство культурным смыслом, благодаря чему люди испытывают к Родине особые чувства любви, долга, патриотизма; создается культурное и языковое единство населения страны.

Понятие «Родина» в некоторых контекстах понимается как духовная сущность бытия нации, воплощение ее умственного и нравственного строя, системы ценностей. Возвышенные чувства, которые русский человек питает к Родине, основаны на вере. У храма иконы Божией Матери «Утоли Мои Печали» дети, услышав историю его существования, назвали храм символом веры русских людей, духовной святыней русского народа. Школьники узнали, что в советские годы в этом здании был открыт Саратовский планетарий. Сейчас планетарий имени Ю.А. Склярова находится на улице имени Н.Г. Чернышевского. Ребята вспомнили, как ходили в планетарий с классом и знакомились со звездным небом, космическими объектами. Многомерность пространства, ассоциированного с Родиной, может быть разным: от конкретного места, где человек родился и вырос (малая родина), до масштабов планеты Земля.

На площади имени П.А. Столыпина экскурсанты увидели скульптурную композицию, посвященную российскому реформатору, премьер-министру и саратовскому губернатору (1903–1906 гг.). На пьедестале дети прочитали знаменитый девиз «Нам нужна великая Россия!». Привлекли их внимание и окружающие памятник фигуры пахаря, священника, кузнеца и воина. Данные фигуры символизируют традиционность русской культуры и ее возможность гармонично развиваться в любых исторических условиях.

Родина – это место, где человек чувствует себя частью чего-то большего, где он ощущает связь с предками, с историей своей страны. Об этом говорили у Саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева, одного из наиболее значительных художественных музеев в России, первого общедоступного художественного музея в Российской империи.

Образы родины могут быть результатом осознанного конструирования в системе государственной власти. У здания Саратовской областной Думы школьники обсудили, какова ее роль в условиях города, области и страны. Экскурсанты узнали, что это орган власти, который решает важные для области дела: управляет финансами, контролирует безопасность, регулирует общение людей с властью и получение информации о том, что происходит в их городе и области. Областная Дума Саратова – основа единения общества.

На итоговом занятии младшие школьники составляли схему «Образ Родины» (предварительно заготовлены карточки с подходящими рисунками), где в пространстве родной страны ребята разместили объекты наблюдения и отметили их символические характеристики: школа – научный потенциал страны; парк «Липки» – красота родной природы; памятник морякам – бескорыстное служение Родине; консерватория – культурное и языковое единство народа; храм – духовная святыня русского народа; планетарий – многомерность пространства Родины; скульптурная группа «П.А. Столыпин» – возможность развиваться в любых исторических условиях; художественный музей – связь с предками, с историей страны; Дума – основы единения общества. Организована беседа по разбору содержания понятия «Родина», обсуждены смысловые оттенки его наполнения.

Организована беседа по разбору содержания понятия «Родина». Отвечая на вопрос, с чем у них ассоциируется образ «Родина», младшие школьники ответили: Родина – это «мой дом и семья» (2 упоминания), «родной край» (2 упоминания), «родная страна» (5 упоминаний), «общий дом» (12 упоминаний). Было много высказываний ребят, отражающих эмоциональные оттенки наполнения данного понятия: «русские люди умные и добрые; наши песни самые лучшие; мы первые в космосе; надо хорошо учиться и быть полезным родной стране; в моем городе много интересных исторических мест; мы – члены единого сообщества» и др.

Заключение

На завершающем этапе работы ребятами и педагогами сделаны совместные выводы: понятие «Родина» может выступать в качестве важного общественного идеала, который воспринимается личностью и обществом с опорой на единые духовно-нравственные ориентиры. Понятие «Родина» будет полным, если человек не соотносит идеи заботы о Родине с идеями сохранения и развития жизни на Земле во всем ее многообразии.

Возникает дальнейшая педагогическая задача по организации коллективного научного поиска содержания и структуры понятий (не имеющих однозначного определения для обучающихся), которые могут являться духовно-нравственными ориентирами для представителей молодого поколения и способствовать повышению качества образовательного процесса.