Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ: АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Алимбеков А.А. 1
1 Кыргызско-Турецкий университет «Манас»
Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выявить, насколько аспиранты чувствуют себя компетентными в различных аспектах исследовательского процесса, и определить ключевые области, требующие улучшения. В качестве метода исследования использовалась феноменологическая схема, а данные собирались с помощью полуструктурированных интервью с аспирантами. Для анализа результатов был применен контент-анализ. Результаты показали, что аспиранты демонстрируют уверенность в таких аспектах, как мотивация, выбор темы исследования и синтез информации. Однако они испытывают значительные затруднения в написании научных отчетов, структурировании исследований, владении английским языком и управлении временем. Участники исследования также выразили свои ожидания относительно более активной обратной связи от научных руководителей, а также необходимости усиленной практики в академическом письме и чтении научной литературы. Исследование подчеркивает важность создания условий для поддержки аспирантов в процессе их профессионального развития, включая обучение навыкам тайм-менеджмента, академического письма и работы с языковыми барьерами. Эти меры могут способствовать повышению уверенности аспирантов и улучшению их самоэффективности в научной работе. В конце статьи представлены предложения, основанные на результатах исследования.
подготовка научных кадров
аспиранты
научное исследование
поддержка обучения
1. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review. 1977. Vol. 84, Is. 2. P. 191–215. DOI: 10.1037/0033-295X.84.2.191.
2. Jinks J., Morgan V. Children’s perceived academic self-efficacy: An inventory scale // The clearing house. 1999. Vol. 72, Is. 4. Р. 224–230. DOI: 10.1080/00098659909599398.
3. Bandura A., Locke E.A. Negative self-efficacy and goal effects revisited // Journal of Applied Psychology. 2003. Vol. 88, Is. 1. P. 87–99. URL: https://psycnet.apa.org/buy/2003-04931-010 (дата обращения: 15.03.2025).
4. Rahimi M., Fathi J. Exploring the impact of wiki-mediated collaborative writing on EFL students’ writing performance, writing self-regulation, and writing self-efficacy: a mixed methods study // Computer Assisted Language Learning. 2022. №. 9. С. 2627–2674. DOI: 10.1080/09588221.2021.1888753.
5. Al-Abyadh M.H.A., Abdel Azeem H.A.H. Academic achievement: influences of university students’ self-management and perceived self-efficacy // Journal of Intelligence. 2022. № 3. С. 55. DOI: 10.3390/jintelligence10030055.
6. Шиленкова Л.Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2020. № 3. С. 69–78. DOI: 10.17759/jmfp.2020090306.
7. Пеша А.В. Факторы построения и развития академической карьеры: системный теоретический анализ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 7. С. 9–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-postroeniya-i-razvitiya-akademicheskoy-kariery-sistemnyy-teoreticheskiy-analiz (дата обращения: 14.04.2025).
8. Плотникова Е.С. Самоконтроль поведения как фактор самоэффективности студентов вуза // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2024. № 2 (55). С. 104–110. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-povedeniya-kak-faktor-samoeffektivnosti-studentov-vuza (дата обращения: 14.04.2025).
9. Гацура С.В., Гацура О.А. Опыт оценки академической самоэффективности студентов-медиков с помощью опросника CASES – проблемы и уроки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2016. №. 3. С. 37–47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28081356 (дата обращения: 14.04.2025).
10. Yıldırım A., Şimşek H. Sosyal bilimlerde nitel araştırma yöntemleri. Ankara: Seçkin Yayınevi, 2021. 448 s. ISBN: 9789750269820 (на турецком языке).
11. Creswell J.W. Research design. Ankara: Eğiten Kitap, 2020. 554 р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ucg.ac.me/skladiste/blog_609332/objava_105202/fajlovi/Creswell.pdf (дата обращения: 14.04.2025).
12. Ersoy A.F. Fenomenoloji. Eğitimde nitel araştırma desenleri. Ankara: Anı Yayıncılık, 2016. 380 с. ISBN: 978-605-170-114-1 (на турецком языке).
13. Fraenkel J.R., Wallen N.E. How to Design and Evaluate Research in Education. Boston: McGraw-Hill, 2020. 480 p. [Электронный ресурс]. URL: https://saochhengpheng.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/03/jack_fraenkel_norman_wallen_helen_hyun-how_to_design_and_evaluate_research_in_education_8th_edition_-mcgraw-hill_humanities_social_sciences_languages2011.pdf (дата обращения: 14.04.2025).

Введение

Понятие самоэффективности является ключевым в социально-когнитивной теории и рассматривается в различных аспектах, таких как определение, ограничения, измерения и применение в разных областях. В центре этих определений находится концепция самоэффективности, предложенная Альбертом Бандурой, одним из ведущих представителей теории социального научения. Бандура определяет самоэффективность как «суждение индивида о своей способности организовывать и успешно выполнять действия, необходимые для достижения определенных результатов» [1]. Эта концепция подчеркивает важность уверенности человека в своей способности преодолеть трудности и достичь поставленных целей.

Согласно Джинксу и Моргану, самоэффективность представляет собой чувство уверенности индивида в своей способности действовать эффективно в конкретной ситуации [2]. Эта уверенность напрямую влияет на успеваемость человека, выбор деятельности, количество усилий, которые он прикладывает, и, как следствие, на его успех [3; 4]. Более того, высокая самоэффективность способствует лучшему выполнению учебных заданий и задач, требующих различных навыков, таких как языковые, психомоторные или вычислительные навыки [4].

Взаимосвязь между восприятием самоэффективности и академической успеваемостью была выявлена в ходе экспериментальных исследований. Согласно результатам исследований, восприятие самоэффективности оказывает значительное влияние на академическую успеваемость учащихся [3; 5]. Результаты исследований подчеркивают, что между успеваемостью и самоэффективностью существует значительная связь, и с ростом самоэффективности успеваемость также повышается.

Хотя вопрос о том, в какой степени студенты считают себя компетентными в научных исследованиях, рассматривается исследователями различных образовательных уровней, примечательно, что количество исследований, посвященных самоэффективности в научных исследованиях аспирантов, не находится на желаемом уровне. Однако это сложная динамика. Важность научных исследований, особенно для студентов, продолжающих обучение в аспирантуре университетов, неоспорима. Хотя научное исследование является неотъемлемой частью научного успеха на уровне последипломного образования, общепринято, что студенты должны обладать навыками письма или быть уверенными в них и должны демонстрировать эти навыки в различных предметных областях и исследованиях [6; 7]. Однако обычно это не так.

В контексте аспирантской деятельности понимание и развитие самоэффективности имеет особое значение. Уверенность в собственных исследовательских способностях влияет на мотивацию аспирантов, их подход к научной работе и общий успех в академической карьере [4]. Поэтому важно изучить, как аспиранты воспринимают свою самоэффективность и какие аспекты научной деятельности вызывают у них затруднения, чтобы разработать эффективные стратегии поддержки и развития их исследовательских навыков.

Научно-исследовательская деятельность является ключевым элементом академического и профессионального роста аспирантов. В этом контексте самоэффективность, то есть уверенность в собственных способностях выполнять исследовательские задачи, играет важную роль в успешности их работы [1]. Понимание того, как аспиранты воспринимают свою компетентность и какие аспекты исследовательской работы вызывают у них затруднения, может дать ценную информацию для улучшения образовательных программ и поддерживающих структур [5; 8].

Аспиранты, как будущие научные кадры, сталкиваются с различными вызовами в процессе научных исследований, которые могут влиять на их профессиональное развитие и карьерные перспективы. Эти вызовы могут включать в себя как технические аспекты, такие как написание научных отчетов и структурирование исследований, так и более субъективные элементы, такие как управление временем и владение языком. Оценка их самоэффективности позволяет выявить области, где они чувствуют себя уверенно, и те, которые требуют дополнительной работы и поддержки [4; 9].

Важность темы исследования подтверждается растущей потребностью в эффективных методах подготовки аспирантов к требованиям современного научного сообщества. Понимание и анализ восприятия аспирантами своей исследовательской компетентности помогут выявить пробелы в их подготовке и определить пути улучшения образовательного процесса [3; 6]. В данном контексте исследование направлено на то, чтобы осветить, как аспиранты оценивают свою эффективность в научных исследованиях, какие аспекты они считают своими сильными сторонами, а какие – слабостями. Это знание поможет создать более адаптированные и поддерживающие образовательные программы, которые будут способствовать развитию необходимых навыков и повышению общей уверенности аспирантов в их научной деятельности.

Цель исследования – выяснить, как аспиранты воспринимают себя в области исследования и насколько они чувствуют себя компетентными.

Материалы и методы исследования

Это исследование было основано на качественном методе, который предполагает использование подходов для сбора качественных данных, таких как наблюдение, интервью и анализ документов [10, с. 112]. В исследовании была применена феноменологическая модель [11, с. 84; 12, c. 58]. Выбор этой модели объясняется тем, что исследование основывалось на опыте аспирантов, прошедших через процесс, связанный с исследуемыми проблемами, и отражало их личное восприятие ситуации.

Основная группа исследования определялась методом критериальной выборки – одного из методов целенаправленной выборки [11, с. 62]. Рабочую группу составили 20 аспирантов из разных университетов в Кыргызстане, завершившие не менее трети своей исследовательской работы.

В исследовании данные были получены методом интервью [13, с. 98]. В качестве инструмента сбора данных использовалась полуструктурированная форма интервью, разработанная исследователем.

В форме интервью располагались следующие вопросы:

а) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя компетентным?

б) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя неадекватным/недостаточным?

в) Что вы рекомендуете, чтобы справиться с трудностями научно-исследовательского процесса и каковы ваши ожидания?

Данные, собранные в ходе исследования, были проанализированы с помощью метода контент-анализа [10, с. 65]. Исследователем были обработаны полученные от участников ответы – переведены в текстовый формат интервью. После этого тексты были упорядочены и распределены по категориям, соответствующим вопросам, на которые респонденты давали свои комментарии.

Результаты исследования и их обсуждение

Для понимания отношения аспирантов, продолжающих обучение, к исследовательской деятельности, трудностям, возникающим при подготовке научных текстов, и личному смыслу, который они вкладывают в этот процесс, был применен метод индивидуальных интервью. Последующий анализ полученных данных позволил выделить центральную тему. В этой теме расположились три категории. Они были определены как «Области, в которых чувствуется достаточность», «Области, в которых чувствуется недостаточность» и «Ожидания и рекомендации». В первой категории, «Области, в которых чувствуется достаточность», было получено три кода по разделам «Определение темы исследования», «Мотивация» и «Синтезирование информации». По второй категории, «Области, в которых чувствуется недостаточность», были получены коды «Правила написания отчетов исследований», «Английский язык», «Создание структуры исследования» и «Тайм-менеджмент». В последней категории, «Ожидания и рекомендации», были выделены коды «Письменная практика», «Обратная связь» и «Чтение». Результаты представлены в таблице в виде категорий и кодов.

Представленная таблица содержит итоги опроса, посвященного оценке аспирантами собственной результативности в научно-исследовательской работе. Структура таблицы охватывает три ключевые области: персональные оценки аспирантов, сферы, в которых они ощущают уверенность и неуверенность в своих умениях, и их ожидания и предложения.

Области, в которых чувствуется достаточность. Аспиранты заявляют о высокой степени заинтересованности в учебе, умении выбирать направление научной работы и обобщать данные из различных источников. Они полагают, что обладают достаточным уровнем развития этих компетенций для плодотворной работы в научной сфере.

Области, в которых чувствуется недостаточность. В противоположность этому, аспиранты сталкиваются с рядом трудностей в процессе обучения. Во-первых, многие испытывают проблемы с написанием научных отчетов, не зная всех необходимых правил и форматов. Во-вторых, организация и структурирование исследовательской работы представляют значительные сложности. Не все аспиранты свободно владеют английским языком, что затрудняет работу с англоязычной литературой и написание научных текстов на английском. Наконец, недостаток навыков тайм-менеджмента: плохое планирование времени и неверная расстановка приоритетов – отрицательно влияет на их производительность и эффективность обучения.

Результаты контент-анализа

Тема

Категория

Код

Мнения аспирантов

Области, в которых

чувствуется достаточность

Мотивация

Определение темы исследования

Синтезирование информации

Области, в которых

чувствуется недостаточность

Правила написания отчетов исследований

Создание структуры исследования

Английский язык

Тайм-менеджмент

Ожидания и рекомендации

Обратная связь

Письменная практика

Чтение

Ожидания и рекомендации. Аспиранты считают, что взаимодействие с преподавателями и научными руководителями недостаточно эффективно и нуждается в улучшении. Они хотят более активного участия со стороны наставников, чтобы получить больше поддержки и повысить свой профессиональный уровень. Ключевой момент, который аспиранты неоднократно подчеркивают, – это необходимость значительно больше практиковаться в написании научных работ. Это считается одним из самых важных аспектов, требующих улучшения в процессе обучения. В целом аспиранты жаждут более продуктивного сотрудничества и более интенсивной тренировки навыков академического письма.

Аспиранты чувствуют себя уверенно в некоторых аспектах научного процесса, но выделяют несколько ключевых областей, которые требуют дальнейшего развития и поддержки.

Ниже представлены примерные высказывания участников по каждой категории:

Первая категория. Области, в которых чувствуется достаточность

Прямые цитаты аспирантов по коду «Мотивация» следующие:

У-9: «Я чувствую сильную мотивацию продолжать свои исследования, так как мне интересно углубляться в эту тему и находить новые решения».

У-15: «Несмотря на то, что мое настроение время от времени падает, я хорошо сохраняю мотивацию, и это делает меня сильнее, когда я пишу».

Другая область, которая была сочтена достаточной, была определена как «Определение темы исследования». Ниже приведены некоторые заявления, полученные по этому коду:

У-2: «Выбор темы исследования был для меня достаточно простым, я сразу определил, что именно меня интересует и на чем хочу сосредоточиться».

У-11: «Есть много тем, которые я разработал в своей голове. Теперь осталось только их изучить».

Прямые цитаты аспирантов по коду «Синтезирование информаций» следующие:

У-3: «Я считаю, что хорошо умею собирать и структурировать информацию из разных источников, что помогает мне более эффективно вести исследования».

У-6: «Я думаю, что хорошо понимаю, интерпретирую и объединяю прочитанное».

Вторая категория. Области, в которых чувствуется недостаточность.

Прямые цитаты аспирантов по коду «Правила написания отчетов исследований» следующие:

У-1: «Я сталкиваюсь с трудностями при написании отчетов, особенно с соблюдением академических стандартов и стиля».

У-18: «Я всегда читаю правила написания отчетов научных исследований, но иногда у меня возникают трудности».

Высказывания по коду «Создание структуры исследования»:

У-7: «Самым сложным для меня является правильно организовать исследование. Мне трудно выстроить четкую логику и последовательность в работе».

У-20: «Я застреваю при создании структуры исследования».

Высказывания по коду «Английский язык»:

У-13: «Мои знания английского недостаточны для того, чтобы комфортно работать с международной литературой или писать статьи на высоком уровне».

У-11: «Поскольку у меня слабый английский, я думаю, что мой обзор литературы всегда остается недостаточным».

По коду «Тайм-менеджмент»:

У-16: «Часто не успеваю закончить задачи вовремя. Мне сложно распределить время между учебой, исследованиями и личной жизнью».

Третья категория. Ожидания и рекомендации:

У-1: «Хотелось бы получать больше обратной связи от научного руководителя, чтобы лучше понимать свои ошибки и направления для улучшения».

У-9: «Думаю, мне нужно больше практики в написании научных текстов, особенно для публикаций. Это поможет чувствовать себя увереннее».

У-20: «Я понимаю, что мне нужно больше читать научных статей и книг по моей теме, чтобы лучше ориентироваться в исследованиях и расширять свои знания».

Заключение

Данное исследование позволило выявить ключевые аспекты самоэффективности аспирантов в ходе их исследовательской деятельности на основе их собственных оценок и восприятий. Анализ данных показал, что аспиранты продемонстрировали уверенность в таких областях, как мотивация, определение тем исследований и синтез информации. Эти аспекты способствуют их успешной работе в области исследований и создают основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако были выявлены и слабые стороны. Наибольшие трудности были связаны с правилами написания научных отчетов, структурой исследования, знанием английского языка и тайм-менеджментом. Эти проблемы создают существенные препятствия для научной карьеры аспирантов и требуют большего внимания со стороны учебных заведений.

Кроме того, участники исследования высказали свои ожидания и предложения, главными из которых были необходимость более регулярной и конструктивной обратной связи от научных руководителей, а также расширение практики академического письма и увеличение объема чтения научной литературы. Эти меры могут помочь повысить уверенность аспирантов в своих исследовательских навыках и улучшить их общую самоэффективность.

В ходе исследования изучалось восприятие аспирантами своей исследовательской самоэффективности, выявлялись ключевые области, в которых они чувствовали себя уверенно, и области, в которых им не хватало знаний и навыков.

Трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, могут негативно отразиться на их эффективности и производительности, что говорит о необходимости систематической поддержки со стороны образовательных и научно-исследовательских учреждений. Участники исследования назвали обратную связь от научных наставников, интенсивную практику письма и углубленное чтение научной литературы ключевыми областями развития, в которых они сыграли решающую роль.

В исследовании подчеркивается важность создания условий для поддержки и развития аспирантов, особенно в областях, которые они считают сложными. Программы обучения, направленные на улучшение навыков управления временем, письма и языка, могут значительно повысить их уверенность и самоэффективность в исследовательской работе. Эти инициативы помогают аспирантам не только улучшить свои исследовательские навыки, но и лучше подготовиться к будущей академической или профессиональной карьере.


Библиографическая ссылка

Алимбеков А.А. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ: АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 88-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40444 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40444