Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

SELF-EFFICIENCY OF FUTURE SCIENTIFIC STAFF IN RESEARCH: ANALYSIS OF PERCEPTION AND EVALUATION OF OWN COMPETENCE

Alimbekov А.А. 1
1 Kyrgyz-Turkish Manas University
The main aim of the study was to identify the extent to which postgraduate students feel competent in different aspects of the research process and to identify key areas for improvement. A phenomenological design was used as the research method and data collected through semi-structured interviews with postgraduate students. Content analysis was used to analyze the results. The results showed that graduate students show confidence in aspects such as motivation, choosing a research topic, and synthesizing information. However, they have significant difficulties in writing research reports, structuring research, English language proficiency and time management. Participants in the study also expressed their expectations for more active feedback from academic supervisors, as well as the need for increased practice in academic writing and reading scientific literature. The study emphasizes the importance of creating an environment to support graduate students in their professional development, including training in time management, academic writing, and dealing with language barriers. These interventions can help to increase graduate students’ confidence and improve their self-efficacy in academic writing. At the end of the article, proposals based on the research results are presented.
training of scientific staff
postgraduate students
scientific research
support of education

Введение

Понятие самоэффективности является ключевым в социально-когнитивной теории и рассматривается в различных аспектах, таких как определение, ограничения, измерения и применение в разных областях. В центре этих определений находится концепция самоэффективности, предложенная Альбертом Бандурой, одним из ведущих представителей теории социального научения. Бандура определяет самоэффективность как «суждение индивида о своей способности организовывать и успешно выполнять действия, необходимые для достижения определенных результатов» [1]. Эта концепция подчеркивает важность уверенности человека в своей способности преодолеть трудности и достичь поставленных целей.

Согласно Джинксу и Моргану, самоэффективность представляет собой чувство уверенности индивида в своей способности действовать эффективно в конкретной ситуации [2]. Эта уверенность напрямую влияет на успеваемость человека, выбор деятельности, количество усилий, которые он прикладывает, и, как следствие, на его успех [3; 4]. Более того, высокая самоэффективность способствует лучшему выполнению учебных заданий и задач, требующих различных навыков, таких как языковые, психомоторные или вычислительные навыки [4].

Взаимосвязь между восприятием самоэффективности и академической успеваемостью была выявлена в ходе экспериментальных исследований. Согласно результатам исследований, восприятие самоэффективности оказывает значительное влияние на академическую успеваемость учащихся [3; 5]. Результаты исследований подчеркивают, что между успеваемостью и самоэффективностью существует значительная связь, и с ростом самоэффективности успеваемость также повышается.

Хотя вопрос о том, в какой степени студенты считают себя компетентными в научных исследованиях, рассматривается исследователями различных образовательных уровней, примечательно, что количество исследований, посвященных самоэффективности в научных исследованиях аспирантов, не находится на желаемом уровне. Однако это сложная динамика. Важность научных исследований, особенно для студентов, продолжающих обучение в аспирантуре университетов, неоспорима. Хотя научное исследование является неотъемлемой частью научного успеха на уровне последипломного образования, общепринято, что студенты должны обладать навыками письма или быть уверенными в них и должны демонстрировать эти навыки в различных предметных областях и исследованиях [6; 7]. Однако обычно это не так.

В контексте аспирантской деятельности понимание и развитие самоэффективности имеет особое значение. Уверенность в собственных исследовательских способностях влияет на мотивацию аспирантов, их подход к научной работе и общий успех в академической карьере [4]. Поэтому важно изучить, как аспиранты воспринимают свою самоэффективность и какие аспекты научной деятельности вызывают у них затруднения, чтобы разработать эффективные стратегии поддержки и развития их исследовательских навыков.

Научно-исследовательская деятельность является ключевым элементом академического и профессионального роста аспирантов. В этом контексте самоэффективность, то есть уверенность в собственных способностях выполнять исследовательские задачи, играет важную роль в успешности их работы [1]. Понимание того, как аспиранты воспринимают свою компетентность и какие аспекты исследовательской работы вызывают у них затруднения, может дать ценную информацию для улучшения образовательных программ и поддерживающих структур [5; 8].

Аспиранты, как будущие научные кадры, сталкиваются с различными вызовами в процессе научных исследований, которые могут влиять на их профессиональное развитие и карьерные перспективы. Эти вызовы могут включать в себя как технические аспекты, такие как написание научных отчетов и структурирование исследований, так и более субъективные элементы, такие как управление временем и владение языком. Оценка их самоэффективности позволяет выявить области, где они чувствуют себя уверенно, и те, которые требуют дополнительной работы и поддержки [4; 9].

Важность темы исследования подтверждается растущей потребностью в эффективных методах подготовки аспирантов к требованиям современного научного сообщества. Понимание и анализ восприятия аспирантами своей исследовательской компетентности помогут выявить пробелы в их подготовке и определить пути улучшения образовательного процесса [3; 6]. В данном контексте исследование направлено на то, чтобы осветить, как аспиранты оценивают свою эффективность в научных исследованиях, какие аспекты они считают своими сильными сторонами, а какие – слабостями. Это знание поможет создать более адаптированные и поддерживающие образовательные программы, которые будут способствовать развитию необходимых навыков и повышению общей уверенности аспирантов в их научной деятельности.

Цель исследования – выяснить, как аспиранты воспринимают себя в области исследования и насколько они чувствуют себя компетентными.

Материалы и методы исследования

Это исследование было основано на качественном методе, который предполагает использование подходов для сбора качественных данных, таких как наблюдение, интервью и анализ документов [10, с. 112]. В исследовании была применена феноменологическая модель [11, с. 84; 12, c. 58]. Выбор этой модели объясняется тем, что исследование основывалось на опыте аспирантов, прошедших через процесс, связанный с исследуемыми проблемами, и отражало их личное восприятие ситуации.

Основная группа исследования определялась методом критериальной выборки – одного из методов целенаправленной выборки [11, с. 62]. Рабочую группу составили 20 аспирантов из разных университетов в Кыргызстане, завершившие не менее трети своей исследовательской работы.

В исследовании данные были получены методом интервью [13, с. 98]. В качестве инструмента сбора данных использовалась полуструктурированная форма интервью, разработанная исследователем.

В форме интервью располагались следующие вопросы:

а) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя компетентным?

б) В каких областях научно-исследовательского процесса вы чувствуете себя неадекватным/недостаточным?

в) Что вы рекомендуете, чтобы справиться с трудностями научно-исследовательского процесса и каковы ваши ожидания?

Данные, собранные в ходе исследования, были проанализированы с помощью метода контент-анализа [10, с. 65]. Исследователем были обработаны полученные от участников ответы – переведены в текстовый формат интервью. После этого тексты были упорядочены и распределены по категориям, соответствующим вопросам, на которые респонденты давали свои комментарии.

Результаты исследования и их обсуждение

Для понимания отношения аспирантов, продолжающих обучение, к исследовательской деятельности, трудностям, возникающим при подготовке научных текстов, и личному смыслу, который они вкладывают в этот процесс, был применен метод индивидуальных интервью. Последующий анализ полученных данных позволил выделить центральную тему. В этой теме расположились три категории. Они были определены как «Области, в которых чувствуется достаточность», «Области, в которых чувствуется недостаточность» и «Ожидания и рекомендации». В первой категории, «Области, в которых чувствуется достаточность», было получено три кода по разделам «Определение темы исследования», «Мотивация» и «Синтезирование информации». По второй категории, «Области, в которых чувствуется недостаточность», были получены коды «Правила написания отчетов исследований», «Английский язык», «Создание структуры исследования» и «Тайм-менеджмент». В последней категории, «Ожидания и рекомендации», были выделены коды «Письменная практика», «Обратная связь» и «Чтение». Результаты представлены в таблице в виде категорий и кодов.

Представленная таблица содержит итоги опроса, посвященного оценке аспирантами собственной результативности в научно-исследовательской работе. Структура таблицы охватывает три ключевые области: персональные оценки аспирантов, сферы, в которых они ощущают уверенность и неуверенность в своих умениях, и их ожидания и предложения.

Области, в которых чувствуется достаточность. Аспиранты заявляют о высокой степени заинтересованности в учебе, умении выбирать направление научной работы и обобщать данные из различных источников. Они полагают, что обладают достаточным уровнем развития этих компетенций для плодотворной работы в научной сфере.

Области, в которых чувствуется недостаточность. В противоположность этому, аспиранты сталкиваются с рядом трудностей в процессе обучения. Во-первых, многие испытывают проблемы с написанием научных отчетов, не зная всех необходимых правил и форматов. Во-вторых, организация и структурирование исследовательской работы представляют значительные сложности. Не все аспиранты свободно владеют английским языком, что затрудняет работу с англоязычной литературой и написание научных текстов на английском. Наконец, недостаток навыков тайм-менеджмента: плохое планирование времени и неверная расстановка приоритетов – отрицательно влияет на их производительность и эффективность обучения.

Результаты контент-анализа

Тема

Категория

Код

Мнения аспирантов

Области, в которых

чувствуется достаточность

Мотивация

Определение темы исследования

Синтезирование информации

Области, в которых

чувствуется недостаточность

Правила написания отчетов исследований

Создание структуры исследования

Английский язык

Тайм-менеджмент

Ожидания и рекомендации

Обратная связь

Письменная практика

Чтение

Ожидания и рекомендации. Аспиранты считают, что взаимодействие с преподавателями и научными руководителями недостаточно эффективно и нуждается в улучшении. Они хотят более активного участия со стороны наставников, чтобы получить больше поддержки и повысить свой профессиональный уровень. Ключевой момент, который аспиранты неоднократно подчеркивают, – это необходимость значительно больше практиковаться в написании научных работ. Это считается одним из самых важных аспектов, требующих улучшения в процессе обучения. В целом аспиранты жаждут более продуктивного сотрудничества и более интенсивной тренировки навыков академического письма.

Аспиранты чувствуют себя уверенно в некоторых аспектах научного процесса, но выделяют несколько ключевых областей, которые требуют дальнейшего развития и поддержки.

Ниже представлены примерные высказывания участников по каждой категории:

Первая категория. Области, в которых чувствуется достаточность

Прямые цитаты аспирантов по коду «Мотивация» следующие:

У-9: «Я чувствую сильную мотивацию продолжать свои исследования, так как мне интересно углубляться в эту тему и находить новые решения».

У-15: «Несмотря на то, что мое настроение время от времени падает, я хорошо сохраняю мотивацию, и это делает меня сильнее, когда я пишу».

Другая область, которая была сочтена достаточной, была определена как «Определение темы исследования». Ниже приведены некоторые заявления, полученные по этому коду:

У-2: «Выбор темы исследования был для меня достаточно простым, я сразу определил, что именно меня интересует и на чем хочу сосредоточиться».

У-11: «Есть много тем, которые я разработал в своей голове. Теперь осталось только их изучить».

Прямые цитаты аспирантов по коду «Синтезирование информаций» следующие:

У-3: «Я считаю, что хорошо умею собирать и структурировать информацию из разных источников, что помогает мне более эффективно вести исследования».

У-6: «Я думаю, что хорошо понимаю, интерпретирую и объединяю прочитанное».

Вторая категория. Области, в которых чувствуется недостаточность.

Прямые цитаты аспирантов по коду «Правила написания отчетов исследований» следующие:

У-1: «Я сталкиваюсь с трудностями при написании отчетов, особенно с соблюдением академических стандартов и стиля».

У-18: «Я всегда читаю правила написания отчетов научных исследований, но иногда у меня возникают трудности».

Высказывания по коду «Создание структуры исследования»:

У-7: «Самым сложным для меня является правильно организовать исследование. Мне трудно выстроить четкую логику и последовательность в работе».

У-20: «Я застреваю при создании структуры исследования».

Высказывания по коду «Английский язык»:

У-13: «Мои знания английского недостаточны для того, чтобы комфортно работать с международной литературой или писать статьи на высоком уровне».

У-11: «Поскольку у меня слабый английский, я думаю, что мой обзор литературы всегда остается недостаточным».

По коду «Тайм-менеджмент»:

У-16: «Часто не успеваю закончить задачи вовремя. Мне сложно распределить время между учебой, исследованиями и личной жизнью».

Третья категория. Ожидания и рекомендации:

У-1: «Хотелось бы получать больше обратной связи от научного руководителя, чтобы лучше понимать свои ошибки и направления для улучшения».

У-9: «Думаю, мне нужно больше практики в написании научных текстов, особенно для публикаций. Это поможет чувствовать себя увереннее».

У-20: «Я понимаю, что мне нужно больше читать научных статей и книг по моей теме, чтобы лучше ориентироваться в исследованиях и расширять свои знания».

Заключение

Данное исследование позволило выявить ключевые аспекты самоэффективности аспирантов в ходе их исследовательской деятельности на основе их собственных оценок и восприятий. Анализ данных показал, что аспиранты продемонстрировали уверенность в таких областях, как мотивация, определение тем исследований и синтез информации. Эти аспекты способствуют их успешной работе в области исследований и создают основу для дальнейшего профессионального роста.

Однако были выявлены и слабые стороны. Наибольшие трудности были связаны с правилами написания научных отчетов, структурой исследования, знанием английского языка и тайм-менеджментом. Эти проблемы создают существенные препятствия для научной карьеры аспирантов и требуют большего внимания со стороны учебных заведений.

Кроме того, участники исследования высказали свои ожидания и предложения, главными из которых были необходимость более регулярной и конструктивной обратной связи от научных руководителей, а также расширение практики академического письма и увеличение объема чтения научной литературы. Эти меры могут помочь повысить уверенность аспирантов в своих исследовательских навыках и улучшить их общую самоэффективность.

В ходе исследования изучалось восприятие аспирантами своей исследовательской самоэффективности, выявлялись ключевые области, в которых они чувствовали себя уверенно, и области, в которых им не хватало знаний и навыков.

Трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, могут негативно отразиться на их эффективности и производительности, что говорит о необходимости систематической поддержки со стороны образовательных и научно-исследовательских учреждений. Участники исследования назвали обратную связь от научных наставников, интенсивную практику письма и углубленное чтение научной литературы ключевыми областями развития, в которых они сыграли решающую роль.

В исследовании подчеркивается важность создания условий для поддержки и развития аспирантов, особенно в областях, которые они считают сложными. Программы обучения, направленные на улучшение навыков управления временем, письма и языка, могут значительно повысить их уверенность и самоэффективность в исследовательской работе. Эти инициативы помогают аспирантам не только улучшить свои исследовательские навыки, но и лучше подготовиться к будущей академической или профессиональной карьере.