Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Шартдинов А.Ш. 1
1 Военный учебный центр ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий»
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности курсантов военных учебных центров вузов с использованием технологий интерактивного обучения. Целью исследования является разработка методики оценивания и анализ педагогических условий модели интерактивного обучения для повышения уровня профессиональной компетентности курсантов. Интерактивное обучение в статье рассматривается как один из эффективных способов формирования необходимых профессиональных компетенций, способствующих динамичному вовлечению обучающихся в образовательный процесс. В ходе исследования применялись теоретические, эмпирические и диагностические методы. В результате было обосновано внедрение модели формирования профессиональной компетентности, а также предложены методика оценивания и условия ее реализации. Выделены три уровня развития компонентов профессиональной компетентности курсантов: высокий (эталонный), средний (оптимальный) и низкий (пороговый), описаны их критерии. Определены педагогические условия, обеспечивающие результативность процесса: формирование образовательного пространства многостороннего диалога; психолого-педагогическая подготовленность педагога к использованию интерактивных технологий; структуризация педагогического процесса на основе современных технических средств обучения; моделирование разнообразных профессиональных ситуаций на учебных занятиях. В результате исследования сделан вывод о том, что использование интерактивных методов, форм и технологий открывает новые возможности для эффективного формирования профессиональной компетентности курсантов, способствует развитию их мотивации, активизации учебной деятельности, формированию профессиональных умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств.
профессиональная компетентность
курсанты
вуз
качество подготовки
комбинированный контроль
педагогические условия
индивидуальное оценивание
интерактивное обучение
1. Ситдикова Р.Р., Хайруллина А.С. Методы обучения на основе мультимедийной и интерактивной техники как основы информационно-коммуникационного и интерактивного обучения // Воспитание, обучение, образование: передовые технологии, исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 25 мая 2020 г.). Новосибирск: Профессиональная наука, 2020. С. 123–128. [Электронный ресурс]. URL: http://scipro.ru/conf/proceedings2_25052020.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
2. Шумакова С.Ю. Интерактивное обучение в высшей школе // Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (Уфа, 11 августа 2020 г.). Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр “Вестник науки”», 2020. С. 43–47. [Электронный ресурс]. URL: https://perviy-vestnik.ru/wp-content/uploads/2022/05/2020-K-109-08_20.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
3. Криричек М.А. Суть интерактивного обучения и новое видение интерактивных средств обучения // Обществознание и социальная психология. 2022. № 11–2 (41). С. 425–435. URL: https://drive.google.com/file/d/1JJF51Nprz7UdM1KnejudUB0r_Gg72GOT/view (дата обращения: 10.03.2025).
4. Тыщенко Т.И., Штратникова А.В. Использование инновационных технических средств и интерактивных технологий в проектах по патриотическому воспитанию // Культура и время перемен. 2023. № 4 (43). URL: https://s.esrae.ru/timekguki/pdf/2023/4(43)/804.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
5. Шангутов А.О. Организация самостоятельной работы курсантов вузов внутренних войск МВД России с применением информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2014. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-samostoyatelnoi-raboty-kursantov-vuzov-vnutrennikh-voisk-mvd-rossii-s-primenen (дата обращения: 08.04.2025).
6. Ширяев А.Н., Беловолов В.А., Сайгушев Н.Я., Жданок А.И. Формирование готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения внутренних войск // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 12. С. 342–348. URL: http://sp-journal.ru/system/files/journals/2011012.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
7. Вертаев А.В., Аниканов М.В. Обучение курсантов военных институтов анализу оперативной обстановки с использованием интерактивных методов обучения // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 3 (8). С. 28–32. URL: https://vestnik-spvi.ru/2019/09/005.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
8. Афанасьев И.А. Социальный риск: методологические и философско-теоретические аспекты анализа: дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2004. 137 c. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialnyi-risk-metodologicheskie-i-filosofsko-teoreticheskie-aspekty-analiza (дата обращения: 10.03.2025).
9. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Социальная педагогика. 2012. № 1. URL: https://narodnoe.org/downloads/states/12320 (дата обращения: 17.03.2025).
10. Новикова А.Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки. 2016. № 11–2 (23). С. 158–160. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2016-11-2.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
11. Пырский А.М. Педагогические инновации в учебно-воспитательном процессе военной образовательной организации // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2017. № 1 (1). С. 33–37. URL: https://vestnik-spvi.ru/2017/12/009.pdf (дата обращения: 10.03.2025).
12. Шартдинов А.Ш. Эмпирические результаты реализации структурно-функциональной модели формирования профессиональной компетентности студентов военного учебного центра вуза // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 6. С. 135–139. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40076 (дата обращения: 01.03.2025). DOI: 10.17513/snt.40076.
13. Шартдинов А.Ш. Критериально-диагностический аппарат в оценке изменений уровня сформированности профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 10. С. 217–222. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40198 (дата обращения: 01.03.2025). DOI: 10.17513/snt.40198.
14. Кирюшкин С.В. Анализ моделей и новых подходов к оценке качества образования // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2020. № 4 (24). С. 40–45. URL: https://ia.spcras.ru/index.php/itt_pgups/issue/view/751/i198 (дата обращения: 10.03.2025).
15. Климов М.А., Ращикулина Е.Н. Дистанционные технологии образования в развитии исследовательской деятельности обучающихся в вузе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 8. С. 82–88. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/119ef8b6-1608-4930-b4de-76a2e7d22a11 (дата обращения: 10.03.2025).
16. Белова С.Н. Прогностическая модель внутренней системы оценивания качества образовательного процесса в вузе // Ученые записки Курского государственного университета. 2008. № 4. С. 73–86. URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/157 (дата обращения: 10.03.2025).
17. Шартдинов А.Ш., Аминева Д.С., Закирьянов А.Г., Ворошилов С.И. Использование методов интерактивного обучения в процессе формирования гражданско-патриотических ценностей курсантов военного учебного центра вуза // Динамика развития системы военного образования: материалы VI Международной научно-практической конференции (Омск, 14 марта 2024 г.). Омск: Омский государственный технический университет, 2024. С. 1248–1252. EDN: LQGRRN.
18. Сотников И.Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военно-образовательных учреждений войск Национальной гвардии Российской Федерации в процессе интерактивного обучения // Образование: традиции и инновации. 2020. № 4 (31). С. 34–39. EDN: LLGFZS.

Введение

На современном этапе развития Вооруженных сил в целях достижения высокого уровня подготовки выпускников высшей военной школы необходимо уделять особое внимание качественному функционированию всех компонентов вузовского образования, которые влияют на формирование и развитие профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе обучения специалистов военно-технической направленности необходимо основываться на положениях компетентностного подхода, который будет способствовать созданию теоретического конструкта и практических способов по формированию необходимых профессиональных компетенций выпускников.

В контексте данной проблемы применение интерактивного обучения, направленного на динамичное вовлечение участников в процесс образования с целью получения знаний, навыков сотрудничества и межличностного взаимодействия, развития психических свойств и личностных качеств, способностей, можно отнести к одному из эффективных способов формирования профессиональной компетентности специалистов [1–3]. В имеющихся научно-исследовательских работах и диссертационных исследованиях зачастую интерактивное обучение изучается как условие, способствующее формированию профессиональной компетентности, но как самостоятельный предмет исследования в работах, связанных с изучением специфики обучения в вузах военно-технической направленности, не анализируется [4, 5].

Дискуссионным вопросом в контексте выявления теоретического конструкта и практической реализации обучения в военно-техническом вузе выступает возможность моделирования педагогического процесса, основанного на тех или иных механизмах, условиях и факторах, с помощью которого возможно будет сформировать необходимый уровень профессиональной компетентности и организовать субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного пространства [6, 7].

Цель исследования – разработка методики оценивания и анализ педагогических условий модели интерактивного обучения для повышения уровня профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза.

Материалы и методы исследования

В ходе дефиниции понятия «профессиональная компетентность», обосновании комплекса педагогических условий, влияющих на качественную сторону формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза, был проведен теоретический анализ философской [8] и социологической [9], а также психолого-педагогической литературы [10, 11], были обобщены представления о значении интерактивного обучения в формировании профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза. В процессе исследования авторы основывались на концептуальных идеях системного, компетентностного, полисубъектного и личностно-деятельностного подхода. В рамках системного подхода профессиональная компетентность рассматривается как сложная система, которая включает в себя такие аспекты, как знания, навыки, личностные качества. Компетентностный подход фокусируется на развитии ключевых навыков и способностей обучающихся, которые являются базовыми личностными конструктами в формировании профессиональной компетентности будущего профессионала. В рамках полисубъектного подхода процесс формирования профессиональной компетентности рассматривается как процесс, в котором участвует не только обучающийся, но и преподаватель, профессиональные сообщества и т.д. Личностно-деятельностный подход предполагает, что формирование профессиональной компетентности происходит в деятельности при непосредственной личностной вовлеченности обучающегося. В рамках названного подхода результатом образовательного процесса должен стать не комплекс заученных учебных материалов и навыков, а развитые компетенции в различных сферах.

Исследование проводилось в военном учебном центре ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в течение пяти лет. Для решения задач исследования применялись теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по тематике исследования), эмпирические методы (сбор эмпирических данных с последующей их обработкой и интерпретацией полученных результатов) [12, 13].

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлена систематизация ключевых показателей развития профессиональной компетентности курсантов, выработанная на основе теоретического анализа оценки передовых подходов к образовательной деятельности [14].

Педагогические условия являют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, в которой содержатся основные требования к организации деятельности, комплекс мер, направленных на повышение эффективности педагогического процесса.

Критерии уровней развития компонентов профессиональной компетентности курсантов военных учебных центров вузов

Уровень

Описательная характеристика критериев

Высокий

– высокие показатели мыслительной, интеллектуальной деятельности: быстрый и качественный отбор информации; быстрое и качественное решение предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 8–10 %); ярко выражены интеллектуально-исследовательские умения анализа; практическое применение полученных результатов при решении поставленной задачи;

– отмечается развитая информационная культура, культура самоорганизации, самостоятельной учебной работы; умения ситуативного анализа, отбора информации, значимой для принятия решения, поэтапного планирования (собственных действий, действий подчиненных, а также собственно боя, операции), прогнозирования последствий своих решений; умения оценивать результаты деятельности, демонстрация умений адекватно действовать в нестандартной ситуации;

– отмечаются высокая мотивация и достаточно высокий уровень активности в учебной деятельности; творческое применение полученных знаний, быстрота реакции, находчивость, развитая коммуникативная культура; адекватная самооценка; стремление к саморазвитию

Средний

– отмеченные выше показатели развития интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра вуза на основе компьютерных интерактивных технологий проявляются на уровне, достаточном для отбора информации, решения предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи в стандартной ситуации; отмечаются определенные интеллектуально-исследовательские умения (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 30 %), а также умения практического применения полученных результатов при решении поставленной задачи;

– отмечаются определенные навыки информационной культуры и культуры самоорганизации, отсутствует ярко выраженная тяга к самостоятельной учебной работе и саморазвитию; решение задач ситуативного анализа, поэтапного планирования решения воображаемых служебных задач идет с использованием помощи интерактивной группы и преподавателя; недостаточно сформированы умения оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других;

– отмечается средний уровень мотивации к саморазвитию и активности, творческого применения полученных знаний; коммуникативная культура в контексте интерактивного взаимодействия нуждается в коррекции (отмечаются излишняя агрессивность, неадекватность оценки, неумение четко формулировать мысль); проявляется соотношение самооценки возможностей собственного развития с определенным стремлением к самосовершенствованию

Низкий

– показатели развития профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра на основе компьютерных интерактивных технологий находятся на пороговом уровне, за который авторы принимали от 20 до 30 % проявления эталонного уровня знаний, умений и навыков в контексте интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов структурно-функциональной модели; отмечаются также слабая мотивированность к учебным занятиям, самостоятельной работе и саморазвитию, а также неадекватная самооценка и низкий уровень рефлексии

Источник: составлено авторами на основе [14].

В рамках интерпретации результатов эмпирического исследования [12, 13] модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза на основе технологий интерактивного обучения и анализа научной литературы по соответствующей теме авторы определили педагогические условия:

– формирование образовательного пространства многостороннего диалога (в исследовании автора оно представляет собой характер коммуникативного взаимодействия субъектов, с учетом всевозможных особенностей самой организации процесса обучения) [15];

– психолого-педагогическая подготовленность педагога к использованию алгоритмов реализации интерактивного обучения (представляет собой некий инструмент реализации интерактивного обучения в образовательном процессе и регулятор поведения преподавателя в процессе профессиональной деятельности, выполнялось в ходе самообразовательной, кафедральной и внутривузовской подготовки преподавателей) [16];

– структуризация педагогического процесса на основе современных форм, методов и технических средств обучения (характеризуется степенью реализации принципов наглядности и технологичности обучения, что позволит получить максимально точное представление о проблеме изучения, даст возможность установить технический интерактив и поднимет эффективность процесса формирования компетентного специалиста) [12, 17];

– моделирование разнообразных профессиональных ситуаций непосредственно на учебных занятиях (профессиональные умения обучающихся проявляются в исполнении обязанности одного или нескольких должностных лиц в процессе выполнения учебных заданий, решении выдвинутых конкретных тактических задач) [18].

Заключение

В результате проведенного исследования авторами было выявлено, что интерактивное обучение

– помогает конкретизировать теоретические знания у обучающихся;

– способствует увеличению мотивации будущего специалиста через создание условий, позволяющих овладевать новыми знаниями, систематизировать их, а также ставить новые познавательные цели;

– дает возможность совершенствоваться в рамках профессиональных умений и навыков и воспитывать профессионально значимые личностные качества.

Продуктивное становление курсанта в рамках военного вуза во многом обеспечивается правильной организацией учебного процесса, где особая роль отводится интерактивным форматам обучения. Исследование показывает, что успешность такой подготовки достигается при наличии определенных условий:

– во-первых, преподаватели должны уметь гибко комбинировать различные технологии и методики;

– во-вторых, учебная среда должна располагать к многостороннему диалогу и участию каждого курсанта;

– в-третьих, большое значение имеет применение современных технических средств, позволяющих моделировать реальные рабочие ситуации.

Однако простого внедрения интерактивных методов и технических новшеств недостаточно, если не учитывать три ключевых направления в развитии компетентности курсантов.

– Первое направление – функциональное: оно охватывает накопление и закрепление реального профессионального опыта, приобретенного как при аудиторной работе, так и во время практических занятий или тренировок.

– Второе направление – личностное: оно отвечает за формирование позитивного отношения к будущей службе, укрепление внутренней мотивации и развитие важных качеств личности, необходимых для военного дела (ответственность, дисциплина, умение взаимодействовать в коллективе).

– Третье направление – интегративное: заключающееся в объединении учебной, личностной и профессиональной составляющих, когда процесс саморазвития сливается с освоением военной специализации, формируя устойчивый комплекс необходимых умений и навыков.


Библиографическая ссылка

Шартдинов А.Ш. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 231-235;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40415 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40415