Введение
На современном этапе развития Вооруженных сил в целях достижения высокого уровня подготовки выпускников высшей военной школы необходимо уделять особое внимание качественному функционированию всех компонентов вузовского образования, которые влияют на формирование и развитие профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе обучения специалистов военно-технической направленности необходимо основываться на положениях компетентностного подхода, который будет способствовать созданию теоретического конструкта и практических способов по формированию необходимых профессиональных компетенций выпускников.
В контексте данной проблемы применение интерактивного обучения, направленного на динамичное вовлечение участников в процесс образования с целью получения знаний, навыков сотрудничества и межличностного взаимодействия, развития психических свойств и личностных качеств, способностей, можно отнести к одному из эффективных способов формирования профессиональной компетентности специалистов [1–3]. В имеющихся научно-исследовательских работах и диссертационных исследованиях зачастую интерактивное обучение изучается как условие, способствующее формированию профессиональной компетентности, но как самостоятельный предмет исследования в работах, связанных с изучением специфики обучения в вузах военно-технической направленности, не анализируется [4, 5].
Дискуссионным вопросом в контексте выявления теоретического конструкта и практической реализации обучения в военно-техническом вузе выступает возможность моделирования педагогического процесса, основанного на тех или иных механизмах, условиях и факторах, с помощью которого возможно будет сформировать необходимый уровень профессиональной компетентности и организовать субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного пространства [6, 7].
Цель исследования – разработка методики оценивания и анализ педагогических условий модели интерактивного обучения для повышения уровня профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза.
Материалы и методы исследования
В ходе дефиниции понятия «профессиональная компетентность», обосновании комплекса педагогических условий, влияющих на качественную сторону формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза, был проведен теоретический анализ философской [8] и социологической [9], а также психолого-педагогической литературы [10, 11], были обобщены представления о значении интерактивного обучения в формировании профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза. В процессе исследования авторы основывались на концептуальных идеях системного, компетентностного, полисубъектного и личностно-деятельностного подхода. В рамках системного подхода профессиональная компетентность рассматривается как сложная система, которая включает в себя такие аспекты, как знания, навыки, личностные качества. Компетентностный подход фокусируется на развитии ключевых навыков и способностей обучающихся, которые являются базовыми личностными конструктами в формировании профессиональной компетентности будущего профессионала. В рамках полисубъектного подхода процесс формирования профессиональной компетентности рассматривается как процесс, в котором участвует не только обучающийся, но и преподаватель, профессиональные сообщества и т.д. Личностно-деятельностный подход предполагает, что формирование профессиональной компетентности происходит в деятельности при непосредственной личностной вовлеченности обучающегося. В рамках названного подхода результатом образовательного процесса должен стать не комплекс заученных учебных материалов и навыков, а развитые компетенции в различных сферах.
Исследование проводилось в военном учебном центре ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в течение пяти лет. Для решения задач исследования применялись теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по тематике исследования), эмпирические методы (сбор эмпирических данных с последующей их обработкой и интерпретацией полученных результатов) [12, 13].
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице представлена систематизация ключевых показателей развития профессиональной компетентности курсантов, выработанная на основе теоретического анализа оценки передовых подходов к образовательной деятельности [14].
Педагогические условия являют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, в которой содержатся основные требования к организации деятельности, комплекс мер, направленных на повышение эффективности педагогического процесса.
Критерии уровней развития компонентов профессиональной компетентности курсантов военных учебных центров вузов
Уровень |
Описательная характеристика критериев |
Высокий |
– высокие показатели мыслительной, интеллектуальной деятельности: быстрый и качественный отбор информации; быстрое и качественное решение предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 8–10 %); ярко выражены интеллектуально-исследовательские умения анализа; практическое применение полученных результатов при решении поставленной задачи; – отмечается развитая информационная культура, культура самоорганизации, самостоятельной учебной работы; умения ситуативного анализа, отбора информации, значимой для принятия решения, поэтапного планирования (собственных действий, действий подчиненных, а также собственно боя, операции), прогнозирования последствий своих решений; умения оценивать результаты деятельности, демонстрация умений адекватно действовать в нестандартной ситуации; – отмечаются высокая мотивация и достаточно высокий уровень активности в учебной деятельности; творческое применение полученных знаний, быстрота реакции, находчивость, развитая коммуникативная культура; адекватная самооценка; стремление к саморазвитию |
Средний |
– отмеченные выше показатели развития интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра вуза на основе компьютерных интерактивных технологий проявляются на уровне, достаточном для отбора информации, решения предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи в стандартной ситуации; отмечаются определенные интеллектуально-исследовательские умения (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 30 %), а также умения практического применения полученных результатов при решении поставленной задачи; – отмечаются определенные навыки информационной культуры и культуры самоорганизации, отсутствует ярко выраженная тяга к самостоятельной учебной работе и саморазвитию; решение задач ситуативного анализа, поэтапного планирования решения воображаемых служебных задач идет с использованием помощи интерактивной группы и преподавателя; недостаточно сформированы умения оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других; – отмечается средний уровень мотивации к саморазвитию и активности, творческого применения полученных знаний; коммуникативная культура в контексте интерактивного взаимодействия нуждается в коррекции (отмечаются излишняя агрессивность, неадекватность оценки, неумение четко формулировать мысль); проявляется соотношение самооценки возможностей собственного развития с определенным стремлением к самосовершенствованию |
Низкий |
– показатели развития профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра на основе компьютерных интерактивных технологий находятся на пороговом уровне, за который авторы принимали от 20 до 30 % проявления эталонного уровня знаний, умений и навыков в контексте интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов структурно-функциональной модели; отмечаются также слабая мотивированность к учебным занятиям, самостоятельной работе и саморазвитию, а также неадекватная самооценка и низкий уровень рефлексии |
Источник: составлено авторами на основе [14].
В рамках интерпретации результатов эмпирического исследования [12, 13] модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза на основе технологий интерактивного обучения и анализа научной литературы по соответствующей теме авторы определили педагогические условия:
– формирование образовательного пространства многостороннего диалога (в исследовании автора оно представляет собой характер коммуникативного взаимодействия субъектов, с учетом всевозможных особенностей самой организации процесса обучения) [15];
– психолого-педагогическая подготовленность педагога к использованию алгоритмов реализации интерактивного обучения (представляет собой некий инструмент реализации интерактивного обучения в образовательном процессе и регулятор поведения преподавателя в процессе профессиональной деятельности, выполнялось в ходе самообразовательной, кафедральной и внутривузовской подготовки преподавателей) [16];
– структуризация педагогического процесса на основе современных форм, методов и технических средств обучения (характеризуется степенью реализации принципов наглядности и технологичности обучения, что позволит получить максимально точное представление о проблеме изучения, даст возможность установить технический интерактив и поднимет эффективность процесса формирования компетентного специалиста) [12, 17];
– моделирование разнообразных профессиональных ситуаций непосредственно на учебных занятиях (профессиональные умения обучающихся проявляются в исполнении обязанности одного или нескольких должностных лиц в процессе выполнения учебных заданий, решении выдвинутых конкретных тактических задач) [18].
Заключение
В результате проведенного исследования авторами было выявлено, что интерактивное обучение
– помогает конкретизировать теоретические знания у обучающихся;
– способствует увеличению мотивации будущего специалиста через создание условий, позволяющих овладевать новыми знаниями, систематизировать их, а также ставить новые познавательные цели;
– дает возможность совершенствоваться в рамках профессиональных умений и навыков и воспитывать профессионально значимые личностные качества.
Продуктивное становление курсанта в рамках военного вуза во многом обеспечивается правильной организацией учебного процесса, где особая роль отводится интерактивным форматам обучения. Исследование показывает, что успешность такой подготовки достигается при наличии определенных условий:
– во-первых, преподаватели должны уметь гибко комбинировать различные технологии и методики;
– во-вторых, учебная среда должна располагать к многостороннему диалогу и участию каждого курсанта;
– в-третьих, большое значение имеет применение современных технических средств, позволяющих моделировать реальные рабочие ситуации.
Однако простого внедрения интерактивных методов и технических новшеств недостаточно, если не учитывать три ключевых направления в развитии компетентности курсантов.
– Первое направление – функциональное: оно охватывает накопление и закрепление реального профессионального опыта, приобретенного как при аудиторной работе, так и во время практических занятий или тренировок.
– Второе направление – личностное: оно отвечает за формирование позитивного отношения к будущей службе, укрепление внутренней мотивации и развитие важных качеств личности, необходимых для военного дела (ответственность, дисциплина, умение взаимодействовать в коллективе).
– Третье направление – интегративное: заключающееся в объединении учебной, личностной и профессиональной составляющих, когда процесс саморазвития сливается с освоением военной специализации, формируя устойчивый комплекс необходимых умений и навыков.
Библиографическая ссылка
Шартдинов А.Ш. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 231-235;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40415 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40415