Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CADETS OF THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE UNIVERSITY BASED ON INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES

Shartdinov A.Sh. 1
1 Ufa University of Science and Technology Military Training Center
1258 KB
The article discusses the problem of the formation of professional competence of cadets of military training centers of universities using interactive learning technologies. The purpose of the research is to develop an assessment methodology and analyze the pedagogical conditions of the interactive learning model to improve the level of professional competence of cadets. Interactive learning is considered in the article as one of the effective ways to form the necessary professional competencies that contribute to the dynamic involvement of students in the educational process. Theoretical, empirical and diagnostic methods were used in the course of the study. As a result, the introduction of a model for the formation of professional competence was justified, and a methodology for evaluating and conditions for its implementation were proposed. Three levels of development of cadets’ professional competence components are identified: high (reference), medium (optimal) and low (threshold), and their criteria are described. The pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process are defined: the formation of an educational space for a multilateral dialogue; psychological and pedagogical readiness of the teacher to use interactive technologies; structuring of the pedagogical process based on modern technical means of teaching; modeling of various professional situations in the classroom. As a result of the study, it was concluded that the use of interactive methods, forms and technologies opens up new opportunities for the effective formation of professional competence of cadets, promotes the development of their motivation, activation of educational activities, the formation of professional skills, as well as professionally significant personal qualities.
professional competence
cadets
university
quality of training
combined control
pedagogical conditions
individual assessment
interactive learning

Введение

На современном этапе развития Вооруженных сил в целях достижения высокого уровня подготовки выпускников высшей военной школы необходимо уделять особое внимание качественному функционированию всех компонентов вузовского образования, которые влияют на формирование и развитие профессиональной компетентности будущего специалиста. В процессе обучения специалистов военно-технической направленности необходимо основываться на положениях компетентностного подхода, который будет способствовать созданию теоретического конструкта и практических способов по формированию необходимых профессиональных компетенций выпускников.

В контексте данной проблемы применение интерактивного обучения, направленного на динамичное вовлечение участников в процесс образования с целью получения знаний, навыков сотрудничества и межличностного взаимодействия, развития психических свойств и личностных качеств, способностей, можно отнести к одному из эффективных способов формирования профессиональной компетентности специалистов [1–3]. В имеющихся научно-исследовательских работах и диссертационных исследованиях зачастую интерактивное обучение изучается как условие, способствующее формированию профессиональной компетентности, но как самостоятельный предмет исследования в работах, связанных с изучением специфики обучения в вузах военно-технической направленности, не анализируется [4, 5].

Дискуссионным вопросом в контексте выявления теоретического конструкта и практической реализации обучения в военно-техническом вузе выступает возможность моделирования педагогического процесса, основанного на тех или иных механизмах, условиях и факторах, с помощью которого возможно будет сформировать необходимый уровень профессиональной компетентности и организовать субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного пространства [6, 7].

Цель исследования – разработка методики оценивания и анализ педагогических условий модели интерактивного обучения для повышения уровня профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза.

Материалы и методы исследования

В ходе дефиниции понятия «профессиональная компетентность», обосновании комплекса педагогических условий, влияющих на качественную сторону формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза, был проведен теоретический анализ философской [8] и социологической [9], а также психолого-педагогической литературы [10, 11], были обобщены представления о значении интерактивного обучения в формировании профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза. В процессе исследования авторы основывались на концептуальных идеях системного, компетентностного, полисубъектного и личностно-деятельностного подхода. В рамках системного подхода профессиональная компетентность рассматривается как сложная система, которая включает в себя такие аспекты, как знания, навыки, личностные качества. Компетентностный подход фокусируется на развитии ключевых навыков и способностей обучающихся, которые являются базовыми личностными конструктами в формировании профессиональной компетентности будущего профессионала. В рамках полисубъектного подхода процесс формирования профессиональной компетентности рассматривается как процесс, в котором участвует не только обучающийся, но и преподаватель, профессиональные сообщества и т.д. Личностно-деятельностный подход предполагает, что формирование профессиональной компетентности происходит в деятельности при непосредственной личностной вовлеченности обучающегося. В рамках названного подхода результатом образовательного процесса должен стать не комплекс заученных учебных материалов и навыков, а развитые компетенции в различных сферах.

Исследование проводилось в военном учебном центре ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий» в течение пяти лет. Для решения задач исследования применялись теоретические методы (изучение и анализ научной литературы по тематике исследования), эмпирические методы (сбор эмпирических данных с последующей их обработкой и интерпретацией полученных результатов) [12, 13].

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице представлена систематизация ключевых показателей развития профессиональной компетентности курсантов, выработанная на основе теоретического анализа оценки передовых подходов к образовательной деятельности [14].

Педагогические условия являют собой качественную характеристику основных факторов, процессов и явлений образовательной среды, в которой содержатся основные требования к организации деятельности, комплекс мер, направленных на повышение эффективности педагогического процесса.

Критерии уровней развития компонентов профессиональной компетентности курсантов военных учебных центров вузов

Уровень

Описательная характеристика критериев

Высокий

– высокие показатели мыслительной, интеллектуальной деятельности: быстрый и качественный отбор информации; быстрое и качественное решение предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 8–10 %); ярко выражены интеллектуально-исследовательские умения анализа; практическое применение полученных результатов при решении поставленной задачи;

– отмечается развитая информационная культура, культура самоорганизации, самостоятельной учебной работы; умения ситуативного анализа, отбора информации, значимой для принятия решения, поэтапного планирования (собственных действий, действий подчиненных, а также собственно боя, операции), прогнозирования последствий своих решений; умения оценивать результаты деятельности, демонстрация умений адекватно действовать в нестандартной ситуации;

– отмечаются высокая мотивация и достаточно высокий уровень активности в учебной деятельности; творческое применение полученных знаний, быстрота реакции, находчивость, развитая коммуникативная культура; адекватная самооценка; стремление к саморазвитию

Средний

– отмеченные выше показатели развития интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра вуза на основе компьютерных интерактивных технологий проявляются на уровне, достаточном для отбора информации, решения предложенной преподавателем проблемно-поисковой или учебно-исследовательской задачи в стандартной ситуации; отмечаются определенные интеллектуально-исследовательские умения (коэффициент допускаемых ошибок и неправильных решений не более 30 %), а также умения практического применения полученных результатов при решении поставленной задачи;

– отмечаются определенные навыки информационной культуры и культуры самоорганизации, отсутствует ярко выраженная тяга к самостоятельной учебной работе и саморазвитию; решение задач ситуативного анализа, поэтапного планирования решения воображаемых служебных задач идет с использованием помощи интерактивной группы и преподавателя; недостаточно сформированы умения оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других;

– отмечается средний уровень мотивации к саморазвитию и активности, творческого применения полученных знаний; коммуникативная культура в контексте интерактивного взаимодействия нуждается в коррекции (отмечаются излишняя агрессивность, неадекватность оценки, неумение четко формулировать мысль); проявляется соотношение самооценки возможностей собственного развития с определенным стремлением к самосовершенствованию

Низкий

– показатели развития профессиональной подготовки курсантов военного учебного центра на основе компьютерных интерактивных технологий находятся на пороговом уровне, за который авторы принимали от 20 до 30 % проявления эталонного уровня знаний, умений и навыков в контексте интеллектуально-исследовательского, организационно-проективного и личностно-развивающего компонентов структурно-функциональной модели; отмечаются также слабая мотивированность к учебным занятиям, самостоятельной работе и саморазвитию, а также неадекватная самооценка и низкий уровень рефлексии

Источник: составлено авторами на основе [14].

В рамках интерпретации результатов эмпирического исследования [12, 13] модели формирования профессиональной компетентности курсантов военного учебного центра вуза на основе технологий интерактивного обучения и анализа научной литературы по соответствующей теме авторы определили педагогические условия:

– формирование образовательного пространства многостороннего диалога (в исследовании автора оно представляет собой характер коммуникативного взаимодействия субъектов, с учетом всевозможных особенностей самой организации процесса обучения) [15];

– психолого-педагогическая подготовленность педагога к использованию алгоритмов реализации интерактивного обучения (представляет собой некий инструмент реализации интерактивного обучения в образовательном процессе и регулятор поведения преподавателя в процессе профессиональной деятельности, выполнялось в ходе самообразовательной, кафедральной и внутривузовской подготовки преподавателей) [16];

– структуризация педагогического процесса на основе современных форм, методов и технических средств обучения (характеризуется степенью реализации принципов наглядности и технологичности обучения, что позволит получить максимально точное представление о проблеме изучения, даст возможность установить технический интерактив и поднимет эффективность процесса формирования компетентного специалиста) [12, 17];

– моделирование разнообразных профессиональных ситуаций непосредственно на учебных занятиях (профессиональные умения обучающихся проявляются в исполнении обязанности одного или нескольких должностных лиц в процессе выполнения учебных заданий, решении выдвинутых конкретных тактических задач) [18].

Заключение

В результате проведенного исследования авторами было выявлено, что интерактивное обучение

– помогает конкретизировать теоретические знания у обучающихся;

– способствует увеличению мотивации будущего специалиста через создание условий, позволяющих овладевать новыми знаниями, систематизировать их, а также ставить новые познавательные цели;

– дает возможность совершенствоваться в рамках профессиональных умений и навыков и воспитывать профессионально значимые личностные качества.

Продуктивное становление курсанта в рамках военного вуза во многом обеспечивается правильной организацией учебного процесса, где особая роль отводится интерактивным форматам обучения. Исследование показывает, что успешность такой подготовки достигается при наличии определенных условий:

– во-первых, преподаватели должны уметь гибко комбинировать различные технологии и методики;

– во-вторых, учебная среда должна располагать к многостороннему диалогу и участию каждого курсанта;

– в-третьих, большое значение имеет применение современных технических средств, позволяющих моделировать реальные рабочие ситуации.

Однако простого внедрения интерактивных методов и технических новшеств недостаточно, если не учитывать три ключевых направления в развитии компетентности курсантов.

– Первое направление – функциональное: оно охватывает накопление и закрепление реального профессионального опыта, приобретенного как при аудиторной работе, так и во время практических занятий или тренировок.

– Второе направление – личностное: оно отвечает за формирование позитивного отношения к будущей службе, укрепление внутренней мотивации и развитие важных качеств личности, необходимых для военного дела (ответственность, дисциплина, умение взаимодействовать в коллективе).

– Третье направление – интегративное: заключающееся в объединении учебной, личностной и профессиональной составляющих, когда процесс саморазвития сливается с освоением военной специализации, формируя устойчивый комплекс необходимых умений и навыков.