Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Евтушенко И.В. 1 Евтушенко А.И. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
Современные общественные изменения существенно повлияли на отрасль коррекционной педагогики, предметом которой являются процессы обучения, воспитания, развития и преодоления нарушений у обучающихся с умственной отсталостью – олигофренопедагогику. Недостаточная обеспеченность диагностическими технологиями и учебно-методическими материалами специалистов, высокая вовлеченность практических работников в образовательный процесс, препятствуют возможности своевременного выявления особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что ограничивает возможность оказания и получения качественной коррекционно-развивающей образовательной помощи. Целью данного исследования выступила разработка модели комплексной диагностики двигательной сферы развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). В 2023-2024 учебном году на базе специальной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, школы-интерната № 17 г. Москвы, были реализованы научные теоретические и эмпирические методы олигофренопедагогики: философского, методологического, медицинского, психолого-педагогического анализа; обобщения и систематизации данных передового педагогического опыта; моделирования содержания процесса физического развития школьников с нарушением интеллекта; педагогический эксперимент. В результате исследования была разработана комплексная диагностическая программа для оценки двигательного развития обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями, включающая следующие показатели: антропометрический; мотивационный; функциональный; вариативности двигательной деятельности; сформированности темпо-ритмических навыков. Особенностью данной диагностики является то, что она предполагает оценку различных сторон моторной сферы развития; учитывает не только актуальное состояние детей, но и потенциальные возможности, зону «ближайшего развития», что позволяет прогнозировать пути совершенствования и ослабления нарушений моторной сферы; позволяет осуществлять достоверное изучение особенностей детей с интеллектуальными нарушениями.
комплексное изучение
дети с интеллектуальными нарушениями
моторная сфера
двигательное развитие
1. Горохова М.С., Никандрова Т.С. Некоторые условия реализации инклюзивного образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 341-344. URL: https://rcpomo.ggtu.ru/wp-content/uploads/content/metodicheskij_kabinet/sborniki_materialov/ISBN%20SBORNIK%20Inklyuzivnoe%20obrazovanie%202020.pdf (дата обращения: 28.04.2025). ISBN 978-5-87471-355-3.
2. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 10-2. С.175-177. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10627 (дата обращения: 03.06.2025).
3. Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-1. С. 212-218. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38365 (дата обращения: 28.04.2025). DOI: 10.17513/snt.38365.
4. Евтушенко И.В., Горскин Б.Б., Воронкова В.В., Евтушенко А.И. Особенности формирования правовой культуры студентов-дефектологов в условиях модернизации высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 150-154. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39592 (дата обращения: 28.04.2025). DOI: 10.17513/snt.39592.
5. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Воронкова В.В. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников с нарушениями интеллектуального развития // Инновационные методы диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития детей и подростков: Сборник материалов V Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием (Москва, 18–19 апреля 2023 года). М.: Московский институт психоанализа, 2023. С. 291-300. EDN: MXRMMW.
6. Евтушенко А.И. Роль занятий современными бальными танцами в эстетическом развитии детей с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика. 2018. № 2. С.67-73. EDN: URLNPG.
7. Евтушенко И.В., Евтушенко А.И., Евтушенко Д.И. К вопросу о формировании профессиональных компетенций тьютора дополнительного образования в системе дуального обучения // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6 (1). С.141-145. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38712 (дата обращения: 28.04.2025). DOI: 10.17513/snt.38712.
8. Тушева Е.С., Горскин Б.Б. Блочно-модульное проектирование адаптивных образовательных программ дефектологической переподготовки. М.: Прометей, 2012. 208 с. ISBN 978-5-4263-0099-6.
9. Алмазова А.А., Ерохина Е.Л., Чертов В.Ф., Шаронова О.В. Ключевые аспекты формирования «мягких навыков» у будущих педагогов // Наука и школа. 2022. № 6. С. 259-268. URL: http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/259268.pdf (дата обращения: 28.05.2025). DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-259-268.
10. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Скоблина Н.А., Скоблина Е.В. Индекс массы тела у российских школьников во втором десятилетии ХХI века // Российский вестник гигиены. 2022. № 1. С. 10–14. URL: https://rbh.rsmu.press/archive/2022/1/4/abstract?lang=ru (дата обращения: 28.04.2025). DOI: 10.24075/rbh.2022.036.
11. Оценка физического развития детей и подростков: учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.Б. Моисеева и Т.Г. Верещагиной. М.: РНИМУ им. Н.И. Пирогова, 2024. 119 с. URL: https://rsmu.ru/fileadmin/templates/DOC/Faculties/PF/Dept_pdb/pdb/Ocenka_fizicheskogo_razvitija_detei_i_podrostkov.pdf (дата обращения: 28.04.2025).
12. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Сидоров С.С., Попова О.И., Симонова О.И. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. 2019. № 4(1). С. 59-65. URL: https://www.actabiomedica.ru/jour/article/view/1979?locale=ru_RU (дата обращения: 28.04.2025). DOI: 10.29413/ABS.2019-4.1.9.
13. Дмитриев А.А. Развитие и коррекция двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями: монография. Красноярск: КГПУ, 2002. 320 с. ISBN 5-85981-121-7.
14. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.: Владос, 2001. 368 с. ISBN 5-691-00596-0.
15. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2005. 40 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002771936.pdf (дата обращения: 28.04.2025).

Введение

Произошедшие за последнее десятилетие изменения, обусловленные майскими указами Президента России, включая Национальную стратегию действий в интересах детей, продемонстрировали неуклонную поддержку государства активизации профессионализма практических работников и повышения информированности родителей, направленных на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами коррекции и компенсации нарушений развития [1, с. 342; 2, с. 175; 3, с. 212]. Для достижения оптимального результата, связанного с включением особенных детей в общественные процессы необходимо учитывать, прежде всего, специфику психофизических характеристик обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно совершенствующиеся психолого-педагогические диагностические технологии позволяют своевременно выявлять позитивные и негативные психофизические изменения состояния обучающихся, обусловленные процессами окружающей действительности. К таким трансформациям можно отнести различные сферы развития, к которым относятся: когнитивные, физические, речевые, эмоционально-волевые, социально-коммуникативные и некоторые другие процессы. Все они формируются и развиваются комплексно, оказывая взаимное влияние друг на друга.

Диагностика моторной сферы обучающихся представленной категории, несмотря на относительно длинный исторический путь ее становления, по-прежнему является недостаточно совершенной, что обуславливается постоянным усложнением контингента специальных образовательных организаций: по степени выраженности интеллектуальной недостаточности, ее сочетанием с различными патохарактерологическими состояниями и иными первичными нарушениями, как анализаторных систем, так и опорно-двигательного аппарата. Современные учебные планы направления «Специальное (дефектологическое) образование» подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» включают разнообразные наименования учебных курсов, в процессе которых должны формироваться профессиональные компетенции будущих олигофренопедагогов в области физического воспитания: «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта»; «Эстетическое, трудовое и физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Технологии образования умственно отсталых в предметной области “Физическая культура”» [4, с. 150]. Разработка современных подходов к подготовке специалистов в области физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в ходе вступления отечественных педагогических систем в новый этап модернизации, связанной с совершенствованием ядра дефектологического высшего образования, требует оптимизации данных учебных курсов, включающих темы, связанные с диагностикой моторного развития [5, с. 297].

Физическая сфера обучающихся с умственной отсталостью, являясь одной из базисных и ключевых, представляет особый интерес для специалистов медицинской, педагогической и психологической направленности. Дети с интеллектуальными нарушениями, пребывая в депривационных условиях, находятся в зоне повышенного риска возникновения тех или иных моторных и физиологических девиаций. Процесс овладения важными для успешной социализации знаниями, умениями и навыками не может быть оптимальным, если двигательная недостаточность не компенсируется с помощью действенных и эффективных методик физического развития. Однако для их обоснования, подбора необходимых средств обучения и воспитания, а также создания особых условий требуется разработка и внедрение инновационной и показательной диагностической технологии [6, с. 68].

Цель исследования – разработка модели комплексной диагностики двигательной сферы развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Материал и методы исследования

В 2023-2024 учебном году на базе специальной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, школы-интерната № 17 г. Москвы, были реализованы научные теоретические и эмпирические методы олигофренопедагогики: философского, методологического, медицинского, психолого-педагогического анализа; обобщения и систематизации данных передового педагогического опыта; моделирования содержания процесса физического развития школьников с нарушением интеллекта; педагогический эксперимент [7, с. 142].

Результаты исследования и их обсуждение

Содержание профессиональной деятельности специалистов (учителей-дефектологов, учителей физической культуры, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования), работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время подвергается существенным трансформациям. Это связано с усложнением имеющихся вариантов отклоняющегося развития у обучающихся и включением в единое образовательное пространство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, нередко в сочетании с расстройствами опорно-двигательного аппарата, анализаторных систем, эмоциональной сферы и поведения, что предусматривает постоянное совершенствование программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. Этому посвящена исследовательская деятельность по разработке Московским педагогическим государственным университетом пилотного ядра дефектологического образования, непосредственно связанного с федеральным проектом по модернизации высшего педагогического образования [8, с. 93; 9, с. 260].

Анализ научной литературы и результатов современных исследований позволяет констатировать негативную тенденцию к ухудшению антропометрических и функциональных показателей физической сферы у значительной части обучающихся младшего школьного возраста [10, с. 10-14; 11, с. 19; 12, с. 59-65]. Данные проблемы у нормативно развивающихся детей чаще всего обусловлены неблагоприятной наследственностью, генетическим фактором и влиянием ряда неблагоприятных условий: гиподинамией, низкой двигательной активностью, несбалансированным питанием, стрессогенными жизненными ситуациями, недостаточной доступностью своевременного и качественного медицинского обслуживания. Однако, эти же факторы, оказывают более серьезное деструктивное влияние на физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями. По результатам исследований А.А. Дмитриева [13], Е.М. Мастюковой [14, с. 10-15], В.М. Мозгового [15, с. 32], можно выделить несколько основных причин физической недостаточности у детей изучаемой группы: психофизическая неготовность к режиму обучения; несформированность мотивационной составляющей (дети в процессе физического воспитания быстро утомляются и прекращают двигательную деятельность, не понимают ценности усердия и трудолюбия, основным методом обучения для них является игровой); генетически обусловленные особенности физического развития (отклонения от средней антропометрической нормы по таким показателям, как рост, вес, окружности головы и груди и др.); бедность арсенала двигательных действий, что обуславливает необходимость обучения разнообразным действиям для физического совершенствования; значительные трудности в закреплении и переносе в бытовую действительность формируемых навыков и умений.

Таким образом, можно предположить, что на физическое развитие младших школьников с интеллектуальными нарушениями влияют не только общие внешние и внутренние, но также и специфические, в том числе депривационные, свойственные только этой категории детей, факторы. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что эти обучающиеся входят в своеобразную группу риска по возникновению осложнений двигательного развития, а это, в свою очередь, предполагает разработку путей решения таких проблем не только медицинскими или реабилитационными, но и специальными педагогическими и коррекционно-развивающими средствами.

Проведенный анализ научной медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение данных современных исследований, а также опыт собственной практической экспериментальной деятельности, позволил разработать комплексную диагностическую программу для оценки двигательного развития обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. В основу научной гипотезы легло предположение о том, что моторную сферу необходимо изучать разносторонне, комплексно, с помощью следующих показателей: антропометрического; мотивационного; функционального; вариативности двигательной деятельности; сформированности темпо-ритмических навыков.

Антропометрическое исследование является одним из основных методов определения количественной характеристики изменчивости особенностей строения тела человека. Благодаря проведенным измерениям предполагается определение степени гармоничности, либо дисгармоничности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, а также приблизительных причин моторной недостаточности. Антропометрическое исследование способствует выявлению подозрений на серьезные физиологические проблемы, такие как: гидроцефалия, микроцефалия, ожирение, сниженная жизненная емкость легких, недостаточность питания. Собранные фактические данные представляют высокую статистическую и диагностическую достоверность.

Исследование мотивационного показателя призвано оценить эмоционально-волевые особенности двигательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Мотивы и стремления детей оказывают существенное влияние на физическое совершенствование и становление моторных качеств. Изучение данного показателя предполагает использование диагностического психологического опроса школьников с последующим анализом ответов; позволяет получить качественно-количественную характеристику мотивационной составляющей двигательной деятельности.

Функциональное состояние моторной сферы предусматривает изучение качества выполнения физкультурных нормативов по пяти направлениям: силовой, скоростной, статической выносливости, ловкости и гибкости. Данный блок диагностической программы призван определить качественно-количественную характеристику функционального состояния моторной сферы обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. С помощью полученных результатов можно определить актуальные дефициты и потенциальные пути физического развития и коррекции.

Важным диагностическим показателем является уровень вариативности и разнообразия двигательной деятельности, который демонстрирует сформированность арсенала моторных действий, используемых обучающимся. Дети с интеллектуальными нарушениями наиболее подвержены проблеме дефицита разнообразных движений. Те двигательные акты, которые формируются и закрепляются у них спонтанно, часто оказываются неоптимальными с физиологической и биомеханической точек зрения, и потенциально могут приводить к возникновению тех или иных негативных двигательных стереотипов и двигательных трудностей. А те правильно сформулированные моторные действия, которым детей обучают педагоги, не закрепляются детьми и не переносятся в самостоятельную и бытовую деятельность. Скудность арсенала движений приводит к тому, что дети в незнакомой ситуации нередко действуют неуверенно, скованно, применяя неадекватные двигательные установки.

Сформированность темпо-ритмических навыков является относительно независимым показателем сформированности двигательной и психической деятельности в целом. Овладение ребенком с интеллектуальными нарушениями чувством ритма является очень сложным процессом, который должен включать в себя: готовность когнитивной, физической и психологической сфер развития; относительную сформированность пространственно-временного восприятия; постоянную целенаправленную работу по формированию способов синхронного и отложенного воспроизведения ритмического рисунка. Уровень сформированности темпо-ритмических навыков в произвольной двигательной деятельности показывает, насколько хорошо взаимодействуют психические функции, отвечающие за внимание, восприятие, мышление, целенаправленные моторные действия, эмоционально-волевой компонент.

Особенности реализации диагностической программы обусловлены психофизическим разнообразием детей с нарушениями интеллекта и необходимостью ее внедрения в специальную коррекционно-развивающую педагогическую среду. Комплексное исследование структуры моторной сферы обучающихся предполагает использование следующего примерного алгоритма действий специалиста.

Сбор общих данных. На начальном этапе необходимо зафиксировать имя и фамилию, точный возраст, вариант адаптированной образовательной программы, рекомендованной ПМПК в связи с наличием первичного нарушения развития ребенка, отнесенность к определенной группе здоровья, присутствие нарушений опорно-двигательного аппарата, участие в занятиях дополнительного образования физкультурной направленности, медицинские противопоказания к двигательной деятельности.

Определение мотивационной составляющей проводится индивидуально в форме диагностического опроса обучающегося. Ответы и поведенческие реакции заносятся в бланк психологического опросника.

Сбор антропометрических данных представляет из себя проведение и запись замеров следующих показателей: роста (с помощью ростомера), веса (с помощью весов), окружностей груди и головы (с помощью измерительной ленты), жировых складок на животе, спине, бицепсе и трицепсе (с помощью калипера). Затем определяются комплексные показатели с помощью соответствующих вычислений: индекс массы тела (отношение веса к росту), сумму жировых складок. С помощью стандартных процентильных таблиц необходимо выявить соответствие показателей определенным процентильным коридорам, которые демонстрируют отношение к статистическим группам нормативно развивающихся школьников, что позволит примерно определить степень гармоничности физического развития.

Выявление функционального состояния двигательной сферы можно проводить с помощью выполнения обучающимися различных нормативных упражнений: сжатие пятикилограммового кистевого эспандера, полные приседания, прыжки через ленту/полосу за 20 секунд, планка на локтях, удержание груза весом 1 кг на вытянутых в стороны руках, удержание баланса на ведущей ноге, передачи мяча педагогу во временной отрезок продолжительностью 25 секунд, расстояние между кончиками пальцев и опорной поверхностью в полном наклоне без сгибания коленей. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями может быть оказана обучающая или иная помощь, которая не повлияет значительно на количественный результат исследования. Данные записываются в таблицу и анализируются для определения уровней функционального состояния двигательной сферы.

Исследование вариативности и разнообразия двигательных действий проводится индивидуально с каждым ребенком. Обучающемуся предлагается выполнить как можно большее количество различных движений импровизационного характера за 5 минут. Педагог же фиксирует действия участника обследования в бланк. Разрешается подсказывать ребенку и мотивировать его, если он испытывает трудности, но не показывать ему движения и не давать четких инструкций к их выполнению.

Изучение сформированности чувства ритма реализуется с использованием диагностических приемов, которые предполагают выполнение обучающимся заданий на синхронное и повторное воспроизведение ритмического рисунка, демонстрируемого с помощью счета, движений и частей музыкальных произведений различных стилей, темпо-ритмических особенностей.

Заключение

На данном этапе исследования была разработана и подготовлена к апробации и внедрению комплексная диагностика моторной сферы развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями, которая состоит из следующих диагностических блоков: антропометрический, мотивационный, функциональный, темпо-ритмический и блок вариативности двигательных действий. Особенностью данной диагностики является то, что она предполагает оценку различных сторон моторной сферы развития; учитывает не только актуальное состояние детей, но и потенциальные возможности, зону «ближайшего развития», что позволяет прогнозировать пути совершенствования и ослабления нарушений моторной сферы; позволяет осуществлять достоверное изучение особенностей детей с интеллектуальными нарушениями и может быть использована для диагностирования обучающихся других категорий при адаптации; позволяет выявить наличие у ребенка патологических проявлений двигательной сферы. Сложность ее применения может быть обусловлена продолжительностью времени, отводимого на совершение диагностических процедур в образовательном процессе; проведением обследования преимущественно в индивидуальной форме; психической неготовностью детей к выполнению заданий.

В дальнейшем планируется продолжить работу по совершенствованию диагностической программы в процессе ее апробации и внедрения в практическую деятельность системы коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями.


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Евтушенко А.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 188-193;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40409 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40409