Введение
Произошедшие за последнее десятилетие изменения, обусловленные майскими указами Президента России, включая Национальную стратегию действий в интересах детей, продемонстрировали неуклонную поддержку государства активизации профессионализма практических работников и повышения информированности родителей, направленных на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами коррекции и компенсации нарушений развития [1, с. 342; 2, с. 175; 3, с. 212]. Для достижения оптимального результата, связанного с включением особенных детей в общественные процессы необходимо учитывать, прежде всего, специфику психофизических характеристик обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно совершенствующиеся психолого-педагогические диагностические технологии позволяют своевременно выявлять позитивные и негативные психофизические изменения состояния обучающихся, обусловленные процессами окружающей действительности. К таким трансформациям можно отнести различные сферы развития, к которым относятся: когнитивные, физические, речевые, эмоционально-волевые, социально-коммуникативные и некоторые другие процессы. Все они формируются и развиваются комплексно, оказывая взаимное влияние друг на друга.
Диагностика моторной сферы обучающихся представленной категории, несмотря на относительно длинный исторический путь ее становления, по-прежнему является недостаточно совершенной, что обуславливается постоянным усложнением контингента специальных образовательных организаций: по степени выраженности интеллектуальной недостаточности, ее сочетанием с различными патохарактерологическими состояниями и иными первичными нарушениями, как анализаторных систем, так и опорно-двигательного аппарата. Современные учебные планы направления «Специальное (дефектологическое) образование» подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» включают разнообразные наименования учебных курсов, в процессе которых должны формироваться профессиональные компетенции будущих олигофренопедагогов в области физического воспитания: «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта»; «Эстетическое, трудовое и физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Технологии образования умственно отсталых в предметной области “Физическая культура”» [4, с. 150]. Разработка современных подходов к подготовке специалистов в области физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в ходе вступления отечественных педагогических систем в новый этап модернизации, связанной с совершенствованием ядра дефектологического высшего образования, требует оптимизации данных учебных курсов, включающих темы, связанные с диагностикой моторного развития [5, с. 297].
Физическая сфера обучающихся с умственной отсталостью, являясь одной из базисных и ключевых, представляет особый интерес для специалистов медицинской, педагогической и психологической направленности. Дети с интеллектуальными нарушениями, пребывая в депривационных условиях, находятся в зоне повышенного риска возникновения тех или иных моторных и физиологических девиаций. Процесс овладения важными для успешной социализации знаниями, умениями и навыками не может быть оптимальным, если двигательная недостаточность не компенсируется с помощью действенных и эффективных методик физического развития. Однако для их обоснования, подбора необходимых средств обучения и воспитания, а также создания особых условий требуется разработка и внедрение инновационной и показательной диагностической технологии [6, с. 68].
Цель исследования – разработка модели комплексной диагностики двигательной сферы развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Материал и методы исследования
В 2023-2024 учебном году на базе специальной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, школы-интерната № 17 г. Москвы, были реализованы научные теоретические и эмпирические методы олигофренопедагогики: философского, методологического, медицинского, психолого-педагогического анализа; обобщения и систематизации данных передового педагогического опыта; моделирования содержания процесса физического развития школьников с нарушением интеллекта; педагогический эксперимент [7, с. 142].
Результаты исследования и их обсуждение
Содержание профессиональной деятельности специалистов (учителей-дефектологов, учителей физической культуры, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования), работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время подвергается существенным трансформациям. Это связано с усложнением имеющихся вариантов отклоняющегося развития у обучающихся и включением в единое образовательное пространство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, нередко в сочетании с расстройствами опорно-двигательного аппарата, анализаторных систем, эмоциональной сферы и поведения, что предусматривает постоянное совершенствование программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. Этому посвящена исследовательская деятельность по разработке Московским педагогическим государственным университетом пилотного ядра дефектологического образования, непосредственно связанного с федеральным проектом по модернизации высшего педагогического образования [8, с. 93; 9, с. 260].
Анализ научной литературы и результатов современных исследований позволяет констатировать негативную тенденцию к ухудшению антропометрических и функциональных показателей физической сферы у значительной части обучающихся младшего школьного возраста [10, с. 10-14; 11, с. 19; 12, с. 59-65]. Данные проблемы у нормативно развивающихся детей чаще всего обусловлены неблагоприятной наследственностью, генетическим фактором и влиянием ряда неблагоприятных условий: гиподинамией, низкой двигательной активностью, несбалансированным питанием, стрессогенными жизненными ситуациями, недостаточной доступностью своевременного и качественного медицинского обслуживания. Однако, эти же факторы, оказывают более серьезное деструктивное влияние на физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями. По результатам исследований А.А. Дмитриева [13], Е.М. Мастюковой [14, с. 10-15], В.М. Мозгового [15, с. 32], можно выделить несколько основных причин физической недостаточности у детей изучаемой группы: психофизическая неготовность к режиму обучения; несформированность мотивационной составляющей (дети в процессе физического воспитания быстро утомляются и прекращают двигательную деятельность, не понимают ценности усердия и трудолюбия, основным методом обучения для них является игровой); генетически обусловленные особенности физического развития (отклонения от средней антропометрической нормы по таким показателям, как рост, вес, окружности головы и груди и др.); бедность арсенала двигательных действий, что обуславливает необходимость обучения разнообразным действиям для физического совершенствования; значительные трудности в закреплении и переносе в бытовую действительность формируемых навыков и умений.
Таким образом, можно предположить, что на физическое развитие младших школьников с интеллектуальными нарушениями влияют не только общие внешние и внутренние, но также и специфические, в том числе депривационные, свойственные только этой категории детей, факторы. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что эти обучающиеся входят в своеобразную группу риска по возникновению осложнений двигательного развития, а это, в свою очередь, предполагает разработку путей решения таких проблем не только медицинскими или реабилитационными, но и специальными педагогическими и коррекционно-развивающими средствами.
Проведенный анализ научной медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение данных современных исследований, а также опыт собственной практической экспериментальной деятельности, позволил разработать комплексную диагностическую программу для оценки двигательного развития обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. В основу научной гипотезы легло предположение о том, что моторную сферу необходимо изучать разносторонне, комплексно, с помощью следующих показателей: антропометрического; мотивационного; функционального; вариативности двигательной деятельности; сформированности темпо-ритмических навыков.
Антропометрическое исследование является одним из основных методов определения количественной характеристики изменчивости особенностей строения тела человека. Благодаря проведенным измерениям предполагается определение степени гармоничности, либо дисгармоничности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, а также приблизительных причин моторной недостаточности. Антропометрическое исследование способствует выявлению подозрений на серьезные физиологические проблемы, такие как: гидроцефалия, микроцефалия, ожирение, сниженная жизненная емкость легких, недостаточность питания. Собранные фактические данные представляют высокую статистическую и диагностическую достоверность.
Исследование мотивационного показателя призвано оценить эмоционально-волевые особенности двигательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Мотивы и стремления детей оказывают существенное влияние на физическое совершенствование и становление моторных качеств. Изучение данного показателя предполагает использование диагностического психологического опроса школьников с последующим анализом ответов; позволяет получить качественно-количественную характеристику мотивационной составляющей двигательной деятельности.
Функциональное состояние моторной сферы предусматривает изучение качества выполнения физкультурных нормативов по пяти направлениям: силовой, скоростной, статической выносливости, ловкости и гибкости. Данный блок диагностической программы призван определить качественно-количественную характеристику функционального состояния моторной сферы обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. С помощью полученных результатов можно определить актуальные дефициты и потенциальные пути физического развития и коррекции.
Важным диагностическим показателем является уровень вариативности и разнообразия двигательной деятельности, который демонстрирует сформированность арсенала моторных действий, используемых обучающимся. Дети с интеллектуальными нарушениями наиболее подвержены проблеме дефицита разнообразных движений. Те двигательные акты, которые формируются и закрепляются у них спонтанно, часто оказываются неоптимальными с физиологической и биомеханической точек зрения, и потенциально могут приводить к возникновению тех или иных негативных двигательных стереотипов и двигательных трудностей. А те правильно сформулированные моторные действия, которым детей обучают педагоги, не закрепляются детьми и не переносятся в самостоятельную и бытовую деятельность. Скудность арсенала движений приводит к тому, что дети в незнакомой ситуации нередко действуют неуверенно, скованно, применяя неадекватные двигательные установки.
Сформированность темпо-ритмических навыков является относительно независимым показателем сформированности двигательной и психической деятельности в целом. Овладение ребенком с интеллектуальными нарушениями чувством ритма является очень сложным процессом, который должен включать в себя: готовность когнитивной, физической и психологической сфер развития; относительную сформированность пространственно-временного восприятия; постоянную целенаправленную работу по формированию способов синхронного и отложенного воспроизведения ритмического рисунка. Уровень сформированности темпо-ритмических навыков в произвольной двигательной деятельности показывает, насколько хорошо взаимодействуют психические функции, отвечающие за внимание, восприятие, мышление, целенаправленные моторные действия, эмоционально-волевой компонент.
Особенности реализации диагностической программы обусловлены психофизическим разнообразием детей с нарушениями интеллекта и необходимостью ее внедрения в специальную коррекционно-развивающую педагогическую среду. Комплексное исследование структуры моторной сферы обучающихся предполагает использование следующего примерного алгоритма действий специалиста.
Сбор общих данных. На начальном этапе необходимо зафиксировать имя и фамилию, точный возраст, вариант адаптированной образовательной программы, рекомендованной ПМПК в связи с наличием первичного нарушения развития ребенка, отнесенность к определенной группе здоровья, присутствие нарушений опорно-двигательного аппарата, участие в занятиях дополнительного образования физкультурной направленности, медицинские противопоказания к двигательной деятельности.
Определение мотивационной составляющей проводится индивидуально в форме диагностического опроса обучающегося. Ответы и поведенческие реакции заносятся в бланк психологического опросника.
Сбор антропометрических данных представляет из себя проведение и запись замеров следующих показателей: роста (с помощью ростомера), веса (с помощью весов), окружностей груди и головы (с помощью измерительной ленты), жировых складок на животе, спине, бицепсе и трицепсе (с помощью калипера). Затем определяются комплексные показатели с помощью соответствующих вычислений: индекс массы тела (отношение веса к росту), сумму жировых складок. С помощью стандартных процентильных таблиц необходимо выявить соответствие показателей определенным процентильным коридорам, которые демонстрируют отношение к статистическим группам нормативно развивающихся школьников, что позволит примерно определить степень гармоничности физического развития.
Выявление функционального состояния двигательной сферы можно проводить с помощью выполнения обучающимися различных нормативных упражнений: сжатие пятикилограммового кистевого эспандера, полные приседания, прыжки через ленту/полосу за 20 секунд, планка на локтях, удержание груза весом 1 кг на вытянутых в стороны руках, удержание баланса на ведущей ноге, передачи мяча педагогу во временной отрезок продолжительностью 25 секунд, расстояние между кончиками пальцев и опорной поверхностью в полном наклоне без сгибания коленей. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями может быть оказана обучающая или иная помощь, которая не повлияет значительно на количественный результат исследования. Данные записываются в таблицу и анализируются для определения уровней функционального состояния двигательной сферы.
Исследование вариативности и разнообразия двигательных действий проводится индивидуально с каждым ребенком. Обучающемуся предлагается выполнить как можно большее количество различных движений импровизационного характера за 5 минут. Педагог же фиксирует действия участника обследования в бланк. Разрешается подсказывать ребенку и мотивировать его, если он испытывает трудности, но не показывать ему движения и не давать четких инструкций к их выполнению.
Изучение сформированности чувства ритма реализуется с использованием диагностических приемов, которые предполагают выполнение обучающимся заданий на синхронное и повторное воспроизведение ритмического рисунка, демонстрируемого с помощью счета, движений и частей музыкальных произведений различных стилей, темпо-ритмических особенностей.
Заключение
На данном этапе исследования была разработана и подготовлена к апробации и внедрению комплексная диагностика моторной сферы развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями, которая состоит из следующих диагностических блоков: антропометрический, мотивационный, функциональный, темпо-ритмический и блок вариативности двигательных действий. Особенностью данной диагностики является то, что она предполагает оценку различных сторон моторной сферы развития; учитывает не только актуальное состояние детей, но и потенциальные возможности, зону «ближайшего развития», что позволяет прогнозировать пути совершенствования и ослабления нарушений моторной сферы; позволяет осуществлять достоверное изучение особенностей детей с интеллектуальными нарушениями и может быть использована для диагностирования обучающихся других категорий при адаптации; позволяет выявить наличие у ребенка патологических проявлений двигательной сферы. Сложность ее применения может быть обусловлена продолжительностью времени, отводимого на совершение диагностических процедур в образовательном процессе; проведением обследования преимущественно в индивидуальной форме; психической неготовностью детей к выполнению заданий.
В дальнейшем планируется продолжить работу по совершенствованию диагностической программы в процессе ее апробации и внедрения в практическую деятельность системы коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Библиографическая ссылка
Евтушенко И.В., Евтушенко А.И. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 5. С. 188-193;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40409 (дата обращения: 12.06.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40409