Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF A COMPREHENSIVE STUDY OF THE MOTOR SPHERE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Evtushenko I.V. 1 Evtushenko A.I. 2
1 Moscow State Pedagogical University
2 Moscow State University of Psychology and Education
1225 KB
Modern social changes have significantly influenced the branch of correctional pedagogy, the subject of which is the processes of education, upbringing, development and overcoming violations in students with mental retardation – «education of mentally retarded children». Insufficient provision of diagnostic technologies and educational materials of specialists, high involvement of practical workers in the educational process, prevent the possibility of timely identification of special educational needs of students with mental retardation (intellectual disabilities), which limits the possibility of providing and receiving high-quality correctional and educational assistance. The purpose of this study was to develop a model for comprehensive diagnostics of the motor sphere of development in younger schoolchildren with intellectual disabilities (mental retardation). In the academic year 2023-2024, on the basis a special educational organization carrying out educational activities in adapted basic general education programs, boarding school №17 in Moscow, scientific theoretical and empirical methods of special pedagogy were implemented: philosophical, methodological, medical, psychological and pedagogical analysis; summarization and systematization of best teaching experience data; modeling the content of the process of physical development of schoolchildren with impaired intelligence; pedagogical experiment. As a result of the study, a comprehensive diagnostic program was developed to assess the motor development of elementary school students with intellectual disabilities, including the following indicators: anthropometric; motivational; functional; variability of motor activity; formation of tempo-rhythmic skills. A feature of this diagnosis is that it involves an assessment of various aspects of the motor sphere of development; takes into account not only the current state of children, but also potential opportunities, the zone of «immediate development», which makes it possible to predict ways to improve and mitigate motor disorders; allows reliable study of the features of children with intellectual disabilities.
comprehensive study
children with mental retardation
motor sphere
motor development

Введение

Произошедшие за последнее десятилетие изменения, обусловленные майскими указами Президента России, включая Национальную стратегию действий в интересах детей, продемонстрировали неуклонную поддержку государства активизации профессионализма практических работников и повышения информированности родителей, направленных на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами коррекции и компенсации нарушений развития [1, с. 342; 2, с. 175; 3, с. 212]. Для достижения оптимального результата, связанного с включением особенных детей в общественные процессы необходимо учитывать, прежде всего, специфику психофизических характеристик обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Постоянно совершенствующиеся психолого-педагогические диагностические технологии позволяют своевременно выявлять позитивные и негативные психофизические изменения состояния обучающихся, обусловленные процессами окружающей действительности. К таким трансформациям можно отнести различные сферы развития, к которым относятся: когнитивные, физические, речевые, эмоционально-волевые, социально-коммуникативные и некоторые другие процессы. Все они формируются и развиваются комплексно, оказывая взаимное влияние друг на друга.

Диагностика моторной сферы обучающихся представленной категории, несмотря на относительно длинный исторический путь ее становления, по-прежнему является недостаточно совершенной, что обуславливается постоянным усложнением контингента специальных образовательных организаций: по степени выраженности интеллектуальной недостаточности, ее сочетанием с различными патохарактерологическими состояниями и иными первичными нарушениями, как анализаторных систем, так и опорно-двигательного аппарата. Современные учебные планы направления «Специальное (дефектологическое) образование» подготовки бакалавров по профилю «Олигофренопедагогика» включают разнообразные наименования учебных курсов, в процессе которых должны формироваться профессиональные компетенции будущих олигофренопедагогов в области физического воспитания: «Методика физического воспитания детей с нарушениями интеллекта»; «Эстетическое, трудовое и физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»; «Технологии образования умственно отсталых в предметной области “Физическая культура”» [4, с. 150]. Разработка современных подходов к подготовке специалистов в области физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями в ходе вступления отечественных педагогических систем в новый этап модернизации, связанной с совершенствованием ядра дефектологического высшего образования, требует оптимизации данных учебных курсов, включающих темы, связанные с диагностикой моторного развития [5, с. 297].

Физическая сфера обучающихся с умственной отсталостью, являясь одной из базисных и ключевых, представляет особый интерес для специалистов медицинской, педагогической и психологической направленности. Дети с интеллектуальными нарушениями, пребывая в депривационных условиях, находятся в зоне повышенного риска возникновения тех или иных моторных и физиологических девиаций. Процесс овладения важными для успешной социализации знаниями, умениями и навыками не может быть оптимальным, если двигательная недостаточность не компенсируется с помощью действенных и эффективных методик физического развития. Однако для их обоснования, подбора необходимых средств обучения и воспитания, а также создания особых условий требуется разработка и внедрение инновационной и показательной диагностической технологии [6, с. 68].

Цель исследования – разработка модели комплексной диагностики двигательной сферы развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Материал и методы исследования

В 2023-2024 учебном году на базе специальной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, школы-интерната № 17 г. Москвы, были реализованы научные теоретические и эмпирические методы олигофренопедагогики: философского, методологического, медицинского, психолого-педагогического анализа; обобщения и систематизации данных передового педагогического опыта; моделирования содержания процесса физического развития школьников с нарушением интеллекта; педагогический эксперимент [7, с. 142].

Результаты исследования и их обсуждение

Содержание профессиональной деятельности специалистов (учителей-дефектологов, учителей физической культуры, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования), работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время подвергается существенным трансформациям. Это связано с усложнением имеющихся вариантов отклоняющегося развития у обучающихся и включением в единое образовательное пространство лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями, нередко в сочетании с расстройствами опорно-двигательного аппарата, анализаторных систем, эмоциональной сферы и поведения, что предусматривает постоянное совершенствование программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки. Этому посвящена исследовательская деятельность по разработке Московским педагогическим государственным университетом пилотного ядра дефектологического образования, непосредственно связанного с федеральным проектом по модернизации высшего педагогического образования [8, с. 93; 9, с. 260].

Анализ научной литературы и результатов современных исследований позволяет констатировать негативную тенденцию к ухудшению антропометрических и функциональных показателей физической сферы у значительной части обучающихся младшего школьного возраста [10, с. 10-14; 11, с. 19; 12, с. 59-65]. Данные проблемы у нормативно развивающихся детей чаще всего обусловлены неблагоприятной наследственностью, генетическим фактором и влиянием ряда неблагоприятных условий: гиподинамией, низкой двигательной активностью, несбалансированным питанием, стрессогенными жизненными ситуациями, недостаточной доступностью своевременного и качественного медицинского обслуживания. Однако, эти же факторы, оказывают более серьезное деструктивное влияние на физическое развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями. По результатам исследований А.А. Дмитриева [13], Е.М. Мастюковой [14, с. 10-15], В.М. Мозгового [15, с. 32], можно выделить несколько основных причин физической недостаточности у детей изучаемой группы: психофизическая неготовность к режиму обучения; несформированность мотивационной составляющей (дети в процессе физического воспитания быстро утомляются и прекращают двигательную деятельность, не понимают ценности усердия и трудолюбия, основным методом обучения для них является игровой); генетически обусловленные особенности физического развития (отклонения от средней антропометрической нормы по таким показателям, как рост, вес, окружности головы и груди и др.); бедность арсенала двигательных действий, что обуславливает необходимость обучения разнообразным действиям для физического совершенствования; значительные трудности в закреплении и переносе в бытовую действительность формируемых навыков и умений.

Таким образом, можно предположить, что на физическое развитие младших школьников с интеллектуальными нарушениями влияют не только общие внешние и внутренние, но также и специфические, в том числе депривационные, свойственные только этой категории детей, факторы. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что эти обучающиеся входят в своеобразную группу риска по возникновению осложнений двигательного развития, а это, в свою очередь, предполагает разработку путей решения таких проблем не только медицинскими или реабилитационными, но и специальными педагогическими и коррекционно-развивающими средствами.

Проведенный анализ научной медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение данных современных исследований, а также опыт собственной практической экспериментальной деятельности, позволил разработать комплексную диагностическую программу для оценки двигательного развития обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. В основу научной гипотезы легло предположение о том, что моторную сферу необходимо изучать разносторонне, комплексно, с помощью следующих показателей: антропометрического; мотивационного; функционального; вариативности двигательной деятельности; сформированности темпо-ритмических навыков.

Антропометрическое исследование является одним из основных методов определения количественной характеристики изменчивости особенностей строения тела человека. Благодаря проведенным измерениям предполагается определение степени гармоничности, либо дисгармоничности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями, а также приблизительных причин моторной недостаточности. Антропометрическое исследование способствует выявлению подозрений на серьезные физиологические проблемы, такие как: гидроцефалия, микроцефалия, ожирение, сниженная жизненная емкость легких, недостаточность питания. Собранные фактические данные представляют высокую статистическую и диагностическую достоверность.

Исследование мотивационного показателя призвано оценить эмоционально-волевые особенности двигательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Мотивы и стремления детей оказывают существенное влияние на физическое совершенствование и становление моторных качеств. Изучение данного показателя предполагает использование диагностического психологического опроса школьников с последующим анализом ответов; позволяет получить качественно-количественную характеристику мотивационной составляющей двигательной деятельности.

Функциональное состояние моторной сферы предусматривает изучение качества выполнения физкультурных нормативов по пяти направлениям: силовой, скоростной, статической выносливости, ловкости и гибкости. Данный блок диагностической программы призван определить качественно-количественную характеристику функционального состояния моторной сферы обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями. С помощью полученных результатов можно определить актуальные дефициты и потенциальные пути физического развития и коррекции.

Важным диагностическим показателем является уровень вариативности и разнообразия двигательной деятельности, который демонстрирует сформированность арсенала моторных действий, используемых обучающимся. Дети с интеллектуальными нарушениями наиболее подвержены проблеме дефицита разнообразных движений. Те двигательные акты, которые формируются и закрепляются у них спонтанно, часто оказываются неоптимальными с физиологической и биомеханической точек зрения, и потенциально могут приводить к возникновению тех или иных негативных двигательных стереотипов и двигательных трудностей. А те правильно сформулированные моторные действия, которым детей обучают педагоги, не закрепляются детьми и не переносятся в самостоятельную и бытовую деятельность. Скудность арсенала движений приводит к тому, что дети в незнакомой ситуации нередко действуют неуверенно, скованно, применяя неадекватные двигательные установки.

Сформированность темпо-ритмических навыков является относительно независимым показателем сформированности двигательной и психической деятельности в целом. Овладение ребенком с интеллектуальными нарушениями чувством ритма является очень сложным процессом, который должен включать в себя: готовность когнитивной, физической и психологической сфер развития; относительную сформированность пространственно-временного восприятия; постоянную целенаправленную работу по формированию способов синхронного и отложенного воспроизведения ритмического рисунка. Уровень сформированности темпо-ритмических навыков в произвольной двигательной деятельности показывает, насколько хорошо взаимодействуют психические функции, отвечающие за внимание, восприятие, мышление, целенаправленные моторные действия, эмоционально-волевой компонент.

Особенности реализации диагностической программы обусловлены психофизическим разнообразием детей с нарушениями интеллекта и необходимостью ее внедрения в специальную коррекционно-развивающую педагогическую среду. Комплексное исследование структуры моторной сферы обучающихся предполагает использование следующего примерного алгоритма действий специалиста.

Сбор общих данных. На начальном этапе необходимо зафиксировать имя и фамилию, точный возраст, вариант адаптированной образовательной программы, рекомендованной ПМПК в связи с наличием первичного нарушения развития ребенка, отнесенность к определенной группе здоровья, присутствие нарушений опорно-двигательного аппарата, участие в занятиях дополнительного образования физкультурной направленности, медицинские противопоказания к двигательной деятельности.

Определение мотивационной составляющей проводится индивидуально в форме диагностического опроса обучающегося. Ответы и поведенческие реакции заносятся в бланк психологического опросника.

Сбор антропометрических данных представляет из себя проведение и запись замеров следующих показателей: роста (с помощью ростомера), веса (с помощью весов), окружностей груди и головы (с помощью измерительной ленты), жировых складок на животе, спине, бицепсе и трицепсе (с помощью калипера). Затем определяются комплексные показатели с помощью соответствующих вычислений: индекс массы тела (отношение веса к росту), сумму жировых складок. С помощью стандартных процентильных таблиц необходимо выявить соответствие показателей определенным процентильным коридорам, которые демонстрируют отношение к статистическим группам нормативно развивающихся школьников, что позволит примерно определить степень гармоничности физического развития.

Выявление функционального состояния двигательной сферы можно проводить с помощью выполнения обучающимися различных нормативных упражнений: сжатие пятикилограммового кистевого эспандера, полные приседания, прыжки через ленту/полосу за 20 секунд, планка на локтях, удержание груза весом 1 кг на вытянутых в стороны руках, удержание баланса на ведущей ноге, передачи мяча педагогу во временной отрезок продолжительностью 25 секунд, расстояние между кончиками пальцев и опорной поверхностью в полном наклоне без сгибания коленей. Обучающимся с интеллектуальными нарушениями может быть оказана обучающая или иная помощь, которая не повлияет значительно на количественный результат исследования. Данные записываются в таблицу и анализируются для определения уровней функционального состояния двигательной сферы.

Исследование вариативности и разнообразия двигательных действий проводится индивидуально с каждым ребенком. Обучающемуся предлагается выполнить как можно большее количество различных движений импровизационного характера за 5 минут. Педагог же фиксирует действия участника обследования в бланк. Разрешается подсказывать ребенку и мотивировать его, если он испытывает трудности, но не показывать ему движения и не давать четких инструкций к их выполнению.

Изучение сформированности чувства ритма реализуется с использованием диагностических приемов, которые предполагают выполнение обучающимся заданий на синхронное и повторное воспроизведение ритмического рисунка, демонстрируемого с помощью счета, движений и частей музыкальных произведений различных стилей, темпо-ритмических особенностей.

Заключение

На данном этапе исследования была разработана и подготовлена к апробации и внедрению комплексная диагностика моторной сферы развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями, которая состоит из следующих диагностических блоков: антропометрический, мотивационный, функциональный, темпо-ритмический и блок вариативности двигательных действий. Особенностью данной диагностики является то, что она предполагает оценку различных сторон моторной сферы развития; учитывает не только актуальное состояние детей, но и потенциальные возможности, зону «ближайшего развития», что позволяет прогнозировать пути совершенствования и ослабления нарушений моторной сферы; позволяет осуществлять достоверное изучение особенностей детей с интеллектуальными нарушениями и может быть использована для диагностирования обучающихся других категорий при адаптации; позволяет выявить наличие у ребенка патологических проявлений двигательной сферы. Сложность ее применения может быть обусловлена продолжительностью времени, отводимого на совершение диагностических процедур в образовательном процессе; проведением обследования преимущественно в индивидуальной форме; психической неготовностью детей к выполнению заданий.

В дальнейшем планируется продолжить работу по совершенствованию диагностической программы в процессе ее апробации и внедрения в практическую деятельность системы коррекционно-развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями.