Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Александрова М.В. 1 Попов В.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Изучение проблемы развития учебной самостоятельности необходимо и обусловлено требованиями к современным выпускникам профессиональных образовательных организаций. Данный теоретический обзор ставит целью проведение анализа научной литературы и выявление основных подходов к определению и концептуализации учебной самостоятельности в среднем профессиональном и высшем образовании. В рамках исследования проведен систематический обзор научных публикаций, посвященных проблеме учебной самостоятельности в среднем и высшем профессиональном образовании. В основу отбора источников положены принципы протокола PRISMA. Было проанализировано 286 источников за период с 2018 по 2025 г., из которых отобрано 32 релевантных критериям отбора. Выявлены основные модели формирования и развития учебной самостоятельности в среднем профессиональном и высшем образовании. Раскрыты основные подходы к рассмотрению структуры учебной самостоятельности, а также уточнены понятия, связанные с данным феноменом. Проведено сравнение близких по смыслу к учебной самостоятельности понятий: «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «учебная автономия» и «самоактуализация». В итоге определены содержание и структура понятия «учебная самостоятельность» в контексте среднего профессионального и высшего образования. Выявлены основные проблемы при рассмотрении данного феномена и намечены дальнейшие направления исследований.
учебная самостоятельность
профессиональное образование
учебная автономия
1. Хребин М.В. Психологические особенности успешной самореализации студентов в условиях профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2019. 26 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-uspeshnoi-samorealizatsii-studentov-v-usloviyakh-professionaln/read (дата обращения: 05.02.2025).
2. Борзова Т.А. Принципы организации СРС первого курса в технологии «перевернутый класс» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8–9. С. 80–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-80-88.
3. Ансимова Н.П., Беляева О.А. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 57–70. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10159.
4. Парникова Г.М. Концепция развития учебной самостоятельности студентов при обучении иностранному языку в регионально-этническом контексте (неязыковой вуз): автореф. дис. ... докт. пед. наук. Екатеринбург, 2018. 51 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100033114 (дата обращения: 05.02.2025).
5. Вахрушева О.В. Методика обучения иностранному языку курсантов военного вуза в условиях самоорганизации: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2018. 222 с. [Электронный ресурс]. URL: https://lunn.ru/page/vahrusheva-oksana-valerevna (дата обращения: 05.02.2025).
6. Коломиец О.М., Голубчикова М.Г. Концептуальные положения развития учебной самостоятельности студентов в образовательном процессе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 306–308. URL: https://amnko.ru/index.php/russian/journals/ (дата обращения: 05.02.2025).
7. Иванова А.В., Скрябина А.Г., Дарбасова Л.А. Познавательная самостоятельность как психолого-педагогическая проблема в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 139–142. DOI: 10.24411/1991-5497-2019-00056.
8. Ван М. Формирование познавательной самостоятельности студентов высшей школы в процессе изучения иностранного языка (на примере изучения русского языка студентами КНР): дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2024. 309 с. [Электронный ресурс]. URL: https://yspu.org/images/c/c9/Диссертация_Ван_Мэнчжу.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
9. Павлова Л.В., Пулеха И.Р., Вторушина Ю.Л. Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 85–96. DOI: 10.32744/pse.2018.6.9.
10. Ансори П.Б. Формирование профессиональной самостоятельности студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2022. 32 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=500002076 (дата обращения: 05.02.2025).
11. Ворновская А.А. Формирование учебной автономии бакалавров лингвистики в поликультурной цифровой образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2023. 211 с. [Электронный ресурс]. URL: https://kantiana.ru/postgraduate/dis-list/vornovskaya-anastasiya-aleksandrovna/ (дата обращения: 05.02.2025).
12. Власова Т.А., Королева Н.М., Костерина И.В. Модель педагогической поддержки развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: из опыта работы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 1 (26). С. 147–155. URL: https://lingusgu.elpub.ru/jour/issue/viewIssue/17/18 (дата обращения: 05.02.2025).
13. Tedja B., Al Musadieq M., Kusumawati A., Yulianto E. Systematic literature review using PRISMA: exploring the influence of service quality and perceived value on satisfaction and intention to continue relationship. // Future Business Journal 2024. Vol. 10. URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s43093-024-00326-4 (дата обращения: 05.02.2025).
14. Лебедева К.С. Становление образовательной самостоятельности обучающихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2020. 24 c. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100049951 (дата обращения: 05.02.2025).
15. Минина В.В. Формирование компетенции профессионального самоконтроля у студентов программ подготовки специалистов среднего звена: дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2023. 149 с. [Электронный ресурс]. URL: https://portal.novsu.ru/file/2074896 (дата обращения: 05.02.2025).
16. Тедорадзе Т.Г. Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов в условиях цифровой образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2023. 206 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/1688 (дата обращения: 05.02.2025).
17. Храмкова А.Е. Организация самостоятельной работы будущих экономистов в процессе математической подготовки на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2018. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100031035 (дата обращения: 05.02.2025).
18. Мамаева В.А. Формирование готовности студентов к самостоятельной работе средствами инновационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 231 с. [Электронный ресурс]. URL: https://storage.ucomplex.org//files/dissertation/41/dissertation_file/0b870de9c2b09a4ae0c7fcb3270b0953.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
19. Баннов В.В. Формирование готовности курсантов к самоконтролю учебно-профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2018. 204 с. [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/dis/6894/dissertaciya._bannov_v.v.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
20. Сорокина Л.Л. Организация самостоятельной работы студентов профессиональных образовательных организаций на современном этапе развития образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 22 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100028927 (дата обращения: 05.02.2025).
21. Теплова Т.П. Педагогический контроль как средство формирования алгоритмических умений самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2019. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100045425 (дата обращения: 05.02.2025).
22. Токранова Ю.Г. Развитие ответственности студентов за процесс и результаты профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2024. 230 с. [Электронный ресурс]. URL: https://kazgik.ru/kcontent/main/disertation/tokranova-yuliya-gennadevna.php?clear_cache=Y (дата обращения: 05.02.2025).
23. Косарева С.А. Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2022. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100064726 (дата обращения: 05.02.2025).
24. Гаврющенко Ю.Н. Развитие самостоятельности курсантов военных вузов на основе реализации задачного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2018. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100036385 (дата обращения: 05.02.2025).
25. Норбаев Т.С. Активизация познавательной деятельности студентов вуза в процессе организации самостоятельной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Душанбе, 2023. 32 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=500002518 (дата обращения: 05.02.2025).
26. Атяскина Т.В. Электронные ресурсы как средство формирования умений самообразования будущих техников-программистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2018. 24 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/elektronnye-resursy-kak-sredstvo-formirovaniya-umenii-samoobrazovaniya-budushchikh-tekhnikov/read (дата обращения: 05.02.2025).
27. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 3. С. 56–66. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-3-56-66.
28. Плотникова И.В., Редько Л.А., Шевелева Е.А., Ефремова О.Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30669 (дата обращения: 05.02.2025). DOI: 10.17513/spno.30669.
29. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 280–283. URL: https://landrailbgz.ru/wp-content/uploads/2024/02/BGZ-2018-4_31.12.2018.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
30. Петрова И.А. Методика развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении информатике: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2018. 161 с. [Электронный ресурс]. URL: https://research.sfu-kras.ru/sites/research.sfu-kras.ru/files/Dissertaciya_Petrova_I.A.pdf (дата обращения: 05.02.2025).
31. Лаврик Е.Ю. Развитие иноязычной учебно-познавательной компетенции студентов туристического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2019. 23 с. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100038378 (дата обращения: 05.02.2025).
32. Ельникова Г.А., Давитян М.Г., Абакумова М.М. Проявление субъектности студенческой молодежи в общественной и частной жизни // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 4 (45). С. 11–15. DOI: 10.24153/2079-5912-2020-11-4-11-15.
33. Тарханова И.Ю. Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 45–52. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10350.

Введение

Необходимость изучения и теоретического осмысления проблемы развития учебной самостоятельности студентов среднего профессионального и высшего образования обусловлена рядом современных условий и тенденций. Во-первых, это обновление нормативно-правовой базы российского профессионального образования, которое отражено в новых версиях Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО, ФГОС ВО). Данные документы ставят задачу подготовки квалифицированных специалистов, обладающих не только фундаментальными знаниями и навыками профессиональной деятельности, но и развитыми компетенциями самоорганизации, самообразования и самоконтроля.

Во-вторых, признание современной педагогической и психологической наукой значения учебной самостоятельности (М.В. Хребин [1], Т.А. Борзова [2], Н.П. Ансимова [3] и др.). Высокий уровень учебной самостоятельности студентов становится необходимым условием их профессиональной мобильности, успешной адаптации к новым профессиональным ситуациям и готовности к непрерывному профессиональному и личностному саморазвитию.

В-третьих, это недостаточная изученность и фрагментарность понимания сущности, структуры и условий развития учебной самостоятельности студентов. В научной литературе встречаются близкие, но не до конца разграниченные понятия. Понятие «учебная самостоятельность» (Г.М. Парникова [4], О.В. Вахрушева [5, с. 117], О.М. Коломиец [6]) включает самоорганизацию, планирование, оценку собственной учебной деятельности. В свою очередь, понятие «познавательная самостоятельность» (А.В. Иванова [7], М. Ван [8, c. 14–15], Л.В. Павлова [9]) основывается на познавательной активности. Специфика профессионального образования позволяет рассматривать понятие «профессиональная самостоятельность» (П.Б. Ансори [10]). Кроме того, в педагогической литературе рассматриваются понятия «учебная автономия» (А.А. Ворновская [11, с. 7]), «самоактуализация» (Т.А. Власова [12], М.В. Хребин [1]) и др. Исследователями предлагается множество подходов и моделей, включающих различные компоненты и аспекты развития самостоятельности, однако недостаточно представлена интеграция и обобщение этих подходов, что затрудняет формирование единой концепции развития данного феномена в образовательной практике.

Целесообразность данного исследования обусловлена необходимостью осуществить систематизацию и обобщение подходов к определению учебной самостоятельности на основе анализа научных публикаций в области среднего и высшего профессионального образования за последние годы. Это позволило интегрировать разрозненные научные данные, выявить пробелы и противоречия в исследованиях и определить направления дальнейшего научного поиска и практической работы по развитию учебной самостоятельности студентов организаций профессионального образования.

Цель исследования – провести анализ научной литературы и определить основные подходы к определению и концептуализации учебной самостоятельности в среднем профессиональном и высшем образовании, используя систематизацию результатов научных исследований.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:

– отобрать из открытых источников рецензируемые научные публикации, посвященные проблеме учебной самостоятельности студентов среднего и высшего профессионального образования;

– систематизировать и классифицировать подходы к определению и теоретической интерпретации учебной самостоятельности в контексте профессионального образования;

– выявить основные методологические принципы и концепции, лежащие в основе изучения учебной самостоятельности;

– проанализировать выявленные определения и концепции учебной самостоятельности с целью выделения ключевых характеристик данного феномена.

Научная новизна исследования заключается в систематизации и концептуальном анализе современных подходов к определению учебной самостоятельности студентов среднего и высшего профессионального образования. В ходе исследования выявлены основные теоретические модели и педагогические условия, используемые в научных работах, что позволяет уточнить и структурировать представления о данном феномене в контексте профессионального образования. Теоретическая значимость исследования состоит в определении и классификации концепций учебной самостоятельности, что способствует дальнейшему развитию научных исследований в области методологии и технологии профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов с целью разработки образовательных программ и рабочих программ дисциплин, направленных на развитие учебной самостоятельности студентов в системе среднего профессионального и высшего образования.

Материалы и методы исследования

В рамках исследования проведен теоретический обзор научных публикаций, посвященных проблеме учебной самостоятельности в среднем и высшем профессиональном образовании. В основу отбора источников положены принципы протокола PRISMA, обеспечивающего прозрачность и воспроизводимость анализа [13].

Для поиска литературы использованы научные базы данных eLIBRARY, DisserCat, Google Scholar и другие академические ресурсы. В исследование включены рецензируемые научные статьи, монографии, кандидатские и докторские диссертации, а также авторефераты, опубликованные в 2018–2025 гг. Основными маркерами для отбора публикаций стали ключевые слова: «учебная самостоятельность», «самостоятельность в обучении», «познавательная самостоятельность», «самостоятельная деятельность студентов», «развитие учебной самостоятельности», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование» и др.

Отбор публикаций осуществлялся по следующим критериям: тематическая релевантность, научная значимость, доступность в открытых источниках, а также соответствие современным теоретическим и методологическим подходам к изучению учебной самостоятельности. Анализ источников проводился независимо от научной области, если они содержали концептуальные или методологические аспекты, связанные с изучаемой проблематикой.

Было проанализировано 286 источников, из которых отобрано 32 релевантных критериям отбора. В табл. 1 представлено распределение источников по областям науки.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе проведенного теоретического анализа источников выделены следующие модели формирования и развития учебной самостоятельности студентов организаций профессионального образования (табл. 2).

Большинство моделей представляют собой этапную структуру, отражающую постепенное усложнение и расширение автономности и самостоятельности студентов. Преобладают интегративные модели, включающие когнитивные, мотивационно-ценностные, деятельностные и рефлексивные компоненты.

Важным условием большинства моделей выступает использование современных образовательных технологий, в частности цифровых ресурсов, проектной деятельности, педагогического сопровождения и интерактивных методов. Различия моделей обусловлены спецификой образовательного контекста (военное образование, языковая подготовка, профессионально-прикладная направленность). Выделенные модели раскрывают многообразие подходов и методов формирования учебной самостоятельности студентов.

Таблица 1

Распределение источников по областям науки

Научная область

Количество отобранных работ

Авторы

Педагогика

профессионального образования

19

Лебедева К.С. [14], Ансори П.Б. [10], Минина В.В. [15, с. 10–11], Тедорадзе Т.Г. [16, c. 8], Храмкова Е.А. [17], Мамаева В.А. [18, с. 12–13], Баннов В.В. [19, с. 15–16], Сорокина Л.Л. [20], Теплова Т.П. [21], Токранова Ю.Г. [22, c. 7], Косарева С.А. [23], Ворновская А.А. [11, с. 9–10], Гаврющенко Ю.Н. [24], Норбаев Т.С. [25], Атяскина Т.В. [26], Малиатаки В.В. [27], Борзова Т.А. [2], Коломиец О.М. [6], И.В. Плотникова [28]

Общая педагогика

2

Иванова А.В. [7], Пичугина Г.А. [29]

Методика преподавания (предметная область)

6

Петрова И.А. [30, c. 13–14], Парникова Г.М. [4], Вахрушева О.В. [5, c. 13], Лаврик Е.Ю. [31], Ван М. [8, c. 18–19], Павлова Л.В. [9]

Педагогическая психология

3

Хребин М.В. [1], Власова Т.А. [12], Ельникова Г.А. [32]

Методология педагогики

2

Тарханова И.Ю. [33], Ансимова Н.П. [3]

Источник: составлено авторами.

Таблица 2

Модели формирования и развития учебной самостоятельности студентов организаций профессионального образования

Автор(-ы)

Название модели

Основные компоненты или этапы модели

Педагогические условия реализации

Ансори П.Б.

[10]

Модель формирования профессиональной самостоятельности

Вхождение, конструирование и реконструкция, проектирование

Совместная деятельность, кейс-методы, рефлексия

Лебедева К.С. [14]

Модель становления образовательной самостоятельности

Вхождение в деятельность, реконструкция деятельности, проектирование деятельности

Кейс-технологии, организационно-деятельностные игры, рефлексивное пространство

Минина В.В. [15, с. 48–74]

Личностно-развивающая модель формирования профессионального самоконтроля

Аналитический, нарративный, коммуникативный, практический этапы

Рефлексивные методики (эссе, сторителлинг), индивидуализация, дифференциация

Храмкова Е.А. [17]

Модель организации самостоятельной работы на основе компетентностного подхода

Когнитивная ступень, деятельностная ступень, контекстная ступень

Компетентностно-ориентированное обучение, методические материалы

Мамаева В.А. [24, c. 60–75]

Модель формирования готовности к самостоятельной работе

Познавательный, преобразовательный, творческо-аналитический

Индивидуальные образовательные траектории, инновационные технологии

Вахрушева О.В. [5, с. 55–71]

Модель организации самостоятельной работы курсантов военного вуза

Репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, творческий

Синергетический подход, использование интерактивных и мультимедийных технологий

Баннов В.В.

[19, с. 59–84]

Структурно-функциональная модель формирования готовности к самоконтролю

Мотивация и ориентировка, обучение, сопровождение, самостоятельность

Педагогический контроль, интерактивные цифровые курсы

Теплова Т.П.

[21]

Процессная модель формирования алгоритмических умений самостоятельной работы

Адаптационный, репродуктивный, ситуативно-аналитический, перспективно-эвристический, автономный

Педагогический контроль, алгоритмизация деятельности

Сорокина Л.Л. [20]

Дидактическая модель организации самостоятельной работы

Интерактивно-продуктивный, креативно-технологический, субъектно-рефлексивный

Подготовка преподавателей, постепенный переход к самоконтролю студентов

Тедорадзе Т.Г. [16, с. 45–90]

Модель педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов

Когнитивный, развивающий, аналитико-рефлексивный

Цифровые технологии, blended learning, педагогическое сопровождение

Ван Мэнчжу

[8, с. 67–79]

Системная модель формирования познавательной самостоятельности

Целевой, технологический, диагностико-результативный

Межкультурный подход, цифровая образовательная среда

Ворновская А.А.

[11, с. 79–106]

Модель формирования учебной автономии

Подготовительный, практический, рефлексивный

Цифровые технологии, поликультурная образовательная среда

Плотникова И.В.

и др. [28]

Модель проектного обучения

Вовлечение студентов, выполнение междисциплинарных проектов, самостоятельная исследовательская деятельность

Проектные технологии, групповые формы работы

Косарева С.А. [23]

Модель педагогического сопровождения самоорганизации студентов

Подготовительный, основной (реализация ИОТ), контрольно-коррекционный

Индивидуальные образовательные траектории, проектная деятельность

Токранова Ю.Г. [22, с. 38–85]

Структурно-компонентная модель формирования ответственности студентов

Когнитивный, мотивационный, эмоциональный, регуляторный, результативный

Педагогическое сопровождение, социальные практики, самовоспитание

Коломиец О.М., Голубчикова М.Г. [6]

Модель интериоризации и экстериоризации знаний

Интериоризация (формирование внутреннего образа), экстериоризация (практическое применение)

Метасхемы ориентировки, опорные материалы

Власова Т.А., Королева Н.М., Костерина И.В. [12]

Модель педагогической поддержки личностно-профессиональной самоактуализации

Интерактивное взаимодействие, актуализация личностных смыслов, активизация поисковой активности

Интерактивные методы, аксиологическое воспитание, личностно-ориентированный подход

Источник: составлено авторами.

Таблица 3

Компоненты учебной самостоятельности

Компонент

Характеристика

Представлен в работах

Мотивационно-

ценностный

Интерес к учебной деятельности, осознание целей

Мамаева В.А., Вахрушева О.В., Косарева С.А.

Когнитивный

Владение методами поиска и анализа информации

Лаврик Е.Ю., Иванова А.В., Пичугина Г.А.

Деятельностный

Умения планирования, организации деятельности

Плотникова И.В., Тедорадзе Т.Г.

Рефлексивно-оценочный

Навыки самоконтроля и самооценки

Телепова Т.П., Баннов В.В.

Эмоционально-волевой

Воля, настойчивость, ответственность

Парникова Г.М., Токранова Ю.Г.

Источник: составлено авторами.

Таблица 4

Понятия, близкие по смыслу к учебной самостоятельности

Понятие

Сущность

Структура и компоненты

Особенности

Учебная самостоятельность

Способность студента самостоятельно планировать, организовывать и контролировать учебную деятельность

Мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты

Основной акцент на самоорганизации, планировании, самоконтроле и оценке собственной учебной деятельности

Познавательная самостоятельность

Способность к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности, включающей осознание, поиск и применение знаний

Мотивационно-целевой, когнитивный (знаниевый), деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты

Познавательная активность, интеллектуальная инициатива, стремление к самостоятельному поиску знаний

Профессиональная самостоятельность

Готовность студента самостоятельно выполнять профессиональные задачи и принимать профессионально значимые решения

Мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты

Связь с профессиональной деятельностью, принятие профессионально ориентированных решений, самоанализ и самоорганизация профессиональной деятельности

Учебная автономия

Способность студента самостоятельно выбирать образовательные цели, методы и пути их достижения без систематического внешнего контроля

Мотивационный, когнитивный, регулятивный, рефлексивный компоненты

Минимизация внешнего контроля, субъектная позиция в образовании, использование цифровых и межкультурных образовательных сред, акцент на автономный выбор студентами образовательных траекторий

Самоактуализация

Процесс осознанного раскрытия и реализации индивидуальных и профессиональных возможностей личности

Личностно-смысловой, эмоционально-ценностный, поведенческий (деятельностный), рефлексивный компоненты

Акцент на личностный рост, саморазвитие, глубокое осознание личных и профессиональных целей и способностей, стремление к полной реализации индивидуального потенциала

Источник: составлено авторами.

На основе выделения компонентов учебной самостоятельности для раскрытия структуры данного феномена построена табл. 3.

Анализ научной литературы выявил еще одну существенную проблему, связанную с недостаточной степенью разграничения и терминологической четкости понятий, близких по смыслу к учебной самостоятельности: «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «учебная автономия», «самоактуализация». Каждое из этих понятий используется исследователями в контексте образовательного процесса, однако зачастую трактуется с взаимным пересечением компонентов и характеристик, что порождает неопределенность и трудности при диагностике, организации и оценке педагогических воздействий.

Уточнение и разграничение данных понятий является важной задачей, так как позволяет более точно понимать сущность каждого феномена и конкретизировать методы педагогического воздействия на развитие соответствующих качеств студентов (табл. 4).

Заключение

Проведенный теоретический обзор научных публикаций позволил определить основные подходы к изучению учебной самостоятельности студентов среднего профессионального и высшего образования. Установлено, что данный феномен трактуется исследователями как интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и эмоционально-волевой компоненты. Анализ позволил выделить наиболее распространенные теоретические модели развития самостоятельности, среди которых преобладают поэтапные и интегративные подходы, ориентированные на постепенное усложнение учебной деятельности и расширение автономности студентов.

Выявлено, что значительное внимание уделяется использованию современных образовательных технологий: цифровых платформ, проектного обучения, кейс-методов и интерактивных форм работы. Вместе с тем в исследуемой области обнаружены существенные пробелы, главным из которых является недостаточно четкое разграничение понятийного аппарата («учебная самостоятельность», «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «учебная автономия», «самоактуализация»), что создает трудности при диагностике и организации педагогического процесса.

Результаты обзора подчеркивают необходимость дальнейшей разработки единой концептуальной базы, уточнения терминологии, а также создания валидных диагностических методик и методических материалов, направленных на формирование и развитие учебной самостоятельности студентов профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Александрова М.В., Попов В.С. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 160-166;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40381 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40381

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674