Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ КАК МЕХАНИЗМ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Лапп Е.А. 1 Резанова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет»
Цель исследования – провести анализ литературы и определить механизм отбора содержания подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего детства посредством систематизации динамического массива научных данных в открытой интернет-среде. Авторами обосновывается актуальность проблемы совершенствования методической подготовки современных воспитателей для работы с семьями детей раннего возраста. Это связано с изменениями законодательства, определением раннего детства как особого возрастного феномена, недостаточным содержанием образовательных и дополнительных профессиональных программ, фрагментарно формирующих компетенции педагогов дошкольного образования. Выполнены изучение и систематизация массива научных данных современных диссертационных работ в количестве 120 источников в области социально-гуманитарных и медицинских наук. Авторами сформулированы обобщенные маркеры отбора: наименование субъектов – участников педагогического взаимодействия. Представленная матрица примерного содержания обучающего ресурса для дошкольных педагогов по работе с семьями преддошкольников отражает результат систематизации диссертационных исследований по теме. Установлен потенциал современной научной информации для использования в ходе проектирования содержания программ подготовки и повышения квалификации кадров. Определен механизм для отбора содержания методической подготовки дошкольных педагогов к работе с семьями, воспитывающими детей раннего периода детства. Авторами обоснована применимость представленных материалов для конструирования разработчиками внутреннего наполнения образовательных программ в целях подготовки воспитателей к работе с семьями воспитанников преддошкольного возраста в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.
дети раннего возраста
методическая подготовка
содержание дополнительных программ
преддошкольник
профессиональный стандарт
содержание образовательных программ
работа с семьей
дошкольный педагог
1. Лапп Е.А., Елисеева Н.А. Анализ предлагаемых в онлайн-пространстве программных материалов для подготовки педагогов к работе с детьми раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2024. № 7. С. 38–48. DOI: 10.47639/2074-4986_2024_7_38.
2. Лапп Е.А., Елисеева Н.А. Готовность системы высшего образования к подготовке педагогических кадров для работы с семьей ребенка раннего возраста: обзор основных профессиональных образовательных и рабочих программ // Бизнес. Образование. Право. 2024. № 4(69). С. 509-514. DOI: 10.25683/VOLBI.2024.69.1171.
3. Евтушенко И.Н., Иванова И.Ю., Артеменко Б.А., Быстрай Е.Б., Пермякова Н.Е. К вопросу профессиональной готовности педагогов в работе с детьми раннего возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 4(33). С. 69-73. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0019.
4. Кокшарова С.Л. Исследование уровня профессиональных компетенций по работе с семьями, имеющими детей раннего возраста, у педагогов дошкольного образования // Концепт. 2023. № 10. С. 102-118. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11098.
5. Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Колесова О.В., Тивикова С.К., Крылова Л.Ю. Мотивационный компонент профессиональной компетенции педагога дошкольного образования в области работы с родителями: критерии и уровни развития // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 11. С. 114-118. DOI: 10.17513/snt.39830.
6. Магомедова З.Ш. Подготовка будущих педагогов к организации образовательного процесса в группах раннего возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2024. № 4. С. 36-39.
DOI: 10.47639/2223-7003_2024_04_36.
7. Улзытуева А.И., Гейсер Н.С. Технологии подготовки педагогов дошкольного образования к работе в группах раннего возраста // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17, № 2. С. 78-84. DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-2-78-84.
8. Тарасова Н.В. Система подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2021. № 11. С. 1-8.
9. Атарова А.Н., Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов // Современное дошкольное образование. 2020. № 6(102). С. 47-57. DOI 10.24411/1997-9657-2020-10089.
10. Намсинк Е.В. Изменение профессиональной деятельности педагогов раннего детства в условиях цифровизации образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 121-124.
11. Кривцова Т.В. Цифровая среда дошкольной образовательной организации: пространство новых возможностей // Современное дошкольное образование. 2022. №2(110). С. 16–29. DOI: 10.24412/1997-9657-2022-2110-16-29.
12. Аюченко А.Е., Тырина М.П. Дидактическая готовность педагогов к развитию цифровой образовательной среды в дошкольной организации // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29472 (дата обращения: 05.11.2024). DOI: 10.17513/spno.29472.
13. Пустовойтова О.В., Ведешкина Н.А. Модель технологии взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольной образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды // Концепт. 2024. № 2. С. 126-143. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11021.
14. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю., Вербианова О.М. Анализ затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2022. № 3(61). С. 139-147. DOI: 10.25146/1995-0861-2022-61-3-358.
15. Овечкина Н.М. Организация методической помощи педагогам в просвещении родителей детей раннего возраста: из опыта прошлого // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 80-86. DOI: 10.26170/po20-01-10.
16. Верхотурова Ю.А. Деятельностный подход к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 64-68. DOI: 10.26170/po16-03-10.
17. Разенкова Ю.А., Югова О.В. Ресурсный подход в психолого-педагогических исследованиях и практике помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4(72). С. 38-49. DOI: 10.15293/1812-9463.2304.03.
18. Югова О.В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям // Специальное образование. 2017. № 1(45). С. 53-67.
19. Астахова Л.Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей // Педагогическое образование в России. 2018. № 4. С. 113-119. DOI: 10.26170/po18-04-16.
20. Владимирова О.Н., Афонина К.П., Старобина Е.М., Лорер В.В., Ишутина И.С., Коган З.В. Становление системы ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2022. Т. 25, № 1. С. 55-64. DOI: 10.17816/MSER105568.
21. Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. Подготовка профессионалов для системы ранней помощи детям и семьям в Российской Федерации // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17, № S2. С. 106-117.
22. Шереметьева Е.В., Скрипникова О.Т., Носачева С.Б. Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 229-233. DOI: 10.17513/snt.39606.
23. Корякина Т.Г., Винокурова С.К. Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 147-149.
24. Tedja B., Al Musadieq M., Kusumawati A., Yulianto E. Systematic literature review using PRISMA: exploring the influence of service quality and perceived value on satisfaction and intention to continue relationship. // Future Business Journal 2024. Vol. 10. URL: https://link.springer.com/article/10.1186/s43093-024-00326-4 (дата обращения: 15.11.2024).
25. Кожевникова В.В. Образовательная среда: обзор основных трактовок и подходов к изучению в психолого-педагогических исследованиях // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 1. С. 152-161.
26. Попова Т.В. Правовой режим семейной и личной тайны в условиях цифровой трансформации // Право и государство: теория и практика. 2024. № 2(230). С. 137-140. DOI: 10.47643/1815-1337_2024_2_137.
27. Певзнер М.Н., Тращенкова С.А., Шерайзина Р.М., Александрова М.В. Педагогические стратегии развития межпоколенных взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2021. 83 с.
28. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога. Челябинск: Российская академия образования, 2019. 234 с.
29. Кочерова О.Ю., Антышева Е.Н., Чубаровский В.В. Психологические особенности приемных родителей и родительско-детские отношения как факторы риска эмоциональных расстройств и расстройств поведения у детей раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях // Детская медицина Северо-Запада. 2018. Т. 7, № 1. С. 171.
30. Лещинская С.Б., Стоянова И.Я., Бохан Т.Г. Взаимодействие родителей, их психическое здоровье и отношение к ребенку в контексте проблем и ресурсов семьи с нарушением репродуктивного здоровья // Вестник психотерапии. 2021. № 78(83). С. 79-97.
31. Антипова И.А. Индивидуальный образовательный маршрут как фактор позитивной социализации детей раннего возраста в детском саду // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2021. № 4. С. 44-52.
32. Олешова В.В. Надомное визитирование семей с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации // Дефектология. 2019. № 6. С. 72-78.
33. Малышева М.В., Налобина А.Н., Таламова И.Г., Сергеева Ю.С. Формирование двигательных навыков у недоношенных детей первого года жизни // Теория и практика физической культуры. 2021. № 5. С. 62-64.
34. Раева Т.В., Леонова А.В. Объективные критерии диагностики индивидуальных особенностей психического онтогенеза детей раннего возраста с задержкой речевого развития // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2022. № 2(115). С. 25-30. DOI: 10.26617/1810-3111-2022-2(115)-25-30.
35. Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. № 32(6). С. 48.
36. Хилиль А.Ю. Формирование музыкально-эстетического интереса детей раннего возраста средствами дидактической игры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1(39). С. 186-190.
37. Хохрякова Ю.М. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Традиции и инновации // Дошкольное воспитание. 2023. № 10. С. 37-39.

Введение

Необходимость совершенствования подготовки и повышения кадров для системы дошкольного образования продиктована рядом причин. Первая – изменения нормативно-правового поля, которые заключаются в обновлении стандартов российского образования, внедрении федеральных образовательных программ дошкольного образования, совершенствовании Семейного кодекса Российской Федерации, утверждении концепции ранней помощи и др. Вторая – признание раннего детства как особо важного этапа жизненного проживания ребенка и необходимость адекватного психолого-педагогического сопровождения специалистами для гармоничного развития. Третья – недостаточность внутреннего своеобразия программного наполнения и содержания подготовки и повышения квалификации педагогов по работе с семьей ребенка раннего возраста.

Разработчики образовательных программ системы высшего и дополнительного профессионального образования фрагментарно отражают в содержании курсов накопленные в науке современные сведения о детях раннего периода детства и технологиях взаимодействия и сотрудничества с их родителями [1, 2]. Это приводит к снижению качества внутреннего содержания методической подготовки современных воспитателей. В свою очередь, у педагогов вызывает трудности реализация профильных трудовых функций в ходе решения профессиональных задач в отношении детей раннего периода детства и членов их семей.

Современный диапазон научных работ отечественных исследователей касается различных вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров в сфере дошкольного образования для работы с детьми раннего периода детства и членами их семей с применением различных цифровых технологий (табл. 1).

Таким образом, обобщение направлений научного поиска и изложенных позиций авторов позволяет констатировать следующее: исследовательский материал носит распределенный характер в различных научных областях, что затрудняет конструирование содержания программ подготовки кадров к работе с семьями детей раннего детства.

Целесообразность исследования заключается в возможности среди имеющихся информационно-цифровых ресурсов, хранящих динамический массив открытых научных данных в сети Интернет, совершить отбор научной информации для проектирования примерного содержания подготовки кадров для работы с семьей ребенка раннего возраста с учетом требований к профильным умениям дошкольных работников согласно ФГОС ДО и Профессиональному стандарту «Педагог».

Цель исследования – провести анализ литературы и определить механизм отбора содержания подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего детства посредством систематизации динамического массива научных данных в открытой интернет-среде.

Для достижения поставленной цели авторами были запланированы следующие задачи:

– отобрать из имеющегося открытого массива научных цифровых данных современных диссертационных исследований в сети Интернет работы, близкие к проблеме подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста;

– систематизировать отобранные диссертационные исследования с учетом трудовых функций Профессионального стандарта и ориентацией на ФГОС ДО;

– сконструировать примерное содержание образовательного курса для освоения педагогами.

Научная новизна исследования – установлен потенциал современной научной информации для использования в ходе проектирования содержания программ подготовки и повышения квалификации кадров. Теоретическая значимость – определен механизм отбора содержания подготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Практическая значимость заключена в применимости авторских материалов в ходе проектирования разработчиками образовательных программ содержания подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в системе высшего и дополнительного профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Выполнено изучение динамического массива научных данных современных диссертационных работ в количестве 120 источников с 1999 по 2024 гг. из научной электронной библиотеки авторефератов и диссертаций DisserCat. При систематизации данных авторы руководствовались принципами подготовки современных обзоров в соответствии с протоколами PRISMA [24]. Основными маркерами для отбора диссертационных исследований из открытого научного массива данных были слова «семья ребенка раннего возраста», «ребенок раннего возраста», «дети раннего возраста», «раннее детство», «ранее развитие», «работа с семьей ребенка раннего возраста», «подготовка педагогов к работе с семьями детей раннего возраста», «цифровая среда» и иные, что позволило нам так или иначе связать предложенные системой научные диссертационные исследования с проблемой подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в цифровой среде. Отбор и последующий анализ работ проводили без учета принадлежности к научным областям.

Таблица 1

Проблемное поле современных научных исследований

Исследователи

Проблематика исследования

И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова, Б.А. Артеменко, Е.Б. Быстрай,

Н.Е. Пермякова

Готовность дошкольных педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с воспитанниками раннего периода детства [3]

С.Л. Кокшарова

Выявление уровня сформированности профессиональных компетенций воспитателей в работе с семьями, воспитывающими детей от одного года до трех лет [4]

Е.Г. Гуцу,

Н.Н. Деменева,

О.В. Колесова,

С.К. Тивикова,

Л.Ю. Крылова

Описание сущности, критериев и уровней развития мотивационного компонента как составной части профессиональной компетенции современного воспитателя в области работы с родителями детей периода раннего детства [5]

З.Ш. Магомедова, А.И. Улзытуева,

Н.С. Гейсер

Содержательные и технологические аспекты профессиональной подготовки будущих дошкольных педагогов для организации образовательного процесса в группах раннего возраста [6, 7]

Н.В. Тарасова

Особенности функционирования системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми преддошкольного возраста в своей работе [8]

А.Н. Атарова,

Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова

Потенциал дистанционных форм в качестве средства развивающего взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста [9]

Е.В. Намсинк

Вопросы об изменении деятельности дошкольных педагогов раннего детства при решении профессиональных задач в условиях цифровизации образовательной среды [10]

Т.В. Кривцова

Цифровая среда как пространство новых возможностей для работы с семьями в дошкольном образовательном учреждении [11]

А.Е. Аюченко,

М.П. Тырина

Дидактическая готовность дошкольных педагогов к развитию цифровой образовательной среды в детском саду [12]

О.В. Пустовойтова, Н.А. Ведешкина

Модель технологии взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников раннего возраста в условиях цифровой образовательной среды в детском саду [13]

Л.В. Арамачева,

Е.Ю. Дубовик,

О.М. Вербианова

Анализ затруднений современных родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей преддошкольного и дошкольного возраста [14]

Н.М. Овечкина

Организационные аспекты оказания методической помощи воспитателям в просвещении родителей детей раннего возраста при основе на опыте прошлых лет [15]

Ю.А. Верхотурова

Деятельностный подход к разработке и содержанию профессиональной переподготовки кадров в сфере раннего развития детей [16]

Ю.А. Разенкова,

О.В. Югова

Ресурсный подход и вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их близким взрослым [17, 18]

Л.Б. Астахова

Реализация семейно-центрированного подхода при логопедическом сопровождении детей преддошкольного и дошкольного возраста с привлечением родителей [19]

О.Н. Владимирова, К.П. Афонина,

Е.М. Старобина,

В.В. Лорер,

И.С. Ишутина,

З.В. Коган

Особенности становления системы ранней помощи в Российской Федерации [20]

Р.Ж. Мухамедрахимов, Л.В. Самарина

Подготовка квалифицированных специалистов для оказания услуг ранней помощи особым детям и их семьям в России [21]

Е.В. Шереметьева, О.Т. Скрипникова, С.Б. Носачева

Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации [22]

Т.Г. Корякина,

С.К. Винокурова

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста с особым вариантом развития и его семьи с использованием дистанционных технологий [23]

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Типология динамического массива открытых научных данных, представленных в сети Интернет

Ранг

Блок

 

% соотношение от общего кол-ва

1

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

20

16,7%

5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

20

16,7%

2

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

18

15%

3

5.8.3. Коррекционная педагогика

15

12,5%

4

3.1.2. Педиатрия

14

11,6%

5

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

7

5,8%

6

5.3.8. Коррекционная психология

6

5%

7

3.2.5. Медицинская психология

5

4,2%

3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины

5

4,2%

8

5.3.2. Психофизиология

3

2,5%

5.8.7. Теория и методика профессионального образования

3

2,5%

9

3.1.17. Психиатрия

2

1,7%

10

5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология

1

0,8%

5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

1

0,8%

Примечание: составлено авторами.

Научно-исследовательский поиск выполняли среди социально-гуманитарных («Педагогика», «Психология», «Право») и медицинских наук («Медицинская психология», Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины», «Психиатрия»).

Результаты исследования и их обсуждение

Все отобранные диссертационные исследования были условно объединены авторами в блоки и проранжированы по количественному признаку и процентному соотношению от общего числа (табл. 2).

Дальнейшую систематизацию диссертационных исследований проводили посредством соотнесения их содержания с перечнем трудовых функций и трудовых действий, заимствованных из профессионального стандарта «Педагог», что позволило отобрать примерное содержание для освоения дошкольными работниками сконструированного курса в онлайн-среде (табл. 3).

Титульное название 5% диссертационных работ показывает возможность использования научной информации, отраженной в них, для формирования у педагогов знаний нормативно-правовых основ по работе с семьями детей раннего возраста [25].

Внутреннее своеобразие оглавления 2,5% исследований ориентирует авторов на получение информативных данных о специфических особенностях работы дошкольного педагога с семьями детей раннего возраста в условиях цифровой среды [26, 27, 28].

Теоретико-практические материалы, касающиеся психолого-педагогических основ семейного воспитания ребенка раннего возраста, обнаруживаются в содержании 13,3% диссертационных исследований [29, 30].

В 16,7% научных работ, отобранных авторами, прослеживается наличие потенциальной информации для педагогов об организационно-методических основах работы педагогического коллектива дошкольных учреждений с родителями детей раннего возраста различных категорий [31, 32].

62,5% диссертационных исследований, в которых имеются научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях детей раннего возраста, условно были распределены авторами на две группы.

Таблица 3

Матрица примерного содержания сконструированного обучающего курса «Методическая подготовка дошкольных педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в цифровой среде»

Блоки содержания программы

Некоторые трудовые действия из трудовых функций «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность», «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Профессионального стандарта «Педагог» (в авторской формулировке)

Кол-во

диссерт. исслед.

Нормативно-правовые основы организации работы детского сада с семьей

Разработка образовательной программы учреждения

Создание коллективно и индивидуально ресурсов образовательной среды для детей раннего детства

Комплексная организация образовательной работы с детьми раннего возраста на основе директивных требований Стандарта

6

Психолого-педагогические основы семейного воспитания ребенка раннего возраста

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей и помощь членам семьи в решении вопросов воспитания ребенка

16

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

Решение профессиональных задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста

Применение психолого-педагогических технологий в работе с детьми раннего возраста различных категорий

48

27

Организационно-методические основы работы детского сада с семьей

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

20

Работа детского сада с семьей на электронном обучающем ресурсе

Реализация современных, интерактивных форм и методов воспитательной работы в ДОУ и за его пределами

Формирование и реализация программ развития, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

3

Примечание: составлено авторами.

Первую группу (40%) составляют исследования с описанием общих закономерностей развития детей раннего возраста с различными нозологиями: кохлеарной имплантацией [31], ДЦП [33], задержкой речевого развития [34] и др. Вторая группа (22,5%) включает в себя исследования, направленные на анализ применения в работе с детьми раннего возраста технологий формирования и развития общения [35], музыкально-эстетических интересов [36], сенсомоторных навыков [37] и др.

Изучение по существу диссертационных исследований, выполненное на основе изучения внутреннего наполнения, проявило следующие проблемы:

– приоритет исследований по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;

– описание организации работы педагогов с родителями;

– недостаточность научных исследований, раскрывающих педагогические инструменты всестороннего развития детей в период раннего детства.

Выводы

1. Открытый массив научных цифровых данных современных диссертационных исследований включает работы по проблеме подготовки к работе с семьями детей раннего возраста. Изученные исследования подтверждают разнонаправленность авторских позиций.

2. Содержание отобранных работ коррелирует с трудовыми функциями из Профессионального стандарта «Педагог» и основными положениями ФГОС ДО.

3. Имеющийся массив научных данных обеспечивает содержательное поле для подготовки педагогов по нормативно-правовым, психолого-педагогическим и организационно-методическим основам работы с семьями детей раннего детства.

Систематизация диссертационных исследований с учетом трудовых функций Профессионального стандарта «Педагог» и ориентацией на требования ФГОС ДО к кадрам определяется авторами как механизм отбора содержания методической подготовки педагогов-дошкольников. Полученный содержательный контент выступает основой подготовки специалистов к работе с детьми раннего возраста и их родителями.

Информативный потенциал описанного научного массива имеющихся данных в аспекте подготовки кадров к работе с семьями детей раннего возраста имеет потенциал внедрения. Он может быть использован разработчиками образовательных программ для отбора содержания, формулирования исследовательских идей, разработки дизайна новых курсов.


Библиографическая ссылка

Лапп Е.А., Резанова Е.В. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ДАННЫХ КАК МЕХАНИЗМ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 172-178;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40294 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674