Введение
Необходимость совершенствования подготовки и повышения кадров для системы дошкольного образования продиктована рядом причин. Первая – изменения нормативно-правового поля, которые заключаются в обновлении стандартов российского образования, внедрении федеральных образовательных программ дошкольного образования, совершенствовании Семейного кодекса Российской Федерации, утверждении концепции ранней помощи и др. Вторая – признание раннего детства как особо важного этапа жизненного проживания ребенка и необходимость адекватного психолого-педагогического сопровождения специалистами для гармоничного развития. Третья – недостаточность внутреннего своеобразия программного наполнения и содержания подготовки и повышения квалификации педагогов по работе с семьей ребенка раннего возраста.
Разработчики образовательных программ системы высшего и дополнительного профессионального образования фрагментарно отражают в содержании курсов накопленные в науке современные сведения о детях раннего периода детства и технологиях взаимодействия и сотрудничества с их родителями [1, 2]. Это приводит к снижению качества внутреннего содержания методической подготовки современных воспитателей. В свою очередь, у педагогов вызывает трудности реализация профильных трудовых функций в ходе решения профессиональных задач в отношении детей раннего периода детства и членов их семей.
Современный диапазон научных работ отечественных исследователей касается различных вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров в сфере дошкольного образования для работы с детьми раннего периода детства и членами их семей с применением различных цифровых технологий (табл. 1).
Таким образом, обобщение направлений научного поиска и изложенных позиций авторов позволяет констатировать следующее: исследовательский материал носит распределенный характер в различных научных областях, что затрудняет конструирование содержания программ подготовки кадров к работе с семьями детей раннего детства.
Целесообразность исследования заключается в возможности среди имеющихся информационно-цифровых ресурсов, хранящих динамический массив открытых научных данных в сети Интернет, совершить отбор научной информации для проектирования примерного содержания подготовки кадров для работы с семьей ребенка раннего возраста с учетом требований к профильным умениям дошкольных работников согласно ФГОС ДО и Профессиональному стандарту «Педагог».
Цель исследования – провести анализ литературы и определить механизм отбора содержания подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего детства посредством систематизации динамического массива научных данных в открытой интернет-среде.
Для достижения поставленной цели авторами были запланированы следующие задачи:
– отобрать из имеющегося открытого массива научных цифровых данных современных диссертационных исследований в сети Интернет работы, близкие к проблеме подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста;
– систематизировать отобранные диссертационные исследования с учетом трудовых функций Профессионального стандарта и ориентацией на ФГОС ДО;
– сконструировать примерное содержание образовательного курса для освоения педагогами.
Научная новизна исследования – установлен потенциал современной научной информации для использования в ходе проектирования содержания программ подготовки и повышения квалификации кадров. Теоретическая значимость – определен механизм отбора содержания подготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми раннего возраста и их родителями. Практическая значимость заключена в применимости авторских материалов в ходе проектирования разработчиками образовательных программ содержания подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в системе высшего и дополнительного профессионального образования.
Материалы и методы исследования
Выполнено изучение динамического массива научных данных современных диссертационных работ в количестве 120 источников с 1999 по 2024 гг. из научной электронной библиотеки авторефератов и диссертаций DisserCat. При систематизации данных авторы руководствовались принципами подготовки современных обзоров в соответствии с протоколами PRISMA [24]. Основными маркерами для отбора диссертационных исследований из открытого научного массива данных были слова «семья ребенка раннего возраста», «ребенок раннего возраста», «дети раннего возраста», «раннее детство», «ранее развитие», «работа с семьей ребенка раннего возраста», «подготовка педагогов к работе с семьями детей раннего возраста», «цифровая среда» и иные, что позволило нам так или иначе связать предложенные системой научные диссертационные исследования с проблемой подготовки педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в цифровой среде. Отбор и последующий анализ работ проводили без учета принадлежности к научным областям.
Таблица 1
Проблемное поле современных научных исследований
Исследователи |
Проблематика исследования |
И.Н. Евтушенко, И.Ю. Иванова, Б.А. Артеменко, Е.Б. Быстрай, Н.Е. Пермякова |
Готовность дошкольных педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с воспитанниками раннего периода детства [3] |
С.Л. Кокшарова |
Выявление уровня сформированности профессиональных компетенций воспитателей в работе с семьями, воспитывающими детей от одного года до трех лет [4] |
Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева, О.В. Колесова, С.К. Тивикова, Л.Ю. Крылова |
Описание сущности, критериев и уровней развития мотивационного компонента как составной части профессиональной компетенции современного воспитателя в области работы с родителями детей периода раннего детства [5] |
З.Ш. Магомедова, А.И. Улзытуева, Н.С. Гейсер |
Содержательные и технологические аспекты профессиональной подготовки будущих дошкольных педагогов для организации образовательного процесса в группах раннего возраста [6, 7] |
Н.В. Тарасова |
Особенности функционирования системы подготовки и переподготовки кадров для работы с детьми преддошкольного возраста в своей работе [8] |
А.Н. Атарова, Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова |
Потенциал дистанционных форм в качестве средства развивающего взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста [9] |
Е.В. Намсинк |
Вопросы об изменении деятельности дошкольных педагогов раннего детства при решении профессиональных задач в условиях цифровизации образовательной среды [10] |
Т.В. Кривцова |
Цифровая среда как пространство новых возможностей для работы с семьями в дошкольном образовательном учреждении [11] |
А.Е. Аюченко, М.П. Тырина |
Дидактическая готовность дошкольных педагогов к развитию цифровой образовательной среды в детском саду [12] |
О.В. Пустовойтова, Н.А. Ведешкина |
Модель технологии взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников раннего возраста в условиях цифровой образовательной среды в детском саду [13] |
Л.В. Арамачева, Е.Ю. Дубовик, О.М. Вербианова |
Анализ затруднений современных родителей в вопросах воспитания, развития и обучения детей преддошкольного и дошкольного возраста [14] |
Н.М. Овечкина |
Организационные аспекты оказания методической помощи воспитателям в просвещении родителей детей раннего возраста при основе на опыте прошлых лет [15] |
Ю.А. Верхотурова |
Деятельностный подход к разработке и содержанию профессиональной переподготовки кадров в сфере раннего развития детей [16] |
Ю.А. Разенкова, О.В. Югова |
Ресурсный подход и вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их близким взрослым [17, 18] |
Л.Б. Астахова |
Реализация семейно-центрированного подхода при логопедическом сопровождении детей преддошкольного и дошкольного возраста с привлечением родителей [19] |
О.Н. Владимирова, К.П. Афонина, Е.М. Старобина, В.В. Лорер, И.С. Ишутина, З.В. Коган |
Особенности становления системы ранней помощи в Российской Федерации [20] |
Р.Ж. Мухамедрахимов, Л.В. Самарина |
Подготовка квалифицированных специалистов для оказания услуг ранней помощи особым детям и их семьям в России [21] |
Е.В. Шереметьева, О.Т. Скрипникова, С.Б. Носачева |
Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации [22] |
Т.Г. Корякина, С.К. Винокурова |
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка раннего возраста с особым вариантом развития и его семьи с использованием дистанционных технологий [23] |
Примечание: составлено авторами.
Таблица 2
Типология динамического массива открытых научных данных, представленных в сети Интернет
Ранг |
Блок |
% соотношение от общего кол-ва |
|
1 |
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования |
20 |
16,7% |
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
20 |
16,7% |
|
2 |
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии |
18 |
15% |
3 |
5.8.3. Коррекционная педагогика |
15 |
12,5% |
4 |
3.1.2. Педиатрия |
14 |
11,6% |
5 |
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред |
7 |
5,8% |
6 |
5.3.8. Коррекционная психология |
6 |
5% |
7 |
3.2.5. Медицинская психология |
5 |
4,2% |
3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины |
5 |
4,2% |
|
8 |
5.3.2. Психофизиология |
3 |
2,5% |
5.8.7. Теория и методика профессионального образования |
3 |
2,5% |
|
9 |
3.1.17. Психиатрия |
2 |
1,7% |
10 |
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология |
1 |
0,8% |
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки |
1 |
0,8% |
Примечание: составлено авторами.
Научно-исследовательский поиск выполняли среди социально-гуманитарных («Педагогика», «Психология», «Право») и медицинских наук («Медицинская психология», Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины», «Психиатрия»).
Результаты исследования и их обсуждение
Все отобранные диссертационные исследования были условно объединены авторами в блоки и проранжированы по количественному признаку и процентному соотношению от общего числа (табл. 2).
Дальнейшую систематизацию диссертационных исследований проводили посредством соотнесения их содержания с перечнем трудовых функций и трудовых действий, заимствованных из профессионального стандарта «Педагог», что позволило отобрать примерное содержание для освоения дошкольными работниками сконструированного курса в онлайн-среде (табл. 3).
Титульное название 5% диссертационных работ показывает возможность использования научной информации, отраженной в них, для формирования у педагогов знаний нормативно-правовых основ по работе с семьями детей раннего возраста [25].
Внутреннее своеобразие оглавления 2,5% исследований ориентирует авторов на получение информативных данных о специфических особенностях работы дошкольного педагога с семьями детей раннего возраста в условиях цифровой среды [26, 27, 28].
Теоретико-практические материалы, касающиеся психолого-педагогических основ семейного воспитания ребенка раннего возраста, обнаруживаются в содержании 13,3% диссертационных исследований [29, 30].
В 16,7% научных работ, отобранных авторами, прослеживается наличие потенциальной информации для педагогов об организационно-методических основах работы педагогического коллектива дошкольных учреждений с родителями детей раннего возраста различных категорий [31, 32].
62,5% диссертационных исследований, в которых имеются научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях детей раннего возраста, условно были распределены авторами на две группы.
Таблица 3
Матрица примерного содержания сконструированного обучающего курса «Методическая подготовка дошкольных педагогов к работе с семьями детей раннего возраста в цифровой среде»
Блоки содержания программы |
Некоторые трудовые действия из трудовых функций «Воспитательная деятельность», «Развивающая деятельность», «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» Профессионального стандарта «Педагог» (в авторской формулировке) |
Кол-во диссерт. исслед. |
Нормативно-правовые основы организации работы детского сада с семьей |
Разработка образовательной программы учреждения Создание коллективно и индивидуально ресурсов образовательной среды для детей раннего детства Комплексная организация образовательной работы с детьми раннего возраста на основе директивных требований Стандарта |
6 |
Психолого-педагогические основы семейного воспитания ребенка раннего возраста |
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей и помощь членам семьи в решении вопросов воспитания ребенка |
16 |
Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста |
Решение профессиональных задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста Применение психолого-педагогических технологий в работе с детьми раннего возраста различных категорий |
48 27 |
Организационно-методические основы работы детского сада с семьей |
Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка |
20 |
Работа детского сада с семьей на электронном обучающем ресурсе |
Реализация современных, интерактивных форм и методов воспитательной работы в ДОУ и за его пределами Формирование и реализация программ развития, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения |
3 |
Примечание: составлено авторами.
Первую группу (40%) составляют исследования с описанием общих закономерностей развития детей раннего возраста с различными нозологиями: кохлеарной имплантацией [31], ДЦП [33], задержкой речевого развития [34] и др. Вторая группа (22,5%) включает в себя исследования, направленные на анализ применения в работе с детьми раннего возраста технологий формирования и развития общения [35], музыкально-эстетических интересов [36], сенсомоторных навыков [37] и др.
Изучение по существу диссертационных исследований, выполненное на основе изучения внутреннего наполнения, проявило следующие проблемы:
– приоритет исследований по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста;
– описание организации работы педагогов с родителями;
– недостаточность научных исследований, раскрывающих педагогические инструменты всестороннего развития детей в период раннего детства.
Выводы
1. Открытый массив научных цифровых данных современных диссертационных исследований включает работы по проблеме подготовки к работе с семьями детей раннего возраста. Изученные исследования подтверждают разнонаправленность авторских позиций.
2. Содержание отобранных работ коррелирует с трудовыми функциями из Профессионального стандарта «Педагог» и основными положениями ФГОС ДО.
3. Имеющийся массив научных данных обеспечивает содержательное поле для подготовки педагогов по нормативно-правовым, психолого-педагогическим и организационно-методическим основам работы с семьями детей раннего детства.
Систематизация диссертационных исследований с учетом трудовых функций Профессионального стандарта «Педагог» и ориентацией на требования ФГОС ДО к кадрам определяется авторами как механизм отбора содержания методической подготовки педагогов-дошкольников. Полученный содержательный контент выступает основой подготовки специалистов к работе с детьми раннего возраста и их родителями.
Информативный потенциал описанного научного массива имеющихся данных в аспекте подготовки кадров к работе с семьями детей раннего возраста имеет потенциал внедрения. Он может быть использован разработчиками образовательных программ для отбора содержания, формулирования исследовательских идей, разработки дизайна новых курсов.