Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ФЕЛТИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полынская И.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Цель работы – исследование развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования. Был использован комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; методы наблюдения, беседы, диагностики, сравнения, анализ продуктов творчества детей; педагогическое исследование; обработка полученных результатов. Разработанные методические рекомендации направлены на обучение технике фелтинга. Предложенные приемы и средства способны оказать влияние на развитие творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста. Разработанные критерии оценки работ обучающихся помогли детально изучить полученные результаты, объективно провести мониторинг всех этапов исследования. Статистические данные показателей после проведенных расчетов по критериям, полученных на всех этапах исследования, дают теоретические и практические основания решать педагогические задачи развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга, а также подтверждают целесообразность разработанных методических рекомендаций. Сухое валяние является хорошим способом вовлечения обучающихся в ручной труд, всесторонне развивает подростков, дает возможность выявления у них способностей и одаренности. В процессе проведенного исследования значительно улучшились умения и навыки в работе с шерстью, а применение педагогических технологий в обучении содействует более эффективному и качественному развитию творческих способностей, мышления, воображения. Практическая значимость обусловлена тем, что полученные материалы исследования могут быть использованы преподавателями технологии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования.
творческие способности
обучение
обучающиеся
учебно-воспитательный процесс
методические рекомендации
дополнительное образование
фелтинг
валяние
шерсть
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.11.2024).
2. Герасимова Н.В. Живопись натуральной шерстью, как один из видов художественного развития детей // Вестник науки. 2023. Т. 2, № 12(69). С. 657-660. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/11449 (дата обращения: 10.11.2024).
3. Колмогорцева О.В., Савлучинская Н.В. Особенности создания программы по валянию из шерсти в дополнительном образовании // Наукосфера. 2023. № 3-2. С. 113-117.
4. Хасанова З.Ф. Производство войлока у башкир: традиции и новации // Вестник Чувашского университета. 2022. № 4. С. 119-127. DOI: 10.47026/1810-1909-2022-4-119-127.
5. Полынская И.Н. Национально-региональный компонент в художественном образовании: учебно-методические рекомендации по дисциплине Б1.В.ДВ.1.2 Национально-региональный компонент в художественном образовании. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. 2022. 63 с. URL: https://nvsu.ru/files/ufiles/доки/Полынская%20И.Н.%20Национально-региональный%20компонент%20в%20художественном%20образовании.pdf (дата обращения: 10.11.2024).
6. Хурбугулдаева Е.Н., Дульчаева И.Л. Формирование этнохудожественной культуры у обучающихся в процессе обучения технике фелтинг // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 3-4. С. 81-85. DOI: 10.18101/2307-3330-2022-3-4-81-85.
7. Полынская И.Н. Формирование творческого воображения посредством лепки на занятиях по изобразительному искусству и технологии в начальных классах общеобразовательной школы // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 10. С. 146-152. DOI 10.17513/snt.39807.
8. Косс Г.И. Развитие потребности школьников в творчестве посредством ручного труда (техника «валяние из шерсти» на занятиях дополнительного образования) // Калининградский вестник образования. 2019. № 3. С. 98-101. URL: https://koirojournal.ru/wp-content/uploads/2019/09/314-koss.pdf (дата обращения: 10.11.2024).

Введение

Вопрос о развитии творческих способностей обучающихся является важной проблемой сферы образования. Необходимость развития творческих способностей и интересов обучающихся сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статье 48 данного Закона, педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие [1]. Творческие способности представляют собой синтез индивидуальных психофизиологических характеристик личности и новых качественных состояний, таких как изменения в восприятии, мышлении, мотивации и жизненном опыте. Эти состояния формируются в ходе выполнения новой для человека деятельности, например при решении проблемных задач, что приводит к эффективным результатам или созданию субъективно и объективно нового продукта, будь то идея, предмет или художественное произведение. Существенное влияние на развитие творческих способностей и активности оказывает социальная и воспитательно-образовательная среда. Особая актуальность заключается в научном осмыслении проблемы творческого развития обучающихся в системе дополнительного образования с возможностью реализации разработанного курса обучения технике «фелтинг».

Снижение ручного труда школьников и постепенный переход к цифровой трансформации образования происходят повсеместно, что является значимой проблемой современного общества. Учитывая необходимость внедрения инновационных подходов, важно не забывать о традициях. Нужно искать возможности грамотно совместить опыт прошлых лет и современную реальность. Ручной труд является особым видом деятельности, в рамках которой развивается «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Многие педагоги, понимая это, пытаются вовлечь воспитанников в творческий ручной труд, который способствует формированию активной творческой личности, обладающей духовно-нравственными ценностями, гуманистическими идеями, способной к самостоятельной созидательной работе.

Предметом исследования становится фелтинг – вид декоративно-прикладного творчества, он является весьма приятным и полезным хобби. При работе с шерстью развиваются мелкая моторика, внимательность, креативность, формируется художественный вкус. Данное исследование сосредоточено на работе Н.В. Герасимовой, в которой автор акцентирует эстетическую значимость художественного развития детей в процессе занятий с натуральной шерстью и предоставляет отличные возможности для вдохновления на творческую деятельность [2]. Фелтинг (от слова felt — «войлок, фильц, набивание») представляет собой уникальную технику рукоделия. В ходе данного процесса из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, а также объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды и аксессуары. Исключительно натуральная шерсть обладает свойством сваливаться, формируя войлок. В работе О.В. Колмогорцевой отмечено, что, работая с войлоком, обучающиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, колористикой, композицией [3]. Исследователь традиций и инноваций войлочного прикладного искусства башкир З.Ф. Хасанова подробно описывает технику валяния из шерсти [4]. Эта техника напоминает лепку. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Данный способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Для работы с войлоком сухого валяния (needlefelting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть, а также можно использовать синтепон или холлофайбер. Для дальнейшей работы была поставлена цель: исследование развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования.

Для достижения цели и решения проблемы были поставлены следующие задачи:

– на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития творческих способностей у младших подростков, раскрыть понятие «развитие творческих способностей» применительно к обучающимся;

– провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у подростков на начальном этапе исследования;

– разработать рабочую программу дополнительного образования «Фелтинг», методические рекомендации, приемы и средства, способные оказать влияние на развитие творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста;

– апробировать методические рекомендации и провести педагогический эксперимент;

– разработать критерии оценки творческих способностей обучающихся, согласно им составить процентное соотношение уровня развитости творческих способностей;

– экспериментально проверить полученные результаты;

– провести сравнительный анализ этапов эксперимента, изложить основные выводы.

Автор подчеркивает, что для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач учителю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками [5].

Таблица 1

Уровни творческих способностей детей

Параметры

Низкий уровень (3)

Средний уровень (4)

Высокий уровень (5)

Компоновка изделия

Неправильная передача соотношений размеров деталей изделия; детали изделия слишком большие или слишком маленькие, отсутствие единого образа. Диспропорция изделия

В изделии присутствуют незначительные ошибки в масштабировании отдельных деталей

Компоновка деталей изделия целостна, правильно подобран размер отдельных деталей. Изделие выглядит гармонично, пропорционально, детали соразмерны целостной форме

Аккуратность

Работа выполнена неаккуратно – в изделии присутствует лишняя шерсть либо отмечается ее нехватка, торчат волосинки шерсти, выглядит небрежно, присутствуют рыхлость шерсти, недостаточная плотность

В изделии присутствуют незначительные торчащие волосинки шерсти, плотность изделия умеренная

Работа выполнена аккуратно, чисто, отсутствуют излишки шерсти. Плотность изделия в норме

Владение шерстью

Минимальный уровень владения шерстью – шерсть в изделии имеет низкую плотность или слишком высокую, присутствуют торчащие волосинки

Присутствуют небольшие ошибки в работе с шерстью, на некоторых участках шерсть имеет большую или меньшую плотность валяния

Изделие из шерсти свалено равномерно, отсутствуют недоработанные участки, плотность изделия доведена до необходимого уровня

Цветовое решение

Работа выполнена одним цветом, без добавления акцентов, не соответствует образу либо имеет излишнюю цветовую гамму

Грамотное цветовое решение, с небольшими недоработками. Присутствует необходимая цветовая гамма

Цвет в изделии максимально приближен к цвету создаваемого объекта, сделан упор на акцентирующие моменты

Оригинальность

Работа выполнена четко по образцу, без каких-либо дополнений, изделие упрощено, банально, стереотипно, отсутствует оригинальность

Работа выполнена по образцу, с добавлением собственных элементов

Изделие выполнено самостоятельно, в меру насыщено декоративными элементами, присутствует оригинальность решения

Материал и методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; методы наблюдения, беседы, диагностики, сравнения, анализ продуктов творчества детей; педагогическое исследование; обработка полученных результатов.

Для определения показателей творческих способностей обучающихся были разработаны средства оценки результатов работ в обучении сухому валянию, которые наполнены необходимым содержанием для анализа всех этапов исследования.

Уровни развитости творческих способностей обучающихся: низкий, средний и высокий, их описание представлено в таблице 1.

В качестве оцениваемых работ использовались:

– на констатирующем этапе педагогического эксперимента – «смайлик»;

– на формирующем этапе педагогического эксперимента – «сердце», «яблоко», «ягодка», «дракон», «заяц»;

– на контрольном этапе педагогического эксперимента – создание собственного изделия.

В исследовании приняли участие 30 подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах г. Барнаула Алтайского края.

Все испытуемые принадлежат к возрастному периоду 10–12 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый этап опытно-экспериментальной работы преследовал цель – определить уровень начальных знаний, практических умений и навыков работы с шерстью, выявить трудности, возникшие у обучающихся в ходе самостоятельного оформления работы в технике фелтинг, а также определить уровень творческих способностей для дальнейшего исследования.

Таблица 2

Результаты анализа первого этапа опытно-экспериментальной работы

Параметры

Название работы

Уровень развитости творческих способностей

Низкий

Средний

Высокий

Компоновка изделия

Смайлик

61%

17%

22%

Аккуратность

58%

26%

16%

Владение шерстью

62%

18%

20%

Цветовое решение

56%

22%

21%

Оригинальность

66%

20%

14%

Среднее значение

60,8%

20,6%

18,6%

В предложенном практическом задании обучающимся необходимо было свалять смайлик из шерсти, самостоятельно выбрать размер, цвет и форму, определиться с мимикой и внешними особенностями, дополнить образ декоративными элементами. Материал – шерсть, иглы для валяния, щетка, ножницы. Результаты анализа первого этапа исследования представлены в таблице 2.

Высокий уровень среднего значения по всем показателям равен 18,6%, такие значения вполне оправданны и закономерны, так как обучающиеся только знакомятся с техникой сухого валяния, с необходимыми инструментами и материалами для работы. У обучающихся еще нет достаточного опыта и теоретических знаний по фелтингу, поэтому немногим удается достичь высоких результатов. Лишь некоторые добиваются аккуратности в своей работе, вносят коррективы и создают оригинальный и уникальный продукт творческого самовыражения. Примером высокого уровня может служить работа Маши С. (рис. 1).

missing image file

Рис. 1. «Смайлик». Маша С.

Правильно подобран размер глаз, носа, рта и бровей, о чем свидетельствует гармоничный внешний вид. Работа выполнена аккуратно, отсутствуют излишки шерсти. Плотность изделия в норме, все участки проработаны. Цветовая гамма имеет четыре цвета, гармонично сочетающихся между собой. В изделии присутствует декоративный элемент в виде волос, смайлик имеет свою мимику, что свидетельствует об оригинальности решения.

missing image file

Рис. 2. «Смайлик». Марина Т.

missing image file

Рис. 3. «Смайлик». Артем В.

Средний уровень среднего значения по всем показателям равен 20,6%. Такие цифры говорят о том, что обучающиеся знают и понимают теоретическую часть, но еще не отработан навык практической работы, у них отсутствует опыт работы с шерстью и иглами для валяния. В работе нарушена плотность изделия, наличествуют небольшие торчащие ворсинки, заметна небольшая диспропорция, сделан акцент на добавлении украшения в виде недоработанного цветочка, смайлик выглядит менее аккуратно. Примером среднего уровня служит работа Марины Т. (рис. 2). Низкий уровень равен 60,8%, его имеют наибольшая часть обучающихся. Это вполне закономерно, ведь большинство обучающихся лишь знакомятся с техникой сухого валяния, у них отсутствуют либо недостаточно развиты навыки практического пользования инструментами и материалами для создания изделий из шерсти. У них возникают проблемы с компоновкой изделия, нарушена пропорциональность создаваемого объекта, ребята редко задумываются о добавлении декоративных элементов. Пример работы низкого уровня показан на рисунке 3, автором изделия является Артем В. (рис. 3). Работа выполнена неаккуратно, нет ровного круга у основания, плотность шерсти на разных участках разная, присутствует рыхлость, изделие имеет стереотипный, тривиальный вид, не отличается оригинальностью.

Второй этап опытно-экспериментальной работы (формирующий) преследовал цель проверить практическую значимость разработанной автором методики, направленной на развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования.

Для дальнейшей работы были поставлены следующие задачи:

– повысить уровень теоретических знаний и практических умений;

– проанализировать рост развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения сухому валянию.

Комплекс заданий составляет содержание формирующего этапа эксперимента, методика строится на постепенном овладении практическими приемами и навыками работы с шерстью, а также формировании творческих способностей обучающихся.

На формирующем этапе эксперимента особое внимание уделялось подробному объяснению задания обучающимся и практическому показу педагогом приемов и способов работы в технике «фелтинг». Способы и приемы работы в процессе обучения технике «фелтинг» подробно изложены в работе Е.Н. Хурбугулдаевой. Она рекомендует начинать знакомство с валянием с простых объектов, таких как шары или бусины, постепенно переходя к более сложным изделиям [6].

Разработанные методические рекомендации прошли апробацию на младших подростках. Обучающиеся изучают свойства шерсти, синтепона, холлофайбера, основы цветоведения, учатся валять плоские и объемные формы, применять в работе каркас, создают собственные украшения, поделки, а также разрабатывают уникальное и своеобразное изделие по своим задумкам. Своеобразность выполнения задания понимается как возможность передавать основные формы объекта и одновременно сознательно его изменять с целью оригинального и самостоятельного авторского (детского) исполнения [7].

Комплекс заданий данного этапа эксперимента заключался в проектировании и создании обучающимися следующих изделий: «Сердце» (рис. 4), «Яблоко» (рис. 5), «Ягода» (рис. 6), «Заяц» (рис. 7), «Дракон» (рис. 8).

missing image file

Рис. 4. Варя Б.

missing image file

Рис. 5. Рома. С.

missing image file

Рис. 6. Лена О.

Таблица 3

Результаты анализа второго (формирующего) этапа опытно-экспериментальной работы

Параметры

Название работы

Уровень развитости творческих способностей

Низкий

Средний

Высокий

Компоновка изделия

Яблоко

48%

20%

32%

Дракон

31%

25%

44%

Аккуратность

Яблоко

50%

23%

27%

Дракон

42%

19%

39%

Владение шерстью

Яблоко

48%

24%

28%

Дракон

32%

30%

38%

Цветовое решение

Яблоко

44%

21%

35%

Дракон

30%

27%

43%

Оригинальность

Яблоко

53%

22%

25%

Дракон

31%

35%

34%

Среднее значение

Яблоко

48,6%

22%

29,4%

Дракон

33,2%

27,2%

39,6%

missing image file

Рис. 7. Клим А.

missing image file

Рис. 8. Полина Т.

В таблице 3 представлен анализ выборочных работ («Яблоко» и «Дракон») обучающихся формирующего этапа педагогического эксперимента. Работы оценивались по разработанным критериям, которые использовались на первом этапе опытно-экспериментальной работы.

Рассматривая данные таблицы 3, можно заметить динамику показателей по сравнению с констатирующим этапом исследования, где среднее значение было 18,6%. На формирующем этапе показатели постепенно растут, при выполнении второй работы показатели среднего значения стали 29,4%, а при выполнении четвертой работы – стремятся к 40%. Обучающихся, относящихся к данной категории, становится все меньше. При выполнении четвертой работы автор отнес в эту категорию 33% детей от общего числа обучающихся. Такие показатели демонстрируют, что обучающиеся начинают овладевать практическими умениями и навыками работы с шерстью. Изделия становятся более проработанными, пропорционально правильными, без торчащей шерсти, с достаточной плотностью, с умеренным разнообразием цвета, аккуратными и оригинальными.

Третий этап опытно-экспериментальной работы (контрольный) заключался в проверке результативности и определении эффективности разработанных методических рекомендаций, выявлении итогового уровня развитости творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга, подведении итогов педагогического исследования.

Завершающий этап экспериментальной работы заключался в проведении практического занятия по созданию собственного изделия на тему: «Животные и птицы». В задании обучающимся необходимо было показать все свои наработанные и полученные знания, умения и навыки работы с шерстью в технике «фелтинг», а также проявить фантазию, оригинальность и образное решение животного или птицы.

Таблица 4

Результаты анализа третьего (контрольного) этапа опытно-экспериментальной работы

Параметры

Название работы

Уровень развитости творческих способностей

Низкий

Средний

Высокий

Компоновка изделия

Итоговая

13%

20%

67%

Аккуратность

Итоговая

16%

23%

61%

Владение шерстью

Итоговая

10%

22%

68%

Цветовое решение

Итоговая

12%

18%

70%

Оригинальность

Итоговая

15%

16%

69%

Среднее значение

Итоговая

13,2%

19,8%

67%

Все работы были оценены в соответствии с ранее разработанными критериями, которые были протестированы на всех этапах педагогического эксперимента. Кроме того, были изучены навыки и умения, связанные с практической деятельностью, у обучающихся в возрасте 10–12 лет, а также уровень их творческих способностей. Все показатели представлены в таблице 4.

Исходя из средних значений по критериям оценивания, приведенных в таблице 4, можно заметить, что позиция высокого уровня составила 67%, то есть на 27% выше по сравнению с результатами формирующего этапа эксперимента. Техника выполнения у обучающихся стала гораздо лучше, появилась более тщательная проработка деталей, конструкция изделия более пропорциональна и соразмерна. Изделия приобрели аккуратность, завершенность, оригинальность и образность. Техника валяния из шерсти несложна, очень увлекательна и подкреплена стопроцентным положительным результатом – изделием [8]. Примером работ высокого уровня служат изделия Яны Ш. (рис. 9), Влада С. (рис. 10), Евы К. (рис. 11), Оли П. (рис. 12). Средний уровень несколько понизился – с 27% до 19,8%, низкий уровень уменьшился на 19,8% и стал 13,2%.

missing image file

Рис. 9. Яна Ш.

missing image file

Рис. 10. Влад С.

missing image file

Рис. 11. Ева К.

missing image file

Рис. 12. Оля П.

Заключение

Статистические данные показателей после проведенных расчетов по критериям, полученных на всех этапах исследования, дают теоретические и практические основания решать педагогические задачи развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга, а также подтверждают целесообразность разработанных методических рекомендаций. Сравнительный анализ исследования включил в себя систематизацию всех этапов педагогического эксперимента. Результаты показывают положительную динамику роста уровня по всем параметрам разработанных критериев оценки творческих работ младших подростков. Значительный рост показателей на высоком и среднем уровне и снижение на низком уровне позволяют говорить об уверенной методической и практической составляющей опытно-экспериментальной работы. Разработанные методические рекомендации дают возможность успешно решать проблемные задачи, развивать творческие способности обучающихся 10–12 лет в процессе занятий фелтингом в системе дополнительного образования.


Библиографическая ссылка

Полынская И.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ФЕЛТИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 139-146;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40289 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674