Введение
Вопрос о развитии творческих способностей обучающихся является важной проблемой сферы образования. Необходимость развития творческих способностей и интересов обучающихся сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно статье 48 данного Закона, педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие [1]. Творческие способности представляют собой синтез индивидуальных психофизиологических характеристик личности и новых качественных состояний, таких как изменения в восприятии, мышлении, мотивации и жизненном опыте. Эти состояния формируются в ходе выполнения новой для человека деятельности, например при решении проблемных задач, что приводит к эффективным результатам или созданию субъективно и объективно нового продукта, будь то идея, предмет или художественное произведение. Существенное влияние на развитие творческих способностей и активности оказывает социальная и воспитательно-образовательная среда. Особая актуальность заключается в научном осмыслении проблемы творческого развития обучающихся в системе дополнительного образования с возможностью реализации разработанного курса обучения технике «фелтинг».
Снижение ручного труда школьников и постепенный переход к цифровой трансформации образования происходят повсеместно, что является значимой проблемой современного общества. Учитывая необходимость внедрения инновационных подходов, важно не забывать о традициях. Нужно искать возможности грамотно совместить опыт прошлых лет и современную реальность. Ручной труд является особым видом деятельности, в рамках которой развивается «ручной интеллект», выступающий, в свою очередь, элементом общих когнитивных и творческих способностей человека. Многие педагоги, понимая это, пытаются вовлечь воспитанников в творческий ручной труд, который способствует формированию активной творческой личности, обладающей духовно-нравственными ценностями, гуманистическими идеями, способной к самостоятельной созидательной работе.
Предметом исследования становится фелтинг – вид декоративно-прикладного творчества, он является весьма приятным и полезным хобби. При работе с шерстью развиваются мелкая моторика, внимательность, креативность, формируется художественный вкус. Данное исследование сосредоточено на работе Н.В. Герасимовой, в которой автор акцентирует эстетическую значимость художественного развития детей в процессе занятий с натуральной шерстью и предоставляет отличные возможности для вдохновления на творческую деятельность [2]. Фелтинг (от слова felt — «войлок, фильц, набивание») представляет собой уникальную технику рукоделия. В ходе данного процесса из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, а также объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды и аксессуары. Исключительно натуральная шерсть обладает свойством сваливаться, формируя войлок. В работе О.В. Колмогорцевой отмечено, что, работая с войлоком, обучающиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, колористикой, композицией [3]. Исследователь традиций и инноваций войлочного прикладного искусства башкир З.Ф. Хасанова подробно описывает технику валяния из шерсти [4]. Эта техника напоминает лепку. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Данный способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Для работы с войлоком сухого валяния (needlefelting) нужны будут только поролоновая губка (или щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть, а также можно использовать синтепон или холлофайбер. Для дальнейшей работы была поставлена цель: исследование развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования.
Для достижения цели и решения проблемы были поставлены следующие задачи:
– на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть проблему развития творческих способностей у младших подростков, раскрыть понятие «развитие творческих способностей» применительно к обучающимся;
– провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей у подростков на начальном этапе исследования;
– разработать рабочую программу дополнительного образования «Фелтинг», методические рекомендации, приемы и средства, способные оказать влияние на развитие творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста;
– апробировать методические рекомендации и провести педагогический эксперимент;
– разработать критерии оценки творческих способностей обучающихся, согласно им составить процентное соотношение уровня развитости творческих способностей;
– экспериментально проверить полученные результаты;
– провести сравнительный анализ этапов эксперимента, изложить основные выводы.
Автор подчеркивает, что для осуществления перечисленных учебно-воспитательных задач учителю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками [5].
Таблица 1
Уровни творческих способностей детей
Параметры |
Низкий уровень (3) |
Средний уровень (4) |
Высокий уровень (5) |
Компоновка изделия |
Неправильная передача соотношений размеров деталей изделия; детали изделия слишком большие или слишком маленькие, отсутствие единого образа. Диспропорция изделия |
В изделии присутствуют незначительные ошибки в масштабировании отдельных деталей |
Компоновка деталей изделия целостна, правильно подобран размер отдельных деталей. Изделие выглядит гармонично, пропорционально, детали соразмерны целостной форме |
Аккуратность |
Работа выполнена неаккуратно – в изделии присутствует лишняя шерсть либо отмечается ее нехватка, торчат волосинки шерсти, выглядит небрежно, присутствуют рыхлость шерсти, недостаточная плотность |
В изделии присутствуют незначительные торчащие волосинки шерсти, плотность изделия умеренная |
Работа выполнена аккуратно, чисто, отсутствуют излишки шерсти. Плотность изделия в норме |
Владение шерстью |
Минимальный уровень владения шерстью – шерсть в изделии имеет низкую плотность или слишком высокую, присутствуют торчащие волосинки |
Присутствуют небольшие ошибки в работе с шерстью, на некоторых участках шерсть имеет большую или меньшую плотность валяния |
Изделие из шерсти свалено равномерно, отсутствуют недоработанные участки, плотность изделия доведена до необходимого уровня |
Цветовое решение |
Работа выполнена одним цветом, без добавления акцентов, не соответствует образу либо имеет излишнюю цветовую гамму |
Грамотное цветовое решение, с небольшими недоработками. Присутствует необходимая цветовая гамма |
Цвет в изделии максимально приближен к цвету создаваемого объекта, сделан упор на акцентирующие моменты |
Оригинальность |
Работа выполнена четко по образцу, без каких-либо дополнений, изделие упрощено, банально, стереотипно, отсутствует оригинальность |
Работа выполнена по образцу, с добавлением собственных элементов |
Изделие выполнено самостоятельно, в меру насыщено декоративными элементами, присутствует оригинальность решения |
Материал и методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки исходных теоретических положений был использован комплекс методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; методы наблюдения, беседы, диагностики, сравнения, анализ продуктов творчества детей; педагогическое исследование; обработка полученных результатов.
Для определения показателей творческих способностей обучающихся были разработаны средства оценки результатов работ в обучении сухому валянию, которые наполнены необходимым содержанием для анализа всех этапов исследования.
Уровни развитости творческих способностей обучающихся: низкий, средний и высокий, их описание представлено в таблице 1.
В качестве оцениваемых работ использовались:
– на констатирующем этапе педагогического эксперимента – «смайлик»;
– на формирующем этапе педагогического эксперимента – «сердце», «яблоко», «ягодка», «дракон», «заяц»;
– на контрольном этапе педагогического эксперимента – создание собственного изделия.
В исследовании приняли участие 30 подростков, обучающихся в средних общеобразовательных школах г. Барнаула Алтайского края.
Все испытуемые принадлежат к возрастному периоду 10–12 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Первый этап опытно-экспериментальной работы преследовал цель – определить уровень начальных знаний, практических умений и навыков работы с шерстью, выявить трудности, возникшие у обучающихся в ходе самостоятельного оформления работы в технике фелтинг, а также определить уровень творческих способностей для дальнейшего исследования.
Таблица 2
Результаты анализа первого этапа опытно-экспериментальной работы
Параметры |
Название работы |
Уровень развитости творческих способностей |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Компоновка изделия |
Смайлик |
61% |
17% |
22% |
Аккуратность |
58% |
26% |
16% |
|
Владение шерстью |
62% |
18% |
20% |
|
Цветовое решение |
56% |
22% |
21% |
|
Оригинальность |
66% |
20% |
14% |
|
Среднее значение |
60,8% |
20,6% |
18,6% |
В предложенном практическом задании обучающимся необходимо было свалять смайлик из шерсти, самостоятельно выбрать размер, цвет и форму, определиться с мимикой и внешними особенностями, дополнить образ декоративными элементами. Материал – шерсть, иглы для валяния, щетка, ножницы. Результаты анализа первого этапа исследования представлены в таблице 2.
Высокий уровень среднего значения по всем показателям равен 18,6%, такие значения вполне оправданны и закономерны, так как обучающиеся только знакомятся с техникой сухого валяния, с необходимыми инструментами и материалами для работы. У обучающихся еще нет достаточного опыта и теоретических знаний по фелтингу, поэтому немногим удается достичь высоких результатов. Лишь некоторые добиваются аккуратности в своей работе, вносят коррективы и создают оригинальный и уникальный продукт творческого самовыражения. Примером высокого уровня может служить работа Маши С. (рис. 1).
Рис. 1. «Смайлик». Маша С.
Правильно подобран размер глаз, носа, рта и бровей, о чем свидетельствует гармоничный внешний вид. Работа выполнена аккуратно, отсутствуют излишки шерсти. Плотность изделия в норме, все участки проработаны. Цветовая гамма имеет четыре цвета, гармонично сочетающихся между собой. В изделии присутствует декоративный элемент в виде волос, смайлик имеет свою мимику, что свидетельствует об оригинальности решения.
Рис. 2. «Смайлик». Марина Т.
Рис. 3. «Смайлик». Артем В.
Средний уровень среднего значения по всем показателям равен 20,6%. Такие цифры говорят о том, что обучающиеся знают и понимают теоретическую часть, но еще не отработан навык практической работы, у них отсутствует опыт работы с шерстью и иглами для валяния. В работе нарушена плотность изделия, наличествуют небольшие торчащие ворсинки, заметна небольшая диспропорция, сделан акцент на добавлении украшения в виде недоработанного цветочка, смайлик выглядит менее аккуратно. Примером среднего уровня служит работа Марины Т. (рис. 2). Низкий уровень равен 60,8%, его имеют наибольшая часть обучающихся. Это вполне закономерно, ведь большинство обучающихся лишь знакомятся с техникой сухого валяния, у них отсутствуют либо недостаточно развиты навыки практического пользования инструментами и материалами для создания изделий из шерсти. У них возникают проблемы с компоновкой изделия, нарушена пропорциональность создаваемого объекта, ребята редко задумываются о добавлении декоративных элементов. Пример работы низкого уровня показан на рисунке 3, автором изделия является Артем В. (рис. 3). Работа выполнена неаккуратно, нет ровного круга у основания, плотность шерсти на разных участках разная, присутствует рыхлость, изделие имеет стереотипный, тривиальный вид, не отличается оригинальностью.
Второй этап опытно-экспериментальной работы (формирующий) преследовал цель проверить практическую значимость разработанной автором методики, направленной на развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга в системе дополнительного образования.
Для дальнейшей работы были поставлены следующие задачи:
– повысить уровень теоретических знаний и практических умений;
– проанализировать рост развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения сухому валянию.
Комплекс заданий составляет содержание формирующего этапа эксперимента, методика строится на постепенном овладении практическими приемами и навыками работы с шерстью, а также формировании творческих способностей обучающихся.
На формирующем этапе эксперимента особое внимание уделялось подробному объяснению задания обучающимся и практическому показу педагогом приемов и способов работы в технике «фелтинг». Способы и приемы работы в процессе обучения технике «фелтинг» подробно изложены в работе Е.Н. Хурбугулдаевой. Она рекомендует начинать знакомство с валянием с простых объектов, таких как шары или бусины, постепенно переходя к более сложным изделиям [6].
Разработанные методические рекомендации прошли апробацию на младших подростках. Обучающиеся изучают свойства шерсти, синтепона, холлофайбера, основы цветоведения, учатся валять плоские и объемные формы, применять в работе каркас, создают собственные украшения, поделки, а также разрабатывают уникальное и своеобразное изделие по своим задумкам. Своеобразность выполнения задания понимается как возможность передавать основные формы объекта и одновременно сознательно его изменять с целью оригинального и самостоятельного авторского (детского) исполнения [7].
Комплекс заданий данного этапа эксперимента заключался в проектировании и создании обучающимися следующих изделий: «Сердце» (рис. 4), «Яблоко» (рис. 5), «Ягода» (рис. 6), «Заяц» (рис. 7), «Дракон» (рис. 8).
Рис. 4. Варя Б.
Рис. 5. Рома. С.
Рис. 6. Лена О.
Таблица 3
Результаты анализа второго (формирующего) этапа опытно-экспериментальной работы
Параметры |
Название работы |
Уровень развитости творческих способностей |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Компоновка изделия |
Яблоко |
48% |
20% |
32% |
Дракон |
31% |
25% |
44% |
|
Аккуратность |
Яблоко |
50% |
23% |
27% |
Дракон |
42% |
19% |
39% |
|
Владение шерстью |
Яблоко |
48% |
24% |
28% |
Дракон |
32% |
30% |
38% |
|
Цветовое решение |
Яблоко |
44% |
21% |
35% |
Дракон |
30% |
27% |
43% |
|
Оригинальность |
Яблоко |
53% |
22% |
25% |
Дракон |
31% |
35% |
34% |
|
Среднее значение |
Яблоко |
48,6% |
22% |
29,4% |
Дракон |
33,2% |
27,2% |
39,6% |
Рис. 7. Клим А.
Рис. 8. Полина Т.
В таблице 3 представлен анализ выборочных работ («Яблоко» и «Дракон») обучающихся формирующего этапа педагогического эксперимента. Работы оценивались по разработанным критериям, которые использовались на первом этапе опытно-экспериментальной работы.
Рассматривая данные таблицы 3, можно заметить динамику показателей по сравнению с констатирующим этапом исследования, где среднее значение было 18,6%. На формирующем этапе показатели постепенно растут, при выполнении второй работы показатели среднего значения стали 29,4%, а при выполнении четвертой работы – стремятся к 40%. Обучающихся, относящихся к данной категории, становится все меньше. При выполнении четвертой работы автор отнес в эту категорию 33% детей от общего числа обучающихся. Такие показатели демонстрируют, что обучающиеся начинают овладевать практическими умениями и навыками работы с шерстью. Изделия становятся более проработанными, пропорционально правильными, без торчащей шерсти, с достаточной плотностью, с умеренным разнообразием цвета, аккуратными и оригинальными.
Третий этап опытно-экспериментальной работы (контрольный) заключался в проверке результативности и определении эффективности разработанных методических рекомендаций, выявлении итогового уровня развитости творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга, подведении итогов педагогического исследования.
Завершающий этап экспериментальной работы заключался в проведении практического занятия по созданию собственного изделия на тему: «Животные и птицы». В задании обучающимся необходимо было показать все свои наработанные и полученные знания, умения и навыки работы с шерстью в технике «фелтинг», а также проявить фантазию, оригинальность и образное решение животного или птицы.
Таблица 4
Результаты анализа третьего (контрольного) этапа опытно-экспериментальной работы
Параметры |
Название работы |
Уровень развитости творческих способностей |
||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Компоновка изделия |
Итоговая |
13% |
20% |
67% |
Аккуратность |
Итоговая |
16% |
23% |
61% |
Владение шерстью |
Итоговая |
10% |
22% |
68% |
Цветовое решение |
Итоговая |
12% |
18% |
70% |
Оригинальность |
Итоговая |
15% |
16% |
69% |
Среднее значение |
Итоговая |
13,2% |
19,8% |
67% |
Все работы были оценены в соответствии с ранее разработанными критериями, которые были протестированы на всех этапах педагогического эксперимента. Кроме того, были изучены навыки и умения, связанные с практической деятельностью, у обучающихся в возрасте 10–12 лет, а также уровень их творческих способностей. Все показатели представлены в таблице 4.
Исходя из средних значений по критериям оценивания, приведенных в таблице 4, можно заметить, что позиция высокого уровня составила 67%, то есть на 27% выше по сравнению с результатами формирующего этапа эксперимента. Техника выполнения у обучающихся стала гораздо лучше, появилась более тщательная проработка деталей, конструкция изделия более пропорциональна и соразмерна. Изделия приобрели аккуратность, завершенность, оригинальность и образность. Техника валяния из шерсти несложна, очень увлекательна и подкреплена стопроцентным положительным результатом – изделием [8]. Примером работ высокого уровня служат изделия Яны Ш. (рис. 9), Влада С. (рис. 10), Евы К. (рис. 11), Оли П. (рис. 12). Средний уровень несколько понизился – с 27% до 19,8%, низкий уровень уменьшился на 19,8% и стал 13,2%.
Рис. 9. Яна Ш.
Рис. 10. Влад С.
Рис. 11. Ева К.
Рис. 12. Оля П.
Заключение
Статистические данные показателей после проведенных расчетов по критериям, полученных на всех этапах исследования, дают теоретические и практические основания решать педагогические задачи развития творческих способностей обучающихся в процессе освоения фелтинга, а также подтверждают целесообразность разработанных методических рекомендаций. Сравнительный анализ исследования включил в себя систематизацию всех этапов педагогического эксперимента. Результаты показывают положительную динамику роста уровня по всем параметрам разработанных критериев оценки творческих работ младших подростков. Значительный рост показателей на высоком и среднем уровне и снижение на низком уровне позволяют говорить об уверенной методической и практической составляющей опытно-экспериментальной работы. Разработанные методические рекомендации дают возможность успешно решать проблемные задачи, развивать творческие способности обучающихся 10–12 лет в процессе занятий фелтингом в системе дополнительного образования.