Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ СРЕДНИЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Иванова М.К. 1 Семенов Ю.И. 2
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
2 ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)»
Цель работы – изучение когнитивного и эмоционального развития детей трех-пяти лет, степень которого определялась следующими показателями: когнитивная гибкость, зрительная рабочая память, их компоненты – содержание и расположение, а также слухоречевой и физический сдерживающий контроль. На основе анализа трудов отечественных ученых авторами определен предмет исследования. Приведены результаты диагностики. Выделены три кластера, соответствующие уровням регуляторных функций, и представлено их описание. Определены такие показатели, как когнитивная гибкость и зрительная рабочая память, а также их составляющие (содержание, расположение и бонусный балл), а также слухоречевой и физический контроль сдерживания. Выявлена взаимосвязь особенностей адаптации дошкольников к детскому саду с уровнями их когнитивного и эмоционального развития, изучено поведение участников исследования в различных ситуациях в период адаптации. Дана оценка зависимости когнитивной гибкости, бонусного балла и слухоречевой рабочей памяти от стратегии мотивации в разных видах деятельности. На основе анкетирования родителей была выявлена взаимосвязь между характеристиками игровой деятельности и показателями изучаемых процессов. Также представлены результаты опроса воспитателей о том, как данные показатели отражаются на поведении в детском саду.
когнитивное развитие
эмоциональное развитие
когнитивная гибкость
рабочая память
поведение
деятельность
адаптация
1. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч. 1. 304 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2022. 705 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.old.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t2_1989/go,4;fs,1/ (дата обращения: 26.11.2024).
3. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 2. URL: https:// psyjournals.ru/journals/chp/archive/2020_n2/Leontiev (дата обращения: 17.10.2024). DOI: 10.17759/chp.2020160213.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Гаврилова М.Н., Бухаленкова Д.А., Тарасова К.С. Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста // Психология. Журнал ВШЭ. 2021. № 1. URL: https://psy-journal.hse.ru/2021-18-1/456530217.html. (дата обращения: 17.10.2024). DOI: 10.17323/1813-8918-2021-1-56-70.
5. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). URL: https://npsyj.ru/articles/volumes/-4-24-2016/ (дата обращения: 17.10.2024). DOI: 10.11621/npj.2016.04.02.
6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб.: КАРО, 2013. 432 с.
7. Иванова М.К., Дедюкина М.И. Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста. Киров: Изд-во МЦИТО, 2021. 127 с.
8. Дедюкина М.И., Иванова М.К. Оценка взаимосвязи организации детского досуга с показателями когнитивного и эмоционального развития // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 6. С. 112–116. URL: https://top-technologies.ru/article/view?id = 39640 (дата обращения: 17.10.2024). DOI: 10.17513/snt.39640.
9. Иванова М.К. Когнитивное и эмоциональное развитие первоклассников Республики Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2023. № 4 (23). С. 101–110. URL: https://www.ppfsvfu.ru/jour/article/view/295. (дата обращения: 21.11.2024). DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-101-110.
10. Дедюкина М.И., Семенов Ю.И. Изучение взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольной образовательной организации в Республике Саха (Якутия) // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 10. С. 127–133. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id = 40183 (дата обращения: 21.11.2024). DOI: 10.17513/snt.40183.
11. Попова Р.Р. Развитие когнитивных регуляторных функций у дошкольников при разном уровне культурной конгруэнтности: дис. … канд. психол. наук. Казань, 2020. 244 с.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью в всестороннем анализе психического развития младших и старших дошкольников в последние годы. Когнитивное развитие – это процесс формирования мыслительных функций у детей, в ходе которого они осознают, исследуют и воспринимают объекты и явления окружающей действительности. Этот процесс включает в себя накопление знаний, развитие навыков, умений решать задачи и формирование склонностей, способствующих осмысленному восприятию и интерпретации мира. Также когнитивное развитие можно назвать умственным, поскольку оно тесно связано с процессами мышления и интеллектуальной активности. Кроме того, развитие различных структур мозга играет важную роль в мыслительном процессе.

Предмет исследования активно используется в зарубежной психолого-педагогической литературе. Он происходит от латинского слова Cogito, что переводится как «мыслю», и относится к познанию, которое сосредоточено именно на процессе мышления. В отечественной науке изначально использовался термин «познавательный» для обозначения этого явления. Тем не менее недавний анализ исследований в области познавательной деятельности показал, что современные психологи и педагоги все чаще предпочитают использовать термин «когнитивный». Р.С. Немов отмечает, что изучаемый процесс в разных исследованиях рассматривается или в сравнении, или, наоборот, в противопоставлении эмоции и воле [1, с. 219].

В исследованиях крупнейших российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. регуляторные функции рассматриваются через призму значимости процессов формирования психического образа [2, с. 424; 3, с. 120]. Как известно, в первые пять лет жизни люди проходят период быстрого и интенсивного развития. Этот процесс происходит в четырех ключевых сферах: моторном (физическом) развитии, языковых и коммуникационных навыках, социально-эмоциональном развитии, а также в области умственного развития.

Цель исследования – изучить когнитивное и эмоциональное развитие детей 3–5 лет, степень которого определялась следующими показателями: когнитивная гибкость, зрительная рабочая память, их компоненты – содержание и расположение, а также слухоречевой и физический сдерживающий контроль.

Материалы и методы исследования

Основой данной статьи являются исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Е. Веракса о когнитивных регуляторных функциях [2, с. 369; 3, с. 120; 4, с. 57]. Использованы такие методики, как субтесты диагностических комплексов, направленных на изучение когнитивной и эмоциональной сферы обследуемых [5; 6, с. 219; 7, с. 46], а также анкетирование родителей и педагогов.

В исследовании 2023–2024 учебного года участвовали 176 дошкольников, посещающих средние группы детских садов Республики Саха (Якутия), в возрасте от 3 до 5 лет, из них 55,4 % девочек и 44,6 % мальчиков [8]. Родители и/или законные представители дали информированное согласие на данное исследование.

Исследование было проведено в г. Якутске (21,6 % от выборки) и следующих улусах: Горный (5,7 %), Намский (10,2 %), Вилюйский (8,5 %), Сунтарский (5,7 %), Амгинский (11,4 %), Томпонский (5,1 %), Чурапчинский (11,4 %), Верхневилюйский (2,8 %), Нюрбинский (11,9 %), Нерюнгринский (5,7 %).

Вместе с детьми в исследовании приняли участие их родители, а также воспитатели. Состав семьи разный: так, есть семьи с одним и двумя, а 51,5 % семей – с тремя детьми и более. Родители чаще оценивают уровень обеспеченности семьи как средний (87,1 %), реже – как выше среднего (10,6 %) [8]. Важными и актуальными задачами для авторов являются диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей, определение программы и анализ результатов исследования [9, с. 102].

Результаты исследования и их обсуждение

Для данного исследования было важно узнать, как проходила адаптация у воспитанников, и в связи с этим авторы провели анкетирование воспитателей и родителей. Согласно ответам воспитателей большинство участников эксперимента посещают ДОУ в среднем 12 месяцев (M = 12,65; SD = 9,62), у 44,8 % дошкольников адаптация длилась 2–4 недели, у 41 % не отмечалось признаков стресса, вызванных адаптацией, и у 11,4 % адаптация длилась больше 2 месяцев.

Согласно ответам родителей адаптация проходила легко и для ребенка, и для матери у 77,3 %, тяжело для ребенка и легко для матери у 11,4 % и тяжело для матери и для ребенка у 10,6 %.

Участники исследования были разделены на три группы в соответствии с уровнями развития регуляторных функций (табл. 1).

Первый кластер включает исследуемых с относительно низкими показателями когнитивной гибкости и зрительной рабочей памяти, а также их компонентов (содержание, расположение и бонусный балл), а также с низким уровнем слухоречевого и физического сдерживающего контроля. Второй кластер состоит из детей, демонстрирующих средние результаты регуляторных функций по сравнению с другими, за исключением физического сдерживающего контроля, который у них выше среднего по выборке. Третий кластер включает детей с высоким уровнем развития регуляторных функций [10], при этом физический сдерживающий контроль находится на среднем уровне относительно всей выборки.

Различия между кластерами являются значимыми по всем параметрам (Н-критерий Краскела – Уоллиса, p-value < 0,001), кроме слухоречевой рабочей памяти [11].

Для оценки взаимосвязи особенностей адаптации детей к дошкольному учреждению с уровнями их когнитивного и эмоционального развития было проведено анкетирование родителей. Они ответили на ряд вопросов о процессе адаптации их ребенка к детскому саду: Как проходила адаптация? Имел ли ребенок опыт длительного расставания с мамой? Если да, то как он на это реагировал? Как поступает ребенок, когда испытывает физическую боль (например, при ушибах, падениях или болезни)? Как он реагирует, если что-то не получается? Как вы считаете, какая мотивация в деятельности наиболее характерна для вашего ребенка?

Также в анкете воспитатели ответили на несколько вопросов, касающихся адаптации ребенка к детскому саду: Сколько месяцев ребенок посещает сад на данный момент (открытый вопрос)? Как ребенок расстается утром с мамой? Как ребенок встречает маму, когда она приходит его забирать? Как ребенок реагирует, когда у него что-то не получается? Сколько длилась адаптация в детском саду? (Когда закончились явные признаки стресса у этого ребенка? Например, ребенок перестал плакать, нормализовались дневной сон и аппетит, ребенок стал включаться в деятельность группы.) Спрашивает ли ребенок в течение дня о маме? Как ребенок реагирует, когда забирают других детей? Как вам кажется, какая мотивация в деятельности чаще присуща ребенку?

Ответы родителей и воспитателей на указанные вопросы были сопоставлены с результатами оценки предмета исследования. Было получено, что физический сдерживающий контроль выше у тех детей, которые при неудаче продолжают самостоятельные попытки, не ищут поддержки, и ниже у тех детей, которые при неудачной попытке злятся (табл. 2).

Слухоречевая рабочая память выше у детей, которые радостно встречают маму, когда она пришла их забирать, начинают что-то рассказывать и могут попросить закончить то, чем занимались, и ниже у тех детей, которые бегут к маме, бросив все занятия, но потом могут начать плакать, ударить маму, закапризничать.

Физический сдерживающий контроль выше у тех детей, которые бегут к маме, бросив все занятия, но потом могут начать плакать, ударить маму, закапризничать, и ниже у тех детей, которые радостно встречают маму, когда она пришла их забирать, начинают что-то рассказывать и могут попросить закончить то, чем занимались (табл. 3).

Таблица 1

Показатели уровня саморегуляции у детей средней группы ДОО

 

Уровень саморегуляции

Достоверность различий

 

Низкий уровень саморегуляции

Средний уровень саморегуляции

Высокий уровень саморегуляции

H-критерий Краскела – Уоллиса

p-value

Когнитивная гибкость

18,9

20,4

21,6

23,69

< 0,001

Содержание

28,5

32,9

38,7

75,82

< 0,001

Расположение

9

15,9

35,8

91,13

< 0,001

Бонус

4,1

15,9

35,8

100,01

< 0,001

Зрительная рабочая память

41,6

65

94,2

105,32

< 0,001

Слухоречевая рабочая память

11,7

12,2

14,5

2,28

0,320

Физический сдерживающий контроль

22,1

26,7

24,2

12,22

0,002

Количество детей в кластере

60

45

21

 

Таблица 2

Оценка средних значений уровня физического сдерживающего контроля с разным поведением в ситуации неудачной попытки

Поведение ребенка

Физический сдерживающий контроль

Плачет, идет к маме, долго не успокаивается, новых попыток не предпринимает

M = 24,46

SD = 5,56

Ищет поддержки у мамы, быстро успокаивается, предпринимает новые попытки

M = 24,5

SD = 5,29

Продолжает самостоятельные попытки, не ищет поддержки

M = 26

SD = 3,52

Злится

M = 17

SD = 1,41

Дисперсионный анализ ANOVA (поправка Уэлча), p-value

F = 13,054

p = 0,006

Таблица 3

Оценка средних значений уровней слухоречевой рабочей памяти и физического сдерживающего контроля у детей с разным поведением, когда в детский сад приходит мама

Поведение ребенка

Слухоречевая рабочая память

Физический сдерживающий контроль

Бежит к маме, бросив все занятия, но потом

может заплакать, ударить маму, закапризничать

M = 9,86

SD = 2,03

M = 28,17

SD = 1,6

Радостно, начинает что-то ей рассказывать и может попросить закончить то, чем занимался

M = 13,27

SD = 4,49

M = 23,56

SD = 6,25

Без эмоций, с трудом отрываясь от занятий

M = 10,5

SD = 2,38

M = 27,25

SD = 2,5

Не получилось пронаблюдать, ребенка встречает не мама

M = 9,33

SD = 0,58

M = 27

SD = 2,45

Дисперсионный анализ ANOVA

(поправка Уэлча), p-value

F = 9,72

P<0,001

F = 8,38

P = 0,011

Таблица 4

Оценка средних значений уровня физического сдерживающего контроля у детей в зависимости от длительности адаптации к детскому саду

Показатель

Длительность адаптации до месяца (2–4 недели)

Длительность адаптации до 2 месяцев

Больше 2 месяцев

Не было признаков стресса

ANOVA (поправка Уэлча), p-value

Физический сдерживающий контроль

M = 22,7

SD = 6,15

M = 28,5

SD = 0,71

M = 23,82

SD = 7,28

M = 25,46

SD = 5,33

F = 10,441

p<0,001

Также физический сдерживающий контроль ниже у тех детей, у которых адаптация к детскому саду длилась до месяца (2–4 недели), и выше у тех детей, у которых адаптация к детскому саду длилась до 2 месяцев (табл. 4).

Данные табл. 5 наглядно показывают, что у исследуемых с мотивацией достижений выше уровень когнитивной гибкости, а также слухоречевой рабочей памяти, а у детей без ярко выраженной мотивации в деятельности – ниже. Бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти также выше у детей с мотивацией достижений; ниже у детей с мотивацией избегания неудач.

Таблица 5

Оценка средних значений когнитивной гибкости, бонусного балла и слухоречевой рабочей памяти в зависимости от стратегии мотивации в деятельности

Стратегия мотивации ребенка

Когнитивная гибкость

Бонус

Слухоречевая рабочая память

Мотивация достижений

M = 20,58

SD = 2,52

M = 15,5

SD = 13,54

M = 14

SD = 4,66

Мотивация избегания неудач

M = 19,7

SD = 2,16

M = 8,73

SD = 8,2

M = 11,87

SD = 3,44

Нет ярко выраженного предпочтения

M = 18,57

SD = 3,97

M = 11,4

SD = 12,45

M = 11,45

SD = 4,05

Дисперсионный анализ ANOVA

(поправка Уэлча), p-value

F = 3,343

p = 0,043

F = 3,461

p = 0,038

F = 3,803

p = 0,028

Для того чтобы установить взаимосвязь между особенностями игровой деятельности с показателями когнитивного и эмоционального развития [8], было проведено анкетирование родителей. Родители ответили на несколько вопросов, касающихся организации детского досуга, с использованием шкалы, где 1 – «совсем не соответствует» и 4 – «полностью соответствует».

1. Ребенок теряет интерес к новым игрушкам буквально в тот же день.

2. Ребенок предпочитает играть с отдельным типом игрушек (например, только конструктор или только кукла).

3. Любимые игрушки меняются в зависимости от трендов (слаймы, спиннеры, поп-ит, анимационные герои).

4. Ребенок эмоционально привязан к своим игрушкам (бережно относится – не теряет, не ломает, хранит в порядке; спит с любимой игрушкой; хочет брать с собой в детский сад, чтобы не расставаться с ними, и т.д.).

5. Ребенок вообще не стремится играть или предпочитает другие виды деятельности (рисование, спортивные игры, чтение и т.д.).

6. Дома у ребенка есть специально отведенное место для игры (где детские постройки, например домик, не убираются каждый день).

7. Ребенок по-настоящему погружается в игру (например, бывает сложно завершить игру, поскольку ребенок очень вовлечен в игровой сюжет).

8. У ребенка есть возможность регулярно играть с другими детьми дома или во дворе.

9. Ребенок не может играть один даже 10 минут.

10. Ребенок хочет брать с собой игрушки в детский сад, чтобы играть в них с другими детьми.

11. Ребенок регулярно использует предметы домашнего обихода в играх в качестве предметов-заместителей, то есть как что-то другое в игровом контексте (например, использует коробку от сока как кровать для куклы).

12. Ребенок любит играть с реалистичными игрушками (фигурки людей с правдоподобными чертами и пропорциями, игрушечные предметы быта, здания и т.д.).

К результатам исследования когнитивного и эмоционального развития детей были добавлены отзывы родителей, которые были сопоставлены и проанализированы. В итоге авторами определено, что уровень физического контроля оказывается выше у тех, кто предпочитает определенные виды игрушек, однако у них нет специально отведенного места для игр. Исследуемые, имеющие специальное игровое пространство, а также те, кто не может играть в одиночку даже на протяжении 10 минут, демонстрируют более высокий бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти.

Дошкольники, способные играть одни более 10 минут, имеют более высокие результаты по расположению, в то время как содержание выше у тех, кто не желает брать игрушки в группу для игр со сверстниками. Зрительная рабочая память выше у участников эксперимента, которые не могут играть одни дольше 10 минут, а слухоречевая рабочая память лучше развита у детей с выделенным местом для игры. Понимание ментальных эмоций оказывается выше у тех, кто регулярно имеет возможность играть с другими как дома, так и во дворе.

Вопрос «Как влияют уровни когнитивного и эмоционального развития малышей на особенности поведения ребенка в дошкольной образовательной организации?» [8] был изучен на основе анализа ответов воспитателей. В анкете воспитатели ответили на несколько вопросов, касающихся разных аспектов поведения в группе с использованием шкалы Лайкерта от «очень редко» до «очень часто». Авторов интересовало поведение исследуемых в разной ситуации, на праздниках и утренниках, в игре, в художественной деятельности; самостоятельность и инициативность, проявление идей, новых правил, проявление воображения и творческих способностей.

Ответы воспитателей были проанализированы в сочетании с результатами исследования обозначенных показателей. В ходе исследования было установлено следующее:

− уровень развития выше у детей, которые редко предлагают альтернативные способы использования предметов, отличающиеся от традиционных;

− также уровень выше у детей, которые нечасто с готовностью принимают разные роли на утренниках и праздниках, но при этом очень часто выражают множество идей и мыслей о картинах, рассказах, стихотворениях или проблемах, а также часто придумывают новые правила для разрешения конфликтов и распределения игрушек и т.п.; которые очень часто высказывают неожиданные идеи и суждения; очень часто могут придумать необычную историю про обычный предмет; у которых рисунки часто отличаются оригинальностью;

− ниже у детей, которые очень часто делают необычные работы.

Бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти:

− уровень развития выше у детей, которые нередко не удовлетворяются одним-единственным правильным ответом и ищут альтернативные решения различных задач, а также регулярно предлагают несколько оригинальных способов использования предметов; которые очень часто придумывают новые правила, например, для урегулирования конфликтов, распределения игрушек и т.п.; которые очень часто задают много вопросов; а также выше у детей, которые способны создать необычную историю об обычном предмете, у которых рисунки отличаются множеством уместных деталей и оригинальным подходом, а также те, кто часто выполняет несколько работ вместо одной, демонстрирует высокий уровень креативности;

− в то же время у детей, которые редко проявляют желание участвовать в обсуждениях на различные темы, почти никогда не создают оригинальные работы, чьи произведения редко передают эмоции, а также у тех, кто не стремится вносить что-то личное в задания по образцу и часто работает медленно и неэффективно, уровень креативности ниже.

Зрительная рабочая память:

− выше у детей, которые очень часто придумывают новые правила, например, для урегулирования конфликтов, распределения игрушек и т.п.; которые очень часто задают много вопросов; очень часто могут придумать необычную историю про обычный предмет; у детей, у которых рисунки часто отличаются оригинальностью и которые часто делают необычные работы;

− ниже у детей, которые редко охотно участвуют в обсуждении разных тем и которые очень часто, выполняя задание по образцу, стремятся привнести в работу что-то свое.

Слухоречевая рабочая память:

− выше у детей, которые часто делятся множеством мыслей и идей о произведениях искусства, рассказах, стихах или актуальных проблемах, нередко возникает недовольство единственным правильным ответом. Они активно ищут альтернативные решения и предложат различные способы использования предметов, отличающиеся от привычных. Эти дети имеют способность придумывать необычные истории об обычных вещах;

− в противоположность им, есть дети, которые крайне редко с интересом создают и подробно описывают свои истории. Их работы зачастую не передают эмоций, и они почти никогда, выполняя задания по образцу, не стремятся внести что-то индивидуальное в свою деятельность.

Когнитивная гибкость лучше развита у тех детей, которые систематически беседуют с родителями о музыкальных произведениях, обсуждают содержание рассказов, сказок, стихов или насущных тем.

Физический сдерживающий контроль значительно выше у детей, которые редко делятся своими мыслями о музыке, картинах, рассказах, стихотворениях или проблемах. Дети, о которых идет речь, не испытывают неудовлетворенности от того, что существует только один правильный ответ. Они не стремятся к поиску альтернативных решений задач и редко предлагают оригинальные идеи относительно использования предметов. Их креативность в создании новых правил, будь то в разрешении конфликтов или распределении игрушек, также весьма ограничена. В результате им сложно с увлечением придумывать и детально описывать истории, а также они практически не изобретают необычные рассказы о повседневных вещах. При выполнении заданий, основанных на образце, они не стремятся вносить собственные идеи в свою работу. Напротив, у детей, которые часто рисуют с множеством уместных деталей, предпочитают создавать несколько картин вместо одной и изготавливают необычные работы, этот показатель низкий, и их когнитивная гибкость находится на более высоком уровне.

Таблица 6

Оценка средних значений уровня тревожности у детей с разной реакцией на случаи долгого расставания с мамой

Поведение ребенка

Тревожность

ANOVA (поправка Уэлча), p-value

Скучали без мамы, при возвращении мамы радовались, но пытались «наказать» маму

M = 1,50

SD = 0,08

F = 3,61

P = 0,028

Скучали, но отвлекались на свои дела и игры,

очень обрадовались встрече

M = 1,42

SD = 0,15

Практически без перемен в настроении, при встрече

реагировали спокойно

M = 1,35

SD = 0,16

Не было случаев долгого расставания с мамой

M = 1,39

SD = 0,15

Таблица 7

Описательные статистики методики «Самооценка»

Оценка ребенком

Оценка мамой

Оценка воспитателем

M = 3,43; SD = 0,68

M = 3,21; SD = 0,73

M = 3,09; SD = 0,76

Общая способность понимать эмоции ниже у детей, которые не наслаждаются процессом создания историй. Им сложно детально описывать сказанное, и они редко работают быстро и продуктивно.

Рефлексия эмоций выше у детей, которые часто не ограничиваются одним правильным ответом и активно ищут альтернативные способы решения задач, а также с удовольствием создают и детально описывают истории, нередко возникает способность придумывать необычные сюжеты о привычных предметах.

Понимание эмоций, вызываемых внешними причинами, ниже у детей, которым не нравится придумывать и подробно описывать воображаемые истории.

Для оценки результатов диагностики личностных особенностей была проведена диагностика уровня тревожности, самооценки и мотивационно-потребностной сферы.

Согласно результатам диагностики личностных особенностей детей, посещающих средние группы ДОУ Республики Саха (Якутия), были получены следующие результаты. Так, уровень тревожности находится на среднем уровне (M = 1,41; SD = 0,16).

При анализе ответов родителей на вопросы об адаптации ребенка к детскому саду были получены статистически значимые различия. Так, уровень тревожности выше у тех детей, которые очень скучали, пока мамы не было рядом, практически ни на что не отвлекались, когда мама вернулась, обрадовались, но проявляли признаки обиды и злости, хотели «наказать» маму [ДМИ ЮИ]. Самый низкий уровень тревожности отмечается у тех детей, которые реагировали на долгое расставание с мамой практически без перемен в настроении, были спокойны при встрече (табл. 6).

Таблица 7 показывает, что в среднем дети имеют адекватную самооценку.

Изучение мотивационно-потребностной сферы показало, что наиболее частыми желаниями детей являются: цветок (цветы), бабочка, кукла, машинка и другие игрушки, пони, конфеты и другие сладости, телефон.

Чаще всего дети хотят избавиться: от темноты, лука, конфет, черта, «когда ругаются»; лимона, зомби. Однако чаще всего дети затрудняются с выбором того, от чего хотят избавиться.

Заключение

В результате изучения различных источников авторы пришли к выводу, что когнитивное развитие – это процесс, в ходе которого формируются мыслительные способности детей, позволяя им осознавать, исследовать и воспринимать объекты и явления окружающего мира. Этот процесс включает такие показатели, как когнитивная гибкость, зрительная рабочая память, а также слухоречевой и физический сдерживающий контроль. Влияние семьи на когнитивное развитие ребенка осуществляется через детско-родительские отношения. В целом результаты исследования доказывают предположение о том, что когнитивное развитие имеет прямую взаимосвязь с эмоциональным развитием. В среднем дошкольном возрасте эмоциональные состояния имеют большое значение; у детей данного возраста преобладают низкие показатели когнитивной гибкости и зрительной рабочей памяти, а также их компонентов (содержание, расположение и бонусный балл).


Библиографическая ссылка

Иванова М.К., Семенов Ю.И. ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ СРЕДНИЕ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 12. – С. 141-148;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40255 (дата обращения: 23.01.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674