Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE AND EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN ATTENDING SECONDARY GROUPS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Ivanova M.K. 1 Semenov Yu.I. 2
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
2 Academy of Sciences of the Republik of Sakha (Yakutia)
The purpose of the work is to study the cognitive and emotional development of children aged three to five years, the degree of development of which was determined by the following indicators: cognitive flexibility, visual working memory, their components – content and location, as well as auditory-verbal and physical inhibitory control. Based on an analysis of the works of domestic scientists, the authors defined the term “cognitive development”. The diagnostic results are presented. Three clusters corresponding to the levels of regulatory functions are identified and their description is presented. Indicators such as cognitive flexibility and visual working memory, as well as their components (content, location and bonus point), as well as auditory-verbal and physical inhibition control, have been identified. The relationship between the characteristics of a preschooler’s adaptation to kindergarten and the levels of their cognitive and emotional development was revealed, and the behavior of study participants in various situations during the adaptation period was studied. An assessment is made of the dependence of cognitive flexibility, bonus points and auditory-verbal working memory on motivation strategies in different types of activities. Based on a survey of parents, a relationship was identified between the characteristics of gaming activity and indicators of cognitive and emotional development. The results of a survey of teachers on how these indicators affect their behavior in kindergarten are also presented.
cognitive development
emotional development
cognitive flexibility
working memory
behavior
activity
adaptation

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена растущей потребностью в всестороннем анализе психического развития младших и старших дошкольников в последние годы. Когнитивное развитие – это процесс формирования мыслительных функций у детей, в ходе которого они осознают, исследуют и воспринимают объекты и явления окружающей действительности. Этот процесс включает в себя накопление знаний, развитие навыков, умений решать задачи и формирование склонностей, способствующих осмысленному восприятию и интерпретации мира. Также когнитивное развитие можно назвать умственным, поскольку оно тесно связано с процессами мышления и интеллектуальной активности. Кроме того, развитие различных структур мозга играет важную роль в мыслительном процессе.

Предмет исследования активно используется в зарубежной психолого-педагогической литературе. Он происходит от латинского слова Cogito, что переводится как «мыслю», и относится к познанию, которое сосредоточено именно на процессе мышления. В отечественной науке изначально использовался термин «познавательный» для обозначения этого явления. Тем не менее недавний анализ исследований в области познавательной деятельности показал, что современные психологи и педагоги все чаще предпочитают использовать термин «когнитивный». Р.С. Немов отмечает, что изучаемый процесс в разных исследованиях рассматривается или в сравнении, или, наоборот, в противопоставлении эмоции и воле [1, с. 219].

В исследованиях крупнейших российских психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. регуляторные функции рассматриваются через призму значимости процессов формирования психического образа [2, с. 424; 3, с. 120]. Как известно, в первые пять лет жизни люди проходят период быстрого и интенсивного развития. Этот процесс происходит в четырех ключевых сферах: моторном (физическом) развитии, языковых и коммуникационных навыках, социально-эмоциональном развитии, а также в области умственного развития.

Цель исследования – изучить когнитивное и эмоциональное развитие детей 3–5 лет, степень которого определялась следующими показателями: когнитивная гибкость, зрительная рабочая память, их компоненты – содержание и расположение, а также слухоречевой и физический сдерживающий контроль.

Материалы и методы исследования

Основой данной статьи являются исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Н.Е. Веракса о когнитивных регуляторных функциях [2, с. 369; 3, с. 120; 4, с. 57]. Использованы такие методики, как субтесты диагностических комплексов, направленных на изучение когнитивной и эмоциональной сферы обследуемых [5; 6, с. 219; 7, с. 46], а также анкетирование родителей и педагогов.

В исследовании 2023–2024 учебного года участвовали 176 дошкольников, посещающих средние группы детских садов Республики Саха (Якутия), в возрасте от 3 до 5 лет, из них 55,4 % девочек и 44,6 % мальчиков [8]. Родители и/или законные представители дали информированное согласие на данное исследование.

Исследование было проведено в г. Якутске (21,6 % от выборки) и следующих улусах: Горный (5,7 %), Намский (10,2 %), Вилюйский (8,5 %), Сунтарский (5,7 %), Амгинский (11,4 %), Томпонский (5,1 %), Чурапчинский (11,4 %), Верхневилюйский (2,8 %), Нюрбинский (11,9 %), Нерюнгринский (5,7 %).

Вместе с детьми в исследовании приняли участие их родители, а также воспитатели. Состав семьи разный: так, есть семьи с одним и двумя, а 51,5 % семей – с тремя детьми и более. Родители чаще оценивают уровень обеспеченности семьи как средний (87,1 %), реже – как выше среднего (10,6 %) [8]. Важными и актуальными задачами для авторов являются диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей, определение программы и анализ результатов исследования [9, с. 102].

Результаты исследования и их обсуждение

Для данного исследования было важно узнать, как проходила адаптация у воспитанников, и в связи с этим авторы провели анкетирование воспитателей и родителей. Согласно ответам воспитателей большинство участников эксперимента посещают ДОУ в среднем 12 месяцев (M = 12,65; SD = 9,62), у 44,8 % дошкольников адаптация длилась 2–4 недели, у 41 % не отмечалось признаков стресса, вызванных адаптацией, и у 11,4 % адаптация длилась больше 2 месяцев.

Согласно ответам родителей адаптация проходила легко и для ребенка, и для матери у 77,3 %, тяжело для ребенка и легко для матери у 11,4 % и тяжело для матери и для ребенка у 10,6 %.

Участники исследования были разделены на три группы в соответствии с уровнями развития регуляторных функций (табл. 1).

Первый кластер включает исследуемых с относительно низкими показателями когнитивной гибкости и зрительной рабочей памяти, а также их компонентов (содержание, расположение и бонусный балл), а также с низким уровнем слухоречевого и физического сдерживающего контроля. Второй кластер состоит из детей, демонстрирующих средние результаты регуляторных функций по сравнению с другими, за исключением физического сдерживающего контроля, который у них выше среднего по выборке. Третий кластер включает детей с высоким уровнем развития регуляторных функций [10], при этом физический сдерживающий контроль находится на среднем уровне относительно всей выборки.

Различия между кластерами являются значимыми по всем параметрам (Н-критерий Краскела – Уоллиса, p-value < 0,001), кроме слухоречевой рабочей памяти [11].

Для оценки взаимосвязи особенностей адаптации детей к дошкольному учреждению с уровнями их когнитивного и эмоционального развития было проведено анкетирование родителей. Они ответили на ряд вопросов о процессе адаптации их ребенка к детскому саду: Как проходила адаптация? Имел ли ребенок опыт длительного расставания с мамой? Если да, то как он на это реагировал? Как поступает ребенок, когда испытывает физическую боль (например, при ушибах, падениях или болезни)? Как он реагирует, если что-то не получается? Как вы считаете, какая мотивация в деятельности наиболее характерна для вашего ребенка?

Также в анкете воспитатели ответили на несколько вопросов, касающихся адаптации ребенка к детскому саду: Сколько месяцев ребенок посещает сад на данный момент (открытый вопрос)? Как ребенок расстается утром с мамой? Как ребенок встречает маму, когда она приходит его забирать? Как ребенок реагирует, когда у него что-то не получается? Сколько длилась адаптация в детском саду? (Когда закончились явные признаки стресса у этого ребенка? Например, ребенок перестал плакать, нормализовались дневной сон и аппетит, ребенок стал включаться в деятельность группы.) Спрашивает ли ребенок в течение дня о маме? Как ребенок реагирует, когда забирают других детей? Как вам кажется, какая мотивация в деятельности чаще присуща ребенку?

Ответы родителей и воспитателей на указанные вопросы были сопоставлены с результатами оценки предмета исследования. Было получено, что физический сдерживающий контроль выше у тех детей, которые при неудаче продолжают самостоятельные попытки, не ищут поддержки, и ниже у тех детей, которые при неудачной попытке злятся (табл. 2).

Слухоречевая рабочая память выше у детей, которые радостно встречают маму, когда она пришла их забирать, начинают что-то рассказывать и могут попросить закончить то, чем занимались, и ниже у тех детей, которые бегут к маме, бросив все занятия, но потом могут начать плакать, ударить маму, закапризничать.

Физический сдерживающий контроль выше у тех детей, которые бегут к маме, бросив все занятия, но потом могут начать плакать, ударить маму, закапризничать, и ниже у тех детей, которые радостно встречают маму, когда она пришла их забирать, начинают что-то рассказывать и могут попросить закончить то, чем занимались (табл. 3).

Таблица 1

Показатели уровня саморегуляции у детей средней группы ДОО

 

Уровень саморегуляции

Достоверность различий

 

Низкий уровень саморегуляции

Средний уровень саморегуляции

Высокий уровень саморегуляции

H-критерий Краскела – Уоллиса

p-value

Когнитивная гибкость

18,9

20,4

21,6

23,69

< 0,001

Содержание

28,5

32,9

38,7

75,82

< 0,001

Расположение

9

15,9

35,8

91,13

< 0,001

Бонус

4,1

15,9

35,8

100,01

< 0,001

Зрительная рабочая память

41,6

65

94,2

105,32

< 0,001

Слухоречевая рабочая память

11,7

12,2

14,5

2,28

0,320

Физический сдерживающий контроль

22,1

26,7

24,2

12,22

0,002

Количество детей в кластере

60

45

21

 

Таблица 2

Оценка средних значений уровня физического сдерживающего контроля с разным поведением в ситуации неудачной попытки

Поведение ребенка

Физический сдерживающий контроль

Плачет, идет к маме, долго не успокаивается, новых попыток не предпринимает

M = 24,46

SD = 5,56

Ищет поддержки у мамы, быстро успокаивается, предпринимает новые попытки

M = 24,5

SD = 5,29

Продолжает самостоятельные попытки, не ищет поддержки

M = 26

SD = 3,52

Злится

M = 17

SD = 1,41

Дисперсионный анализ ANOVA (поправка Уэлча), p-value

F = 13,054

p = 0,006

Таблица 3

Оценка средних значений уровней слухоречевой рабочей памяти и физического сдерживающего контроля у детей с разным поведением, когда в детский сад приходит мама

Поведение ребенка

Слухоречевая рабочая память

Физический сдерживающий контроль

Бежит к маме, бросив все занятия, но потом

может заплакать, ударить маму, закапризничать

M = 9,86

SD = 2,03

M = 28,17

SD = 1,6

Радостно, начинает что-то ей рассказывать и может попросить закончить то, чем занимался

M = 13,27

SD = 4,49

M = 23,56

SD = 6,25

Без эмоций, с трудом отрываясь от занятий

M = 10,5

SD = 2,38

M = 27,25

SD = 2,5

Не получилось пронаблюдать, ребенка встречает не мама

M = 9,33

SD = 0,58

M = 27

SD = 2,45

Дисперсионный анализ ANOVA

(поправка Уэлча), p-value

F = 9,72

P<0,001

F = 8,38

P = 0,011

Таблица 4

Оценка средних значений уровня физического сдерживающего контроля у детей в зависимости от длительности адаптации к детскому саду

Показатель

Длительность адаптации до месяца (2–4 недели)

Длительность адаптации до 2 месяцев

Больше 2 месяцев

Не было признаков стресса

ANOVA (поправка Уэлча), p-value

Физический сдерживающий контроль

M = 22,7

SD = 6,15

M = 28,5

SD = 0,71

M = 23,82

SD = 7,28

M = 25,46

SD = 5,33

F = 10,441

p<0,001

Также физический сдерживающий контроль ниже у тех детей, у которых адаптация к детскому саду длилась до месяца (2–4 недели), и выше у тех детей, у которых адаптация к детскому саду длилась до 2 месяцев (табл. 4).

Данные табл. 5 наглядно показывают, что у исследуемых с мотивацией достижений выше уровень когнитивной гибкости, а также слухоречевой рабочей памяти, а у детей без ярко выраженной мотивации в деятельности – ниже. Бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти также выше у детей с мотивацией достижений; ниже у детей с мотивацией избегания неудач.

Таблица 5

Оценка средних значений когнитивной гибкости, бонусного балла и слухоречевой рабочей памяти в зависимости от стратегии мотивации в деятельности

Стратегия мотивации ребенка

Когнитивная гибкость

Бонус

Слухоречевая рабочая память

Мотивация достижений

M = 20,58

SD = 2,52

M = 15,5

SD = 13,54

M = 14

SD = 4,66

Мотивация избегания неудач

M = 19,7

SD = 2,16

M = 8,73

SD = 8,2

M = 11,87

SD = 3,44

Нет ярко выраженного предпочтения

M = 18,57

SD = 3,97

M = 11,4

SD = 12,45

M = 11,45

SD = 4,05

Дисперсионный анализ ANOVA

(поправка Уэлча), p-value

F = 3,343

p = 0,043

F = 3,461

p = 0,038

F = 3,803

p = 0,028

Для того чтобы установить взаимосвязь между особенностями игровой деятельности с показателями когнитивного и эмоционального развития [8], было проведено анкетирование родителей. Родители ответили на несколько вопросов, касающихся организации детского досуга, с использованием шкалы, где 1 – «совсем не соответствует» и 4 – «полностью соответствует».

1. Ребенок теряет интерес к новым игрушкам буквально в тот же день.

2. Ребенок предпочитает играть с отдельным типом игрушек (например, только конструктор или только кукла).

3. Любимые игрушки меняются в зависимости от трендов (слаймы, спиннеры, поп-ит, анимационные герои).

4. Ребенок эмоционально привязан к своим игрушкам (бережно относится – не теряет, не ломает, хранит в порядке; спит с любимой игрушкой; хочет брать с собой в детский сад, чтобы не расставаться с ними, и т.д.).

5. Ребенок вообще не стремится играть или предпочитает другие виды деятельности (рисование, спортивные игры, чтение и т.д.).

6. Дома у ребенка есть специально отведенное место для игры (где детские постройки, например домик, не убираются каждый день).

7. Ребенок по-настоящему погружается в игру (например, бывает сложно завершить игру, поскольку ребенок очень вовлечен в игровой сюжет).

8. У ребенка есть возможность регулярно играть с другими детьми дома или во дворе.

9. Ребенок не может играть один даже 10 минут.

10. Ребенок хочет брать с собой игрушки в детский сад, чтобы играть в них с другими детьми.

11. Ребенок регулярно использует предметы домашнего обихода в играх в качестве предметов-заместителей, то есть как что-то другое в игровом контексте (например, использует коробку от сока как кровать для куклы).

12. Ребенок любит играть с реалистичными игрушками (фигурки людей с правдоподобными чертами и пропорциями, игрушечные предметы быта, здания и т.д.).

К результатам исследования когнитивного и эмоционального развития детей были добавлены отзывы родителей, которые были сопоставлены и проанализированы. В итоге авторами определено, что уровень физического контроля оказывается выше у тех, кто предпочитает определенные виды игрушек, однако у них нет специально отведенного места для игр. Исследуемые, имеющие специальное игровое пространство, а также те, кто не может играть в одиночку даже на протяжении 10 минут, демонстрируют более высокий бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти.

Дошкольники, способные играть одни более 10 минут, имеют более высокие результаты по расположению, в то время как содержание выше у тех, кто не желает брать игрушки в группу для игр со сверстниками. Зрительная рабочая память выше у участников эксперимента, которые не могут играть одни дольше 10 минут, а слухоречевая рабочая память лучше развита у детей с выделенным местом для игры. Понимание ментальных эмоций оказывается выше у тех, кто регулярно имеет возможность играть с другими как дома, так и во дворе.

Вопрос «Как влияют уровни когнитивного и эмоционального развития малышей на особенности поведения ребенка в дошкольной образовательной организации?» [8] был изучен на основе анализа ответов воспитателей. В анкете воспитатели ответили на несколько вопросов, касающихся разных аспектов поведения в группе с использованием шкалы Лайкерта от «очень редко» до «очень часто». Авторов интересовало поведение исследуемых в разной ситуации, на праздниках и утренниках, в игре, в художественной деятельности; самостоятельность и инициативность, проявление идей, новых правил, проявление воображения и творческих способностей.

Ответы воспитателей были проанализированы в сочетании с результатами исследования обозначенных показателей. В ходе исследования было установлено следующее:

− уровень развития выше у детей, которые редко предлагают альтернативные способы использования предметов, отличающиеся от традиционных;

− также уровень выше у детей, которые нечасто с готовностью принимают разные роли на утренниках и праздниках, но при этом очень часто выражают множество идей и мыслей о картинах, рассказах, стихотворениях или проблемах, а также часто придумывают новые правила для разрешения конфликтов и распределения игрушек и т.п.; которые очень часто высказывают неожиданные идеи и суждения; очень часто могут придумать необычную историю про обычный предмет; у которых рисунки часто отличаются оригинальностью;

− ниже у детей, которые очень часто делают необычные работы.

Бонусный балл в оценке зрительной рабочей памяти:

− уровень развития выше у детей, которые нередко не удовлетворяются одним-единственным правильным ответом и ищут альтернативные решения различных задач, а также регулярно предлагают несколько оригинальных способов использования предметов; которые очень часто придумывают новые правила, например, для урегулирования конфликтов, распределения игрушек и т.п.; которые очень часто задают много вопросов; а также выше у детей, которые способны создать необычную историю об обычном предмете, у которых рисунки отличаются множеством уместных деталей и оригинальным подходом, а также те, кто часто выполняет несколько работ вместо одной, демонстрирует высокий уровень креативности;

− в то же время у детей, которые редко проявляют желание участвовать в обсуждениях на различные темы, почти никогда не создают оригинальные работы, чьи произведения редко передают эмоции, а также у тех, кто не стремится вносить что-то личное в задания по образцу и часто работает медленно и неэффективно, уровень креативности ниже.

Зрительная рабочая память:

− выше у детей, которые очень часто придумывают новые правила, например, для урегулирования конфликтов, распределения игрушек и т.п.; которые очень часто задают много вопросов; очень часто могут придумать необычную историю про обычный предмет; у детей, у которых рисунки часто отличаются оригинальностью и которые часто делают необычные работы;

− ниже у детей, которые редко охотно участвуют в обсуждении разных тем и которые очень часто, выполняя задание по образцу, стремятся привнести в работу что-то свое.

Слухоречевая рабочая память:

− выше у детей, которые часто делятся множеством мыслей и идей о произведениях искусства, рассказах, стихах или актуальных проблемах, нередко возникает недовольство единственным правильным ответом. Они активно ищут альтернативные решения и предложат различные способы использования предметов, отличающиеся от привычных. Эти дети имеют способность придумывать необычные истории об обычных вещах;

− в противоположность им, есть дети, которые крайне редко с интересом создают и подробно описывают свои истории. Их работы зачастую не передают эмоций, и они почти никогда, выполняя задания по образцу, не стремятся внести что-то индивидуальное в свою деятельность.

Когнитивная гибкость лучше развита у тех детей, которые систематически беседуют с родителями о музыкальных произведениях, обсуждают содержание рассказов, сказок, стихов или насущных тем.

Физический сдерживающий контроль значительно выше у детей, которые редко делятся своими мыслями о музыке, картинах, рассказах, стихотворениях или проблемах. Дети, о которых идет речь, не испытывают неудовлетворенности от того, что существует только один правильный ответ. Они не стремятся к поиску альтернативных решений задач и редко предлагают оригинальные идеи относительно использования предметов. Их креативность в создании новых правил, будь то в разрешении конфликтов или распределении игрушек, также весьма ограничена. В результате им сложно с увлечением придумывать и детально описывать истории, а также они практически не изобретают необычные рассказы о повседневных вещах. При выполнении заданий, основанных на образце, они не стремятся вносить собственные идеи в свою работу. Напротив, у детей, которые часто рисуют с множеством уместных деталей, предпочитают создавать несколько картин вместо одной и изготавливают необычные работы, этот показатель низкий, и их когнитивная гибкость находится на более высоком уровне.

Таблица 6

Оценка средних значений уровня тревожности у детей с разной реакцией на случаи долгого расставания с мамой

Поведение ребенка

Тревожность

ANOVA (поправка Уэлча), p-value

Скучали без мамы, при возвращении мамы радовались, но пытались «наказать» маму

M = 1,50

SD = 0,08

F = 3,61

P = 0,028

Скучали, но отвлекались на свои дела и игры,

очень обрадовались встрече

M = 1,42

SD = 0,15

Практически без перемен в настроении, при встрече

реагировали спокойно

M = 1,35

SD = 0,16

Не было случаев долгого расставания с мамой

M = 1,39

SD = 0,15

Таблица 7

Описательные статистики методики «Самооценка»

Оценка ребенком

Оценка мамой

Оценка воспитателем

M = 3,43; SD = 0,68

M = 3,21; SD = 0,73

M = 3,09; SD = 0,76

Общая способность понимать эмоции ниже у детей, которые не наслаждаются процессом создания историй. Им сложно детально описывать сказанное, и они редко работают быстро и продуктивно.

Рефлексия эмоций выше у детей, которые часто не ограничиваются одним правильным ответом и активно ищут альтернативные способы решения задач, а также с удовольствием создают и детально описывают истории, нередко возникает способность придумывать необычные сюжеты о привычных предметах.

Понимание эмоций, вызываемых внешними причинами, ниже у детей, которым не нравится придумывать и подробно описывать воображаемые истории.

Для оценки результатов диагностики личностных особенностей была проведена диагностика уровня тревожности, самооценки и мотивационно-потребностной сферы.

Согласно результатам диагностики личностных особенностей детей, посещающих средние группы ДОУ Республики Саха (Якутия), были получены следующие результаты. Так, уровень тревожности находится на среднем уровне (M = 1,41; SD = 0,16).

При анализе ответов родителей на вопросы об адаптации ребенка к детскому саду были получены статистически значимые различия. Так, уровень тревожности выше у тех детей, которые очень скучали, пока мамы не было рядом, практически ни на что не отвлекались, когда мама вернулась, обрадовались, но проявляли признаки обиды и злости, хотели «наказать» маму [ДМИ ЮИ]. Самый низкий уровень тревожности отмечается у тех детей, которые реагировали на долгое расставание с мамой практически без перемен в настроении, были спокойны при встрече (табл. 6).

Таблица 7 показывает, что в среднем дети имеют адекватную самооценку.

Изучение мотивационно-потребностной сферы показало, что наиболее частыми желаниями детей являются: цветок (цветы), бабочка, кукла, машинка и другие игрушки, пони, конфеты и другие сладости, телефон.

Чаще всего дети хотят избавиться: от темноты, лука, конфет, черта, «когда ругаются»; лимона, зомби. Однако чаще всего дети затрудняются с выбором того, от чего хотят избавиться.

Заключение

В результате изучения различных источников авторы пришли к выводу, что когнитивное развитие – это процесс, в ходе которого формируются мыслительные способности детей, позволяя им осознавать, исследовать и воспринимать объекты и явления окружающего мира. Этот процесс включает такие показатели, как когнитивная гибкость, зрительная рабочая память, а также слухоречевой и физический сдерживающий контроль. Влияние семьи на когнитивное развитие ребенка осуществляется через детско-родительские отношения. В целом результаты исследования доказывают предположение о том, что когнитивное развитие имеет прямую взаимосвязь с эмоциональным развитием. В среднем дошкольном возрасте эмоциональные состояния имеют большое значение; у детей данного возраста преобладают низкие показатели когнитивной гибкости и зрительной рабочей памяти, а также их компонентов (содержание, расположение и бонусный балл).