Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Палаткина Г.В. 1 Палаткин В.В. 1 Глебова А.П. 2
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева»
2 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Цель исследования – изучение возможностей включения средств этнопедагогики в формирование патриотических ценностей студенческой молодежи, которая актуализирована приоритетным направлением внутренней государственной политики России. В исследовании приняли участие 100 студентов Астраханского государственного университета имени В.Н. Татищева и 150 студентов Астраханского государственного медицинского университета. В рамках исследования были применены теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научных источников, анкетирование респондентов до и после их участия в этномероприятиях, ранжирование результатов, методы математической статистики для определения достоверности результатов, корреляционный анализ для исследования взаимосвязей между этнопедагогическими факторами и результатами воспитания. Делается вывод об эффективности применения этнопедагогических средств при формировании патриотических ценностей студентов и о необходимости образовательным организациям внедрять инновационные формы при реализации мероприятий с применением этнопедагогических средств, стимулируя их самостоятельную созидающую деятельность при изучении не только своей этнической культуры, но и других. Научная значимость данной статьи заключается в определении потенциала этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов. Полученные результаты могут учитываться педагогическим составом высших учебных заведений в процессе формирования патриотических ценностей студентов. Публикация подготовлена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по теме «Фундаментализация развивающего образования в условиях суверенизации России», в соответствии с пунктом № 15 протокола заседания Бюджетной комиссии Минобрнауки России от 17.05.2024 № 12.
формирование
этнопедагогика
этнопедагогические средства
патриотические ценности
студенты
1. Арендачук И.В. Характеристики психологической готовности к социальной активности как детерминанты разных форм ее проявления у российской студенческой молодежи в Саратовском регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 1. С. 64–84. DOI: 10.22363/2313-16832021-18-1-64-84.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.09.2024).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid = lz6zcvrx 2d92919718 (дата обращения: 15.09.2024).
4. Яшкова А.Н., Рогулина П.А. Прокрастинация обучающихся школьного и студенческого возраста: сравнительный аспект // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 8. С. 213–218. DOI: 10.17513/snt.40138.
5. Романькова С.С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория // Наука, образование и культура. 2017. № 6 (21). С. 100–103.
6. Мещанова Л.Н., Козинская О.Ю. Формирование гражданской идентичности студентов // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 4. С. 189–193. DOI: 10.17513/snt.38638
7. Айдарова Г.П. Воспитательный потенциал творческого наследия калмыцких писателей // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 7А. С. 63–71. DOI: 10.34670/AR.2023.16.48.007.

Введение

Иметь активную гражданскую позицию могут только личности с высокой степенью развитости, а именно: способные к самоопределению, обладающие гуманными, духовными, творческими, профессиональными способностями, стремящиеся к постоянному развитию, самообразованию, неравнодушные, думающие, способные участвовать в социально значимых общественных мероприятиях. Степень сформированности гражданского самосознания молодежи влияет на способность рационально и ответственно подходить к выбору направления и формы социальной активности [1].

С целью соответствия современным реалиям «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2].

В ежегодных Посланиях к Федеральному собранию президент России В.В. Путин систематически подчеркивает важность защиты и укрепления суверенитета, защиты нашей свободы, право на мирную и достойную жизнь, необходимость беречь связь поколений, традиций, верований [3].

Необходимо отметить, что масштабные изменения во многих областях жизни общества, произошедшие в последние десятилетия в России, привели к трансформации общепринятых ценностей. Наиболее уязвимой категорией общества в сложившейся ситуации оказалась именно молодежь. Это обусловлено тем, что молодежь – особая возрастная категория, характеризующаяся повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, формированием собственных ценностей и взглядов на мир.

У студенческой молодежи, в отличие от рабочей молодежи, в возрасте преимущественно с 17 до 25 лет происходит активное познание себя и своего места в обществе, осознание собственных целей и стремлений, поиска собственной идентичности и определения жизненных. Студенты являются учащимися высших учебных заведений, что требует от них определенного уровня интеллектуальной и творческой подготовки, а также способности к самообучению и критическому мышлению.

Этот период жизни становится наиболее значимым для формирования моральных и культурных основ личности, освоения всех аспектов социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально-трудовые функции. Студенты являются членами студенческой среды, которая характеризуется определенным уровнем социальной свободы, общения и взаимодействия с ровесниками, проявляя интерес к новым технологиям, музыке, моде и т.д.

Студенты находятся в постоянном движении и развитии, что требует от них определенного уровня адаптивности и способности к изменениям [4]. Кроме того, за счет своих уникальных качеств студенческая молодежь становится наиболее перспективной группой населения, на которую необходимо ориентироваться для достижения прогресса и развития страны и общества в целом [5].

Студенчество, как особая социальная группа, объединяет образованных молодых людей, основной целью которых является подготовка к различным сферам жизнедеятельности. Патриотически настроенная студенческая молодежь становится основой устойчивого развития общества, способной к созидательной деятельности и защите национальных интересов любого государства, которая проявляется и в его этнокультурной специфике. В связи с чем при формировании патриотических ценностей студенческой молодежи актуализируется значимость этнопедагогических средств, которые учитывают культурные особенности общества, создают комфортную и знакомую среду, позволяют использовать традиционные, апробированные в течение столетий способы педагогического воздействия, связывают теоретические и практические знания, помогают сохранить культурное наследие различных этнических групп, формировать толерантность и уважение к культурным различиям, национальную самобытность и культурную идентичность, используя творческий потенциал студентов. Этнокультурная идентичность формируется в результате этнокультурного образования [6].

Использование этнопедагогических средств способствует более эффективному взаимодействию с представителями разных культур, обеспечивая эффективность и результативность развития гармоничных межэтнических отношений, что важно для формирования патриотических ценностей студенческой молодежи, так как они:

− выступают живыми традициями, которые молодые люди могут увидеть, услышать, ощутить;

− обладают эмоциональностью, которая пробуждает у студентов гордость за страну, за ее историю и культуру, формируют чувство принадлежности своему народу;

− не ограничиваются только теоретическими знаниями, позволяя студентам активно участвовать в сохранении и развитии национальной культуры через народные ремесла, участие в этнофестивалях, творческих проектах, связанных с национальной тематикой;

− позволяют сформировать у студентов патриотические ценности, через развитие их творческих способностей, коммуникативных навыков, критического мышления [7].

Обеспечивая доступность и понятность, комплексный подход, эмоциональную заряженность и практическую применимость, этнопедагогические средства выступают эффективным и актуальным инструментом формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи. Их использование позволяет создать действенную атмосферу для развития уважения к истории и культуре страны, любовь к малой родине, сохранение национальных традиций, готовности внести свой вклад в защиту ее суверенитета и процветание.

Цель исследования – определить эффективность этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи

Материалы и методы исследования

Исследование эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов было проведено на базе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева (100 студентов) и Астраханского государственного медицинского университета (150 студентов) посредством анкетирования.

Использовались количественный анализ результатов эксперимента (анкетирование, ранжирование) и методы математической статистики для определения достоверности результатов.

Анкетирование позволило определить степень осведомленности о знаниях студентов об этнических традициях, культурном коде этносов и отношении к ним, к их ценностям. Ранжирование дало возможность определить инновации различных этнопедагогических средств. Методы математической статистики, в частности корреляционный анализ для исследования взаимосвязей между этнопедагогическими факторами и результатов воспитания.

С целью выявления эффективности этнопедагогических средств при формировании патриотических ценностей было проведено анкетирование респондентов до и после их участия в этномероприятиях (табл. 1, 2).

Результаты исследования и их обсуждение

Многосторонний анализ эмпирических данных выявил значимые закономерности динамики влияния этномероприятий на формирование патриотических ценностей студенческой молодежи.

В результате анкетирования до проведения этномероприятий была получена следующая информация (риc. 1).

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами необходимости знать, сохранять и изучать историю, традиции и обычаи своего народа. О желании участвовать в этномероприятии в качестве представителя своего этноса заявили 83 чел. (33,2 %), у 116 чел. (46,4 %) вопрос вызвал затруднение, а 51 чел. (20,4 %) ответил отрицательно. На вопрос о влиянии этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей у студенческой молодежи положительно ответил 51 чел. (20,4 %) от общего количества респондентов, а об участии в этномероприятиях, проводимых в университетах, положительно ответили только 34 чел. (13,6 %), что свидетельствует об отсутствии у большинства студентов положительного опыта участия в патриотических мероприятиях этнической направленности.

Таблица 1

Анкета по выявлению исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Как Вы считаете, важно ли современному человеку знать традиции, обычаи и историю своего народа?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Необходимо ли сохранять традиции?

3.

Хотели бы Вы изучать историю народного искусства, традиций?

4.

Хотели бы Вы участвовать в этномероприятии как представитель своего этноса?

5.

Считаете ли Вы, что этнопедагогические средства могут быть полезны в формировании патриотических ценностей?

6.

Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета?

Таблица 2

Анкета по выявлению эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Ощущаете ли Вы свою принадлежность к определенному этносу?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Считаете ли Вы важной проблемой сохранение народной культуры?

3.

Хотели бы Вы расширить свой круг знаний по истории народного искусства, традиций?

4.

Гордитесь ли Вы традициями своего народа?

5.

Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета?

6.

Этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов?

7.

Хотели бы Вы представить свою культуру на этномероприятии?

8.

Как Вы считаете, в какой степени этномероприятия способствовали формированию Ваших патриотических ценностей?

1 – не способствовали,

5 – способствовали

в значительной степени

9.

Какие конкретные патриотические ценности, по Вашему мнению, были развиты благодаря этномероприятиям? (перечислите)

 

10.

Как Вы оцениваете свои знания о традициях народной педагогики?

1 – низкий уровень,

5 – высокий уровень

11.

Какие изменения в Вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях? (опишите)

Краткое эссе

missing image file

Рис. 1. Результаты исследования исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи

missing image file

Рис. 2. Результаты исследования эффективности использования этнопедагогических средств в формировании мотивации к изучению этнокультуры

Кроме того, была выявлена низкая заинтересованность студентов в участии в этномероприятиях, способствующих формированию патриотических ценностей.

При исследовании эффективности использования этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов после проведения этномероприятий была получена следующая информация (рис. 2).

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами своей принадлежности к определенному этносу, проблемы сохранения народной культуры, гордости за традиции своего народа, стремления расширить круг знаний по истории народного искусства и традиций. Значительная часть опрошенных считает, что этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов.

Вызывает тревогу ситуация с ответами студентов на вопросы об участии в этномероприятиях Университета (48 %) и желании представлять свою культуру на этномероприятии (46 %). Этот факт наводит на мысль о необходимости развития у студентов социальной активности через использование этнопедагогических средств как основы интерактивных созидательных мероприятий, создающих пространство для реализации самостоятельной инициативы в организации патриотических мероприятий с этнической спецификой.

На вопрос о степени воздействия этномероприятий на формирование патриотических ценностей (9 вопрос), из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, значительное количество респондентов, а именно 112 чел. (93,3 %), ответили положительно, 8 чел. (6,67 %) отметили, что данные мероприятия не повлияли на их патриотические взгляды (рис. 3).

Анализируя результаты ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях, можно отметить, что большое количество респондентов имеют размытые, фрагментарные представления о патриотических ценностях. При ответе на вопрос 9 значительная часть из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, а именно 74 чел. (61,7 %), выбрали ответ «все вышеперечисленные» несмотря на то, что этномероприятия имеют конкретную тематическую направленность и не могут способствовать формированию сразу всех патриотических ценностей.

На вопрос об уровне знаний традиций народной педагогики (10 вопрос) большая часть студентов, а именно 152 чел. (60,8 %), отметили высокий уровень своих знаний.

Анализ краткого эссе «Опишите, какие изменения в вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях» (11 вопрос) продемонстрировал углубление и систематизацию изменений в восприятии патриотических ценностей, таких как национальная идентичность, потребность в изучении и сохранении своих национальных традиций и обычаев, чувство единения и взаимовыручки у 112 студентов (93,3 %) от количества участвующих в этномероприятиях 6 студентов (5 %) остались нейтральными. Данные мероприятия никак не повлияли на их патриотическую настроенность, а у двух студентов (1,7 %) сложилось негативное отношение. Они считают, что данные мероприятия отнимают время и отвлекают от учебного процесса.

missing image file

Рис. 3. Результаты исследования ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях

При корреляционном анализе результатов анкетирования применялся метод корреляции Пирсона. Была выявлена высокая и прямая связь между исходным уровнем патриотических ценностей и уровнем патриотических ценностей после участия респондентов в этномероприятиях по пяти основным параметрам: желание участвовать в этномероприятиях; желание представлять свою культуру на этномероприятиях; влияние этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей; значимость сохранения народных традиций; желание изучать культуру своего народа. Была выявлена положительная корреляция (стремящаяся к 1), коэффициент корреляции (r = 0,98; р < 0,01). Количество студентов с повышенным уровнем патриотизма увеличилось с 50,1 до 65,3 %, с пониженным уровнем патриотизма снизилось с 37,4 до 23,5 %, t-критерий Стьюдента равен 7,902. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 3,182. tнабл > tкрит зависимость признаков статистически значима (p = 0,015639). Сравнение средних значений по φ-критерию Фишера показало статистически достоверный прирост уровня патриотизма. Полученное эмпирическое значение φ = 7,725 находится в зоне значимости р < 0,01.

В исследовании была проанализирована зависимость результатов анкетирования студентов по итогам участия в этномероприятиях (переменная Y) от исходного уровня восприятия патриотических ценностей (переменная X). Для анализа использовали парную линейную регрессию, параметры которой оценивали методом наименьших квадратов. Уравнение регрессии имеет вид y = 0,666·x + 79,804. Статистическая значимость модели проверялась с помощью коэффициента детерминации и критерия Фишера, показав, что 95,42 % вариации Y объясняется изменением X. Параметры модели оказались статистически значимыми, что позволяет сделать экономическую интерпретацию: при увеличении X на единицу Y возрастает в среднем на 0,666 единиц. Линейный коэффициент корреляции составил 0,977, указывая на высокую и прямую связь между переменными X и Y, подтвержденную статистически.

Заключение

Проведенное исследование показало, что использование этнопедагогических средств значительно увеличивает уровень патриотизма у студенческой молодежи, чувство причастности к истории своего народа, к его традициям, обычаям, понимание ценности культурного наследия. Особое внимание необходимо обратить на низкий уровень заинтересованности студентов участвовать в этномероприятиях и желании представлять свою культуру в данных мероприятиях.

В сложившейся ситуации образовательным организациям необходимо вести активную работу по повышению интереса и привлечения студентов к участию в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сформулировать рекомендации для внедрения в практику с целью повышения эффективности этнопедагогических средств формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи:

− интегрировать этнопедагогические средства в образовательные программы. Включать в учебный процесс изучение истории, традиций и обычаев разных народов. Организовывать тематические мероприятия;

− организовывать тематические центры, кружки, пространства;

− использовать инновационные технологии путем создания онлайн-ресурсов с информацией об этнопедагогических средствах;

− реализовывать мероприятия с использованием этнопедагогических средств совместно с представителями государственной власти, культуры и общественных организаций.

Оптимизация процесса повышения эффективности использования этнопедагогических средств в процессе формирования патриотических ценностей возможна только при совместной работе организаций, имеющих отношение к образовательно-воспитательной деятельности и поддержке на государственном уровне.


Библиографическая ссылка

Палаткина Г.В., Палаткин В.В., Глебова А.П. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 200-205;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40230 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674