Введение
Иметь активную гражданскую позицию могут только личности с высокой степенью развитости, а именно: способные к самоопределению, обладающие гуманными, духовными, творческими, профессиональными способностями, стремящиеся к постоянному развитию, самообразованию, неравнодушные, думающие, способные участвовать в социально значимых общественных мероприятиях. Степень сформированности гражданского самосознания молодежи влияет на способность рационально и ответственно подходить к выбору направления и формы социальной активности [1].
С целью соответствия современным реалиям «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2].
В ежегодных Посланиях к Федеральному собранию президент России В.В. Путин систематически подчеркивает важность защиты и укрепления суверенитета, защиты нашей свободы, право на мирную и достойную жизнь, необходимость беречь связь поколений, традиций, верований [3].
Необходимо отметить, что масштабные изменения во многих областях жизни общества, произошедшие в последние десятилетия в России, привели к трансформации общепринятых ценностей. Наиболее уязвимой категорией общества в сложившейся ситуации оказалась именно молодежь. Это обусловлено тем, что молодежь – особая возрастная категория, характеризующаяся повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, формированием собственных ценностей и взглядов на мир.
У студенческой молодежи, в отличие от рабочей молодежи, в возрасте преимущественно с 17 до 25 лет происходит активное познание себя и своего места в обществе, осознание собственных целей и стремлений, поиска собственной идентичности и определения жизненных. Студенты являются учащимися высших учебных заведений, что требует от них определенного уровня интеллектуальной и творческой подготовки, а также способности к самообучению и критическому мышлению.
Этот период жизни становится наиболее значимым для формирования моральных и культурных основ личности, освоения всех аспектов социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально-трудовые функции. Студенты являются членами студенческой среды, которая характеризуется определенным уровнем социальной свободы, общения и взаимодействия с ровесниками, проявляя интерес к новым технологиям, музыке, моде и т.д.
Студенты находятся в постоянном движении и развитии, что требует от них определенного уровня адаптивности и способности к изменениям [4]. Кроме того, за счет своих уникальных качеств студенческая молодежь становится наиболее перспективной группой населения, на которую необходимо ориентироваться для достижения прогресса и развития страны и общества в целом [5].
Студенчество, как особая социальная группа, объединяет образованных молодых людей, основной целью которых является подготовка к различным сферам жизнедеятельности. Патриотически настроенная студенческая молодежь становится основой устойчивого развития общества, способной к созидательной деятельности и защите национальных интересов любого государства, которая проявляется и в его этнокультурной специфике. В связи с чем при формировании патриотических ценностей студенческой молодежи актуализируется значимость этнопедагогических средств, которые учитывают культурные особенности общества, создают комфортную и знакомую среду, позволяют использовать традиционные, апробированные в течение столетий способы педагогического воздействия, связывают теоретические и практические знания, помогают сохранить культурное наследие различных этнических групп, формировать толерантность и уважение к культурным различиям, национальную самобытность и культурную идентичность, используя творческий потенциал студентов. Этнокультурная идентичность формируется в результате этнокультурного образования [6].
Использование этнопедагогических средств способствует более эффективному взаимодействию с представителями разных культур, обеспечивая эффективность и результативность развития гармоничных межэтнических отношений, что важно для формирования патриотических ценностей студенческой молодежи, так как они:
− выступают живыми традициями, которые молодые люди могут увидеть, услышать, ощутить;
− обладают эмоциональностью, которая пробуждает у студентов гордость за страну, за ее историю и культуру, формируют чувство принадлежности своему народу;
− не ограничиваются только теоретическими знаниями, позволяя студентам активно участвовать в сохранении и развитии национальной культуры через народные ремесла, участие в этнофестивалях, творческих проектах, связанных с национальной тематикой;
− позволяют сформировать у студентов патриотические ценности, через развитие их творческих способностей, коммуникативных навыков, критического мышления [7].
Обеспечивая доступность и понятность, комплексный подход, эмоциональную заряженность и практическую применимость, этнопедагогические средства выступают эффективным и актуальным инструментом формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи. Их использование позволяет создать действенную атмосферу для развития уважения к истории и культуре страны, любовь к малой родине, сохранение национальных традиций, готовности внести свой вклад в защиту ее суверенитета и процветание.
Цель исследования – определить эффективность этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи
Материалы и методы исследования
Исследование эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов было проведено на базе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева (100 студентов) и Астраханского государственного медицинского университета (150 студентов) посредством анкетирования.
Использовались количественный анализ результатов эксперимента (анкетирование, ранжирование) и методы математической статистики для определения достоверности результатов.
Анкетирование позволило определить степень осведомленности о знаниях студентов об этнических традициях, культурном коде этносов и отношении к ним, к их ценностям. Ранжирование дало возможность определить инновации различных этнопедагогических средств. Методы математической статистики, в частности корреляционный анализ для исследования взаимосвязей между этнопедагогическими факторами и результатов воспитания.
С целью выявления эффективности этнопедагогических средств при формировании патриотических ценностей было проведено анкетирование респондентов до и после их участия в этномероприятиях (табл. 1, 2).
Результаты исследования и их обсуждение
Многосторонний анализ эмпирических данных выявил значимые закономерности динамики влияния этномероприятий на формирование патриотических ценностей студенческой молодежи.
В результате анкетирования до проведения этномероприятий была получена следующая информация (риc. 1).
Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами необходимости знать, сохранять и изучать историю, традиции и обычаи своего народа. О желании участвовать в этномероприятии в качестве представителя своего этноса заявили 83 чел. (33,2 %), у 116 чел. (46,4 %) вопрос вызвал затруднение, а 51 чел. (20,4 %) ответил отрицательно. На вопрос о влиянии этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей у студенческой молодежи положительно ответил 51 чел. (20,4 %) от общего количества респондентов, а об участии в этномероприятиях, проводимых в университетах, положительно ответили только 34 чел. (13,6 %), что свидетельствует об отсутствии у большинства студентов положительного опыта участия в патриотических мероприятиях этнической направленности.
Таблица 1
Анкета по выявлению исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Как Вы считаете, важно ли современному человеку знать традиции, обычаи и историю своего народа? |
Да Нет Затрудняюсь ответить |
2. |
Необходимо ли сохранять традиции? |
|
3. |
Хотели бы Вы изучать историю народного искусства, традиций? |
|
4. |
Хотели бы Вы участвовать в этномероприятии как представитель своего этноса? |
|
5. |
Считаете ли Вы, что этнопедагогические средства могут быть полезны в формировании патриотических ценностей? |
|
6. |
Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета? |
Таблица 2
Анкета по выявлению эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. |
Ощущаете ли Вы свою принадлежность к определенному этносу? |
Да Нет Затрудняюсь ответить |
2. |
Считаете ли Вы важной проблемой сохранение народной культуры? |
|
3. |
Хотели бы Вы расширить свой круг знаний по истории народного искусства, традиций? |
|
4. |
Гордитесь ли Вы традициями своего народа? |
|
5. |
Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета? |
|
6. |
Этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов? |
|
7. |
Хотели бы Вы представить свою культуру на этномероприятии? |
|
8. |
Как Вы считаете, в какой степени этномероприятия способствовали формированию Ваших патриотических ценностей? |
1 – не способствовали, 5 – способствовали в значительной степени |
9. |
Какие конкретные патриотические ценности, по Вашему мнению, были развиты благодаря этномероприятиям? (перечислите) |
|
10. |
Как Вы оцениваете свои знания о традициях народной педагогики? |
1 – низкий уровень, 5 – высокий уровень |
11. |
Какие изменения в Вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях? (опишите) |
Краткое эссе |
Рис. 1. Результаты исследования исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи
Рис. 2. Результаты исследования эффективности использования этнопедагогических средств в формировании мотивации к изучению этнокультуры
Кроме того, была выявлена низкая заинтересованность студентов в участии в этномероприятиях, способствующих формированию патриотических ценностей.
При исследовании эффективности использования этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов после проведения этномероприятий была получена следующая информация (рис. 2).
Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами своей принадлежности к определенному этносу, проблемы сохранения народной культуры, гордости за традиции своего народа, стремления расширить круг знаний по истории народного искусства и традиций. Значительная часть опрошенных считает, что этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов.
Вызывает тревогу ситуация с ответами студентов на вопросы об участии в этномероприятиях Университета (48 %) и желании представлять свою культуру на этномероприятии (46 %). Этот факт наводит на мысль о необходимости развития у студентов социальной активности через использование этнопедагогических средств как основы интерактивных созидательных мероприятий, создающих пространство для реализации самостоятельной инициативы в организации патриотических мероприятий с этнической спецификой.
На вопрос о степени воздействия этномероприятий на формирование патриотических ценностей (9 вопрос), из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, значительное количество респондентов, а именно 112 чел. (93,3 %), ответили положительно, 8 чел. (6,67 %) отметили, что данные мероприятия не повлияли на их патриотические взгляды (рис. 3).
Анализируя результаты ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях, можно отметить, что большое количество респондентов имеют размытые, фрагментарные представления о патриотических ценностях. При ответе на вопрос 9 значительная часть из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, а именно 74 чел. (61,7 %), выбрали ответ «все вышеперечисленные» несмотря на то, что этномероприятия имеют конкретную тематическую направленность и не могут способствовать формированию сразу всех патриотических ценностей.
На вопрос об уровне знаний традиций народной педагогики (10 вопрос) большая часть студентов, а именно 152 чел. (60,8 %), отметили высокий уровень своих знаний.
Анализ краткого эссе «Опишите, какие изменения в вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях» (11 вопрос) продемонстрировал углубление и систематизацию изменений в восприятии патриотических ценностей, таких как национальная идентичность, потребность в изучении и сохранении своих национальных традиций и обычаев, чувство единения и взаимовыручки у 112 студентов (93,3 %) от количества участвующих в этномероприятиях 6 студентов (5 %) остались нейтральными. Данные мероприятия никак не повлияли на их патриотическую настроенность, а у двух студентов (1,7 %) сложилось негативное отношение. Они считают, что данные мероприятия отнимают время и отвлекают от учебного процесса.
Рис. 3. Результаты исследования ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях
При корреляционном анализе результатов анкетирования применялся метод корреляции Пирсона. Была выявлена высокая и прямая связь между исходным уровнем патриотических ценностей и уровнем патриотических ценностей после участия респондентов в этномероприятиях по пяти основным параметрам: желание участвовать в этномероприятиях; желание представлять свою культуру на этномероприятиях; влияние этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей; значимость сохранения народных традиций; желание изучать культуру своего народа. Была выявлена положительная корреляция (стремящаяся к 1), коэффициент корреляции (r = 0,98; р < 0,01). Количество студентов с повышенным уровнем патриотизма увеличилось с 50,1 до 65,3 %, с пониженным уровнем патриотизма снизилось с 37,4 до 23,5 %, t-критерий Стьюдента равен 7,902. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 3,182. tнабл > tкрит зависимость признаков статистически значима (p = 0,015639). Сравнение средних значений по φ-критерию Фишера показало статистически достоверный прирост уровня патриотизма. Полученное эмпирическое значение φ = 7,725 находится в зоне значимости р < 0,01.
В исследовании была проанализирована зависимость результатов анкетирования студентов по итогам участия в этномероприятиях (переменная Y) от исходного уровня восприятия патриотических ценностей (переменная X). Для анализа использовали парную линейную регрессию, параметры которой оценивали методом наименьших квадратов. Уравнение регрессии имеет вид y = 0,666·x + 79,804. Статистическая значимость модели проверялась с помощью коэффициента детерминации и критерия Фишера, показав, что 95,42 % вариации Y объясняется изменением X. Параметры модели оказались статистически значимыми, что позволяет сделать экономическую интерпретацию: при увеличении X на единицу Y возрастает в среднем на 0,666 единиц. Линейный коэффициент корреляции составил 0,977, указывая на высокую и прямую связь между переменными X и Y, подтвержденную статистически.
Заключение
Проведенное исследование показало, что использование этнопедагогических средств значительно увеличивает уровень патриотизма у студенческой молодежи, чувство причастности к истории своего народа, к его традициям, обычаям, понимание ценности культурного наследия. Особое внимание необходимо обратить на низкий уровень заинтересованности студентов участвовать в этномероприятиях и желании представлять свою культуру в данных мероприятиях.
В сложившейся ситуации образовательным организациям необходимо вести активную работу по повышению интереса и привлечения студентов к участию в данных мероприятиях.
Таким образом, можно сформулировать рекомендации для внедрения в практику с целью повышения эффективности этнопедагогических средств формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи:
− интегрировать этнопедагогические средства в образовательные программы. Включать в учебный процесс изучение истории, традиций и обычаев разных народов. Организовывать тематические мероприятия;
− организовывать тематические центры, кружки, пространства;
− использовать инновационные технологии путем создания онлайн-ресурсов с информацией об этнопедагогических средствах;
− реализовывать мероприятия с использованием этнопедагогических средств совместно с представителями государственной власти, культуры и общественных организаций.
Оптимизация процесса повышения эффективности использования этнопедагогических средств в процессе формирования патриотических ценностей возможна только при совместной работе организаций, имеющих отношение к образовательно-воспитательной деятельности и поддержке на государственном уровне.
Библиографическая ссылка
Палаткина Г.В., Палаткин В.В., Глебова А.П. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 200-205;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40230 (дата обращения: 22.12.2024).