Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ETHNOPEDAGOGICAL MEANS OF FORMING PATRIOTIC VALUES OF STUDENTS

Palatkina G.V. 1 Palatkin V.V. 1 Glebova A.P. 2
1 Astrakhan State University named after V.N. Tatischev
2 Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
1452 KB
The purpose of the article is to explore the possibilities of including the means of ethnopedagogy in the formation of patriotic values of student youth, which is actualized by the priority direction of the internal state policy of Russia. The research involved 100 students of Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev and 150 students of Astrakhan State Medical University. Theoretical and empirical research methods were applied in the research: analysis of scientific sources, questioning of respondents before and after their participation in ethnomercial events, ranking of results, methods of mathematical statistics to determine the reliability of results, correlation analysis to study the relationship between ethnopedagogic factors and educational outcomes. The conclusion is made about the effectiveness of the use of ethnopedagogical means in the formation of patriotic values of students and about the need for educational organizations to introduce innovative forms in the implementation of activities using ethnopedagogical means, stimulating their independent creative activity in the study of not only their ethnic culture, but also others. The scientific significance of this article lies in determining the potential of the means of ethnopedagogy in the formation of patriotic values of students. The results obtained can be taken into account by the teaching staff of higher educational institutions in the process of forming patriotic values among students. The publication was prepared within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation on the topic “Fundamentalization of developmental education in the context of the sovereignty of Russia”, in accordance with paragraph No. 15 of the minutes of the meeting of the Budget Commission of the Ministry of Education and Science of Russia dated 05/17/2024 No. 12.
formation
ethnopedagogy
ethnopedagogic tools
patriotic values
students

Введение

Иметь активную гражданскую позицию могут только личности с высокой степенью развитости, а именно: способные к самоопределению, обладающие гуманными, духовными, творческими, профессиональными способностями, стремящиеся к постоянному развитию, самообразованию, неравнодушные, думающие, способные участвовать в социально значимых общественных мероприятиях. Степень сформированности гражданского самосознания молодежи влияет на способность рационально и ответственно подходить к выбору направления и формы социальной активности [1].

С целью соответствия современным реалиям «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [2].

В ежегодных Посланиях к Федеральному собранию президент России В.В. Путин систематически подчеркивает важность защиты и укрепления суверенитета, защиты нашей свободы, право на мирную и достойную жизнь, необходимость беречь связь поколений, традиций, верований [3].

Необходимо отметить, что масштабные изменения во многих областях жизни общества, произошедшие в последние десятилетия в России, привели к трансформации общепринятых ценностей. Наиболее уязвимой категорией общества в сложившейся ситуации оказалась именно молодежь. Это обусловлено тем, что молодежь – особая возрастная категория, характеризующаяся повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, формированием собственных ценностей и взглядов на мир.

У студенческой молодежи, в отличие от рабочей молодежи, в возрасте преимущественно с 17 до 25 лет происходит активное познание себя и своего места в обществе, осознание собственных целей и стремлений, поиска собственной идентичности и определения жизненных. Студенты являются учащимися высших учебных заведений, что требует от них определенного уровня интеллектуальной и творческой подготовки, а также способности к самообучению и критическому мышлению.

Этот период жизни становится наиболее значимым для формирования моральных и культурных основ личности, освоения всех аспектов социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально-трудовые функции. Студенты являются членами студенческой среды, которая характеризуется определенным уровнем социальной свободы, общения и взаимодействия с ровесниками, проявляя интерес к новым технологиям, музыке, моде и т.д.

Студенты находятся в постоянном движении и развитии, что требует от них определенного уровня адаптивности и способности к изменениям [4]. Кроме того, за счет своих уникальных качеств студенческая молодежь становится наиболее перспективной группой населения, на которую необходимо ориентироваться для достижения прогресса и развития страны и общества в целом [5].

Студенчество, как особая социальная группа, объединяет образованных молодых людей, основной целью которых является подготовка к различным сферам жизнедеятельности. Патриотически настроенная студенческая молодежь становится основой устойчивого развития общества, способной к созидательной деятельности и защите национальных интересов любого государства, которая проявляется и в его этнокультурной специфике. В связи с чем при формировании патриотических ценностей студенческой молодежи актуализируется значимость этнопедагогических средств, которые учитывают культурные особенности общества, создают комфортную и знакомую среду, позволяют использовать традиционные, апробированные в течение столетий способы педагогического воздействия, связывают теоретические и практические знания, помогают сохранить культурное наследие различных этнических групп, формировать толерантность и уважение к культурным различиям, национальную самобытность и культурную идентичность, используя творческий потенциал студентов. Этнокультурная идентичность формируется в результате этнокультурного образования [6].

Использование этнопедагогических средств способствует более эффективному взаимодействию с представителями разных культур, обеспечивая эффективность и результативность развития гармоничных межэтнических отношений, что важно для формирования патриотических ценностей студенческой молодежи, так как они:

− выступают живыми традициями, которые молодые люди могут увидеть, услышать, ощутить;

− обладают эмоциональностью, которая пробуждает у студентов гордость за страну, за ее историю и культуру, формируют чувство принадлежности своему народу;

− не ограничиваются только теоретическими знаниями, позволяя студентам активно участвовать в сохранении и развитии национальной культуры через народные ремесла, участие в этнофестивалях, творческих проектах, связанных с национальной тематикой;

− позволяют сформировать у студентов патриотические ценности, через развитие их творческих способностей, коммуникативных навыков, критического мышления [7].

Обеспечивая доступность и понятность, комплексный подход, эмоциональную заряженность и практическую применимость, этнопедагогические средства выступают эффективным и актуальным инструментом формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи. Их использование позволяет создать действенную атмосферу для развития уважения к истории и культуре страны, любовь к малой родине, сохранение национальных традиций, готовности внести свой вклад в защиту ее суверенитета и процветание.

Цель исследования – определить эффективность этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи

Материалы и методы исследования

Исследование эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов было проведено на базе Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева (100 студентов) и Астраханского государственного медицинского университета (150 студентов) посредством анкетирования.

Использовались количественный анализ результатов эксперимента (анкетирование, ранжирование) и методы математической статистики для определения достоверности результатов.

Анкетирование позволило определить степень осведомленности о знаниях студентов об этнических традициях, культурном коде этносов и отношении к ним, к их ценностям. Ранжирование дало возможность определить инновации различных этнопедагогических средств. Методы математической статистики, в частности корреляционный анализ для исследования взаимосвязей между этнопедагогическими факторами и результатов воспитания.

С целью выявления эффективности этнопедагогических средств при формировании патриотических ценностей было проведено анкетирование респондентов до и после их участия в этномероприятиях (табл. 1, 2).

Результаты исследования и их обсуждение

Многосторонний анализ эмпирических данных выявил значимые закономерности динамики влияния этномероприятий на формирование патриотических ценностей студенческой молодежи.

В результате анкетирования до проведения этномероприятий была получена следующая информация (риc. 1).

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами необходимости знать, сохранять и изучать историю, традиции и обычаи своего народа. О желании участвовать в этномероприятии в качестве представителя своего этноса заявили 83 чел. (33,2 %), у 116 чел. (46,4 %) вопрос вызвал затруднение, а 51 чел. (20,4 %) ответил отрицательно. На вопрос о влиянии этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей у студенческой молодежи положительно ответил 51 чел. (20,4 %) от общего количества респондентов, а об участии в этномероприятиях, проводимых в университетах, положительно ответили только 34 чел. (13,6 %), что свидетельствует об отсутствии у большинства студентов положительного опыта участия в патриотических мероприятиях этнической направленности.

Таблица 1

Анкета по выявлению исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Как Вы считаете, важно ли современному человеку знать традиции, обычаи и историю своего народа?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Необходимо ли сохранять традиции?

3.

Хотели бы Вы изучать историю народного искусства, традиций?

4.

Хотели бы Вы участвовать в этномероприятии как представитель своего этноса?

5.

Считаете ли Вы, что этнопедагогические средства могут быть полезны в формировании патриотических ценностей?

6.

Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета?

Таблица 2

Анкета по выявлению эффективности этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студенческой молодежи

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Ощущаете ли Вы свою принадлежность к определенному этносу?

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

2.

Считаете ли Вы важной проблемой сохранение народной культуры?

3.

Хотели бы Вы расширить свой круг знаний по истории народного искусства, традиций?

4.

Гордитесь ли Вы традициями своего народа?

5.

Участвуете ли Вы в этномероприятиях Университета?

6.

Этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов?

7.

Хотели бы Вы представить свою культуру на этномероприятии?

8.

Как Вы считаете, в какой степени этномероприятия способствовали формированию Ваших патриотических ценностей?

1 – не способствовали,

5 – способствовали

в значительной степени

9.

Какие конкретные патриотические ценности, по Вашему мнению, были развиты благодаря этномероприятиям? (перечислите)

 

10.

Как Вы оцениваете свои знания о традициях народной педагогики?

1 – низкий уровень,

5 – высокий уровень

11.

Какие изменения в Вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях? (опишите)

Краткое эссе

missing image file

Рис. 1. Результаты исследования исходного уровня восприятия патриотических ценностей студенческой молодежи

missing image file

Рис. 2. Результаты исследования эффективности использования этнопедагогических средств в формировании мотивации к изучению этнокультуры

Кроме того, была выявлена низкая заинтересованность студентов в участии в этномероприятиях, способствующих формированию патриотических ценностей.

При исследовании эффективности использования этнопедагогических средств в формировании патриотических ценностей студентов после проведения этномероприятий была получена следующая информация (рис. 2).

Анализируя данные результаты, можно сделать вывод о достаточно высоком уровне осознания респондентами своей принадлежности к определенному этносу, проблемы сохранения народной культуры, гордости за традиции своего народа, стремления расширить круг знаний по истории народного искусства и традиций. Значительная часть опрошенных считает, что этномероприятия способствуют взаимопониманию студентов разных этносов.

Вызывает тревогу ситуация с ответами студентов на вопросы об участии в этномероприятиях Университета (48 %) и желании представлять свою культуру на этномероприятии (46 %). Этот факт наводит на мысль о необходимости развития у студентов социальной активности через использование этнопедагогических средств как основы интерактивных созидательных мероприятий, создающих пространство для реализации самостоятельной инициативы в организации патриотических мероприятий с этнической спецификой.

На вопрос о степени воздействия этномероприятий на формирование патриотических ценностей (9 вопрос), из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, значительное количество респондентов, а именно 112 чел. (93,3 %), ответили положительно, 8 чел. (6,67 %) отметили, что данные мероприятия не повлияли на их патриотические взгляды (рис. 3).

Анализируя результаты ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях, можно отметить, что большое количество респондентов имеют размытые, фрагментарные представления о патриотических ценностях. При ответе на вопрос 9 значительная часть из 120 студентов, участвовавших в проведенных мероприятиях, а именно 74 чел. (61,7 %), выбрали ответ «все вышеперечисленные» несмотря на то, что этномероприятия имеют конкретную тематическую направленность и не могут способствовать формированию сразу всех патриотических ценностей.

На вопрос об уровне знаний традиций народной педагогики (10 вопрос) большая часть студентов, а именно 152 чел. (60,8 %), отметили высокий уровень своих знаний.

Анализ краткого эссе «Опишите, какие изменения в вашем восприятии патриотических ценностей произошли после участия в таких мероприятиях» (11 вопрос) продемонстрировал углубление и систематизацию изменений в восприятии патриотических ценностей, таких как национальная идентичность, потребность в изучении и сохранении своих национальных традиций и обычаев, чувство единения и взаимовыручки у 112 студентов (93,3 %) от количества участвующих в этномероприятиях 6 студентов (5 %) остались нейтральными. Данные мероприятия никак не повлияли на их патриотическую настроенность, а у двух студентов (1,7 %) сложилось негативное отношение. Они считают, что данные мероприятия отнимают время и отвлекают от учебного процесса.

missing image file

Рис. 3. Результаты исследования ранжирования студентами патриотических ценностей после участия в этномероприятиях

При корреляционном анализе результатов анкетирования применялся метод корреляции Пирсона. Была выявлена высокая и прямая связь между исходным уровнем патриотических ценностей и уровнем патриотических ценностей после участия респондентов в этномероприятиях по пяти основным параметрам: желание участвовать в этномероприятиях; желание представлять свою культуру на этномероприятиях; влияние этнопедагогических средств на формирование патриотических ценностей; значимость сохранения народных традиций; желание изучать культуру своего народа. Была выявлена положительная корреляция (стремящаяся к 1), коэффициент корреляции (r = 0,98; р < 0,01). Количество студентов с повышенным уровнем патриотизма увеличилось с 50,1 до 65,3 %, с пониженным уровнем патриотизма снизилось с 37,4 до 23,5 %, t-критерий Стьюдента равен 7,902. Критическое значение t-критерия Стьюдента при данном числе степеней свободы составляет 3,182. tнабл > tкрит зависимость признаков статистически значима (p = 0,015639). Сравнение средних значений по φ-критерию Фишера показало статистически достоверный прирост уровня патриотизма. Полученное эмпирическое значение φ = 7,725 находится в зоне значимости р < 0,01.

В исследовании была проанализирована зависимость результатов анкетирования студентов по итогам участия в этномероприятиях (переменная Y) от исходного уровня восприятия патриотических ценностей (переменная X). Для анализа использовали парную линейную регрессию, параметры которой оценивали методом наименьших квадратов. Уравнение регрессии имеет вид y = 0,666·x + 79,804. Статистическая значимость модели проверялась с помощью коэффициента детерминации и критерия Фишера, показав, что 95,42 % вариации Y объясняется изменением X. Параметры модели оказались статистически значимыми, что позволяет сделать экономическую интерпретацию: при увеличении X на единицу Y возрастает в среднем на 0,666 единиц. Линейный коэффициент корреляции составил 0,977, указывая на высокую и прямую связь между переменными X и Y, подтвержденную статистически.

Заключение

Проведенное исследование показало, что использование этнопедагогических средств значительно увеличивает уровень патриотизма у студенческой молодежи, чувство причастности к истории своего народа, к его традициям, обычаям, понимание ценности культурного наследия. Особое внимание необходимо обратить на низкий уровень заинтересованности студентов участвовать в этномероприятиях и желании представлять свою культуру в данных мероприятиях.

В сложившейся ситуации образовательным организациям необходимо вести активную работу по повышению интереса и привлечения студентов к участию в данных мероприятиях.

Таким образом, можно сформулировать рекомендации для внедрения в практику с целью повышения эффективности этнопедагогических средств формирования патриотических ценностей у студенческой молодежи:

− интегрировать этнопедагогические средства в образовательные программы. Включать в учебный процесс изучение истории, традиций и обычаев разных народов. Организовывать тематические мероприятия;

− организовывать тематические центры, кружки, пространства;

− использовать инновационные технологии путем создания онлайн-ресурсов с информацией об этнопедагогических средствах;

− реализовывать мероприятия с использованием этнопедагогических средств совместно с представителями государственной власти, культуры и общественных организаций.

Оптимизация процесса повышения эффективности использования этнопедагогических средств в процессе формирования патриотических ценностей возможна только при совместной работе организаций, имеющих отношение к образовательно-воспитательной деятельности и поддержке на государственном уровне.