Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Кочерьян М.А. 1 Рыскин П.П. 1 Шуралева Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Цель исследования заключается в выявлении текущего состояния адаптации иностранных студентов к обучению в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В качестве метода исследования использован опрос, основанный на методике опросника К. Роджерса и Р. Даймонда. Опрос основан на ассоциативных реакциях опрашиваемого и предполагает оценку соответствия своего состояния по сравнению с приведенным высказыванием по шкале от «0» – полное несоответствие, до «6» – полное соответствие. В опросе принимали участие 86 иностранных студентов, проходящих подготовку по образовательным программам. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» применяется широкий спектр методов адаптации иностранных студентов. Помимо традиционных подходов, включающих изучение русского языка, кураторство, подготовку информационных материалов, в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» осуществляется активное вовлечение иностранных студентов в коммуникационные процессы в ходе проведения международных мероприятий, наиболее известным из которых является ежегодный Евразийский экономический форум молодежи. Результат опроса иностранных студентов, направленного на определение особенностей адаптации, показал достаточно позитивные результаты. Большинство опрошенных показали высокий уровень адаптивности, эмоционального комфорта и самоконтроля, вместе с тем удалось выявить группы иностранных студентов, характеризующихся низкими значениями адаптивности, уровня принятия других и эмоционального комфорта. Это позволяет использовать полученную информацию для формирования программ адаптации для иностранных студентов.
международный обмен студентами
иностранные студенты
опрос
адаптивность
уровень эмоционального комфорта
мультикультурная среда
1. Распаева Г.Д., Маркусь А.М., Ярославова Е.Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14, № 1. С. 76-87.
2. Абубакар Я., Горелова Г.Г., Мануйлов Г.В. Жизнестойкость как один из ресурсов адаптации иностранных студентов // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 1. С. 18-28.
3. Назаревич О.С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности // Вестник угроведения. 2012. № 4 (11). С. 66-70.
4. Соболева Е.В., Авдеенко А.С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 4, № 2 (13). С. 37-39.
5. Эндрюшко А.А. Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт // Вестник института социологии. 2017. Т. 8, № 4. С. 45-70.
6. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Модели этнокультурной адаптации молодежи Севера (на материалах социологических и социально-психологических исследований в республике Саха (Якутия)) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2011. Т. 9, № 1. С. 66-77.
7. Галямова Э.Ф., Орфеу К.Г. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. Т. 27, № 3. С. 21-26.
8. Ременцов А.Н., Кременецкая Л.С. Формирование социокультурной компетенции у иностранных учащихся из стран СНГ на этапе дополнительной довузовской подготовки // Агроинженерия. 2012. № 4-1 (55). С. 107-110.
9. Rogers C.R. Psychotherapy and personality change // Journal of Consulting Psychology. 1955. Т. 19. № 1. С. 77-78.
10. Белобрыкина О.А., Дроздова А.В. Социально-психологическая адаптация: проблемы измерения (на примере анализа методики К.Р. Роджерса и Р.Ф. Даймонд) // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 3. С. 10-41.
11. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. Т. 1, № 1. С. 43-56.

Введение

Активный интерес иностранных студентов к освоению образовательных программ в системе российского высшего образования приводит к формированию мультикультурной вузовской среды. В данном контексте формируется задача создания в организациях высшего образования необходимых социально-педагогических условий для иностранных студентов, поскольку выход из привычных условий жизни и обучения способствует проявлению негативных когнитивных, поведенческих и эмоциональных реакций, что в конечном итоге приводит к отказу от обучения в российских вузах. Среди наиболее распространенных проблем адаптации иностранных студентов выделяют непривычные социальные нормы и правила, языковой барьер, различия в особенностях осуществления учебного процесса, коммуникационные проблемы, связанные с налаживанием социальных контактов с местным населением, проблемы с поиском работы. Соответственно, увеличивается роль инструментов психологической адаптации студентов к жизни и обучению в России, освоению культурных норм, изучению русского языка. Оценка уровня психологической адаптации в ходе обучения в российских вузах осуществляется путем выявления особенностей академической и социокультурной вовлеченности иностранных студентов и соответствующего психоэмоционального состояния [1, с. 76]. Как отмечено в статье [2, с. 19], «необходимо способствовать активизации общего ресурсного фонда, особенно в социальном управлении. Это способствует развитию личности, обеспечивая ее самореализацию в процессе деятельности и выработке механизмов преодоления трудностей. В постоянно трансформирующейся среде личности необходима преобразующая активность. При этом важно сохранить продуктивность и успешность своей деятельности». Академическая и социокультурная вовлеченность иностранных студентов включает связанные процессы интеграции в учёный процесс и усвоение социальных норм, ценностей и культурных кодов Российской Федерации. Успех данных процессов соответствует благополучному психоэмоциональному состоянию иностранных студентов, характеризующемуся устойчивым эмоциональным состоянием и удовлетворенностью процессом обучения и интеграцией в жизнь вуза.

Цель исследования заключается в выявлении текущего состояния адаптации иностранных студентов к обучению в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет».

Материал и методы исследования

Вопросы адаптации индивидуума к изменению культурной среды достаточно изучены, что позволяет выделить приоритетные модели исследования особенностей адаптации иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации.

Фазная модель адаптации включает четыре этапа: 1) эйфорию от перехода в новую культурную среду; 2) культурный шок, вызванный различиями между родной и новой культурой; 3) приспособление к новой среде; 4) адаптация, сопровождаемая принятием новой культуры. Авторы отмечают, что «адаптация предполагает активное усвоение норм и ценностей групп и предстает как уровень внешнего овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Возникшая объективная необходимость максимально адаптироваться в общности достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения новообразований личности, которые соответствуют групповому развитию, но до этого отсутствовали у данного индивида» [3, с. 68]. Аналогичная модель предложена в работе [4], автор выделяет фазы адаптации к новой культурной среде, предполагающие постепенную интеграцию в новые условия на основе выделения общих черт между культурами.

В концепции аккультурации [5, с. 48] выделяют стратегии адаптации индивидуума к новым условиям, данные стратегии включают: 1) интеграцию, основанную на поиске общих черт в родной и принимающей культурах, «включение мигрантов в принимающее сообщество при сохранении некоторых элементов своей культуры, в принимающем сообществе взаимодействуют несколько этнических групп, контактирующих внутри крупного социального контекста на основе единых законов»; 2) ассимиляцию, подразумевающую полное принятие новой среды и ее норм, «люди дистанцируются от своей культуры, традиций, ценностей и переходят в культуру более крупного общества. Это может происходить через включение меньшинства в доминирующую группу либо в новое общество в целом»; 3) сепарацию, включающую полный отказ от новых условий и сохранение базовой идентичности, для данного состояния характерен «выбор самой группы, она может быть и желанной для людей какой-то группы меньшинства, тогда они сохраняют в повседневной жизни свои традиции вне доминирующего общества и существуют относительно обособленно»; 4) маргинализацию, подразумевающую отказ от норм как родной, так и принимающей культурной среды, для данного состояния характерна «потеря идентичности, замешательство и стресс на личностном уровне, ощущение отчуждённости. Группа теряет контакт и со своей культурой, и с культурой большинства. Возможны выступления против общества».

Интересной является динамическая модель адаптации, базовой детерминантой которой является эмоциональный стресс, вызванный межкультурными различиями. По мнению автора [6, с. 67], стрессовое состояние приводит к росту межличностных коммуникаций, что достаточно распространено в вузовской среде, где присутствует институт кураторства для иностранных студентов.

Характеризуя имеющиеся исследования по адаптации иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации, можно отметить следующие моменты, выделяемые авторами [7, с. 21]. В большинстве случаев трудности адаптации вызваны наличием языкового барьера, далее идут факторы, связанные с различиями в климатических условиях проживания студентов и сложностью адаптации к модели реализации учебного процесса, связанного с обязательным посещением занятий, самостоятельной подготовкой и необходимостью активного участия в дискуссиях. Авторы [8, с. 109] делают вывод, что наиболее адаптированными к обучению в российских вузах являются студенты из стран СНГ, поскольку, как правило, владеют русским языком и имеют общие культурные коды.

С опорой на имеющийся опыт исследований адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах был сформирован опросный лист, включающий 101 вопрос из опросника К. Роджерса и Р. Даймонда [9]. Данная методика неоднократно использовалась для определения уровня социальной адаптации и в соответствии с результатами исследования, представленными в работе О.А. Белобрыкиной и А.В. Дроздовой [10], была несколько модифицирована, поэтому при проведении исследования использован вариант, представленный в статье А.К. Осницкого [11, с. 46]. Опрос содержит 101 вопрос, принцип получения информации основан на ассоциативных реакциях опрашиваемого, что предполагает оценку соответствия своего состояния по сравнению с приведенным высказыванием по шкале от «0» – полное несоответствие, до «6» – полное соответствие. Далее осуществляется расчет показателей в соответствии со следующим порядком (табл. 1).

После получения информации, представленной в таблице 1, осуществляется расчет интегральных показателей (табл. 2).

Высокий уровень интегральных значений адаптации показателей признается при достижении значений выше 60, средний уровень от 40 до 60 и нижний уровень при значениях ниже 40.

Информационная база исследования составлена из результатов опроса 86 иностранных студентов, проходящих подготовку по образовательным программам в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В опросе приняли участие студенты из следующих стран: Китай – 18, Иран – 14, Таджикистан – 24, Кот-д’Ивуар – 10, Узбекистан – 12, Египет – 8.

Таблица 1

Показатели и ключи интерпретации опроса [11]

Показатель

Номер высказывания

Нормы

1

а)

Адаптивность

4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98

68-136

б)

Дезадаптивность

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100

68-136

2

а)

Лживость -

34, 45, 48, 81, 89

18-36

б)

Лживость +

8, 82, 92, 101

18-36

3

а)

Приятие себя

33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96

22-42

б)

Неприятие себя

7, 59, 62, 65, 90, 95, 99

14-28

4

а)

Приятие других

9, 14, 22, 26, 53, 97

12-24

б)

Неприятие других

2, 10, 21, 28, 40, 60, 76

14-28

5

а)

Эмоциональный комфорт

23, 29, 30, 41, 44, 47, 78

14-28

б)

Эмоциональный дискомфорт

6, 42, 43, 49, 50, 83, 85

14-28

6

а)

Внутренний контроль

4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98

26-52

б)

Внешний контроль

25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77

18-36

7

а)

Доминирование

58, 61, 66

6-12

 

б)

Ведомость

16, 32, 38, 69, 84, 87

12-24

8

 

Эскапизм

17, 18, 54, 64, 86

10-20

Таблица 2

Интегральные показатели адаптации

Показатель

Формула расчета

Адаптация

missing image file × 100

Самоприятие

missing image file×100

Приятие других

missing image file×100

Эмоциональный комфорт

missing image file×100

Интернальность

missing image file×100

Стремление к доминированию

missing image file×100

Результаты исследования и их обсуждение

В ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» обучается свыше 3000 иностранных студентов из 69 стран мира, для их успешной адаптации в вузе проводится комплексная работа, направленная на погружение в социокультурную среду России. Направления работы охватывают знакомство иностранных студентов с нормами поведения, ценностями, особенностями осуществления образовательного процесса, культурой нашей страны.

В университете действует подготовительный факультет, где реализуется программа изучения русского языка и подготовительные программы в области будущей профессиональной деятельности слушателей.

На базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» действует штаб-квартира Ассоциации иностранных студентов России, деятельность которой направлена на решение проблем адаптации иностранных студентов, защиту прав, помощь в решении бытовых вопросов, освоении образовательных программ. В университете существует институт кураторства, деятельность которого направлена на сопровождение иностранных студентов при решении учебных и бытовых вопросов, знакомство с подразделениями, координирующими учебный процесс, преподавателями, социально-бытовой инфраструктурой университета. Работа кураторов поддерживается информационными материалами («памятками»), которыми обеспечивается каждый иностранный студент.

Спецификой адаптации иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» является активное вовлечение иностранных студентов в коммуникационные процессы в ходе проведения международных мероприятий, наиболее известным из которых является ежегодный Евразийский экономический форум молодежи.

Результативность представленных мероприятий, направленных на успешную адаптацию иностранных студентов, можно оценить с помощью опроса. Значения показателей, рассчитанные в соответствии с порядком, отображенным в таблице 1, представлены в таблице 3.

Присутствие значений ниже диапазона нормы по показателям «Адаптивность» – 17%, «Приятие других» – 3%, «Эмоциональный комфорт» – 20% свидетельствует о наличии группы иностранных студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации в учебном процессе и социальном общении. Такая ситуация требует внимания со стороны психологических служб университета и применения дополнительных программ психологической поддержки. Обобщение результатов исследования представлено на рисунке 1.

Как видно на рисунке, 83% опрошенных иностранных студентов демонстрируют ответы, свидетельствующие о нормальном уровне адаптивности в сложившейся ситуации. Данный показатель свидетельствует о достаточно благоприятных условиях обучения в вузе для иностранных студентов, совпадении ожидаемых и фактических результатов процесса обучения и активном применении методов адаптации иностранных студентов руководством вуза. Показатель дезадаптивности, характеризующий эмоциональную компоненту процесса адаптации, показывает, что 91% опрошенных иностранных студентов находятся в пределах нормы, а 7% опрошенных испытывают стресс, связанный с новыми для себя условиями обучения и проживания. Преодоление сложившейся ситуации может быть осуществлено путем применения антистрессовых механизмов работы со студентами: проведение информационных бесед, назначение кураторов, работа которых позволит более подробно ознакомить иностранных студентов с особенностями обучения.

Таблица 3

Значения показателей, рассчитанные по результатам опроса

№ анкеты

Адаптивность

Дезадаптивность

Приятие себя

Неприятие себя

Приятие других

Неприятие других

Эмоциональный комфорт

Эмоциональный дискомфорт

Внутренний контроль

Внешний контроль

Доминирование

Ведомость

Эскапизм

1

58

106

19

25

19

29

10

19

30

22

9

17

12

2

101

71

45

14

24

18

13

18

34

22

9

16

11

3

104

114

38

25

19

24

20

27

42

28

14

20

15

4

119

128

45

30

19

30

28

25

44

31

8

27

20

5

125

122

50

28

27

26

22

21

50

19

10

24

16

6

100

119

33

23

16

24

16

28

52

31

10

23

15

7

112

65

37

19

22

12

18

14

59

17

9

12

12

8

109

132

42

31

20

29

22

21

48

35

6

18

21

9

112

111

44

20

20

23

18

22

50

26

9

23

16

10

99

122

35

33

18

27

14

23

45

24

7

18

22

11

55

100

18

27

18

14

14

18

21

25

7

17

21

12

100

119

31

23

22

24

16

28

48

25

8

26

16

13

109

71

35

21

25

11

14

18

51

23

11

13

8

14

107

120

39

19

21

20

15

26

46

21

11

23

18

15

101

125

31

25

22

17

17

27

44

32

8

19

17

16

90

112

32

26

15

32

21

22

47

31

12

11

15

17

113

126

43

21

17

29

29

23

37

37

15

26

18

18

109

107

36

24

20

25

25

26

47

22

9

17

14

19

96

67

36

10

12

13

19

15

46

23

9

18

12

20

95

117

32

20

23

29

13

25

45

25

12

15

20

21

114

124

48

31

14

23

22

25

41

31

12

27

19

22

95

123

28

23

27

30

17

23

48

28

8

24

15

23

52

111

19

17

13

28

10

29

31

18

4

16

16

24

106

67

35

20

15

13

19

15

54

16

9

17

10

25

58

116

21

27

16

27

11

18

27

26

9

19

16

26

97

69

31

11

15

16

25

14

44

20

14

15

10

27

103

103

34

16

17

21

21

26

48

19

10

17

19

28

63

102

22

25

20

24

10

26

26

28

14

12

11

29

89

132

28

28

11

30

21

26

45

24

8

25

23

30

105

113

36

29

24

28

20

20

45

27

5

28

9

31

111

139

43

30

16

23

15

28

54

32

12

22

18

32

111

112

40

23

19

18

21

24

55

26

9

20

19

33

114

115

44

32

23

24

22

24

42

24

9

20

18

34

105

121

35

20

19

25

19

33

48

28

8

17

20

35

118

126

40

25

27

22

19

29

46

28

9

20

17

36

65

105

24

21

10

29

13

17

35

24

10

17

22

37

97

70

30

22

23

15

17

16

40

11

10

16

12

38

53

111

19

28

14

20

10

28

36

22

7

14

17

39

103

124

35

28

27

25

14

17

48

32

9

24

23

40

60

105

19

27

12

20

10

27

32

22

6

16

16

41

114

114

39

17

17

23

20

31

50

23

11

21

19

42

117

117

44

18

26

22

22

23

46

28

12

18

17

43

98

80

35

20

19

18

22

16

36

15

15

13

14

44

126

132

46

35

25

28

22

29

47

21

11

24

20

45

113

114

39

19

21

21

21

30

44

32

11

14

21

46

105

110

34

18

22

29

21

28

48

35

12

25

13

47

65

101

23

20

16

19

12

22

33

30

7

15

15

48

110

117

37

17

22

32

19

28

56

24

9

24

9

49

95

111

29

33

23

22

15

29

51

24

11

20

16

50

123

125

46

22

22

23

23

33

55

38

7

19

16

51

125

122

42

25

20

29

23

22

55

22

16

26

15

52

56

91

17

20

17

22

13

16

29

24

8

19

15

53

100

62

39

14

15

16

19

13

39

11

11

20

9

54

99

106

39

26

19

25

19

25

45

24

8

12

11

55

111

110

39

17

15

26

24

29

44

26

15

32

8

56

124

119

39

22

27

24

26

31

53

32

13

22

18

57

60

101

21

24

11

16

12

20

33

22

8

11

16

58

93

59

30

19

22

14

17

14

40

15

11

6

14

59

116

109

44

18

17

29

24

26

47

35

13

20

13

60

121

116

39

22

19

16

23

24

50

28

7

21

20

61

115

122

43

29

21

20

20

16

54

32

10

27

19

62

116

117

46

33

30

17

19

27

46

24

14

26

12

63

92

116

35

20

15

21

12

23

45

26

13

22

15

64

121

110

42

21

22

30

22

23

63

28

6

19

12

65

125

101

39

20

19

24

25

20

65

25

15

18

12

66

98

124

32

25

17

30

17

24

50

26

16

20

16

67

62

110

21

25

20

24

12

23

38

21

9

13

21

68

106

66

35

11

26

14

15

17

41

15

10

16

12

69

103

119

33

25

20

30

19

28

39

32

14

14

14

70

114

126

38

20

25

29

17

22

51

31

8

26

16

71

106

117

33

31

16

17

24

23

45

25

9

19

18

72

95

119

32

23

16

25

18

26

44

31

8

22

20

73

94

112

31

21

18

23

18

20

42

31

10

20

17

74

99

122

30

24

19

27

17

31

51

24

11

22

15

75

123

110

41

29

26

17

24

15

46

22

14

19

18

76

106

110

37

23

20

36

20

18

46

31

11

23

14

77

107

110

37

25

20

21

16

26

51

23

8

17

15

78

58

83

19

19

16

18

10

17

35

27

8

9

15

79

106

72

44

18

15

13

16

16

50

13

16

17

9

80

53

90

14

18

13

18

9

27

31

26

10

10

14

81

119

137

40

30

18

25

25

25

55

31

14

26

22

82

90

122

37

24

13

20

16

31

53

30

13

18

28

83

110

123

41

20

19

21

21

22

41

35

8

31

18

84

105

128

37

24

13

29

19

29

46

28

11

15

15

85

120

120

39

23

25

23

27

28

41

21

9

20

24

86

59

119

18

23

12

29

9

22

35

30

5

15

12

missing image file

Рис. 1. Уровень показателей адаптации у иностранных студентов

Относительно комфортное состояние иностранных студентов характеризуют показатели «Приятие других» и «Непринятие других», по первому показателю завышенные ожидания относительно среды общения испытывают 3% опрошенных иностранных студентов, данный показатель является нормальным для студентов и в общем для молодежи. Низкий уровень завышенных значений показателя «Непринятие других» – 23% свидетельствует об отсутствии критического отношения к одногруппникам, достаточно высоком уровне взаимопонимания и взаимной адаптивности студентов в рамках студенческой среды общения.

Данные выводы подтверждаются и значениями показателей «Эмоционального комфорта» и «Эмоционального дискомфорта». В первом случае значения показателей в рамках нормы и превышающие норму составили в совокупности 80%, по второму показателю эмоциональный дискомфорт выше нормы испытывают только 15% опрошенных иностранных студентов.

Значения показателей «Внешний контроль» и «Внутренний контроль» для большинства опрошенных остаются в пределах нормы: 88% и 84% соответственно. Такая ситуация свидетельствует о сохранении самоконтроля, критичности по отношению к своим поступкам и признании роли внешних факторов в сложившейся ситуации. Далее представим значения интегральных показателей адаптации (рис. 2).

Характеризуя значения интегральных показателей, необходимо сделать выводы о том, что ответы большинства иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» позволяют отнести их к группе со средними значениями адаптивности, средними значениями самоприятия и приятия других.

missing image file

Рис. 2. Значения интегральных показателей адаптации

Как правило, студенты данной группы обладают достаточным количеством ресурсов для комфортной адаптации в новой для себя среде, что обуславливает высокий эмоциональный комфорт. Вместе с тем в ходе исследования удалось выявить студентов без четко выраженных характеристик адаптивности и с низким уровнем эмоционального комфорта. Данная группа иностранных студентов испытывает существенные сложности с адаптацией и нуждается в помощи со стороны вуза для активного включения в учебный процесс и социальное взаимодействие.

Заключение

Обобщая полученные результаты в ходе исследования особенностей адаптации иностранных студентов, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, значительный интерес к российской системе высшего образования со стороны иностранных студентов формирует исследовательскую повестку, связанную с изучением особенностей адаптации в образовательной и социальной среде.

Во-вторых, результат опроса иностранных студентов, направленного на определение особенностей адаптации, показал достаточно позитивные результаты. Большинство опрошенных показали высокий уровень адаптивности, эмоционального комфорта и самоконтроля.

В-третьих, удалось выявить группы иностранных студентов, характеризующихся различными значениями адаптивности, уровня принятия других и эмоционального комфорта. Это позволяет использовать полученную информацию для формирования программ адаптации для иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет».


Библиографическая ссылка

Кочерьян М.А., Рыскин П.П., Шуралева Н.Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 180-187;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40227 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674