Введение
Активный интерес иностранных студентов к освоению образовательных программ в системе российского высшего образования приводит к формированию мультикультурной вузовской среды. В данном контексте формируется задача создания в организациях высшего образования необходимых социально-педагогических условий для иностранных студентов, поскольку выход из привычных условий жизни и обучения способствует проявлению негативных когнитивных, поведенческих и эмоциональных реакций, что в конечном итоге приводит к отказу от обучения в российских вузах. Среди наиболее распространенных проблем адаптации иностранных студентов выделяют непривычные социальные нормы и правила, языковой барьер, различия в особенностях осуществления учебного процесса, коммуникационные проблемы, связанные с налаживанием социальных контактов с местным населением, проблемы с поиском работы. Соответственно, увеличивается роль инструментов психологической адаптации студентов к жизни и обучению в России, освоению культурных норм, изучению русского языка. Оценка уровня психологической адаптации в ходе обучения в российских вузах осуществляется путем выявления особенностей академической и социокультурной вовлеченности иностранных студентов и соответствующего психоэмоционального состояния [1, с. 76]. Как отмечено в статье [2, с. 19], «необходимо способствовать активизации общего ресурсного фонда, особенно в социальном управлении. Это способствует развитию личности, обеспечивая ее самореализацию в процессе деятельности и выработке механизмов преодоления трудностей. В постоянно трансформирующейся среде личности необходима преобразующая активность. При этом важно сохранить продуктивность и успешность своей деятельности». Академическая и социокультурная вовлеченность иностранных студентов включает связанные процессы интеграции в учёный процесс и усвоение социальных норм, ценностей и культурных кодов Российской Федерации. Успех данных процессов соответствует благополучному психоэмоциональному состоянию иностранных студентов, характеризующемуся устойчивым эмоциональным состоянием и удовлетворенностью процессом обучения и интеграцией в жизнь вуза.
Цель исследования заключается в выявлении текущего состояния адаптации иностранных студентов к обучению в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет».
Материал и методы исследования
Вопросы адаптации индивидуума к изменению культурной среды достаточно изучены, что позволяет выделить приоритетные модели исследования особенностей адаптации иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации.
Фазная модель адаптации включает четыре этапа: 1) эйфорию от перехода в новую культурную среду; 2) культурный шок, вызванный различиями между родной и новой культурой; 3) приспособление к новой среде; 4) адаптация, сопровождаемая принятием новой культуры. Авторы отмечают, что «адаптация предполагает активное усвоение норм и ценностей групп и предстает как уровень внешнего овладения соответствующими формами и средствами деятельности. Возникшая объективная необходимость максимально адаптироваться в общности достигается за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения новообразований личности, которые соответствуют групповому развитию, но до этого отсутствовали у данного индивида» [3, с. 68]. Аналогичная модель предложена в работе [4], автор выделяет фазы адаптации к новой культурной среде, предполагающие постепенную интеграцию в новые условия на основе выделения общих черт между культурами.
В концепции аккультурации [5, с. 48] выделяют стратегии адаптации индивидуума к новым условиям, данные стратегии включают: 1) интеграцию, основанную на поиске общих черт в родной и принимающей культурах, «включение мигрантов в принимающее сообщество при сохранении некоторых элементов своей культуры, в принимающем сообществе взаимодействуют несколько этнических групп, контактирующих внутри крупного социального контекста на основе единых законов»; 2) ассимиляцию, подразумевающую полное принятие новой среды и ее норм, «люди дистанцируются от своей культуры, традиций, ценностей и переходят в культуру более крупного общества. Это может происходить через включение меньшинства в доминирующую группу либо в новое общество в целом»; 3) сепарацию, включающую полный отказ от новых условий и сохранение базовой идентичности, для данного состояния характерен «выбор самой группы, она может быть и желанной для людей какой-то группы меньшинства, тогда они сохраняют в повседневной жизни свои традиции вне доминирующего общества и существуют относительно обособленно»; 4) маргинализацию, подразумевающую отказ от норм как родной, так и принимающей культурной среды, для данного состояния характерна «потеря идентичности, замешательство и стресс на личностном уровне, ощущение отчуждённости. Группа теряет контакт и со своей культурой, и с культурой большинства. Возможны выступления против общества».
Интересной является динамическая модель адаптации, базовой детерминантой которой является эмоциональный стресс, вызванный межкультурными различиями. По мнению автора [6, с. 67], стрессовое состояние приводит к росту межличностных коммуникаций, что достаточно распространено в вузовской среде, где присутствует институт кураторства для иностранных студентов.
Характеризуя имеющиеся исследования по адаптации иностранных студентов к обучению в вузах Российской Федерации, можно отметить следующие моменты, выделяемые авторами [7, с. 21]. В большинстве случаев трудности адаптации вызваны наличием языкового барьера, далее идут факторы, связанные с различиями в климатических условиях проживания студентов и сложностью адаптации к модели реализации учебного процесса, связанного с обязательным посещением занятий, самостоятельной подготовкой и необходимостью активного участия в дискуссиях. Авторы [8, с. 109] делают вывод, что наиболее адаптированными к обучению в российских вузах являются студенты из стран СНГ, поскольку, как правило, владеют русским языком и имеют общие культурные коды.
С опорой на имеющийся опыт исследований адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах был сформирован опросный лист, включающий 101 вопрос из опросника К. Роджерса и Р. Даймонда [9]. Данная методика неоднократно использовалась для определения уровня социальной адаптации и в соответствии с результатами исследования, представленными в работе О.А. Белобрыкиной и А.В. Дроздовой [10], была несколько модифицирована, поэтому при проведении исследования использован вариант, представленный в статье А.К. Осницкого [11, с. 46]. Опрос содержит 101 вопрос, принцип получения информации основан на ассоциативных реакциях опрашиваемого, что предполагает оценку соответствия своего состояния по сравнению с приведенным высказыванием по шкале от «0» – полное несоответствие, до «6» – полное соответствие. Далее осуществляется расчет показателей в соответствии со следующим порядком (табл. 1).
После получения информации, представленной в таблице 1, осуществляется расчет интегральных показателей (табл. 2).
Высокий уровень интегральных значений адаптации показателей признается при достижении значений выше 60, средний уровень от 40 до 60 и нижний уровень при значениях ниже 40.
Информационная база исследования составлена из результатов опроса 86 иностранных студентов, проходящих подготовку по образовательным программам в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет». В опросе приняли участие студенты из следующих стран: Китай – 18, Иран – 14, Таджикистан – 24, Кот-д’Ивуар – 10, Узбекистан – 12, Египет – 8.
Таблица 1
Показатели и ключи интерпретации опроса [11]
№ |
Показатель |
Номер высказывания |
Нормы |
|
1 |
а) |
Адаптивность |
4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 |
68-136 |
б) |
Дезадаптивность |
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 |
68-136 |
|
2 |
а) |
Лживость - |
34, 45, 48, 81, 89 |
18-36 |
б) |
Лживость + |
8, 82, 92, 101 |
18-36 |
|
3 |
а) |
Приятие себя |
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 |
22-42 |
б) |
Неприятие себя |
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 |
14-28 |
|
4 |
а) |
Приятие других |
9, 14, 22, 26, 53, 97 |
12-24 |
б) |
Неприятие других |
2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 |
14-28 |
|
5 |
а) |
Эмоциональный комфорт |
23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 |
14-28 |
б) |
Эмоциональный дискомфорт |
6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 |
14-28 |
|
6 |
а) |
Внутренний контроль |
4, 5, 11, 12, 13, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 |
26-52 |
б) |
Внешний контроль |
25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 |
18-36 |
|
7 |
а) |
Доминирование |
58, 61, 66 |
6-12 |
б) |
Ведомость |
16, 32, 38, 69, 84, 87 |
12-24 |
|
8 |
Эскапизм |
17, 18, 54, 64, 86 |
10-20 |
Таблица 2
Интегральные показатели адаптации
Показатель |
Формула расчета |
Адаптация |
× 100 |
Самоприятие |
×100 |
Приятие других |
×100 |
Эмоциональный комфорт |
×100 |
Интернальность |
×100 |
Стремление к доминированию |
×100 |
Результаты исследования и их обсуждение
В ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» обучается свыше 3000 иностранных студентов из 69 стран мира, для их успешной адаптации в вузе проводится комплексная работа, направленная на погружение в социокультурную среду России. Направления работы охватывают знакомство иностранных студентов с нормами поведения, ценностями, особенностями осуществления образовательного процесса, культурой нашей страны.
В университете действует подготовительный факультет, где реализуется программа изучения русского языка и подготовительные программы в области будущей профессиональной деятельности слушателей.
На базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» действует штаб-квартира Ассоциации иностранных студентов России, деятельность которой направлена на решение проблем адаптации иностранных студентов, защиту прав, помощь в решении бытовых вопросов, освоении образовательных программ. В университете существует институт кураторства, деятельность которого направлена на сопровождение иностранных студентов при решении учебных и бытовых вопросов, знакомство с подразделениями, координирующими учебный процесс, преподавателями, социально-бытовой инфраструктурой университета. Работа кураторов поддерживается информационными материалами («памятками»), которыми обеспечивается каждый иностранный студент.
Спецификой адаптации иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» является активное вовлечение иностранных студентов в коммуникационные процессы в ходе проведения международных мероприятий, наиболее известным из которых является ежегодный Евразийский экономический форум молодежи.
Результативность представленных мероприятий, направленных на успешную адаптацию иностранных студентов, можно оценить с помощью опроса. Значения показателей, рассчитанные в соответствии с порядком, отображенным в таблице 1, представлены в таблице 3.
Присутствие значений ниже диапазона нормы по показателям «Адаптивность» – 17%, «Приятие других» – 3%, «Эмоциональный комфорт» – 20% свидетельствует о наличии группы иностранных студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации в учебном процессе и социальном общении. Такая ситуация требует внимания со стороны психологических служб университета и применения дополнительных программ психологической поддержки. Обобщение результатов исследования представлено на рисунке 1.
Как видно на рисунке, 83% опрошенных иностранных студентов демонстрируют ответы, свидетельствующие о нормальном уровне адаптивности в сложившейся ситуации. Данный показатель свидетельствует о достаточно благоприятных условиях обучения в вузе для иностранных студентов, совпадении ожидаемых и фактических результатов процесса обучения и активном применении методов адаптации иностранных студентов руководством вуза. Показатель дезадаптивности, характеризующий эмоциональную компоненту процесса адаптации, показывает, что 91% опрошенных иностранных студентов находятся в пределах нормы, а 7% опрошенных испытывают стресс, связанный с новыми для себя условиями обучения и проживания. Преодоление сложившейся ситуации может быть осуществлено путем применения антистрессовых механизмов работы со студентами: проведение информационных бесед, назначение кураторов, работа которых позволит более подробно ознакомить иностранных студентов с особенностями обучения.
Таблица 3
Значения показателей, рассчитанные по результатам опроса
№ анкеты |
Адаптивность |
Дезадаптивность |
Приятие себя |
Неприятие себя |
Приятие других |
Неприятие других |
Эмоциональный комфорт |
Эмоциональный дискомфорт |
Внутренний контроль |
Внешний контроль |
Доминирование |
Ведомость |
Эскапизм |
1 |
58 |
106 |
19 |
25 |
19 |
29 |
10 |
19 |
30 |
22 |
9 |
17 |
12 |
2 |
101 |
71 |
45 |
14 |
24 |
18 |
13 |
18 |
34 |
22 |
9 |
16 |
11 |
3 |
104 |
114 |
38 |
25 |
19 |
24 |
20 |
27 |
42 |
28 |
14 |
20 |
15 |
4 |
119 |
128 |
45 |
30 |
19 |
30 |
28 |
25 |
44 |
31 |
8 |
27 |
20 |
5 |
125 |
122 |
50 |
28 |
27 |
26 |
22 |
21 |
50 |
19 |
10 |
24 |
16 |
6 |
100 |
119 |
33 |
23 |
16 |
24 |
16 |
28 |
52 |
31 |
10 |
23 |
15 |
7 |
112 |
65 |
37 |
19 |
22 |
12 |
18 |
14 |
59 |
17 |
9 |
12 |
12 |
8 |
109 |
132 |
42 |
31 |
20 |
29 |
22 |
21 |
48 |
35 |
6 |
18 |
21 |
9 |
112 |
111 |
44 |
20 |
20 |
23 |
18 |
22 |
50 |
26 |
9 |
23 |
16 |
10 |
99 |
122 |
35 |
33 |
18 |
27 |
14 |
23 |
45 |
24 |
7 |
18 |
22 |
11 |
55 |
100 |
18 |
27 |
18 |
14 |
14 |
18 |
21 |
25 |
7 |
17 |
21 |
12 |
100 |
119 |
31 |
23 |
22 |
24 |
16 |
28 |
48 |
25 |
8 |
26 |
16 |
13 |
109 |
71 |
35 |
21 |
25 |
11 |
14 |
18 |
51 |
23 |
11 |
13 |
8 |
14 |
107 |
120 |
39 |
19 |
21 |
20 |
15 |
26 |
46 |
21 |
11 |
23 |
18 |
15 |
101 |
125 |
31 |
25 |
22 |
17 |
17 |
27 |
44 |
32 |
8 |
19 |
17 |
16 |
90 |
112 |
32 |
26 |
15 |
32 |
21 |
22 |
47 |
31 |
12 |
11 |
15 |
17 |
113 |
126 |
43 |
21 |
17 |
29 |
29 |
23 |
37 |
37 |
15 |
26 |
18 |
18 |
109 |
107 |
36 |
24 |
20 |
25 |
25 |
26 |
47 |
22 |
9 |
17 |
14 |
19 |
96 |
67 |
36 |
10 |
12 |
13 |
19 |
15 |
46 |
23 |
9 |
18 |
12 |
20 |
95 |
117 |
32 |
20 |
23 |
29 |
13 |
25 |
45 |
25 |
12 |
15 |
20 |
21 |
114 |
124 |
48 |
31 |
14 |
23 |
22 |
25 |
41 |
31 |
12 |
27 |
19 |
22 |
95 |
123 |
28 |
23 |
27 |
30 |
17 |
23 |
48 |
28 |
8 |
24 |
15 |
23 |
52 |
111 |
19 |
17 |
13 |
28 |
10 |
29 |
31 |
18 |
4 |
16 |
16 |
24 |
106 |
67 |
35 |
20 |
15 |
13 |
19 |
15 |
54 |
16 |
9 |
17 |
10 |
25 |
58 |
116 |
21 |
27 |
16 |
27 |
11 |
18 |
27 |
26 |
9 |
19 |
16 |
26 |
97 |
69 |
31 |
11 |
15 |
16 |
25 |
14 |
44 |
20 |
14 |
15 |
10 |
27 |
103 |
103 |
34 |
16 |
17 |
21 |
21 |
26 |
48 |
19 |
10 |
17 |
19 |
28 |
63 |
102 |
22 |
25 |
20 |
24 |
10 |
26 |
26 |
28 |
14 |
12 |
11 |
29 |
89 |
132 |
28 |
28 |
11 |
30 |
21 |
26 |
45 |
24 |
8 |
25 |
23 |
30 |
105 |
113 |
36 |
29 |
24 |
28 |
20 |
20 |
45 |
27 |
5 |
28 |
9 |
31 |
111 |
139 |
43 |
30 |
16 |
23 |
15 |
28 |
54 |
32 |
12 |
22 |
18 |
32 |
111 |
112 |
40 |
23 |
19 |
18 |
21 |
24 |
55 |
26 |
9 |
20 |
19 |
33 |
114 |
115 |
44 |
32 |
23 |
24 |
22 |
24 |
42 |
24 |
9 |
20 |
18 |
34 |
105 |
121 |
35 |
20 |
19 |
25 |
19 |
33 |
48 |
28 |
8 |
17 |
20 |
35 |
118 |
126 |
40 |
25 |
27 |
22 |
19 |
29 |
46 |
28 |
9 |
20 |
17 |
36 |
65 |
105 |
24 |
21 |
10 |
29 |
13 |
17 |
35 |
24 |
10 |
17 |
22 |
37 |
97 |
70 |
30 |
22 |
23 |
15 |
17 |
16 |
40 |
11 |
10 |
16 |
12 |
38 |
53 |
111 |
19 |
28 |
14 |
20 |
10 |
28 |
36 |
22 |
7 |
14 |
17 |
39 |
103 |
124 |
35 |
28 |
27 |
25 |
14 |
17 |
48 |
32 |
9 |
24 |
23 |
40 |
60 |
105 |
19 |
27 |
12 |
20 |
10 |
27 |
32 |
22 |
6 |
16 |
16 |
41 |
114 |
114 |
39 |
17 |
17 |
23 |
20 |
31 |
50 |
23 |
11 |
21 |
19 |
42 |
117 |
117 |
44 |
18 |
26 |
22 |
22 |
23 |
46 |
28 |
12 |
18 |
17 |
43 |
98 |
80 |
35 |
20 |
19 |
18 |
22 |
16 |
36 |
15 |
15 |
13 |
14 |
44 |
126 |
132 |
46 |
35 |
25 |
28 |
22 |
29 |
47 |
21 |
11 |
24 |
20 |
45 |
113 |
114 |
39 |
19 |
21 |
21 |
21 |
30 |
44 |
32 |
11 |
14 |
21 |
46 |
105 |
110 |
34 |
18 |
22 |
29 |
21 |
28 |
48 |
35 |
12 |
25 |
13 |
47 |
65 |
101 |
23 |
20 |
16 |
19 |
12 |
22 |
33 |
30 |
7 |
15 |
15 |
48 |
110 |
117 |
37 |
17 |
22 |
32 |
19 |
28 |
56 |
24 |
9 |
24 |
9 |
49 |
95 |
111 |
29 |
33 |
23 |
22 |
15 |
29 |
51 |
24 |
11 |
20 |
16 |
50 |
123 |
125 |
46 |
22 |
22 |
23 |
23 |
33 |
55 |
38 |
7 |
19 |
16 |
51 |
125 |
122 |
42 |
25 |
20 |
29 |
23 |
22 |
55 |
22 |
16 |
26 |
15 |
52 |
56 |
91 |
17 |
20 |
17 |
22 |
13 |
16 |
29 |
24 |
8 |
19 |
15 |
53 |
100 |
62 |
39 |
14 |
15 |
16 |
19 |
13 |
39 |
11 |
11 |
20 |
9 |
54 |
99 |
106 |
39 |
26 |
19 |
25 |
19 |
25 |
45 |
24 |
8 |
12 |
11 |
55 |
111 |
110 |
39 |
17 |
15 |
26 |
24 |
29 |
44 |
26 |
15 |
32 |
8 |
56 |
124 |
119 |
39 |
22 |
27 |
24 |
26 |
31 |
53 |
32 |
13 |
22 |
18 |
57 |
60 |
101 |
21 |
24 |
11 |
16 |
12 |
20 |
33 |
22 |
8 |
11 |
16 |
58 |
93 |
59 |
30 |
19 |
22 |
14 |
17 |
14 |
40 |
15 |
11 |
6 |
14 |
59 |
116 |
109 |
44 |
18 |
17 |
29 |
24 |
26 |
47 |
35 |
13 |
20 |
13 |
60 |
121 |
116 |
39 |
22 |
19 |
16 |
23 |
24 |
50 |
28 |
7 |
21 |
20 |
61 |
115 |
122 |
43 |
29 |
21 |
20 |
20 |
16 |
54 |
32 |
10 |
27 |
19 |
62 |
116 |
117 |
46 |
33 |
30 |
17 |
19 |
27 |
46 |
24 |
14 |
26 |
12 |
63 |
92 |
116 |
35 |
20 |
15 |
21 |
12 |
23 |
45 |
26 |
13 |
22 |
15 |
64 |
121 |
110 |
42 |
21 |
22 |
30 |
22 |
23 |
63 |
28 |
6 |
19 |
12 |
65 |
125 |
101 |
39 |
20 |
19 |
24 |
25 |
20 |
65 |
25 |
15 |
18 |
12 |
66 |
98 |
124 |
32 |
25 |
17 |
30 |
17 |
24 |
50 |
26 |
16 |
20 |
16 |
67 |
62 |
110 |
21 |
25 |
20 |
24 |
12 |
23 |
38 |
21 |
9 |
13 |
21 |
68 |
106 |
66 |
35 |
11 |
26 |
14 |
15 |
17 |
41 |
15 |
10 |
16 |
12 |
69 |
103 |
119 |
33 |
25 |
20 |
30 |
19 |
28 |
39 |
32 |
14 |
14 |
14 |
70 |
114 |
126 |
38 |
20 |
25 |
29 |
17 |
22 |
51 |
31 |
8 |
26 |
16 |
71 |
106 |
117 |
33 |
31 |
16 |
17 |
24 |
23 |
45 |
25 |
9 |
19 |
18 |
72 |
95 |
119 |
32 |
23 |
16 |
25 |
18 |
26 |
44 |
31 |
8 |
22 |
20 |
73 |
94 |
112 |
31 |
21 |
18 |
23 |
18 |
20 |
42 |
31 |
10 |
20 |
17 |
74 |
99 |
122 |
30 |
24 |
19 |
27 |
17 |
31 |
51 |
24 |
11 |
22 |
15 |
75 |
123 |
110 |
41 |
29 |
26 |
17 |
24 |
15 |
46 |
22 |
14 |
19 |
18 |
76 |
106 |
110 |
37 |
23 |
20 |
36 |
20 |
18 |
46 |
31 |
11 |
23 |
14 |
77 |
107 |
110 |
37 |
25 |
20 |
21 |
16 |
26 |
51 |
23 |
8 |
17 |
15 |
78 |
58 |
83 |
19 |
19 |
16 |
18 |
10 |
17 |
35 |
27 |
8 |
9 |
15 |
79 |
106 |
72 |
44 |
18 |
15 |
13 |
16 |
16 |
50 |
13 |
16 |
17 |
9 |
80 |
53 |
90 |
14 |
18 |
13 |
18 |
9 |
27 |
31 |
26 |
10 |
10 |
14 |
81 |
119 |
137 |
40 |
30 |
18 |
25 |
25 |
25 |
55 |
31 |
14 |
26 |
22 |
82 |
90 |
122 |
37 |
24 |
13 |
20 |
16 |
31 |
53 |
30 |
13 |
18 |
28 |
83 |
110 |
123 |
41 |
20 |
19 |
21 |
21 |
22 |
41 |
35 |
8 |
31 |
18 |
84 |
105 |
128 |
37 |
24 |
13 |
29 |
19 |
29 |
46 |
28 |
11 |
15 |
15 |
85 |
120 |
120 |
39 |
23 |
25 |
23 |
27 |
28 |
41 |
21 |
9 |
20 |
24 |
86 |
59 |
119 |
18 |
23 |
12 |
29 |
9 |
22 |
35 |
30 |
5 |
15 |
12 |
Рис. 1. Уровень показателей адаптации у иностранных студентов
Относительно комфортное состояние иностранных студентов характеризуют показатели «Приятие других» и «Непринятие других», по первому показателю завышенные ожидания относительно среды общения испытывают 3% опрошенных иностранных студентов, данный показатель является нормальным для студентов и в общем для молодежи. Низкий уровень завышенных значений показателя «Непринятие других» – 23% свидетельствует об отсутствии критического отношения к одногруппникам, достаточно высоком уровне взаимопонимания и взаимной адаптивности студентов в рамках студенческой среды общения.
Данные выводы подтверждаются и значениями показателей «Эмоционального комфорта» и «Эмоционального дискомфорта». В первом случае значения показателей в рамках нормы и превышающие норму составили в совокупности 80%, по второму показателю эмоциональный дискомфорт выше нормы испытывают только 15% опрошенных иностранных студентов.
Значения показателей «Внешний контроль» и «Внутренний контроль» для большинства опрошенных остаются в пределах нормы: 88% и 84% соответственно. Такая ситуация свидетельствует о сохранении самоконтроля, критичности по отношению к своим поступкам и признании роли внешних факторов в сложившейся ситуации. Далее представим значения интегральных показателей адаптации (рис. 2).
Характеризуя значения интегральных показателей, необходимо сделать выводы о том, что ответы большинства иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» позволяют отнести их к группе со средними значениями адаптивности, средними значениями самоприятия и приятия других.
Рис. 2. Значения интегральных показателей адаптации
Как правило, студенты данной группы обладают достаточным количеством ресурсов для комфортной адаптации в новой для себя среде, что обуславливает высокий эмоциональный комфорт. Вместе с тем в ходе исследования удалось выявить студентов без четко выраженных характеристик адаптивности и с низким уровнем эмоционального комфорта. Данная группа иностранных студентов испытывает существенные сложности с адаптацией и нуждается в помощи со стороны вуза для активного включения в учебный процесс и социальное взаимодействие.
Заключение
Обобщая полученные результаты в ходе исследования особенностей адаптации иностранных студентов, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, значительный интерес к российской системе высшего образования со стороны иностранных студентов формирует исследовательскую повестку, связанную с изучением особенностей адаптации в образовательной и социальной среде.
Во-вторых, результат опроса иностранных студентов, направленного на определение особенностей адаптации, показал достаточно позитивные результаты. Большинство опрошенных показали высокий уровень адаптивности, эмоционального комфорта и самоконтроля.
В-третьих, удалось выявить группы иностранных студентов, характеризующихся различными значениями адаптивности, уровня принятия других и эмоционального комфорта. Это позволяет использовать полученную информацию для формирования программ адаптации для иностранных студентов в ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет».