Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ

Шуняева Е.А. 1 Паршина Н.А. 1 Тимошин В.В. 1 Бакулин С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
Целью исследования является определение эффективности потенциала производственной практики в подготовке будущих спортивных педагогов. Ключевая идея выражается в том, что современная система образования и воспитания требует все более качественную профессиональную подготовку молодых кадров в сфере физической культуры и спорта. Опыт показывает, что в молодых специалистах ценится не столько запас теоретических знаний, сколько способность применять их в реальных условиях профессиональной деятельности. В этой связи производственная практика в образовательном процессе будущих спортивных педагогов выполняет важные функции в системе профессиональной ориентации студентов и выступает связующим звеном между теоретической и практической деятельностью молодых кадров. Авторы выделяют значимость практики в возможности студентам погрузиться в реальные условия своей будущей профессии, но с меньшей долей ответственности. Это позволяет ребятам набраться опыта, почувствовать рабочую атмосферу трудового коллектива, что не только положительно скажется на качестве успеваемости, но и воспитает их как будущих тренеров-преподавателей. В статье представлены результаты сопоставительного анализа обученности студентов-бакалавров до и после прохождения производственной (тренерской) практики с применением практико-ориентированного подхода для определения степени их профессионализма. По итогам освоения производственной практики можно с уверенностью сказать об эффективности ее потенциала, который положительно действует на качество получаемых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности будущих спортивных педагогов. Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме «Компетентностно ориентированная модель подготовки тренерских кадров в условиях цифровой трансформации образования».
студенты
производственная практика
профессиональные компетенции
профессиональная подготовка
спортивный педагог
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 г. № 940 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71788814/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.06.2024).
2. Буянова И.Б. Практико-ориентированная подготовка педагога к реализации социально-педагогической функции // Гуманитарные науки и образование. 2021. Т. 12, № 3. С. 21-26. DOI: 10.51609/2079-3499_2021_12_03_21.
3. Елагина В.С., Михайлова Т.А., Черная Е.В. Подготовка учителя физической культуры в условиях обновления содержания образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 138-142. DOI: 10.17513/snt.39744.
4. Куликова Л.М., Куликов Л.М. Компетентностный подход к профессиональной подготовке бакалавров физической культуры в процессе производственной практики // Теория и практика физической культуры. 2015. № 5. С. 29-30.
5. Кролевецкая Е.Н. Полисубъектное взаимодействие как основа профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12-2. С. 347-352. DOI: 10.17513/snt.39028.
6. Елькина Е.Л., Черокова А.В. Алгоритм развития креативности в процессе профессиональной подготовки студентов // Учебный эксперимент в образовании. 2024. № 1 (109). C. 15–25. DOI: 10.51609/2079-875Х_2024_1_15.
7. Инькова М.Д. Компетентностный подход в развитии системного кругозора студентов бакалавриата // Гуманитарные науки и образование. 2024. Т. 15, № 2 (58). С. 65–71. DOI: 10.51609/2079-3499_2024_15_02_65.

Введение

В настоящее время в системе физкультурного образования особую роль играет практико-ориентированный характер обучения будущих спортивных педагогов. Это обуславливается тем, что требования, предъявляемые современным обществом, становятся с каждым годом все более значимыми. В выпускниках высшей школы ценится не столько система полученных теоретических знаний, сколько способность применять данные знания в реальных условиях практической деятельности.

Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» регламентирует требования к профессиональной подготовке бакалавров и обуславливает практико-ориентированную направленность образовательного процесса. Будущие спортивные педагоги осваивают компетенции, формирование которых в процессе обучения готовит выпускников к решению различных задач профессиональной деятельности.

Следует отметить, что профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и отражаются в рабочих программах учебных дисциплин, практик и др. [1].

Изучение проблемы организации образовательной деятельности в вузе показал, что производственная практика выполняет важные функции в системе профессиональной ориентации студентов и выступает связующим звеном между теоретической и практической деятельностью молодых кадров. Она помогает овладеть основными знаниями, умениями и навыками практико-ориентированной направленности, реализуется в организациях, деятельность которых максимально приближена к профессиональной деятельности и соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Практика также сосредоточена на обеспечении дискретности и последовательности. Обязательным условием успешного прохождения является наличие у будущих тренеров-преподавателей устойчиво сформированных профессиональных компетенций [2; 3].

Исходя из этого, следует полагать, что проблема повышения требований к процессу обучения и практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов, сложившаяся в настоящее время в высшей школе, является ключевой задачей воспитания высокообразованных студентов-бакалавров на основе прохождения производственных практик [4].

Цель исследования состояла в определении эффективности потенциала производственной практики в подготовке будущих спортивных педагогов.

Материалы и методы исследования

Для выявления эффективности потенциала производственной практики авторы в научно-педагогическом исследовании применяли следующие методы: теоретические (изучение, анализ, систематизация существующих подходов по изучаемой проблеме); экспериментальные, предусматривающие реализацию процесса обучения в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода; статистическая обработка материалов.

Результаты исследования и их обсуждение

В основу своего исследования авторы заложили важность компетентностного подхода в образовательном процессе будущих спортивных педагогов. Безусловно, ключевой составляющей в образовательном пространстве, на взгляд авторов, является производственная практика, т.к. она входит в профессиональную сферу бакалавра, получающего физкультурное образование в вузе [5].

Для исследовательской работы была выбрана группа студентов-бакалавров факультета физической культуры Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева в количестве 28 человек. Девушки и юноши обучались на 3 курсе по направлению подготовки «49.03.01 Физическая культура», профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».

Уровень профессионализма студентов до начала практики и после ее прохождения оценивался по степени сформированности у них профессиональных компетенций. Для этой цели были отобраны пять компетенций, которые, на взгляд авторов, являются наиболее информативными и имеют весомое значение в процессе подготовки будущих профессионалов (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-25).

Для диагностики по каждой из них были разработаны практико-ориентированные задания, в которых авторы заложили практические и творческие направления, сосредоточенные на усвоении знаний, умений и навыков в период прохождения практики. Основной акцент при составлении заданий был сделан на главные составляющие профессионализма молодых кадров:

– тренировочный процесс и соревновательная деятельность требуют знания различных видов, содержания и технологии их организации; важно учитывать критерии индивидуального подхода к занимающимся и применять соответствующие технологии для проектирования индивидуального плана спортивной подготовки; необходимо знать правила проведения соревнований по конкретному виду спорта;

– важными навыками является способность осуществлять планирование отдельно взятого тренировочного занятия, и процесса в целом, регулярно отслеживать результаты тренировочной и соревновательной деятельности на различных этапах спортивной подготовки;

– способность выявлять проблемы и находить потенциал для совершенствования тренировочного процесса, объяснять правила поведения на спортивных объектах, спортивных сооружениях, на занятиях и соревнованиях по различным видам спорта;

– уметь составлять прогноз и планировать содержание тренировочного процесса многолетней спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом или программой; опыт оценки эффективности тренировок и соревнований также является важным; необходимы навыки проведения тренировочных занятий с использованием инвентаря и оборудования, а также участие в судействе соревнований.

Вместе с вышесказанным авторы исследования полагают, что создание реальных условий будущей профессии, приобретение опыта и чувства рабочей атмосферы трудового коллектива, где формируется способность к нестандартному решению задач, абстрактному и креативному мышлению, системному развитию кругозора, умению организовать социальное взаимодействие и работать в команде, также являются основными задачами в подготовке будущего спортивного педагога [6; 7].

Задания, ориентированные на развитие компетенций, студенты выполняли в виде контрольной работы в рамках «Входного контроля» до начала практики (март 2024 года) и «Итогового контроля» после ее завершения (май 2024 года). Формирующий эксперимент длился два месяца в период освоения практики на базах ее проведения. Диагностика профессиональной подготовленности будущих спортивных педагогов осуществлялась по четырехбалльной шкале оценивания уровня сформированности компетенций, которая разработана и представлена в рабочей программе практики.

Входной контроль, отражающий оценку практико-ориентированных заданий, выполняемых студентами до начала практики, показал следующие результаты при их выполнении: задание 1 – 3,6 балла, задание 2 – 3,4 балла, задание 3 – 3,5 балла, задание 4 – 3,3 балла и задание 5 – 3,4 балла. Итоговый средний балл составил 3,44 в цифровом эквиваленте.

Производственная (тренерская) практика реализовывалась в VI семестре 2023-2024 учебного года. Общая трудоемкость составила 9 зачетных единиц, продолжительность 324 часа. Базами практики являлись спортивные организации: федерации по видам спорта, спортивные школы олимпийского резерва, центры спортивной подготовки и т. п.

Программная основа практики включала в себя пять этапов прохождения всех видов работ. Во-первых, подготовительный этап был наполнен организационным, ознакомительным и профориентационным направлениями деятельности. Ознакомительный и основной – второй и третий этапы – учебно-методической, спортивно-массовой и воспитательной работой. Четвертый и пятый этапы – аналитический и завершающий. Содержание данных этапов было наполнено такими видами работ, как учебно-исследовательская, воспитательная и профориентационная.

За период прохождения практики бакалавры познакомились с администрацией и тренерско-преподавательским составом спортивной организации. Изучили их должностные обязанности, нормативно-правовую, планирующую и учетно-отчетную документацию, регламентирующую деятельность базы практики. С большим интересом посещали тренировочный процесс, реализуемый на различных этапах спортивной подготовки, вели наблюдения за процессом работы тренеров по видам спорта, проводили диагностику уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся групп начальной подготовки, спортивной специализации и спортивного совершенствования. Грамотно планировали дальнейшие этапы работы на период практики.

Поскольку основной состав студентов – действующие спортсмены, они использовали свой многолетний опыт в составлении плана тренировок и графика распределения недельных циклов в годичном тренировочном процессе на период практики. Под контролем наставников самостоятельно проводили занятия в соответствии с разработанными конспектами занятий по виду спорта. Вместе с тем, используя свой потенциал знаний и практический опыт, разрабатывали проекты положений о соревнованиях по избранному виду спорта, организовывали спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятии согласно календарному плану, в разработке, проведении и судействе которых активно участвовали.

Значительное внимание уделялось учебно-исследовательской деятельности. Юноши и девушки изучали передовой педагогический опыт ведущих специалистов, выполняли задания в рамках курсовых проектов, работали над составлением педагогического анализа учебно-тренировочных занятий. Следует отметить, что студенты были вовлечены в процесс практики и с большим интересом выполняли все виды работ, предусмотренных программой.

Студенты-практиканты системно и ответственно, под руководством факультетского и группового руководителей от образовательной организации, а также тренера-преподавателя по виду спорта от базы практики, выполняли все запланированные задания, что позволило успешно освоить весь учебный материал в полном объеме.

Для выявления эффективности потенциала производственной практики авторами данного исследования был организован итоговый контроль для диагностики сформированности профессиональных компетенций у студентов 3 курса факультета физической культуры по ее окончании. Анализом полученных данных был выявлен прирост уровня готовности профессиональных знаний, умений и навыков у будущих спортивных педагогов. Проверка практико-ориентированных заданий по окончании практики показала следующую картину: средний балл при выполнении задания 1, где оценивался уровень сформированности ПК-1, составил 4,1 балла; качественный показатель профессиональных знаний студентов повысился на 0,5 балла в цифровом эквиваленте и на 13,9% в процентном. Средний балл при выполнении задания 2, где оценивался уровень сформированности ПК-2 – 4,1 балла; качественный показатель успеваемости вырос на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 20,5% в процентном. Средний балл при выполнении задания 3, где оценивался уровень сформированности ПК-3 – 4,0 балла; качественный показатель успеваемости увеличился на 0,5 балла в цифровом эквиваленте и на 14,3% в процентном. Средний балл при выполнении задания 4, где оценивался уровень сформированности ПК-4 – 4,1 балла; качественный показатель поднялся на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 21,2% в процентном. Средний балл при выполнении задания 5, где оценивался уровень сформированности ПК-25 – 4,1 балла; качественный показатель успеваемости студентов повысился на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 20,5% в процентном. Результаты диагностики качества успеваемости по отдельным профессиональным компетенциям представлены на рисунке.

missing image file

Показатели качества успеваемости студентов-бакалавров по отдельным профессиональным компетенциям (в баллах)

Оценка уровня сформированности профессиональной подготовленности студентов-бакалавров 3 курса факультета физической культуры в период производственной (тренерской) практики (ППт)

п/п

Профессиональная

компетенция

(ПК)

Практико- ориентированное задание

Количество оценок

до прохождения ППт

(суммарное количество),

март 2024 г.

Средний балл

до прохождения ППт

Количество оценок

после прохождения ППт

(суммарное количество), май 2024 г.

Средний балл

после прохождения ППт

Динамика

успеваемости

(эквивалент)

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

2 (неудовлетворительно)

Цифровой

%

1.

ПК-1

Задание 1

3

(15)

14

(56)

9

(27)

2

(4)

3,6

7

(35)

18

(72)

3

(9)

0

(0)

4,1

+0,5

+13,9

2.

ПК-2

Задание 2

1

(5)

13

(52)

11

(33)

3

(6)

3,4

6

(30)

18

(72)

4

(12)

0

(0)

4,1

+0,7

+20,5

3.

ПК-3

Задание 3

3

(15)

11

(44)

13

(39)

1

(2)

3,5

9

(40)

16

(64)

3

(9)

0

(0)

4,0

+0,5

+14,3

4.

ПК-4

Задание 4

2

(10)

7

(28)

15

(45)

4

(8)

3,3

8

(40)

14

(56)

6

(18)

0

(0)

4,1

+0,7

+21,2

5.

ПК-25

Задание 5

3

(15)

8

(32)

14

(42)

3

(6)

3,4

7

(35)

16

(64)

5

(15)

0

(0)

4,1

+0,7

+20,5

Итоговые результаты оценивания

Итоговый средний балл до прохождения ППт

3,44

Итоговый средний балл после прохождения ППт

4,08

+0,64

+18,1

Следует заметить, что до прохождения практики итоговый средний балл профессиональной готовности юношей и девушек составлял 3,44 балла, после прохождения – 4,08. Суммарное повышение успеваемости по всем компетенциям составило +0,64 балла в цифровом эквиваленте и 18,1% – в процентном. Можно с уверенностью сказать, что реализация практики позволила повысить уровень качества профессиональных знаний, умений и навыков всех студентов, принимавших участие в исследовательской работе. Данные, полученные в ходе диагностики уровня профессиональной подготовленности студентов факультета физической культуры, представлены в таблице.

Заключение

Результаты исследования продемонстрировали улучшение показателей профессиональной подготовленности обучающихся 3 курса факультета физической культуры. По итогам после прохождения практики юноши и девушки показали более высокий уровень профессионализма по сравнению с тем, который был представлен до ее начала.

В заключение следует отметить, что производственная (тренерская) практика, осуществляемая в рамках образовательного процесса будущих спортивных педагогов, является не только обязательной формой учебной подготовки, но и эффективным средством развития их профессионализма. Она обладает достаточно высоким потенциалом для формирования у молодых кадров знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.


Библиографическая ссылка

Шуняева Е.А., Паршина Н.А., Тимошин В.В., Бакулин С.В. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПОРТИВНЫХ ПЕДАГОГОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 234-239;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40201 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674