Введение
В настоящее время в системе физкультурного образования особую роль играет практико-ориентированный характер обучения будущих спортивных педагогов. Это обуславливается тем, что требования, предъявляемые современным обществом, становятся с каждым годом все более значимыми. В выпускниках высшей школы ценится не столько система полученных теоретических знаний, сколько способность применять данные знания в реальных условиях практической деятельности.
Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» регламентирует требования к профессиональной подготовке бакалавров и обуславливает практико-ориентированную направленность образовательного процесса. Будущие спортивные педагоги осваивают компетенции, формирование которых в процессе обучения готовит выпускников к решению различных задач профессиональной деятельности.
Следует отметить, что профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, и отражаются в рабочих программах учебных дисциплин, практик и др. [1].
Изучение проблемы организации образовательной деятельности в вузе показал, что производственная практика выполняет важные функции в системе профессиональной ориентации студентов и выступает связующим звеном между теоретической и практической деятельностью молодых кадров. Она помогает овладеть основными знаниями, умениями и навыками практико-ориентированной направленности, реализуется в организациях, деятельность которых максимально приближена к профессиональной деятельности и соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования. Практика также сосредоточена на обеспечении дискретности и последовательности. Обязательным условием успешного прохождения является наличие у будущих тренеров-преподавателей устойчиво сформированных профессиональных компетенций [2; 3].
Исходя из этого, следует полагать, что проблема повышения требований к процессу обучения и практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих спортивных педагогов, сложившаяся в настоящее время в высшей школе, является ключевой задачей воспитания высокообразованных студентов-бакалавров на основе прохождения производственных практик [4].
Цель исследования состояла в определении эффективности потенциала производственной практики в подготовке будущих спортивных педагогов.
Материалы и методы исследования
Для выявления эффективности потенциала производственной практики авторы в научно-педагогическом исследовании применяли следующие методы: теоретические (изучение, анализ, систематизация существующих подходов по изучаемой проблеме); экспериментальные, предусматривающие реализацию процесса обучения в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода; статистическая обработка материалов.
Результаты исследования и их обсуждение
В основу своего исследования авторы заложили важность компетентностного подхода в образовательном процессе будущих спортивных педагогов. Безусловно, ключевой составляющей в образовательном пространстве, на взгляд авторов, является производственная практика, т.к. она входит в профессиональную сферу бакалавра, получающего физкультурное образование в вузе [5].
Для исследовательской работы была выбрана группа студентов-бакалавров факультета физической культуры Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева в количестве 28 человек. Девушки и юноши обучались на 3 курсе по направлению подготовки «49.03.01 Физическая культура», профиль «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».
Уровень профессионализма студентов до начала практики и после ее прохождения оценивался по степени сформированности у них профессиональных компетенций. Для этой цели были отобраны пять компетенций, которые, на взгляд авторов, являются наиболее информативными и имеют весомое значение в процессе подготовки будущих профессионалов (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-25).
Для диагностики по каждой из них были разработаны практико-ориентированные задания, в которых авторы заложили практические и творческие направления, сосредоточенные на усвоении знаний, умений и навыков в период прохождения практики. Основной акцент при составлении заданий был сделан на главные составляющие профессионализма молодых кадров:
– тренировочный процесс и соревновательная деятельность требуют знания различных видов, содержания и технологии их организации; важно учитывать критерии индивидуального подхода к занимающимся и применять соответствующие технологии для проектирования индивидуального плана спортивной подготовки; необходимо знать правила проведения соревнований по конкретному виду спорта;
– важными навыками является способность осуществлять планирование отдельно взятого тренировочного занятия, и процесса в целом, регулярно отслеживать результаты тренировочной и соревновательной деятельности на различных этапах спортивной подготовки;
– способность выявлять проблемы и находить потенциал для совершенствования тренировочного процесса, объяснять правила поведения на спортивных объектах, спортивных сооружениях, на занятиях и соревнованиях по различным видам спорта;
– уметь составлять прогноз и планировать содержание тренировочного процесса многолетней спортивной подготовки в соответствии с федеральным стандартом или программой; опыт оценки эффективности тренировок и соревнований также является важным; необходимы навыки проведения тренировочных занятий с использованием инвентаря и оборудования, а также участие в судействе соревнований.
Вместе с вышесказанным авторы исследования полагают, что создание реальных условий будущей профессии, приобретение опыта и чувства рабочей атмосферы трудового коллектива, где формируется способность к нестандартному решению задач, абстрактному и креативному мышлению, системному развитию кругозора, умению организовать социальное взаимодействие и работать в команде, также являются основными задачами в подготовке будущего спортивного педагога [6; 7].
Задания, ориентированные на развитие компетенций, студенты выполняли в виде контрольной работы в рамках «Входного контроля» до начала практики (март 2024 года) и «Итогового контроля» после ее завершения (май 2024 года). Формирующий эксперимент длился два месяца в период освоения практики на базах ее проведения. Диагностика профессиональной подготовленности будущих спортивных педагогов осуществлялась по четырехбалльной шкале оценивания уровня сформированности компетенций, которая разработана и представлена в рабочей программе практики.
Входной контроль, отражающий оценку практико-ориентированных заданий, выполняемых студентами до начала практики, показал следующие результаты при их выполнении: задание 1 – 3,6 балла, задание 2 – 3,4 балла, задание 3 – 3,5 балла, задание 4 – 3,3 балла и задание 5 – 3,4 балла. Итоговый средний балл составил 3,44 в цифровом эквиваленте.
Производственная (тренерская) практика реализовывалась в VI семестре 2023-2024 учебного года. Общая трудоемкость составила 9 зачетных единиц, продолжительность 324 часа. Базами практики являлись спортивные организации: федерации по видам спорта, спортивные школы олимпийского резерва, центры спортивной подготовки и т. п.
Программная основа практики включала в себя пять этапов прохождения всех видов работ. Во-первых, подготовительный этап был наполнен организационным, ознакомительным и профориентационным направлениями деятельности. Ознакомительный и основной – второй и третий этапы – учебно-методической, спортивно-массовой и воспитательной работой. Четвертый и пятый этапы – аналитический и завершающий. Содержание данных этапов было наполнено такими видами работ, как учебно-исследовательская, воспитательная и профориентационная.
За период прохождения практики бакалавры познакомились с администрацией и тренерско-преподавательским составом спортивной организации. Изучили их должностные обязанности, нормативно-правовую, планирующую и учетно-отчетную документацию, регламентирующую деятельность базы практики. С большим интересом посещали тренировочный процесс, реализуемый на различных этапах спортивной подготовки, вели наблюдения за процессом работы тренеров по видам спорта, проводили диагностику уровня физической и функциональной подготовленности занимающихся групп начальной подготовки, спортивной специализации и спортивного совершенствования. Грамотно планировали дальнейшие этапы работы на период практики.
Поскольку основной состав студентов – действующие спортсмены, они использовали свой многолетний опыт в составлении плана тренировок и графика распределения недельных циклов в годичном тренировочном процессе на период практики. Под контролем наставников самостоятельно проводили занятия в соответствии с разработанными конспектами занятий по виду спорта. Вместе с тем, используя свой потенциал знаний и практический опыт, разрабатывали проекты положений о соревнованиях по избранному виду спорта, организовывали спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятии согласно календарному плану, в разработке, проведении и судействе которых активно участвовали.
Значительное внимание уделялось учебно-исследовательской деятельности. Юноши и девушки изучали передовой педагогический опыт ведущих специалистов, выполняли задания в рамках курсовых проектов, работали над составлением педагогического анализа учебно-тренировочных занятий. Следует отметить, что студенты были вовлечены в процесс практики и с большим интересом выполняли все виды работ, предусмотренных программой.
Студенты-практиканты системно и ответственно, под руководством факультетского и группового руководителей от образовательной организации, а также тренера-преподавателя по виду спорта от базы практики, выполняли все запланированные задания, что позволило успешно освоить весь учебный материал в полном объеме.
Для выявления эффективности потенциала производственной практики авторами данного исследования был организован итоговый контроль для диагностики сформированности профессиональных компетенций у студентов 3 курса факультета физической культуры по ее окончании. Анализом полученных данных был выявлен прирост уровня готовности профессиональных знаний, умений и навыков у будущих спортивных педагогов. Проверка практико-ориентированных заданий по окончании практики показала следующую картину: средний балл при выполнении задания 1, где оценивался уровень сформированности ПК-1, составил 4,1 балла; качественный показатель профессиональных знаний студентов повысился на 0,5 балла в цифровом эквиваленте и на 13,9% в процентном. Средний балл при выполнении задания 2, где оценивался уровень сформированности ПК-2 – 4,1 балла; качественный показатель успеваемости вырос на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 20,5% в процентном. Средний балл при выполнении задания 3, где оценивался уровень сформированности ПК-3 – 4,0 балла; качественный показатель успеваемости увеличился на 0,5 балла в цифровом эквиваленте и на 14,3% в процентном. Средний балл при выполнении задания 4, где оценивался уровень сформированности ПК-4 – 4,1 балла; качественный показатель поднялся на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 21,2% в процентном. Средний балл при выполнении задания 5, где оценивался уровень сформированности ПК-25 – 4,1 балла; качественный показатель успеваемости студентов повысился на 0,7 балла в цифровом эквиваленте и на 20,5% в процентном. Результаты диагностики качества успеваемости по отдельным профессиональным компетенциям представлены на рисунке.
Показатели качества успеваемости студентов-бакалавров по отдельным профессиональным компетенциям (в баллах)
Оценка уровня сформированности профессиональной подготовленности студентов-бакалавров 3 курса факультета физической культуры в период производственной (тренерской) практики (ППт)
№ п/п |
Профессиональная компетенция (ПК) |
Практико- ориентированное задание |
Количество оценок до прохождения ППт (суммарное количество), март 2024 г. |
Средний балл до прохождения ППт |
Количество оценок после прохождения ППт (суммарное количество), май 2024 г. |
Средний балл после прохождения ППт |
Динамика успеваемости (эквивалент) |
|||||||
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
5 (отлично) |
4 (хорошо) |
3 (удовлетворительно) |
2 (неудовлетворительно) |
Цифровой |
% |
|||||
1. |
ПК-1 |
Задание 1 |
3 (15) |
14 (56) |
9 (27) |
2 (4) |
3,6 |
7 (35) |
18 (72) |
3 (9) |
0 (0) |
4,1 |
+0,5 |
+13,9 |
2. |
ПК-2 |
Задание 2 |
1 (5) |
13 (52) |
11 (33) |
3 (6) |
3,4 |
6 (30) |
18 (72) |
4 (12) |
0 (0) |
4,1 |
+0,7 |
+20,5 |
3. |
ПК-3 |
Задание 3 |
3 (15) |
11 (44) |
13 (39) |
1 (2) |
3,5 |
9 (40) |
16 (64) |
3 (9) |
0 (0) |
4,0 |
+0,5 |
+14,3 |
4. |
ПК-4 |
Задание 4 |
2 (10) |
7 (28) |
15 (45) |
4 (8) |
3,3 |
8 (40) |
14 (56) |
6 (18) |
0 (0) |
4,1 |
+0,7 |
+21,2 |
5. |
ПК-25 |
Задание 5 |
3 (15) |
8 (32) |
14 (42) |
3 (6) |
3,4 |
7 (35) |
16 (64) |
5 (15) |
0 (0) |
4,1 |
+0,7 |
+20,5 |
Итоговые результаты оценивания |
Итоговый средний балл до прохождения ППт |
3,44 |
Итоговый средний балл после прохождения ППт |
4,08 |
+0,64 |
+18,1 |
Следует заметить, что до прохождения практики итоговый средний балл профессиональной готовности юношей и девушек составлял 3,44 балла, после прохождения – 4,08. Суммарное повышение успеваемости по всем компетенциям составило +0,64 балла в цифровом эквиваленте и 18,1% – в процентном. Можно с уверенностью сказать, что реализация практики позволила повысить уровень качества профессиональных знаний, умений и навыков всех студентов, принимавших участие в исследовательской работе. Данные, полученные в ходе диагностики уровня профессиональной подготовленности студентов факультета физической культуры, представлены в таблице.
Заключение
Результаты исследования продемонстрировали улучшение показателей профессиональной подготовленности обучающихся 3 курса факультета физической культуры. По итогам после прохождения практики юноши и девушки показали более высокий уровень профессионализма по сравнению с тем, который был представлен до ее начала.
В заключение следует отметить, что производственная (тренерская) практика, осуществляемая в рамках образовательного процесса будущих спортивных педагогов, является не только обязательной формой учебной подготовки, но и эффективным средством развития их профессионализма. Она обладает достаточно высоким потенциалом для формирования у молодых кадров знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.