Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА)

Николаева А.Д. 1
1 ФГАОУ ВО « Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Автором проведено исследование эффективности реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций обучающихся – курсантов среднего профессионального образования водного транспорта. В статье представлены результаты продолженного исследования в области профессионального воспитания обучающихся. Экспериментальная часть исследования была направлена на подтверждение их результативности в повышении качества формирования профессионально-ценностных ориентаций обучающихся с учетом специфики подготовки будущих специалистов водного транспорта. Особую роль и значение решения данной проблемы в обучении и воспитании будущих специалистов для работы на водном транспорте подтвердила апробация разработанной программы воспитания курсантов водного института. В ней нашли отражение отдельные вопросы и механизмы по реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций (мотивы поведения, определенные нравственные ориентиры, командное взаимодействие и др.) студентов-курсантов Якутского института водного транспорта с учетом специфики региона. Для выявления степени усвоения эффективности использованы методики И.Г. Сенина по выявлению основных терминальных ценностей, К. Сишора по определению групповой сплоченности. Результаты исследования могут быть использованы при планировании программы развития образовательной организации подобного типа, при разработке учебных пособий, в работе студенческого самоуправления.
воспитание
ценностные ориентации
специалисты водного транспорта
среда
уклад жизни
работа в команде
профессиональные ценности
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.01 эксплуатация внутренних водных путей (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 мая 2014 г. № 439) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-26-02-01-ekspluataciya-vnutrennih-vodnyh-putey-439 (дата обращения: 21.08.2024).
2. Карапузиков А.А. Педагогическая система подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Серия: Науки об образовании. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 151–154.
3. Корсакова Т.В. Уклад жизни образовательной организации как фактор социально-экономических преобразований на микроуровне // Известия ЮФУ. Серия: Информационные н гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами. 2012. № 8. C. 40–45.
4. Программа воспитания и социализации обучающихся ЯИВТ [Электронный ресурс]. URL: https://yiwt.ru/ru/VospOtdel (дата обращения: 10.08.2024).
5. Николаева А.Д., Голиков И.А. Уклад жизни вуза как условие профессионального воспитания студентов // Глобальный научный потенциал. 2022. № 1 (130). С. 92–97.
6. Невзоров М.Н. Уклад образовательной организации: вчера // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2015. Т. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://met.emissia.org/offline/2015/met025.htm (дата обращения: 10.08.2024).
7. Болгарина Е.В. Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» // Педагогика высшей школы. 2015. № 2. С. 27–29.
8. Малышева А.Д., Николаева А.Д. Формирование командной компетенции студентов на занятиях по иностранному языку // Дискуссия. 2017. № 5 (79). С. 102–108.

Введение

В современных условиях проблема воспитания обучающихся как никогда актуальна, поскольку в современном мире подготовка специалистов ориентирована на профессионально-ценностные ориентации, способствующие целенаправленной профессиональной деятельности с учетом ее специфики с соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования.

Анализ источников по вопросам профессиональной подготовки будущих специалистов водного транспорта свидетельствует о многоаспектности данной проблематики. Научный интерес к данному исследованию обусловлен объективной потребностью в изменении представлений о содержании профессионального воспитания в системе среднего профессионального образования (далее СПО), его результатах, в определении приемлемых для современных образовательных организаций педагогических условий реализации профессиональных ценностных ориентаций курсантов в условиях командного взаимодействия и его недостаточной разработанностью. Возникает противоречие между объективной потребностью в подготовке специалистов с профессионально-ценностными ориентациями, влияющими на качество профессионального образования, и недостаточным вниманием к созданию педагогических условий формирования и развития указанной направленности курсантов (мотивы поведения, определенные нравственные ориентиры, навыки командного взаимодействия и др.) с учетом специфики их подготовки. Одним из способов разрешения указанного противоречия послужил вариант создания и реализации определенных педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций курсантов колледжа, влияющих на качество профессионального воспитания. Идеи влияния образовательной среды на развитие личности позволили автору рассматривать процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся-курсантов в рамках формирования общей культуры личности и навыков работы в командном взаимодействии с использованием активных методов и технологий воспитания.

Цель исследования – обосновать эффективность реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций обучающихся-курсантов СПО водного транспорта.

Материалы и методы исследования

В эксперименте на базе Якутского института водного транспорта участвовали 163 курсанта 3–4 курсов уровня СПО (контрольная группа – 91 чел., экспериментальная группа – 72 чел.). Использованы методы теоретического анализа, моделирования, педагогического эксперимента, методики И.Г. Сенина, К. Сишора, (выявление основных терминальных ценностей, определение групповой (командной) сплоченности).

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из цели, а также относительно предмета исследования рассмотрим вопросы по уточнению особенностей создаваемых педагогических условий в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций в организации СПО водного транспорта. Особенно в случаях, когда в подобных образовательных организациях, помимо реализации общепринятых базовых организационно-педагогических условий, необходимы условия, характерные для образовательных организаций водного транспорта. Необходимо отметить, что в таких организациях одним из приоритетов в подготовке специалистов является готовность выпускника к выполнению трудовых обязанностей в условиях командного взаимодействия: эффективно общаться с коллегами, брать ответственность на себя за результат деятельности всех членов команды (подчиненных), – а также к самостоятельному определению задач при организации деятельности команды, к выполнению функциональных обязанностей в роли лидера группы или подчиненного. При этом особое внимание уделяется развитию у обучающихся-курсантов организованности, самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности. В данном контексте подразумевается организованная, комплексная работа каждого члена экипажа судна. Это обусловлено особыми условиями труда на судах, связанных с риском, так как только при слаженной командной работе можно избежать непредвиденных ситуаций. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей» также в требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена указаны общие профессиональные компетенции (ПК), где отражаются способности для работы на водном транспорте, перечисленные выше [1].

Как отмечает А.А. Карапузиков, формирование профессиональных ценностных ориентаций обучающихся особое значение имеет в подготовке специалистов жизнеобеспечивающих отраслей [2]. С учетом того, что ответственность экипажа судна складывается из успешности работы в команде, эффективность работы специалистов проявляется и зависит от владения навыками командного взаимодействия. Приведем пример: уже на 2 курсе обучения курсанты СПО водного транспорта Республики Саха (Якутия) в процессе прохождения практики принимают участие в доставке жизнеобеспечивающих грузов в Арктику и удаленные территории Республики Саха (Якутия) единственным способом доставки в летний период – водным путем. При этом специфика региона характеризуется особыми экстремальными условиями Крайнего Севера, такими как очень короткий срок судовождения на реках Якутии из-за низких температур (до –54 градусов мороза), туманов, из-за чего наблюдаются ограниченная видимость, короткий световой день. А также перед закрытием сезона – тяжелые ледовые условия и др. Естественно, в указанных условиях нагрузка экипажа судна высокоинтенсивная, присущ вахтовый режим, что может вызвать сложные психофизиологические процессы, риски для жизни экипажа при возникновении на судне нештатных ситуаций и аварий, связанных также с удаленностью расстояний между населенными пунктами и др. Соответственно, выполнение рейсовых заданий и безаварийная организация труда экипажа возможны, только если экипаж будет выполнять свои функции как единая команда [2].

Исходя из вышеизложенного, исследование направлено на создание педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций обучающихся-курсантов, ориентированных на развитие особой культурно-образовательной среды, включающей:

– выявление и учет особенностей уклада жизни на основе командного взаимодействия;

– формирование сплоченности учебных групп, сотрудничества, взаимопомощи, позитивных межличностных отношений, толерантности, самостоятельности в оценке риска, решении проблем, навыков социального взаимодействия, возникающих в непредсказуемых ситуациях; с целью организации совместной деятельности в команде будущих специалистов;

– обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности и социального партнерства как системы расширения пространства командного взаимодействия.

По утверждению Т.В. Корсаковой, «…становление и развитие современного уклада жизни образовательного учреждения находятся в прямой зависимости от особенностей организации не только образовательного процесса, но в большей мере внеучебного, где выстроен режим открытого взаимодействия с разными субъектами»; «…определить уклад жизни образовательного учреждения как порядок, который характеризуется отношениями в его материальной, культурно-духовной, производственной сферах» [3, с. 42–43].

На основе указанного тезиса определено первое педагогическое условие – выявление и учет особенностей уклада жизни на основе принципов командного взаимодействия и обосновано следующим. Основываясь на исследованиях А.И. Голикова, Т.В. Корсаковой и др., можно сформулировать обобщенное понятие уклада жизни «…как среду, которая формирует и способствует развитию профессиональных и общечеловеческих ценностей обучающихся-курсантов, необходимых для их деятельности» [3, 5]. Это управляемый и конструируемый процесс взаимодействия субъектов воспитания. Основой уклада жизни любой образовательной организации в первую очередь являются позитивные коллективные или внутригрупповые взаимоотношения, которые направлены на формирование у обучающихся-курсантов и педагогов положительных ценностей, убеждений, принципов и социальных норм. Авторы указывают в качестве главной особенности такой среды (уклада) образовательной организации (далее ОО) в процессе его формирования введение одновременных изменений на уровне всей образовательной организации с привлечением педагогических работников в целях исключения возможного конфликта интересов между всеми участниками воспитательного процесса [4, 5]. Указанная среда отличается специфическими особенностями в контексте того, что ориентированность особого уклада жизни направлена не только на формирование ценностей личности студента, но и на гармоничные взаимоотношения с членами коллектива, влияющих на принятие и решение проблем, возникающих при нештатных ситуациях, а также ответственность за всю команду, а не только за себя. А.И. Голиков, А.Д. Николаева в проведенном ранее исследовании отмечают такую особенность среды, как уклад жизни в СПО водного транспорта, который связан с требованиями четкой регламентации поведения курсантов, преподавателей и воспитателей установленными правилами внутреннего распорядка, выполнением особых ритуалов, единых для всех участников воспитательного процесса, ритмичностью жизни и др. Автор отмечает, что объединяющими всех участников воспитательного процесса в таких организациях являются действия, определенные различными формами организации единого уклада жизни: нравственный кодекс, лежащий в основе Устава ОО, закрепленный правилами внутреннего распорядка, форменная одежда, воинские ритуалы и традиции, профессиональная лексика и др. Необходимо отметить, что взаимоотношения между субъектами воспитательного процесса в указанных образовательных организациях регламентируются в первую очередь дисциплиной, основанной на взаимоуважении, а уклад жизни (среда) создается посредством совместной деятельности в командном взаимодействии [5].

Несомненное позитивное влияние сформированного уклада в образовательной организации на эффективность воспитания не является новостью для отечественной педагогической мысли. Установление благоприятного уклада жизни возможно только при системной работе по положительному изменению социально-психологического климата коллектива, а также при комплексной работе каждого участника учебно-воспитательного процесса. Следует отметить также, что успешность воспитания обучающихся-курсантов зависит от особенностей соорганизации различных процессов, направленных на созидание и соответствующий образ жизни. М.Н. Невзоров отмечает, что «уклад жизни – форма бытия субъектов педагогического процесса, отражается в образе жизни субъекта образования» [6].

Таким образом, уклад жизни как воспитательная среда в условиях командного взаимодействия представляется как «внутренний порядок отношений между курсантами, командирами-воспитателями и преподавателями на основе ценностных отношений к человеку, к природе, к культуре, служению Отечеству, народу и т.д., заложенный в нравственном кодексе организации, в основе которого коллективное существование во времени и пространстве» [5].

В рамках реализации второго педагогического условия представим опыт Якутского института водного транспорта – уровень СПО (далее ЯИВТ). Для реализации данного педагогического условия – вовлечения обучающихся-курсантов в командное взаимодействие с целью формирования положительных межличностных отношений, навыков взаимодействия, сплоченности учебных групп, самостоятельности в принятии решений, решения проблем, оценки риска и принятия решений в нестандартных ситуациях с учетом специфики образовательной организации командного типа – была разработана модель формирования уклада жизни, состоящая из трех модулей. Первый – это определение оптимальных педагогических условий создания среды как уклада жизни обучающихся, направленных на обеспечение потребностей всех его субъектов в части условий, содержания, применяемых технологий; приобщения и преумножения общечеловеческих и флотских ценностей, личностных и нравственных отношений и др.; второй модуль включает используемые формы реализации условий формирования уклада жизни организации, такие как привлечение к социальному партнерству специалистов и организаторов, выпускников и ветеранов морского и речного флота; соблюдение и развитие флотских традиций и ритуалов; сотрудничество с Общероссийским движением поддержки флота и с ДОСААФ РФ; потенциальные возможности безукоризненного соблюдения уставных требований (строевой подготовки; вахтенного дежурства); внеаудиторная деятельность: членство в детско-юношеском военно-патриотическом центре «Юнфлот»; Школе лидеров (школа подготовки старшинского состава); занятия в центре судомоделирования, электронном тире; музея истории водного транспорта Республики Саха (Якутия) и др. Кроме того, все формы работы ориентированы на использование различных электронно-образовательных систем и технологий (Moodle; цифровые технологии (Skype, ZOOM, Discord и т.д.); социально-информационные площадки (YouTube, TikTok, Twitter, VK, OK, Rutube). В третьем модуле фиксируются ожидаемые результаты: навыки практического использования полученных знаний, умение планировать собственную деятельность и анализировать свои поступки, определять свой выбор, принимать на себя ответственность за принимаемые решения; овладение навыками саморегуляции и взаимовыручки; вести здоровый образ жизни; следовать требованиям устава организации; следовать правилам, выполнять обязанности; способность адаптироваться в условиях производственной деятельности и в обществе [4, 7, 8].

Исходя из указанной модели составлена Программа воспитания и социализации обучающихся ЯИВТ, направленная на определение механизмов развития среды как уклада жизни обучающихся, представляющей собой интеграцию образования и воспитания по развитию органов самоуправления курсантов через влияние старшинского состава, старост и центров Совета курсантов и студентов на основе взросло-юношеской общности, где студенты как члены Совета курсантов совместно с педагогами-воспитателями, выступающими в качестве тьюторов, организуют работу по командному (коллективному) планированию, организации мероприятий, при этом только после обязательной рефлексии и экспертизы. Также активизируется расширение дополнительного образования за счет его общекультурной и профессиональной направленности; совместная работа с семьями обучающихся по решению проблем личностного развития; расширение волонтерского движения как социально значимой деятельности; социальное партнерство с привлечением попечительского совета организации, внешних центров дополнительного образования, общественных организаций, бизнес-инкубаторов [4].

Сложностью для формирования командного взаимодействия в организации водного транспорта является мотивация курсантов к такой деятельности. Как отмечают А.И. Голиков, А.Д. Николаева, большую роль в разрешении этой проблемы играют органы самоуправления обучающихся-курсантов как особая площадка их деятельности, где активно ведется совместная подростково-взрослая деятельность по повышению мотивации к обучению и командному взаимодействию, формируются необходимые нравственные принципы, социальные нормы у всего коллектива обучающихся. Самоуправление курсантов основано на интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся, имеющей большое влияние на формирование готовности и навыков работы в команде для будущей профессиональной деятельности. Следовательно, потенциал курсантского самоуправления можно рассматривать как средство интеграции и активной социализации, в результате чего у обучающихся формируется готовность к работе в командном взаимодействии.

При реализации вышеназванных условий использованы активные формы занятий (дискуссии, игры, коллоквиумы, круглые столы и др.), направленные на решение задач по выявлению и осознанию личностного потенциала и лидерских качеств обучающихся, снятию психологического дискомфорта в межличностных отношениях с преподавателями и друг с другом; оказанию поддержки взаимопомощи, созданию неформальных дружеских отношений. Такие методы работы позволили развить навыки коммуникации обучающихся (задавать вопросы, отвечать, уметь вести беседу и др.), что способствовало продуктивному общению обучающихся друг с другом, развитию их готовности к командному взаимодействию. Этому способствовали задания, которые в течение первого семестра большей частью выполнялись в малых группах, 24 % от общего количества, 56 % заданий – командные.

Реализация третьего педагогического условия – обеспечение интеграции аудиторной, внеаудиторной деятельности и социального партнерства с последующей реализацией в воспитательном процессе СПО с целью расширения пространства командного взаимодействия курсантов привело к повышению эффективности формирования готовности работать в команде за счет семинарских занятий: «Что такое командная работа?», «Развитие командных навыков», «Эффективный лидер и член команды» с использованием таких активных методов обучения, как дискуссии, совместные проекты, кейс-метод, мозговые штурмы и др. [7, 8]. Практическая отработка навыков командной работы, полученных на аудиторных занятиях, проводилась на тренажере.

Формирование и развитие личностных качеств, которые являются основой командного взаимодействия, проводилось в совместной работе обучающихся и педагогов/воспитателей в курсантском самоуправлении, что представляет интеграцию знаний и умений обучающихся в культурной и профессиональной сферах. Деятельность Совета курсантов направлена на приобретение навыков социальной активности, ответственности за принятие решений, что очень значимо для взаимодействия. В данном процессе педагоги в качестве наставников-тьюторов осуществляют сопровождение обучающихся. Практика показала, что такая совместная деятельность курсантов и воспитателей является не только личным примером педагогов в разного рода действиях, но и «способствует проявлению возможности обучающихся принимать самостоятельные решения и участвовать в управлении организацией» [4]. Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о многогранности, интеграции содержания программы воспитания и социализации вуза.

В экспериментальной работе участвовали 163 курсанта 3–4 курсов уровня СПО (контрольная группа – 91 чел., экспериментальная группа – 72 чел.). Эффективность педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций обучающихся в условиях командного взаимодействия подтверждена результатами контрольного этапа. Прежде чем привести основные результаты, обратимся к диагностическому инструментарию. Так, для выявления уровня личностных качеств, необходимых для работы в командном взаимодействии, а также уровней владения навыками работы в командном взаимодействии использована методика И.Г. Сенина по выявлению основных терминальных ценностей. Основные терминальные ценности, характеризующие личностные качества обучающихся, влияющие на способность работы в командном взаимодействии, сместились на приоритетность следующих ценностей: 1. саморазвитие (56 % – высокий уровень); 2. достижения (60,3 % – высокий уровень); 3. духовное удовлетворение (55,0 % – выше среднего уровня); 4. активные социальные контакты (45,2 % – выше среднего уровень); 5. креативность (44,1 % – выше среднего уровня). 6. сохранение собственной индивидуальности показало средний уровень (40,4 %); высокое материальное положение – также средний уровень (34,3 %); 8. собственный престиж показал высокий уровень (54,1 %).

При выявлении уровней (высокий, средний, низкий) готовности к работе в команде использована методика определения индекса групповой сплоченности К. Сишора. Так, если на констатирующем этапе высокий уровень наблюдался – у 12 %, выше среднего – у 8 %, средний – 30 %, низкий – 50 %, на контрольном этапе соответственно: 25 % – высокий уровень, 18 % – выше среднего, 32 % – средний, 25 % – низкий уровень.

Таким образом, у 75 % обучающихся сформированы навыки и готовность к командной работе, что предоставит возможность обучающимся, которые будут обучаться дальше, перейти на устойчивость образовательного результата в вузе.

Заключение

Проведенное исследование посредством реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций обучающихся обеспечило повышение эффективности их формирования с учетом специфики обучения и воспитания будущих работников водного транспорта, для которых типична деятельность в командном взаимодействии, что необходимо в экстремальных условиях для недопущения рисков в работе. Это подтверждается улучшением показателей высокого и выше среднего уровней сформированности навыков работы в команде по всем обозначенным показателям и критериям.


Библиографическая ссылка

Николаева А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА) // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 189-194;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40193 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674