Введение
В современных условиях проблема воспитания обучающихся как никогда актуальна, поскольку в современном мире подготовка специалистов ориентирована на профессионально-ценностные ориентации, способствующие целенаправленной профессиональной деятельности с учетом ее специфики с соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования.
Анализ источников по вопросам профессиональной подготовки будущих специалистов водного транспорта свидетельствует о многоаспектности данной проблематики. Научный интерес к данному исследованию обусловлен объективной потребностью в изменении представлений о содержании профессионального воспитания в системе среднего профессионального образования (далее СПО), его результатах, в определении приемлемых для современных образовательных организаций педагогических условий реализации профессиональных ценностных ориентаций курсантов в условиях командного взаимодействия и его недостаточной разработанностью. Возникает противоречие между объективной потребностью в подготовке специалистов с профессионально-ценностными ориентациями, влияющими на качество профессионального образования, и недостаточным вниманием к созданию педагогических условий формирования и развития указанной направленности курсантов (мотивы поведения, определенные нравственные ориентиры, навыки командного взаимодействия и др.) с учетом специфики их подготовки. Одним из способов разрешения указанного противоречия послужил вариант создания и реализации определенных педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций курсантов колледжа, влияющих на качество профессионального воспитания. Идеи влияния образовательной среды на развитие личности позволили автору рассматривать процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся-курсантов в рамках формирования общей культуры личности и навыков работы в командном взаимодействии с использованием активных методов и технологий воспитания.
Цель исследования – обосновать эффективность реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций обучающихся-курсантов СПО водного транспорта.
Материалы и методы исследования
В эксперименте на базе Якутского института водного транспорта участвовали 163 курсанта 3–4 курсов уровня СПО (контрольная группа – 91 чел., экспериментальная группа – 72 чел.). Использованы методы теоретического анализа, моделирования, педагогического эксперимента, методики И.Г. Сенина, К. Сишора, (выявление основных терминальных ценностей, определение групповой (командной) сплоченности).
Результаты исследования и их обсуждение
Исходя из цели, а также относительно предмета исследования рассмотрим вопросы по уточнению особенностей создаваемых педагогических условий в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций в организации СПО водного транспорта. Особенно в случаях, когда в подобных образовательных организациях, помимо реализации общепринятых базовых организационно-педагогических условий, необходимы условия, характерные для образовательных организаций водного транспорта. Необходимо отметить, что в таких организациях одним из приоритетов в подготовке специалистов является готовность выпускника к выполнению трудовых обязанностей в условиях командного взаимодействия: эффективно общаться с коллегами, брать ответственность на себя за результат деятельности всех членов команды (подчиненных), – а также к самостоятельному определению задач при организации деятельности команды, к выполнению функциональных обязанностей в роли лидера группы или подчиненного. При этом особое внимание уделяется развитию у обучающихся-курсантов организованности, самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности. В данном контексте подразумевается организованная, комплексная работа каждого члена экипажа судна. Это обусловлено особыми условиями труда на судах, связанных с риском, так как только при слаженной командной работе можно избежать непредвиденных ситуаций. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 26.02.01 «Эксплуатация внутренних водных путей» также в требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена указаны общие профессиональные компетенции (ПК), где отражаются способности для работы на водном транспорте, перечисленные выше [1].
Как отмечает А.А. Карапузиков, формирование профессиональных ценностных ориентаций обучающихся особое значение имеет в подготовке специалистов жизнеобеспечивающих отраслей [2]. С учетом того, что ответственность экипажа судна складывается из успешности работы в команде, эффективность работы специалистов проявляется и зависит от владения навыками командного взаимодействия. Приведем пример: уже на 2 курсе обучения курсанты СПО водного транспорта Республики Саха (Якутия) в процессе прохождения практики принимают участие в доставке жизнеобеспечивающих грузов в Арктику и удаленные территории Республики Саха (Якутия) единственным способом доставки в летний период – водным путем. При этом специфика региона характеризуется особыми экстремальными условиями Крайнего Севера, такими как очень короткий срок судовождения на реках Якутии из-за низких температур (до –54 градусов мороза), туманов, из-за чего наблюдаются ограниченная видимость, короткий световой день. А также перед закрытием сезона – тяжелые ледовые условия и др. Естественно, в указанных условиях нагрузка экипажа судна высокоинтенсивная, присущ вахтовый режим, что может вызвать сложные психофизиологические процессы, риски для жизни экипажа при возникновении на судне нештатных ситуаций и аварий, связанных также с удаленностью расстояний между населенными пунктами и др. Соответственно, выполнение рейсовых заданий и безаварийная организация труда экипажа возможны, только если экипаж будет выполнять свои функции как единая команда [2].
Исходя из вышеизложенного, исследование направлено на создание педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций обучающихся-курсантов, ориентированных на развитие особой культурно-образовательной среды, включающей:
– выявление и учет особенностей уклада жизни на основе командного взаимодействия;
– формирование сплоченности учебных групп, сотрудничества, взаимопомощи, позитивных межличностных отношений, толерантности, самостоятельности в оценке риска, решении проблем, навыков социального взаимодействия, возникающих в непредсказуемых ситуациях; с целью организации совместной деятельности в команде будущих специалистов;
– обеспечение интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности и социального партнерства как системы расширения пространства командного взаимодействия.
По утверждению Т.В. Корсаковой, «…становление и развитие современного уклада жизни образовательного учреждения находятся в прямой зависимости от особенностей организации не только образовательного процесса, но в большей мере внеучебного, где выстроен режим открытого взаимодействия с разными субъектами»; «…определить уклад жизни образовательного учреждения как порядок, который характеризуется отношениями в его материальной, культурно-духовной, производственной сферах» [3, с. 42–43].
На основе указанного тезиса определено первое педагогическое условие – выявление и учет особенностей уклада жизни на основе принципов командного взаимодействия и обосновано следующим. Основываясь на исследованиях А.И. Голикова, Т.В. Корсаковой и др., можно сформулировать обобщенное понятие уклада жизни «…как среду, которая формирует и способствует развитию профессиональных и общечеловеческих ценностей обучающихся-курсантов, необходимых для их деятельности» [3, 5]. Это управляемый и конструируемый процесс взаимодействия субъектов воспитания. Основой уклада жизни любой образовательной организации в первую очередь являются позитивные коллективные или внутригрупповые взаимоотношения, которые направлены на формирование у обучающихся-курсантов и педагогов положительных ценностей, убеждений, принципов и социальных норм. Авторы указывают в качестве главной особенности такой среды (уклада) образовательной организации (далее ОО) в процессе его формирования введение одновременных изменений на уровне всей образовательной организации с привлечением педагогических работников в целях исключения возможного конфликта интересов между всеми участниками воспитательного процесса [4, 5]. Указанная среда отличается специфическими особенностями в контексте того, что ориентированность особого уклада жизни направлена не только на формирование ценностей личности студента, но и на гармоничные взаимоотношения с членами коллектива, влияющих на принятие и решение проблем, возникающих при нештатных ситуациях, а также ответственность за всю команду, а не только за себя. А.И. Голиков, А.Д. Николаева в проведенном ранее исследовании отмечают такую особенность среды, как уклад жизни в СПО водного транспорта, который связан с требованиями четкой регламентации поведения курсантов, преподавателей и воспитателей установленными правилами внутреннего распорядка, выполнением особых ритуалов, единых для всех участников воспитательного процесса, ритмичностью жизни и др. Автор отмечает, что объединяющими всех участников воспитательного процесса в таких организациях являются действия, определенные различными формами организации единого уклада жизни: нравственный кодекс, лежащий в основе Устава ОО, закрепленный правилами внутреннего распорядка, форменная одежда, воинские ритуалы и традиции, профессиональная лексика и др. Необходимо отметить, что взаимоотношения между субъектами воспитательного процесса в указанных образовательных организациях регламентируются в первую очередь дисциплиной, основанной на взаимоуважении, а уклад жизни (среда) создается посредством совместной деятельности в командном взаимодействии [5].
Несомненное позитивное влияние сформированного уклада в образовательной организации на эффективность воспитания не является новостью для отечественной педагогической мысли. Установление благоприятного уклада жизни возможно только при системной работе по положительному изменению социально-психологического климата коллектива, а также при комплексной работе каждого участника учебно-воспитательного процесса. Следует отметить также, что успешность воспитания обучающихся-курсантов зависит от особенностей соорганизации различных процессов, направленных на созидание и соответствующий образ жизни. М.Н. Невзоров отмечает, что «уклад жизни – форма бытия субъектов педагогического процесса, отражается в образе жизни субъекта образования» [6].
Таким образом, уклад жизни как воспитательная среда в условиях командного взаимодействия представляется как «внутренний порядок отношений между курсантами, командирами-воспитателями и преподавателями на основе ценностных отношений к человеку, к природе, к культуре, служению Отечеству, народу и т.д., заложенный в нравственном кодексе организации, в основе которого коллективное существование во времени и пространстве» [5].
В рамках реализации второго педагогического условия представим опыт Якутского института водного транспорта – уровень СПО (далее ЯИВТ). Для реализации данного педагогического условия – вовлечения обучающихся-курсантов в командное взаимодействие с целью формирования положительных межличностных отношений, навыков взаимодействия, сплоченности учебных групп, самостоятельности в принятии решений, решения проблем, оценки риска и принятия решений в нестандартных ситуациях с учетом специфики образовательной организации командного типа – была разработана модель формирования уклада жизни, состоящая из трех модулей. Первый – это определение оптимальных педагогических условий создания среды как уклада жизни обучающихся, направленных на обеспечение потребностей всех его субъектов в части условий, содержания, применяемых технологий; приобщения и преумножения общечеловеческих и флотских ценностей, личностных и нравственных отношений и др.; второй модуль включает используемые формы реализации условий формирования уклада жизни организации, такие как привлечение к социальному партнерству специалистов и организаторов, выпускников и ветеранов морского и речного флота; соблюдение и развитие флотских традиций и ритуалов; сотрудничество с Общероссийским движением поддержки флота и с ДОСААФ РФ; потенциальные возможности безукоризненного соблюдения уставных требований (строевой подготовки; вахтенного дежурства); внеаудиторная деятельность: членство в детско-юношеском военно-патриотическом центре «Юнфлот»; Школе лидеров (школа подготовки старшинского состава); занятия в центре судомоделирования, электронном тире; музея истории водного транспорта Республики Саха (Якутия) и др. Кроме того, все формы работы ориентированы на использование различных электронно-образовательных систем и технологий (Moodle; цифровые технологии (Skype, ZOOM, Discord и т.д.); социально-информационные площадки (YouTube, TikTok, Twitter, VK, OK, Rutube). В третьем модуле фиксируются ожидаемые результаты: навыки практического использования полученных знаний, умение планировать собственную деятельность и анализировать свои поступки, определять свой выбор, принимать на себя ответственность за принимаемые решения; овладение навыками саморегуляции и взаимовыручки; вести здоровый образ жизни; следовать требованиям устава организации; следовать правилам, выполнять обязанности; способность адаптироваться в условиях производственной деятельности и в обществе [4, 7, 8].
Исходя из указанной модели составлена Программа воспитания и социализации обучающихся ЯИВТ, направленная на определение механизмов развития среды как уклада жизни обучающихся, представляющей собой интеграцию образования и воспитания по развитию органов самоуправления курсантов через влияние старшинского состава, старост и центров Совета курсантов и студентов на основе взросло-юношеской общности, где студенты как члены Совета курсантов совместно с педагогами-воспитателями, выступающими в качестве тьюторов, организуют работу по командному (коллективному) планированию, организации мероприятий, при этом только после обязательной рефлексии и экспертизы. Также активизируется расширение дополнительного образования за счет его общекультурной и профессиональной направленности; совместная работа с семьями обучающихся по решению проблем личностного развития; расширение волонтерского движения как социально значимой деятельности; социальное партнерство с привлечением попечительского совета организации, внешних центров дополнительного образования, общественных организаций, бизнес-инкубаторов [4].
Сложностью для формирования командного взаимодействия в организации водного транспорта является мотивация курсантов к такой деятельности. Как отмечают А.И. Голиков, А.Д. Николаева, большую роль в разрешении этой проблемы играют органы самоуправления обучающихся-курсантов как особая площадка их деятельности, где активно ведется совместная подростково-взрослая деятельность по повышению мотивации к обучению и командному взаимодействию, формируются необходимые нравственные принципы, социальные нормы у всего коллектива обучающихся. Самоуправление курсантов основано на интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся, имеющей большое влияние на формирование готовности и навыков работы в команде для будущей профессиональной деятельности. Следовательно, потенциал курсантского самоуправления можно рассматривать как средство интеграции и активной социализации, в результате чего у обучающихся формируется готовность к работе в командном взаимодействии.
При реализации вышеназванных условий использованы активные формы занятий (дискуссии, игры, коллоквиумы, круглые столы и др.), направленные на решение задач по выявлению и осознанию личностного потенциала и лидерских качеств обучающихся, снятию психологического дискомфорта в межличностных отношениях с преподавателями и друг с другом; оказанию поддержки взаимопомощи, созданию неформальных дружеских отношений. Такие методы работы позволили развить навыки коммуникации обучающихся (задавать вопросы, отвечать, уметь вести беседу и др.), что способствовало продуктивному общению обучающихся друг с другом, развитию их готовности к командному взаимодействию. Этому способствовали задания, которые в течение первого семестра большей частью выполнялись в малых группах, 24 % от общего количества, 56 % заданий – командные.
Реализация третьего педагогического условия – обеспечение интеграции аудиторной, внеаудиторной деятельности и социального партнерства с последующей реализацией в воспитательном процессе СПО с целью расширения пространства командного взаимодействия курсантов привело к повышению эффективности формирования готовности работать в команде за счет семинарских занятий: «Что такое командная работа?», «Развитие командных навыков», «Эффективный лидер и член команды» с использованием таких активных методов обучения, как дискуссии, совместные проекты, кейс-метод, мозговые штурмы и др. [7, 8]. Практическая отработка навыков командной работы, полученных на аудиторных занятиях, проводилась на тренажере.
Формирование и развитие личностных качеств, которые являются основой командного взаимодействия, проводилось в совместной работе обучающихся и педагогов/воспитателей в курсантском самоуправлении, что представляет интеграцию знаний и умений обучающихся в культурной и профессиональной сферах. Деятельность Совета курсантов направлена на приобретение навыков социальной активности, ответственности за принятие решений, что очень значимо для взаимодействия. В данном процессе педагоги в качестве наставников-тьюторов осуществляют сопровождение обучающихся. Практика показала, что такая совместная деятельность курсантов и воспитателей является не только личным примером педагогов в разного рода действиях, но и «способствует проявлению возможности обучающихся принимать самостоятельные решения и участвовать в управлении организацией» [4]. Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о многогранности, интеграции содержания программы воспитания и социализации вуза.
В экспериментальной работе участвовали 163 курсанта 3–4 курсов уровня СПО (контрольная группа – 91 чел., экспериментальная группа – 72 чел.). Эффективность педагогических условий формирования профессионально-ценностных ориентаций обучающихся в условиях командного взаимодействия подтверждена результатами контрольного этапа. Прежде чем привести основные результаты, обратимся к диагностическому инструментарию. Так, для выявления уровня личностных качеств, необходимых для работы в командном взаимодействии, а также уровней владения навыками работы в командном взаимодействии использована методика И.Г. Сенина по выявлению основных терминальных ценностей. Основные терминальные ценности, характеризующие личностные качества обучающихся, влияющие на способность работы в командном взаимодействии, сместились на приоритетность следующих ценностей: 1. саморазвитие (56 % – высокий уровень); 2. достижения (60,3 % – высокий уровень); 3. духовное удовлетворение (55,0 % – выше среднего уровня); 4. активные социальные контакты (45,2 % – выше среднего уровень); 5. креативность (44,1 % – выше среднего уровня). 6. сохранение собственной индивидуальности показало средний уровень (40,4 %); высокое материальное положение – также средний уровень (34,3 %); 8. собственный престиж показал высокий уровень (54,1 %).
При выявлении уровней (высокий, средний, низкий) готовности к работе в команде использована методика определения индекса групповой сплоченности К. Сишора. Так, если на констатирующем этапе высокий уровень наблюдался – у 12 %, выше среднего – у 8 %, средний – 30 %, низкий – 50 %, на контрольном этапе соответственно: 25 % – высокий уровень, 18 % – выше среднего, 32 % – средний, 25 % – низкий уровень.
Таким образом, у 75 % обучающихся сформированы навыки и готовность к командной работе, что предоставит возможность обучающимся, которые будут обучаться дальше, перейти на устойчивость образовательного результата в вузе.
Заключение
Проведенное исследование посредством реализации педагогических условий формирования профессиональных ценностных ориентаций обучающихся обеспечило повышение эффективности их формирования с учетом специфики обучения и воспитания будущих работников водного транспорта, для которых типична деятельность в командном взаимодействии, что необходимо в экстремальных условиях для недопущения рисков в работе. Это подтверждается улучшением показателей высокого и выше среднего уровней сформированности навыков работы в команде по всем обозначенным показателям и критериям.