Введение
Одним из наиболее многогранных явлений во все времена была и остается семья, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. И.Э. Куликовская, Л.Е. Кудинова отмечают, что актуализация исследований взаимодействия дошкольной организации с семьей обусловлена обновлением системы дошкольного образования, процессами гуманизации и гуманитаризации. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержки, а также опыт социальной жизни. Здесь ребенок находит примеры для подражания, происходит его социальное рождение [1]. В сегодняшнем нестабильном мире происходит переоценка ценностей, изменение их иерархии в аксиосфере культуры. Востребованными становятся осмысленные, прочувствованные, четко определенные ценности и личностные смыслы поведения и жизнедеятельности. Смена ценностей, декларируемых на уровне государства, ведет к изменению цели и задач семейного воспитания и образования. Приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка подтверждается идеями, содержащимися в трудах великих мыслителей прошлого, а также многочисленными свидетельствами современной педагогики и веками формировавшихся основ народного воспитания. В процессе обогащения житейского опыта, копившегося столетиями, у людей сложились определенные представления о любви, воспитании, детях и родителях. Данные представления и идеи у каждого народа являются самобытными и имеют свои специфические особенности, они передаются из одного поколения в другие посредством национальных обычаев, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, через которые человек воспроизводит себя. Именно благодаря им духовная культура народа, его характер и психология транслируется детям и молодежи. Значимость тесной взаимосвязи с народной педагогикой, обладающей определенной «системой» норм и правил поведения, отраженных в традициях, обычаях, обрядах, этическом кодексе, представляют ценные идеи и опыт воспитания. Для многонациональной Российской Федерации особенно актуально сохранение и развитие каждого этноса, поскольку это позволит в максимальной степени обеспечить духовные и материальные ценности, созданные народом, то есть передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции, это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Воспитывать детей в национальных традициях – значит донести до их сознания, что они являются носителями и хранителями народной культуры [2].
В современной специальной литературе прослеживается мысль о том, что обращение к культуре своего народа, содержащей национальные ценности и составляющей основу образования, открывает перспективы воспитания детей на этапе дошкольного детства. Изучение состояния педагогического аспекта культуры как процесса приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям своего народа и семьи позволяет определить наиболее эффективные методы и подходы для формирования у малышей понимания и уважения к традициям и обычаям, а также способствует созданию благоприятной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию их культурной идентичности и социальной интеграции. С педагогической точки зрения роль семьи в процессе приобщения к культуре своего народа заключается в том, что семья является основным источником культурных традиций и ценностей, которые передаются детям через повседневное общение, обряды, праздники и бытовые практики. Именно в семье формируются начальные представления о культурной идентичности, моральных и этических нормах, а также моделируются основы социальной адаптации. Семейное воспитание создает первый контекст для понимания и принятия культурных традиций, что играет ключевую роль в воспитании уважения к культурному наследию и поддержании связей между поколениями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечено, что сотрудничество с семьей, то есть родителями или законными представителями ребенка, является одним из принципов дошкольного образования, поскольку их участие в разработке учебных программ образовательной организации позволит выстроить отношения между участниками образовательного процесса с учетом мотивов, интересов и потребностей дошкольников, их семьи и педагогов дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) [3]. Изменение сложившейся ситуации предполагает определение инновационных идей, содержания и технологий семейного воспитания, соответствующих реалиям современной жизни.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях происходящих в современном российском обществе преобразований особо значимым является эффективное использование педагогического ресурса семьи, накопленного в образовательных системах РСО-Алания и Российской Федерации; обеспечение преемственности социально-культурных национальных ценностей между различными поколениями.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель данного исследования – выявление педагогических ресурсов семьи для более эффективного приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям своего народа в процессе взаимодействия с педагогами ДОО.
Материалы и методы исследования
Исследование было осуществлено посредством теоретического сравнительного анализа и обобщения литературы по изучению специфики этнокультурного потенциала осетинской семьи в современных условиях; практических методов: беседы, интервью, опроса, анкетирования, описания; базой исследования выступили дошкольные образовательные организации РСО-Алания (МАДОУ № 3 г. Владикавказ, МАДОУ № 95 г. Владикавказ, Центр образования «Интеллект» г. Владикавказ).
Результаты исследования и их обсуждение
В достижении данной цели особое место отводится семье, поскольку это естественное окружение ребенка, от которого в первую очередь зависит содержание и особенности его воспитания. На семейное воспитание оказывают влияние соблюдаемые в семье традиции, обряды, праздники и уклад жизни. Семейное воспитание отражает представления народа о воспитании, его средствах и целях, идеалах, оно позволяет сформировать у подрастающего поколения наилучшие национальные черты характера, а также воспитать дошкольника достойным представителем своего народа. Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. Дитя ежедневно, ежечасно и ежеминутно видит вокруг себя жизнь взрослых и, как губка, впитывает в свое сознание все, что его окружает. Поэтому будет справедливо заметить, что на 95 % успех в достойном воспитании ребенка зависит от семьи. Отметим, что в современных условиях цифровая трансформация выступает мощным вызовом для образования, педагогов, детей и родителей. Вместе с тем следует отметить, что информационные технологии не заменяют традиционных форм и методов обучения, а органично сочетаются с ними, так как механизмы интеграции традиционных и цифровых технологий социального воспроизводства поколений заключаются в актуализации интереса детей к историческим и культурным ценностям народа, в организации совместной деятельности по созданию виртуальной истории [4]. При этом реализация личностно-ориентированных и практико-ориентированных педагогических технологий позволяет учитывать информационные потребности и интересы всех участников образовательного процесса, предоставить всеобщий доступ к знаниям, их обновление [5].
К сожалению, безграмотное и безответственное отношение к семейному воспитанию негативно влияет на развитие личности ребенка. Члены семьи недостаточно подкованы в вопросах воспитания детей, не обладают педагогическим тактом, выдержкой и терпением.
Традиции и культура осетинского народа имеют особый жизненный уклад его представителей, менталитет, национальные праздники, обычаи, обряды, особенности ведения застолья и его атрибуты, отношение к старшим, младшим, женщине, мужчине, характер семейного воспитания и рассматриваются исследователями как благодатный материал для духовно-нравственного воспитания старших дошкольников (Дзидзоева С.М., Дзуцев Х.В., Калоев Б.А., Канукова З.В., Киргуева Ф.Х., Красношлык З.П., Чибиров Л.А. и др.). В историко-этнологическом исследовании З.В. Кануковой рассматривается роль родителей и педагогов по проблеме приобщения к культуре осетинского народа на историческом этапе, по инициативе которых устраивались совместные прогулки с использованием национальных игр, песен, танцев; организовывались курсы лекций о физическом развитии детей в осетинской семье, готовились детские спектакли, благотворительные детские мероприятия, такие как литературно-музыкальное утро, где дети выступали с чтением стихов на родном языке, исполнением национальных песен, играли на музыкальных инструментах [6, с. 172]. Х.В. Дзуцев отмечает, что полученные им данные исследования на основе массового опроса родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций РСО-Алания свидетельствуют о том, что система полилингвального обучения воспринимается ими положительно и рассматривается не только как механизм повышения уровня образования детей, но и как способ сохранения и развития национальных языков [7, с. 178]. При рассмотрении данной проблемы значительный интерес вызывают материалы учебно-методического пособия «Родники Дона», где авторы раскрывают концептуальные положения, методические подходы к организации образовательного пространства дошкольного учреждения на основе современных принципов природосообразности, культуросообразности, интеграции и гуманизации [8, с. 3]. Авторы учебно-методического пособия «Воспитание дошкольника в мире культуры родного края (на материалах РСО-Алания)» представляют региональную программу «Дошкольник в мире культуры родного края», разработанная в соответствии с ФГОС ДО [9, с. 41–53]. Отличительными признаками программы является то, что содержание раскрывает технологию этнокультурного образования детей дошкольного возраста в условиях семьи, выделяются особенности этнокультурного образования детей в условиях региона. Анализ материалов регионального содержания дает основание рассматривать их как компонент содержания воспитательного процесса и ориентир в построении концепции этнокультурного образовательного пространства ДОО и семьи в условиях региона.
Если более основательно рассмотреть обычаи предков, можно заметить, что они основываются на общечеловеческих ценностях, например любви к родному краю, почтительном отношении к старшим, уважении к труду землевладельцев, к зерну и хлебу, которые выращиваются в процессе тяжелой, кропотливой работы. Существующие в осетинском обществе нормы поведения по отношени. к старшим свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры народа. В современных условиях растет тревога родителей по мере взросления детей: «Как бы он не пошел по наклонной дорожке». Но кто сегодня слушает этих «предков»? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого – осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с раннего возраста [10, с. 11]. Духовно-нравственные ценности закладываются в детях с самых ранних лет путем назидания, посредством чего они в естественной форме становятся частью его сознания. Данная система ценностей, разработанная предками, до сих пор играет важную роль для осетинского народа. В сознании осетин уважение к пожилым и старшим по возрасту всегда занимает особое место. Это связано с глубокими культурными традициями, где мудрость и жизненный опыт старших ценятся выше всего. Осетины верят, что именно старшие могут передать молодому поколению знания и уроки, необходимые для жизни. Уважение проявляется не только в словах, но и в поступках: старшим предлагают лучшие места за столом, прислушиваются к их советам и мнениям, а в праздники и важные события семьи всегда стараются отметить их присутствие. Так, к примеру, если старший входит в помещение, то считается долгом присутствующих встать и поприветствовать его. Другой нормой поведения по отношению к старшему является то, что более младшие по возрасту люди не могут сесть на свое место, до тех пор, пока старший, вошедший в помещение, не сядет и не попросит их сесть на свои места, если же свободных мест нет, то обязательно необходимо уступить ему место. Признаком дурного тона считается, чтобы младший в присутствии взрослого сидел, положив одну ногу на другую, расставив широко ноги, либо развалившись, а также держал руки в карманах – все его поведение должно быть максимально сдержанным и скромным. В речевом этикете также имеются определенные нормы: младшим недопустимо быть чрезмерно многословными в присутствии старших, перебивать взрослых, начинать разговор раньше них, вторгаться в их диалог, следует слушать их молча. Неприемлемо, чтобы младший раньше старшего входил в помещение, пересекал ему дорогу. Во все времена в осетинском обществе порицалось непочтительное отношение к старшим – это считалось постыдным и роняло человеческое достоинство. Также считалась недопустимой непристойная, нецензурная лексика. Уважение и любовь к отцу является одной из наилучших норм этикета у осетин. Младший по возрасту обязан оказывать внимание старшему, помогать ему, быть вежливым и почтительным. Все нормы этикета, регламентирующие взаимоотношения между старшими и младшими, строго соблюдались обоими сторонами и определялись обычным правом [11, с. 600]. Честь и человеческое достоинство высоко ценились осетином, он сильно дорожил ими. Честность является одной из наиболее значимых и сильных черт осетинского народа, так, к примеру, в традиционном осетинском обществе ложь и обман были недопустимы, в связи с чем, если осетин дал слово, можно было не сомневаться в том, что он сдержит свое обещание, поскольку в противном случае человек становился опозоренным и терял доверие других членов сообщества. С трехлетнего возраста мальчиков начинали постепенно обособлять от девочек, дарили им деревянное оружие (кинжал и лук со стрелами) и приучали их к выполнению мужских поручений. Игры имели охотничье или военное содержание, ими руководил взрослый мужчина, приказам которого нужно было беспрекословно подчиняться. Самыми распространенными были командные сражения и единоборства. Главной целью спортивных игр было воспитание воли, физической силы и выносливости. Б.А. Калоев описывает старинный обычай осетин зиу (коллективная взаимопомощь, заключающаяся как в моральной поддержке, так и в материальной помощи родственников и односельчан) [12, с. 201]. Этот обычай сохранился в современном обществе и является одним из наиболее ярких примеров прогрессивных, не подвластных времени традиций, которые были востребованы в прошлом, настоящем и будут служить последующим поколениям.
В беседе с педагогами дошкольных образовательных организаций РСО-Алания (МАДОУ № 3, г. Владикавказ, МАДОУ № 95, г. Владикавказ, Центр образования «Интеллект», г. Владикавказ) исследователи выяснили, что каждый детский сад имеет свой опыт работы с родителями, и особо выделяют собранный богатейший материал регионального содержания, который из года в год пополняется. Они отмечают, что современное информационное поле открывает большие возможности детского сада для совместной деятельности с родителями, тем не менее прослеживаются сложности в привлечении их в деятельность детского сада. Педагоги ДОО отмечают просветительскую деятельность с родителями как более эффективную форму решения вопросов, связанных с повышением уровня развития народной педагогики, этнокультурной компетентности в республике, краеведения и концептуально-теоретических основ этнокультурного образования. Разработка педагогической стратегии, направленной на повышение этнокультурного просвещения родителей дошкольников; в процессе проведения различных национально-этикетных форм общения, национальных и семейных праздников, традиций гостеприимства, этнокультурных трудовых традиций и др., мастер-классов «Осетинская семейная традиционная культура», в которой представлены этнокультурные народные традиции осетин, а также «Культура народов Кавказа», «Русская народная культура», в которой представлена общность культур кавказских народов, особенности русской и осетинской культуры; разработки и реализации региональных проектов, например «Наш дом – Северная Осетия» с применением народных праздников и организацией народных посиделок, во время которых дошкольники совместно со своими родителями учатся размышлять, сопереживать и знакомятся с произведениями народного музыкального искусства. Все перечисленные меры позволяют максимально эффективно расширить имеющиеся у дошкольников и их родителей представления о национальных традициях и обычаях. Осуществление рефлексии после проведения анкетирования и опроса родителей посредством нахождения ответов на поставленные вопросы позволили выявить отношение родителей воспитанников к решению данной проблемы и определить приобретение новых знаний и педагогического опыта, которые они впоследствии смогут самостоятельно применить дома, работая со своими детьми, например, «Интересно ли Вам было узнать исторические факты о том, как территория Северной Осетии заселялась человеком?», «В чем, по Вашему мнению, заключается важность познания культурных традиций соседствующих с РСО-Алания народов?», «Какие этнокультурные условия воспитания и развития детей, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми в процессе семейного воспитания?», «Имели ли для Вас практическую значимость в процессе воспитания детей полученные знания об особенностях воспитания детей у соседствующих с Северной Осетией народов?». Обобщая результаты анкетирования, опроса родителей, отметим, что включение родителей в процесс приобщения к культуре своего народа позволило педагогам эффективно, содержательно и разнообразно решить данный вопрос в процессе практической деятельности, поскольку любая, даже самая лучшая педагогическая система не является абсолютно эффективной, если нет взаимодействия с семьей, эти две системы должны быть открытыми друг для друга.
Заключение
В дошкольном возрасте самым важным является воспитание у ребенка нравственно-патриотических качеств, в первую очередь элементарного чувства привязанности к дому, детскому саду, воспитателям, любимой игрушке и уголку – в этом случае у ребенка будут люди, вещи и места, о которых он вспоминает и любит. Отметим, что материалы регионального содержания способствуют воспитанию любви к родному краю, так как знание традиций и обычаев своего народа во многом позволяет решать проблемы патриотического воспитания старших дошкольников и младших школьников, вследствие чего они выступают одним из основных направлений воспитательной работы. Дети старшего дошкольного возраста способны осознать свою причастность к своему народу, воспринимать себя его частью, испытывать к нему любовь, гордиться его историей и понимать свою ответственность как за его будущее, так и будущее страны в целом. В связи с этим при работе с детьми данного возраста крайне важно правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать все мероприятия с учетом региональных культурно-исторических традиций, а также тех, что имеются в стране в целом.
Таким образом, система взаимодействия семьи и детского сада по приобщению к культуре и истории осетинского народа заключается в ее последовательности и взаимосвязи, в максимальной мере использования педагогического ресурса семьи, стимулирующих активность дошкольников, родителей и педагогов, которая будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях региона. Несомненно, переосмысление традиционного воспитания, находящегося в рамках этнокультурной образовательной среды подчеркивает значимость обозначенной проблемы, так как семья создает надежную и приоритетную основу в становлении личности ребенка.
Следовательно, поддержка идеи о важности передачи культурного наследия от поколения к поколению и роль семьи в процессе приобщения к культуре собственного народа, несомненно, позволяет сформировать у дошкольников чувство принадлежности к своему народу и Родине. В целом семья и ДОО должны стремиться к углублению понимания того, как семейное воспитание способствует формированию интереса к культурным традициям, истории своего народа и рассматриваться как эффективное средство практического использования материалов регионального содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Библиографическая ссылка
Дзидзоева С.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРЕ И ИСТОРИИ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 134-139;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40184 (дата обращения: 21.11.2024).