Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL RESOURCES OF THE FAMILY IN INTRODUCING PRESCHOOL CHILDREN TO THE CULTURE AND HISTORY OF THE OSSETIAN PEOPLE

Dzidzoeva S.M. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
1053 KB
The purpose of the article is to identify the pedagogical resources of the family for more effective familiarization of preschool children with the cultural values of the Ossetian people in the process of interaction with teachers of preschool educational organizations. We used a theoretical analysis of the literature on the problem of studying the role of the family in a cultural context in the process of interaction between a preschool educational organization and a family. The discussion and analysis of the experience of kindergartens in North Ossetia pointed to the need to maximize the use of the available pedagogical resource of the family in a certain sequence and interconnection, since this will contribute to improving the quality of preschool education in accordance with the current requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education. The partnership of the kindergarten with parents developed mainly through the search for various ways to identify the pedagogical resources of parents and develop the most effective forms in the process of introducing preschool children to the culture and history of their people. Therefore, supporting the idea of the importance of passing cultural heritage from generation to generation and the role of the family in the process of familiarizing themselves with the culture of their own people undoubtedly allows preschoolers to form a sense of belonging to their people and Homeland. In general, the family and the preschool educational organization should strive to deepen understanding of how family education contributes to the formation of interest in the cultural traditions and history of the Ossetian people in preschool children and be considered as an effective pedagogical condition.
pedagogical resources
family
preschool education
culture and history of North Ossetia

Введение

Одним из наиболее многогранных явлений во все времена была и остается семья, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни. И.Э. Куликовская, Л.Е. Кудинова отмечают, что актуализация исследований взаимодействия дошкольной организации с семьей обусловлена обновлением системы дошкольного образования, процессами гуманизации и гуманитаризации. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержки, а также опыт социальной жизни. Здесь ребенок находит примеры для подражания, происходит его социальное рождение [1]. В сегодняшнем нестабильном мире происходит переоценка ценностей, изменение их иерархии в аксиосфере культуры. Востребованными становятся осмысленные, прочувствованные, четко определенные ценности и личностные смыслы поведения и жизнедеятельности. Смена ценностей, декларируемых на уровне государства, ведет к изменению цели и задач семейного воспитания и образования. Приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка подтверждается идеями, содержащимися в трудах великих мыслителей прошлого, а также многочисленными свидетельствами современной педагогики и веками формировавшихся основ народного воспитания. В процессе обогащения житейского опыта, копившегося столетиями, у людей сложились определенные представления о любви, воспитании, детях и родителях. Данные представления и идеи у каждого народа являются самобытными и имеют свои специфические особенности, они передаются из одного поколения в другие посредством национальных обычаев, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, через которые человек воспроизводит себя. Именно благодаря им духовная культура народа, его характер и психология транслируется детям и молодежи. Значимость тесной взаимосвязи с народной педагогикой, обладающей определенной «системой» норм и правил поведения, отраженных в традициях, обычаях, обрядах, этическом кодексе, представляют ценные идеи и опыт воспитания. Для многонациональной Российской Федерации особенно актуально сохранение и развитие каждого этноса, поскольку это позволит в максимальной степени обеспечить духовные и материальные ценности, созданные народом, то есть передаваемые от поколения к поколению этнопедагогические, семейно-бытовые и обрядовые традиции, это источник великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Воспитывать детей в национальных традициях – значит донести до их сознания, что они являются носителями и хранителями народной культуры [2].

В современной специальной литературе прослеживается мысль о том, что обращение к культуре своего народа, содержащей национальные ценности и составляющей основу образования, открывает перспективы воспитания детей на этапе дошкольного детства. Изучение состояния педагогического аспекта культуры как процесса приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям своего народа и семьи позволяет определить наиболее эффективные методы и подходы для формирования у малышей понимания и уважения к традициям и обычаям, а также способствует созданию благоприятной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию их культурной идентичности и социальной интеграции. С педагогической точки зрения роль семьи в процессе приобщения к культуре своего народа заключается в том, что семья является основным источником культурных традиций и ценностей, которые передаются детям через повседневное общение, обряды, праздники и бытовые практики. Именно в семье формируются начальные представления о культурной идентичности, моральных и этических нормах, а также моделируются основы социальной адаптации. Семейное воспитание создает первый контекст для понимания и принятия культурных традиций, что играет ключевую роль в воспитании уважения к культурному наследию и поддержании связей между поколениями. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечено, что сотрудничество с семьей, то есть родителями или законными представителями ребенка, является одним из принципов дошкольного образования, поскольку их участие в разработке учебных программ образовательной организации позволит выстроить отношения между участниками образовательного процесса с учетом мотивов, интересов и потребностей дошкольников, их семьи и педагогов дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) [3]. Изменение сложившейся ситуации предполагает определение инновационных идей, содержания и технологий семейного воспитания, соответствующих реалиям современной жизни.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях происходящих в современном российском обществе преобразований особо значимым является эффективное использование педагогического ресурса семьи, накопленного в образовательных системах РСО-Алания и Российской Федерации; обеспечение преемственности социально-культурных национальных ценностей между различными поколениями.

Исходя из вышесказанного, была поставлена цель данного исследования – выявление педагогических ресурсов семьи для более эффективного приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям своего народа в процессе взаимодействия с педагогами ДОО.

Материалы и методы исследования

Исследование было осуществлено посредством теоретического сравнительного анализа и обобщения литературы по изучению специфики этнокультурного потенциала осетинской семьи в современных условиях; практических методов: беседы, интервью, опроса, анкетирования, описания; базой исследования выступили дошкольные образовательные организации РСО-Алания (МАДОУ № 3 г. Владикавказ, МАДОУ № 95 г. Владикавказ, Центр образования «Интеллект» г. Владикавказ).

Результаты исследования и их обсуждение

В достижении данной цели особое место отводится семье, поскольку это естественное окружение ребенка, от которого в первую очередь зависит содержание и особенности его воспитания. На семейное воспитание оказывают влияние соблюдаемые в семье традиции, обряды, праздники и уклад жизни. Семейное воспитание отражает представления народа о воспитании, его средствах и целях, идеалах, оно позволяет сформировать у подрастающего поколения наилучшие национальные черты характера, а также воспитать дошкольника достойным представителем своего народа. Роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. Дитя ежедневно, ежечасно и ежеминутно видит вокруг себя жизнь взрослых и, как губка, впитывает в свое сознание все, что его окружает. Поэтому будет справедливо заметить, что на 95 % успех в достойном воспитании ребенка зависит от семьи. Отметим, что в современных условиях цифровая трансформация выступает мощным вызовом для образования, педагогов, детей и родителей. Вместе с тем следует отметить, что информационные технологии не заменяют традиционных форм и методов обучения, а органично сочетаются с ними, так как механизмы интеграции традиционных и цифровых технологий социального воспроизводства поколений заключаются в актуализации интереса детей к историческим и культурным ценностям народа, в организации совместной деятельности по созданию виртуальной истории [4]. При этом реализация личностно-ориентированных и практико-ориентированных педагогических технологий позволяет учитывать информационные потребности и интересы всех участников образовательного процесса, предоставить всеобщий доступ к знаниям, их обновление [5].

К сожалению, безграмотное и безответственное отношение к семейному воспитанию негативно влияет на развитие личности ребенка. Члены семьи недостаточно подкованы в вопросах воспитания детей, не обладают педагогическим тактом, выдержкой и терпением.

Традиции и культура осетинского народа имеют особый жизненный уклад его представителей, менталитет, национальные праздники, обычаи, обряды, особенности ведения застолья и его атрибуты, отношение к старшим, младшим, женщине, мужчине, характер семейного воспитания и рассматриваются исследователями как благодатный материал для духовно-нравственного воспитания старших дошкольников (Дзидзоева С.М., Дзуцев Х.В., Калоев Б.А., Канукова З.В., Киргуева Ф.Х., Красношлык З.П., Чибиров Л.А. и др.). В историко-этнологическом исследовании З.В. Кануковой рассматривается роль родителей и педагогов по проблеме приобщения к культуре осетинского народа на историческом этапе, по инициативе которых устраивались совместные прогулки с использованием национальных игр, песен, танцев; организовывались курсы лекций о физическом развитии детей в осетинской семье, готовились детские спектакли, благотворительные детские мероприятия, такие как литературно-музыкальное утро, где дети выступали с чтением стихов на родном языке, исполнением национальных песен, играли на музыкальных инструментах [6, с. 172]. Х.В. Дзуцев отмечает, что полученные им данные исследования на основе массового опроса родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций РСО-Алания свидетельствуют о том, что система полилингвального обучения воспринимается ими положительно и рассматривается не только как механизм повышения уровня образования детей, но и как способ сохранения и развития национальных языков [7, с. 178]. При рассмотрении данной проблемы значительный интерес вызывают материалы учебно-методического пособия «Родники Дона», где авторы раскрывают концептуальные положения, методические подходы к организации образовательного пространства дошкольного учреждения на основе современных принципов природосообразности, культуросообразности, интеграции и гуманизации [8, с. 3]. Авторы учебно-методического пособия «Воспитание дошкольника в мире культуры родного края (на материалах РСО-Алания)» представляют региональную программу «Дошкольник в мире культуры родного края», разработанная в соответствии с ФГОС ДО [9, с. 41–53]. Отличительными признаками программы является то, что содержание раскрывает технологию этнокультурного образования детей дошкольного возраста в условиях семьи, выделяются особенности этнокультурного образования детей в условиях региона. Анализ материалов регионального содержания дает основание рассматривать их как компонент содержания воспитательного процесса и ориентир в построении концепции этнокультурного образовательного пространства ДОО и семьи в условиях региона.

Если более основательно рассмотреть обычаи предков, можно заметить, что они основываются на общечеловеческих ценностях, например любви к родному краю, почтительном отношении к старшим, уважении к труду землевладельцев, к зерну и хлебу, которые выращиваются в процессе тяжелой, кропотливой работы. Существующие в осетинском обществе нормы поведения по отношени. к старшим свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры народа. В современных условиях растет тревога родителей по мере взросления детей: «Как бы он не пошел по наклонной дорожке». Но кто сегодня слушает этих «предков»? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого – осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с раннего возраста [10, с. 11]. Духовно-нравственные ценности закладываются в детях с самых ранних лет путем назидания, посредством чего они в естественной форме становятся частью его сознания. Данная система ценностей, разработанная предками, до сих пор играет важную роль для осетинского народа. В сознании осетин уважение к пожилым и старшим по возрасту всегда занимает особое место. Это связано с глубокими культурными традициями, где мудрость и жизненный опыт старших ценятся выше всего. Осетины верят, что именно старшие могут передать молодому поколению знания и уроки, необходимые для жизни. Уважение проявляется не только в словах, но и в поступках: старшим предлагают лучшие места за столом, прислушиваются к их советам и мнениям, а в праздники и важные события семьи всегда стараются отметить их присутствие. Так, к примеру, если старший входит в помещение, то считается долгом присутствующих встать и поприветствовать его. Другой нормой поведения по отношению к старшему является то, что более младшие по возрасту люди не могут сесть на свое место, до тех пор, пока старший, вошедший в помещение, не сядет и не попросит их сесть на свои места, если же свободных мест нет, то обязательно необходимо уступить ему место. Признаком дурного тона считается, чтобы младший в присутствии взрослого сидел, положив одну ногу на другую, расставив широко ноги, либо развалившись, а также держал руки в карманах – все его поведение должно быть максимально сдержанным и скромным. В речевом этикете также имеются определенные нормы: младшим недопустимо быть чрезмерно многословными в присутствии старших, перебивать взрослых, начинать разговор раньше них, вторгаться в их диалог, следует слушать их молча. Неприемлемо, чтобы младший раньше старшего входил в помещение, пересекал ему дорогу. Во все времена в осетинском обществе порицалось непочтительное отношение к старшим – это считалось постыдным и роняло человеческое достоинство. Также считалась недопустимой непристойная, нецензурная лексика. Уважение и любовь к отцу является одной из наилучших норм этикета у осетин. Младший по возрасту обязан оказывать внимание старшему, помогать ему, быть вежливым и почтительным. Все нормы этикета, регламентирующие взаимоотношения между старшими и младшими, строго соблюдались обоими сторонами и определялись обычным правом [11, с. 600]. Честь и человеческое достоинство высоко ценились осетином, он сильно дорожил ими. Честность является одной из наиболее значимых и сильных черт осетинского народа, так, к примеру, в традиционном осетинском обществе ложь и обман были недопустимы, в связи с чем, если осетин дал слово, можно было не сомневаться в том, что он сдержит свое обещание, поскольку в противном случае человек становился опозоренным и терял доверие других членов сообщества. С трехлетнего возраста мальчиков начинали постепенно обособлять от девочек, дарили им деревянное оружие (кинжал и лук со стрелами) и приучали их к выполнению мужских поручений. Игры имели охотничье или военное содержание, ими руководил взрослый мужчина, приказам которого нужно было беспрекословно подчиняться. Самыми распространенными были командные сражения и единоборства. Главной целью спортивных игр было воспитание воли, физической силы и выносливости. Б.А. Калоев описывает старинный обычай осетин зиу (коллективная взаимопомощь, заключающаяся как в моральной поддержке, так и в материальной помощи родственников и односельчан) [12, с. 201]. Этот обычай сохранился в современном обществе и является одним из наиболее ярких примеров прогрессивных, не подвластных времени традиций, которые были востребованы в прошлом, настоящем и будут служить последующим поколениям.

В беседе с педагогами дошкольных образовательных организаций РСО-Алания (МАДОУ № 3, г. Владикавказ, МАДОУ № 95, г. Владикавказ, Центр образования «Интеллект», г. Владикавказ) исследователи выяснили, что каждый детский сад имеет свой опыт работы с родителями, и особо выделяют собранный богатейший материал регионального содержания, который из года в год пополняется. Они отмечают, что современное информационное поле открывает большие возможности детского сада для совместной деятельности с родителями, тем не менее прослеживаются сложности в привлечении их в деятельность детского сада. Педагоги ДОО отмечают просветительскую деятельность с родителями как более эффективную форму решения вопросов, связанных с повышением уровня развития народной педагогики, этнокультурной компетентности в республике, краеведения и концептуально-теоретических основ этнокультурного образования. Разработка педагогической стратегии, направленной на повышение этнокультурного просвещения родителей дошкольников; в процессе проведения различных национально-этикетных форм общения, национальных и семейных праздников, традиций гостеприимства, этнокультурных трудовых традиций и др., мастер-классов «Осетинская семейная традиционная культура», в которой представлены этнокультурные народные традиции осетин, а также «Культура народов Кавказа», «Русская народная культура», в которой представлена общность культур кавказских народов, особенности русской и осетинской культуры; разработки и реализации региональных проектов, например «Наш дом – Северная Осетия» с применением народных праздников и организацией народных посиделок, во время которых дошкольники совместно со своими родителями учатся размышлять, сопереживать и знакомятся с произведениями народного музыкального искусства. Все перечисленные меры позволяют максимально эффективно расширить имеющиеся у дошкольников и их родителей представления о национальных традициях и обычаях. Осуществление рефлексии после проведения анкетирования и опроса родителей посредством нахождения ответов на поставленные вопросы позволили выявить отношение родителей воспитанников к решению данной проблемы и определить приобретение новых знаний и педагогического опыта, которые они впоследствии смогут самостоятельно применить дома, работая со своими детьми, например, «Интересно ли Вам было узнать исторические факты о том, как территория Северной Осетии заселялась человеком?», «В чем, по Вашему мнению, заключается важность познания культурных традиций соседствующих с РСО-Алания народов?», «Какие этнокультурные условия воспитания и развития детей, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми в процессе семейного воспитания?», «Имели ли для Вас практическую значимость в процессе воспитания детей полученные знания об особенностях воспитания детей у соседствующих с Северной Осетией народов?». Обобщая результаты анкетирования, опроса родителей, отметим, что включение родителей в процесс приобщения к культуре своего народа позволило педагогам эффективно, содержательно и разнообразно решить данный вопрос в процессе практической деятельности, поскольку любая, даже самая лучшая педагогическая система не является абсолютно эффективной, если нет взаимодействия с семьей, эти две системы должны быть открытыми друг для друга.

Заключение

В дошкольном возрасте самым важным является воспитание у ребенка нравственно-патриотических качеств, в первую очередь элементарного чувства привязанности к дому, детскому саду, воспитателям, любимой игрушке и уголку – в этом случае у ребенка будут люди, вещи и места, о которых он вспоминает и любит. Отметим, что материалы регионального содержания способствуют воспитанию любви к родному краю, так как знание традиций и обычаев своего народа во многом позволяет решать проблемы патриотического воспитания старших дошкольников и младших школьников, вследствие чего они выступают одним из основных направлений воспитательной работы. Дети старшего дошкольного возраста способны осознать свою причастность к своему народу, воспринимать себя его частью, испытывать к нему любовь, гордиться его историей и понимать свою ответственность как за его будущее, так и будущее страны в целом. В связи с этим при работе с детьми данного возраста крайне важно правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать все мероприятия с учетом региональных культурно-исторических традиций, а также тех, что имеются в стране в целом.

Таким образом, система взаимодействия семьи и детского сада по приобщению к культуре и истории осетинского народа заключается в ее последовательности и взаимосвязи, в максимальной мере использования педагогического ресурса семьи, стимулирующих активность дошкольников, родителей и педагогов, которая будет способствовать повышению качества дошкольного образования в условиях региона. Несомненно, переосмысление традиционного воспитания, находящегося в рамках этнокультурной образовательной среды подчеркивает значимость обозначенной проблемы, так как семья создает надежную и приоритетную основу в становлении личности ребенка.

Следовательно, поддержка идеи о важности передачи культурного наследия от поколения к поколению и роль семьи в процессе приобщения к культуре собственного народа, несомненно, позволяет сформировать у дошкольников чувство принадлежности к своему народу и Родине. В целом семья и ДОО должны стремиться к углублению понимания того, как семейное воспитание способствует формированию интереса к культурным традициям, истории своего народа и рассматриваться как эффективное средство практического использования материалов регионального содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.