Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ К ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Дроздов А.М. 1
1 МКОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа пгт Юрья (Кировская область)»
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время эффективность работы учреждений дополнительного образования определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный и учебно-тренировочный процессы обеспечивают развитие нравственной позиции подростков, формируют выносливую личность, готовят его не только к спортивно-тренировочной деятельности, но и к самостоятельной взрослой жизни. Развитие физических способностей юного спортсмена, его самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению легче реализовать в учреждениях дополнительного образования. В то же время наблюдения и исследования свидетельствуют о том, что у части подростков не сформирована дисциплинированность как черта характера, что требует специальной психолого-педагогической работы, направленной на ее формирование. Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено представление о сущности и особенностях дисциплинированности подростка как интегративном личностном качестве, обозначающем нравственную позицию человека. Автор упоминает о необходимости создания определенных педагогических условий, которые теоретически обоснованы в соответствии с педагогической системой дополнительного профессионального образования – участниками учебно-тренировочного процесса, содержанием, средствами, методами, формами, результатами образования. Одним из путей решения проблемы является разработка структурно-содержательной модели, направленной на формирование нравственной позиции и дисциплины у подростков в условиях спортивной школы, с целью достичь высоких спортивных результатов.
нравственная позиция
подросток
дисциплина
дополнительное образование
структурно-содержательная модель
спортивная деятельность
1. Тимушкин А.В., Медведева Н.А., Попов А.В., Кашицына Л.В. Совершенствование физического воспитания в системе общего и высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=33308 (дата обращения: 06.05.2024). DOI: 10.17513/spno.33308.
2. Афов А.Х. Формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков при подготовке к сдаче нормативов ГТО: дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2021. 222 с.
3. Ботяев В.Л., Скворцова Е.П., Ботяев С.В. Анализ деятельности научно-консультационного центра отбора и диагностики спортивной предрасположенности детей и подростков // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 54–58.
4. Шумилова Е.А., Журавлева Ю.И., Осипова В.Е. Духовно-нравственное и нравственно-половое воспитание подростка: теоретические аспекты // KANT. 2023. № 3 (48). С. 282–285. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.49.
5. Токарева В.Б. Педагогическое сопровождение развития внутренней ответственности у юных хоккеистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2021. 223 с.
6. Елагина В.С., Михайлова Т.А., Черная Е.В. Подготовка учителя физической культуры в условиях обновления содержания образования // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 8. С. 138–142. DOI: 10.17513/snt.39744.
7. Афов А.Х. Разработка модели формирования нравственно-волевых качеств у подростков при подготовке к сдаче нормативов комплекса ГТО // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2020. Вып. 67. Ч. 2. С. 7–11.
8. Федеральный закон от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104300106 (дата обращения: 15.05.2024).
9. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/podborki/nacionalnaya_doktrina_obrazovaniya_v_rf_do_2025_goda (дата обращения: 04.06.2024).
10. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 10.06.2024).
11. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2018 № 2245-р (ред. от 29.04.2021) «Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года») [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-17102018-n-2245-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 12.06.2024).
12. Воронин А.Д., Данилова А.М., Савельева О.В. Взаимодействие в системе тренер – ребенок – родители как средство улучшения показателей оценочно-результативного компонента успешности спортивной подготовки ребенка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 76–83.
13. Болтаева Л.Ш., Ворожейкина А.В. Педагогическая поддержка в формировании идентичности у подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 233–248. DOI: 10.25588/CSPU.2022.167.1.016.
14. Черепанов К.Н., Тихонов А.М., Кечкин Д.Д. Технология физкультурной деятельности // Modern Humanities Success. 2023. № 11. С. 230–236.
15. Лушникова Т.В. Применение организационно-педагогических механизмов в дополнительном образовании сельских детей // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 11 (57). С. 185–191.
16. Абалян А.Г., Бронникова Е.М., Васютина Е.С., Виноградова М.В., Королев И.В., Кулямина О.С., Лукичева А.Ю., Матраева Л.В., Окуньков Ю.В., Поворина Е.В., Столяров В.И., Танатова Д.К., Федотова Е.В., Фомиченко Т.Г., Царьков П.Е. Мотивация и социальные барьеры к систематическим занятиям физической культурой и спортом в Российской Федерации: коллективная монография. М.: ОАО «Подольская фабрика офсетной печати», 2022, 304 с.

Введение

В современном образовании проблема повышения его качества является ключевой. Текущее состояние общества обусловлено не только глобальным экономическим кризисом, но и серьезными педагогическими вызовами. Ведущие ученые, педагоги в течение нескольких лет выражают обеспокоенность по поводу физического самочувствия подрастающего поколения в стране. В рамках физкультурной и спортивной деятельности в учебных заведениях различных уровней можно выделить несколько ключевых аспектов: учебный; тренировочный; соревновательный; оздоровительный. Физическое воспитание предполагает сбалансированное объединение различных аспектов, однако особенности работы в области физкультуры и условия образовательного процесса иногда требуют временного приоритета одного из этих направлений [1, с. 67]. Ответственность спортивных школ за развитие морального статуса молодых людей, склонных к дисциплине и самодисциплине, а также ответственность за продвижение нравственности в спорте находится под влиянием основной социальной заботы. Под нравственно-волевыми качествами подразумевается обширный набор личных характеристик, жизненно важных для современных подростков, чтобы они могли успешно учиться и вести полноценную жизнь. Эти качества включают в себя моральные установки и волевые проявления, которые способствуют эффективному преодолению трудностей и достижению поставленных целей [2, с. 13]. Занятия спортом через дисциплинированность помогают сформировать нравственную позицию подростков. Как известно, спортивные школы опираются на образовательную идеологию, направленную на всестороннее развитие личности каждого обучающегося.

Цель исследования – разработка структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции будущих спортсменов к дисциплинированности в условиях спортивной школы.

Материалы и методы исследования

В рамках исследовательской работы были задействованы различные теоретические методы, значимо обогатившие ее содержание и результаты: анализ педагогической и нормативно-правовой литературы, научных работ, организационно-распорядительных документов и нормативных актов позволил сформировать теоретическую основу исследования и выявить актуальные научные подходы к формированию нравственной позиции подростков [2]. Актуальные практические методы: наблюдение, анализ опыта практической деятельности по формированию нравственной позиции подростков.

Результаты исследования и их обсуждение

Данное теоретическое исследование выявило основные направления формирования нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности. Был проведен интеграционный анализ спортивно-тренировочного процесса в спортивных школах, включенных в концепцию дополнительного обучения. Рассмотренные концепции легли в основу разработки структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности в рамках спортивной школы. Внесли свой вклад в изучение данной темы В.Л. Ботяев, Е.П. Скворцова, С.В. Ботяев и др. [3]. Нравственное воспитание является одним из наиболее актуальных направлений исследований в научном сообществе. Формирование ценностей продолжается на протяжении всей жизни. В этом отношении заслуживает внимания исследования О.Н. Бережницкой, которая подчеркивают недостаточность изучения в области практической реализации качественной диагностики нравственного воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта в условиях спортивной детско-юношеской школы. Проблема нравственного воспитания в спортивных школах тесно связана с рядом других педагогических задач. Прежде всего, речь идет о потребности выстраивания здорового образа жизни среди молодежи. Здоровый образ жизни привносит в жизнь человека не только занятия спортом, но и рациональное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек. Важным аспектом нравственного воспитания в спортивных школах является воспитание патриотизма и гражданственности. Спортсмены, представляющие свою страну на международных соревнованиях, должны быть образцами для подражания [4]. В процессе спортивных тренировок и соревнований у молодых спортсменов формируются такие качества, как целеустремленность, выносливость, дисциплинированность, уважение к соперникам и партнерам по команде. Эти качества не только способствуют достижению спортивных результатов, но и важны для всей дальнейшей жизни. Таким образом, нравственное воспитание в спортивных школах является многогранным и сложным процессом, включающим в себя целый комплекс педагогических задач. Вопрос о личной ответственности представляет собой одну из ключевых тем в рамках гуманитарных исследований, включая философию, социологию, педагогику и психологию [5, с. 15]. Исследование философских, педагогических и психологических концепций формирования нравственного статуса молодежи в связи с изучением понятия дисциплинированности в рамках спортивных школ (В.Л. Ботяев, Е.П. Скворцова, С.В. Ботяев и др.) показало, что через воспитание и развитие нравственного поведения формируется нравственный статус личности [3]. Взаимосвязь нравственности и интереса к занятиям спортом напрямую влияет на формирование нравственной позиции подростка. В основе этого лежит концепция применения физической культуры и спорта для формирования у человека нравственного сознания, этических убеждений, качеств, ценностных ориентаций, соответствующих правил взаимоотношений и регуляции поведения [6].

Таким образом, спортивные школы играют ключевую роль в подготовке инфраструктуры своего региона. Длительный учебно-тренировочный процесс способствует формированию у подростков нравственного отношения к дисциплинированности в спортивном окружении [7]. Спортивные школы – это учреждения дополнительного образования, которые занимаются образовательной деятельностью. Данная сфера составляет свыше 50 % от всех видов работы, осуществляемых этими учреждениями.

Автором разработана модель, определяющая структуру, рациональность и методичность действий при формировании нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности в спортивной школе (рисунок).

missing image file

Структурно-содержательная модель формирования нравственной позиции подростков к дисциплинированности в условиях спортивной школы

Нормативно-целевой блок строится с учетом учебно-воспитательной деятельности и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, а также в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Модель разработана на основе изменений в Федеральном законе от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8], государственной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [9], стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. [10], распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р «Об утверждении концепции подготовки сил спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года» [11].

В нормативно-правовых актах отмечены цели и стремления, направленные на формирование здорового поколения. Они предполагают осознание проблем и обучение методам их решения, включая прохождение спортивной подготовки. Каждое действие в этой области направлено на создание условий для полноценного развития и успешной адаптации молодежи к современным вызовам. Важно оказывать поддержку и стимулировать молодежь к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни. В рамках спортивной подготовки особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к спорту, развитию физических и психологических навыков, а также обеспечению безопасности во время тренировок и соревнований. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить молодежь необходимыми знаниями и умениями для участия в спортивных мероприятиях, а также повысить уровень их физической подготовки и в целом улучшить качество их жизни [12].

Для проведения анализа взяты следующие источники: учебные планы, методические рекомендации, планы курсовой подготовки, предметов и дисциплин, а также годовые программы по спортивной подготовке. Природа спорта приносит победителей и проигравших. Опыт участия важен для каждого молодого спортсмена. Важно научить детей понимать, что нет причин для стыда. Когда молодое поколение научится контролировать и понимать свои эмоции после потери, оно станет эмоционально устойчивым и будет иметь морально сформированную позицию, которая поможет им во взрослой жизни.

Основные задачи развития и становления нравственной позиции подростков:

1) установление моральной позиции (чистое знание);

2) развитие нравственных чувств, таких как сопереживание, ответственность и стыд, способствующих формированию внутренней мотивации к соблюдению нравственных норм;

3) развитие нравственных качеств, таких как воля, целеустремленность, доброта, настойчивость, развивающихся в процессе спортивной деятельности и межличностного взаимодействия;

4) воспитание нравственных чувств включает в себя формирование глубокого понимания моральных ценностей и их значимости в нашей жизни, это предполагает обучение подростков тому, как различать добро и зло, проявлять сострадание и эмпатию, а также развивать собственные моральные принципы и этические убеждения;

5) развитие нравственности, умение строить доверительные отношения с другими людьми на основе взаимного уважения, заботы и справедливости, в таких отношениях люди стремятся к поддержке и помощи друг другу, а также соблюдают принципы справедливости и равноправия;

6) формирование высоконравственной позиции предполагает развитие мотивационных механизмов, основанных на ценностях добра, справедливости и этичности, такие подростки стремятся к самосовершенствованию, этическому поведению и помощи окружающим, заботясь не только о себе, но и о благополучии всего сообщества.

Таким образом, эти шесть аспектов направлены на формирование нравственных чувств, развитие нравственных отношений и высоконравственной мотивации поведения и играют важную роль в создании этически сознательного и гармоничного общества.

Формирование нравственной позиции подростков к дисциплинированности в спортивной школе является многогранным процессом, обусловленным необходимостью воспитания у молодых спортсменов высоких моральных качеств [13]. В этом процессе ключевыми подходами выступают:

1. Моральное сознание (моральные знания). Понятие о добре и зле, о правильности и неправильности, справедливости и несправедливости. Все эти понятия формируются у подростков в процессе усвоения нравственных норм и ценностей общества, в спортивной среде и в собственной семье. Знание этих норм является основой для развития нравственной позиции, определяющей отношение подростков к дисциплинированности и другим вопросам поведения.

2. Нравственные ценности и ценностные ориентации, развитые нравственные чувства, такие как честность, трудолюбие, уважение к соперникам и тренерам, становятся внутренними ориентирами для подростков, определяя их отношение к дисциплинированности. Развитые нравственные чувства, такие как сопереживание, ответственность и стыд способствуют формированию внутренней мотивации к соблюдению нравственных норм.

3. Нравственные качества, нравственные отношения, моральная мотивация поведения, такие как воля, целеустремленность, доброта, настойчивость, развиваются в процессе спортивной деятельности и межличностного взаимодействия. Нравственные отношения, основанные на уважении, взаимопомощи и сотрудничестве, формируют положительную атмосферу в спортивной команде и способствуют развитию моральной мотивации к соблюдению дисциплины.

4. Гендерные особенности подростков влияют на формирование нравственной позиции, обуславливая специфику восприятия ими дисциплины и нравственных норм. Девочки, как правило, более склонны к соблюдению правил, а мальчики – к проявлению лидерских качеств и самостоятельности. Учет гендерных особенностей позволяет разработать дифференцированные подходы к формированию нравственной позиции подростков.

Методологический блок отражает специфику формирования нравственной позиции подростков к дисциплине и включает в себя систему теорий, подходов, методов и форм, которая обеспечивает научную основу для данного процесса [14]. К основным компонентам методологического блока относятся: общенаучные, частно-научные, частно-предметные, интегративно-развивающие, гендерные теории.

1. Общенаучные теории, такие как теория систем, теория развития и теория воспитания, обеспечивают концептуальную основу для формирования нравственности подростков.

2. Частно-научные теории, например, спортивно-оздоровительные теории и практики, спортивные и подвижные игры с правилами разной сложности, раскрывают особенности развития нравственности у подростков в условиях спортивной деятельности.

3. Частно-предметные теории, такие как теория нравственного воспитания, теория формирования дисциплинированности, определяют специфические подходы и методы формирования нравственной позиции к дисциплине.

4. Интегративно-развивающий подход предполагает комплексное и системное формирование нравственной позиции подростков с учетом их индивидуальных особенностей и условий спортивной деятельности. Этот подход обеспечивает целостный процесс развития нравственной сферы подростков, объединяя когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.

5. Гендерный подход (с ведущим комплексно-развивающим компонентом) учитывает влияние гендерных особенностей на формирование нравственной позиции подростков. Этот подход предполагает использование дифференцированных методов и форм воспитания, учитывающих специфику восприятия и реагирования мальчиков и девочек на нравственные нормы и правила дисциплины. Ведущий комплексно-развивающий компонент гендерного подхода направлен на всестороннее развитие личности подростков, включая их нравственные качества, независимо от гендерной принадлежности.

В описании данной модели был использован комплексный подход для проверки процесса формирования нравственной позиции подростков. Две основные цели подхода – подготовить подростков к дальнейшему развитию и помочь юным спортсменам в самореализации во время тренировок, что также способствует моральной дисциплинированности подростка. Нравственная позиция подростков формируется путем интеграции спортивного содержания и образовательной деятельности, в результате чего происходит развитие личностно-профессиональных качеств и профессиональных качеств через профессионализацию. Кроме того, гендер также является важным аспектом. В спортивной сфере в системе дополнительного профессионального образования принят еще один подход, учитывающий как минимум три фактора при организации дополнительного профессионального образования в спортивной среде: точные научные знания, основанные на психофизиологических особенностях подросткового возраста, понимание образовательных и воспитательных целей и задач, связанных с формированием нравственной позиции подростка и, наконец, выбор оптимальных методов обучения и образования.

Процессуально-содержательный блок направлен на повышение нравственного облика развивающегося спортсмена посредством процедурно-фундаментального блока программы. Методика обучения в спортивной школе опирается на подготовительно-диагностические, организационно-развивающие, оценочные факторы, а также методы, приемы и средства достижения поставленной цели, которые включают в себя различные образовательные подходы и современные педагогические инструменты. Этот блок также включает содержательно-методическую составляющую образовательного пространства и специальный навигатор по развитию нравственной позиции в спортивных школах. Организационно-технологическим компонентом программы является спортивно-тренировочный процесс, который включает специальное пространство, тренажерный зал, спортивный инвентарь и кадровые ресурсы. Такая комплексная программа позволяет эффективно и систематически формировать нравственную позицию подростков и развивать их спортивные навыки и качества.

Реализация определенных методов и форм, используемых для формирования нравственной позиции подростков к дисциплинированности, должна учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. К наиболее эффективным методам относятся: убеждение и разъяснение нравственных норм и ценностей, поощрение и наказание за соблюдение или нарушение дисциплины, создание позитивной и нравственной атмосферы в спортивной команде, личный пример и авторитет тренера и других взрослых, использование игровых и соревновательных форм. Эти методы и формы способствуют осознанию подростками нравственных норм и ценностей, развитию нравственных чувств и формированию внутренней мотивации к соблюдению дисциплины. Формирование нравственной позиции подростков к дисциплине в спортивной школе является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного подхода, основанного на использовании современных теорий, подходов, методов и форм воспитания. Реализация данного процесса позволяет воспитывать у молодых спортсменов высоконравственные качества, необходимые для успешной спортивной карьеры и полноценного развития личности.

В процессе формирования образовательной среды спортивного учреждения этот компонент деятельности подразумевает внедрение модели, направленной на адаптацию молодежи и развитие ее характера, а также включает ценностно-ориентированные компоненты, социальную адаптацию и нравственное формирование.

Радикальные аспекты формирования нравственной позиции подростков стали еще одним аспектом содержательного блока модели, включавшего эффективные формы формирования нравственной позиции подростков. Для реализации концепции физкультурно-спортивного образовательного пространства автором определены следующие мероприятия: спортивные фестивали, дни рождения воспитанников спортивных школ, спортивные сборы, соревнования, мастер-классы, экскурсии на спортивные и оздоровительные объекты, поездки на спортивные мероприятия, совместные проекты с другими образовательными и спортивными учреждениями, поездки на спортивные и развлекательные объекты.

Помимо вышеизложенного автором исследованы основы образовательного пространства физического и спортивного воспитания, в том числе принципы образовательного пространства. Принцип целенаправленности: признание человека высшей ценностью и приоритет его физического, психического и социального развития. Принцип цельности: создание условий для всестороннего развития личности учащегося, формирования у него гуманистических ценностей и установок. Принцип непрерывности: объединение усилий всех участников образовательного процесса (учеников, педагогов, семьи, социума) для достижения максимального эффекта. Принцип единства: учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся при организации образовательного процесса, создание условий для реализации их способностей и интересов. Принцип системности: соответствие образовательного процесса естественным закономерностям развития детей и подростков, использование доступных и привлекательных для них форм и методов обучения. Принцип активного включения в обучающей деятельности: воспитание конструктивной атмосферы в коллективе, защита интересов учащихся, проявление уважения к их мнению, пропаганда позитивного поведения. Для реализации указанных принципов автором разработаны педагогические условия, включающие анализ возрастных особенностей подростков и учет их индивидуальных отличий [15].

Критериально-оценочный блок представляет собой отражение достигнутых результатов, учитывая уровень сформированности нравственной позиции подростков (высокий, оптимальный, низкий) по указанным критериям (когнитивно-смысловой, мотивационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) и соответствующим показателям.

Комплексность образовательных условий превышает рамки учебной программы, взаимодействуя с социальным порядком и предсказуемыми результатами исследования. Позиционирование составляющей модели является основой для создания образовательных условий, направленных на развитие морального отношения подростков к дисциплине в спортивной школе.

Создание морально-психологической атмосферы в образовательном процессе, основанной на принципах взаимного уважения, сотрудничества и поддержки, включает в себя: разработку и применение дифференцированных и индивидуализированных образовательных программ; использование разнообразных форм и методов обучения, включая диалог, интерактивные игры, проекты и исследовательские работы; высокий уровень этической культуры и нравственного поведения учителя и наставника, выступающий в качестве авторитета и примера для обучающихся; активное использование коммуникационных технологий для расширения образовательных возможностей и общения с родителями и общественностью; реализация принципа преемственности в деятельности спортивных команд, передача опыта и традиций старших учащихся младшим; нравственный и содержательный анализ достижений учащихся, поощрение не только спортивных успехов, но и этичного поведения и проявления человеческих качеств; создание конкурентной среды в условиях дополнительного образования для стимулирования мотивации и развития спортивного духа [16, с. 148].

Структура и содержание модели, по мнению автора, являются специфическими структурами, включающими процессуальные аспекты образовательной практики, то есть формирование нравственной позиции молодежи по отношению к дисциплине в спортивных школах. Исходя из этого положения, представленная модель является теоретическим и практическим руководством, благодаря которому можно обеспечить непрерывность формирования нравственной, физической и общекультурной личности юных спортсменов и удовлетворить все современные социальные и культурные потребности общества.

Заключение

Таким образом, автором статьи решена задача, связанная с разработкой структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции будущих спортсменов к дисциплинированности в условиях спортивной школы. В понимании автора разработанная структурно-содержательная модель может быть внедрена как метод и элемент научного познания для формирования нравственной позиции молодежи по отношению к дисциплинированности в условиях спортивной школы.


Библиографическая ссылка

Дроздов А.М. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ПОДРОСТКОВ К ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 9. – С. 98-104;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40155 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674