Введение
В современном образовании проблема повышения его качества является ключевой. Текущее состояние общества обусловлено не только глобальным экономическим кризисом, но и серьезными педагогическими вызовами. Ведущие ученые, педагоги в течение нескольких лет выражают обеспокоенность по поводу физического самочувствия подрастающего поколения в стране. В рамках физкультурной и спортивной деятельности в учебных заведениях различных уровней можно выделить несколько ключевых аспектов: учебный; тренировочный; соревновательный; оздоровительный. Физическое воспитание предполагает сбалансированное объединение различных аспектов, однако особенности работы в области физкультуры и условия образовательного процесса иногда требуют временного приоритета одного из этих направлений [1, с. 67]. Ответственность спортивных школ за развитие морального статуса молодых людей, склонных к дисциплине и самодисциплине, а также ответственность за продвижение нравственности в спорте находится под влиянием основной социальной заботы. Под нравственно-волевыми качествами подразумевается обширный набор личных характеристик, жизненно важных для современных подростков, чтобы они могли успешно учиться и вести полноценную жизнь. Эти качества включают в себя моральные установки и волевые проявления, которые способствуют эффективному преодолению трудностей и достижению поставленных целей [2, с. 13]. Занятия спортом через дисциплинированность помогают сформировать нравственную позицию подростков. Как известно, спортивные школы опираются на образовательную идеологию, направленную на всестороннее развитие личности каждого обучающегося.
Цель исследования – разработка структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции будущих спортсменов к дисциплинированности в условиях спортивной школы.
Материалы и методы исследования
В рамках исследовательской работы были задействованы различные теоретические методы, значимо обогатившие ее содержание и результаты: анализ педагогической и нормативно-правовой литературы, научных работ, организационно-распорядительных документов и нормативных актов позволил сформировать теоретическую основу исследования и выявить актуальные научные подходы к формированию нравственной позиции подростков [2]. Актуальные практические методы: наблюдение, анализ опыта практической деятельности по формированию нравственной позиции подростков.
Результаты исследования и их обсуждение
Данное теоретическое исследование выявило основные направления формирования нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности. Был проведен интеграционный анализ спортивно-тренировочного процесса в спортивных школах, включенных в концепцию дополнительного обучения. Рассмотренные концепции легли в основу разработки структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности в рамках спортивной школы. Внесли свой вклад в изучение данной темы В.Л. Ботяев, Е.П. Скворцова, С.В. Ботяев и др. [3]. Нравственное воспитание является одним из наиболее актуальных направлений исследований в научном сообществе. Формирование ценностей продолжается на протяжении всей жизни. В этом отношении заслуживает внимания исследования О.Н. Бережницкой, которая подчеркивают недостаточность изучения в области практической реализации качественной диагностики нравственного воспитания молодежи средствами физической культуры и спорта в условиях спортивной детско-юношеской школы. Проблема нравственного воспитания в спортивных школах тесно связана с рядом других педагогических задач. Прежде всего, речь идет о потребности выстраивания здорового образа жизни среди молодежи. Здоровый образ жизни привносит в жизнь человека не только занятия спортом, но и рациональное питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек. Важным аспектом нравственного воспитания в спортивных школах является воспитание патриотизма и гражданственности. Спортсмены, представляющие свою страну на международных соревнованиях, должны быть образцами для подражания [4]. В процессе спортивных тренировок и соревнований у молодых спортсменов формируются такие качества, как целеустремленность, выносливость, дисциплинированность, уважение к соперникам и партнерам по команде. Эти качества не только способствуют достижению спортивных результатов, но и важны для всей дальнейшей жизни. Таким образом, нравственное воспитание в спортивных школах является многогранным и сложным процессом, включающим в себя целый комплекс педагогических задач. Вопрос о личной ответственности представляет собой одну из ключевых тем в рамках гуманитарных исследований, включая философию, социологию, педагогику и психологию [5, с. 15]. Исследование философских, педагогических и психологических концепций формирования нравственного статуса молодежи в связи с изучением понятия дисциплинированности в рамках спортивных школ (В.Л. Ботяев, Е.П. Скворцова, С.В. Ботяев и др.) показало, что через воспитание и развитие нравственного поведения формируется нравственный статус личности [3]. Взаимосвязь нравственности и интереса к занятиям спортом напрямую влияет на формирование нравственной позиции подростка. В основе этого лежит концепция применения физической культуры и спорта для формирования у человека нравственного сознания, этических убеждений, качеств, ценностных ориентаций, соответствующих правил взаимоотношений и регуляции поведения [6].
Таким образом, спортивные школы играют ключевую роль в подготовке инфраструктуры своего региона. Длительный учебно-тренировочный процесс способствует формированию у подростков нравственного отношения к дисциплинированности в спортивном окружении [7]. Спортивные школы – это учреждения дополнительного образования, которые занимаются образовательной деятельностью. Данная сфера составляет свыше 50 % от всех видов работы, осуществляемых этими учреждениями.
Автором разработана модель, определяющая структуру, рациональность и методичность действий при формировании нравственной позиции подростков по отношению к дисциплинированности в спортивной школе (рисунок).
Структурно-содержательная модель формирования нравственной позиции подростков к дисциплинированности в условиях спортивной школы
Нормативно-целевой блок строится с учетом учебно-воспитательной деятельности и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, а также в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Модель разработана на основе изменений в Федеральном законе от 30 апреля 2021 г. № 127-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8], государственной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [9], стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. [10], распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 2245-р «Об утверждении концепции подготовки сил спортивного резерва в Российской Федерации на период до 2025 года» [11].
В нормативно-правовых актах отмечены цели и стремления, направленные на формирование здорового поколения. Они предполагают осознание проблем и обучение методам их решения, включая прохождение спортивной подготовки. Каждое действие в этой области направлено на создание условий для полноценного развития и успешной адаптации молодежи к современным вызовам. Важно оказывать поддержку и стимулировать молодежь к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни. В рамках спортивной подготовки особое внимание уделяется формированию позитивного отношения к спорту, развитию физических и психологических навыков, а также обеспечению безопасности во время тренировок и соревнований. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить молодежь необходимыми знаниями и умениями для участия в спортивных мероприятиях, а также повысить уровень их физической подготовки и в целом улучшить качество их жизни [12].
Для проведения анализа взяты следующие источники: учебные планы, методические рекомендации, планы курсовой подготовки, предметов и дисциплин, а также годовые программы по спортивной подготовке. Природа спорта приносит победителей и проигравших. Опыт участия важен для каждого молодого спортсмена. Важно научить детей понимать, что нет причин для стыда. Когда молодое поколение научится контролировать и понимать свои эмоции после потери, оно станет эмоционально устойчивым и будет иметь морально сформированную позицию, которая поможет им во взрослой жизни.
Основные задачи развития и становления нравственной позиции подростков:
1) установление моральной позиции (чистое знание);
2) развитие нравственных чувств, таких как сопереживание, ответственность и стыд, способствующих формированию внутренней мотивации к соблюдению нравственных норм;
3) развитие нравственных качеств, таких как воля, целеустремленность, доброта, настойчивость, развивающихся в процессе спортивной деятельности и межличностного взаимодействия;
4) воспитание нравственных чувств включает в себя формирование глубокого понимания моральных ценностей и их значимости в нашей жизни, это предполагает обучение подростков тому, как различать добро и зло, проявлять сострадание и эмпатию, а также развивать собственные моральные принципы и этические убеждения;
5) развитие нравственности, умение строить доверительные отношения с другими людьми на основе взаимного уважения, заботы и справедливости, в таких отношениях люди стремятся к поддержке и помощи друг другу, а также соблюдают принципы справедливости и равноправия;
6) формирование высоконравственной позиции предполагает развитие мотивационных механизмов, основанных на ценностях добра, справедливости и этичности, такие подростки стремятся к самосовершенствованию, этическому поведению и помощи окружающим, заботясь не только о себе, но и о благополучии всего сообщества.
Таким образом, эти шесть аспектов направлены на формирование нравственных чувств, развитие нравственных отношений и высоконравственной мотивации поведения и играют важную роль в создании этически сознательного и гармоничного общества.
Формирование нравственной позиции подростков к дисциплинированности в спортивной школе является многогранным процессом, обусловленным необходимостью воспитания у молодых спортсменов высоких моральных качеств [13]. В этом процессе ключевыми подходами выступают:
1. Моральное сознание (моральные знания). Понятие о добре и зле, о правильности и неправильности, справедливости и несправедливости. Все эти понятия формируются у подростков в процессе усвоения нравственных норм и ценностей общества, в спортивной среде и в собственной семье. Знание этих норм является основой для развития нравственной позиции, определяющей отношение подростков к дисциплинированности и другим вопросам поведения.
2. Нравственные ценности и ценностные ориентации, развитые нравственные чувства, такие как честность, трудолюбие, уважение к соперникам и тренерам, становятся внутренними ориентирами для подростков, определяя их отношение к дисциплинированности. Развитые нравственные чувства, такие как сопереживание, ответственность и стыд способствуют формированию внутренней мотивации к соблюдению нравственных норм.
3. Нравственные качества, нравственные отношения, моральная мотивация поведения, такие как воля, целеустремленность, доброта, настойчивость, развиваются в процессе спортивной деятельности и межличностного взаимодействия. Нравственные отношения, основанные на уважении, взаимопомощи и сотрудничестве, формируют положительную атмосферу в спортивной команде и способствуют развитию моральной мотивации к соблюдению дисциплины.
4. Гендерные особенности подростков влияют на формирование нравственной позиции, обуславливая специфику восприятия ими дисциплины и нравственных норм. Девочки, как правило, более склонны к соблюдению правил, а мальчики – к проявлению лидерских качеств и самостоятельности. Учет гендерных особенностей позволяет разработать дифференцированные подходы к формированию нравственной позиции подростков.
Методологический блок отражает специфику формирования нравственной позиции подростков к дисциплине и включает в себя систему теорий, подходов, методов и форм, которая обеспечивает научную основу для данного процесса [14]. К основным компонентам методологического блока относятся: общенаучные, частно-научные, частно-предметные, интегративно-развивающие, гендерные теории.
1. Общенаучные теории, такие как теория систем, теория развития и теория воспитания, обеспечивают концептуальную основу для формирования нравственности подростков.
2. Частно-научные теории, например, спортивно-оздоровительные теории и практики, спортивные и подвижные игры с правилами разной сложности, раскрывают особенности развития нравственности у подростков в условиях спортивной деятельности.
3. Частно-предметные теории, такие как теория нравственного воспитания, теория формирования дисциплинированности, определяют специфические подходы и методы формирования нравственной позиции к дисциплине.
4. Интегративно-развивающий подход предполагает комплексное и системное формирование нравственной позиции подростков с учетом их индивидуальных особенностей и условий спортивной деятельности. Этот подход обеспечивает целостный процесс развития нравственной сферы подростков, объединяя когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
5. Гендерный подход (с ведущим комплексно-развивающим компонентом) учитывает влияние гендерных особенностей на формирование нравственной позиции подростков. Этот подход предполагает использование дифференцированных методов и форм воспитания, учитывающих специфику восприятия и реагирования мальчиков и девочек на нравственные нормы и правила дисциплины. Ведущий комплексно-развивающий компонент гендерного подхода направлен на всестороннее развитие личности подростков, включая их нравственные качества, независимо от гендерной принадлежности.
В описании данной модели был использован комплексный подход для проверки процесса формирования нравственной позиции подростков. Две основные цели подхода – подготовить подростков к дальнейшему развитию и помочь юным спортсменам в самореализации во время тренировок, что также способствует моральной дисциплинированности подростка. Нравственная позиция подростков формируется путем интеграции спортивного содержания и образовательной деятельности, в результате чего происходит развитие личностно-профессиональных качеств и профессиональных качеств через профессионализацию. Кроме того, гендер также является важным аспектом. В спортивной сфере в системе дополнительного профессионального образования принят еще один подход, учитывающий как минимум три фактора при организации дополнительного профессионального образования в спортивной среде: точные научные знания, основанные на психофизиологических особенностях подросткового возраста, понимание образовательных и воспитательных целей и задач, связанных с формированием нравственной позиции подростка и, наконец, выбор оптимальных методов обучения и образования.
Процессуально-содержательный блок направлен на повышение нравственного облика развивающегося спортсмена посредством процедурно-фундаментального блока программы. Методика обучения в спортивной школе опирается на подготовительно-диагностические, организационно-развивающие, оценочные факторы, а также методы, приемы и средства достижения поставленной цели, которые включают в себя различные образовательные подходы и современные педагогические инструменты. Этот блок также включает содержательно-методическую составляющую образовательного пространства и специальный навигатор по развитию нравственной позиции в спортивных школах. Организационно-технологическим компонентом программы является спортивно-тренировочный процесс, который включает специальное пространство, тренажерный зал, спортивный инвентарь и кадровые ресурсы. Такая комплексная программа позволяет эффективно и систематически формировать нравственную позицию подростков и развивать их спортивные навыки и качества.
Реализация определенных методов и форм, используемых для формирования нравственной позиции подростков к дисциплинированности, должна учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. К наиболее эффективным методам относятся: убеждение и разъяснение нравственных норм и ценностей, поощрение и наказание за соблюдение или нарушение дисциплины, создание позитивной и нравственной атмосферы в спортивной команде, личный пример и авторитет тренера и других взрослых, использование игровых и соревновательных форм. Эти методы и формы способствуют осознанию подростками нравственных норм и ценностей, развитию нравственных чувств и формированию внутренней мотивации к соблюдению дисциплины. Формирование нравственной позиции подростков к дисциплине в спортивной школе является сложным и многогранным процессом, требующим комплексного подхода, основанного на использовании современных теорий, подходов, методов и форм воспитания. Реализация данного процесса позволяет воспитывать у молодых спортсменов высоконравственные качества, необходимые для успешной спортивной карьеры и полноценного развития личности.
В процессе формирования образовательной среды спортивного учреждения этот компонент деятельности подразумевает внедрение модели, направленной на адаптацию молодежи и развитие ее характера, а также включает ценностно-ориентированные компоненты, социальную адаптацию и нравственное формирование.
Радикальные аспекты формирования нравственной позиции подростков стали еще одним аспектом содержательного блока модели, включавшего эффективные формы формирования нравственной позиции подростков. Для реализации концепции физкультурно-спортивного образовательного пространства автором определены следующие мероприятия: спортивные фестивали, дни рождения воспитанников спортивных школ, спортивные сборы, соревнования, мастер-классы, экскурсии на спортивные и оздоровительные объекты, поездки на спортивные мероприятия, совместные проекты с другими образовательными и спортивными учреждениями, поездки на спортивные и развлекательные объекты.
Помимо вышеизложенного автором исследованы основы образовательного пространства физического и спортивного воспитания, в том числе принципы образовательного пространства. Принцип целенаправленности: признание человека высшей ценностью и приоритет его физического, психического и социального развития. Принцип цельности: создание условий для всестороннего развития личности учащегося, формирования у него гуманистических ценностей и установок. Принцип непрерывности: объединение усилий всех участников образовательного процесса (учеников, педагогов, семьи, социума) для достижения максимального эффекта. Принцип единства: учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся при организации образовательного процесса, создание условий для реализации их способностей и интересов. Принцип системности: соответствие образовательного процесса естественным закономерностям развития детей и подростков, использование доступных и привлекательных для них форм и методов обучения. Принцип активного включения в обучающей деятельности: воспитание конструктивной атмосферы в коллективе, защита интересов учащихся, проявление уважения к их мнению, пропаганда позитивного поведения. Для реализации указанных принципов автором разработаны педагогические условия, включающие анализ возрастных особенностей подростков и учет их индивидуальных отличий [15].
Критериально-оценочный блок представляет собой отражение достигнутых результатов, учитывая уровень сформированности нравственной позиции подростков (высокий, оптимальный, низкий) по указанным критериям (когнитивно-смысловой, мотивационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный) и соответствующим показателям.
Комплексность образовательных условий превышает рамки учебной программы, взаимодействуя с социальным порядком и предсказуемыми результатами исследования. Позиционирование составляющей модели является основой для создания образовательных условий, направленных на развитие морального отношения подростков к дисциплине в спортивной школе.
Создание морально-психологической атмосферы в образовательном процессе, основанной на принципах взаимного уважения, сотрудничества и поддержки, включает в себя: разработку и применение дифференцированных и индивидуализированных образовательных программ; использование разнообразных форм и методов обучения, включая диалог, интерактивные игры, проекты и исследовательские работы; высокий уровень этической культуры и нравственного поведения учителя и наставника, выступающий в качестве авторитета и примера для обучающихся; активное использование коммуникационных технологий для расширения образовательных возможностей и общения с родителями и общественностью; реализация принципа преемственности в деятельности спортивных команд, передача опыта и традиций старших учащихся младшим; нравственный и содержательный анализ достижений учащихся, поощрение не только спортивных успехов, но и этичного поведения и проявления человеческих качеств; создание конкурентной среды в условиях дополнительного образования для стимулирования мотивации и развития спортивного духа [16, с. 148].
Структура и содержание модели, по мнению автора, являются специфическими структурами, включающими процессуальные аспекты образовательной практики, то есть формирование нравственной позиции молодежи по отношению к дисциплине в спортивных школах. Исходя из этого положения, представленная модель является теоретическим и практическим руководством, благодаря которому можно обеспечить непрерывность формирования нравственной, физической и общекультурной личности юных спортсменов и удовлетворить все современные социальные и культурные потребности общества.
Заключение
Таким образом, автором статьи решена задача, связанная с разработкой структурно-содержательной модели формирования нравственной позиции будущих спортсменов к дисциплинированности в условиях спортивной школы. В понимании автора разработанная структурно-содержательная модель может быть внедрена как метод и элемент научного познания для формирования нравственной позиции молодежи по отношению к дисциплинированности в условиях спортивной школы.