Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЦИФРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ КАК ОПРАВДАТЬ РАСТУЩИЕ ОЖИДАНИЯ

Батенова Ю.В. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»
Цели исследования – изучение отношения родителей и педагогов к использованию цифровых интерактивных технологий в образовательном процессе детского сада, а также анализ фактической ситуации цифрового взаимодействия и изучение возможных причин разногласий в ожиданиях родителей и педагогов от эффектов их внедрения. Исследование проводилось на базе детских садов г. Челябинска и Челябинской области, всего в исследовании принял участие 71 человек, из них 57 родителей дошкольников, 14 педагогов (воспитателей и методистов). Для изучения мнений участников образовательного процесса применялись методы: анкетирование, контент-анализ. Анкеты для педагогов и родителей состояли из 5 вопросов, отражающих основные аспекты применения цифровых интерактивных технологий в образовании дошкольников, в частности временные интервалы, преимущества и риски использования, востребованные современным обществом компетенции. Результаты показали, что, несмотря на ограниченное количество вопросов в анкете, существует возможность несоответствия в ожиданиях родителей и педагогов. Однако эти разногласия чаще всего имеют отношение не столько к внедрению цифровых технологий, сколько к образовательным задачам и психологическим аспектам участников. В целом, как среди родителей, так и среди педагогов преобладают нейтральные оценки: они отмечают как положительные, так и отрицательные стороны цифровых интерактивных технологий. Интересные мнения были также получены из открытых ответов на вопросы. Важно найти баланс и использовать технологии в качестве дополнения к традиционным методам обучения, а не как их замену. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда № 23-28-10173, https://rscf.ru/project/23-28-10173/
цифровые интерактивные технологии
дошкольная образовательная организация
родители
педагоги
1. Батенова Ю.В. Проблема повышения профессиональной компетентности педагога дошкольной организации в условиях информационно-коммуникационного взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31229 (дата обращения: 18.07.2024). DOI: 10.17513/spno.31229.
2. Гусеева С.Н. Использование средств информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-2. С. 106-110.
3. Тимофеева И.А. Цифровые технологии в развитии детей дошкольного возраста // Современное образование: традиции и инновации. 2021. № 2. С. 117-120.
4. Хасанова Г.Г., Замалиева Л.Р. Цифровые технологии в образовании: приемы и критерии эффективности // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 1. С. 206-209.
5. Назаренко Г.А., Андрющенко Т.К. Информационно-коммуникационные технологии как инструмент повышения качества дошкольного образования // Информационные технологии и средства обучения. 2019. Т. 69. № 1. С. 21-36.
6. Marsh J., Plowman L., Yamada-Rice D., Bishop J., Scott F. Digital play: a new classification // Early Years. 2016. Vol. 36. № 3. P. 242-253. DOI:10.1080/09575146.2016.1167675.
7. Scienza L., Souza D. de. H. Digital games and children’s social cognition / Child in the Digital World. The International Psychological Forum: Book of Abstracts. Moscow, 2021. 194 с. DOI:10.26226/morressier.618aaea94a84e7b4701d818a.
8. Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 2. С. 50-58. DOI: 10.17759/jmfp.2022110204.
9. Dybina O.V. Information and communication technologies in work with preschool children with autism // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1100. С. 267-271. DOI: 10.1007/978-3-030-39319-9_31.
10. Путимцева К.Р. Гаджеты в повседневной жизни дошкольника: от цифровой деменции к цифровой гигиене // Перспективы науки и образования. 2024. № 3 (69). С. 587-601. DOI: 10.32744/pse.2024.3.36.
11. Boklagova A.S., Prokopenko Yu.A. Use of digital technologies in interaction with the parents of students in a preschool // Наукосфера. 2023. № 3-2. С. 98-102

Введение

Внедрение цифровых информационных технологий в образовательный процесс детского сада сегодня представляет собой нормальное и в какой-то степени желательное явление, поскольку цифровая трансформация коснулась всех уровней системы образования и, разумеется, не могла обойти и дошкольную ступень. Появление современного информационно-коммуникационного оборудования в дошкольной образовательной организации (ДОО) поощряется, стимулируется и считается признаком материального благополучия детского учреждения. Однако этот процесс обнаруживает множество противоречивых тенденций, начиная от невостребованности цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе и заканчивая слишком высокой финансовой ответственностью при эксплуатации данного оборудования и некомпетентностью пользователей.

Безусловно, есть детские сады, которые по объективным причинам лишены возможности внедрения цифровых информационных технологий, но, как показывает региональная статистика, две трети всех ДОО обеспечены данным оборудованием и имеют в своем распоряжении как минимум интерактивную песочницу. Тем не менее, наличие современного информационно-коммуникационного оборудования не всегда гарантирует его эффективное использование. Часто наблюдается, что воспитатели и педагоги не имеют достаточной подготовки для работы с такими технологиями, что приводит к недостаточной интеграции их в образовательный процесс. Появление новых форматов обучения требует переосмысления традиционных методов, и не все учреждения готовы к этим переменам.

Кроме того, высокие затраты на приобретение и обслуживание технологического оборудования могут отвлекать ресурсы от других, не менее важных аспектов образовательного процесса, таких как развитие творческих способностей детей или организация совместной деятельности. Проблемы с финансированием и нехватка квалифицированных кадров создают ощущение неоправданности вложенных инвестиций.

Важно отметить, что применение цифровых технологий в дошкольном образовании можно рассматривать как вспомогательный инструмент. Они способны обогатить процесс обучения и сделать его более интересным. Рассмотрим основные направления исследований, посвященных образовательным возможностям цифровых информационных технологий (ЦИТ), включая влияние цифровых игр на традиционную детскую игру и коммуникацию, а также связанные с ними риски.

О преимуществах и рисках применения цифровых технологий в образовательном процессе говорится во многих исследованиях. По результатам полученных в исследованиях мнений специалистов-педагогов условно можно разделить на три группы: те, кто полностью поддерживает идею внедрения цифровых информационных технологий и их активного использования; те, кто считает, что никакой необходимости в привлечении к работе воспитателя цифровых интерактивных технологий нет (таких в последнее время практически не осталось); те, кто придерживается нейтральной позиции, понимая все плюсы и минусы. К последней (третьей) группе относятся большинство исследователей, поскольку изучают ситуацию на всех уровнях участников образовательного процесса: как на уровне руководителей ДОО, так и на уровне родителей как конечных потребителей данной услуги. Как показывают данные предыдущих опросов, представителями второй группы (кто считает, что никакой необходимости во введении в работу воспитателя цифровых интерактивных технологий нет) являются педагоги в возрасте старше 50 лет, имеющие признаки эмоционального выгорания [1].

Современные исследования показывают, что цифровые игровые технологии имеют потенциал существенно изменить процесс игры и обучения детей [2, 3]. В частности, Г.А. Назаренко, Т.К. Андрющенко подчеркивают, что качество дошкольного образования определяется как самим образовательным процессом, так и его итогами [4]. Оно указывает на то, насколько успешно достигнуты цели и задачи, связанные с обучением, воспитанием и развитием детей младшего возраста. Кроме того, значение имеет уровень удовлетворенности ожиданий педагогов, детей и их семей применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Критерии и приемы эффективности использования ЦИТ в своей статье предлагают Г.Г. Хасанова, Л.Р. Замалиева [5].

Вопросами, касающимися внедрения цифровых игрушек в жизнь детей и образовательный процесс в дошкольных организациях, задаются не только отечественные исследователи. Основным направлением исследований зарубежных коллег является влияние цифровых игрушек на игру. В статье J. Marsh, L. Plowman, D. Yamada-Rice, J. Bishop, F. Scott показано, что интеграция цифровых игрушек в игры детей может существенно изменить характер самой игры. По мнению авторов, традиционные игрушки уступают все больше места интерактивным и цифровым аналогам, что изменяет ролевые и сюжетные линии детских игр [6]. Другое направление исследований – это влияние на коммуникацию. В частности, L. Scienza, D.De.H. Souza говорят, что цифровые игрушки могут как улучшить, так и осложнить коммуникацию среди детей [7]. С одной стороны, они могут способствовать развитию новых форм взаимодействия, с другой стороны – приводить к изоляции и снижению навыков живого общения. Еще одним направлением является изучение образовательных возможностей цифровых технологий. Более детальный анализ зарубежных работ, посвященных современным технологиям и их возможностям в обучении детей младшего возраста, представлен в материале Е.Е. Клопотовой и С.Ю. Смирновой [8].

Исследования показывают, что цифровые технологии могут быть эффективным инструментом в решении разнообразных образовательных целей, например в коррекционно-развивающей деятельности для дошкольников с аутизмом и другими патологиями в развитии [9]. Как утверждает автор, цифровые технологии способны предоставлять отличные возможности для инклюзии детей с ограниченными возможностями. Например, адаптивные интерфейсы и обучающие игры могут помочь устранить барьеры, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями.

Особое внимание в исследованиях уделяется роли взрослого в процессе взаимодействия детей с цифровыми технологиями [10]. Взрослым необходимо правильно организовать этот процесс для максимизации образовательных возможностей и минимизации рисков. Например, в статье К.Р. Путимцевой поднимается вопрос о применении осознанного и информированного подхода к их использованию и транслируется идея о том, что родители, воспитатели и широкое образовательное сообщество должны работать вместе в разработке стратегий, помогающих детям использовать технологии для развития и саморазвития, при сохранении при этом баланса с традиционными формами игры и обучения [11].

Таким образом, позиции ученых понятны и в своем порыве поиска истины едины. Также имеются исследования более раннего периода, в которых изучается мнение непосредственных участников образовательного процесса о внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Однако эти работы основаны на слегка устаревших материалах и авторов данной статьи не интересуют, так как, во-первых, в исследовании не стоит цель проследить динамику взглядов, во-вторых, очевидна эволюция современных информационных технологий и их возможностей.

Данная проблема актуализирована возросшими требованиями к результатам учебно-воспитательного воздействия, в том числе с использованием цифровых технологий. Следует уточнить, что под цифровыми информационными технологиями авторы понимают, прежде всего, проекционное оборудование, предполагающее интерактивное взаимодействие детей, как индивидуальное, так и групповое (например, широко распространенные технологии для детей, а именно интерактивный пол «Магиум», физкультурный комплекс, интерактивный скалодром и упомянутая нами выше интерактивная песочница). Отметим, что ни одна из этих технологий не предполагает пассивного применения и статичной фиксации положения тела, то есть, помимо всего прочего, в данном оборудовании соблюдаются и все требования СанПиН, и именно в этом заключается их главное преимущество.

Цели исследования – изучение отношения родителей и педагогов к использованию цифровых интерактивных технологий в образовательном процессе детского сада, а также анализ фактической ситуации цифрового взаимодействия и возможных причин разногласий в ожиданиях родителей и педагогов от эффектов их внедрения.

Материалы и методы исследования

Базой исследования стали детские сады г. Челябинска и Челябинской области, в учебно-воспитательном процессе которых реализуются цифровые интерактивные технологии для детей. Всего в исследовании принял участие 71 человек, из них 57 родителей дошкольников, 14 педагогов (воспитателей и методистов). Сбор информации осуществляли с помощью анкетирования (анкета для родителей и для педагогов, в каждой по 5 вопросов, ответы на которые помогут в понимании отношения респондентов к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и их возможного влияния на развитие детей). Вопросы для родителей и анализ ответов представлены ниже, вопросы для педагогов были несколько видоизменены, но содержательно отражали аналогичную информацию.

Результаты исследования и их обсуждение

Проясним сложившуюся ситуацию в традиционных представлениях с точки зрения родителей и педагогов. По мнению родителей, в образовательном процессе детского сада цифровые интерактивные технологии должны стать неотъемлемой частью обучения. Этот вывод следует из ответов на первый вопрос («Как вы относитесь к использованию цифровых технологий (например, интерактивной песочницы, игрового комплекса “Играй и развивайся!” и пр.) в образовательном процессе вашего ребенка?»), поскольку 90% респондентов ответили «очень положительно» и «в целом положительно». 10% ответили «нейтрально», а тех, кто к использованию цифровых технологий относится «отрицательно», не оказалось совсем.

Среди ответов респондентов-педагогов на подобный вопрос были такие: «Необходимость в цифровых интерактивных технологиях в нашем образовательном процессе, безусловно, есть. Они не только помогают детям осваивать новые знания, но и подготавливают их к жизни в обществе, где технологии играют важную роль. Но я считаю, что ключевым остается личное общение и взаимодействие, ведь это основа развития социальных навыков у детей». С учетом сказанного, у 8% педагогов выбор сделан не в пользу технологий («отрицательное отношение»).

Отвечая на второй вопрос: «Какие преимущества, на ваш взгляд, могут предоставлять цифровые интерактивные технологии в обучении дошкольников?», родители имели возможность выбрать несколько вариантов из четырех предложенных: 1) повышение интереса к учебному процессу; 2) развитие навыков работы с технологиями; 3) индивидуализация обучения; 4) улучшение коммуникативных навыков; а в качестве свободного дополнения могли сделать свой комментарий. Результаты распределись следующим образом (рис. 1).

Как видно из ответов, лидером указанных преимуществ является «улучшение коммуникативных навыков» (80%), далее (75%) – «повышение интереса к учебному процессу». Несколько по-иному ответы распределились у педагогов, отвечавших на схожий вопрос: ни один из предложенных вариантов не набрал лидирующее количество, однако в максимальном приоритете (из возможных выборов) оказалось «развитие навыков работы с технологиями» (70%), что для педагога вполне очевидно. Наибольший интерес представляют ответы педагогов в пункте «другое». Среди «других» преимуществ применения они называют следующие: доступ к разнообразным образовательным ресурсам, возможность интерактивного взаимодействия и развития навыков, необходимых в цифровом веке. Дети могут получать новые знания через игры и визуализации (здесь на помощь приходят VR- и AR-технологии), что способствует лучшему усвоению информации и повышает мотивацию к обучению.

На следующий вопрос: «Какие навыки необходимо формировать у ребенка в учебно-воспитательном процессе ДОО (перечислите в порядке приоритета)?» – ответы родителей и педагогов имели различия в большей степени, чем в предыдущем вопросе (рис. 2). Максимальное число в иерархии своих выборов тех качеств, которые должен формировать и развивать детский сад, у родителей набрали «навыки учебной деятельности» (92%). Следовательно, родители в своем большинстве считают, что детский сад обязан формировать навыки учебной деятельности. Остается под вопросом, что родители понимают под этими навыками: подготовку к школе в вопросе владения чтением, счетом и письмом или учебную деятельность как совокупность сложных личностных новообразований (в том числе мотивационных, интеллектуальных и пр.).

missing image file

Рис. 1. Преимущества использования ЦИТ в ДОО

missing image file

Рис. 2. Приоритетные навыки, которые необходимо формировать в ДОО

У педагогов лидерами этой иерархии стали две позиции: «навыки управления вниманием» (65%), что логично, поскольку на сегодняшний день особую тревогу вызывает именно несформированность этого качества, а также «навыки учебной деятельности» (65%), формированием которых воспитатели активно занимаются. У родителей данный навык в качестве приоритетных показал наименьшее число выборов (лишь 40%).

Особый интерес представляют ответы родителей и педагогов на вопрос о формировании «навыков эмоциональной саморегуляции» (52% и 24% соответственно). Это свидетельствует о том, что, по ожиданиям родителей, именно детский сад должен заниматься развитием эмоциональной сферы, что, безусловно, противоречит, мнению педагогов.

Ответы на вопрос: «Считаете ли вы, что использование цифровых технологий на занятиях в детском саду может негативно сказаться на социальном взаимодействии детей?» – оказались практически противоположными, при этом вполне прогнозируемыми, как у родителей, 78% которых считают, что никакой опасности для общения цифровые технологии не представляют, так и у педагогов, 64% которых уверены, что современные устройства несут в себе риски социальной изоляции и отрицательно сказываются на коммуникативных качествах детей. На этот счет результаты уже имеющихся работ довольно разнообразны и единого мнения не существует, тем не менее, в контексте нашего исследования это может говорить о том, что разные позиции респондентов являются источником неоправданных ожиданий.

В последнем вопросе: «Какое количество времени, вы считаете, было бы разумным выделять на занятия с цифровыми технологиями в день в рамках образовательного процесса?» – определить «золотую середину» было крайне сложно, так как все ответы распределились примерно одинаково по трем из пяти предложенных временных интервалов (варианты интервалов: «10–20 минут», «20–40 минут», «40–60» минут). Исключение составили крайние интервалы как в ответах родителей (6% набрал временной интервал «до 10 минут» и 10% «больше 1 часа»), так и педагогов (10% «до 10 минут» и 8% «больше 1 часа»).

Необходимость применения цифровых технологий в детском саду можно рассматривать с осторожностью. Важно находить баланс и комбинировать традиционные методы обучения с современными технологиями. Такие инструменты могут быть полезны, однако только при условии разумного и ограниченного использования, что позволит сохранить живое взаимодействие и эмоциональное развитие, необходимые в этом возрасте.

Заключение

Таким образом, несмотря на ограниченное количество вопросов в анкете, повод для разногласий в ожиданиях родителей и педагогов имеется, но часто они связаны не столько с внедрением цифровых информационных технологий, сколько с задачами образовательного процесса и психологическими факторами участников этого процесса. В целом, с позиции педагогов чаще наблюдаются нейтральные ответы, то есть в цифровых интерактивных технологиях они отмечают как преимущества, так и недостатки. Прежде всего, эти технологии помогают детям развивать навыки, необходимые в современном мире. Не менее интересные мнения авторы получили в имеющемся в каждом вопросе свободном варианте ответа. Интерактивные занятия с использованием интерактивного оборудования делают обучение более увлекательным, что способствует лучшему усвоению материала. Дети могут активно участвовать в играх и заданиях, что развивает их креативность и критическое мышление. Однако педагоги также осознают риски, связанные с чрезмерным использованием технологий. Слишком много экранного времени может негативно влиять на внимание и физическую активность детей. Важно соблюдать баланс и использовать технологии как дополнение к традиционным методам обучения, а не замену.

Единое мнение родители и педагоги высказывают относительно чрезмерного увлечения экранами, поскольку это может привести к ухудшению физического здоровья детей, но в настоящем исследовании речь шла об интерактивных цифровых технологиях, где даже если и присутствует экран телевизора, то только для демонстрации проекции движений ребенка (например, при освоении правил дорожного движения ребенок берет на себя роль водителя и активно демонстрирует все требующиеся действия, при этом киннект-технология «считывает» действия ребенка и «реагирует» в зависимости от ответа). Поэтому беспокойство, связанное с увлеченностью экранным временем в детском саду, не актуально. Данный риск в большей степени относится к использованию дома цифровых устройств, которые не являются интерактивными (таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры).

Наряду с негативными психологическими аспектами, связанными с внедрением в образовательный процесс детского сада цифровых интерактивных технологий, следует указать и так называемые слабые звенья, которые не всегда можно урегулировать с помощью нормативной документации и требований. Согласно результатам неформальных бесед с руководителями детских садов, они заключаются в следующем: приобретенное оборудование не эксплуатируется и выставляется на случай проверок; дороговизна содержания, поскольку дополнительное финансирование на обслуживание и ремонт, а также на обновления программного обеспечения не предусмотрено; неготовность педагогов дошкольной образовательной организации к активному использованию указанных технологий в своей работе, включающая отсутствие требуемых компетенций и низкую мотивацию.

Результаты исследований подчеркивают, что, хотя цифровые технологии и игрушки открывают новые горизонты для образования, их применение должно быть тщательно продумано и контролируемо, особенно в работе с дошкольниками, чтобы минимизировать возможные риски и максимально использовать предоставляемые возможности для развития детей.

Таким образом, для оказания реального позитивного влияния на развитие детей необходимо обеспечить комплексный подход, включающий как техническое оснащение, так и профессиональную подготовку педагогов.

В завершение отметим, что мнения исследователей дополняют друг друга, а результаты их работ представляют перспективные направления для дальнейших поисков. Определенные ожидания участников образовательного процесса (родителей и педагогов) по поводу использования цифровых технологий в детском саду тоже во многом совпадают, что неудивительно, поскольку цель у всех одна – развитие ребенка. Однако важно отметить, что успешная интеграция этих технологий в образовательный процесс требует не только хорошо разработанных программ и ресурсов, но и соответствующей подготовки педагогов, которые должны уметь эффективно использовать цифровые инструменты. Не менее значимой является и роль родителей в этом процессе, так как их поддержка и вовлеченность способны существенно повысить мотивацию детей к обучению. В итоге сотрудничество всех участников образовательной среды, основанное на открытом диалоге, становится залогом успешной реализации цифровых технологий в детском саду, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребенка и подготовке его к последующим этапам образования.


Библиографическая ссылка

Батенова Ю.В. ЦИФРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ ИЛИ КАК ОПРАВДАТЬ РАСТУЩИЕ ОЖИДАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 9. – С. 79-85;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40152 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674