Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIGITAL INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN KINDERGARTEN OR HOW TO MEET GROWING EXPECTATIONS

Batenova Yu.V. 1, 2
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University
2 South Ural State University (National Research University)
The purpose of the work is to study the attitude of parents and teachers to the use of digital interactive technologies in the educational process of kindergarten, as well as to analyze the actual situation of digital interaction and to study possible reasons for differences in the expectations of parents and teachers from the effects of their implementation. The study was conducted on the basis of kindergartens in Chelyabinsk and Chelyabinsk region, a total of 71 people participated in the study, including 57 parents of preschoolers, 14 teachers (educators and methodologists). To study the opinions of the participants of the educational process the following methods were used: questionnaire survey, content analysis. Questionnaires for teachers and parents consisted of 5 questions reflecting the main aspects of the use of digital interactive technologies in the education of preschoolers, in particular, time intervals, advantages and risks of use, competencies demanded by modern society. The results showed that despite the limited number of questions in the questionnaire, there is a possibility of discrepancies in the expectations of parents and teachers. However, these discrepancies most often have less to do with the introduction of digital technologies than with the educational objectives and psychological aspects of the participants. In general, neutral evaluations prevail among both parents and educators: they note both positive and negative aspects of digital interactive technologies. Interesting opinions were also obtained from the open-ended responses to the questions. It is important to find a balance and use technology as a complement to traditional teaching methods, not as a substitute for them. The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-10173, https://rscf.ru/project/23-28-10173/
digital interactive technologies
preschool educational organization
parents
teachers

Введение

Внедрение цифровых информационных технологий в образовательный процесс детского сада сегодня представляет собой нормальное и в какой-то степени желательное явление, поскольку цифровая трансформация коснулась всех уровней системы образования и, разумеется, не могла обойти и дошкольную ступень. Появление современного информационно-коммуникационного оборудования в дошкольной образовательной организации (ДОО) поощряется, стимулируется и считается признаком материального благополучия детского учреждения. Однако этот процесс обнаруживает множество противоречивых тенденций, начиная от невостребованности цифровых технологий в учебно-воспитательном процессе и заканчивая слишком высокой финансовой ответственностью при эксплуатации данного оборудования и некомпетентностью пользователей.

Безусловно, есть детские сады, которые по объективным причинам лишены возможности внедрения цифровых информационных технологий, но, как показывает региональная статистика, две трети всех ДОО обеспечены данным оборудованием и имеют в своем распоряжении как минимум интерактивную песочницу. Тем не менее, наличие современного информационно-коммуникационного оборудования не всегда гарантирует его эффективное использование. Часто наблюдается, что воспитатели и педагоги не имеют достаточной подготовки для работы с такими технологиями, что приводит к недостаточной интеграции их в образовательный процесс. Появление новых форматов обучения требует переосмысления традиционных методов, и не все учреждения готовы к этим переменам.

Кроме того, высокие затраты на приобретение и обслуживание технологического оборудования могут отвлекать ресурсы от других, не менее важных аспектов образовательного процесса, таких как развитие творческих способностей детей или организация совместной деятельности. Проблемы с финансированием и нехватка квалифицированных кадров создают ощущение неоправданности вложенных инвестиций.

Важно отметить, что применение цифровых технологий в дошкольном образовании можно рассматривать как вспомогательный инструмент. Они способны обогатить процесс обучения и сделать его более интересным. Рассмотрим основные направления исследований, посвященных образовательным возможностям цифровых информационных технологий (ЦИТ), включая влияние цифровых игр на традиционную детскую игру и коммуникацию, а также связанные с ними риски.

О преимуществах и рисках применения цифровых технологий в образовательном процессе говорится во многих исследованиях. По результатам полученных в исследованиях мнений специалистов-педагогов условно можно разделить на три группы: те, кто полностью поддерживает идею внедрения цифровых информационных технологий и их активного использования; те, кто считает, что никакой необходимости в привлечении к работе воспитателя цифровых интерактивных технологий нет (таких в последнее время практически не осталось); те, кто придерживается нейтральной позиции, понимая все плюсы и минусы. К последней (третьей) группе относятся большинство исследователей, поскольку изучают ситуацию на всех уровнях участников образовательного процесса: как на уровне руководителей ДОО, так и на уровне родителей как конечных потребителей данной услуги. Как показывают данные предыдущих опросов, представителями второй группы (кто считает, что никакой необходимости во введении в работу воспитателя цифровых интерактивных технологий нет) являются педагоги в возрасте старше 50 лет, имеющие признаки эмоционального выгорания [1].

Современные исследования показывают, что цифровые игровые технологии имеют потенциал существенно изменить процесс игры и обучения детей [2, 3]. В частности, Г.А. Назаренко, Т.К. Андрющенко подчеркивают, что качество дошкольного образования определяется как самим образовательным процессом, так и его итогами [4]. Оно указывает на то, насколько успешно достигнуты цели и задачи, связанные с обучением, воспитанием и развитием детей младшего возраста. Кроме того, значение имеет уровень удовлетворенности ожиданий педагогов, детей и их семей применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности дошкольного учреждения. Критерии и приемы эффективности использования ЦИТ в своей статье предлагают Г.Г. Хасанова, Л.Р. Замалиева [5].

Вопросами, касающимися внедрения цифровых игрушек в жизнь детей и образовательный процесс в дошкольных организациях, задаются не только отечественные исследователи. Основным направлением исследований зарубежных коллег является влияние цифровых игрушек на игру. В статье J. Marsh, L. Plowman, D. Yamada-Rice, J. Bishop, F. Scott показано, что интеграция цифровых игрушек в игры детей может существенно изменить характер самой игры. По мнению авторов, традиционные игрушки уступают все больше места интерактивным и цифровым аналогам, что изменяет ролевые и сюжетные линии детских игр [6]. Другое направление исследований – это влияние на коммуникацию. В частности, L. Scienza, D.De.H. Souza говорят, что цифровые игрушки могут как улучшить, так и осложнить коммуникацию среди детей [7]. С одной стороны, они могут способствовать развитию новых форм взаимодействия, с другой стороны – приводить к изоляции и снижению навыков живого общения. Еще одним направлением является изучение образовательных возможностей цифровых технологий. Более детальный анализ зарубежных работ, посвященных современным технологиям и их возможностям в обучении детей младшего возраста, представлен в материале Е.Е. Клопотовой и С.Ю. Смирновой [8].

Исследования показывают, что цифровые технологии могут быть эффективным инструментом в решении разнообразных образовательных целей, например в коррекционно-развивающей деятельности для дошкольников с аутизмом и другими патологиями в развитии [9]. Как утверждает автор, цифровые технологии способны предоставлять отличные возможности для инклюзии детей с ограниченными возможностями. Например, адаптивные интерфейсы и обучающие игры могут помочь устранить барьеры, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями.

Особое внимание в исследованиях уделяется роли взрослого в процессе взаимодействия детей с цифровыми технологиями [10]. Взрослым необходимо правильно организовать этот процесс для максимизации образовательных возможностей и минимизации рисков. Например, в статье К.Р. Путимцевой поднимается вопрос о применении осознанного и информированного подхода к их использованию и транслируется идея о том, что родители, воспитатели и широкое образовательное сообщество должны работать вместе в разработке стратегий, помогающих детям использовать технологии для развития и саморазвития, при сохранении при этом баланса с традиционными формами игры и обучения [11].

Таким образом, позиции ученых понятны и в своем порыве поиска истины едины. Также имеются исследования более раннего периода, в которых изучается мнение непосредственных участников образовательного процесса о внедрении информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Однако эти работы основаны на слегка устаревших материалах и авторов данной статьи не интересуют, так как, во-первых, в исследовании не стоит цель проследить динамику взглядов, во-вторых, очевидна эволюция современных информационных технологий и их возможностей.

Данная проблема актуализирована возросшими требованиями к результатам учебно-воспитательного воздействия, в том числе с использованием цифровых технологий. Следует уточнить, что под цифровыми информационными технологиями авторы понимают, прежде всего, проекционное оборудование, предполагающее интерактивное взаимодействие детей, как индивидуальное, так и групповое (например, широко распространенные технологии для детей, а именно интерактивный пол «Магиум», физкультурный комплекс, интерактивный скалодром и упомянутая нами выше интерактивная песочница). Отметим, что ни одна из этих технологий не предполагает пассивного применения и статичной фиксации положения тела, то есть, помимо всего прочего, в данном оборудовании соблюдаются и все требования СанПиН, и именно в этом заключается их главное преимущество.

Цели исследования – изучение отношения родителей и педагогов к использованию цифровых интерактивных технологий в образовательном процессе детского сада, а также анализ фактической ситуации цифрового взаимодействия и возможных причин разногласий в ожиданиях родителей и педагогов от эффектов их внедрения.

Материалы и методы исследования

Базой исследования стали детские сады г. Челябинска и Челябинской области, в учебно-воспитательном процессе которых реализуются цифровые интерактивные технологии для детей. Всего в исследовании принял участие 71 человек, из них 57 родителей дошкольников, 14 педагогов (воспитателей и методистов). Сбор информации осуществляли с помощью анкетирования (анкета для родителей и для педагогов, в каждой по 5 вопросов, ответы на которые помогут в понимании отношения респондентов к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс и их возможного влияния на развитие детей). Вопросы для родителей и анализ ответов представлены ниже, вопросы для педагогов были несколько видоизменены, но содержательно отражали аналогичную информацию.

Результаты исследования и их обсуждение

Проясним сложившуюся ситуацию в традиционных представлениях с точки зрения родителей и педагогов. По мнению родителей, в образовательном процессе детского сада цифровые интерактивные технологии должны стать неотъемлемой частью обучения. Этот вывод следует из ответов на первый вопрос («Как вы относитесь к использованию цифровых технологий (например, интерактивной песочницы, игрового комплекса “Играй и развивайся!” и пр.) в образовательном процессе вашего ребенка?»), поскольку 90% респондентов ответили «очень положительно» и «в целом положительно». 10% ответили «нейтрально», а тех, кто к использованию цифровых технологий относится «отрицательно», не оказалось совсем.

Среди ответов респондентов-педагогов на подобный вопрос были такие: «Необходимость в цифровых интерактивных технологиях в нашем образовательном процессе, безусловно, есть. Они не только помогают детям осваивать новые знания, но и подготавливают их к жизни в обществе, где технологии играют важную роль. Но я считаю, что ключевым остается личное общение и взаимодействие, ведь это основа развития социальных навыков у детей». С учетом сказанного, у 8% педагогов выбор сделан не в пользу технологий («отрицательное отношение»).

Отвечая на второй вопрос: «Какие преимущества, на ваш взгляд, могут предоставлять цифровые интерактивные технологии в обучении дошкольников?», родители имели возможность выбрать несколько вариантов из четырех предложенных: 1) повышение интереса к учебному процессу; 2) развитие навыков работы с технологиями; 3) индивидуализация обучения; 4) улучшение коммуникативных навыков; а в качестве свободного дополнения могли сделать свой комментарий. Результаты распределись следующим образом (рис. 1).

Как видно из ответов, лидером указанных преимуществ является «улучшение коммуникативных навыков» (80%), далее (75%) – «повышение интереса к учебному процессу». Несколько по-иному ответы распределились у педагогов, отвечавших на схожий вопрос: ни один из предложенных вариантов не набрал лидирующее количество, однако в максимальном приоритете (из возможных выборов) оказалось «развитие навыков работы с технологиями» (70%), что для педагога вполне очевидно. Наибольший интерес представляют ответы педагогов в пункте «другое». Среди «других» преимуществ применения они называют следующие: доступ к разнообразным образовательным ресурсам, возможность интерактивного взаимодействия и развития навыков, необходимых в цифровом веке. Дети могут получать новые знания через игры и визуализации (здесь на помощь приходят VR- и AR-технологии), что способствует лучшему усвоению информации и повышает мотивацию к обучению.

На следующий вопрос: «Какие навыки необходимо формировать у ребенка в учебно-воспитательном процессе ДОО (перечислите в порядке приоритета)?» – ответы родителей и педагогов имели различия в большей степени, чем в предыдущем вопросе (рис. 2). Максимальное число в иерархии своих выборов тех качеств, которые должен формировать и развивать детский сад, у родителей набрали «навыки учебной деятельности» (92%). Следовательно, родители в своем большинстве считают, что детский сад обязан формировать навыки учебной деятельности. Остается под вопросом, что родители понимают под этими навыками: подготовку к школе в вопросе владения чтением, счетом и письмом или учебную деятельность как совокупность сложных личностных новообразований (в том числе мотивационных, интеллектуальных и пр.).

missing image file

Рис. 1. Преимущества использования ЦИТ в ДОО

missing image file

Рис. 2. Приоритетные навыки, которые необходимо формировать в ДОО

У педагогов лидерами этой иерархии стали две позиции: «навыки управления вниманием» (65%), что логично, поскольку на сегодняшний день особую тревогу вызывает именно несформированность этого качества, а также «навыки учебной деятельности» (65%), формированием которых воспитатели активно занимаются. У родителей данный навык в качестве приоритетных показал наименьшее число выборов (лишь 40%).

Особый интерес представляют ответы родителей и педагогов на вопрос о формировании «навыков эмоциональной саморегуляции» (52% и 24% соответственно). Это свидетельствует о том, что, по ожиданиям родителей, именно детский сад должен заниматься развитием эмоциональной сферы, что, безусловно, противоречит, мнению педагогов.

Ответы на вопрос: «Считаете ли вы, что использование цифровых технологий на занятиях в детском саду может негативно сказаться на социальном взаимодействии детей?» – оказались практически противоположными, при этом вполне прогнозируемыми, как у родителей, 78% которых считают, что никакой опасности для общения цифровые технологии не представляют, так и у педагогов, 64% которых уверены, что современные устройства несут в себе риски социальной изоляции и отрицательно сказываются на коммуникативных качествах детей. На этот счет результаты уже имеющихся работ довольно разнообразны и единого мнения не существует, тем не менее, в контексте нашего исследования это может говорить о том, что разные позиции респондентов являются источником неоправданных ожиданий.

В последнем вопросе: «Какое количество времени, вы считаете, было бы разумным выделять на занятия с цифровыми технологиями в день в рамках образовательного процесса?» – определить «золотую середину» было крайне сложно, так как все ответы распределились примерно одинаково по трем из пяти предложенных временных интервалов (варианты интервалов: «10–20 минут», «20–40 минут», «40–60» минут). Исключение составили крайние интервалы как в ответах родителей (6% набрал временной интервал «до 10 минут» и 10% «больше 1 часа»), так и педагогов (10% «до 10 минут» и 8% «больше 1 часа»).

Необходимость применения цифровых технологий в детском саду можно рассматривать с осторожностью. Важно находить баланс и комбинировать традиционные методы обучения с современными технологиями. Такие инструменты могут быть полезны, однако только при условии разумного и ограниченного использования, что позволит сохранить живое взаимодействие и эмоциональное развитие, необходимые в этом возрасте.

Заключение

Таким образом, несмотря на ограниченное количество вопросов в анкете, повод для разногласий в ожиданиях родителей и педагогов имеется, но часто они связаны не столько с внедрением цифровых информационных технологий, сколько с задачами образовательного процесса и психологическими факторами участников этого процесса. В целом, с позиции педагогов чаще наблюдаются нейтральные ответы, то есть в цифровых интерактивных технологиях они отмечают как преимущества, так и недостатки. Прежде всего, эти технологии помогают детям развивать навыки, необходимые в современном мире. Не менее интересные мнения авторы получили в имеющемся в каждом вопросе свободном варианте ответа. Интерактивные занятия с использованием интерактивного оборудования делают обучение более увлекательным, что способствует лучшему усвоению материала. Дети могут активно участвовать в играх и заданиях, что развивает их креативность и критическое мышление. Однако педагоги также осознают риски, связанные с чрезмерным использованием технологий. Слишком много экранного времени может негативно влиять на внимание и физическую активность детей. Важно соблюдать баланс и использовать технологии как дополнение к традиционным методам обучения, а не замену.

Единое мнение родители и педагоги высказывают относительно чрезмерного увлечения экранами, поскольку это может привести к ухудшению физического здоровья детей, но в настоящем исследовании речь шла об интерактивных цифровых технологиях, где даже если и присутствует экран телевизора, то только для демонстрации проекции движений ребенка (например, при освоении правил дорожного движения ребенок берет на себя роль водителя и активно демонстрирует все требующиеся действия, при этом киннект-технология «считывает» действия ребенка и «реагирует» в зависимости от ответа). Поэтому беспокойство, связанное с увлеченностью экранным временем в детском саду, не актуально. Данный риск в большей степени относится к использованию дома цифровых устройств, которые не являются интерактивными (таких как смартфоны, планшеты, ноутбуки, телевизоры).

Наряду с негативными психологическими аспектами, связанными с внедрением в образовательный процесс детского сада цифровых интерактивных технологий, следует указать и так называемые слабые звенья, которые не всегда можно урегулировать с помощью нормативной документации и требований. Согласно результатам неформальных бесед с руководителями детских садов, они заключаются в следующем: приобретенное оборудование не эксплуатируется и выставляется на случай проверок; дороговизна содержания, поскольку дополнительное финансирование на обслуживание и ремонт, а также на обновления программного обеспечения не предусмотрено; неготовность педагогов дошкольной образовательной организации к активному использованию указанных технологий в своей работе, включающая отсутствие требуемых компетенций и низкую мотивацию.

Результаты исследований подчеркивают, что, хотя цифровые технологии и игрушки открывают новые горизонты для образования, их применение должно быть тщательно продумано и контролируемо, особенно в работе с дошкольниками, чтобы минимизировать возможные риски и максимально использовать предоставляемые возможности для развития детей.

Таким образом, для оказания реального позитивного влияния на развитие детей необходимо обеспечить комплексный подход, включающий как техническое оснащение, так и профессиональную подготовку педагогов.

В завершение отметим, что мнения исследователей дополняют друг друга, а результаты их работ представляют перспективные направления для дальнейших поисков. Определенные ожидания участников образовательного процесса (родителей и педагогов) по поводу использования цифровых технологий в детском саду тоже во многом совпадают, что неудивительно, поскольку цель у всех одна – развитие ребенка. Однако важно отметить, что успешная интеграция этих технологий в образовательный процесс требует не только хорошо разработанных программ и ресурсов, но и соответствующей подготовки педагогов, которые должны уметь эффективно использовать цифровые инструменты. Не менее значимой является и роль родителей в этом процессе, так как их поддержка и вовлеченность способны существенно повысить мотивацию детей к обучению. В итоге сотрудничество всех участников образовательной среды, основанное на открытом диалоге, становится залогом успешной реализации цифровых технологий в детском саду, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию ребенка и подготовке его к последующим этапам образования.