Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ульянова И.В. 1 Курбатова Е.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»
Цель исследования – представить стадии образовательного процесса, осуществляемого в процессе профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, которые сопряжены с формированием у обучающихся знаний, умений, навыков в области отношений «человек – человек» в сфере просветительской деятельности. Авторами осуществлен контент-анализ содержания ряда Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, образовательных программ профессиональной подготовки будущих специалистов органов внутренних дел, отражающих значимость их профессиональных компетенций, в значительную часть которых имманентно включается просветительская работа. Обосновано, что для эффективной просветительской деятельности сотрудника органов внутренних дел необходимо формирование гражданско-правовой, нравственной убежденности, развитие интеллектуальных, организационно-управленческих, коммуникативно-речевых, эмоционально-волевых, творческих способностей в их устойчивой совокупности. Соответственно, в образовательном процессе как устойчивом синтезе обучения и воспитания необходимо акцентирование внимания преподавательского состава в контексте различных учебных дисциплин на частном векторе «просветительская деятельность», а курсовых офицеров и педагогов-кураторов – на повышении интереса к нему в условиях организованного досуга курсантов. Этапность такой профессиональной подготовки связана со всем периодом обучения курсантов: 1 курс – формирование научных знаний о роли просветительской деятельности сотрудников полиции в профессиональной самореализации и осуществление первичных проб на уровне умений; 2 курс – совершенствование научных знаний и формирование устойчивых умений и первичных навыков; 3–4 курсы – апробация знаний, умений, навыков в процессе практики; 5 курс – готовность к просветительской деятельности в рамках конкретной специальности. В статье представлен перечень актуальных педагогических методов, форм, средств, способствующих совершенствованию просветительской компетенции курсантов.
просветительская деятельность
сотрудник органов внутренних дел
образовательные организации МВД России
курсанты
профессиональная подготовка
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 11.06.2024).
2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/(дата обращения: 11.06.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405080001 (дата обращения: 11.06.2024).
4. Приказ МВД России от 25 декабря 2020 года № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности ОВД РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400791288/ (дата обращения: 11.06.2024).
5. Реуцкая Г.М. Профессиональная деятельность полицейского как нравственная ценность // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 422–424.
6. Климов Е.А. Человек и его профессия. (Предисловие) // Человек и профессия. Л.: Лениздат, 1975. 151 с.
7. Нефедьева В.Е. Методика нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 1. С. 17–21.
8. Ульянова И.В. Методологические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России в условиях сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Педагогический диалог. Альманах. Материалы Всероссийского научно-методического семинара. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2024. С. 103–119.
9. Щеглов А., Кушнаренко И.А., Эрдниев А.С. Организация патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел: методические рекомендации. М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2014. 33 с.
10. Максимова Т.В. Историко-педагогическая практика воспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел средствами культурно-просветительской работы // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 146–150.
11. Полунина Е.Н., Власенко Е.Е., Вагайцев В.М. Педагогические технологии формирования коммуникативных компетенций сотрудника полиции, проходящего профессиональную подготовку // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 104–107

Введение

В 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”». В связи с этим в ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» появились положения и нормы, касающиеся просветительской деятельности. Среди внесенных новаций следует отметить наличие понятия «просветительская деятельность» и особые требования к ее реализации. В законе отмечено, что просветительская деятельность – «это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Отмечено, что данная деятельность должна опираться не только на законность, достоверность, гласность, но и на образовательные потребности общества и государства; она нацелена на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие личности. Очевидно, что в связи с указанными поправками необходимо акцентировать внимание на совершенно новом законодательно урегулированном комплексе норм, направленных на просветительскую деятельность, осуществляемую при подготовке специалистов в системе высшего образования, включая сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД).

Цель исследования состоит в определении основ и потенциала просветительской деятельности в подготовке курсантов образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников правоохранительных органов.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования был проведен теоретический анализ научных трудов, федеральных законов и внутренних приказов МВД России, осуществлен контент-анализ содержания ФГОС ВО и ООП ВО направлений подготовки образовательных организаций МВД России.

Подготовка кадров для ОВД в образовательных организациях ориентирована на тенденции и перспективы социального, личностного развития обучающихся, государственной и образовательной политики. При этом для многих специальностей актуальны знания, навыки специалистов в области просвещения. Это подтверждают внутренние приказы МВД, а также указы Президента РФ [2–4].

Невозможно не согласиться с идеями Г.М. Реуцкой [5, с. 422] о том, что профессия «полицейский» непосредственно связана с поддержанием общественного порядка, защитой жизни и здоровья граждан (вне зависимости от занимаемой должности сотрудника) и имеет особую социальную значимость. То есть каждый день значительная часть сотрудников полиции напрямую или косвенно связана с процессом взаимодействия с гражданскими лицами, следовательно, предмет их труда – человек. Е.А. Климов [6, с. 39] отмечал, что определенные профессии, где задействована система «человек – человек», требуют от обучающихся освоения специальных навыков взаимодействия, соответствующих способностей, в частности: морально-нравственной устойчивости (направленности на культурно-ценностные ориентиры), отзывчивости, адаптивности, инициативности/лидерства, организаторско-управленческих умений, контролирования эмоций (самообладания), владения искусством красноречия. Очевидно, что указанные характеристики априори обусловливают эффективную просветительскую деятельность, в том числе сотрудников ОВД. При этом на сегодняшний день подготовка курсантов к просветительской деятельности в образовательных организациях МВД России представлена фрагментарно, ситуативно и на уровне компетенций в ФГОС ВО, а в перечень учебных дисциплин, обеспечивающих образовательный процесс, не включена.

Результаты исследования и их обсуждение

Данное умозаключение подтверждается результатами проведенного контент-анализа, которые демонстрируют, что по актуальной информации на 2024 г. перечень направлений подготовки, по которым проходит набор кадров в образовательные организации МВД России, выглядит следующим образом: по очной форме обучения фиксируется 8 направлений подготовки (специальностей), в каждой из которых имеется конгломерат квалификаций, предназначенных для определенных подразделений МВД, это психолог, социальный педагог, судебный эксперт, юрист, бакалавр, экономист, специалист по защите информации; на заочной форме обучения выделяется 5 направлений подготовки (специальностей), имеющих квалификации: юрист, бакалавр, магистр и социальный педагог. Первые три квалификации предназначены для общеюридической или частноюридической подготовки сотрудника ОВД.

После проведенного анализа содержания ФГОС ВО и основных образовательных программ высшего образования (далее – ООП ВО) было выявлено, что курсантов образовательных организаций МВД России как потенциальных специалистов ОВД готовят с ориентацией на взаимодействие сотрудника полиции с населением, а просветительский аспект в профессии в каждой из специальностей представлен в трех плоскостях (причем несбалансированно):

− научные специальности: 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 38.05.01 «Экономическая безопасность» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен эпизодически;

− научные специальности: 40.05.03 «Судебная экспертиза», 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», 40.04.01 «Юриспруденция» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен фрагментарно;

− научные специальности: 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен в полном объеме.

Данные результаты указывают на то, что есть приоритетная группа специальностей, в рамках которых должна осуществляться просветительская деятельность, однако она не зафиксирована как самостоятельный элемент в ФГОС ВО и ООП ВО. В связи с этим преподавательский и курсовой составы самостоятельно делают упор на развитие у курсантов просветительских способностей, что соответствует ООП ВО по направлениям подготовки. Первостепенной группой специальностей являются те направления подготовки курсантов и слушателей, где просветительский аспект в профессии представлен в полном объеме.

Так, в ООП ВО 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» представлены такие универсальные компетенции, как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, коммуникация и взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, инклюзивная компетентность как способность использовать базовые знания в социально-профессиональной сфере. Данная программа также включает в себя значимые общепрофессиональные компетенции: ценностно-мотивационную ориентацию, профилактические, предупреждающие знания, умения, навыки (ЗУН).

В ООП ВО 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» представлены общепрофессиональные компетенции следующего порядка: курсанты и слушатели должны понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы, уметь принимать нестандартные решения в различных служебных ситуациях, проявлять психологическую устойчивость, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, реализовывать превентивные функции, должны осуществлять эффективное взаимодействие с коллегами, сотрудниками государственных органов, субъектами профилактики, представителями общественных объединений и гражданами.

В ООП ВО 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» в процессе освоения учебных дисциплин курсантам необходимо сформировать универсальные, общепрофессиональные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, которые отражены в информационных блоках охарактеризованной выше группы специальностей.

При этом необходимо подчеркнуть, что для каждого направления подготовки разработан обязательный блок дисциплин, направленных на освоение ПК и подготовки к профессионально-служебной деятельности. Например, по специальности «Социальный педагог» – это следующие дисциплины: «Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними», «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних». После анализа ООП ВО по указанным специальностям авторами был выявлен блок дисциплин, которые наиболее тесно связаны с просветительским функционалом. В данном случае правомерно говорить о таких учебных предметах, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Психология конфликта», «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности».

Вместе с тем, учитывая стабильную реализацию в профессиональной подготовке курсантов целостного педагогического процесса (как устойчивого синтеза обучения, воспитания, служебной и квазипрофессиональной деятельности (В.Е. Нефедьева [7, с. 17], И.В. Ульянова [8, с. 104]), следует раскрыть факультативный (дополнительный) ресурс воспитательного направления, воспитательных мероприятий в сфере подготовки курсантов к просветительской деятельности. Представим их краткую характеристику более подробно.

Воспитательная работа в образовательных организациях МВД России представляет собой определенный вид деятельности профессорско-преподавательского, командного составов, который способствует формированию профессионально-нравственных качеств у будущих сотрудников полиции, что обусловлено задачами оперативно-служебной, учебно-образовательной подготовки. Ведущими профессионально-нравственными качествами полицейских являются государственно-патриотическое мировоззрение, гражданственность, нравственность, долг, ответственность, честность, которые в совокупности отражают нравственный идеал защитника правопорядка [9, с. 2].

Культурно-просветительская работа в системе ОВД РФ прошла долгий исторический путь и стала неотъемлемой частью морально-психологического обеспечения личного состава МВД. Данная деятельность «…направлена на формирование и развитие у сотрудников нравственно-эстетических качеств и поддержание их морально-психологического состояния…» [10, с. 147]. Т.В. Максимова подчеркивает фундаментальность данного вида воспитательной работы, опираясь на безусловную актуальность и ценность развития культурного просветительства.

В свою очередь, для образовательных организаций МВД России большое значение имеет внеучебная досуговая деятельность, которая обладает значительным просветительским потенциалом и организуется в рамках плана воспитательной работы образовательной организации, факультета, кафедры как дополнительная под руководством курсовых офицеров, педагогов-кураторов. Воспитательные мероприятия, события могут носить патриотический, информационно-аналитический, обучающий, развивающий, мотивационный, адаптационный характер, однако преимущественно они полифункциональны. В рамках научно-представительских мероприятий, среди которых можно выделить научные чтения, различные конференции, круглые столы, открытые занятия, семинары, мастер-классы, реализуется тесное сотрудничество преподавательского корпуса с курсовыми офицерами, что способствует развитию у курсантов коммуникативно-речевых, интеллектуальных, организационно-управленческих, эмоционально-волевых способностей [11, с. 104].

Вместе с тем факт дефицитарности педагогических условий в образовательных организациях МВД России для эффективной подготовки курсантов к просветительской деятельности с населением в настоящее время налицо, в связи с чем авторами определены этапы их просветительско-профессиональной подготовки в период всего периода обучения (на примере специальности 44.05.01):

1 курс – формирование у курсантов научных знаний о роли просветительской деятельности сотрудников ОВД в профессиональной самореализации и осуществление первичных проб на уровне умений. В образовательном процессе необходимо акцентирование внимания преподавательского состава в контексте различных учебных дисциплин на частном векторе «просветительская деятельность» (реализуя на семинарских занятиях методы: мозговой штурм, кейсинг, дискуссия), на вовлечении курсантов в научно-представительские мероприятия. В свою очередь, курсовые офицеры и педагоги-кураторы уполномочены повышать интерес обучающихся к просветительству в условиях их организованного досуга, предлагая им включаться в работу литературно-музыкальной гостиной, исторического клуба в качестве ведущих, организаторов культурологических/правовых дебатов, брейн-ринга и пр. (благодаря чему у курсантов наблюдается развитие инициативы, творческих способностей, а также преодолевается возможное стеснение перед аудиторией). Данный период обучения отличается адаптационным характером, в большей степени ориентирован на изучение индивидуального потенциала каждого курсанта.

2 курс – совершенствование у курсантов научных знаний и формирование у них устойчивых умений и первичных навыков в сфере просветительской работы. На втором этапе у курсантов происходит формирование и совершенствование просветительско-профессиональных способностей, которые закрепляются уже в контексте фронтальной, групповой, дуальной работы, что важно системно реализовывать как во время учебных занятий, так и в условиях воспитательных мероприятий, событий. Наряду с этим следует обратить внимание на роль практики, сопровождающей образовательный процесс. Например, в рамках дискретной практики направления «социальный педагог» курсанты, планово посещая общеобразовательные организации и взаимодействуя со школьниками, выступают в роли полноценных субъектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, разрабатывают методические рекомендации с упором на достоверную информацию и законодательные акты для родителей, педагогов, работая над устной и письменной речью, вариантами эффективных форм выступления.

3–4 курсы – апробация курсантами знаний, умений, навыков (ЗУН) просветительской направленности в процессе практики. В рамках учебной, педагогической и служебной практик под руководством более опытных преподавателей, сотрудников и офицеров ОВД происходит апробация усвоенных и освоенных ЗУН, формирование на практике профессиональных компетенций, необходимых для успешного самостоятельного выполнения служебных обязанностей по занимаемой должности. На данном этапе обучения курсанты первично готовы к конструированию просветительского пространства, опираясь на принципы научности, достоверности, актуализируя принципы дополнительности и наглядности. Курсанты выполняют проектные работы, разрабатывают стендовые материалы, совершенствуя коммуникативно-творческие способности личности как будущего специалиста.

5 курс – это период закрепления готовности обучающихся к просветительской деятельности в рамках конкретной специальности. В период производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, во время преддипломной практики осуществляется отработка сформированных компетенций, обозначенных в рабочей программе практики. Данная практика реализуется непосредственно в ОМВД под руководством наставников отделов УВД и преподавателей образовательных организаций МВД. При завершении практики составляются подотчетные материалы о сформированности у обучающихся просветительских и профессиональных компетенций.

Заключение

Подводя итог, следует подчеркнуть наличие проблемы недостаточной проработанности на уровне теории и практики вопроса о профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России к просветительской деятельности. Это выявляется и при изучении содержания ФГОС ВО, ООП ВО и подтверждается фактом отсутствия в перечне учебных дисциплин специального предмета «Просветительская работа сотрудника ОВД», в воспитательном процессе. Тогда как современное отечественное законодательство отражает запрос государства, ведомства, общества на готовность к ней молодых специалистов.

Изучение научной литературы позволило выделить главные характеристики личности будущего сотрудника ОВД, способного эффективно осуществлять просветительскую деятельность.

Стадиальность подготовки курсантов к просветительской деятельности отражает необходимость поэтапного освоения ими актуальных ЗУН (в итоге – компетенций); данный процесс должен быть сквозным, охватывающим весь период обучения в образовательной организации МВД России, включая все виды практики.

В перспективе авторами видится выявление ведущих критериев оценивания готовности курсантов к просветительской работе, подбор релевантных методик, разработка и апробация соответствующей экспериментальной программы.


Библиографическая ссылка

Ульянова И.В., Курбатова Е.В. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 202-206;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40136 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674