Введение
В 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”». В связи с этим в ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» появились положения и нормы, касающиеся просветительской деятельности. Среди внесенных новаций следует отметить наличие понятия «просветительская деятельность» и особые требования к ее реализации. В законе отмечено, что просветительская деятельность – «это деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Отмечено, что данная деятельность должна опираться не только на законность, достоверность, гласность, но и на образовательные потребности общества и государства; она нацелена на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие личности. Очевидно, что в связи с указанными поправками необходимо акцентировать внимание на совершенно новом законодательно урегулированном комплексе норм, направленных на просветительскую деятельность, осуществляемую при подготовке специалистов в системе высшего образования, включая сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД).
Цель исследования состоит в определении основ и потенциала просветительской деятельности в подготовке курсантов образовательных организаций МВД России как будущих сотрудников правоохранительных органов.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования был проведен теоретический анализ научных трудов, федеральных законов и внутренних приказов МВД России, осуществлен контент-анализ содержания ФГОС ВО и ООП ВО направлений подготовки образовательных организаций МВД России.
Подготовка кадров для ОВД в образовательных организациях ориентирована на тенденции и перспективы социального, личностного развития обучающихся, государственной и образовательной политики. При этом для многих специальностей актуальны знания, навыки специалистов в области просвещения. Это подтверждают внутренние приказы МВД, а также указы Президента РФ [2–4].
Невозможно не согласиться с идеями Г.М. Реуцкой [5, с. 422] о том, что профессия «полицейский» непосредственно связана с поддержанием общественного порядка, защитой жизни и здоровья граждан (вне зависимости от занимаемой должности сотрудника) и имеет особую социальную значимость. То есть каждый день значительная часть сотрудников полиции напрямую или косвенно связана с процессом взаимодействия с гражданскими лицами, следовательно, предмет их труда – человек. Е.А. Климов [6, с. 39] отмечал, что определенные профессии, где задействована система «человек – человек», требуют от обучающихся освоения специальных навыков взаимодействия, соответствующих способностей, в частности: морально-нравственной устойчивости (направленности на культурно-ценностные ориентиры), отзывчивости, адаптивности, инициативности/лидерства, организаторско-управленческих умений, контролирования эмоций (самообладания), владения искусством красноречия. Очевидно, что указанные характеристики априори обусловливают эффективную просветительскую деятельность, в том числе сотрудников ОВД. При этом на сегодняшний день подготовка курсантов к просветительской деятельности в образовательных организациях МВД России представлена фрагментарно, ситуативно и на уровне компетенций в ФГОС ВО, а в перечень учебных дисциплин, обеспечивающих образовательный процесс, не включена.
Результаты исследования и их обсуждение
Данное умозаключение подтверждается результатами проведенного контент-анализа, которые демонстрируют, что по актуальной информации на 2024 г. перечень направлений подготовки, по которым проходит набор кадров в образовательные организации МВД России, выглядит следующим образом: по очной форме обучения фиксируется 8 направлений подготовки (специальностей), в каждой из которых имеется конгломерат квалификаций, предназначенных для определенных подразделений МВД, это психолог, социальный педагог, судебный эксперт, юрист, бакалавр, экономист, специалист по защите информации; на заочной форме обучения выделяется 5 направлений подготовки (специальностей), имеющих квалификации: юрист, бакалавр, магистр и социальный педагог. Первые три квалификации предназначены для общеюридической или частноюридической подготовки сотрудника ОВД.
После проведенного анализа содержания ФГОС ВО и основных образовательных программ высшего образования (далее – ООП ВО) было выявлено, что курсантов образовательных организаций МВД России как потенциальных специалистов ОВД готовят с ориентацией на взаимодействие сотрудника полиции с населением, а просветительский аспект в профессии в каждой из специальностей представлен в трех плоскостях (причем несбалансированно):
− научные специальности: 37.05.02 «Психология служебной деятельности», 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», 38.05.01 «Экономическая безопасность» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен эпизодически;
− научные специальности: 40.05.03 «Судебная экспертиза», 10.05.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», 40.04.01 «Юриспруденция» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен фрагментарно;
− научные специальности: 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» – просветительский аспект в учебных дисциплинах представлен в полном объеме.
Данные результаты указывают на то, что есть приоритетная группа специальностей, в рамках которых должна осуществляться просветительская деятельность, однако она не зафиксирована как самостоятельный элемент в ФГОС ВО и ООП ВО. В связи с этим преподавательский и курсовой составы самостоятельно делают упор на развитие у курсантов просветительских способностей, что соответствует ООП ВО по направлениям подготовки. Первостепенной группой специальностей являются те направления подготовки курсантов и слушателей, где просветительский аспект в профессии представлен в полном объеме.
Так, в ООП ВО 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка» представлены такие универсальные компетенции, как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, коммуникация и взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие, инклюзивная компетентность как способность использовать базовые знания в социально-профессиональной сфере. Данная программа также включает в себя значимые общепрофессиональные компетенции: ценностно-мотивационную ориентацию, профилактические, предупреждающие знания, умения, навыки (ЗУН).
В ООП ВО 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» представлены общепрофессиональные компетенции следующего порядка: курсанты и слушатели должны понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы, уметь принимать нестандартные решения в различных служебных ситуациях, проявлять психологическую устойчивость, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, реализовывать превентивные функции, должны осуществлять эффективное взаимодействие с коллегами, сотрудниками государственных органов, субъектами профилактики, представителями общественных объединений и гражданами.
В ООП ВО 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» в процессе освоения учебных дисциплин курсантам необходимо сформировать универсальные, общепрофессиональные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, которые отражены в информационных блоках охарактеризованной выше группы специальностей.
При этом необходимо подчеркнуть, что для каждого направления подготовки разработан обязательный блок дисциплин, направленных на освоение ПК и подготовки к профессионально-служебной деятельности. Например, по специальности «Социальный педагог» – это следующие дисциплины: «Предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними», «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних». После анализа ООП ВО по указанным специальностям авторами был выявлен блок дисциплин, которые наиболее тесно связаны с просветительским функционалом. В данном случае правомерно говорить о таких учебных предметах, как «Профессиональная этика и служебный этикет», «Психология конфликта», «Тренинг комплексного моделирования профессионально-служебной деятельности».
Вместе с тем, учитывая стабильную реализацию в профессиональной подготовке курсантов целостного педагогического процесса (как устойчивого синтеза обучения, воспитания, служебной и квазипрофессиональной деятельности (В.Е. Нефедьева [7, с. 17], И.В. Ульянова [8, с. 104]), следует раскрыть факультативный (дополнительный) ресурс воспитательного направления, воспитательных мероприятий в сфере подготовки курсантов к просветительской деятельности. Представим их краткую характеристику более подробно.
Воспитательная работа в образовательных организациях МВД России представляет собой определенный вид деятельности профессорско-преподавательского, командного составов, который способствует формированию профессионально-нравственных качеств у будущих сотрудников полиции, что обусловлено задачами оперативно-служебной, учебно-образовательной подготовки. Ведущими профессионально-нравственными качествами полицейских являются государственно-патриотическое мировоззрение, гражданственность, нравственность, долг, ответственность, честность, которые в совокупности отражают нравственный идеал защитника правопорядка [9, с. 2].
Культурно-просветительская работа в системе ОВД РФ прошла долгий исторический путь и стала неотъемлемой частью морально-психологического обеспечения личного состава МВД. Данная деятельность «…направлена на формирование и развитие у сотрудников нравственно-эстетических качеств и поддержание их морально-психологического состояния…» [10, с. 147]. Т.В. Максимова подчеркивает фундаментальность данного вида воспитательной работы, опираясь на безусловную актуальность и ценность развития культурного просветительства.
В свою очередь, для образовательных организаций МВД России большое значение имеет внеучебная досуговая деятельность, которая обладает значительным просветительским потенциалом и организуется в рамках плана воспитательной работы образовательной организации, факультета, кафедры как дополнительная под руководством курсовых офицеров, педагогов-кураторов. Воспитательные мероприятия, события могут носить патриотический, информационно-аналитический, обучающий, развивающий, мотивационный, адаптационный характер, однако преимущественно они полифункциональны. В рамках научно-представительских мероприятий, среди которых можно выделить научные чтения, различные конференции, круглые столы, открытые занятия, семинары, мастер-классы, реализуется тесное сотрудничество преподавательского корпуса с курсовыми офицерами, что способствует развитию у курсантов коммуникативно-речевых, интеллектуальных, организационно-управленческих, эмоционально-волевых способностей [11, с. 104].
Вместе с тем факт дефицитарности педагогических условий в образовательных организациях МВД России для эффективной подготовки курсантов к просветительской деятельности с населением в настоящее время налицо, в связи с чем авторами определены этапы их просветительско-профессиональной подготовки в период всего периода обучения (на примере специальности 44.05.01):
1 курс – формирование у курсантов научных знаний о роли просветительской деятельности сотрудников ОВД в профессиональной самореализации и осуществление первичных проб на уровне умений. В образовательном процессе необходимо акцентирование внимания преподавательского состава в контексте различных учебных дисциплин на частном векторе «просветительская деятельность» (реализуя на семинарских занятиях методы: мозговой штурм, кейсинг, дискуссия), на вовлечении курсантов в научно-представительские мероприятия. В свою очередь, курсовые офицеры и педагоги-кураторы уполномочены повышать интерес обучающихся к просветительству в условиях их организованного досуга, предлагая им включаться в работу литературно-музыкальной гостиной, исторического клуба в качестве ведущих, организаторов культурологических/правовых дебатов, брейн-ринга и пр. (благодаря чему у курсантов наблюдается развитие инициативы, творческих способностей, а также преодолевается возможное стеснение перед аудиторией). Данный период обучения отличается адаптационным характером, в большей степени ориентирован на изучение индивидуального потенциала каждого курсанта.
2 курс – совершенствование у курсантов научных знаний и формирование у них устойчивых умений и первичных навыков в сфере просветительской работы. На втором этапе у курсантов происходит формирование и совершенствование просветительско-профессиональных способностей, которые закрепляются уже в контексте фронтальной, групповой, дуальной работы, что важно системно реализовывать как во время учебных занятий, так и в условиях воспитательных мероприятий, событий. Наряду с этим следует обратить внимание на роль практики, сопровождающей образовательный процесс. Например, в рамках дискретной практики направления «социальный педагог» курсанты, планово посещая общеобразовательные организации и взаимодействуя со школьниками, выступают в роли полноценных субъектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, разрабатывают методические рекомендации с упором на достоверную информацию и законодательные акты для родителей, педагогов, работая над устной и письменной речью, вариантами эффективных форм выступления.
3–4 курсы – апробация курсантами знаний, умений, навыков (ЗУН) просветительской направленности в процессе практики. В рамках учебной, педагогической и служебной практик под руководством более опытных преподавателей, сотрудников и офицеров ОВД происходит апробация усвоенных и освоенных ЗУН, формирование на практике профессиональных компетенций, необходимых для успешного самостоятельного выполнения служебных обязанностей по занимаемой должности. На данном этапе обучения курсанты первично готовы к конструированию просветительского пространства, опираясь на принципы научности, достоверности, актуализируя принципы дополнительности и наглядности. Курсанты выполняют проектные работы, разрабатывают стендовые материалы, совершенствуя коммуникативно-творческие способности личности как будущего специалиста.
5 курс – это период закрепления готовности обучающихся к просветительской деятельности в рамках конкретной специальности. В период производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, во время преддипломной практики осуществляется отработка сформированных компетенций, обозначенных в рабочей программе практики. Данная практика реализуется непосредственно в ОМВД под руководством наставников отделов УВД и преподавателей образовательных организаций МВД. При завершении практики составляются подотчетные материалы о сформированности у обучающихся просветительских и профессиональных компетенций.
Заключение
Подводя итог, следует подчеркнуть наличие проблемы недостаточной проработанности на уровне теории и практики вопроса о профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России к просветительской деятельности. Это выявляется и при изучении содержания ФГОС ВО, ООП ВО и подтверждается фактом отсутствия в перечне учебных дисциплин специального предмета «Просветительская работа сотрудника ОВД», в воспитательном процессе. Тогда как современное отечественное законодательство отражает запрос государства, ведомства, общества на готовность к ней молодых специалистов.
Изучение научной литературы позволило выделить главные характеристики личности будущего сотрудника ОВД, способного эффективно осуществлять просветительскую деятельность.
Стадиальность подготовки курсантов к просветительской деятельности отражает необходимость поэтапного освоения ими актуальных ЗУН (в итоге – компетенций); данный процесс должен быть сквозным, охватывающим весь период обучения в образовательной организации МВД России, включая все виды практики.
В перспективе авторами видится выявление ведущих критериев оценивания готовности курсантов к просветительской работе, подбор релевантных методик, разработка и апробация соответствующей экспериментальной программы.