Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Лесев В.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова»
Цель работы – выявить ключевые аспекты, способствующие эффективному развитию глобальных компетенций у студентов. Настоящая работа посвящена анализу сущности глобальных компетенций и их структурных элементов, а также методологии их оценивания и развития. В работе использованы методы анализа научной литературы, а также эмпирические исследования на базе образовательных учреждений. Результаты исследования показывают, что для надлежащего развития глобальных компетенций преподавателям необходимо интегрировать знания о глобальных и межкультурных вопросах в образовательный процесс, а также иметь личную подготовку в этих сферах. В контексте исследования особое внимание уделено культурным и межкультурным знаниям, а также социально-экономическим вызовам. Обсуждаются методы и подходы, позволяющие развивать у обучающихся навыки анализа, критического мышления и адаптивности в глобальном контексте. Работа подчеркивает важность активного вовлечения студентов в исследовательскую деятельность и использования современных педагогических технологий для подготовки их к решению как узкопрофессиональных, так и глобальных проблем. В заключение делается вывод о необходимости комплексного подхода к развитию глобальных компетенций у студентов, что способствует их успешной профессиональной реализации в условиях глобальных изменений.
высшее образование
межкультурное взаимодействие
глобальные компетенции
оценка качества образования
культура
1. Beetham H., McGill L., Littlejohn A. Thriving in the 21st century: Learning literacies for the digital age (LliDA project) // Glasgow. UK: the Caledonian Academy. Glasgow Caledonian University. 2009. Р. 14–19.
2. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006. № 3. P. 241–266.
3. Hunter W.D., White G.P., Godbey G.C. What Does It Mean to be Globally Competent? // Journal of Studies in International Education. 2006. № 10 (3). P. 267–285.
4. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112–123.
5. Галиахметова А.Т. Развитие глобальных компетенций студентов вузов как важное условие профессиональной подготовки современных специалистов за рубежом // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 371–376. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.610.
6. Куц А.В., Куликова Ю.Н. Развитие глобальной компетентности студентов // Педагогическое образование и наука. 2020. № 5. С. 143–146.
7. Лесев В.Н., Валеева Р.А. Глобальные компетенции: их роль и значение // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12–3 (114). С. 65–67. DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.085.
8. Певнева И.В., Табашникова О.Л. Глобальные компетенции в профессиональном образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 60–68.
9. Синицын И.С., Купцов С.Е. Дидактические решения по развитию глобальных компетенций в процессе изучения глобальных проблем человечества // География в школе. 2023. № 6. С. 32–44. DOI: 10.47639/0016-7207_2023_6_32.

Введение

В условиях современного образовательного процесса возникают предпосылки для развития и функционирования поликультурного образования, которое должно быть также направлено на приобщение молодого поколения к культурному наследию своего народа. Необходимо отметить важность усиленной подготовки педагогов в таких направлениях, как культурология, этнология, этнография, этнопсихология и социальная политика. Данные аспекты становятся особенно актуальными, учитывая многонациональный характер нашего общества, где ключевым является формирование всесторонне развитой личности с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом.

Целью данного исследования является выявление и анализ педагогических условий, необходимых для успешного формирования поликультурных компетенций у студентов, а также определение роли педагогов в данном процессе, при этом особое внимание уделяется интеграции этнокультурных компонентов в образовательные программы, созданию инновационных методик и средств обучения, способствующих развитию глобальных компетенций, и оценке их влияния на качество подготовки будущих специалистов.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ образовательных программ, а также эмпирические методы, включающие анкетирование и интервью с преподавателями и студентами. Анализ накопленного опыта в области поликультурного образования проводился на основе работ отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание уделялось разработке и апробации авторских курсов, направленных на формирование глобальных компетенций, а также изучению возможностей их интеграции в образовательный процесс через блочно-модульные программы и дистанционные курсы.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагоги, работающие с многообразным контингентом студентов, должны быть готовы к решению задач, связанных с их культурной, этнической и исторической идентификацией. Повышение уровня подготовки педагогов становится неотъемлемой частью развития многонационального государства, где важна интеграция этнокультурных компонентов в образовательный процесс.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что формирование глобальных компетенций, их интеграция с прочными профессиональными навыками послужит новым побуждающим фактором на пути прогресса системы образования и будет способствовать росту качества жизни как отдельных специалистов, так и устойчивому развитию регионов и страны в целом.

В условиях глобализации общества модернизация профессиональной деятельности педагогов требует соблюдения ряда педагогических условий. В частности, необходимо освоение аксиологических регулятивов, опирающихся на Стратегию национальной безопасности и формирующих недискриминационный мировой порядок. Важным аспектом является создание образовательной среды, основанной на партнерских отношениях между студентами и преподавателями, что способствует взаимному развитию. Также необходимо повысить мотивацию педагогов к освоению инновационных технологий, вовлекая студентов в этот процесс для их профессиональной конкурентоспособности.

Кроме того, использование методов рефлексии в процессе подготовки будущих специалистов помогает им адекватно оценивать свою готовность к педагогической деятельности. Педагоги также должны стремиться к самоактуализации, что включает принятие социально значимых решений и ответственность за результаты своей работы. Обеспечение педагогов современными методическими материалами и разработка блочно-модульных программ, включая дистанционные курсы, также является важной частью модернизации образования.

Важна также организация тренингов и семинаров, направленных на формирование социокультурной и этнокультурной компетентностей, а также профессиональной мобильности будущих педагогов. Поддержка исследовательской деятельности преподавателей и помощь в публикации научных работ способствует популяризации знаний о проблемах безопасности. Разработка авторских курсов и инновационных проектов, направленных на освещение вопросов безопасности, создает возможности для отработки практических навыков. Активное использование инновационных форм и методов в образовательном процессе, таких как научные кружки и диспуты, значительно усиливает погружение студентов в изучение различных аспектов безопасности. Такие подходы не только обогащают учебный процесс, но и позволяют глубже освоить сложные темы, связанные с безопасностью, формируя у обучающихся комплексные знания и практические навыки в данной сфере.

Постоянное обновление учебных материалов и расширение площадок для экспериментов с новыми образовательными проектами представляют собой важные условия для повышения качества высшего образования.

Для обеспечения внедрения инновационных образовательных технологий необходимо активное взаимодействие между университетами, формирование сетевых моделей сотрудничества, а также обмен передовыми практиками с ведущими кафедрами. Следует особо отметить, что в контексте повышения качества профессионального обучения ключевую роль играет развитие у студентов глобальных компетенций. Современные условия требуют от будущих специалистов широкого спектра навыков, которые помогают справляться с глобальными вызовами в различных сферах. Это, в свою очередь, способствует продвижению инновационного развития.

Часто профессиональные задачи невозможно решить без учета их контекста в глобальном мире, что требует интеграции узкоспециализированных и глобальных подходов.

Для того чтобы глубже понять значимость формирования глобальных компетенций у студентов, следует учитывать, что понятия «глобальная компетентность» и «глобальное образование» неразрывно связаны между собой. Необходимо признать, что глобальное образование способствует формированию мировоззрения, где каждый изучаемый объект рассматривается как часть единого глобального контекста, охватывающего экономические, политические, культурные и научные аспекты.

Ключевая цель современного образования состоит в том, чтобы развить у студентов важнейшие компетенции, необходимые для успешной работы в условиях глобальной взаимосвязанности и взаимодействия. В этом смысле образовательные учреждения должны не только сосредоточиваться на подготовке специалистов в узких областях, но и способствовать формированию у обучающихся комплексного представления о их будущей профессиональной деятельности в мировом масштабе. Такой подход базируется на универсализации содержания образовательных программ и на интеграции разнообразных форм, систем и технологий в единую образовательную структуру.

Исследования в области теории и практики формирования глобальных компетенций были активно развиты такими учеными, как Г. Битхем и А. Литлджон [1], которые сыграли ключевую роль в разработке моделей компетентностного подхода. Существенный вклад в изучение межкультурной коммуникации принадлежит Д.К. Дирдорф [2], известной своими многочисленными работами в этой области. В. Хантер [3] стал известен благодаря своим исследованиям, направленным на создание условий для эффективного межкультурного диалога в образовательной среде. Значительный вклад в теорию и практику формирования компетенций в России внесли такие исследователи, как Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова [4] и А.Т. Галиахметова [5], которые сыграли ключевую роль в адаптации этих теоретических подходов к отечественной образовательной системе. Их работы значительно обогатили отечественную науку и способствовали успешному внедрению данных концепций в учебный процесс.

Анализ и учет накопленного опыта представляются необходимыми в процессе развития и совершенствования глобальных компетенций у студентов в отечественных образовательных учреждениях. Необходимо отметить, что эффективная реализация данной задачи требует обновления программ высшего образования, при этом такие изменения должны быть основаны на фундаментальных принципах глобального образования. В научной литературе понятие «глобальная компетентность» имеет различные интерпретации, однако в целом оно подразумевает способность специалиста эффективно решать глобальные проблемы, которые связаны с многообразием культур, народов и стран.

На основе выводов ряда исследователей глобальная компетентность определяется как способность, включающая в себя широкий диапазон знаний о глобальных процессах и межкультурных взаимодействиях. Также она включает навыки, которые необходимы для анализа и решения как межкультурных вызовов, так и проблем глобального масштаба. Важными компонентами глобальных компетенций являются положительное восприятие и понимание культурного многообразия, а также конкретные действия, нацеленные на устранение проблем и обеспечение гармоничного развития общества [6].

Термин «глобальная компетентность» предполагает способность видеть мир как сложную сеть взаимозависимых элементов, при этом осознавая, что каждая составляющая тесно переплетается с глобальными аспектами человеческой деятельности. В более общем контексте глобальная компетентность охватывает не только перечисленные аспекты, но и способность успешно справляться с профессиональными задачами, включая решение междисциплинарных вопросов с использованием современных образовательных технологий и глубоких знаний о глобальных процессах.

С научной точки зрения глобальная компетентность предполагает освоение глубоких знаний и понимание международных проблем, а также умение эффективно взаимодействовать с представителями различных культурных и языковых сообществ [7].

Необходимо подчеркнуть, что владение иностранными языками и способность эффективно взаимодействовать в глобальном сообществе являются важнейшими аспектами развития компетенций. Анализируя понятие «глобальная компетентность», можно выделить три ключевых составляющих: знания, навыки и ценности. Первая из них, знание и понимание, охватывает глобальные аспекты, интегрированные в различные учебные дисциплины. Важно учитывать не только осведомленность о глобальных проблемах, но и глубокое межкультурное понимание, включающее знание мировой истории, социально-экономических и политических систем, а также способность к анализу и интерпретации исторических событий.

В свете современных научных исследований возникает осознание того, как личность способна воздействовать на окружающих людей, целые народы и культуры [8, 9]. В процессе формирования способности ценить культурное многообразие ключевое значение приобретает глубокое понимание собственной истории, а также осознание культурных норм и традиций. Такое осмысление непосредственно связано с основополагающими понятиями, такими как социальная и экономическая справедливость, равенство, устойчивое развитие, гражданственность, межкультурный диалог, разрешение конфликтов и признание многообразия.

Способность выделять сходства и отличия между различными культурами, религиями, поколениями и общественными отношениями является важным элементом для формирования осознанного отношения к культурным различиям. Перечисленное способствует развитию межкультурного диалога и укреплению взаимопонимания.

Компетенции, необходимые для успешной глобальной деятельности, охватывают широкий спектр навыков. Среди них выделяются аналитическое и критическое мышление. Применение критического мышления в глобальном контексте требует осознания собственных предположений и признания своих убеждений и суждений. Такой подход способствует эффективному взаимодействию с различными аудиториями и облегчает передачу идей.

В контексте мультикультурного образования значительное внимание уделяется способности понимать и ценить культурные различия, демонстрируя при этом терпимость и уважение к многообразию. Владение иностранными языками играет весомую роль в формировании глобального компонента учебной программы, являясь одним из основных показателей глобального образования. Необходимость свободного владения хотя бы одним иностранным языком рассматривается как базовый элемент, способствующий углублению культурного взаимопонимания и развитию межкультурных коммуникаций. К тому же, высококонкурентные навыки требуют развитого мышления, способного к генерации новаторских идей с учетом экономических, социальных и технологических преобразований в мире, что является важным для успешной конкуренции на международном рынке труда.

В современном образовательном контексте открытость к новым знаниям и стремление к непрерывному обучению занимают центральное место среди навыков, необходимых в XXI в. Студенты, сталкивающиеся с постоянным потоком информации и стремительным технологическим прогрессом, должны быть готовы к профессиям, которые еще не существуют, а непрерывное обучение становится ключевым требованием на мировом рынке труда.

Не менее важным навыком, который заслуживает отдельного внимания, является медиаграмотность. За последнее десятилетие она сформировалась из цифровой грамотности в отдельную компетенцию, особенно в условиях, когда социальные медиа не только вошли в нашу повседневную жизнь, но и начали оказывать значительное влияние на молодое поколение. Обладая медиаграмотностью, учащиеся получают возможность критически оценивать источники информации, определяя их достоверность и степень предвзятости, тем самым влияя на существующее медиапространство и становясь уверенными и грамотными пользователями медиа.

Следующий аспект глобальных компетенций заключается в способности применять знания, понимание и навыки для формирования поведения, соответствующего мировым стандартам. Такое поведение требует уважительного отношения как к собственной культуре, так и к культурам других народов.

Формирование чувства признания собственной идентичности, социальной, культурной и семейной, тесно связано с развитием уверенности в себе, самостоятельности и уважительного отношения к окружающим. Указанный процесс также способствует уважению к социально-культурным особенностям других людей. Социальная ответственность, в свою очередь, играет важную роль в укреплении солидарности и активного участия в защите социальной справедливости на всех уровнях – от локального до международного и глобального.

Формирование глобальных компетенций у студента подразумевает не только обогащение его знаний, навыков, установок и ценностей, но и активное их использование для улучшения благосостояния как текущего, так и будущих поколений. Процесс требует глубокого осмысления собственной культурной идентичности, а также осознания исторических, социальных, политических и экономических процессов, которые определяют глобальные тенденции. Важно понимание культурных норм и традиций своей страны, умение различать и ценить как сходства, так и различия между различными культурами.

missing image file

Матрица глобальных компетенций

На основе анализа существующих исследований и детального изучения возможных компонентов концепции глобальной компетентности, можно сформировать матрицу глобальных компетенций, адаптированную для студентов высших учебных заведений. При этом в местах пересечения элементов данной матрицы можно выявить основные компетенции, которые окажут значительное влияние на формирование специалистов с развитыми глобальными компетенциями.

Матрица глобальных компетенций (рисунок) объединяет в себе ключевые знания, глубокое понимание, навыки, личные качества и ценности, необходимые для формирования успешных и конкурентоспособных профессионалов, способных эффективно отвечать на вызовы современного мирового рынка труда.

Хотя глобальные компетенции содержат различные элементы, для преподавателей крайне важно не только представить глобальные перспективы, но и обеспечить, чтобы эти цели обучения были измеримыми. Именно поэтому основные компетенции были определены как знание исторических событий, межкультурная чувствительность, навыки аналитического и критического мышления, понимание глобальных сходств и различий, а также чувство глобальной ответственности. Примечательно, что три из этих компетенций – а именно знание исторических событий, а также критическое и аналитическое мышление – могут быть оценены количественно через когнитивные шкалы. В то же время восприятие ценностей и отношение учащихся можно изучить с помощью анкетирования.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что эффективное формирование поликультурных компетенций у студентов возможно только при условии комплексного подхода к организации образовательного процесса. Ключевую роль в этом процессе играют педагоги, которые должны обладать глубокими знаниями в области культурологии, этнологии и этнопсихологии, а также быть готовыми к применению инновационных технологий и методик обучения. Создание образовательной среды, основанной на партнерских отношениях между студентами и преподавателями, является важным аспектом в формировании глобальных компетенций. Использование методов рефлексии, проведение тренингов и семинаров, направленных на развитие профессиональной мобильности и социокультурной компетентности, способствуют росту качества профессиональной подготовки студентов.


Библиографическая ссылка

Лесев В.Н. ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 8. – С. 177-182;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40132 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674