Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

GLOBAL COMPETENCES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS IN A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT

Lesev V.N. 1
1 Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov
1355 KB
The aim of the paper is to identify the key aspects contributing to the effective development of global competences in students. This paper is devoted to the analysis of the essence of global competences and their structural elements, as well as the methodology of their assessment and development. The paper uses methods of analysing scientific literature, as well as empirical research based on educational institutions. The results of the study show that to properly develop global competences, teachers need to integrate knowledge about global and intercultural issues into the educational process, as well as to have personal training in these areas. The context of the study emphasises cultural and intercultural knowledge as well as socio-economic challenges. Methods and approaches to develop learners’ skills of analysis, critical thinking and adaptability in a global context are discussed. The paper emphasises the importance of actively engaging students in research activities and using modern pedagogical technologies to prepare them to address both parochial and global issues. It concludes that an integrated approach to the development of global competences in students is necessary, which contributes to their successful professional realisation in the context of global change.
higher education
interculturalism
global competences
quality assessment of education
culture

Введение

В условиях современного образовательного процесса возникают предпосылки для развития и функционирования поликультурного образования, которое должно быть также направлено на приобщение молодого поколения к культурному наследию своего народа. Необходимо отметить важность усиленной подготовки педагогов в таких направлениях, как культурология, этнология, этнография, этнопсихология и социальная политика. Данные аспекты становятся особенно актуальными, учитывая многонациональный характер нашего общества, где ключевым является формирование всесторонне развитой личности с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом.

Целью данного исследования является выявление и анализ педагогических условий, необходимых для успешного формирования поликультурных компетенций у студентов, а также определение роли педагогов в данном процессе, при этом особое внимание уделяется интеграции этнокультурных компонентов в образовательные программы, созданию инновационных методик и средств обучения, способствующих развитию глобальных компетенций, и оценке их влияния на качество подготовки будущих специалистов.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ образовательных программ, а также эмпирические методы, включающие анкетирование и интервью с преподавателями и студентами. Анализ накопленного опыта в области поликультурного образования проводился на основе работ отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание уделялось разработке и апробации авторских курсов, направленных на формирование глобальных компетенций, а также изучению возможностей их интеграции в образовательный процесс через блочно-модульные программы и дистанционные курсы.

Результаты исследования и их обсуждение

Педагоги, работающие с многообразным контингентом студентов, должны быть готовы к решению задач, связанных с их культурной, этнической и исторической идентификацией. Повышение уровня подготовки педагогов становится неотъемлемой частью развития многонационального государства, где важна интеграция этнокультурных компонентов в образовательный процесс.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что формирование глобальных компетенций, их интеграция с прочными профессиональными навыками послужит новым побуждающим фактором на пути прогресса системы образования и будет способствовать росту качества жизни как отдельных специалистов, так и устойчивому развитию регионов и страны в целом.

В условиях глобализации общества модернизация профессиональной деятельности педагогов требует соблюдения ряда педагогических условий. В частности, необходимо освоение аксиологических регулятивов, опирающихся на Стратегию национальной безопасности и формирующих недискриминационный мировой порядок. Важным аспектом является создание образовательной среды, основанной на партнерских отношениях между студентами и преподавателями, что способствует взаимному развитию. Также необходимо повысить мотивацию педагогов к освоению инновационных технологий, вовлекая студентов в этот процесс для их профессиональной конкурентоспособности.

Кроме того, использование методов рефлексии в процессе подготовки будущих специалистов помогает им адекватно оценивать свою готовность к педагогической деятельности. Педагоги также должны стремиться к самоактуализации, что включает принятие социально значимых решений и ответственность за результаты своей работы. Обеспечение педагогов современными методическими материалами и разработка блочно-модульных программ, включая дистанционные курсы, также является важной частью модернизации образования.

Важна также организация тренингов и семинаров, направленных на формирование социокультурной и этнокультурной компетентностей, а также профессиональной мобильности будущих педагогов. Поддержка исследовательской деятельности преподавателей и помощь в публикации научных работ способствует популяризации знаний о проблемах безопасности. Разработка авторских курсов и инновационных проектов, направленных на освещение вопросов безопасности, создает возможности для отработки практических навыков. Активное использование инновационных форм и методов в образовательном процессе, таких как научные кружки и диспуты, значительно усиливает погружение студентов в изучение различных аспектов безопасности. Такие подходы не только обогащают учебный процесс, но и позволяют глубже освоить сложные темы, связанные с безопасностью, формируя у обучающихся комплексные знания и практические навыки в данной сфере.

Постоянное обновление учебных материалов и расширение площадок для экспериментов с новыми образовательными проектами представляют собой важные условия для повышения качества высшего образования.

Для обеспечения внедрения инновационных образовательных технологий необходимо активное взаимодействие между университетами, формирование сетевых моделей сотрудничества, а также обмен передовыми практиками с ведущими кафедрами. Следует особо отметить, что в контексте повышения качества профессионального обучения ключевую роль играет развитие у студентов глобальных компетенций. Современные условия требуют от будущих специалистов широкого спектра навыков, которые помогают справляться с глобальными вызовами в различных сферах. Это, в свою очередь, способствует продвижению инновационного развития.

Часто профессиональные задачи невозможно решить без учета их контекста в глобальном мире, что требует интеграции узкоспециализированных и глобальных подходов.

Для того чтобы глубже понять значимость формирования глобальных компетенций у студентов, следует учитывать, что понятия «глобальная компетентность» и «глобальное образование» неразрывно связаны между собой. Необходимо признать, что глобальное образование способствует формированию мировоззрения, где каждый изучаемый объект рассматривается как часть единого глобального контекста, охватывающего экономические, политические, культурные и научные аспекты.

Ключевая цель современного образования состоит в том, чтобы развить у студентов важнейшие компетенции, необходимые для успешной работы в условиях глобальной взаимосвязанности и взаимодействия. В этом смысле образовательные учреждения должны не только сосредоточиваться на подготовке специалистов в узких областях, но и способствовать формированию у обучающихся комплексного представления о их будущей профессиональной деятельности в мировом масштабе. Такой подход базируется на универсализации содержания образовательных программ и на интеграции разнообразных форм, систем и технологий в единую образовательную структуру.

Исследования в области теории и практики формирования глобальных компетенций были активно развиты такими учеными, как Г. Битхем и А. Литлджон [1], которые сыграли ключевую роль в разработке моделей компетентностного подхода. Существенный вклад в изучение межкультурной коммуникации принадлежит Д.К. Дирдорф [2], известной своими многочисленными работами в этой области. В. Хантер [3] стал известен благодаря своим исследованиям, направленным на создание условий для эффективного межкультурного диалога в образовательной среде. Значительный вклад в теорию и практику формирования компетенций в России внесли такие исследователи, как Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова [4] и А.Т. Галиахметова [5], которые сыграли ключевую роль в адаптации этих теоретических подходов к отечественной образовательной системе. Их работы значительно обогатили отечественную науку и способствовали успешному внедрению данных концепций в учебный процесс.

Анализ и учет накопленного опыта представляются необходимыми в процессе развития и совершенствования глобальных компетенций у студентов в отечественных образовательных учреждениях. Необходимо отметить, что эффективная реализация данной задачи требует обновления программ высшего образования, при этом такие изменения должны быть основаны на фундаментальных принципах глобального образования. В научной литературе понятие «глобальная компетентность» имеет различные интерпретации, однако в целом оно подразумевает способность специалиста эффективно решать глобальные проблемы, которые связаны с многообразием культур, народов и стран.

На основе выводов ряда исследователей глобальная компетентность определяется как способность, включающая в себя широкий диапазон знаний о глобальных процессах и межкультурных взаимодействиях. Также она включает навыки, которые необходимы для анализа и решения как межкультурных вызовов, так и проблем глобального масштаба. Важными компонентами глобальных компетенций являются положительное восприятие и понимание культурного многообразия, а также конкретные действия, нацеленные на устранение проблем и обеспечение гармоничного развития общества [6].

Термин «глобальная компетентность» предполагает способность видеть мир как сложную сеть взаимозависимых элементов, при этом осознавая, что каждая составляющая тесно переплетается с глобальными аспектами человеческой деятельности. В более общем контексте глобальная компетентность охватывает не только перечисленные аспекты, но и способность успешно справляться с профессиональными задачами, включая решение междисциплинарных вопросов с использованием современных образовательных технологий и глубоких знаний о глобальных процессах.

С научной точки зрения глобальная компетентность предполагает освоение глубоких знаний и понимание международных проблем, а также умение эффективно взаимодействовать с представителями различных культурных и языковых сообществ [7].

Необходимо подчеркнуть, что владение иностранными языками и способность эффективно взаимодействовать в глобальном сообществе являются важнейшими аспектами развития компетенций. Анализируя понятие «глобальная компетентность», можно выделить три ключевых составляющих: знания, навыки и ценности. Первая из них, знание и понимание, охватывает глобальные аспекты, интегрированные в различные учебные дисциплины. Важно учитывать не только осведомленность о глобальных проблемах, но и глубокое межкультурное понимание, включающее знание мировой истории, социально-экономических и политических систем, а также способность к анализу и интерпретации исторических событий.

В свете современных научных исследований возникает осознание того, как личность способна воздействовать на окружающих людей, целые народы и культуры [8, 9]. В процессе формирования способности ценить культурное многообразие ключевое значение приобретает глубокое понимание собственной истории, а также осознание культурных норм и традиций. Такое осмысление непосредственно связано с основополагающими понятиями, такими как социальная и экономическая справедливость, равенство, устойчивое развитие, гражданственность, межкультурный диалог, разрешение конфликтов и признание многообразия.

Способность выделять сходства и отличия между различными культурами, религиями, поколениями и общественными отношениями является важным элементом для формирования осознанного отношения к культурным различиям. Перечисленное способствует развитию межкультурного диалога и укреплению взаимопонимания.

Компетенции, необходимые для успешной глобальной деятельности, охватывают широкий спектр навыков. Среди них выделяются аналитическое и критическое мышление. Применение критического мышления в глобальном контексте требует осознания собственных предположений и признания своих убеждений и суждений. Такой подход способствует эффективному взаимодействию с различными аудиториями и облегчает передачу идей.

В контексте мультикультурного образования значительное внимание уделяется способности понимать и ценить культурные различия, демонстрируя при этом терпимость и уважение к многообразию. Владение иностранными языками играет весомую роль в формировании глобального компонента учебной программы, являясь одним из основных показателей глобального образования. Необходимость свободного владения хотя бы одним иностранным языком рассматривается как базовый элемент, способствующий углублению культурного взаимопонимания и развитию межкультурных коммуникаций. К тому же, высококонкурентные навыки требуют развитого мышления, способного к генерации новаторских идей с учетом экономических, социальных и технологических преобразований в мире, что является важным для успешной конкуренции на международном рынке труда.

В современном образовательном контексте открытость к новым знаниям и стремление к непрерывному обучению занимают центральное место среди навыков, необходимых в XXI в. Студенты, сталкивающиеся с постоянным потоком информации и стремительным технологическим прогрессом, должны быть готовы к профессиям, которые еще не существуют, а непрерывное обучение становится ключевым требованием на мировом рынке труда.

Не менее важным навыком, который заслуживает отдельного внимания, является медиаграмотность. За последнее десятилетие она сформировалась из цифровой грамотности в отдельную компетенцию, особенно в условиях, когда социальные медиа не только вошли в нашу повседневную жизнь, но и начали оказывать значительное влияние на молодое поколение. Обладая медиаграмотностью, учащиеся получают возможность критически оценивать источники информации, определяя их достоверность и степень предвзятости, тем самым влияя на существующее медиапространство и становясь уверенными и грамотными пользователями медиа.

Следующий аспект глобальных компетенций заключается в способности применять знания, понимание и навыки для формирования поведения, соответствующего мировым стандартам. Такое поведение требует уважительного отношения как к собственной культуре, так и к культурам других народов.

Формирование чувства признания собственной идентичности, социальной, культурной и семейной, тесно связано с развитием уверенности в себе, самостоятельности и уважительного отношения к окружающим. Указанный процесс также способствует уважению к социально-культурным особенностям других людей. Социальная ответственность, в свою очередь, играет важную роль в укреплении солидарности и активного участия в защите социальной справедливости на всех уровнях – от локального до международного и глобального.

Формирование глобальных компетенций у студента подразумевает не только обогащение его знаний, навыков, установок и ценностей, но и активное их использование для улучшения благосостояния как текущего, так и будущих поколений. Процесс требует глубокого осмысления собственной культурной идентичности, а также осознания исторических, социальных, политических и экономических процессов, которые определяют глобальные тенденции. Важно понимание культурных норм и традиций своей страны, умение различать и ценить как сходства, так и различия между различными культурами.

missing image file

Матрица глобальных компетенций

На основе анализа существующих исследований и детального изучения возможных компонентов концепции глобальной компетентности, можно сформировать матрицу глобальных компетенций, адаптированную для студентов высших учебных заведений. При этом в местах пересечения элементов данной матрицы можно выявить основные компетенции, которые окажут значительное влияние на формирование специалистов с развитыми глобальными компетенциями.

Матрица глобальных компетенций (рисунок) объединяет в себе ключевые знания, глубокое понимание, навыки, личные качества и ценности, необходимые для формирования успешных и конкурентоспособных профессионалов, способных эффективно отвечать на вызовы современного мирового рынка труда.

Хотя глобальные компетенции содержат различные элементы, для преподавателей крайне важно не только представить глобальные перспективы, но и обеспечить, чтобы эти цели обучения были измеримыми. Именно поэтому основные компетенции были определены как знание исторических событий, межкультурная чувствительность, навыки аналитического и критического мышления, понимание глобальных сходств и различий, а также чувство глобальной ответственности. Примечательно, что три из этих компетенций – а именно знание исторических событий, а также критическое и аналитическое мышление – могут быть оценены количественно через когнитивные шкалы. В то же время восприятие ценностей и отношение учащихся можно изучить с помощью анкетирования.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что эффективное формирование поликультурных компетенций у студентов возможно только при условии комплексного подхода к организации образовательного процесса. Ключевую роль в этом процессе играют педагоги, которые должны обладать глубокими знаниями в области культурологии, этнологии и этнопсихологии, а также быть готовыми к применению инновационных технологий и методик обучения. Создание образовательной среды, основанной на партнерских отношениях между студентами и преподавателями, является важным аспектом в формировании глобальных компетенций. Использование методов рефлексии, проведение тренингов и семинаров, направленных на развитие профессиональной мобильности и социокультурной компетентности, способствуют росту качества профессиональной подготовки студентов.