Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНЦИПА

И Лянвэнь 1 Резер Т.М. 1
1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет»
В сфере образования в XXI веке проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели музыки, становятся все более сложными. Преподаватели музыки должны обладать глубоким музыкальным профессионализмом и постоянно совершенствовать педагогические навыки, чтобы адаптироваться к все более продвинутым технологиям и изменениям в образовании. В реальности подготовка преподавателей музыки осуществляется с уклоном в сторону профессиональных навыков, игнорируются междисциплинарные связи и интегративные компетенции, что приводит к несбалансированному развитию компетентности преподавателей музыки. В целях решения проблемы развития профессиональных компетенций в подготовке преподавателей музыки и удовлетворения потребностей современного общества в подготовке специалистов на основе принципа междисциплинарности и предлагается данная концепция. В исследовании использовались методы: теоретического анализа педагогических источников, систематизации информации, обобщения для формулирования результатов исследования. Концепция оценки подготовки преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа содержит оценочные критерии и показатели для каждой области профессиональных компетенций в модульной программе подготовки: музыкальное исполнительство, образовательно-управленческие навыки, компьютерные технологии и коммуникации, что создает границы оценки развития компетенций преподавателей музыки.
принцип междисциплинарности
оценка
профессиональные способности
подготовка преподавателей музыки
модульная образовательная программа
1. Щипицина Л.Ю., Дроздова Н.А. Интегрированное обучение иностранному языку и методике его преподавания в магистратуре // Преподаватель XXI век. 2020. № 4(1). С. 100–116.
2. Резер Т.М., И Лянвэнь Реализация принципа междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки в Китае // ЦИТИСЭ. 2024. № 1(39). C. 173–188. URL: https://ma123.ru/ru/2024/02/id-0587-ru/ (дата обращения: 22.04.2024). DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2024.1.15.
3. Ятайкина А.А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. 2001. № 6. С. 10–15.
4. Anghelachea V., Bentea C.C. Integrated teaching – the new curricular design of pre-primary educational system in Romania // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 51. P. 125-129. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.08.130.
5. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 22.04.2024).
6. Маряч А.Ю., Шипилкина Т.А. Содержательно-методический аспект формирования исполнительской компетентности будущего учителя музыки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 5. С. 536–542.
7. Мадина З.И. Мастерство учителя музыки как мультивибратор в педагогической деятельности // Science and Education. 2024. Т. 5, № 3. С. 258–263.
8. Гордиенко Т.П., Орлова Ю.А. Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности будущего учителя музыки // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66(1). С. 61–64.
9. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в Школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 254–257.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена современными потребностями и проблемами в сфере музыкального образования в Китае. В условиях стремительного развития глобализации и информационных технологий традиционная модель подготовки преподавателя музыки больше не может удовлетворять растущие потребности общества и государства, поэтому в педагогической практике необходимы диверсификации и инновации в образовании.

Преподаватели музыки как распространители и новаторы музыкальной культуры остро нуждаются в обновлении своих профессиональных компетенций, чтобы адаптироваться к изменениям, происходящим в сфере образования, и новым требованиям, обусловленным техническим прогрессом. Однако в реальности профессиональная подготовка преподавателей музыки зачастую ограничивается обучением музыкальным знаниям и исполнительским навыкам, в то время как существует очевидный разрыв между другими техническими возможностями по сравнению с их музыкальными способностями, что приводит к ограничениям и дисбалансу в навыках преподавателей музыки и их будущей педагогической практике. Для решения данной проблемы и необходимы изменения в подготовке преподавателей музыки в Китае.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать концепцию оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа, что позволит им в дальнейшем обеспечить успешную музыкально-педагогическую деятельность.

Материал и методы исследования

Основой исследования и разрабатываемой концепции стали компетентностный, интегративный и деятельностный подходы. В исследовании использовался метод теоретического анализа педагогических источников, что позволило проанализировать источники по теме исследования и определить критерии оценки. Метод систематизации полученной информации был использовании для классификации различных типов исполнительских форм в подготовке преподавателей музыки, а метод обобщения был употреблен для формулирования результатов исследования и предложенной оценки профессиональной подготовки по модулям образовательной программы.

В процессе исследования проанализированы цели подготовки преподавателей музыки и программа подготовки преподавателей музыки в педагогическом колледже Линьнань в Китае, а также была разработана модульная образовательная программа, основанная на междисциплинарном принципе.

Результаты исследования и их обсуждение

Любая концепция подразумевает достижение какой-либо цели и одновременно является стратегией достижения поставленной цели. В педагогической практике концепции имеют разные цели: методические, дидактические, управленческие, а также цели, оценивающие результаты педагогической деятельности. Концепция оценки подготовки будущих преподавателей музыки будет основываться на компетентностном, интегративном и деятельностном подходах, позволяющих разработать систему оценки профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки, которые обучаются по модулям образовательной программы. Каждый модуль представляет собой определенный этап профессиональной подготовки преподавателя музыки, имеет целевое назначение и отдельные критерии оценки результатов обучения.

Современные изменения в системе высшего образования требуют, чтобы руководители образовательных программ и преподаватели искали наилучшие методы обучения и подготовки специалистов на всех уровнях образования. Одним из подходов, который активно обсуждается в последнее время, стал междисциплинарный интегративный подход. Он позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на обучение, и использовать комплекс навыков, развиваемых в рамках одной образовательной единицы, например на занятии или уроке, дисциплины или целой образовательной программы [1].

Под принципом междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки в данном исследовании понимается научный принцип, ориентирующий на активное использование разных видов дисциплин как форм его реализации в образовательном процессе, что должно стать методологической основой интеграции знаний в современном музыкально-педагогического образовании и разработке новых образовательных программ [2].

В основе интеграции конкретной дисциплины в образовательной программе лежит особый метод познания реальности, известный как интегрирование процессов и содержания образования. Следовательно, учитывая, что мир окружает человека во всем его многообразии и взаимосвязях, интегрирование позволяет увидеть целостную картину мира, раскрывая глубинные взаимосвязи и одновременно противоречивость его явлений [3; 4].

Помимо трактовки интегрирования как способа познания мира, интегративный подход также рассматривается как метод научного исследования и как термин в методике обучения [5]. В сфере научных исследований интегративный подход, известный как интеграция, означает объединение различных аспектов и направлений реальности на основе общности целей, содержания и структуры.

В связи с этим была разработана образовательная программа, основанная на принципе междисциплинарности и состоящая из четырех модулей, а именно музыкально-исполнительского, образовательно-управленческого, цифровых технологий и модуля коммуникации и общения. В таблице 1 представлен перечень дисциплин и соответствующих им профессиональных компетенций для каждого модуля разработанной образовательной программы.

Таблица 1

Образовательные модули и профессиональные компетенции

Название модуля

Перечень дисциплин в модуле

Содержание компетенции

Музыкально- исполнительский модуль

− Теория музыки и сольфеджио

− Анализ и написание многоголосной музыки

− Вокальная музыка

− Фортепиано

− Музыкальный инструмент

− Хор и дирижёрство

Профессиональные музыкальные знания и навыки, включая музыкальное восприятие, выразительность и композиционные способности, исполнительские навыки, полифоническое мышление

Образовательно- управленческий модуль

− Введение в преподавание музыки и методика обучения

− Музыкальная педагогика

− История китайского и зарубежного музыкального образования

− Сравнение китайского и зарубежного музыкального образования

− Музыкальная педагогическая психология

Управление образованием и преподаванием, включая разработку эффективных стратегий обучения, педагогическое проектирование, практику преподавания, методы и технологии обучения, оценку качества преподавания и управление педагогическим процессом, инновационные методы обучения и управление классом

Модуль компьютерных технологий

− Производство курсов обучения музыке

− Компьютерная музыка

− Музыкальный редактор

− Офисные программы

Цифровые компьютерные приложения, включая знания и навыки в области компьютерных музыкальных приложений, технологии обработки звука, цифровой записи и умение использования цифровых медиатехнологий для музыкального образования и аудиопроизводства, а также навыки использования офисных программ

Модуль коммуникации и общения

− Введение в искусство

− Основы музыкальной эстетики

− Музыкальная культура

− Оценка шедевров танца и драматургии

− История искусства кино и телевидения и оценка шедевров

Коммуникативные навыки, включая коммуникативные и межличностные отношения, умение эффективно организовывать коллектив, координировать и общаться с другими людьми, запас знаний, способность понимать и оценивать, языковое выражение и критическое мышление, а также способность к сопереживанию

Для каждого модуля были разработаны различные практические кейсы и методы, позволяющие оценить предложенное содержание образования в модульной программе и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности. Компетентностный и деятельностный подходы позволили сформулировать профессиональные компетенции в каждом модуле, а также произвести оценку исполнительского и педагогического мастерства у студентов.

1. Исполнительскую компетентность будущих преподавателей музыки можно понимать как интегративное образование личности с системной структурой, содержащей разноуровневые компоненты и включающей в себя взаимодействие и переплетение личностных, когнитивно-деятельностных и рефлексивных аспектов. Степень сформированности этих компонентов определяет способность будущего преподавателя музыки к эффективному выполнению музыкально-исполнительской деятельности [6].

Поэтому в рамках музыкально-исполнительского модуля можно организовать музыкальное выступление и оценить музыкальные профессиональные способности студентов, которые получают музыкальное образование по данной образовательной программе (табл. 2).

В таблице 2 также представлена классификация различных типов исполнительских форм. Каждая форма исполнительского мастерства имеет соответствующие баллы, оценивающие профессиональные навыки. Эксперты оценивают студентов по их выступлению от 1 до 10 баллов, от неудовлетворительного уровня до высокого уровня, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональных навыков студентов в музыкально-исполнительском модуле.

2. Педагогическое мастерство представляет собой искусство обучения и воспитания, направленное на всестороннее развитие обучающегося, включая его мировоззрение и способности.

Таблица 2

Критерии оценки музыкально-исполнительского модуля

Типы исполнительской формы

Направление

Критерии

Оценки

Музыкальный инструмент

Техническое мастерство

Аппликатура, смычок, гаммы, аккорды и т.д. точны

 

Контроль ритма

Устойчивый ритм, точно соблюдает ритмическую разметку в партитуре

 

Интонация и тембр

Точность интонации, красота тембра

 

Динамика и выразительность

Хороший контроль над громкостью и интенсивностью, выражение соответствует настроению произведения

 

Полнота и беглость

Произведение исполняется полностью и плавно, без лишних пауз и ошибок

 

Музыкальная интерпретация

Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения

 

Сценическое исполнение

Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой

 

Общее впечатление

Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен

 

Вокал

Качество голоса

Вокал приятный, тембр богатый, качество звука чистое

 

Контроль точности интонации

Интонация точная и поддержание стабильности

 

Ритм и музыкальность

Ритм точен и устойчив, демонстрирует ритмичность и музыкальность произведения

 

Динамика и выразительность

Демонстрирует естественное выражение лица, соответствующее тексту и мелодии

 

Произношение языка

Произношение четкое, смысл текста песни точно передан

 

Контроль дыхания

Хороший контроль над дыханием, смена дыхания в нужных местах

 

Музыкальная интерпретация

Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения

 

Сценическое исполнение

Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой

 

Общее впечатление

Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен

 

Танец

Техника и контроль над телом

Точная и хорошо контролируемая линия тела, баланс, вращение, прыжки и другие технические движения

 

Беглость танцевальных движений

Движения естественные и плавные, с хорошей неразрывностью

 

Ритм синхронизируется с музыкой

Движения соответствуют ритму и точно передают ритм и эмоциональность музыки

 

Выразительность и передача эмоций

Выражение лица, язык тела, эмоциональные вложения и т.д. имеют сильную художественную привлекательность

 

Вписывается в музыкальную композицию

Точно понимать и выражать эмоции, стиль и историческую подоплеку произведения

 

Сценическое использование

Эффективное использование сценического пространства, включая пространственную планировку и пути движения

 

Слияние танца и музыки

Разработанные движения соответствуют структуре и эмоциональному направлению музыки

 

Креативность и хореография

Хореографический танец является новаторским

 

Хор и дирижирование

Навыки дирижирования

Четкие дирижерские жесты, точно передающие динамические изменения и эмоции музыки

 

Понимание музыки и исполнение

Хорошо понимать произведение и направлять хор точно выражать стиль и эмоции произведения

 

Работа в команде и коммуникация

Отличное командное общение и сотрудничество

 

Лидерство

Руководит хором уверенно и с позитивным лидерским настроем

 

Инновации

Иметь новые интерпретации и методы представления

 

Сценическое исполнение

Естественный и увлекательный стиль дирижирования повышает привлекательность произведения

 

Общее впечатление

Общее исполнение дирижера беглое и вдохновляет хор на лучшие выступления

 

Таблица 3

Модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю

Оценка преподавания преподавателя музыки

Подготовка перед занятием

Учебный план

Разработать подробные планы курсов, включая цели обучения, содержание обучения и организацию мероприятий

Образовательные ресурсы

Подготовить необходимые учебные материалы, такие как учебные материалы, ноты, аудиофайлы, музыкальные инструменты и т.д.

Разработка планов занятий

Полнота плана урока, ясность целей, адекватность содержания, эффективность методов обучения, интерактивность занятий и т.д.

Начало курса

Импортировать новый урок

Использовать активный метод, чтобы привлечь внимание учащихся и представить темы, например задавая вопросы, обсуждая или демонстрируя

Курс в процессе

Практика навыков

Задавать упражнения по вокалу или инструментальному исполнению и обеспечивать эффективное техническое руководство

Учить знаниям

Четкое преподавание знаний теории музыки, таких как теория музыки, гармония, история музыки и т.д.

Творческое выражение

Учащимся предлагается сочинять или импровизировать музыку для развития творческих способностей и самовыражения

Классная

деятельность

Взаимодействие в классе

Преподаватель активно улучшает участие учащихся, например: групповые дискуссии, музыкальные игры и т.д.

Организация мероприятий

Преподаватель эффективно организует и направляет практическое мероприятие, например организует для учащихся исполнение хоровых, сольных или ансамблевых выступлений для отработки полученных навыков

Порядок в классе

Преподаватель хорошо управляет и поддерживает порядок в классе и обеспечивает бесперебойную работу

Краткое

содержание курса

Обзор ключевых моментов

Эффективно обобщить ключевые моменты и результаты обучения курса

Домашнее задание

Назначать соответствующие домашние или практические задания в соответствии с содержанием урока

Отзывы

после курса

Сбор отзывов студентов

Отзывы и предложения учащихся по поводу преподавания в классе были собраны с помощью анкет или интервью

Экспертная оценка

Предложить коллегам-преподавателям понаблюдать и оставить отзыв

Рефлексия преподавателя

Преподаватель проводит рефлексию после уроков, чтобы оценить эффективность своего преподавания, степень мастерства учащихся и эффективность управления классом

Высокий уровень овладения педагогической деятельностью включает в себя комплекс специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально важные качества личности. Мастерство в педагогике позволяет педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Чтобы реализовать и достичь высокого уровня профессионализма, преподаватели должны целенаправленно работать над собой и понимать педагогическое воздействие, которое они оказывают на студентов. Мастерство преподавателя предполагает наличие профессиональных качеств, которые помогают ему учитывать и признавать уникальность каждого обучающегося. Эти качества помогают преподавателю организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы обеспечить своим ученикам оптимальные условия для развития их творческого потенциала и креативности [7].

3. В целях оценки качества профессиональной подготовки на основе дисциплинарной интеграции, заложенной в образовательно-управленческом модуле образовательной программы, и оценки уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций у будущих преподавателей музыки разработана модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю, демонстрируемой студентами на занятии (табл. 3).

Например, можно провести конкурс оценки преподавания в музыкальном классе и попросить коллег-преподавателей оценить его по шкале от 1 до 10, в порядке от неудовлетворительного уровня до высокого уровня. На основе предложенной модели можно оценить способности студентов по образовательно-управленческому модулю. Данная модель позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций у будущего преподавателя музыки в качестве педагога и дает возможность оценить способность студента к педагогической деятельности.

4. Компьютер представляет собой открытое образовательное пространство, способствующее творчеству и самообразованию как у детей, так и у педагогов-музыкантов [8]. Применение музыкально-компьютерных технологий в сфере образования раскрывает безграничные возможности и большие перспективы для развития творческой личности обучающихся. Внедрение новых технологий способствует возникновению совершенно новых подходов к улучшению информативности отдельных базовых данных [9].

Разработанный модуль компьютерных технологий разделен на две части: А и Б. Часть A – это междисциплинарная интеграция с музыкально-исполнительским модулем, объединяющим дисциплины теории музыки, анализа музыкальных произведений и композиции, и представляющая их с помощью цифровых технологий и компьютерных навыков. Студенты создают музыку, используя теорию музыки и правила композиции, которые они изучили, и представляют свои произведения с помощью компьютерных технологий. Данное обстоятельство требует от студентов овладения соответствующими компьютерными технологиями, включая работу с цифровыми звуковыми рабочими станциями (DAW), запись и редактирование звука, а также применение виртуальных инструментов и синтезаторов. Исходя из этого, можно провести мероприятия тематического музыкального конкурса для части А. Требования и критерии, использованные для оценки данного модуля, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Требования к навыкам и критерии оценки части А

Оценки части A

Навыки

Требования

Критерии

Оценки

Работа программного обеспечения DAW

Практическое тестирование, включая запись, редактирование, микширование и другие задачи

Завершение порученных музыкальных проектов, операция будет плавной, а качество достигнет профессиональных стандартов

 

Запись и редактирование звука

Запись и редактирование аудиообразцов для исправления ошибок и настройки эффектов

Качество звука четкое, коррекция точная, эффект естественный

 

Применение виртуальных инструментов и синтезаторов

Сочинять и демонстрировать музыкальные композиции с использованием виртуальных инструментов и синтезаторов

Работы, демонстрирующие хороший выбор тембра и музыкальную выразительность

 

Таблица 5

Требования к навыкам и критерии оценки части Б

Оценки части Б

Навыки

Требования

Критерии

Оценки

Применение программного обеспечения для обучения музыке

Применение соответствующего программного обеспечения для обучения музыке во время практики

Умение уверенно работать с программным обеспечением и эффективно помогать в преподавании обучения

 

Работа с программным обеспечением для нотной записи

Сочинять ноты и использовать программное обеспечение для редактирования и верстки

Ноты правильно отформатированы, верстка аккуратная, легко читается

 

Использование музыкальных онлайн-ресурсов

Поиск, оценка и интеграция музыкальных онлайн-ресурсов

Способность эффективно использовать ресурсы и интегрировать их в преподавание

 

Таблица 6

Оценка музыкальной культуры и общения

Размеры оценки, уровень

Содержание оценки

Методы оценки

Оценки

Степень владения знаниями по теории музыки

Понимание и способность анализировать теоретические знания, такие как введение в искусство и основы музыкальной эстетики

Оценка посредством вопросов, обсуждений, письменных отчетов и т.д.

 

Эстетическая оценка и критические способности

Выявление и оценка эмоциональной выразительности, структурной организации и стилистических характеристик музыкальных произведений

Наблюдение за студентами, анализирующими и обсуждающими музыкальные произведения, а также высказывающими идеи и предложения

 

Коммуникативные и презентационные навыки

Способность представлять музыкальные произведения и доносить музыкальную информацию до аудитории

Наблюдение за ясностью речи, точностью и невербальными выражениями студентов

 

Инновации и практические способности

Способность применять новые методы, техники или идеи

Оценка инновационных идей и практического применения студентов на семинарах по оценке музыки

 

Часть B представляет собой междисциплинарную интеграцию с модулем коммуникации и общения с использованием программного обеспечения для обучения музыке, программного обеспечения нотной записи и музыкальных онлайн-ресурсов для изучения содержания дисциплин модуля коммуникации и общения. В данном модуле можно проводить сеансы обмена оценкой музыки. Студенты используют программное обеспечение для обучения музыке и разработке презентаций, а благодаря мультимедийным ресурсам и обучающим инструментам в программном обеспечении они могут более интуитивно понимать связанные концепции в музыке, искусстве и культуре. Редактирование и компоновка музыкальных клипов, которые необходимо представить, происходит с помощью программного обеспечения для нотной записи. Онлайн-библиотека музыкальных ресурсов предоставляет студентам богатые музыкальные материалы и историческую справочную информацию. Поэтому студентам необходимо эффективно использовать предложенные ресурсы в целях обеспечения надежной материальной поддержки содержания образования по дисциплине модуля, которое они представляют. В таблице 5 показаны критерии оценки части Б.

5. В то же время модуль коммуникации и общения охватывает не только часть работы с цифровыми технологиями и компьютером, но и часть теории культуры, поэтому сеансы обмена оценками музыки также фокусируются на теории культуры музыки и навыках языкового общения студентов. В таблице 6 представлены сведения об оценке теоретических аспектов музыкальной культуры.

Подобно методу выставления оценок для других модулей, описанных выше, баллы используются те же, от 1 до 10, для оценки достижений студентов в этом модуле.

Показано, что в каждом модуле наблюдается интеграция дисциплин в рамках их границ. В то же время знания и навыки, формирующиеся в каждом модуле и других модулях, взаимопроникают и перемежаются на основе принципа междисциплинарности, что подтверждает главную идею данного исследования – разработку концепции системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе данного принципа.

Заключение

Таким образом, предложенная концепция системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности открывает новую перспективу и методологическую основу в области музыкально-педагогического образования в Китае. Предлагаемая стратегия обучения и идея обеспечивает решение проблемы подготовки преподавателей музыки в Китае для общеобразовательных организаций, в которых страна остро ощущает нехватку.

Считаем, что есть перспектива для проведения дальнейшего исследования оценки педагогической практики подготовки преподавателей музыки на основе эмпирической базы, что позволит обеспечить совершенствование диагностического инструментария и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа.


Библиографическая ссылка

И Лянвэнь, Резер Т.М. КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРИНЦИПА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 7. – С. 143-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40099 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674