Введение
Актуальность темы исследования обусловлена современными потребностями и проблемами в сфере музыкального образования в Китае. В условиях стремительного развития глобализации и информационных технологий традиционная модель подготовки преподавателя музыки больше не может удовлетворять растущие потребности общества и государства, поэтому в педагогической практике необходимы диверсификации и инновации в образовании.
Преподаватели музыки как распространители и новаторы музыкальной культуры остро нуждаются в обновлении своих профессиональных компетенций, чтобы адаптироваться к изменениям, происходящим в сфере образования, и новым требованиям, обусловленным техническим прогрессом. Однако в реальности профессиональная подготовка преподавателей музыки зачастую ограничивается обучением музыкальным знаниям и исполнительским навыкам, в то время как существует очевидный разрыв между другими техническими возможностями по сравнению с их музыкальными способностями, что приводит к ограничениям и дисбалансу в навыках преподавателей музыки и их будущей педагогической практике. Для решения данной проблемы и необходимы изменения в подготовке преподавателей музыки в Китае.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать концепцию оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа, что позволит им в дальнейшем обеспечить успешную музыкально-педагогическую деятельность.
Материал и методы исследования
Основой исследования и разрабатываемой концепции стали компетентностный, интегративный и деятельностный подходы. В исследовании использовался метод теоретического анализа педагогических источников, что позволило проанализировать источники по теме исследования и определить критерии оценки. Метод систематизации полученной информации был использовании для классификации различных типов исполнительских форм в подготовке преподавателей музыки, а метод обобщения был употреблен для формулирования результатов исследования и предложенной оценки профессиональной подготовки по модулям образовательной программы.
В процессе исследования проанализированы цели подготовки преподавателей музыки и программа подготовки преподавателей музыки в педагогическом колледже Линьнань в Китае, а также была разработана модульная образовательная программа, основанная на междисциплинарном принципе.
Результаты исследования и их обсуждение
Любая концепция подразумевает достижение какой-либо цели и одновременно является стратегией достижения поставленной цели. В педагогической практике концепции имеют разные цели: методические, дидактические, управленческие, а также цели, оценивающие результаты педагогической деятельности. Концепция оценки подготовки будущих преподавателей музыки будет основываться на компетентностном, интегративном и деятельностном подходах, позволяющих разработать систему оценки профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки, которые обучаются по модулям образовательной программы. Каждый модуль представляет собой определенный этап профессиональной подготовки преподавателя музыки, имеет целевое назначение и отдельные критерии оценки результатов обучения.
Современные изменения в системе высшего образования требуют, чтобы руководители образовательных программ и преподаватели искали наилучшие методы обучения и подготовки специалистов на всех уровнях образования. Одним из подходов, который активно обсуждается в последнее время, стал междисциплинарный интегративный подход. Он позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на обучение, и использовать комплекс навыков, развиваемых в рамках одной образовательной единицы, например на занятии или уроке, дисциплины или целой образовательной программы [1].
Под принципом междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки в данном исследовании понимается научный принцип, ориентирующий на активное использование разных видов дисциплин как форм его реализации в образовательном процессе, что должно стать методологической основой интеграции знаний в современном музыкально-педагогического образовании и разработке новых образовательных программ [2].
В основе интеграции конкретной дисциплины в образовательной программе лежит особый метод познания реальности, известный как интегрирование процессов и содержания образования. Следовательно, учитывая, что мир окружает человека во всем его многообразии и взаимосвязях, интегрирование позволяет увидеть целостную картину мира, раскрывая глубинные взаимосвязи и одновременно противоречивость его явлений [3; 4].
Помимо трактовки интегрирования как способа познания мира, интегративный подход также рассматривается как метод научного исследования и как термин в методике обучения [5]. В сфере научных исследований интегративный подход, известный как интеграция, означает объединение различных аспектов и направлений реальности на основе общности целей, содержания и структуры.
В связи с этим была разработана образовательная программа, основанная на принципе междисциплинарности и состоящая из четырех модулей, а именно музыкально-исполнительского, образовательно-управленческого, цифровых технологий и модуля коммуникации и общения. В таблице 1 представлен перечень дисциплин и соответствующих им профессиональных компетенций для каждого модуля разработанной образовательной программы.
Таблица 1
Образовательные модули и профессиональные компетенции
Название модуля |
Перечень дисциплин в модуле |
Содержание компетенции |
Музыкально- исполнительский модуль |
− Теория музыки и сольфеджио − Анализ и написание многоголосной музыки − Вокальная музыка − Фортепиано − Музыкальный инструмент − Хор и дирижёрство |
Профессиональные музыкальные знания и навыки, включая музыкальное восприятие, выразительность и композиционные способности, исполнительские навыки, полифоническое мышление |
Образовательно- управленческий модуль |
− Введение в преподавание музыки и методика обучения − Музыкальная педагогика − История китайского и зарубежного музыкального образования − Сравнение китайского и зарубежного музыкального образования − Музыкальная педагогическая психология |
Управление образованием и преподаванием, включая разработку эффективных стратегий обучения, педагогическое проектирование, практику преподавания, методы и технологии обучения, оценку качества преподавания и управление педагогическим процессом, инновационные методы обучения и управление классом |
Модуль компьютерных технологий |
− Производство курсов обучения музыке − Компьютерная музыка − Музыкальный редактор − Офисные программы |
Цифровые компьютерные приложения, включая знания и навыки в области компьютерных музыкальных приложений, технологии обработки звука, цифровой записи и умение использования цифровых медиатехнологий для музыкального образования и аудиопроизводства, а также навыки использования офисных программ |
Модуль коммуникации и общения |
− Введение в искусство − Основы музыкальной эстетики − Музыкальная культура − Оценка шедевров танца и драматургии − История искусства кино и телевидения и оценка шедевров |
Коммуникативные навыки, включая коммуникативные и межличностные отношения, умение эффективно организовывать коллектив, координировать и общаться с другими людьми, запас знаний, способность понимать и оценивать, языковое выражение и критическое мышление, а также способность к сопереживанию |
Для каждого модуля были разработаны различные практические кейсы и методы, позволяющие оценить предложенное содержание образования в модульной программе и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности. Компетентностный и деятельностный подходы позволили сформулировать профессиональные компетенции в каждом модуле, а также произвести оценку исполнительского и педагогического мастерства у студентов.
1. Исполнительскую компетентность будущих преподавателей музыки можно понимать как интегративное образование личности с системной структурой, содержащей разноуровневые компоненты и включающей в себя взаимодействие и переплетение личностных, когнитивно-деятельностных и рефлексивных аспектов. Степень сформированности этих компонентов определяет способность будущего преподавателя музыки к эффективному выполнению музыкально-исполнительской деятельности [6].
Поэтому в рамках музыкально-исполнительского модуля можно организовать музыкальное выступление и оценить музыкальные профессиональные способности студентов, которые получают музыкальное образование по данной образовательной программе (табл. 2).
В таблице 2 также представлена классификация различных типов исполнительских форм. Каждая форма исполнительского мастерства имеет соответствующие баллы, оценивающие профессиональные навыки. Эксперты оценивают студентов по их выступлению от 1 до 10 баллов, от неудовлетворительного уровня до высокого уровня, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональных навыков студентов в музыкально-исполнительском модуле.
2. Педагогическое мастерство представляет собой искусство обучения и воспитания, направленное на всестороннее развитие обучающегося, включая его мировоззрение и способности.
Таблица 2
Критерии оценки музыкально-исполнительского модуля
Типы исполнительской формы |
Направление |
Критерии |
Оценки |
Музыкальный инструмент |
Техническое мастерство |
Аппликатура, смычок, гаммы, аккорды и т.д. точны |
|
Контроль ритма |
Устойчивый ритм, точно соблюдает ритмическую разметку в партитуре |
||
Интонация и тембр |
Точность интонации, красота тембра |
||
Динамика и выразительность |
Хороший контроль над громкостью и интенсивностью, выражение соответствует настроению произведения |
||
Полнота и беглость |
Произведение исполняется полностью и плавно, без лишних пауз и ошибок |
||
Музыкальная интерпретация |
Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения |
||
Сценическое исполнение |
Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой |
||
Общее впечатление |
Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен |
||
Вокал |
Качество голоса |
Вокал приятный, тембр богатый, качество звука чистое |
|
Контроль точности интонации |
Интонация точная и поддержание стабильности |
||
Ритм и музыкальность |
Ритм точен и устойчив, демонстрирует ритмичность и музыкальность произведения |
||
Динамика и выразительность |
Демонстрирует естественное выражение лица, соответствующее тексту и мелодии |
||
Произношение языка |
Произношение четкое, смысл текста песни точно передан |
||
Контроль дыхания |
Хороший контроль над дыханием, смена дыхания в нужных местах |
||
Музыкальная интерпретация |
Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения |
||
Сценическое исполнение |
Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой |
||
Общее впечатление |
Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен |
||
Танец |
Техника и контроль над телом |
Точная и хорошо контролируемая линия тела, баланс, вращение, прыжки и другие технические движения |
|
Беглость танцевальных движений |
Движения естественные и плавные, с хорошей неразрывностью |
||
Ритм синхронизируется с музыкой |
Движения соответствуют ритму и точно передают ритм и эмоциональность музыки |
||
Выразительность и передача эмоций |
Выражение лица, язык тела, эмоциональные вложения и т.д. имеют сильную художественную привлекательность |
||
Вписывается в музыкальную композицию |
Точно понимать и выражать эмоции, стиль и историческую подоплеку произведения |
||
Сценическое использование |
Эффективное использование сценического пространства, включая пространственную планировку и пути движения |
||
Слияние танца и музыки |
Разработанные движения соответствуют структуре и эмоциональному направлению музыки |
||
Креативность и хореография |
Хореографический танец является новаторским |
||
Хор и дирижирование |
Навыки дирижирования |
Четкие дирижерские жесты, точно передающие динамические изменения и эмоции музыки |
|
Понимание музыки и исполнение |
Хорошо понимать произведение и направлять хор точно выражать стиль и эмоции произведения |
||
Работа в команде и коммуникация |
Отличное командное общение и сотрудничество |
||
Лидерство |
Руководит хором уверенно и с позитивным лидерским настроем |
||
Инновации |
Иметь новые интерпретации и методы представления |
||
Сценическое исполнение |
Естественный и увлекательный стиль дирижирования повышает привлекательность произведения |
||
Общее впечатление |
Общее исполнение дирижера беглое и вдохновляет хор на лучшие выступления |
Таблица 3
Модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю
Оценка преподавания преподавателя музыки |
Подготовка перед занятием |
Учебный план |
Разработать подробные планы курсов, включая цели обучения, содержание обучения и организацию мероприятий |
Образовательные ресурсы |
Подготовить необходимые учебные материалы, такие как учебные материалы, ноты, аудиофайлы, музыкальные инструменты и т.д. |
||
Разработка планов занятий |
Полнота плана урока, ясность целей, адекватность содержания, эффективность методов обучения, интерактивность занятий и т.д. |
||
Начало курса |
Импортировать новый урок |
Использовать активный метод, чтобы привлечь внимание учащихся и представить темы, например задавая вопросы, обсуждая или демонстрируя |
|
Курс в процессе |
Практика навыков |
Задавать упражнения по вокалу или инструментальному исполнению и обеспечивать эффективное техническое руководство |
|
Учить знаниям |
Четкое преподавание знаний теории музыки, таких как теория музыки, гармония, история музыки и т.д. |
||
Творческое выражение |
Учащимся предлагается сочинять или импровизировать музыку для развития творческих способностей и самовыражения |
||
Классная деятельность |
Взаимодействие в классе |
Преподаватель активно улучшает участие учащихся, например: групповые дискуссии, музыкальные игры и т.д. |
|
Организация мероприятий |
Преподаватель эффективно организует и направляет практическое мероприятие, например организует для учащихся исполнение хоровых, сольных или ансамблевых выступлений для отработки полученных навыков |
||
Порядок в классе |
Преподаватель хорошо управляет и поддерживает порядок в классе и обеспечивает бесперебойную работу |
||
Краткое содержание курса |
Обзор ключевых моментов |
Эффективно обобщить ключевые моменты и результаты обучения курса |
|
Домашнее задание |
Назначать соответствующие домашние или практические задания в соответствии с содержанием урока |
||
Отзывы после курса |
Сбор отзывов студентов |
Отзывы и предложения учащихся по поводу преподавания в классе были собраны с помощью анкет или интервью |
|
Экспертная оценка |
Предложить коллегам-преподавателям понаблюдать и оставить отзыв |
||
Рефлексия преподавателя |
Преподаватель проводит рефлексию после уроков, чтобы оценить эффективность своего преподавания, степень мастерства учащихся и эффективность управления классом |
Высокий уровень овладения педагогической деятельностью включает в себя комплекс специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально важные качества личности. Мастерство в педагогике позволяет педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Чтобы реализовать и достичь высокого уровня профессионализма, преподаватели должны целенаправленно работать над собой и понимать педагогическое воздействие, которое они оказывают на студентов. Мастерство преподавателя предполагает наличие профессиональных качеств, которые помогают ему учитывать и признавать уникальность каждого обучающегося. Эти качества помогают преподавателю организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы обеспечить своим ученикам оптимальные условия для развития их творческого потенциала и креативности [7].
3. В целях оценки качества профессиональной подготовки на основе дисциплинарной интеграции, заложенной в образовательно-управленческом модуле образовательной программы, и оценки уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций у будущих преподавателей музыки разработана модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю, демонстрируемой студентами на занятии (табл. 3).
Например, можно провести конкурс оценки преподавания в музыкальном классе и попросить коллег-преподавателей оценить его по шкале от 1 до 10, в порядке от неудовлетворительного уровня до высокого уровня. На основе предложенной модели можно оценить способности студентов по образовательно-управленческому модулю. Данная модель позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций у будущего преподавателя музыки в качестве педагога и дает возможность оценить способность студента к педагогической деятельности.
4. Компьютер представляет собой открытое образовательное пространство, способствующее творчеству и самообразованию как у детей, так и у педагогов-музыкантов [8]. Применение музыкально-компьютерных технологий в сфере образования раскрывает безграничные возможности и большие перспективы для развития творческой личности обучающихся. Внедрение новых технологий способствует возникновению совершенно новых подходов к улучшению информативности отдельных базовых данных [9].
Разработанный модуль компьютерных технологий разделен на две части: А и Б. Часть A – это междисциплинарная интеграция с музыкально-исполнительским модулем, объединяющим дисциплины теории музыки, анализа музыкальных произведений и композиции, и представляющая их с помощью цифровых технологий и компьютерных навыков. Студенты создают музыку, используя теорию музыки и правила композиции, которые они изучили, и представляют свои произведения с помощью компьютерных технологий. Данное обстоятельство требует от студентов овладения соответствующими компьютерными технологиями, включая работу с цифровыми звуковыми рабочими станциями (DAW), запись и редактирование звука, а также применение виртуальных инструментов и синтезаторов. Исходя из этого, можно провести мероприятия тематического музыкального конкурса для части А. Требования и критерии, использованные для оценки данного модуля, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Требования к навыкам и критерии оценки части А
Оценки части A |
|||
Навыки |
Требования |
Критерии |
Оценки |
Работа программного обеспечения DAW |
Практическое тестирование, включая запись, редактирование, микширование и другие задачи |
Завершение порученных музыкальных проектов, операция будет плавной, а качество достигнет профессиональных стандартов |
|
Запись и редактирование звука |
Запись и редактирование аудиообразцов для исправления ошибок и настройки эффектов |
Качество звука четкое, коррекция точная, эффект естественный |
|
Применение виртуальных инструментов и синтезаторов |
Сочинять и демонстрировать музыкальные композиции с использованием виртуальных инструментов и синтезаторов |
Работы, демонстрирующие хороший выбор тембра и музыкальную выразительность |
Таблица 5
Требования к навыкам и критерии оценки части Б
Оценки части Б |
|||
Навыки |
Требования |
Критерии |
Оценки |
Применение программного обеспечения для обучения музыке |
Применение соответствующего программного обеспечения для обучения музыке во время практики |
Умение уверенно работать с программным обеспечением и эффективно помогать в преподавании обучения |
|
Работа с программным обеспечением для нотной записи |
Сочинять ноты и использовать программное обеспечение для редактирования и верстки |
Ноты правильно отформатированы, верстка аккуратная, легко читается |
|
Использование музыкальных онлайн-ресурсов |
Поиск, оценка и интеграция музыкальных онлайн-ресурсов |
Способность эффективно использовать ресурсы и интегрировать их в преподавание |
Таблица 6
Оценка музыкальной культуры и общения
Размеры оценки, уровень |
Содержание оценки |
Методы оценки |
Оценки |
Степень владения знаниями по теории музыки |
Понимание и способность анализировать теоретические знания, такие как введение в искусство и основы музыкальной эстетики |
Оценка посредством вопросов, обсуждений, письменных отчетов и т.д. |
|
Эстетическая оценка и критические способности |
Выявление и оценка эмоциональной выразительности, структурной организации и стилистических характеристик музыкальных произведений |
Наблюдение за студентами, анализирующими и обсуждающими музыкальные произведения, а также высказывающими идеи и предложения |
|
Коммуникативные и презентационные навыки |
Способность представлять музыкальные произведения и доносить музыкальную информацию до аудитории |
Наблюдение за ясностью речи, точностью и невербальными выражениями студентов |
|
Инновации и практические способности |
Способность применять новые методы, техники или идеи |
Оценка инновационных идей и практического применения студентов на семинарах по оценке музыки |
Часть B представляет собой междисциплинарную интеграцию с модулем коммуникации и общения с использованием программного обеспечения для обучения музыке, программного обеспечения нотной записи и музыкальных онлайн-ресурсов для изучения содержания дисциплин модуля коммуникации и общения. В данном модуле можно проводить сеансы обмена оценкой музыки. Студенты используют программное обеспечение для обучения музыке и разработке презентаций, а благодаря мультимедийным ресурсам и обучающим инструментам в программном обеспечении они могут более интуитивно понимать связанные концепции в музыке, искусстве и культуре. Редактирование и компоновка музыкальных клипов, которые необходимо представить, происходит с помощью программного обеспечения для нотной записи. Онлайн-библиотека музыкальных ресурсов предоставляет студентам богатые музыкальные материалы и историческую справочную информацию. Поэтому студентам необходимо эффективно использовать предложенные ресурсы в целях обеспечения надежной материальной поддержки содержания образования по дисциплине модуля, которое они представляют. В таблице 5 показаны критерии оценки части Б.
5. В то же время модуль коммуникации и общения охватывает не только часть работы с цифровыми технологиями и компьютером, но и часть теории культуры, поэтому сеансы обмена оценками музыки также фокусируются на теории культуры музыки и навыках языкового общения студентов. В таблице 6 представлены сведения об оценке теоретических аспектов музыкальной культуры.
Подобно методу выставления оценок для других модулей, описанных выше, баллы используются те же, от 1 до 10, для оценки достижений студентов в этом модуле.
Показано, что в каждом модуле наблюдается интеграция дисциплин в рамках их границ. В то же время знания и навыки, формирующиеся в каждом модуле и других модулях, взаимопроникают и перемежаются на основе принципа междисциплинарности, что подтверждает главную идею данного исследования – разработку концепции системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе данного принципа.
Заключение
Таким образом, предложенная концепция системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности открывает новую перспективу и методологическую основу в области музыкально-педагогического образования в Китае. Предлагаемая стратегия обучения и идея обеспечивает решение проблемы подготовки преподавателей музыки в Китае для общеобразовательных организаций, в которых страна остро ощущает нехватку.
Считаем, что есть перспектива для проведения дальнейшего исследования оценки педагогической практики подготовки преподавателей музыки на основе эмпирической базы, что позволит обеспечить совершенствование диагностического инструментария и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа.