Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONCEPT OF EVALUATING MUSIC TEACHER TRAINING BASED ON AN INTERDISCIPLINARY PRINCIPLE

I Lianwen 1 Rezer T.M. 1
1 Ural Federal University
In XXI century education, the challenges facing music educators are becoming increasingly complex. Music teachers must have deep musical expertise and continually improve their teaching skills to adapt to increasingly advanced technologies and changes in education. In reality, the training of music teachers is carried out with a bias towards professional skills, ignoring interdisciplinary connections and integrative competencies, which leads to an unbalanced development of the competence of music teachers. In order to solve the problem of developing professional competencies in the training of music teachers and meeting the needs of modern society in training specialists based on the principle of interdisciplinarity, this concept is proposed. The research used the following methods: the method of theoretical analysis of pedagogical sources, the method of systematizing information, the method of generalization to formulate the results of the study. The concept of assessing the training of music teachers, based on an interdisciplinary principle, contains evaluation criteria and indicators for each area of professional competencies in the modular training program: musical performance, educational and management skills, computer technology and communications, which creates boundaries for assessing the development of competencies of music teachers.
principle of interdisciplinarity
assessment
training of music teachers
professional abilities
modular educational program

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена современными потребностями и проблемами в сфере музыкального образования в Китае. В условиях стремительного развития глобализации и информационных технологий традиционная модель подготовки преподавателя музыки больше не может удовлетворять растущие потребности общества и государства, поэтому в педагогической практике необходимы диверсификации и инновации в образовании.

Преподаватели музыки как распространители и новаторы музыкальной культуры остро нуждаются в обновлении своих профессиональных компетенций, чтобы адаптироваться к изменениям, происходящим в сфере образования, и новым требованиям, обусловленным техническим прогрессом. Однако в реальности профессиональная подготовка преподавателей музыки зачастую ограничивается обучением музыкальным знаниям и исполнительским навыкам, в то время как существует очевидный разрыв между другими техническими возможностями по сравнению с их музыкальными способностями, что приводит к ограничениям и дисбалансу в навыках преподавателей музыки и их будущей педагогической практике. Для решения данной проблемы и необходимы изменения в подготовке преподавателей музыки в Китае.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать концепцию оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа, что позволит им в дальнейшем обеспечить успешную музыкально-педагогическую деятельность.

Материал и методы исследования

Основой исследования и разрабатываемой концепции стали компетентностный, интегративный и деятельностный подходы. В исследовании использовался метод теоретического анализа педагогических источников, что позволило проанализировать источники по теме исследования и определить критерии оценки. Метод систематизации полученной информации был использовании для классификации различных типов исполнительских форм в подготовке преподавателей музыки, а метод обобщения был употреблен для формулирования результатов исследования и предложенной оценки профессиональной подготовки по модулям образовательной программы.

В процессе исследования проанализированы цели подготовки преподавателей музыки и программа подготовки преподавателей музыки в педагогическом колледже Линьнань в Китае, а также была разработана модульная образовательная программа, основанная на междисциплинарном принципе.

Результаты исследования и их обсуждение

Любая концепция подразумевает достижение какой-либо цели и одновременно является стратегией достижения поставленной цели. В педагогической практике концепции имеют разные цели: методические, дидактические, управленческие, а также цели, оценивающие результаты педагогической деятельности. Концепция оценки подготовки будущих преподавателей музыки будет основываться на компетентностном, интегративном и деятельностном подходах, позволяющих разработать систему оценки профессиональной подготовки будущих преподавателей музыки, которые обучаются по модулям образовательной программы. Каждый модуль представляет собой определенный этап профессиональной подготовки преподавателя музыки, имеет целевое назначение и отдельные критерии оценки результатов обучения.

Современные изменения в системе высшего образования требуют, чтобы руководители образовательных программ и преподаватели искали наилучшие методы обучения и подготовки специалистов на всех уровнях образования. Одним из подходов, который активно обсуждается в последнее время, стал междисциплинарный интегративный подход. Он позволяет оптимизировать время, затрачиваемое на обучение, и использовать комплекс навыков, развиваемых в рамках одной образовательной единицы, например на занятии или уроке, дисциплины или целой образовательной программы [1].

Под принципом междисциплинарности в профессиональной подготовке преподавателей музыки в данном исследовании понимается научный принцип, ориентирующий на активное использование разных видов дисциплин как форм его реализации в образовательном процессе, что должно стать методологической основой интеграции знаний в современном музыкально-педагогического образовании и разработке новых образовательных программ [2].

В основе интеграции конкретной дисциплины в образовательной программе лежит особый метод познания реальности, известный как интегрирование процессов и содержания образования. Следовательно, учитывая, что мир окружает человека во всем его многообразии и взаимосвязях, интегрирование позволяет увидеть целостную картину мира, раскрывая глубинные взаимосвязи и одновременно противоречивость его явлений [3; 4].

Помимо трактовки интегрирования как способа познания мира, интегративный подход также рассматривается как метод научного исследования и как термин в методике обучения [5]. В сфере научных исследований интегративный подход, известный как интеграция, означает объединение различных аспектов и направлений реальности на основе общности целей, содержания и структуры.

В связи с этим была разработана образовательная программа, основанная на принципе междисциплинарности и состоящая из четырех модулей, а именно музыкально-исполнительского, образовательно-управленческого, цифровых технологий и модуля коммуникации и общения. В таблице 1 представлен перечень дисциплин и соответствующих им профессиональных компетенций для каждого модуля разработанной образовательной программы.

Таблица 1

Образовательные модули и профессиональные компетенции

Название модуля

Перечень дисциплин в модуле

Содержание компетенции

Музыкально- исполнительский модуль

− Теория музыки и сольфеджио

− Анализ и написание многоголосной музыки

− Вокальная музыка

− Фортепиано

− Музыкальный инструмент

− Хор и дирижёрство

Профессиональные музыкальные знания и навыки, включая музыкальное восприятие, выразительность и композиционные способности, исполнительские навыки, полифоническое мышление

Образовательно- управленческий модуль

− Введение в преподавание музыки и методика обучения

− Музыкальная педагогика

− История китайского и зарубежного музыкального образования

− Сравнение китайского и зарубежного музыкального образования

− Музыкальная педагогическая психология

Управление образованием и преподаванием, включая разработку эффективных стратегий обучения, педагогическое проектирование, практику преподавания, методы и технологии обучения, оценку качества преподавания и управление педагогическим процессом, инновационные методы обучения и управление классом

Модуль компьютерных технологий

− Производство курсов обучения музыке

− Компьютерная музыка

− Музыкальный редактор

− Офисные программы

Цифровые компьютерные приложения, включая знания и навыки в области компьютерных музыкальных приложений, технологии обработки звука, цифровой записи и умение использования цифровых медиатехнологий для музыкального образования и аудиопроизводства, а также навыки использования офисных программ

Модуль коммуникации и общения

− Введение в искусство

− Основы музыкальной эстетики

− Музыкальная культура

− Оценка шедевров танца и драматургии

− История искусства кино и телевидения и оценка шедевров

Коммуникативные навыки, включая коммуникативные и межличностные отношения, умение эффективно организовывать коллектив, координировать и общаться с другими людьми, запас знаний, способность понимать и оценивать, языковое выражение и критическое мышление, а также способность к сопереживанию

Для каждого модуля были разработаны различные практические кейсы и методы, позволяющие оценить предложенное содержание образования в модульной программе и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности. Компетентностный и деятельностный подходы позволили сформулировать профессиональные компетенции в каждом модуле, а также произвести оценку исполнительского и педагогического мастерства у студентов.

1. Исполнительскую компетентность будущих преподавателей музыки можно понимать как интегративное образование личности с системной структурой, содержащей разноуровневые компоненты и включающей в себя взаимодействие и переплетение личностных, когнитивно-деятельностных и рефлексивных аспектов. Степень сформированности этих компонентов определяет способность будущего преподавателя музыки к эффективному выполнению музыкально-исполнительской деятельности [6].

Поэтому в рамках музыкально-исполнительского модуля можно организовать музыкальное выступление и оценить музыкальные профессиональные способности студентов, которые получают музыкальное образование по данной образовательной программе (табл. 2).

В таблице 2 также представлена классификация различных типов исполнительских форм. Каждая форма исполнительского мастерства имеет соответствующие баллы, оценивающие профессиональные навыки. Эксперты оценивают студентов по их выступлению от 1 до 10 баллов, от неудовлетворительного уровня до высокого уровня, что позволяет оценить уровень сформированности профессиональных навыков студентов в музыкально-исполнительском модуле.

2. Педагогическое мастерство представляет собой искусство обучения и воспитания, направленное на всестороннее развитие обучающегося, включая его мировоззрение и способности.

Таблица 2

Критерии оценки музыкально-исполнительского модуля

Типы исполнительской формы

Направление

Критерии

Оценки

Музыкальный инструмент

Техническое мастерство

Аппликатура, смычок, гаммы, аккорды и т.д. точны

 

Контроль ритма

Устойчивый ритм, точно соблюдает ритмическую разметку в партитуре

 

Интонация и тембр

Точность интонации, красота тембра

 

Динамика и выразительность

Хороший контроль над громкостью и интенсивностью, выражение соответствует настроению произведения

 

Полнота и беглость

Произведение исполняется полностью и плавно, без лишних пауз и ошибок

 

Музыкальная интерпретация

Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения

 

Сценическое исполнение

Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой

 

Общее впечатление

Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен

 

Вокал

Качество голоса

Вокал приятный, тембр богатый, качество звука чистое

 

Контроль точности интонации

Интонация точная и поддержание стабильности

 

Ритм и музыкальность

Ритм точен и устойчив, демонстрирует ритмичность и музыкальность произведения

 

Динамика и выразительность

Демонстрирует естественное выражение лица, соответствующее тексту и мелодии

 

Произношение языка

Произношение четкое, смысл текста песни точно передан

 

Контроль дыхания

Хороший контроль над дыханием, смена дыхания в нужных местах

 

Музыкальная интерпретация

Хорошее понимание произведения и точная передача эмоций и стиля произведения

 

Сценическое исполнение

Уверенный и спокойный, с хорошей общей сценической игрой

 

Общее впечатление

Хорошая общая производительность, увлекательный и артистически привлекателен

 

Танец

Техника и контроль над телом

Точная и хорошо контролируемая линия тела, баланс, вращение, прыжки и другие технические движения

 

Беглость танцевальных движений

Движения естественные и плавные, с хорошей неразрывностью

 

Ритм синхронизируется с музыкой

Движения соответствуют ритму и точно передают ритм и эмоциональность музыки

 

Выразительность и передача эмоций

Выражение лица, язык тела, эмоциональные вложения и т.д. имеют сильную художественную привлекательность

 

Вписывается в музыкальную композицию

Точно понимать и выражать эмоции, стиль и историческую подоплеку произведения

 

Сценическое использование

Эффективное использование сценического пространства, включая пространственную планировку и пути движения

 

Слияние танца и музыки

Разработанные движения соответствуют структуре и эмоциональному направлению музыки

 

Креативность и хореография

Хореографический танец является новаторским

 

Хор и дирижирование

Навыки дирижирования

Четкие дирижерские жесты, точно передающие динамические изменения и эмоции музыки

 

Понимание музыки и исполнение

Хорошо понимать произведение и направлять хор точно выражать стиль и эмоции произведения

 

Работа в команде и коммуникация

Отличное командное общение и сотрудничество

 

Лидерство

Руководит хором уверенно и с позитивным лидерским настроем

 

Инновации

Иметь новые интерпретации и методы представления

 

Сценическое исполнение

Естественный и увлекательный стиль дирижирования повышает привлекательность произведения

 

Общее впечатление

Общее исполнение дирижера беглое и вдохновляет хор на лучшие выступления

 

Таблица 3

Модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю

Оценка преподавания преподавателя музыки

Подготовка перед занятием

Учебный план

Разработать подробные планы курсов, включая цели обучения, содержание обучения и организацию мероприятий

Образовательные ресурсы

Подготовить необходимые учебные материалы, такие как учебные материалы, ноты, аудиофайлы, музыкальные инструменты и т.д.

Разработка планов занятий

Полнота плана урока, ясность целей, адекватность содержания, эффективность методов обучения, интерактивность занятий и т.д.

Начало курса

Импортировать новый урок

Использовать активный метод, чтобы привлечь внимание учащихся и представить темы, например задавая вопросы, обсуждая или демонстрируя

Курс в процессе

Практика навыков

Задавать упражнения по вокалу или инструментальному исполнению и обеспечивать эффективное техническое руководство

Учить знаниям

Четкое преподавание знаний теории музыки, таких как теория музыки, гармония, история музыки и т.д.

Творческое выражение

Учащимся предлагается сочинять или импровизировать музыку для развития творческих способностей и самовыражения

Классная

деятельность

Взаимодействие в классе

Преподаватель активно улучшает участие учащихся, например: групповые дискуссии, музыкальные игры и т.д.

Организация мероприятий

Преподаватель эффективно организует и направляет практическое мероприятие, например организует для учащихся исполнение хоровых, сольных или ансамблевых выступлений для отработки полученных навыков

Порядок в классе

Преподаватель хорошо управляет и поддерживает порядок в классе и обеспечивает бесперебойную работу

Краткое

содержание курса

Обзор ключевых моментов

Эффективно обобщить ключевые моменты и результаты обучения курса

Домашнее задание

Назначать соответствующие домашние или практические задания в соответствии с содержанием урока

Отзывы

после курса

Сбор отзывов студентов

Отзывы и предложения учащихся по поводу преподавания в классе были собраны с помощью анкет или интервью

Экспертная оценка

Предложить коллегам-преподавателям понаблюдать и оставить отзыв

Рефлексия преподавателя

Преподаватель проводит рефлексию после уроков, чтобы оценить эффективность своего преподавания, степень мастерства учащихся и эффективность управления классом

Высокий уровень овладения педагогической деятельностью включает в себя комплекс специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально важные качества личности. Мастерство в педагогике позволяет педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Чтобы реализовать и достичь высокого уровня профессионализма, преподаватели должны целенаправленно работать над собой и понимать педагогическое воздействие, которое они оказывают на студентов. Мастерство преподавателя предполагает наличие профессиональных качеств, которые помогают ему учитывать и признавать уникальность каждого обучающегося. Эти качества помогают преподавателю организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы обеспечить своим ученикам оптимальные условия для развития их творческого потенциала и креативности [7].

3. В целях оценки качества профессиональной подготовки на основе дисциплинарной интеграции, заложенной в образовательно-управленческом модуле образовательной программы, и оценки уровня сформированности необходимых профессиональных компетенций у будущих преподавателей музыки разработана модель оценки преподавательской деятельности по образовательно-управленческому модулю, демонстрируемой студентами на занятии (табл. 3).

Например, можно провести конкурс оценки преподавания в музыкальном классе и попросить коллег-преподавателей оценить его по шкале от 1 до 10, в порядке от неудовлетворительного уровня до высокого уровня. На основе предложенной модели можно оценить способности студентов по образовательно-управленческому модулю. Данная модель позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций у будущего преподавателя музыки в качестве педагога и дает возможность оценить способность студента к педагогической деятельности.

4. Компьютер представляет собой открытое образовательное пространство, способствующее творчеству и самообразованию как у детей, так и у педагогов-музыкантов [8]. Применение музыкально-компьютерных технологий в сфере образования раскрывает безграничные возможности и большие перспективы для развития творческой личности обучающихся. Внедрение новых технологий способствует возникновению совершенно новых подходов к улучшению информативности отдельных базовых данных [9].

Разработанный модуль компьютерных технологий разделен на две части: А и Б. Часть A – это междисциплинарная интеграция с музыкально-исполнительским модулем, объединяющим дисциплины теории музыки, анализа музыкальных произведений и композиции, и представляющая их с помощью цифровых технологий и компьютерных навыков. Студенты создают музыку, используя теорию музыки и правила композиции, которые они изучили, и представляют свои произведения с помощью компьютерных технологий. Данное обстоятельство требует от студентов овладения соответствующими компьютерными технологиями, включая работу с цифровыми звуковыми рабочими станциями (DAW), запись и редактирование звука, а также применение виртуальных инструментов и синтезаторов. Исходя из этого, можно провести мероприятия тематического музыкального конкурса для части А. Требования и критерии, использованные для оценки данного модуля, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Требования к навыкам и критерии оценки части А

Оценки части A

Навыки

Требования

Критерии

Оценки

Работа программного обеспечения DAW

Практическое тестирование, включая запись, редактирование, микширование и другие задачи

Завершение порученных музыкальных проектов, операция будет плавной, а качество достигнет профессиональных стандартов

 

Запись и редактирование звука

Запись и редактирование аудиообразцов для исправления ошибок и настройки эффектов

Качество звука четкое, коррекция точная, эффект естественный

 

Применение виртуальных инструментов и синтезаторов

Сочинять и демонстрировать музыкальные композиции с использованием виртуальных инструментов и синтезаторов

Работы, демонстрирующие хороший выбор тембра и музыкальную выразительность

 

Таблица 5

Требования к навыкам и критерии оценки части Б

Оценки части Б

Навыки

Требования

Критерии

Оценки

Применение программного обеспечения для обучения музыке

Применение соответствующего программного обеспечения для обучения музыке во время практики

Умение уверенно работать с программным обеспечением и эффективно помогать в преподавании обучения

 

Работа с программным обеспечением для нотной записи

Сочинять ноты и использовать программное обеспечение для редактирования и верстки

Ноты правильно отформатированы, верстка аккуратная, легко читается

 

Использование музыкальных онлайн-ресурсов

Поиск, оценка и интеграция музыкальных онлайн-ресурсов

Способность эффективно использовать ресурсы и интегрировать их в преподавание

 

Таблица 6

Оценка музыкальной культуры и общения

Размеры оценки, уровень

Содержание оценки

Методы оценки

Оценки

Степень владения знаниями по теории музыки

Понимание и способность анализировать теоретические знания, такие как введение в искусство и основы музыкальной эстетики

Оценка посредством вопросов, обсуждений, письменных отчетов и т.д.

 

Эстетическая оценка и критические способности

Выявление и оценка эмоциональной выразительности, структурной организации и стилистических характеристик музыкальных произведений

Наблюдение за студентами, анализирующими и обсуждающими музыкальные произведения, а также высказывающими идеи и предложения

 

Коммуникативные и презентационные навыки

Способность представлять музыкальные произведения и доносить музыкальную информацию до аудитории

Наблюдение за ясностью речи, точностью и невербальными выражениями студентов

 

Инновации и практические способности

Способность применять новые методы, техники или идеи

Оценка инновационных идей и практического применения студентов на семинарах по оценке музыки

 

Часть B представляет собой междисциплинарную интеграцию с модулем коммуникации и общения с использованием программного обеспечения для обучения музыке, программного обеспечения нотной записи и музыкальных онлайн-ресурсов для изучения содержания дисциплин модуля коммуникации и общения. В данном модуле можно проводить сеансы обмена оценкой музыки. Студенты используют программное обеспечение для обучения музыке и разработке презентаций, а благодаря мультимедийным ресурсам и обучающим инструментам в программном обеспечении они могут более интуитивно понимать связанные концепции в музыке, искусстве и культуре. Редактирование и компоновка музыкальных клипов, которые необходимо представить, происходит с помощью программного обеспечения для нотной записи. Онлайн-библиотека музыкальных ресурсов предоставляет студентам богатые музыкальные материалы и историческую справочную информацию. Поэтому студентам необходимо эффективно использовать предложенные ресурсы в целях обеспечения надежной материальной поддержки содержания образования по дисциплине модуля, которое они представляют. В таблице 5 показаны критерии оценки части Б.

5. В то же время модуль коммуникации и общения охватывает не только часть работы с цифровыми технологиями и компьютером, но и часть теории культуры, поэтому сеансы обмена оценками музыки также фокусируются на теории культуры музыки и навыках языкового общения студентов. В таблице 6 представлены сведения об оценке теоретических аспектов музыкальной культуры.

Подобно методу выставления оценок для других модулей, описанных выше, баллы используются те же, от 1 до 10, для оценки достижений студентов в этом модуле.

Показано, что в каждом модуле наблюдается интеграция дисциплин в рамках их границ. В то же время знания и навыки, формирующиеся в каждом модуле и других модулях, взаимопроникают и перемежаются на основе принципа междисциплинарности, что подтверждает главную идею данного исследования – разработку концепции системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе данного принципа.

Заключение

Таким образом, предложенная концепция системы оценки подготовки будущих преподавателей музыки на основе принципа междисциплинарности открывает новую перспективу и методологическую основу в области музыкально-педагогического образования в Китае. Предлагаемая стратегия обучения и идея обеспечивает решение проблемы подготовки преподавателей музыки в Китае для общеобразовательных организаций, в которых страна остро ощущает нехватку.

Считаем, что есть перспектива для проведения дальнейшего исследования оценки педагогической практики подготовки преподавателей музыки на основе эмпирической базы, что позволит обеспечить совершенствование диагностического инструментария и качество профессиональной подготовки преподавателей музыки на основе междисциплинарного принципа.