Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГРУППА РИСКА ПО НАРУШЕНИЯМ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Шереметьева Е.В. 1 Скрипникова О.Т. 2 Горовцова С.М. 3
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД»
3 МДОУ «Детский сад № 16 «Барвинок»
Аннотация. Проведен краткий обзор существующих данных о психическом здоровье подрастающего поколения. В системном и предупреждающем подходах представлены результаты анализа состояния когнитивного и речевого развития детей раннего возраста, вновь зачисленных в дошкольную образовательную организацию, и компетентности их родителей в вопросах воспитания в двух регионально различных муниципальных образованиях. Анкетирование родителей проведено в трех детских садах г. Челябинска Челябинской области Уральского федерального округа и в детском саду с. Рыбачье Алуштинского городского округа Республики Крым. На основе анализа анкетирования родителей (107 заполненных анкет) и обследования психоречевого развития 81 испытуемого из трех детских садов г. Челябинска по авторской методике «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» выявлены и описаны явная группа риска и впервые выделенная группа скрытого риска по нарушениям познавательного и речевого развития. Раскрыта структура нарушенного развития групп риска и группы скрытого риска и описаны предикторы нарушений познавательного и речевого развития в сензитивный период их становления. Подтверждены ранее полученные данные о недостаточной компетентности родителей в вопросах возрастных особенностей познавательного и речевого развития в раннем периоде развития. Результаты исследования подтверждают полученные ранее данные по структуре нарушений развития подрастающего поколения детей.
ранний возраст
семья
группа риска
скрытая группа риска
психическое здоровье детей
речевое развитие
познавательное развитие
1. Mental health of adolescents [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adole scent-mental-health. html (дата обращения: 05.02.2024).
2. World health statistics 2021: monitoring health for the SDGs, sustainable development goals [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/publications/i/item/9789240027053. html (дата обращения: 07.02.2024).
3. Giel R., Dearango M.V., Climent C.E., Hardin T.W., Ibrahim H.H.A., Ladrigo-Ignacio L., Murthy R.S., Salazar M.C., Wig N.N., Younis Y.O.A. Childhood mental-disorders in primary health-care – results of observations in 4 developing-countries // Pediatrics. 1981. Is. 68 (5). P. 677–683.
4. Malhotra S., Patra B.N. Prevalence of child and adolescent psychiatric disorders in India: a systematic review and meta-analysis. Child Adolesc Psychiatry Mental Health, 2017. Jul 12.11:39. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25071865/.html (дата обращения: 12.02.2024).
5. Merikangas K.R., Nakamura E.F., Kessler R.C. Epidemiology of mental disorders in children and adolescents // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2009. Is. 11 (1). P. 7–20.
6. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблемы детской инвалидности в современной России // Вестник РАМН. 2017. № 72 (4). С. 305–312.
7. Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. Научное издание: коллективная монография / Отв. ред. М.В. Иванов. М.: Московский институт психоанализа, 2023. 242 с.
8. Симашкова Н.В., Иванов М.В., Макушки Е.В., Шарлай И.А., Клюшник Т.П., Козловская Г.В. Скрининг риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (данные по 9 регионам России в 2017-2019 гг.) // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020. № 120 (11). С. 79–86.
9. Skovgaard A.M. Mental health problems and psychopathology in infancy and early childhood. An epidemiological study // Danish medical bulletin. 2010. Is. 57. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Mental-health-problems-and-psychopathology-in-and-Skovgaard/b01c5ea42d3879b953385a3b23a26fd0e1f07bc2. html (дата обращения: 03.02.2024).
10. Пальчик А.Б. Малая неврологическая дисфункция у детей. М.: МЕДпресс-информ, 2022. 120 с.
11. Шинина Т.В., Морозова И.Г., Нгуен Т.Л. Становление самостоятельности ребенка раннего возраста: кросс-культурные аспекты // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 3. С. 50–64.
12. Лазуренко С.Б. Ранняя психолого-педагогическая абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Наука, 2022. 394 с.
13. Шереметьева Е.В., Скрипникова О.Т., Носачева С.Б. Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 229–233. DOI: 10.17513/snt.39606.
14. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. 112 с.
15. Козловская Г.В., Кремнева Л.Ф., Калинина М.А., Иванов М.В. Теоретические и практические подходы к организации психопрофилактической работы с детским населением первых лет жизни // РМЖ. Мать и дитя. 2020. № 3 (2). С. 126–131

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2021 г., каждый седьмой подросток в мире имеет то или иное психическое расстройство, а в целом это 13 % от всех заболеваний в этот возрастной период [1]. Мировая статистика свидетельствует, что при обращении детей в учреждения первичного звена здравоохранения в разных странах психические нарушения регистрируются от 10 до 29 % случаев [2] (Giel R., Dearango M.V., Climent C.E., Hardin T.W., Ibrahim H.H.A., Ladrigo-Ignacio L., Murthy R.S., Salazar M.C., Wig N.N., Younis Y.O.A. [3], Malhotra S., Patra B.N. [4], Merikangas K.R., Nakamura E.F., Kessler R.C. [5]).

В педиатрической службе Российской Федерации констатируется неутешительный факт, что в структуре детской инвалидности наибольшая доля приходится на психические расстройства и расстройства поведения, на втором месте болезни нервной системы, далее – врожденные аномалии развития [6].

В такой критической ситуации состояния психического здоровья подрастающего поколения важным становится проведение исследований, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств и нарушений развития с младенчества и раннего детского возраста. Развитие речи, познавательная активность – это процессы, объединяющие и проявляющие состояние психофизиологического и психического развития ребенка раннего возраста. Они являются ключевыми показателями когнитивного созревания до трех лет.

Факторы риска и предикторы нарушений развития в дошкольном детстве, описанные в ряде лонгитюдных исследований, могут быть определены уже в первые годы жизни ребенка. Исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что у детей первых лет жизни уже могут проявляться нарушения психического развития, соотносимые с аналогичными в более старшем возрасте [7, с. 37] (Н.В. Симашкова, М.В. Иванов, Е.В. Макушки, И.А. Шарлай, Т.П. Клюшник, Г.В. Козловская [8], A.M. Skovgaard [9]).

Обращение к проблеме выявления признаков нарушений речевого и познавательного развития обусловлено необходимостью своевременного определения группы риска и дальнейшего эмпирического поиска эффективных моделей организации своевременной психолого-педагогической помощи в раннем возрасте. Важно подчеркнуть, что до трех лет отчетливо проявляется действие биологических и микросоциальных факторов риска, которые в этот возрастной период максимально благоприятного морфофункционального созревания могут стать и повреждающими, и компенсирующими. Будут ли факторы риска влиять на развитие ребенка деструктивно или компенсаторно во многом зависит от качества внешнесредовых условий и их соответствия его возможностям. Эти точки риска могут стать определяющими для выбора направлений профилактической помощи с целью предупреждения или компенсации нарушений когнитивного и речевого развития.

Цель исследования – провести анализ состояния когнитивного и речевого развития детей раннего возраста, вновь зачисленных в дошкольную образовательную организацию, и компетентности их родителей в вопросах воспитания в двух регионально различных муниципальных образованиях (с. Рыбачье Алуштинского городского округа и г. Челябинск Челябинской области Уральского федерального округа) и выявить группу риска по речевому и познавательному развитию.

Материалы и методы исследования

В общеметодологическом системном подходе, полагаясь также на профилактический подход в коррекции и компенсации нарушенного развития, авторы посчитали необходимым дать определение ключевого стержнеобразующего для исследования понятия «группа риска». Существуют юридическая, психологическая, педагогическая и медицинская трактовки понятия «дети группы риска». С позиций юриспруденции «группу риска» составляют дети в возрасте от рождения до 3 лет с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска по развитию ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении (Методические рекомендации Минтруда России совместно с Минздравом России и Минобрнауки России 13-5/10/ П-1408 10.03.2017).

В комплексном клинико-психолого-педагогическом рассмотрении термина «группа риска в раннем возрасте» предполагается понимать допатологические состояния, в полной мере не отвечающие отечественным клиническим и психолого-педагогическим критериям психических и речевых девиаций в этом возрасте [10, с. 2; 11; 12, с. 211–214]. Состояния риска могут длиться несколько лет и под воздействием внешнесредовых провокационных факторов перейти как в нарушения развития, так и в, казалось бы, спонтанно компенсированные состояния нормального речевого и познавательного развития.

Полагаясь на принципы превентивно-профилактического воздействия, с 2021 г. на базе ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД» г. Челябинска было начато исследование запроса родителей детей раннего возраста на коррекционные и образовательные услуги дошкольной образовательной организации. Составленные авторами анкеты для родителей [13] позволяют провести первичный скрининг компетентности родителей в вопросах воспитания и состояния когнитивного и речевого развития детей второго-третьего года жизни, зачисляемых в дошкольную образовательную организацию.

С 2022 г. был расширен охват родителей. В анкетирование включены родители, дети которых посещают структурные подразделения № 1 и № 2 ЧДОУ № 152 г. Челябинска. Таким образом, на сегодняшний день проведен анализ 102 анкет, заполненных родителями детей раннего возраста г. Челябинска (Уральский федеральный округ) в сентябре – октябре 2021 г. (30), в октябре – ноябре 2022 г. (72). В сентябре 2023 г. в анализ включены сведения, полученные из пяти анкет родителей, дети которых зачислены в группу раннего возраста сельского детского сада МДОУ № 16 «Барвинок» с. Рыбачье Алуштинского городского округа Республики Крым.

В г. Челябинске исследование было организовано в два этапа, в с. Рыбачье – в один этап:

I этап – скрининговое выявление понимания родителями состояния когнитивного и речевого развития их детей раннего возраста, вновь зачисленных в дошкольную образовательную организацию, с помощью анкеты по выявлению запроса на коррекционно-образовательные услуги детского сада. Для анализа большой вариативности ответов родителей в процессе анкетирования был использован метод кругов Эйлера.

II этап – обследование составивших группу риска детей по результатам анкетирования родителей учителем-логопедом при активной помощи студентов, обучающихся по профилю «Логопедия» в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по авторской методике «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [14].

Используемая анкета содержит 19 вопросов, которые по внутренним смысловым связям составляют три блока «Речевое развитие» (7 вопросов), «Познавательное развитие» (7 вопросов), «Коммуникативные условия» (5 вопросов). Анкета построена таким образом, что в первой части родители констатируют состояние развития ребенка, а во второй части запрашивают образовательные и/или коррекционные услуги.

Результаты исследования и их обсуждение

В четырех детских садах двух муниципальных образований разных регионов России было проведено анкетирование 107 родителей детей от 1,5 до 2,5 лет. В результате анализа полученных анкет установлено, что у 26,6 % детей родители инициативно отмечают сложности в формировании языковых средств у своих детей, что позволяет предположить риск возникновения нарушений в развитии речи в дальнейшем. 10,8 % из родителей г. Челябинска уже осознают сложности с познавательным развитием собственных детей и высказывают тревогу по этому поводу, запрашивая соответствующие коррекционные услуги педагога-дефектолога в образовательной организации. В с. Рыбачьем родители не отметили нарушений в становлении речи или познавательной активности детей, что, возможно, связано с малой выборкой.

Сложности со сформированностью навыков самообслуживания у детей косвенно, через запрос детскому саду, отмечают 43,1 % родителей в образовательных организациях ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД». В с. Рыбачьем в текущем учебном году родители не обозначили сложности с познавательным развитием, однако у одной семьи возникло пожелание к педагогам сформировать навыки самообслуживания.

Навыки самообслуживания являются важным кумулятивным показателем зрелости сенсомоторных координаций и их регуляции в этот возрастной период, что составляет психофизиологическую базу для дальнейшего психического, когнитивного развития и формирования первичных волевых усилий. Таким образом, несформированность соответствующих возрастным возможностям навыков самообслуживания свидетельствует о психофизиологической неготовности к усложняющемуся познавательному развитию. Сложности в общении с ребенком отмечают 16,5 % родителей из трех детских садов г. Челябинска. В с. Рыбачьем родители указали в анкете, что сложностей с общением нет. При этом снижение инициативности детей в общении с родителями от полного отсутствия до низкой активности отмечают 33,9 % родителей-респондентов в обоих муниципальных образованиях. В целом 47,1 % родителей считают, что необходимо формировать навыки общения у детей в детских садах (г. Челябинск) и делают соответствующий запрос. Аналогичным образом запрашивают услуги по формированию навыков общения две семьи из пяти в детском саду с. Рыбачье.

Сложности в общении родителей с ребенком косвенно свидетельствуют о совокупности вероятных факторов риска: психофизиологической неготовности к овладению языковыми средствами общения, родительской неподготовленности к весьма энергозатратному общению и, как следствие, создание родителями небезопасной для психофизиологического и психического развития сенсорной среды, поддерживающей более ранние непроизвольные сенсорные реакции (яркие сверкающие и звучащие игрушки, фоновая работа телевизора, раннее введение гаджетов, длительный просмотр мультфильмов).

Таким образом, возникает противоречие между констатацией родителями состояния речевого и познавательного развития собственного ребенка и запросом к детскому саду на первоочередное формирование навыков общения и навыков самообслуживания, что вскрывает часть семей, которые еще не осознают нарушения в развитии речи и познавательной активности своих детей, но испытывают скрытую тревогу по этому поводу. А именно результаты анализа ответов родителей при помощи метода кругов Эйлера показали, что 31,8 % родителей недостаточно компетентны в особенностях познавательного развития ребенка и 20,4 % родителей недостаточно компетентны в вопросах речевого развития в данный возрастной период во всех детских садах, которые приняли участие в анкетировании.

Выявлена скрытая группа риска нарушений развития, которая проявится в более старшем возрасте. Таким образом, риск нарушений речевого и когнитивного развития составляет 77,6 %. Это 81 ребенок из трех детских садов г. Челябинска и 2 ребенка из детского сада с. Рыбачье Алуштинского городского округа.

На втором этапе с разрешения родителей было проведено углубленное обследование 81 ребенка раннего возраста группы риска из трех детских садов г. Челябинска по авторской методике «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [14], выявленных в процессе анализа результатов анкетирования родителей. Данная методика позволяет количественно оценить и, полагаясь на коммуникативно-речевые профили, составленные на каждого ребенка, качественно проанализировать соотношения когнитивного, языкового развития ребенка раннего возраста и коммуникативных условий.

Полученные в результате обследования количественные данные позволяют констатировать у всех обследованных детей девиации или уже нарушения речевого развития разной степени выраженности. Обратимая задержка речевого развития у 34 детей, нерезко выраженные отклонения в овладении речью у 15 детей, выраженные отклонения в овладении речью у 24 детей и резко выраженные отклонения в овладении речью у 8 детей.

Качественный анализ коммуникативно-речевых профилей позволил разделить группу риска на три подгруппы по соотношению выявленных факторов риска в речевом, познавательном развитии и коммуникативных условиях в семье: 49 детей, у которых выявлены нарушения овладения языковыми средствами общения при сложности коммуникативных условий; 24 ребенка, у которых определены равномерные нарушения в овладении языковыми средствами общения в сочетании с когнитивным недоразвитием и сложностями коммуникативных условий; 8 детей, у которых преобладает недоразвитие когнитивных компонентов, далее нарушения в овладении языковыми средствами общения и сложности коммуникативных условий.

Проведенное исследование коррелирует с отечественным исследованием риска возникновения психического развития у детей раннего возраста, проведенного в 9 регионах России в 2017–2019 гг., в результате которого было выявлено, что в структуре психических расстройств и расстройств поведения преобладает группа задержек психического развития: специфические расстройства развития речи и языка, развития учебных навыков, развития моторной функции и смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития (рубрики F80-F83 по МКБ 10) [15].

Заключение

Проведенный анализ состояния познавательного и речевого развития самих детей раннего возраста явной и скрытой групп риска и компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развития собственных детей в образовательных организациях, реализующих Федеральную образовательную программу дошкольного образования, позволяет сделать выводы:

1) родители недостаточно компетентны в вопросах возрастных особенностей познавательного и речевого развития детей раннего возраста, и это может детерминировать создание опасной для развития ребенка коммуникативной и сенсорной среды;

2) основным предиктором для обращения родителей детей раннего возраста за помощью к специалистам психолого-педагогического профиля являются ярко выраженные нарушения познавательного развития и/или нарушения речевого развития ребенка;

3) сложности общения как родителей с ребенком, так и инициативности ребенка в общении с взрослыми сопутствуют и речевым, и познавательным нарушениям развития;

4) выявлена скрытая группа риска, не осознаваемая родителями, состояние дальнейшего познавательного и речевого развития которых зависит от внешнесредовых условий коммуникации в семье и в детском саду.

Таким образом, методами анкетирования родителей, кругов Эйлера и глубокого обследования психофизиологической базы, когнитивных возможностей, языковых средств общения и микросоциальных условий детей выявлена группа риска и впервые выявлена группа скрытого риска по нарушениям речевого и познавательного развития среди детей раннего возраста образовательных организаций дошкольного уровня, реализующих Федеральную образовательную программу дошкольного образования. Осознавая семейную центрированность детей раннего возраста, в рамках данного исследования доказано, что только часть родителей уже могут сами констатировать возможную группу риска. К группе риска по нарушениям речевого и познавательного развития можно отнести детей раннего возраста, родители которых уже видят и отмечают недостаточность языковых средств общения для данной возрастной группы, сниженную познавательную активность собственных детей.

К группе скрытого риска по нарушениям речевого и познавательного развития можно отнести детей, родители которых отмечают сложности с формированием навыков самообслуживания и сложности в общении (снижение инициативности ребенка в общении, мерцательное понимание обращенной речи).

Продолжение исследования возможно в моделировании системы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста группы риска по нарушениям речевого и познавательного развития и их родителям для предупреждения нарушений речи и когнитивного развития в более старшем возрасте. Для этого возникает необходимость разработки требований к безопасным и эффективно влияющим на речевое и познавательное развитие ребенка микросоциальным условиям (коммуникативным и сенсорным) внутри семьи и детского сада; создания системы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста группы риска и группы скрытого риска в условиях образовательной организации дошкольного уровня для формирования базовых, для воспитания педагогических компетенций родителей; подготовки программы повышения квалификации для педагогов групп раннего возраста по вопросам познавательного, речевого развития детей группы риска и особенностей работы с семьей.


Библиографическая ссылка

Шереметьева Е.В., Скрипникова О.Т., Горовцова С.М. ГРУППА РИСКА ПО НАРУШЕНИЯМ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 203-207;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39995 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674