По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2021 г., каждый седьмой подросток в мире имеет то или иное психическое расстройство, а в целом это 13 % от всех заболеваний в этот возрастной период [1]. Мировая статистика свидетельствует, что при обращении детей в учреждения первичного звена здравоохранения в разных странах психические нарушения регистрируются от 10 до 29 % случаев [2] (Giel R., Dearango M.V., Climent C.E., Hardin T.W., Ibrahim H.H.A., Ladrigo-Ignacio L., Murthy R.S., Salazar M.C., Wig N.N., Younis Y.O.A. [3], Malhotra S., Patra B.N. [4], Merikangas K.R., Nakamura E.F., Kessler R.C. [5]).
В педиатрической службе Российской Федерации констатируется неутешительный факт, что в структуре детской инвалидности наибольшая доля приходится на психические расстройства и расстройства поведения, на втором месте болезни нервной системы, далее – врожденные аномалии развития [6].
В такой критической ситуации состояния психического здоровья подрастающего поколения важным становится проведение исследований, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств и нарушений развития с младенчества и раннего детского возраста. Развитие речи, познавательная активность – это процессы, объединяющие и проявляющие состояние психофизиологического и психического развития ребенка раннего возраста. Они являются ключевыми показателями когнитивного созревания до трех лет.
Факторы риска и предикторы нарушений развития в дошкольном детстве, описанные в ряде лонгитюдных исследований, могут быть определены уже в первые годы жизни ребенка. Исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что у детей первых лет жизни уже могут проявляться нарушения психического развития, соотносимые с аналогичными в более старшем возрасте [7, с. 37] (Н.В. Симашкова, М.В. Иванов, Е.В. Макушки, И.А. Шарлай, Т.П. Клюшник, Г.В. Козловская [8], A.M. Skovgaard [9]).
Обращение к проблеме выявления признаков нарушений речевого и познавательного развития обусловлено необходимостью своевременного определения группы риска и дальнейшего эмпирического поиска эффективных моделей организации своевременной психолого-педагогической помощи в раннем возрасте. Важно подчеркнуть, что до трех лет отчетливо проявляется действие биологических и микросоциальных факторов риска, которые в этот возрастной период максимально благоприятного морфофункционального созревания могут стать и повреждающими, и компенсирующими. Будут ли факторы риска влиять на развитие ребенка деструктивно или компенсаторно во многом зависит от качества внешнесредовых условий и их соответствия его возможностям. Эти точки риска могут стать определяющими для выбора направлений профилактической помощи с целью предупреждения или компенсации нарушений когнитивного и речевого развития.
Цель исследования – провести анализ состояния когнитивного и речевого развития детей раннего возраста, вновь зачисленных в дошкольную образовательную организацию, и компетентности их родителей в вопросах воспитания в двух регионально различных муниципальных образованиях (с. Рыбачье Алуштинского городского округа и г. Челябинск Челябинской области Уральского федерального округа) и выявить группу риска по речевому и познавательному развитию.
Материалы и методы исследования
В общеметодологическом системном подходе, полагаясь также на профилактический подход в коррекции и компенсации нарушенного развития, авторы посчитали необходимым дать определение ключевого стержнеобразующего для исследования понятия «группа риска». Существуют юридическая, психологическая, педагогическая и медицинская трактовки понятия «дети группы риска». С позиций юриспруденции «группу риска» составляют дети в возрасте от рождения до 3 лет с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска по развитию ограничений жизнедеятельности, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дети из семей, находящихся в социально опасном положении (Методические рекомендации Минтруда России совместно с Минздравом России и Минобрнауки России 13-5/10/ П-1408 10.03.2017).
В комплексном клинико-психолого-педагогическом рассмотрении термина «группа риска в раннем возрасте» предполагается понимать допатологические состояния, в полной мере не отвечающие отечественным клиническим и психолого-педагогическим критериям психических и речевых девиаций в этом возрасте [10, с. 2; 11; 12, с. 211–214]. Состояния риска могут длиться несколько лет и под воздействием внешнесредовых провокационных факторов перейти как в нарушения развития, так и в, казалось бы, спонтанно компенсированные состояния нормального речевого и познавательного развития.
Полагаясь на принципы превентивно-профилактического воздействия, с 2021 г. на базе ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД» г. Челябинска было начато исследование запроса родителей детей раннего возраста на коррекционные и образовательные услуги дошкольной образовательной организации. Составленные авторами анкеты для родителей [13] позволяют провести первичный скрининг компетентности родителей в вопросах воспитания и состояния когнитивного и речевого развития детей второго-третьего года жизни, зачисляемых в дошкольную образовательную организацию.
С 2022 г. был расширен охват родителей. В анкетирование включены родители, дети которых посещают структурные подразделения № 1 и № 2 ЧДОУ № 152 г. Челябинска. Таким образом, на сегодняшний день проведен анализ 102 анкет, заполненных родителями детей раннего возраста г. Челябинска (Уральский федеральный округ) в сентябре – октябре 2021 г. (30), в октябре – ноябре 2022 г. (72). В сентябре 2023 г. в анализ включены сведения, полученные из пяти анкет родителей, дети которых зачислены в группу раннего возраста сельского детского сада МДОУ № 16 «Барвинок» с. Рыбачье Алуштинского городского округа Республики Крым.
В г. Челябинске исследование было организовано в два этапа, в с. Рыбачье – в один этап:
I этап – скрининговое выявление понимания родителями состояния когнитивного и речевого развития их детей раннего возраста, вновь зачисленных в дошкольную образовательную организацию, с помощью анкеты по выявлению запроса на коррекционно-образовательные услуги детского сада. Для анализа большой вариативности ответов родителей в процессе анкетирования был использован метод кругов Эйлера.
II этап – обследование составивших группу риска детей по результатам анкетирования родителей учителем-логопедом при активной помощи студентов, обучающихся по профилю «Логопедия» в ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по авторской методике «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [14].
Используемая анкета содержит 19 вопросов, которые по внутренним смысловым связям составляют три блока «Речевое развитие» (7 вопросов), «Познавательное развитие» (7 вопросов), «Коммуникативные условия» (5 вопросов). Анкета построена таким образом, что в первой части родители констатируют состояние развития ребенка, а во второй части запрашивают образовательные и/или коррекционные услуги.
Результаты исследования и их обсуждение
В четырех детских садах двух муниципальных образований разных регионов России было проведено анкетирование 107 родителей детей от 1,5 до 2,5 лет. В результате анализа полученных анкет установлено, что у 26,6 % детей родители инициативно отмечают сложности в формировании языковых средств у своих детей, что позволяет предположить риск возникновения нарушений в развитии речи в дальнейшем. 10,8 % из родителей г. Челябинска уже осознают сложности с познавательным развитием собственных детей и высказывают тревогу по этому поводу, запрашивая соответствующие коррекционные услуги педагога-дефектолога в образовательной организации. В с. Рыбачьем родители не отметили нарушений в становлении речи или познавательной активности детей, что, возможно, связано с малой выборкой.
Сложности со сформированностью навыков самообслуживания у детей косвенно, через запрос детскому саду, отмечают 43,1 % родителей в образовательных организациях ЧДОУ «Детский сад № 152 ОАО «РЖД». В с. Рыбачьем в текущем учебном году родители не обозначили сложности с познавательным развитием, однако у одной семьи возникло пожелание к педагогам сформировать навыки самообслуживания.
Навыки самообслуживания являются важным кумулятивным показателем зрелости сенсомоторных координаций и их регуляции в этот возрастной период, что составляет психофизиологическую базу для дальнейшего психического, когнитивного развития и формирования первичных волевых усилий. Таким образом, несформированность соответствующих возрастным возможностям навыков самообслуживания свидетельствует о психофизиологической неготовности к усложняющемуся познавательному развитию. Сложности в общении с ребенком отмечают 16,5 % родителей из трех детских садов г. Челябинска. В с. Рыбачьем родители указали в анкете, что сложностей с общением нет. При этом снижение инициативности детей в общении с родителями от полного отсутствия до низкой активности отмечают 33,9 % родителей-респондентов в обоих муниципальных образованиях. В целом 47,1 % родителей считают, что необходимо формировать навыки общения у детей в детских садах (г. Челябинск) и делают соответствующий запрос. Аналогичным образом запрашивают услуги по формированию навыков общения две семьи из пяти в детском саду с. Рыбачье.
Сложности в общении родителей с ребенком косвенно свидетельствуют о совокупности вероятных факторов риска: психофизиологической неготовности к овладению языковыми средствами общения, родительской неподготовленности к весьма энергозатратному общению и, как следствие, создание родителями небезопасной для психофизиологического и психического развития сенсорной среды, поддерживающей более ранние непроизвольные сенсорные реакции (яркие сверкающие и звучащие игрушки, фоновая работа телевизора, раннее введение гаджетов, длительный просмотр мультфильмов).
Таким образом, возникает противоречие между констатацией родителями состояния речевого и познавательного развития собственного ребенка и запросом к детскому саду на первоочередное формирование навыков общения и навыков самообслуживания, что вскрывает часть семей, которые еще не осознают нарушения в развитии речи и познавательной активности своих детей, но испытывают скрытую тревогу по этому поводу. А именно результаты анализа ответов родителей при помощи метода кругов Эйлера показали, что 31,8 % родителей недостаточно компетентны в особенностях познавательного развития ребенка и 20,4 % родителей недостаточно компетентны в вопросах речевого развития в данный возрастной период во всех детских садах, которые приняли участие в анкетировании.
Выявлена скрытая группа риска нарушений развития, которая проявится в более старшем возрасте. Таким образом, риск нарушений речевого и когнитивного развития составляет 77,6 %. Это 81 ребенок из трех детских садов г. Челябинска и 2 ребенка из детского сада с. Рыбачье Алуштинского городского округа.
На втором этапе с разрешения родителей было проведено углубленное обследование 81 ребенка раннего возраста группы риска из трех детских садов г. Челябинска по авторской методике «Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста» [14], выявленных в процессе анализа результатов анкетирования родителей. Данная методика позволяет количественно оценить и, полагаясь на коммуникативно-речевые профили, составленные на каждого ребенка, качественно проанализировать соотношения когнитивного, языкового развития ребенка раннего возраста и коммуникативных условий.
Полученные в результате обследования количественные данные позволяют констатировать у всех обследованных детей девиации или уже нарушения речевого развития разной степени выраженности. Обратимая задержка речевого развития у 34 детей, нерезко выраженные отклонения в овладении речью у 15 детей, выраженные отклонения в овладении речью у 24 детей и резко выраженные отклонения в овладении речью у 8 детей.
Качественный анализ коммуникативно-речевых профилей позволил разделить группу риска на три подгруппы по соотношению выявленных факторов риска в речевом, познавательном развитии и коммуникативных условиях в семье: 49 детей, у которых выявлены нарушения овладения языковыми средствами общения при сложности коммуникативных условий; 24 ребенка, у которых определены равномерные нарушения в овладении языковыми средствами общения в сочетании с когнитивным недоразвитием и сложностями коммуникативных условий; 8 детей, у которых преобладает недоразвитие когнитивных компонентов, далее нарушения в овладении языковыми средствами общения и сложности коммуникативных условий.
Проведенное исследование коррелирует с отечественным исследованием риска возникновения психического развития у детей раннего возраста, проведенного в 9 регионах России в 2017–2019 гг., в результате которого было выявлено, что в структуре психических расстройств и расстройств поведения преобладает группа задержек психического развития: специфические расстройства развития речи и языка, развития учебных навыков, развития моторной функции и смешанные специфические расстройства психологического (психического) развития (рубрики F80-F83 по МКБ 10) [15].
Заключение
Проведенный анализ состояния познавательного и речевого развития самих детей раннего возраста явной и скрытой групп риска и компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развития собственных детей в образовательных организациях, реализующих Федеральную образовательную программу дошкольного образования, позволяет сделать выводы:
1) родители недостаточно компетентны в вопросах возрастных особенностей познавательного и речевого развития детей раннего возраста, и это может детерминировать создание опасной для развития ребенка коммуникативной и сенсорной среды;
2) основным предиктором для обращения родителей детей раннего возраста за помощью к специалистам психолого-педагогического профиля являются ярко выраженные нарушения познавательного развития и/или нарушения речевого развития ребенка;
3) сложности общения как родителей с ребенком, так и инициативности ребенка в общении с взрослыми сопутствуют и речевым, и познавательным нарушениям развития;
4) выявлена скрытая группа риска, не осознаваемая родителями, состояние дальнейшего познавательного и речевого развития которых зависит от внешнесредовых условий коммуникации в семье и в детском саду.
Таким образом, методами анкетирования родителей, кругов Эйлера и глубокого обследования психофизиологической базы, когнитивных возможностей, языковых средств общения и микросоциальных условий детей выявлена группа риска и впервые выявлена группа скрытого риска по нарушениям речевого и познавательного развития среди детей раннего возраста образовательных организаций дошкольного уровня, реализующих Федеральную образовательную программу дошкольного образования. Осознавая семейную центрированность детей раннего возраста, в рамках данного исследования доказано, что только часть родителей уже могут сами констатировать возможную группу риска. К группе риска по нарушениям речевого и познавательного развития можно отнести детей раннего возраста, родители которых уже видят и отмечают недостаточность языковых средств общения для данной возрастной группы, сниженную познавательную активность собственных детей.
К группе скрытого риска по нарушениям речевого и познавательного развития можно отнести детей, родители которых отмечают сложности с формированием навыков самообслуживания и сложности в общении (снижение инициативности ребенка в общении, мерцательное понимание обращенной речи).
Продолжение исследования возможно в моделировании системы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста группы риска по нарушениям речевого и познавательного развития и их родителям для предупреждения нарушений речи и когнитивного развития в более старшем возрасте. Для этого возникает необходимость разработки требований к безопасным и эффективно влияющим на речевое и познавательное развитие ребенка микросоциальным условиям (коммуникативным и сенсорным) внутри семьи и детского сада; создания системы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста группы риска и группы скрытого риска в условиях образовательной организации дошкольного уровня для формирования базовых, для воспитания педагогических компетенций родителей; подготовки программы повышения квалификации для педагогов групп раннего возраста по вопросам познавательного, речевого развития детей группы риска и особенностей работы с семьей.