Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИММЕРСИОННАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Иванова С.Д. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева»
Аннотация. Статья посвящена исследованию и анализу потенциала иммерсионных музейных экспозиций для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников выступает ключевым компонентом в дошкольной педагогике, так как на ее основе строится большинство важных аспектов дальнейшего развития личности растущего человека. Вызовы социума требуют от системы дошкольного образования поиска новых педагогических средств, способных учесть все происходящие процессы в изменении социума. Активное использование педагогического потенциала средств музейной педагогики в дошкольном образовательном процессе способствует повышению его эффективности. Иммерсионные музейные экспозиции включают в себя изучение музейных артефактов через совокупность компонентов театральной и музейной педагогики, игровых методов, создание музейных созидательных пространств с включением традиций, ритуалов, обрядов, фольклора, технологий виртуальной реальности и интерактивных проекций, активное участие значимых взрослых. В работе сделаны выводы о том, что иммерсионные музейные экспозиции способствуют формированию у дошкольников способности к позитивному и продуктивному общению, умения решать конфликтные ситуации, развитию эмпатии, расширяют их словарный запас, развивают навыки решения конфликтных ситуаций, мотивируют к исследованию элементов культуры и социальных процессов.
дошкольное образование
дошкольник
педагогический потенциал
музейная педагогика
средства музейной педагогики
социально-коммуникативная компетентность
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 17.02.2024).
2. Зимняя И.А. Компетентность и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. №. 4. С. 16–31.
3. Чекушкина Е.Н., Родина Е.Н. Социально-коммуникативные способности в структуре социальной компетентности // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3–1. С. 683–689. DOI 10.34670/AR.2022.77.68.069.
4. Давлятов Ф.С., Бахтиярова В.Ф. Формирование навыков общения преподавателя со студентами с использованием инновационных технологий // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2016. № 2(38). С. 153–158.
5. Алюханова Е.М., Ергашова Н.Б., Гришина Е.Е., Безбородникова С.Н. Развитие у старших дошкольников умения вести диалог посредством игр-драматизаций // Педагогический форум. 2022. № 1(9). С. 8–10.
6. Zhulina G.N., Zholudeva S.V., Pankratova I.A. et al. Features of emotional intelligence of adolescents with different levels of internet addiction // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6, № 1. P. 535-5460.
7. Дубченкова Н.О., Палаткина Г.В. Формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 196–200. DOI: 10.17513/snt.39057.
8. Скородумова Л.С. Использование технологии сотрудничества для развития коммуникативных способностей дошкольников // Дошкольная педагогика. 2020. № 1(156). С. 29–31.
9. Поляшова Н.В. Формирование навыков адаптации младших школьников как личностного результата образования // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5, № 3. С. 69–72.
10. Ковш О.А. Формирование социально-коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // Психология человека и общества. 2021. № 8(37). С. 5-14.
11. Досекина А.Ф. Приемы театрализации в сценическом пространстве музейной экспозиции // Модернизация культуры: диалоги о прошлом и настоящем в науке, искусстве, образовании: Материалы IX Международной научно-практической конференции. (Самара, 25–26 мая 2023 года). Самара: Самарский государственный институт культуры, 2023. С. 182–183.

Современные вызовы социума требуют от системы дошкольного образования поиска новых педагогических инструментов, способных эффективно влиять на процесс формирования социальных навыков у детей, что актуализирует вопрос формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников (СККД), занимающий важное место в педагогической практике и исследованиях. Современное общество сталкивается с растущей потребностью в развитии социальных навыков с самого раннего возраста. В условиях информационной перегрузки и быстро меняющейся социокультурной среды важно, чтобы дети учились эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, выражать свои мысли и эмоции, разрешать конфликты и находить компромиссы.

Формирование СККД способствует развитию гармоничного общества, где люди умеют эффективно взаимодействовать, решать конфликты мирным путем и строить взаимопонимание. Дошкольники, обладающие развитыми социальными навыками, становятся более успешными в обучении и в последующей профессиональной деятельности, что способствует экономическому развитию общества. Формирование у детей умения позитивного общения и эмпатии влияет на создание толерантного и инклюзивного общества, где уважение к различиям становится нормой.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» [1] делается акцент на «этнокультурную ситуацию развития детей: социально-коммуникативное развитие, в частности усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений» [1]. Наиболее иллюстративно приобщение к морально-нравственным ценностям общества и включение дошкольников в этнокультурную ситуацию происходят через средства музейной педагогики. Для дошкольников иммерсионные музейные экспозиции представляют не только уникальный опыт, но и возможность активного участия в процессе обучения. В таких условиях дети вовлекаются в интерактивные задания, игры и эксперименты, что способствует их участию в формировании собственного образа мира. Поэтому исследование возможностей формирования СККД через иммерсионные музейные экспозиции содействует расширению научного понимания процессов становления детей, что позволяет развивать новые теории и концепции в области дошкольной педагогики, адаптированные к современным вызовам и потребностям общества. Познание механизмов воздействия иммерсионных методов на развитие детей открывает новые горизонты для исследований в области педагогики.

Использование иммерсионных музейных экспозиций в дошкольном образовании позволяет педагогам создавать более привлекательные и эффективные образовательные среды. Иммерсионные музейные экспозиции представляют собой инновационный подход к образованию, который сочетает в себе элементы игры, исследования и виртуальной реальности, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Они способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, активизации познавательной деятельности и развитию творческого мышления. Дошкольный возраст – это время, когда происходит активное развитие различных аспектов интеллекта, эмоций и социальных навыков. Использование инновационных методов, таких как иммерсионные музейные экспозиции, позволяет эффективно воздействовать на развитие ребенка в этот период, создавая благоприятную среду для формирования социально-коммуникативной компетентности. Практика использования иммерсионных методов в образовании демонстрирует важность инновационных подходов в современной школьной педагогике и обогащает методический арсенал педагогов.

Следовательно, формирование СККД посредством иммерсионных музейных экспозиций становится неотъемлемой частью дошкольной педагогики, поскольку успешное развитие личности ребенка зависит от его способности взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.

Сегодня исследователи [2, 3] под социально-коммуникативной компетентностью понимают комплекс способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми в социальных ситуациях. Она включает в себя навыки общения (владеть навыками активного слушания, выражать свои мысли и чувства словами, проявлять эмпатию, эффективно взаимодействовать с другими людьми) [4], умение вести диалог (поддерживать разговор, задавать вопросы, выражать свое мнение, участвовать в дискуссиях и находить компромиссы) [5], развитие эмоциональной интеллектуальности (осознавать и управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать) [6], умение решать конфликты (находить адекватные и конструктивные решения в конфликтных ситуациях, учитывать интересы других людей и находить компромиссы) [7], способность к сотрудничеству (работать в команде, сотрудничать с другими людьми, распределять роли и задачи, добиваться общей цели) [8], навыки адаптации (адаптироваться к различным социальным ситуациям и контекстам, приспосабливаться к изменениям и новым условиям) [9].

Применительно к дошкольному возрасту социально-коммуникативная компетентность, формируемая в раннем детстве, играет ключевую роль в социализации ребенка и рассматривается как способность к успешному взаимодействию дошкольников с окружающим миром [10]. В этом возрасте важно уделять внимание развитию у дошкольников умений вступать в контакт и в дружеские отношения, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, разрешать конфликты. Для этого необходимо использовать интерактивные методы обучения, содержащие такие средства, которые дают возможность проведения созидательных действий, диалога и других умственных и физических активностей на основе игровых и театрализованных педагогических приемов, в контексте социокультурных ситуаций развития дошкольника. Такими качествами обладают средства музейной педагогики, среди которых сегодня активно применяется иммерсионная музейная экспозиция.

Музейная экспозиция – это организованное представление музейных объектов, артефактов, произведений искусства или других материалов в музейном пространстве с целью образования, информирования и вовлечения посетителей. Экспозиция может представлять собой различные формы и стили – от классических статичных дисплеев до интерактивных мультимедийных инсталляций.

Элементами музейной экспозиции являются:

– экспонаты (объекты или произведения искусства, которые представлены в музее для изучения и обозрения посетителями, которые могут быть аутентичными историческими артефактами, художественными работами, научными моделями, коллекциями природных образцов и т.д.);

– информационные материалы (объясняющие контекстуализацию экспонатов через текстовые панели, аудиогиды, видеопрезентации, интерактивные дисплеи и другие средства коммуникации);

– дизайн пространства (размещение экспонатов, освещение, использование цветов и текстур, чтобы создать уникальную атмосферу и подчеркнуть тему или идею экспозиции);

– интерактивные элементы (копии исторических и культурных артефактов, ремейки; помогают посетителям активно участвовать и взаимодействовать с представленным материалом, делая опыт более интересным и запоминающимся);

– образовательные программы и мероприятия (мастер-классы, экскурсии, квесты, головоломки, игры, творческие мастерские и др.).

В организацию иммерсионной музейной экспозиции могут включаться различные цифровые технологии:

– VR-технология позволяет посетителям погрузиться в виртуальное пространство и взаимодействовать с ним в реальном времени (виртуальные туры по музейным коллекциям, реконструкции исторических событий или мест);

– технология AR добавляет виртуальные элементы к реальному миру с помощью мобильных устройств или специальных устройств AR (интерактивные путеводители по музею, расширенные реальностные выставки или дополненные информационные слои поверх экспонатов);

– интерактивные дисплеи и тач-экраны используются для взаимодействия с контентом экспозиции, просматривания дополнительной информации (интерактивные игры или тесты);

– проекции и мультимедийные инсталляции создают впечатляющие визуальные эффекты (реконструкции исторических событий или пространств);

– звуковые эффекты создают атмосферу и способствуют поддержанию эмоциональной атмосферы в экспозиции (аудиогиды).

Традиционные методы организации музейных экспозиций также остаются важной частью музейной практики и могут эффективно дополнять современные технологии:

− статичные дисплеи служат подставками или витринами для внимательного рассмотрения каждого экспоната;

− текстовые панели и ярлыки дают контекст и дополнительную информацию;

− экскурсии и лекции предоставляют материал и ответы на вопросы посетителей;

− макеты и модели позволяют посетителям лучше понять пространственное расположение объектов или реконструировать исторические события;

− интерактивные игры и задания используются для вовлечения посетителей в музейный опыт.

Перечисленные инновационные и традиционные технологии могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации друг с другом для создания максимально увлекательного и интерактивного музейного опыта, они должны не отвлекать от основной темы экспозиции, а наоборот, дополнять и углублять понимание и впечатления.

Цель исследования заключается в раскрытии потенциала иммерсионных музейных экспозиций как инструмента для формирования СККД.

Материал и методы исследования

При организации иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» был определен основной партнер, на базе которого была организована экспозиция, – ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева».

Реализация иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» отражала культуру, быт, праздники, кухню, одежду и историю шести основных этносов и субэтносов Астраханской области: русскую, казацкую, татарскую, калмыцкую, казахскую, азербайджанскую. Сценарий был выстроен таким образом, что по окончании каждой 15-минутной созидательной игровой активности, которая отражала традиционную культуру гостеприимства с применением фольклорных элементов, осуществлялся переход на следующую площадку.

На каждой площадке детям была предоставлена возможность активно участвовать в музейной деятельности. На площадке, где была представлена культура казаков, детям предлагалось участвовать в традиционном обряде встречи гостей и придумать приветствие. В русской избе детям предлагалось поиграть в русские народные игры, испечь и попробовать блины. Казахская площадка представляла собой юрту, в которой за дастарханом дети учились угощать друг друга баурсаками и слушали казахские легенды про степные просторы. В татарской комнате дети участвовали в обрядовом ритуале положения младенца в люльку и ели чак-чак. В калмыцкой юрте детям предлагалось отгадать калмыцкие загадки и запомнить поговорки про лотос, создать свой «кодекс» настоящего джигита и калмыцкой девушки. В азербайджанской комнате дети учили движения народного танца «Яллы».

При выборе необходимых экспонатов, артефактов делался акцент на традиционную утварь, одежду, украшение стен, окон, фольклорный материал. Были использованы интерактивные мультимедийные панели и парты. Учитывалась значимость каждого элемента для представления культуры и истории национальности. Был разработан видеоконтент, отражающий традиции, легенды и сказки представляемых этносов.

Организованную выставку посетили 150 дошкольников, 5 воспитателей и 10 родителей. Для получения обратной связи использовался метод опроса в форме интервью-беседы, которая содержала следующие вопросы: «Хотели бы еще раз посетить выставку?», «Кто готовит баурсаки?», «С кем сегодня танцевали?», «У кого в гостях готовили блины?», «В какие игры сегодня играли?», «Какую легенду запомнили?», «Кто накрывает дастархан?», «Что значит слово “Яллы”?» и др. При проведении опроса были задействованы воспитатели и родители.

Результаты исследования и их обсуждение

Создание иммерсионных музейных экспозиций возможно с использованием традиционных артефактов и предметов из «бабушкиного сундука».

Алгоритм организации иммерсионной музейной экспозиции «Соседи»

 

Этап

Содержание

Методы / средства / исполнители

1.

Разработка концепции

Определение темы и концепции иммерсионной музейной экспозиции (дизайн, основные направления, методы, средства)

Концептуальный план экспозиции «Соседи», содержащий описание 6 этнических интерактивных созидательных площадок на основе национальных артефактов из «бабушкиного сундука», сценарий проведения активностей и использования цифровых решений и игровых и театрализованных методов

2.

Поиск партнеров, создание команды

Определение партнеров (ключевыми критериями при выборе партнера являются тематика экспозиции, размер, готовность к сотрудничеству)

Партнерами и командой реализаторов могут выступать родители, коллеги, другие образовательные организации, учреждения управления образованием и т.д.

3.

Планирование содержания и определение технологических решений

Разработка контента для экспозиции, определение технологий и методов проведения иммерсионной музейной выставки

Экспонаты, текстовые и графические материалы, интерактивные панели, элементы имитации национальных костюмов, национальная посуда, предметы национального быта, звукозаписи, видеоряд, сценарии созидательных площадок

4.

Установка экспозиции

Установка экспозиции

Обеспечение правильной настройки всех технологических систем и гарантия безопасности и удобства для посетителей

5.

Проведение иммерсионных музейных экскурсий

Реализация сценариев, разработанных для каждой площадки

Участники: организаторы, дошкольники и их родители

6.

Оценка и обратная связь

Обратная связь от посетителей

Наблюдение и опрос взрослых участников (организаторов и посетителей)

Главное в их создании – правильная организация зон и площадок, не только воссоздающих культуру, быт, природу и другие феномены действительности в зависимости от поставленных задач к экспозиции, но и дающих возможность посетителю самому потрогать, поиграть, т.е. произвести то или иное действие.

В контексте дошкольной педагогики иммерсионная музейная экспозиция представляет собой форму интерактивного и вовлекающего опыта, где дети становятся частью представленной истории или какой-либо социальной, научной, экологической и иной темы. В отличие от традиционных музейных экспозиций, где зритель остается пассивным наблюдателем, в иммерсионной музейной экспозиции ребенок окунается в атмосферу события или временного периода благодаря использованию театральных технологий [11], интерактивных элементов, мультимедийных и многопространственных подходов, созидательных действий.

На основе анализа технологий организации иммерсионных музейных экспозиций и специфики формирования СККД был разработан алгоритм разработки иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» для дошкольников, целью которой стало создание интерактивной созидательной музейной площадки для формирования СККД. Он состоял из 8 шагов (таблица).

После посещения экспозиции был проведен опрос, в который показал, что 123 дошкольника захотели вернуться на экспозицию, 24 дошкольника не ответили, и только 3 дошкольника не захотели еще раз посетить экспозицию. 104 дошкольника смогли повторить название всех этносов и назвать традиционные праздники, игры, блюда, с которыми познакомились во время посещения экспозиции, 43 дошкольника затруднились с ответами.

Таким образом, можно сказать, что у большинства дошкольников увеличился словарный запас, повысилась мотивация к исследованию социальных явлений.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что использование средств музейной педагогики при формировании СККД должно быть организовано с учетом возрастных особенностей дошкольников, им должна быть предоставлена возможность активного созидательного участия и игрового обучения. Реплики артефактов и мультимедийные материалы должны быть качественно подготовлены, чтобы создать атмосферу погружения в культурное наследие региона. Оценка эффективности экспозиции и сбор обратной связи от посетителей позволят доработать проект и повысить его образовательный потенциал. Создание такой экспозиции не только расширит кругозор детей и познакомит их с многообразием культур, но и способствует формированию у них толерантности, уважения к национальным различиям и обогащению социокультурного опыта.

Перспективы развития исследований по формированию СККД могут лежать в междисциплинарных исследованиях, раскрывающих философские, педагогические, культурологические основания механизмов этого процесса, его причинно-следственные связи, выявление на их основе принципов и научных подходов построения функциональной модели.


Библиографическая ссылка

Иванова С.Д. ИММЕРСИОННАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 145-149;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39985 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674