Современные вызовы социума требуют от системы дошкольного образования поиска новых педагогических инструментов, способных эффективно влиять на процесс формирования социальных навыков у детей, что актуализирует вопрос формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников (СККД), занимающий важное место в педагогической практике и исследованиях. Современное общество сталкивается с растущей потребностью в развитии социальных навыков с самого раннего возраста. В условиях информационной перегрузки и быстро меняющейся социокультурной среды важно, чтобы дети учились эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, выражать свои мысли и эмоции, разрешать конфликты и находить компромиссы.
Формирование СККД способствует развитию гармоничного общества, где люди умеют эффективно взаимодействовать, решать конфликты мирным путем и строить взаимопонимание. Дошкольники, обладающие развитыми социальными навыками, становятся более успешными в обучении и в последующей профессиональной деятельности, что способствует экономическому развитию общества. Формирование у детей умения позитивного общения и эмпатии влияет на создание толерантного и инклюзивного общества, где уважение к различиям становится нормой.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» [1] делается акцент на «этнокультурную ситуацию развития детей: социально-коммуникативное развитие, в частности усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском обществе, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений» [1]. Наиболее иллюстративно приобщение к морально-нравственным ценностям общества и включение дошкольников в этнокультурную ситуацию происходят через средства музейной педагогики. Для дошкольников иммерсионные музейные экспозиции представляют не только уникальный опыт, но и возможность активного участия в процессе обучения. В таких условиях дети вовлекаются в интерактивные задания, игры и эксперименты, что способствует их участию в формировании собственного образа мира. Поэтому исследование возможностей формирования СККД через иммерсионные музейные экспозиции содействует расширению научного понимания процессов становления детей, что позволяет развивать новые теории и концепции в области дошкольной педагогики, адаптированные к современным вызовам и потребностям общества. Познание механизмов воздействия иммерсионных методов на развитие детей открывает новые горизонты для исследований в области педагогики.
Использование иммерсионных музейных экспозиций в дошкольном образовании позволяет педагогам создавать более привлекательные и эффективные образовательные среды. Иммерсионные музейные экспозиции представляют собой инновационный подход к образованию, который сочетает в себе элементы игры, исследования и виртуальной реальности, что делает процесс обучения более увлекательным и эффективным. Они способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, активизации познавательной деятельности и развитию творческого мышления. Дошкольный возраст – это время, когда происходит активное развитие различных аспектов интеллекта, эмоций и социальных навыков. Использование инновационных методов, таких как иммерсионные музейные экспозиции, позволяет эффективно воздействовать на развитие ребенка в этот период, создавая благоприятную среду для формирования социально-коммуникативной компетентности. Практика использования иммерсионных методов в образовании демонстрирует важность инновационных подходов в современной школьной педагогике и обогащает методический арсенал педагогов.
Следовательно, формирование СККД посредством иммерсионных музейных экспозиций становится неотъемлемой частью дошкольной педагогики, поскольку успешное развитие личности ребенка зависит от его способности взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми.
Сегодня исследователи [2, 3] под социально-коммуникативной компетентностью понимают комплекс способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми в социальных ситуациях. Она включает в себя навыки общения (владеть навыками активного слушания, выражать свои мысли и чувства словами, проявлять эмпатию, эффективно взаимодействовать с другими людьми) [4], умение вести диалог (поддерживать разговор, задавать вопросы, выражать свое мнение, участвовать в дискуссиях и находить компромиссы) [5], развитие эмоциональной интеллектуальности (осознавать и управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать) [6], умение решать конфликты (находить адекватные и конструктивные решения в конфликтных ситуациях, учитывать интересы других людей и находить компромиссы) [7], способность к сотрудничеству (работать в команде, сотрудничать с другими людьми, распределять роли и задачи, добиваться общей цели) [8], навыки адаптации (адаптироваться к различным социальным ситуациям и контекстам, приспосабливаться к изменениям и новым условиям) [9].
Применительно к дошкольному возрасту социально-коммуникативная компетентность, формируемая в раннем детстве, играет ключевую роль в социализации ребенка и рассматривается как способность к успешному взаимодействию дошкольников с окружающим миром [10]. В этом возрасте важно уделять внимание развитию у дошкольников умений вступать в контакт и в дружеские отношения, выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, разрешать конфликты. Для этого необходимо использовать интерактивные методы обучения, содержащие такие средства, которые дают возможность проведения созидательных действий, диалога и других умственных и физических активностей на основе игровых и театрализованных педагогических приемов, в контексте социокультурных ситуаций развития дошкольника. Такими качествами обладают средства музейной педагогики, среди которых сегодня активно применяется иммерсионная музейная экспозиция.
Музейная экспозиция – это организованное представление музейных объектов, артефактов, произведений искусства или других материалов в музейном пространстве с целью образования, информирования и вовлечения посетителей. Экспозиция может представлять собой различные формы и стили – от классических статичных дисплеев до интерактивных мультимедийных инсталляций.
Элементами музейной экспозиции являются:
– экспонаты (объекты или произведения искусства, которые представлены в музее для изучения и обозрения посетителями, которые могут быть аутентичными историческими артефактами, художественными работами, научными моделями, коллекциями природных образцов и т.д.);
– информационные материалы (объясняющие контекстуализацию экспонатов через текстовые панели, аудиогиды, видеопрезентации, интерактивные дисплеи и другие средства коммуникации);
– дизайн пространства (размещение экспонатов, освещение, использование цветов и текстур, чтобы создать уникальную атмосферу и подчеркнуть тему или идею экспозиции);
– интерактивные элементы (копии исторических и культурных артефактов, ремейки; помогают посетителям активно участвовать и взаимодействовать с представленным материалом, делая опыт более интересным и запоминающимся);
– образовательные программы и мероприятия (мастер-классы, экскурсии, квесты, головоломки, игры, творческие мастерские и др.).
В организацию иммерсионной музейной экспозиции могут включаться различные цифровые технологии:
– VR-технология позволяет посетителям погрузиться в виртуальное пространство и взаимодействовать с ним в реальном времени (виртуальные туры по музейным коллекциям, реконструкции исторических событий или мест);
– технология AR добавляет виртуальные элементы к реальному миру с помощью мобильных устройств или специальных устройств AR (интерактивные путеводители по музею, расширенные реальностные выставки или дополненные информационные слои поверх экспонатов);
– интерактивные дисплеи и тач-экраны используются для взаимодействия с контентом экспозиции, просматривания дополнительной информации (интерактивные игры или тесты);
– проекции и мультимедийные инсталляции создают впечатляющие визуальные эффекты (реконструкции исторических событий или пространств);
– звуковые эффекты создают атмосферу и способствуют поддержанию эмоциональной атмосферы в экспозиции (аудиогиды).
Традиционные методы организации музейных экспозиций также остаются важной частью музейной практики и могут эффективно дополнять современные технологии:
− статичные дисплеи служат подставками или витринами для внимательного рассмотрения каждого экспоната;
− текстовые панели и ярлыки дают контекст и дополнительную информацию;
− экскурсии и лекции предоставляют материал и ответы на вопросы посетителей;
− макеты и модели позволяют посетителям лучше понять пространственное расположение объектов или реконструировать исторические события;
− интерактивные игры и задания используются для вовлечения посетителей в музейный опыт.
Перечисленные инновационные и традиционные технологии могут быть использованы как отдельно, так и в комбинации друг с другом для создания максимально увлекательного и интерактивного музейного опыта, они должны не отвлекать от основной темы экспозиции, а наоборот, дополнять и углублять понимание и впечатления.
Цель исследования заключается в раскрытии потенциала иммерсионных музейных экспозиций как инструмента для формирования СККД.
Материал и методы исследования
При организации иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» был определен основной партнер, на базе которого была организована экспозиция, – ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В.Н. Татищева».
Реализация иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» отражала культуру, быт, праздники, кухню, одежду и историю шести основных этносов и субэтносов Астраханской области: русскую, казацкую, татарскую, калмыцкую, казахскую, азербайджанскую. Сценарий был выстроен таким образом, что по окончании каждой 15-минутной созидательной игровой активности, которая отражала традиционную культуру гостеприимства с применением фольклорных элементов, осуществлялся переход на следующую площадку.
На каждой площадке детям была предоставлена возможность активно участвовать в музейной деятельности. На площадке, где была представлена культура казаков, детям предлагалось участвовать в традиционном обряде встречи гостей и придумать приветствие. В русской избе детям предлагалось поиграть в русские народные игры, испечь и попробовать блины. Казахская площадка представляла собой юрту, в которой за дастарханом дети учились угощать друг друга баурсаками и слушали казахские легенды про степные просторы. В татарской комнате дети участвовали в обрядовом ритуале положения младенца в люльку и ели чак-чак. В калмыцкой юрте детям предлагалось отгадать калмыцкие загадки и запомнить поговорки про лотос, создать свой «кодекс» настоящего джигита и калмыцкой девушки. В азербайджанской комнате дети учили движения народного танца «Яллы».
При выборе необходимых экспонатов, артефактов делался акцент на традиционную утварь, одежду, украшение стен, окон, фольклорный материал. Были использованы интерактивные мультимедийные панели и парты. Учитывалась значимость каждого элемента для представления культуры и истории национальности. Был разработан видеоконтент, отражающий традиции, легенды и сказки представляемых этносов.
Организованную выставку посетили 150 дошкольников, 5 воспитателей и 10 родителей. Для получения обратной связи использовался метод опроса в форме интервью-беседы, которая содержала следующие вопросы: «Хотели бы еще раз посетить выставку?», «Кто готовит баурсаки?», «С кем сегодня танцевали?», «У кого в гостях готовили блины?», «В какие игры сегодня играли?», «Какую легенду запомнили?», «Кто накрывает дастархан?», «Что значит слово “Яллы”?» и др. При проведении опроса были задействованы воспитатели и родители.
Результаты исследования и их обсуждение
Создание иммерсионных музейных экспозиций возможно с использованием традиционных артефактов и предметов из «бабушкиного сундука».
Алгоритм организации иммерсионной музейной экспозиции «Соседи»
Этап |
Содержание |
Методы / средства / исполнители |
|
1. |
Разработка концепции |
Определение темы и концепции иммерсионной музейной экспозиции (дизайн, основные направления, методы, средства) |
Концептуальный план экспозиции «Соседи», содержащий описание 6 этнических интерактивных созидательных площадок на основе национальных артефактов из «бабушкиного сундука», сценарий проведения активностей и использования цифровых решений и игровых и театрализованных методов |
2. |
Поиск партнеров, создание команды |
Определение партнеров (ключевыми критериями при выборе партнера являются тематика экспозиции, размер, готовность к сотрудничеству) |
Партнерами и командой реализаторов могут выступать родители, коллеги, другие образовательные организации, учреждения управления образованием и т.д. |
3. |
Планирование содержания и определение технологических решений |
Разработка контента для экспозиции, определение технологий и методов проведения иммерсионной музейной выставки |
Экспонаты, текстовые и графические материалы, интерактивные панели, элементы имитации национальных костюмов, национальная посуда, предметы национального быта, звукозаписи, видеоряд, сценарии созидательных площадок |
4. |
Установка экспозиции |
Установка экспозиции |
Обеспечение правильной настройки всех технологических систем и гарантия безопасности и удобства для посетителей |
5. |
Проведение иммерсионных музейных экскурсий |
Реализация сценариев, разработанных для каждой площадки |
Участники: организаторы, дошкольники и их родители |
6. |
Оценка и обратная связь |
Обратная связь от посетителей |
Наблюдение и опрос взрослых участников (организаторов и посетителей) |
Главное в их создании – правильная организация зон и площадок, не только воссоздающих культуру, быт, природу и другие феномены действительности в зависимости от поставленных задач к экспозиции, но и дающих возможность посетителю самому потрогать, поиграть, т.е. произвести то или иное действие.
В контексте дошкольной педагогики иммерсионная музейная экспозиция представляет собой форму интерактивного и вовлекающего опыта, где дети становятся частью представленной истории или какой-либо социальной, научной, экологической и иной темы. В отличие от традиционных музейных экспозиций, где зритель остается пассивным наблюдателем, в иммерсионной музейной экспозиции ребенок окунается в атмосферу события или временного периода благодаря использованию театральных технологий [11], интерактивных элементов, мультимедийных и многопространственных подходов, созидательных действий.
На основе анализа технологий организации иммерсионных музейных экспозиций и специфики формирования СККД был разработан алгоритм разработки иммерсионной музейной экспозиции «Соседи» для дошкольников, целью которой стало создание интерактивной созидательной музейной площадки для формирования СККД. Он состоял из 8 шагов (таблица).
После посещения экспозиции был проведен опрос, в который показал, что 123 дошкольника захотели вернуться на экспозицию, 24 дошкольника не ответили, и только 3 дошкольника не захотели еще раз посетить экспозицию. 104 дошкольника смогли повторить название всех этносов и назвать традиционные праздники, игры, блюда, с которыми познакомились во время посещения экспозиции, 43 дошкольника затруднились с ответами.
Таким образом, можно сказать, что у большинства дошкольников увеличился словарный запас, повысилась мотивация к исследованию социальных явлений.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что использование средств музейной педагогики при формировании СККД должно быть организовано с учетом возрастных особенностей дошкольников, им должна быть предоставлена возможность активного созидательного участия и игрового обучения. Реплики артефактов и мультимедийные материалы должны быть качественно подготовлены, чтобы создать атмосферу погружения в культурное наследие региона. Оценка эффективности экспозиции и сбор обратной связи от посетителей позволят доработать проект и повысить его образовательный потенциал. Создание такой экспозиции не только расширит кругозор детей и познакомит их с многообразием культур, но и способствует формированию у них толерантности, уважения к национальным различиям и обогащению социокультурного опыта.
Перспективы развития исследований по формированию СККД могут лежать в междисциплинарных исследованиях, раскрывающих философские, педагогические, культурологические основания механизмов этого процесса, его причинно-следственные связи, выявление на их основе принципов и научных подходов построения функциональной модели.