Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЕБ-РАЗРАБОТКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЛАТФОРМЕ STEPIK

Черпакова Н.А. 1 Капустина Л.В. 1 Горелов Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Включение в школьную программу элективных курсов на стадии профильного обучения имеет высокую значимость для расширения знаний учеников в определенной области. Современные школьники большое количество информации получают в электронном виде, поэтому им комфортно работать именно в онлайн-формате. Интернет является одним из самых популярных источников информации и эффективных инструментов коммуникации. С этим связана повсеместная цифровизация, в том числе образовательного пространства. Данный процесс увеличивает потребность в специалистах в сфере информационных технологий и увеличивает требования к IT-компетенциям всех профессий. В статье приведена учебно-методическая литература для определения места обучения веб-разработки в школе, рассмотрены онлайн-платформы для дистанционного обучения, а также существующие онлайн-курсы по данному направлению. Описана реализация элективного курса на тему «Веб-программирование», который позволяет изучить основы веб-разработки, содействовать развитию алгоритмического и аналитического мышления, обеспечить освоение базовых навыков создания веб-сайтов. Курс реализован дистанционно на платформе Stepik. В результате экспертной оценки и апробации работы можно сделать вывод, что разработанный курс представляет собой эффективное средство для обучения информатике и веб-разработки в онлайн-формате и может быть применен в учебной практике.
образовательная платформа
электронный курс
дистанционное обучение
веб-разработка
элективный курс
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.10.2023).
2. Критерии выбора платформ при дистанционном обучении. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/kriterii-vybora-platform-pri-distantsionnom-obuche.html (дата обращения: 05.10.2023).
3. Амирханова Л.А., Зенкина С.В., Савельева О.А. Дидактические возможности цифровой образовательной среды «Мобильное электронное образование» // Стандарты и мониторинг в образовании. 2020. № 5. С. 49–56.
4. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / Пер. с англ.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 108 с.
5. Черпакова Н.А., Старовойт А.Н. Разработка и использование цифровой образовательной платформы для повышения эффективности образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 4. С. 224–228.
6. Ташков П.А. Веб-мастеринг: HTML, CSS, JavaScript, PHP, CMS, графика, раскрутка. СПб.: Питер, 2010. 512 с.

Развитие информатики как науки играет ключевую роль в создании глобального информационного общества. Оно оказывает значительное влияние на экономику, науку, образование и культуру, а также определяет конкурентоспособность страны, качество жизни людей и национальную безопасность.

При получении базового школьного образования учащийся должен решить, какие приобретенные знания и умения ему необходимы для дальнейшего обучения в высших или средних профессиональных учреждениях. По окончании школы будущему студенту нужно решить, в каком направлении продолжать свое образование. Посещение различных курсов в школе поможет ученику определиться с будущей профессией и построить свою карьеру. Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и построения уникальных образовательных траекторий в учебный план включаются элективные курсы [1]. Приобретение IT-компетенций еще на школьном этапе позволяет в дальнейшем лучше ориентироваться в мире IT-профессий. Одним из возможных направлений обучения является получение профессии веб-разработчика.

Учащиеся школ повсеместно используют интернет-источники в различных сферах жизни. Многие школьники проходят электронные курсы по различным учебным предметам, но немногие знают, как разрабатываются данные курсы и как они важны на сегодняшний день для современного поколения. Актуальность работы определяется тем, что в школьной программе не предусмотрено достаточное количество часов для углубленного изучения некоторых разделов информатики, а именно веб-разработки, поэтому целесообразно внедрять в школьную программу дополнительные элективные курсы.

Целью работы является возможность внедрения элективного курса по веб-разработке в школьную программу и создание онлайн-курса по основам веб-разработки, предназначенного для учеников старших классов.

Материалы и методы исследования

Веб-конструирование как часть предмета информатики – актуальная и перспективная область в образовании. Проведен анализ современных школьных учебников базового уровня по информатике и ИКТ и выявлено содержание обучения веб-конструированию.

Веб-разработка впервые встречается в главах учебника за 9 класс по информатике (Л.Л. Босова, 2016). Однако данная тема рассматривается в одном параграфе, где большая часть отведена рекомендациям по наполнению сайта контентом и местам его размещения. Оставшаяся доля параграфа направлена на размещение сайта в сети Интернет – изучение хостингов.

Также процесс создания веб-ресурсов встречается в учебнике информатики базового уровня 10 класса (Н.Д. Угринович, 2016). Третья глава данного учебника под названием «Коммуникационные технологии» повествует о Всемирной Паутине и ее составляющих. Только последний параграф «Основы языка гипертекста» служит обучению учащихся основам создания веб-сайтов. Несмотря на малый объем параграфа, его содержание охватывает все разделы веб-конструирования. Материалу данного параграфа свойственна емкость и точность.

Актуальность веб-разработки возрастает, но количество времени, отведенного на его изучение, не увеличивается. В связи с этим было принято решение разработать элективный курс «Основы веб-разработки» и реализовать его в дистанционном формате.

Для организации такой формы учебного процесса используются различные онлайн-платформы. Они дают возможность быстрого и эффективного взаимодействия между участниками учебного процесса, а также удобного контроля успеваемости и оценивания полученных знаний.

Выделим основные критерии подбора платформы [2] для дистанционного обучения:

− функциональность;

− отказоустойчивость;

− удобство использования;

− мультимедийность;

− качество технической поддержки.

В ходе работы было рассмотрено несколько популярных учебных платформ для организации дистанционного обучения [3; 4, с. 26], таких как Moodle, Learme, Eduardo и Stepik.

Stepik – одна из самых известных российских платформ для создания онлайн-курсов. Возможность публикации есть у каждого зарегистрированного пользователя. Для создания открытого курса можно ограничиться бесплатным тарифом.

К преимуществам платформы Stepik относятся:

− многочисленные возможности составления отчетов и анализа успеваемости;

− возможность коммуникации между пользователями;

− платформа изначально ориентирована на курсы для программистов;

− интуитивно понятный интерфейс;

− кроссплатформенность.

Существует большое количество образовательных платформ, которые удовлетворяют разнообразным требованиям. Основными требованиями к образовательной платформе являются: доступность ресурсов по сети, кроссплатформенность, простота разработки курса [5]. Однако из всех рассмотренных платформ наиболее подходящей для курса «Веб-разработка» является Stepik.

Результаты исследования и их обсуждение

Была разработана рабочая программа элективного курса «Веб-разработка», предназначенная для использования в учебной деятельности, чтобы подготовить школьников к будущей профессиональной деятельности. Программа может быть реализована в дистанционном формате с помощью созданного курса. Данная разработка поможет сформировать представления о HTML и CSS, а также способах их применения [6, с. 14].

Цель элективного курса – ознакомить с основными инструментами веб-разработки и научить школьников применять данные навыки в повседневной деятельности.

Программа элективного курса направлена на решение следующих задач:

− приобретение теоретических знаний и практических навыков в области основ веб-программирования;

− развитие операционного мышления;

− развитие исследовательских и конструкторских навыков для активного творчества с применением современных технологий;

− развитие умений и методов деятельности для решения практически значимых задач и создание собственных веб-продуктов.

Этапы разработки и реализации онлайн-курса «Веб-разработка» были организованы с учетом максимальной эффективности, благодаря четкой структуре сценария, разбиению на модули, соответствующие заранее определенным целям и задачам, а также правильной последовательности представления обучающих элементов. Курс содержит следующие темы со следующим количеством часов для их изучения:

− Тема 1. Введение – 1 ч. Что такое HTML и его базовая структура.

− Тема 2. HTML: Основы – 2 ч. Язык гипертекстовой разметки документов, теги, атрибуты. Заголовки, абзацы. Вложенность тегов, перенос строки в теге.

− Тема 3. HTML: Базовые элементы – 4 ч. Структура HTML-документа. Редакторы кода. Элементы и их виды. Списки. Изображения. Ссылки и адреса.

− Тема 4. HTML: Базовые элементы (ч. 2) – 4 ч. Создание и оформление таблиц. Форматирование ячеек. Создание форм.

− Тема 5. CSS: Основы – 2 ч. История CSS. Способы подключения CSS. Синтаксис. Простые и составные селекторы. Инструменты разработчика в браузере.

− Тема 6. CSS: Базовые элементы – 4 ч. Текст и шрифты. Цвет и фон. Типы отображения элементов. Единицы измерения. Как бороться с переполнением контента. Обтекание элементов. Позиционирование.

− Тема 7. Продвинутая верстка – 4 ч. Краткая история веб-технологий. Flex-элементы. Псевдоклассы. Анимация переходов. Медиа-запросы. Адаптивная сетка.

− Тема 8. Конструкторы – 3 ч. Что такое конструкторы. Zero-блоки. Регистрация на Tilda. Создание и настройка сайта в Tilda.

− Тема 9. Деплой – 2 ч. Что такое фронтенд и бэкенд. Хостинг. Деплой сайта.

− Тема 10. Выпускная работа – 7 ч. В этом разделе обучающиеся научатся разрабатывать концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и внешние связи, назначение каждой страницы и элемента на ней. Обучающиеся в этой теме получат навыки разработки концепции, определения целей и структуры веб-сайта, планирования его внутренних и внешних связей, а также определения назначения каждой страницы и элемента на ней.

− Тема 11. Защита проекта – 2 ч. Защита проекта – хороший способ для обучающихся показать свои художественные и технические способности, так как задания носят метапредметную направленность и помогают выявить степень усвоения всего материала курса. Защита проекта предоставляет школьникам возможность продемонстрировать свои художественные и технические навыки, поскольку задания имеют метапредметную направленность и позволяют оценить уровень усвоения всего курса.

Данный онлайн-курс охватывает все необходимые темы для получения базовых знаний в области веб-разработки и рассчитан на 34 ч.

Курс включает ряд уроков, разбитых на разделы, и включает графические материалы и примеры кода. В конце каждой темы есть домашнее задание, которое служит для закрепления изученного материала. Занятия структурированы таким образом, чтобы практика помогала усвоить теорию, изученную на каждом уроке. Всего в курсе представлено 15 практических заданий.

В рамках апробации созданного электронного курса была реализована экспертная оценка элективного курса на тему «Веб-разработка», с целью получения обратной связи от опытных педагогов.

В качестве экспертов выступили 16 чел., из которых 31,25 % – преподаватели кафедры информационных технологий и теоретических основ информатики и 68,75 % – учителя информатики общеобразовательных учреждений.

Для проведения экспертной оценки были предоставлены следующие материалы: ссылка на курс, размещенный на платформе Stepik; ссылка на рабочую программу курса.

Эксперты оценивали курс по следующим критериям:

1. Данная тема актуальна для современного образования.

2. Содержание курса соответствует образовательным потребностям в информационной среде современного школьника.

3. Рабочая программа соответствует требованиям к оформлению элективного курса.

4. Темы курса соответствуют содержанию рабочей программы.

5. Материал соответствует принципу полноты.

6. В материале представлена методическая составляющая.

7. В курсе представлены задания для практической и самостоятельной работы.

8. Курс логично выстроен и структурирован.

9. Курс соответствует целевой аудитории (10–11 класс).

Каждый критерий оценивался по четырем уровням выполнения:

0 – критерий не выполняется;

1 – критерий частично выполняется;

2 – критерий частично не выполняется;

3 – критерий выполняется полностью.

В ходе экспертной оценки были получены следующие результаты, преобразованные в диаграммы, цифра на диаграмме соответствует номеру критерия (рис. 1).

Согласно проведенной оценке можно сделать вывод, что данная тема является актуальной для современного образования, курс логично выстроен и структурирован и соответствует принципу полноты. Темы онлайн-курса соответствуют содержанию разработанной рабочей программы. Высокая оценка экспертов демонстрирует возможность использования разработки в образовательном процессе.

Также в экспертную оценку были добавлены два вопроса с развернутым ответом: «Какие изменения или улучшения могут быть внесены в курс, чтобы улучшить его эффективность и привлекательность для обучающихся?»; «Какие сложности могут возникнуть при реализации данного элективного курса, и как они могут быть решены?»

missing image file

Рис. 1. Результаты экспертной оценки

В ответах на эти вопросы эксперты высказали следующие предложения: «думаю, данный вариант разработанности достаточный»; «необходимо усилить практический блок»; «большое количество материала, предлагаю разбить на два курса». Экспертная оценка подтверждает, что разработанный электронный курс «Веб-разработка» может использоваться в качестве элективного курса в рамках уроков информатики в 10–11 классах, курс позволит развить умения и знания учащихся в области веб-разработки.

Курс был опубликован на платформе Stepik 17 мая 2023 г., он состоит из 10 модулей и 49 уроков. На платформе Stepic курс прошли 202 чел. Апробация проведена на базе ФГБОУ ВО АлтГПУ, МБОУ «СОШ № 13» и «Лицей № 3» г. Барнаула. Ссылка на курс: https://stepik.org/course/171660/promo#toc.

Учащиеся проявили заинтересованность в использовании платформы, задавали много вопросов преподавателю и дали несколько комментариев по изученному материалу.

Несмотря на то, что период апробации курса уже закончился, на курс подписываются новые ученики. Из этого можно сделать вывод, что данный курс актуален в образовательном пространстве и привлекает новых обучающихся.

Из всех модулей наибольший интерес вызвал модуль № 4 “HTML: Базовые элементы”, его прошли 84 ученика. В этом модуле предлагалось сверстать HTML страницу по макету. В связи с тем, что это был их первый самостоятельный опыт в написании кода, это задание вызвало у учащихся большой интерес.

missing image file

Рис. 2. Статистика выполнения курса по итогам апробации

Наиболее затруднительным стало выполнение выпускной работы, которую успешно сдали 18 учеников. Работа вызвала наибольшую трудность в связи с коротким сроком выполнения данного задания.

Рассмотрим статистические данные по выполнению курса, которые в процентном соотношении показывают прогресс выполнения курса по окончанию срока апробации (рис. 2).

По результатам можно сделать вывод, что большая часть обучающихся заинтересовалась изучением курса и выполнила 75 % практических заданий и более. По завершению курса, а также при прохождении его ученики могли оставить отзыв. Прошедшие курс полностью оставили положительные комментарии. Разработанный курс является эффективным инструментом для обучения веб-разработке и может быть использован в образовательной практике.

Заключение

В результате работы было проведено исследование в области применения веб-разработки в старшей школе и определено, что использование онлайн-курсов данной темы необходимо, но не всегда реализуемо по разным причинам. Разработан онлайн-курс и размещен на платформе Stepik, который предполагает самостоятельное изучение веб-разработки в старшей школе. Курс позволяет изучить основы веб-разработки, содействовать развитию алгоритмического и аналитического мышления, обеспечить освоение базовых навыков создания веб-сайтов. На контрольно-оценочном этапе были установлены критерии оценивания курса экспертами и обучающимися. По результатам экспертной оценки и апробации работы можно сделать вывод, что разработанный курс может быть полезным в образовательной среде и внедрен в образовательный процесс. Статистика, которая показывает увеличение количества учащихся на курсе, подтверждает активный интерес и мотивацию к самостоятельному изучению.


Библиографическая ссылка

Черпакова Н.А., Капустина Л.В., Горелов Д.А. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЕБ-РАЗРАБОТКЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ПЛАТФОРМЕ STEPIK // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 11. – С. 225-229;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39848 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674