Развитие информатики как науки играет ключевую роль в создании глобального информационного общества. Оно оказывает значительное влияние на экономику, науку, образование и культуру, а также определяет конкурентоспособность страны, качество жизни людей и национальную безопасность.
При получении базового школьного образования учащийся должен решить, какие приобретенные знания и умения ему необходимы для дальнейшего обучения в высших или средних профессиональных учреждениях. По окончании школы будущему студенту нужно решить, в каком направлении продолжать свое образование. Посещение различных курсов в школе поможет ученику определиться с будущей профессией и построить свою карьеру. Для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и построения уникальных образовательных траекторий в учебный план включаются элективные курсы [1]. Приобретение IT-компетенций еще на школьном этапе позволяет в дальнейшем лучше ориентироваться в мире IT-профессий. Одним из возможных направлений обучения является получение профессии веб-разработчика.
Учащиеся школ повсеместно используют интернет-источники в различных сферах жизни. Многие школьники проходят электронные курсы по различным учебным предметам, но немногие знают, как разрабатываются данные курсы и как они важны на сегодняшний день для современного поколения. Актуальность работы определяется тем, что в школьной программе не предусмотрено достаточное количество часов для углубленного изучения некоторых разделов информатики, а именно веб-разработки, поэтому целесообразно внедрять в школьную программу дополнительные элективные курсы.
Целью работы является возможность внедрения элективного курса по веб-разработке в школьную программу и создание онлайн-курса по основам веб-разработки, предназначенного для учеников старших классов.
Материалы и методы исследования
Веб-конструирование как часть предмета информатики – актуальная и перспективная область в образовании. Проведен анализ современных школьных учебников базового уровня по информатике и ИКТ и выявлено содержание обучения веб-конструированию.
Веб-разработка впервые встречается в главах учебника за 9 класс по информатике (Л.Л. Босова, 2016). Однако данная тема рассматривается в одном параграфе, где большая часть отведена рекомендациям по наполнению сайта контентом и местам его размещения. Оставшаяся доля параграфа направлена на размещение сайта в сети Интернет – изучение хостингов.
Также процесс создания веб-ресурсов встречается в учебнике информатики базового уровня 10 класса (Н.Д. Угринович, 2016). Третья глава данного учебника под названием «Коммуникационные технологии» повествует о Всемирной Паутине и ее составляющих. Только последний параграф «Основы языка гипертекста» служит обучению учащихся основам создания веб-сайтов. Несмотря на малый объем параграфа, его содержание охватывает все разделы веб-конструирования. Материалу данного параграфа свойственна емкость и точность.
Актуальность веб-разработки возрастает, но количество времени, отведенного на его изучение, не увеличивается. В связи с этим было принято решение разработать элективный курс «Основы веб-разработки» и реализовать его в дистанционном формате.
Для организации такой формы учебного процесса используются различные онлайн-платформы. Они дают возможность быстрого и эффективного взаимодействия между участниками учебного процесса, а также удобного контроля успеваемости и оценивания полученных знаний.
Выделим основные критерии подбора платформы [2] для дистанционного обучения:
− функциональность;
− отказоустойчивость;
− удобство использования;
− мультимедийность;
− качество технической поддержки.
В ходе работы было рассмотрено несколько популярных учебных платформ для организации дистанционного обучения [3; 4, с. 26], таких как Moodle, Learme, Eduardo и Stepik.
Stepik – одна из самых известных российских платформ для создания онлайн-курсов. Возможность публикации есть у каждого зарегистрированного пользователя. Для создания открытого курса можно ограничиться бесплатным тарифом.
К преимуществам платформы Stepik относятся:
− многочисленные возможности составления отчетов и анализа успеваемости;
− возможность коммуникации между пользователями;
− платформа изначально ориентирована на курсы для программистов;
− интуитивно понятный интерфейс;
− кроссплатформенность.
Существует большое количество образовательных платформ, которые удовлетворяют разнообразным требованиям. Основными требованиями к образовательной платформе являются: доступность ресурсов по сети, кроссплатформенность, простота разработки курса [5]. Однако из всех рассмотренных платформ наиболее подходящей для курса «Веб-разработка» является Stepik.
Результаты исследования и их обсуждение
Была разработана рабочая программа элективного курса «Веб-разработка», предназначенная для использования в учебной деятельности, чтобы подготовить школьников к будущей профессиональной деятельности. Программа может быть реализована в дистанционном формате с помощью созданного курса. Данная разработка поможет сформировать представления о HTML и CSS, а также способах их применения [6, с. 14].
Цель элективного курса – ознакомить с основными инструментами веб-разработки и научить школьников применять данные навыки в повседневной деятельности.
Программа элективного курса направлена на решение следующих задач:
− приобретение теоретических знаний и практических навыков в области основ веб-программирования;
− развитие операционного мышления;
− развитие исследовательских и конструкторских навыков для активного творчества с применением современных технологий;
− развитие умений и методов деятельности для решения практически значимых задач и создание собственных веб-продуктов.
Этапы разработки и реализации онлайн-курса «Веб-разработка» были организованы с учетом максимальной эффективности, благодаря четкой структуре сценария, разбиению на модули, соответствующие заранее определенным целям и задачам, а также правильной последовательности представления обучающих элементов. Курс содержит следующие темы со следующим количеством часов для их изучения:
− Тема 1. Введение – 1 ч. Что такое HTML и его базовая структура.
− Тема 2. HTML: Основы – 2 ч. Язык гипертекстовой разметки документов, теги, атрибуты. Заголовки, абзацы. Вложенность тегов, перенос строки в теге.
− Тема 3. HTML: Базовые элементы – 4 ч. Структура HTML-документа. Редакторы кода. Элементы и их виды. Списки. Изображения. Ссылки и адреса.
− Тема 4. HTML: Базовые элементы (ч. 2) – 4 ч. Создание и оформление таблиц. Форматирование ячеек. Создание форм.
− Тема 5. CSS: Основы – 2 ч. История CSS. Способы подключения CSS. Синтаксис. Простые и составные селекторы. Инструменты разработчика в браузере.
− Тема 6. CSS: Базовые элементы – 4 ч. Текст и шрифты. Цвет и фон. Типы отображения элементов. Единицы измерения. Как бороться с переполнением контента. Обтекание элементов. Позиционирование.
− Тема 7. Продвинутая верстка – 4 ч. Краткая история веб-технологий. Flex-элементы. Псевдоклассы. Анимация переходов. Медиа-запросы. Адаптивная сетка.
− Тема 8. Конструкторы – 3 ч. Что такое конструкторы. Zero-блоки. Регистрация на Tilda. Создание и настройка сайта в Tilda.
− Тема 9. Деплой – 2 ч. Что такое фронтенд и бэкенд. Хостинг. Деплой сайта.
− Тема 10. Выпускная работа – 7 ч. В этом разделе обучающиеся научатся разрабатывать концепцию, цели и структуру сайта, продумывать его внутренние и внешние связи, назначение каждой страницы и элемента на ней. Обучающиеся в этой теме получат навыки разработки концепции, определения целей и структуры веб-сайта, планирования его внутренних и внешних связей, а также определения назначения каждой страницы и элемента на ней.
− Тема 11. Защита проекта – 2 ч. Защита проекта – хороший способ для обучающихся показать свои художественные и технические способности, так как задания носят метапредметную направленность и помогают выявить степень усвоения всего материала курса. Защита проекта предоставляет школьникам возможность продемонстрировать свои художественные и технические навыки, поскольку задания имеют метапредметную направленность и позволяют оценить уровень усвоения всего курса.
Данный онлайн-курс охватывает все необходимые темы для получения базовых знаний в области веб-разработки и рассчитан на 34 ч.
Курс включает ряд уроков, разбитых на разделы, и включает графические материалы и примеры кода. В конце каждой темы есть домашнее задание, которое служит для закрепления изученного материала. Занятия структурированы таким образом, чтобы практика помогала усвоить теорию, изученную на каждом уроке. Всего в курсе представлено 15 практических заданий.
В рамках апробации созданного электронного курса была реализована экспертная оценка элективного курса на тему «Веб-разработка», с целью получения обратной связи от опытных педагогов.
В качестве экспертов выступили 16 чел., из которых 31,25 % – преподаватели кафедры информационных технологий и теоретических основ информатики и 68,75 % – учителя информатики общеобразовательных учреждений.
Для проведения экспертной оценки были предоставлены следующие материалы: ссылка на курс, размещенный на платформе Stepik; ссылка на рабочую программу курса.
Эксперты оценивали курс по следующим критериям:
1. Данная тема актуальна для современного образования.
2. Содержание курса соответствует образовательным потребностям в информационной среде современного школьника.
3. Рабочая программа соответствует требованиям к оформлению элективного курса.
4. Темы курса соответствуют содержанию рабочей программы.
5. Материал соответствует принципу полноты.
6. В материале представлена методическая составляющая.
7. В курсе представлены задания для практической и самостоятельной работы.
8. Курс логично выстроен и структурирован.
9. Курс соответствует целевой аудитории (10–11 класс).
Каждый критерий оценивался по четырем уровням выполнения:
0 – критерий не выполняется;
1 – критерий частично выполняется;
2 – критерий частично не выполняется;
3 – критерий выполняется полностью.
В ходе экспертной оценки были получены следующие результаты, преобразованные в диаграммы, цифра на диаграмме соответствует номеру критерия (рис. 1).
Согласно проведенной оценке можно сделать вывод, что данная тема является актуальной для современного образования, курс логично выстроен и структурирован и соответствует принципу полноты. Темы онлайн-курса соответствуют содержанию разработанной рабочей программы. Высокая оценка экспертов демонстрирует возможность использования разработки в образовательном процессе.
Также в экспертную оценку были добавлены два вопроса с развернутым ответом: «Какие изменения или улучшения могут быть внесены в курс, чтобы улучшить его эффективность и привлекательность для обучающихся?»; «Какие сложности могут возникнуть при реализации данного элективного курса, и как они могут быть решены?»
Рис. 1. Результаты экспертной оценки
В ответах на эти вопросы эксперты высказали следующие предложения: «думаю, данный вариант разработанности достаточный»; «необходимо усилить практический блок»; «большое количество материала, предлагаю разбить на два курса». Экспертная оценка подтверждает, что разработанный электронный курс «Веб-разработка» может использоваться в качестве элективного курса в рамках уроков информатики в 10–11 классах, курс позволит развить умения и знания учащихся в области веб-разработки.
Курс был опубликован на платформе Stepik 17 мая 2023 г., он состоит из 10 модулей и 49 уроков. На платформе Stepic курс прошли 202 чел. Апробация проведена на базе ФГБОУ ВО АлтГПУ, МБОУ «СОШ № 13» и «Лицей № 3» г. Барнаула. Ссылка на курс: https://stepik.org/course/171660/promo#toc.
Учащиеся проявили заинтересованность в использовании платформы, задавали много вопросов преподавателю и дали несколько комментариев по изученному материалу.
Несмотря на то, что период апробации курса уже закончился, на курс подписываются новые ученики. Из этого можно сделать вывод, что данный курс актуален в образовательном пространстве и привлекает новых обучающихся.
Из всех модулей наибольший интерес вызвал модуль № 4 “HTML: Базовые элементы”, его прошли 84 ученика. В этом модуле предлагалось сверстать HTML страницу по макету. В связи с тем, что это был их первый самостоятельный опыт в написании кода, это задание вызвало у учащихся большой интерес.
Рис. 2. Статистика выполнения курса по итогам апробации
Наиболее затруднительным стало выполнение выпускной работы, которую успешно сдали 18 учеников. Работа вызвала наибольшую трудность в связи с коротким сроком выполнения данного задания.
Рассмотрим статистические данные по выполнению курса, которые в процентном соотношении показывают прогресс выполнения курса по окончанию срока апробации (рис. 2).
По результатам можно сделать вывод, что большая часть обучающихся заинтересовалась изучением курса и выполнила 75 % практических заданий и более. По завершению курса, а также при прохождении его ученики могли оставить отзыв. Прошедшие курс полностью оставили положительные комментарии. Разработанный курс является эффективным инструментом для обучения веб-разработке и может быть использован в образовательной практике.
Заключение
В результате работы было проведено исследование в области применения веб-разработки в старшей школе и определено, что использование онлайн-курсов данной темы необходимо, но не всегда реализуемо по разным причинам. Разработан онлайн-курс и размещен на платформе Stepik, который предполагает самостоятельное изучение веб-разработки в старшей школе. Курс позволяет изучить основы веб-разработки, содействовать развитию алгоритмического и аналитического мышления, обеспечить освоение базовых навыков создания веб-сайтов. На контрольно-оценочном этапе были установлены критерии оценивания курса экспертами и обучающимися. По результатам экспертной оценки и апробации работы можно сделать вывод, что разработанный курс может быть полезным в образовательной среде и внедрен в образовательный процесс. Статистика, которая показывает увеличение количества учащихся на курсе, подтверждает активный интерес и мотивацию к самостоятельному изучению.