Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Саитбаева Э.Р. 1 Крисковец Т.Н. 1 Семенова В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Формирование проектной компетентности педагогов – важная управленческая задача, решение которой обеспечит эффективную образовательную деятельность педагогов по формированию проектных умений и навыков у обучающихся в эпоху цифровой экономики и широкого применения в разных сферах жизни общества проектной технологии. Современная общеобразовательная организация не в полной мере готова к решению этой задачи в связи с несовершенством ресурсной обеспеченности. Цель исследования – проанализировать предпосылки внедрения современной модели управления формированием проектной компетентности педагогов в общеобразовательной организации и предложить эффективные управленческие решения для ликвидации выявленных ресурсных дефицитов. В качестве материалов использованы научные статьи, монографии, нормативно-правовые документы по проблеме. В качестве методов использованы методы социологических исследований, а также методы стратегического анализа и управления деятельностью организации. Установлено, что в отсутствие планомерного управленческого воздействия сформированность проектной компетентности педагогов находится на низком и среднем уровнях. Эффективные решения проблемы предполагают многосторонний подход: мотивацию и стимулирование кадров к использованию проектной технологии; разработку локальных актов, регламентирующих проектную деятельность; институциональное и внутрифирменное обучение педагогов, а также организацию образовательной миграции в школы, обладающие опытом внедрения проектной технологии; создание информационных ресурсов, инфраструктуры и участие в грантовой деятельности. Теоретически обоснованный комплексный подход к формированию проектной компетентности педагогов, апробированный в ходе опытно-экспериментальной работы, приведет к более эффективному развитию системы регионального образования.
проектная компетентность педагога
управление формированием проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований
1. Парфенова Т.А. Формирование проектной компетентности будущих педагогов начальной школы: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». Самара, 2019. 258 с.
2. Довженко Н.В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Международной научной конференции (Санкт-Петербург, июль 2017 г.). СПб.: Свое издательство, 2017. С. 13–15.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/?ysclid=lm5wucix3j689535198 (дата обращения: 05.09.2023).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/?ysclid=lm5wwxqk1650837048 (дата обращения: 05.09.2023).
5. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/?ysclid=lm5wy9vtmk133441478 (дата обращения: 05.09.2023).
6. Фидарова М.Г. Подготовка будущих учителей информатики в условиях вуза к использованию проектных технологий в образовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 287–292.
7. Саитбаева Э.Р., Колганова М.В. Управление развитием информационной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 10. С. 226–231.

Все сферы деятельности современного общества, в силу высокого развития его проектно-организационной культуры, подразумевают разработку и осуществление проектов: производство материальных ценностей, культура, наука. По мнению ученых, проектная культура должна стать основой для утверждения новой образовательной парадигмы [1]. Действительно, неотъемлемым элементом современной системы образования является применение метода педагогического проектирования как одной из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы с обучающимися в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного опыта обучающихся, максимально реализуют их психолого-физиологические способности и особенности, активизируют все виды памяти. В то же время метод педагогического проектирования содействует профессиональному развитию педагогов, вырабатывая у них исследовательские умения, развивая креативность, способность к прогнозированию, поиску инновационных средств, следствием чего является повышение качества воспитательно-образовательного процесса [2]. Обязательность проектной деятельности для обучающихся в начальной и основной школе (для старшеклассников – по выбору) отражена в ФГОС начального общего и основного общего образования [3; 4]. На сегодняшний день проектная деятельность в образовании зарекомендовала себя как оптимальный, инновационный и перспективный метод, востребованный на практике благодаря его образовательной эффективности. В то же время для успешной реализации проектной деятельности обучающимися педагог сам должен владеть необходимыми компетентностями, в частности проектной. Проектирование заявлено в качестве обобщенной трудовой функции современного педагога, согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [5].

Однако специальные исследования и опыт свидетельствуют о том, что проектная компетентность педагога как субъекта социокультурных преобразований сформирована на невысоком уровне, а потенциал дополнительного профессионального образования недостаточно используется в развитии проектной компетентности педагога.

Цель исследования – разработать и апробировать условия формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований.

Задачи:

1. Уточнить сущность и содержание проектной компетентности педагога и современные требования к ней в условиях модернизации российского образования.

2. Разработать модель управления формированием проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований.

3. Проанализировать предпосылки внедрения модели управления формированием проектной компетентности педагога в МОАУ «СОШ № 34 г. Оренбурга».

4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели управления формированием проектной компетентности педагога в ходе реализации проекта «Школа управления социокультурными изменениями» в МОАУ «СОШ № 34 г. Оренбурга».

Материалы и методы исследования

Для проектирования модели управления формированием проектной компетентности педагога и анализа предпосылок ее внедрения в СОШ № 34 г. Оренбурга использованы метод «дерева целей» и SWOT-анализ. Для диагностики проектной компетентности педагогов использованы анкетирование, методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерса, наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). В исследовании проектной компетентности педагогов приняли участие 30 педагогов СОШ № 34.

Методологической основой исследования является деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования проектной компетентности как деятельность, направленную на формирование системы мотивов, лежащих в основе отношений к проектной деятельности, на овладение системой знаний и применение опыта использования проектных умений и навыков.

Результаты исследования и их обсуждение

Вслед за учеными авторы рассматривают проектную компетентность как интегративное личностное качество, обеспечивающее инновационный характер и творческий стиль педагогической деятельности на основе ценностных ориентаций, проектных знаний, личностного опыта проектной деятельности [6]. Ее основными компонентами являются: мотивационный (заинтересованность и инициативность в проектной деятельности; познавательная активность, потребность в профессиональном совершенствовании); когнитивный (знание отличительных черт проекта, основных способов проектирования, критериев оценки проекта), деятельностный (умения и навыки планирования, организации, координации, контроля, коррекции процесса работы над проектом, делегирования полномочий в процессе проектной деятельности).

missing image file

Модель управления формированием проектной компетентности педагога

Модель управления формированием проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований выполнена с использованием метода «дерева целей» и включает: стратегическую цель – создание условий для формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований (для решения социально значимой задачи – создания благоприятной среды обитания жителей микрорайона в ходе их плодотворного взаимодействия); стратегических задач (представляющих собой семь видов ресурсов) и мероприятий [7] (рисунок).

Организационно-педагогическими условиями эффективной реализации модели являются: использование разработанных методов и методик диагностики проектной компетентности педагога; проектирование структуры и содержания образовательной программы внутрифирменного повышения квалификации педагогов в соответствии с основными компонентами проектной компетентности педагога; внедрение в процесс внутрифирменного обучения образовательной программы, направленной на формирование проектной компетентности педагогов.

Раскроем ход и результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели управления формированием проектной компетентности педагога в ходе реализации проекта «Школа управления социокультурными изменениями» в СОШ № 34 г. Оренбурга.

Педагогический коллектив школы № 34 работает над реализацией Программы развития «Портал возможностей» с сентября 2020 г. Создание Программы развития и начало ее реализации совпали с масштабными трансформациями в обществе и образовании, запущенными в период «цифровой весны». Именно время создания Программы развития определило ее основной принцип социокультурного проектирования, в основе которого лежат три компонента: гуманизация, цифровизация, коммуникация.

Цель Программы развития – преобразование школы в продюсера социокультурных преобразований, который формирует социокультурный капитал самой школы и человека в ней, центр образовательной логистики, предоставляющий доступ к лучшим образовательным ресурсам региональной и федеральной системы образования, открытую социальную площадку, обеспечивающую формирование личности, способной к успешной социальной адаптации в современном активно развивающемся информационном обществе. В 2020 г. коллектив школы приступил к проектно-мобилизационному этапу реализации Программы, который предполагал выявление точек инновационного развития, одной из которых стало формирование проектной компетентности, необходимой для эффективной работы в условиях модернизации образования.

Для начала авторами был проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон школы по отношению к реализации стратегической цели «Создать условия для формирования проектной компетентности педагога как субъекта социокультурных преобразований (для решения социально значимой задачи – создания благоприятной среды обитания жителей микрорайона в ходе их плодотворного взаимодействия)», которая была определена на основе изучения запросов субъектов деловой среды школы.

С учетом выявленных сильных и слабых сторон была уточнена разработанная модель управления формированием проектной компетентности педагога на уровне мероприятий по каждой из семи стратегических задач (ресурсов). Мотивационный ресурс: разработать ритуал вручения благодарственных писем от руководства «Лучшие учителя»; обновить критерии стимулирования педагогов с учетом их вовлеченности в проектную деятельность; разработать программу мотивирования педагогов к проектной деятельности. Кадровый ресурс: сформировать заказ на институциональное повышение квалификации по проблеме; разработать программу внутрифирменной учебы; организовать образовательную миграцию в учреждения, обладающие позитивным опытом реализации социокультурных проектов. Научно-методический ресурс: разработать методические рекомендации, памятки и инструкции для учителей по созданию социокультурных проектов. Нормативно-правовой ресурс: уточнить должностные инструкции педагогов; разработать Положение о проектной деятельности. Информационный ресурс: спланировать работу по использованию СМИ для информационного сопровождения реализуемых проектов. Материально-технический ресурс: приобрести оборудование, создать соответствующую инфраструктуру для реализации грантовых проектов. Финансово-экономический ресурс: принять участие во Всероссийском конкурсе социальных проектов «Добро не уходит на каникулы».

Для выявления эффективности разработанной модели было проведено изучение проектной компетентности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Анкетирование педагогов включало вопросы: «Считаете ли Вы проектный метод показателем высокого профессионального мастерства?», «Заинтересованы ли Вы в формировании своей проектной компетентности?», «Стремитесь ли Вы к проектным достижениям?» (мотивационный компонент проектной компетентности); «В достаточной ли мере Вы осведомлены о типах и структуре проектов?», «Каковы основополагающие принципы проектирования в педагогической деятельности?» (когнитивный компонент); «Используете ли Вы метод проектов в педагогической практике?», «Какие профессиональные умения по внедрению проектного метода в своей работе Вам необходимо корректировать?», «Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам разработать и реализовать проект самостоятельно или с помощью старшего воспитателя, наставника, коллег?» (деятельностный компонент) и т.д. Для оценки мотивационного компонента также была использована методика «Изучение мотивации к успеху» Т. Элерса. Для оценки деятельностного компонента наряду с ответами на вопросы анкеты использовались наблюдение и анализ продуктов деятельности в ходе проведения ежегодного школьного конкурса социальных проектов «Твори добро», который включает выбор проекта в соответствии со своими интересами, определение своей роли в нем, участие в разработке проекта и публичной защите результатов. Оценке подлежали: первоначальные навыки планирования своей деятельности в работе над проектом, организаторские умения, умение координировать процесс работы, делегировать задания (в частности, в роли PM-проект-менеджера), способность проводить промежуточный контроль.

Союз родительской общественности СОШ № 34 вдохновился идеей проекта по благоустройству и восстановлению пришкольного сквера и решил воплотить ее в реальность. Социальный проект «Казачий палисад» был представлен на конкурс грантов неправительственным некоммерческим организациям на развитие гражданского общества в Оренбургской области. Цель проекта – формирование идентичности оренбуржца, жителя исторического центра Оренбурга через изучение культуры и деятельность сообществ по преобразованию окружающего пространства.

Динамика формирования проектной компетентности педагогов

Уровень

Компоненты

Когнитивный

Мотивационный

Деятельностный

До ОЭР

После ОЭР

До ОЭР

После ОЭР

До ОЭР

После ОЭР

Высокий

54,3 %

60,9 %

11,1 %

50 %

6,9 %

48,6 %

Средний

33,3 %

34 %

83,3 %

50 %

34,5 %

27 %

Низкий

12,4 %

5,1 %

5,6 %

0 %

58,6 %

24,4 %

Проект «Казачий палисад» заручился поддержкой Оренбургского войскового казачьего общества, Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им В.П. Поляничко и ООО «УКЖФ-Центральная».

На формирующем этапе эксперимента по формированию проектной компетентности педагогов были реализованы мероприятия по всем стратегическим задачам. Например, для формирования качественного кадрового ресурса наряду с другими мероприятиями было организовано внутрифирменное обучение с приглашением специалистов из Инновационного центра Сколково. В 2021 г. было проведено три сессии: 1) сессия коллективной работы с будущим – формирование коллективно желаемого образа будущего и поиск своего места в нем; 2) сессия коллективного мышления – представление замысла проекта трансформации школы, выявление проблем трансформации школы, втягивание участников через формирование коллективного образа будущего и размещение себя (своих инициатив) в нем; 3) сопровождение работы лаборатории развития (команда смыслов) – повестка проблем, сеть партнеров, новые смыслы и стратегические направления. В 2022–2023 учебном году проведены: 1) тренинг «Проектное обучение: гибкие уроки» – тренинг-погружение и деятельностное освоение образовательной технологии SCRUM-уроков; организация и сопровождение разработки маршрутных листов и материалов, необходимых для запуска SCRUM-уроков и дальнейшей трансформации предметов «Новая предметность»; 2) тренинг «Реальные проекты в школе по международным и отечественным стандартам» – тренинг-погружение и деятельностное освоение технологий и инструментов управления проектами (PMI, SCRUM, Agile и др.), а также элементов предпринимательских техник (Canvas, CusDev и др.); организация и сопровождение деятельности проектного офиса школы.

После проведения формирующего эксперимента была проведена диагностика сформированности компонентов проектной компетентности педагогов (таблица).

Как свидетельствуют эти данные, после проведения опытно-экспериментальной работы повысился уровень мотивации и готовности использовать проектный метод в своей работе, большинство педагогов за короткий срок справились с затруднениями, которые были выявлены на начало эксперимента.

Если в 2021 г. в традиционном школьном конкурсе социальных проектов «Твори добро» приняли участие 29 педагогов – классных руководителей из 37, то в 2022 г. в конкурсе приняли участие все педагоги – классные руководители (со своими классами). 10 проектов из представленных 37 были выбраны для реализации в 2023 г., 17 проектов было реализовано до защиты, 9 проектов не сработали на результат, 1 проект был доработан и представлен на конкурс грантов.

Союз родительской общественности СОШ № 34 выиграл грант на реализацию проекта «Казачий палисад». В сентябре 2021 г. был дан старт реализации этого проекта, а в 2022–2023 учебном году из реализуемого проекта «Казачий палисад» сформировалась сеть проектов, связанных общей целью – сохранение исторической памяти оренбуржцев и восстановление пришкольного сквера: «Казачий следопыт» и «Зеленый разъезд». «Казачий следопыт» – проект, направленный на восстановление истории оренбургского казачества и составление исследовательского маршрута по казачьим местам. «Зеленый разъезд» – проект, сформировавший волонтерский отряд, который занимается формированием комфортной экологичной городской среды.

Заключение

На основании проведенного эксперимента можно утверждать, что разработанная модель управления формированием проектной компетентности педагога и проведенные мероприятия, направленные на формирование качественных ресурсов, сыграли большую роль в повышении компонентов проектной компетентности педагогов.


Библиографическая ссылка

Саитбаева Э.Р., Крисковец Т.Н., Семенова В.А. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 9. – С. 166-171;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39779 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674